Синдром сгорания защитные механизмы меры профилактики вестник ратэпп

Синдром сгорания защитные механизмы меры профилактики вестник ратэпп thumbnail

Мы живые люди, нам свойственны сомнения. Если вдруг кажется, что ничего не можешь дать, значит ли это, что эмоционально выгорел? Если нет желания больше заниматься телефонным консультированием, значит ли это, что выгорел, или это знак того, что вырос? Если начинает казаться, что все уже было, уже имели дело с подобными проблемами и хочется просто и быстро дать совет, а не сидеть часами и кивать, значит ли это, что ресурс исчерпан и надо что-то делать и что-то менять?

У меня нет однозначных ответов на эти и многие другие вопросы.

Есть собственное ощущение того, что могу еще этим заниматься, хотя многие их признаков «выгорания» — налицо. А у кого нет?

Важным для меня является осознанность того, что делаю, хотя это не мешает иногда (или даже довольно часто) идти интуитивно и не осознавать пока, что делаешь — просто кажется, что так  надо. Удивительно, но именно в таких случаях возникают интересные ходы, которым потом находится вполне закономерное объяснение. 

Я отношусь к навыкам как к языку, зная который можно как понимать так и создавать любые тексты. Это меня страхует. 

Тем не менее, надо знать, от чего. Каковы они, признаки выгорания, и как с ними жить.  

Пока помещаю главу из учебника Моховикова. Огромное Спасибо!!!! 

Глава 5

ФЕНОМЕН «СГОРАНИЯ»’

У ТЕЛЕФОННЫХ
КОНСУЛЬТАНТОВ

                                                            О, знал бы я, что так
бывает, Когда пускался на дебют,

                                                             Что строчки с кровью — убивают, Нахлынут
горлом и убьют!

                                                                                                                    Борис Пастернак

Вероятно, нет
консультанта, который хоть раз не сказал бы себе или другим: «Никогда в жизни я
не ду­мал, что эта работа окажется настолько тяжелой», «По­чему эти разговоры
всегда приходятся именно на меня?», «По крайней мере, он мог бы поблагодарить»,
«Я не знал, что ему ответить», «Мы никому не помо­гаем, это заблуждение, что
после бесед с нами стано­вится легче», «Я не могу представить, что могло бы ему
помочь». Эти фразы произносят в беседах с коллегами, они могут прорываться во
время разговоров с абонен­тами. За такими высказываниями обычно скрываются
напряжение, усталость, апатия, подавленность, доса­да, озлобленность на
абонента, невозможность найти выход из консультативной ситуации, неверие в эф­фективность
работы службы. Когда диктующее их со­стояние перестает быть лишь аурой инсайта,
углубля­ется и закрепляется — приходится подумать о феноме­не «сгорания».

1 Английское «burn
out» можно перевести и как «выгорание», что, на мой взгляд,
точнее передает суть феномена.

Феномен «сгорания»
является острым кризисным состоянием. Он свойственен людям, которые по роду
своей специальности (юристы, психологи, социальные работники, психотерапевты и
др.) постоянно сталки­ваются с негативными переживаниями людей и оказы­ваются в
большей или меньшей степени личностно вов­леченными в них. Феномен «сгорания»
характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы и,
как следствие, невозможностью прово­дить эффективное консультирование. Как
правило, те­лефонный разговор или какая-либо иная ситуация в работе службы
являются лишь поводом проявления этого феномена, «последней каплей»,
обнаруживаю­щей, подобно лакмусовой бумажке, личностные про­блемы и конфликты
консультанта. Причинами возник­новения «феномена сгорания» являются:

1)  внутриличностный конфликт,

2)  острый психологический стресс,

3)  острая или хроническая фрустрация.

Консультант
фрустрируется, если его желание дос­тичь цели — помочь абоненту — сталкивается
с пре­градой, барьером (физическим, биологическим, пси­хологическим или
социокультурным), которые могут оказаться непосильными. Сам по себе телефон
(исполь­зование лишь слуха для общения) ограничивает воз­можности
консультирования и является физической преградой. Серьезно влияет
невозможность: (а) подго­товиться к беседе, поскольку каждое обращение явля­ется
неожиданным; (б) полностью контролировать контакт из-за ограниченного времени
работы с каждым абонентом и его права прервать беседу в любой момент; (в)
«выбирать» клиентов, как это бывает в очном кон­сультировании и (г)
контролировать количество обра­щений в течение смены. Страх оказаться
несостоятель­ным, ответственность за предложенные рекомендации бывают
существенными психологическими барьерами. Если абонент оказывается стариком или
подростком, то появляется преграда из-за различия и несоответствия жизненного
опыта и мироощущения. Ее можно преодолеть только «вхождением»
в мир ребенка или осознани­ем, принятием проблем пожилых людей. Наконец,
оказываются актуальными и социокультурные барьеры — нормы, правила,
многочисленные запреты-табу, при­вносимые в беседу консультантом. Например,
незащи­щенный человек может быть надолго поражен ситуаци­ей консультирования
абонента с сексуальными откло­нениями, стать жертвой оскорблений или
розыгрышей.

Фрустрация приводит к
различным вариантам фру-страционного поведения, которые отражены фразами,
приведенными в начале главы. Эмоциональное и рече­вое возбуждение с
преобладанием бесцельных и неупо­рядоченных высказываний, апатия, порождающая
нежелание продолжать беседу или работать в качестве консультанта, элементы
агрессии и деструкции в теле­фонной беседе или общении с коллегами, стереотипия
с тенденцией слепо повторять фиксированные поступ­ки, возврат к моделям
поведения, актуальным для бо­лее раннего возраста, своеобразная форма «примити­визации»
поведения либо падения качества «исполне­ния» — эти проявления являются
составными частями феномена «сгорания».

Если фрустрация в
основном отражает внешние трудности, с которыми сталкивается консультант, то
конфликт, также являющийся причиной феномена «сгорания», имеет большее
отношение к внутреннему миру человека. К.Хорни полагала, что конфликт воз­никает
при актуализации двух или более противопо­ложно направленных мотивов, целей,
интересов или ценностей.

Отечественные телефонные
консультанты (Лешукова, 1995) полагают, что в основе феномена «сгорания» ле­жит
особый механизм идентификации—отчуждения. Специфическая эмоциональная связь с
абонентом, пе­реживание тождественности чувств, эмоций и смыслов сочетается с
переживанием чувства противоположнос­ти абоненту (несходства, враждебности,
обособленно­сти). Идентифицируясь с негативными переживаниями клиента,
консультант переживает «чужое как свое». Осуществляя стратегию
помощи, вынужден отчуждаться от переживаний другого и переживать «чужое как
чужое». Механизм отчуждения—идентификации не может не затрагивать целостности
Я, что в кризисных ситуациях и обусловливает, по их мнению, «сгорание».

Разнообразные проявления
фрустрационного поведе­ния и переживания, обусловленные конфликтом, состав­ляют
психологическую сущность феномена «сгорания»:

1)  психическая и физическая усталость,

2)  ощущение беспомощности и несостоятельности,

3)  увеличение числа «неудачных» звонков,

4)  нежелание идти на дежурство,

5)  боязнь предстоящего звонка,

6)   раздражительность   и  
агрессивность   во   время беседы,

7)  стремление побыстрее ее завершить,

8)  ощущение малой значимости решаемых проблем,

9)  подмена продуктивной работы формальным под­ходом
к проблемам абонента,

10)  сомнения в эффективности работы службы,

11)  перенос отрицательных эмоций на окружающих,

12)  перенос сложностей консультанта на проблемы
абонента,

13)  стремление уйти и реализовать себя в иной
области. Переживание феномена «сгорания» может достигать

мучительной остроты.
Помогая другим, тем самым мы так или иначе затрагиваем свои чувства или
желания, собственные неразрешенные проблемы или конфлик­ты. В итоге возникает
парадоксальная ситуация: призван­ные пониманием и эмпатией уменьшать мучения
дру­гого человека, мы страдаем сами. В результате длитель­ной работы в службе
нельзя избежать накопления сомнений, усталости или истощения. Но если наряду с
этим идет процесс умножения знаний и совершенство­вания навыков в ходе
систематических тренингов по типу балинтовских или Т-групп (групп тренинга уме­ний),
то феномен «сгорания» может быть успешно пре­дотвращен. Знание порождает
осознанную печаль, од­нако способствует тому, что неизвестное становится менее опасным, так как
мы готовы к встрече с ним. Максимальная психологическая грамотность консуль­тантов
в вопросах, связанных с феноменом «сгорания», является важным шагом для его
профилактики.

В личной и
профессиональной жизни консультанта существуют (не могут не существовать)
периоды, ког­да устойчивость к психотравмирующим влияниям ос­лабевает,
появляется повышенная уязвимость. Если эмо­циональные переживания особенно
сильны и необхо­димо время, чтобы справится с ними, это служит достаточным
основанием временно изменить или даже прервать работу в службе. Канадские
специалисты прак­тикуют для волонтеров отдых от работы на протяже­нии трех
месяцев, в Австралии волонтеры работают не более трех лет. В предотвращении
феномена «сгорания» важны и организационные меры:

1)  систематическое повышение квалификации кон­сультанта,

2)  допуск к консультированию только после про­хождения
предварительной подготовки,

3)  обучение приемам снятия эмоционального напря­жения,

4)  психологический комфорт работы группы, атмос­фера
поддержки и взаимопонимания,

5)  коррекция предвестников феномена «сгорания»,

6)  комфортные бытовые условия дежурства, обеспе­чение
достаточными справочными материалами и посо­биями,

7)  использование средств массовой информации для
рекламы служб телефонной помощи.

Феномен «сгорания»
проявляется остро, но «созре­вает» длительно. Поэтому особое внимание
обращается на его предварительные симптомы. К ним относятся:

•   периодическое стремление консультанта навязы­вать
мнения, установки или ценности абоненту,

•   отказы продолжать обсуждение предложенной
темы,

•   тенденция манипулировать абонентом, осуществ­лять
скрытые агрессивные установки под маской «бла­гих намерений».

Эти предвестники раньше
всего «замечает» абонент, давая соответствующую ответную реакцию.

Осознание предвестников
феномена «сгорания» не означает полного избавления от них. Наше Я первым делом
стремится подавить их, сместить в бессознатель­ное, откуда они будут продолжать
деструктивную ра­боту. Человек начинает обороняться с помощью различ­ных
психологических механизмов, проецируя свои трудности на окружающих, создавая
реактивные обра­зования, ограничения Я и т.д.

Еще одним компонентом
феномена «сгорания» явля­ются чрезмерные сомнения: «Возможно, это совсем не то
место, где я могу реализовать себя», «Быть может, у меня нет ничего такого, что
я мог бы предложить лю­дям», «Может, я еще больше, чем другие, нуждаюсь в
помощи и поддержке», «Разве я помог в сегодняшнем разговоре?», «А что же
происходило в действительнос­ти?», «Откуда мне знать, как она поступит впредь».
Если мы имеем дело со страданием человека и призваны по­мочь преодолеть или
временно облегчить его, то нами движет интерес, мотив поддержки,
фундаментальное качество заботы. Но это же порождает сомнения в по­лезности
наших действий, решений, просьб или реко­мендаций, обостряемые незнанием того,
был ли про­цесс консультирования действительно эффективным, так как информация
о дальнейшем развитии ситуации часто отсутствует. Мучимый сомнениями,
консультант избыточно рефлексирует, волнуется, уходит в сторону, сдается или
мужественно сражается; все это со временем усиливает усталость и апатию.

Конечно, преодолев
фрустрацию или конфликт, можно преодолеть и феномен «сгорания». Кроме того,
справившись с фрустрацией или конфликтом, можно отнестись к феномену «сгорания»
как к стимулу для дальнейшего самосовершенствования, активного учас­тия в
тренингах и группах профессионального или лич­ностного роста. Существуют
достаточно определенные процедуры совладания с феноменом «сгорания»:

1)  анализ причин и их коррекция: индивидуальная,
совместная с супервизором и групповая,

2)  отпуск или существенное снижение частоты де­журств
(не более 4—5 в месяц),

3)  временное переключение на формы работы служ­бы,   не 
связанные   с  непосредственным   консульти­рованием,

4)  подбор дежурящих консультантов по принципу
психологической совместимости,

5)  создание чувства психического комфорта путем
повышения профессиональной компетентности.

Однако если эти меры не
приносят успеха, следует подумать об индивидуальной работе с терапевтом и(или)
целесообразности продолжения работы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Барабанова М.В. Изучение
психологического содержания синдрома выгорания: Автореф. дипл. работы. МГУ, фа­культет
психологии, 1994 // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С.
54—55.

Василюк Ф.Е. Психология
переживания (анализ преодоле­ния критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та,
1984.

Горностай П.П.,
Васъковская П.П. Теория и практика пси­хологического консультирования. Киев:
Наукова думка, 1995.

Капустин С.А. Границы
возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. №
5. С. 50-56.

Рудестам К. Групповая
психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. СПб.:
Питер, 1998.

Лешукова Е.Г. Синдром
сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП, 1995. № 1.
С. 36-47.

78

История возникновения,
принципы работы, обучение

Мэй Р. Искусство
психологического консультирования / Пер.

с англ. М.: Класс, 1994.
Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности

функционирования «Телефонов
Доверия». Учебно-мето-

дич. пособие. Владимир,
2000.

Хорни К. Наши внутренние
конфликты // Психоанализ и культура: Избранные работы Карен Хорни и Эриха
Фромма. М.: Юристъ, 1995. С. 5—190.

Edelwich J. (with Brodsky A.).
Burnout. New York: Human Scien­ces Press, 1980.

Golembiewski R.T., Munzenrider R.P., Stevenson J.G. Stress in
Organizations. New York: Praeger Publishres, 1986.

Lee R.T., Ashforth B.E. A Meta-analytic Examination
of the Correlates of the Three Dimensions of Job Burnout / Journal of Applied
Psychology. 1996. V. 81. P. 123-133.

Maslach C, Jackson S. Burnout in Health Professions: A Social
Psychological Analysis / B.Sanders, J.Suls (Eds.). Social Psy­chology of Health
and Illness. Hillsdale (NJ): Lawrence Eribaum, 1982.

Thornton
P.I. The Relationship of Coping, Appraisal and Burnout in Mental Health Workers
/ Journal of Psychology. 1992.
V. 126. P. 261-271.

Полезные ссылки по теме:

1. Тесты на профессиональное выгорание https://www.psyinst.ru/cgi-bin/boyko.pl

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Источник

СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «СГОРАНИЯ» В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

В.А. Чулкова

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, Санкт-Петербург

Синдром «сгорания» в самом общем виде можно определить как неадаптивную реакцию на стресс, возникающий в результате профессиональной деятельности. По мнению большинства авторов, синдром «сгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, связанных с оказанием помощи другому человеку, испытывающему негативные переживания и оказавшемуся в критической ситуации. Сидром «сгорания» проявляется у врачей, медицинских сестер, учителей, консультирующих психологов, психотерапевтов, адвокатов и др. Таким образом, врачи и медсестры находятся в группе риска, и вопросы возникновения и профилактики синдрома «сгорания» приобретают для них особую актуальность.

Синдром «сгорания» не возникает внезапно, скорее можно сказать, что это процесс, в котором сам человек активно участвует. Исследователи выделяют три стадии этого синдрома.

Первая стадия: хроническая усталость, эмоциональное истощение и опустошенность. Люди, находящиеся на первой стадии синдрома «сгорания», часто приходят в состояние растерянности, теряют ясность мысли и способность разрешать проблемы. Избегание, дневные грезы, иллюзии, ощущение, что на них нападают, что они находятся в ловушке работы, частые смены настроения являются симптомами этой стадии.

Вторая стадия: на этой стадии описанные симптомы становятся более выраженными и постоянными. Фрустрация, неудовлетворенность, цинизм, нечувствительность к другому человеку и отрицание симптомов отмечаются на этой стадии. Становится трудно сосредоточиться. Энергетический уровень часто меняется и существенно снижается. Люди на этой стадии очень не уверены в себе и чрезмерно чувствительны к критике.

Третья стадия: на этой стадии люди чувствуют себя совсем разбитыми. Ощущение себя неудачником, отсутствие энергии, общая дисфункциональность, невозможность сосредоточиться, снижение иммунитета к болезням, депрессия — вот некоторые характеристики этой стадии.

Рассмотрим особенности профессиональной деятельности медсестер, которые способствуют возникновению синдрома «сгорания»

В первую очередь, необходимо отметить повышенное чувство ответственности, свойственное людям, оказывающим помощь другому человеку, их готовность помогать за счет собственных личностных ресурсов. Стремление помочь является для многих из них мотивом деятельности и отвечает потребности быть нужным и полезным. Удовлетворение этой потребности поддерживает их и дает чувство уверенности. Вместе с тем, отсутствие проясненной профессиональной позиции приводит к смешению личного и профессионального пространств медицинской сестры и служит источником стресса.

Психологической трудностью является высокий психоэмоциональный накал, характерный для работы в онкологическом учреждении. Он связан с выраженными переживаниями, а также физическими и психологическими страданиями людей, находящихся в кризисном состоянии болезни, которая угрожает их жизни. Медицинские сестры, постоянно общаясь с тяжелобольными людьми, часто бывают вовлечены в чувства своих пациентов. Сильные эмоции и страдания людей вызывают сочувствие и сопереживание. Нередко возникает идентификация с больным, «восприятие жизни становится нерадостным». Появляется страх перед заболеванием (медсестра маммологического отделения, обнаружившая у себя доброкачественное заболевание молочной железы, вспомнила выражение: «Судьба подслушала»; медсестра другого отделения боится обращаться к врачам при обнаружении у себя симптомов болезни). В качестве бессознательной защитной реакции от идентификации с больным, у медсестер появляется отчуждение, которое выражается во враждебности, даже агрессивности по отношению к больным, обособленности, формальном исполнении своих обязанностей.

Разговоры с больными о лечении, его результатах и прогнозе инициируют собственные переживания, связанные со смертью. По мнению одной из медсестер, мысли о смерти и страданиях у нее возникают гораздо чаще, чем у ее ровесников.

Психологической трудностью того же ряда является отсутствие гарантий излечения. Медсестры говорят, что «со временем видишь, как незначителен эффект от лечения, и теряешь веру в него, а больных надо подбадривать».

Трудность вызывают так называемые больные с проблемами, которые «выплескивают» на медсестер свои чувства (раздражение, злобу), провоцируя их эмоционально вовлекаться в ситуацию.

Повышенное чувство ответственности приводит к нереалистическим ожиданиям от себя, переживанием своей некомпетентности и, как следствие, самообвинениям и непропорциональной критике. Вместо разделения ответственности возникает присвоение ее. D. Larson считает словосочетание: «Если бы я только была более…» мантрой профессионального сгорания.

Нарушение межличностных отношений на всех уровнях, напряженность и конфликты в профессиональной среде, отсутствие или недостаточная поддержка со стороны коллег, трудности в осознании и разрешении собственных личностных проблем и неумение справляться со стрессами приводят к преобладанию эмоциональных отношений над профессиональными и увеличивают возможность возникновения синдрома «сгорания».

Монотонная рутинная работа («каждый день одно и то же») также способствует «сгоранию».

Таким образом, наличие синдрома «сгорания» ухудшает качество работы медицинской сестры и негативно влияет на ее здоровье.

Что является профилактикой синдрома «сгорания»

Сгоранию препятствует формирование профессиональной позиции на основе осознания своих мотивов и потребностей, реализуемых в трудовой деятельности («Кто я?», «Кто я как медсестра?», «Зачем мне нужно помогать другим людям?»). Размышления на эти темы делают процесс работы осознанным, позволяют понимать и принимать себя, помогают устанавливать границы своих ресурсов: что я могу, чего я не могу.

Важным является умение разделить личное и профессиональное пространства и адекватно распределить ответственность.

Необходимы некоторые сведения об особенностях психологических реакций больных на заболевание и лечение с тем, чтобы понимать психологическое состояние пациента на том или ином этапе лечения. Понимание и сочувствие к больному должно основываться не на идентификации с ним, а на позиции эмпатии. Карл Роджерс писал: «Ощущение внутреннего мира пациента, как будто это ваш собственный внутренний мир, но при этом сохранение качества «как будто» — это и есть эмпатия… Таким образом, это означает ощущать боль или радость другого человека так, как он их ощущает, и ощущать их причины так, как ощущает их он, при этом никогда не забывая, что именно как будто я был ранен, как будто я радовался и т.п. Если это «как будто» утрачивается, происходит идентификация».

Профессиональная позиция более продуктивно формируется на тренинговых группах, во время которых происходит обучение общению с онкологическими больными.

Важно также участие в тренинговых группах, работа которых направлена на выработку умения справляться с собственными стрессами и обучению адекватной заботе о себе.

Особенное значение для профилактики синдрома «сгорания» у медицинских работников имеют балинтовские группы. В этих группах царит эмоционально свободная и дружески солидарная атмосфера, которая позволяет делиться своими переживаниями, возникающими в процессе общения с больными, обсуждаются случаи из практики. Работа балинтовских групп способствует осознанию медицинским работником своего опыта переживаний, связанного с общением с тяжелобольными людьми.

Совершенно избежать синдрома «сгорания» в работе медицинской сестры сложно, но нельзя не обращать на этот феномен внимания и не стремиться к его предотвращению. С этой целью необходимо ввести в программу обучения медицинских сестер их психологическую подготовку.

Список литературы:
1. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. Вестник РАТЭПП, вып. 1, СПб., 1995, с. 36-47.
2. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. СПб, 2000, 287 с.
3. Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб, 2002, 183 с.
4. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999, 410 с.
5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб, 2001, 456 с.
6. Larson D.G. The Helper’s Journey. Champaign, Ill., USA, 1997, 279 p.

Группа в Одноклассниках
Группа ВКонтакте
Группа Facebook

Copyright  ©  Российское общество клинической онкологии (RUSSCO)
Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения администрации портала.

Источник