Синдром симптом фактор в клинической психологии

В клинической психологии существуют основные категории, создающие определенные вектора, которые задают систему восприятий и критерии оценки состояния человека в этой науке. Это категории нормы и патологии, здоровья и болезни, симптома и синдрома.

Клиническая психология изучает синдромы нарушений психически функций при измененных состояниях функционирования нервной системы.

Диагностика человека обычно начинается с выявления и оценки отдельных симптомов, то есть отдельных единичных признаков заболеваний. Главное в этом случае является анализ психопатологических признаков и анамнестических данных.

Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли симптомы, которые выявлялись с помощью расспроса больных и интерпретации его заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы они считали недостоверными, так как они не могли быть проверены и воспроизведены.

Симптом (единичный, частный признак) указывает лишь на неблагополучие в организме и психической сфере человека. Но качественное и целостное представление о характере болезненного процесса может дать совокупность симптомов, базирующихся на единых патогенных механизмах. Отдельный симптом сам по себе не может способствовать распознаванию болезни, он приобретает значение только в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал, что мы никогда не можем констатировать единичный изолированный симптом вне зависимости от всей цепи проявления болезненного состояния.

Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором выделяется ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.

Синдром — строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.

В синдроме выделяются обязательные, дополнительные и факультативные симптомы. Обязательный симптом указывает на происхождение расстройства. Дополнительный симптом отражает тяжесть, выраженность расстройства. Факультативный симптом связан с модифицирующим влиянием различных факторов. Среди обязательных симптомов бывает один (простой синдром) или два и более (сложный).

Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализовано, так как раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, а это важно для распознавания сущности нарушения.

На проявление симптомов влияют такие факторы: возраст, пол, культура, в которой воспитывался человек.

Болезнь и дефект не разделены между собой жесткой границей, нетождественны, но и не могут быть противопоставлены друг другу (А.С. Снежевский, 1972).

Нозос или болезнь — это болезненный процесс, текущее и динамическое явление.

Патос или дефект — это патологическое состояние, стойкое изменение функций.

Их выявление возможно при изучении течения болезни с помощью клинико-биологических данных, включая исследования патологии родственников больного.

В широком смысле дефект обозначает необходимый признак существования дефекта, о чем свидетельствует наличие постепенно нарастающего снижения адаптационных возможностей при длительно текущих неврозах.

В узком смысле стойкое, необратимое, непродуктивное психопатологическое изменение с теми минусами, в основе которых предполагается наличие органического поражения головного мозга и даже соматических систем.

И.А. Полищук делила дефектное состояние по этиологическому, патогенетическому и нозологическому принципам, выделяя общий органический дефект в виде потери энергетического потенциала.

Впервые понятие «нейропсихологический симптом» вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления нарушения какой-либо психической функции, возникающей вследствие локального поражения головного мозга. Нейропсихологическая квалификация симптомов предполагает вскрытие причин и механизмов нарушения функций. Симптом всегда имеет многозначное строение, один и тот же симптом характерен для разных нарушений.

Симптомы нарушения различных психических функций, имеющие в своей основе общую причину, объединяются в совокупность, которая называется нейропсихологическим синдромом.

Читайте также:  Синдром дауна операция на лицо

Таким образом, синдром представляет систему взаимосвязанных типовых расстройств — симптомов, подчиненных некоторому особому закону.

Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания или фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Из синдромнаеого подхода вытекает возможность диагностики. Диагностика в клинической нейропсихологии включает следующие процедуры:

собрать симптомы с помощью специальных процедур, методик;

найти нарушенный фактор;

сгруппировать симптомы на основании данного фактора;

обозначить синдром;

определить, какая зона мозга дефицитарна либо в результате повреждения, либо из-за несформированности.

Синдромный подход предполагает рассмотрение всех психических функций в их взаимосвязи.

Под синдромом в клинической психологии понимается сочетание признаков нарушений сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности, объединенных психологическими механизмами функционировании личности.

Таким образом, характер и степень выраженности симптомов, их сочетание и взаимосвязь, объектность выявления и оценки приобретает диагностическое значение лишь в определенной совокупности.

__________________________________________________________________________________________________________________

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 34 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.012 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Сердобский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Клиническая психология

Тема

Симптом, синдром, фактор
в клинической психологии

Фамилия

Костенко

Имя

Любовь

Отчество

Александровна

№ контракта

03502100701034

Основная часть

Симптом, синдром, фактор в клинической 
психологии

На границе между двумя такими
известными и обширными науками 
как медицина и психология появилась 
клиническая психология.Вначале 
клиническая психология была нацелена
на изучение отклонений интеллектуального
и личностного развития, а так же коррекцию
дезадаптИвных и делинквентных форм поведения.
Однако в последствие сфера интересов
данной науки во многом расширилась за
счет изучения психического состояния
людей с соматическими заболеваниями.

Под клинической психологией понимается
наука, которая изучает психологические 
особенности человека, страдающего 
различными заболеваниями, методы и 
способы диагностики психических 
отклонений, дифференциации психологических 
феноменов и психопатологических
симптомов и синдромов, а так же психологию
взаимоотношений пациента и медицинского
работника, психопрофилактические, психокоррекционные
и психопрофилактические способы помощи
пациентам. Кроме этого сюда можно отнести
теоретические аспекты психосоматических
и соматопсихических взаимовлияний.

Таким образом, можно дать определение 
клинической психологии с двух сторон.
В узком смысле клиническая психология
— это особая методология психологического
исследования, которое основано на
методе наблюдения относительно небольшого
числа пациентов в естественных условиях
и последующем субъективном анализе-интерпретации
индивидуальных проявлений их психики
и личности.

В широком смысле под этим выражением
понимают приложение всего объема человеческих
знаний к решению самых различных
вопросов и проблем, возникающих в медицинской
практике.

Как и в любой другой науке 
в клинической психологии имеются 
свои определенные категории и основные
понятия. К таким категориям относят
— симптом и синдром, фактор, психическое 
и психологическое здоровье, норма
и патология, дефект и болезнь.

Клиническую психологию, возможно, понять
при рассмотрении этих основных понятий.

Клиническая психология изучает синдромы
нарушений психически функций при 
измененных состояниях функционирования
нервной системы.

Диагностика человека обычно начинается
с выявления и оценки отдельных
симптомов, то есть отдельных единичных
признаков заболеваний. Главное в этом
случае является анализ психопатологических
признаков и анамнестических данных.

Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли
симптомы, которые выявлялись с помощью
расспроса больных и интерпретации его
заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы
они считали недостоверными, так как они
не могли быть проверены и воспроизведены.

Симптом (единичный, частный признак)
указывает лишь на неблагополучие в организме
и психической сфере человека. Но качественное
и целостное представление о характере
болезненного процесса может дать совокупность
симптомов, базирующихся на единых патогенных
механизмах. Отдельный симптом сам по
себе не может способствовать распознаванию
болезни, он приобретает значение только
в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал,
что мы никогда не можем констатировать
единичный изолированный симптом вне
зависимости от всей цепи проявления болезненного
состояния.

Читайте также:  Как помочь человеку при похмельном синдроме

Совокупность всех симптомов образует
симптомокомплекс, в котором выделяется
ряд закономерно сочетающихся друг с другом
симптомов, образующих синдром.

Синдром
— строго формализованное описание
закономерного и устойчивого 
сочетания симптомов.

В
синдроме выделяются обязательные, дополнительные
и факультативные симптомы. Обязательный
симптом указывает на происхождение 
расстройства. Дополнительный симптом 
отражает тяжесть, выраженность расстройства.
Факультативный симптом связан с 
модифицирующим влиянием различных факторов.
Среди обязательных симптомов бывает
один (простой синдром) или два и более
(сложный).

Использование
понятий симптома и синдрома позволяет 
описать состояние пациента строго
формализовано, так как раскладывает
целостную психическую деятельность
на отдельные типичные единицы, а это важно
для распознавания сущности нарушения.

Нозос
или болезнь — это болезненный 
процесс, текущее и динамическое
явление.

Патос
или дефект — это патологическое
состояние, стойкое изменение функций.

Их 
выявление возможно при изучении течения
болезни с помощью клинико-биологических
данных, включая исследования патологии
родственников больного.

В
широком смысле дефект обозначает необходимый 
признак существования дефекта,
о чем свидетельствует наличие 
постепенно нарастающего снижения адаптационных
возможностей при длительно текущих неврозах.

В
узком смысле стойкое, необратимое,
непродуктивное психопатологическое 
изменение с теми минусами, в основе
которых предполагается наличие 
органического поражения головного
мозга и даже соматических систем.

И.А.
Полищук делила дефектное состояние 
по этиологическому, патогенетическому 
и нозологическому принципам, выделяя 
общий органический дефект в виде
потери энергетического потенциала.

Впервые
понятие «нейропсихологический симптом»
вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления
нарушения какой-либо психической функции,
возникающей вследствие локального поражения
головного мозга. Нейропсихологическая
квалификация симптомов предполагает
вскрытие причин и механизмов нарушения
функций. Симптом всегда имеет многозначное
строение, один и тот же симптом характерен
для разных нарушений.

Симптомы 
нарушения различных психических 
функций, имеющие в своей основе
общую причину, объединяются в совокупность,
которая называется нейропсихологическим
синдромом.

Таким
образом, синдром представляет систему 
взаимосвязанных типовых расстройств
— симптомов, подчиненных некоторому
особому закону.

Под
синдромом в клинической психологии
понимается сочетание признаков 
нарушений сторон и индивидуальных
особенностей психической деятельности,
объединенных психологическими механизмами
функционировании личности.

Таким
образом, характер и степень выраженности
симптомов, их сочетание и взаимосвязь,
объектность выявления и оценки
приобретает диагностическое значение
лишь в определенной совокупности.

Большинство психических и поведенческих 
расстройств имеют многофакторную
природу. На человека оказывают влияния 
такие факторы как генетические
(наследственные), биохимические, нейрофизиологические,
психофизиологические, личностные, социально-психологические
и социологические.

Нейропсихологический 
фактор — физиологическое понятие, обозначающее
принцип физиологической деятельности
определенной мозговой структуры.

Генетические факторы определяют
мозговые структуры и механизмы 
психической деятельности, отвечающие
за диапазон индивидуальных различий
в поведении человека. Гены закладывают 
фундамент уникальности психологического
облика индивидуальности. Гены оказывают 
влияние на строение и биохимическую
активность материального субстрата психическим.

Психологические расстройства связаны 
с действием нескольких генов. В 
современной науке считается, что 
возникновение психических расстройств 
является необходимым следствием генетического
разнообразия вида Homo Sapiens, то есть получается,
что человек с отклонениями от среднестатической
нормы выполняет роль своеобразного природного
резервуара Репина Н.В., Воронцова Д.В.,
Юматова И.И. Основы клинической психологии.
М., 2003. — С. 9.

, за счет которых в природе 
поддерживается уровень распространенности 
и степень выраженности определенных 
функций.

Разные комбинации одних и тех 
же генов могут давать различные 
проявления, в зависимости от условий 
окружающей среды.

Биохимические факторы отвечают
за скорость и эффективность передачи
нейронных импульсов, специфичность рецепторов,
характер взаимодействия их клеток между
собой, настройку их процессов. В эти факторы
включаются биогенетические амины, аминокислоты,
деятельность эндокринной и иммунной
системы.

Нейрофизиологические факторы 
являются материальной основой психических 
процессов, с помощью чего осуществляется
психическая деятельность человека.
Любой психический процесс связан
с какими-либо физиологическими переменами.
Нейрофизиологические процессы определяют,
что выбрать из непрерывного потока раздражителей
в качестве специфических для реализации
своих главных признаков среды.

Психофизиологические факторы. В 
них включается общая физиологическая 
активность организма, влияющая на протекание
психических процессов, а также деятельность
центральной нервной и периферической
системы, нервно-мышечная активность,
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной
и эндокринной системы. Все эти фактор,
связанные с процессом активации психики
в условиях, побуждающих к кратковременным
или стойким функциям изменения психической
деятельности.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна адаптация

Личностные факторы, связаны с 
влиянием приобретенных в ходе развития
психических черт, возрастающих уязвимость
перед возникновением поведенческих 
и психических расстройств. Личностная
способность обеспечивает гибкую адаптацию
к различным стрессовым ситуациям, то
есть проявляется способность совладения
со стрессом (копинг). Это связано с наличием
у человека психических сил, позволяющих
открывать, признавать имеющиеся проблемы
с целью дальнейших разрешений.

Социально-психологические факторы.
Для них характерно общее и 
межличностное взаимодействие, статусно-ролевые 
позиции в общении и взаимодействии,
а также социальные установки 
и представления. Они могут иметь 
разный уровень влияния на возникновение
нарушений: прямое, опосредованное, моделирующее,
дополнительное и поддерживающее.

К прямому действию относится социальная
депривация или лишение общения 
и взаимодействия с желаемыми 
или необходимыми для личности социальными 
объектами, лишение внимания со стороны
других людей. Довольно часто этот фактор
имеет опосредованное, поддерживающее
влияние.

Изменения характеристик общения 
и взаимодействия у людей с 
отклонениями в психической деятельности
чаще связано с тем, что социальное
окружение ориентировано на другие общепринятые
стандартные формы проявления отношений
и обращения. Поэтому люди с психическими
отклонениями форм общения и взаимодействия
не вживаются в стандартные правила здоровой
личности, современные люди избегают общения
с такими людьми, так как те не в состоянии
ответить на это избегание или предотвратить
его. Это все усугубляет их психологический
дискомфорт, что приводит к дальнейшему
развитию отклонений и превращению их
в болезнь.

Вследствие несоответствия общепринятым
правилам общения и взаимодействия люди
с психическими отклонениями рассматриваются
окружающими как социально некомпетентные.
При этом социальная компетентность охватывает
социальное поведение в соответствие
его стандартам проявления в общении.
Таким образом, нарушение в одной области
психики приводит к нарушению во всех
сферах личности.

Социологические факторы. Сюда включаются
характеристики социального пространства,
в котором совместно проживают 
люди с психическими и поведенческими
отклонениями и люди, соответствующие
общепринятым нормам. Сюда относятся доступность
помощи, поддержки, соответствие предполагаемой
помощи реальным потребностям и нуждам
людей с отклонениями, возможность организации
жизни с учетом индивидуальных особенностей
психики человека с отклонениями от общепринятых
нормативов.

Социальное неравенство является
ведущим фактором, ответственным 
за возникновение и развитие психических 
расстройств. Неравенство жизненных 
условий и шансов людей, которые 
сталкиваются с поражением в правах
и ограничениями в доступе к распределению
благ из-за своих психических и личностных
особенностей. Люди с отклонениями оказываются
исключенными из сформированной большинством
членов общества жизненного стиля, что
приводит к развитию отклонений в такой
форме как болезнь.

Заключение.

Клиническая психология — довольно интересная
и загадочная наука, с одной стороны 
она входит в такую древнейшую
науку, как медицина, а с другой
— ее возникновение считается не
особенно древним, когда стало происходить 
взаимопроникновение психологии и
медицины.

Но не смотря на это, клиническую 
психологию можно назвать самостоятельной 
наукой, которая имеет определенное
значение в исследованиях, свой предмет 
и задачи.

Клиническая психология не может пониматься
как действительная наука без 
основных понятий и категорий, которые
существуют в наличии в любой науке. В
данной науке это такие категории как
симптом и синдром, здоровье и болезнь,
норма и патология, Компенсация, а также
факторы, влияющие на человека различными
способами.

Все эти группы категорий не имеют
жесткую границу, не тождественны, но при
этом они взаимосвязаны друг с другом.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу
интернет-ресурса

1

allbest.ru

https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00005972_0.html

2

Институт Психотерапии и Клинической 
Психологии

https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1613

3

О психологии

Категории синдрома и фактора в клинической психологии.

Источник