Синдром сгорания и его профилактика в

Специальность психолога-консультанта способствует развитию так называемого синдрома «сгорания», который проявляется в виде разочарования в профессии и деморализации, нарастающей склонности к тому, чтобы оставить эту профессию, ухудшении состояния психического и физического здоровья консультанта, снижения устойчивости браков, развития склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

Дорогие коллеги, мы работаем в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Иными словами над нами постоянно висит угроза умственного, эмоционального и физического истощения из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (стресса). Стресс вызывается множеством требований, которые непрерывно суммируются.

Когда внутренние и внешние требования постоянно преобладают над внутренними и внешними ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к «сгоранию». «Сгорание» – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.

«Синдром сгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавторами (1991), выражается в:

– депрессивном состоянии,

– чувстве усталости и опустошенности,

– недостатке энергии и энтузиазма,

– утрате способностей видеть положительные результаты своего труда,

– отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими), иными словами по типу личности подходящие для эффективного консультирования, больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:

– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания, оплаты и положительной оценки;

– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

– работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

– неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Когда Frendenberger (1974) предложил термин «сгорание» для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, оказалось эта модель рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой, подходит для любых специалистов помогающих профессий. Она сфокусирована на патологии профессиональной деятельности и стала средством разрушения табу, которого ранее придерживались специалисты данного профиля. Синдром «сгорания» и его конечная стадия «выгорание» имеют диагностический статус МКБ – 10: Z73.

Часто специалисты, которые «сгорают», испытывают большие трудности в распознавании этого состояния. Для диагностирования наличия синдрома «сгорания», а также его тяжести предлагаем использовать перечень Maslach и Jackson (1986), которые делят признаки «сгорания» на 4 группы:

1. Изменения в поведении:

Стремление сменить профессию,

Сопротивление выходу на работу и опоздания,

Откладывание консультативных встреч,

Увеличение числа «неудачных» консультаций,

Раздражительность и агрессивность во время консультации,

Тенденция манипулировать клиентом и стремление навязывать собственные установки и ценности клиенту,

Механическое выслушивание и применение психологических техник без эмоционального участия,

Стремление побыстрее завершить консультацию,

Перенос отрицательных эмоций на окружающих, в том числе клиентов,

Утрачивание творческого подхода к решению проблем,

Снижение количества личных достижений при возрастающем количестве работы,

Усталость от общения, избегание коллег, друзей, родственников, стремление уединиться,

Увеличение потребления веществ, влияющих на настроение, включая кофеин и никотин.

Утрачивание способности удовлетворять свои потребности в развлечениях.

2. Изменения в чувствах:

Постоянная физическая и психическая усталость,

Постоянное ощущение неудачи, вины и самообвинения,

Часто переживаемый и трудно сдерживаемый гнев,

Повышенная раздражительность, ощущение, что придираются,

Чувство обиды или горечи,

Ощущение малой значимости решаемых проблем,

Чувство бессилия, беспомощности и несостоятельности, равнодушия,

Боязнь предстоящей консультации,

Утрата чувства юмора или «черный юмор».

3. Изменение в мышлении:

Упорные мысли о том, чтобы оставить работу,

Ригидное мышление, сопротивляемость изменениям,

Усиление подозрительности и недоверчивости,

Циничное, порицающее отношение к клиентам «за глаза»,

Менталитет жертвы,

Озабоченность собственными потребностями и личным выживанием,

Деперсонализация и сомнения в собственной ценности.

4. Изменение в здоровье:

Нарушенный сон,

Частые незначительные долго длящиеся недуги,

Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям,

Повышенная утомляемость,

Неспособность к концентрации внимания,

Усталость и истощение на протяжении всего дня.

Консультантам предлагается отслеживать частоту проявлений по всем четырем пунктам в течение трех недель. Если наблюдается тенденция к повторению и увеличению количества и частоты признаков синдрома «сгорания», можно с уверенностью сделать вывод о наличии у консультанта синдрома «сгорания».

По опыту автора «синдром сгорания», несомненно, легче диагностировать и проводить профилактическую работу в тех учреждениях и коллективах, где стресс не рассматривается как моральный изъян, и где к страдающим лицам не относятся оскорбительно.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма.

Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Итак, первый шаг профилактики синдрома сгорания – взять на себя ответственность за свое состояние и обязать себя изменяться. Мы должны гарантировать, что наши личные потребности удовлетворяются для того, чтобы у нас было, что давать своим клиентам и коллегам. Не существует простых и универсальных решений, есть лишь несколько рекомендаций, которые вы сможете дополнить собственными:

Люди, пораженные «сгоранием», истощены и деморализованы, поэтому, необходимо немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии.

Разработка собственной стратегии реабилитации в отношении «сгорания» позволяет перейти с позиции жертвы на позицию выигрывающего, что в свою очередь, позволяет обрести контроль над ситуацией.

Хорошим средством разрешения психотравмирующих вопросов является участие в группе поддержки профессионалов в атмосфере доверия и конфиденциальности.

Обращение за супервизорской помощью и поддержание этого консультативного контакта является одним из наиболее эффективных способов профилактики и реабилитации синдрома «сгорания».

Развитие альтернативной деятельности, так называемого «хобби», создающей условия для дополнения и стимулирования собственной профессиональной деятельности.

Физическая активность (начиная с зарядки и заканчивая тренажерным залом) и игры. Этот аспект придает жизни легкость, позволяет поддерживать тонус мышц и сбрасывать излишки агрессивности.

Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.

Удовлетворяющая социальная жизнь: наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях, с которыми существует баланс.

Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.

Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.

Релаксация – терапия терапевтов, говорить о ее преимуществах можно бесконечно долго.

Четкое деление между работой и домом. Никакой работы дома, должно быть личное время и пространство для восстановления и отдыха.

Культивирование других профессиональных интересов, не связанных с консультированием: сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных статей,создание новых проектов и их реализация.

Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.

Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.

Кроме вышеперечисленных внешних шагов профилактики «синдрома сгорания» существуют еще внутренние навыки, отмеченные Р. Качюносом и на которые тоже стоит обратить внимание:

1. стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях;

2. умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;

3. способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

4. открытость новому опыту;

5. умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

6. обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов.

Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом!

Литература

1. Алешина Ю.Е. Основы индивидуального и семейного консультирования. — М., МГУ, 1987.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999

4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2000.

5. Меньшов В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Класс, 1994.

7. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика психологического консультирования. — Спб., 2000.

8. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. 1997.

9. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Пер с англ. ‑ М.Эксмо-Пресс, 1999. -464 с.

10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999.



Источник

Термин «эмоциональное сгорание» был введен в практику американским психологом Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с людьми в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи. Это люди, работающие в системе «человек — человек», — к ним относятся врачи, священники, педагоги, юристы, социальные работники, психологи и психотерапевты.

Люди, работающие в сфере «Ч-Ч» в своей деятельности постоянно сталкиваются с сильными эмоциональными переживаниями своих клиентов, учеников, пациентов, оказываются глубоко вовлеченными в них, испытывают чувство повышенной ответственности за «подопечных». У профессионалов такого склада стирается граница между работой и частной жизнью — они позволяют звонить себе в любое время, до ночи задерживаются в клинике или в школе.

После насыщенного дня, проведенного с пациентами, учениками профессионал испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей.

Трехфакторная модель СССиндром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Деперсонализация сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к ним.

Редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Причины ССВыделяют три фактора, играющие существенную роль в «эмоциональном сгорании»:

Личностный фактор: у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Х.Дж. Фрейденбергер считает, что «сгорающие» люди — это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты, неустойчивые. Е. Махер — авторитарные, с «низким уровнем эмпатии. Здесь речь идёт о границах своего «Я»

 Ролевой фактор:  «сгорание» наступает в тех ситуациях, в которых совместные действия в большей мере несогласованны, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, а продукт труда зависит от слаженности действий.  

Организационный фактор. Здесь «сгорание» связано с многочасовой, отнимающей много эмоциональных и физических сил, но не оцениваемой работой.

Стадии развития ССВыделяют три фактора, играющие существенную роль в «эмоциональном сгорании»:

1. Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

2. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: они начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о своих клиентах. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает ее, то затем ему скрывать свое раздражение удается с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности.

3. Заключительная стадия — утрата профессиональных ценностей. Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты. Вообще синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.

СС: мысли и чувства

Вообще существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания: ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел, СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку), ОБИДА (почему мне?), СТРАХ (не получится, не поймут).

Эти и другие эмоции нужно уметь прорабатывать, переводить на позитив, иначе возникает явления психосоматики (влияние эмоций на физическое здоровье)

Печаль, невыплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы:

Головная боль — это прежде всего сигнал нашего подсознательного разума о том, что мы что-то делаем не так.

 Мигрени часты у тех людей, которые хотят быть совершенными.

 Люди с гипертрофированной совестливостью часто страдают от невралги.

Страх и беспокойство за деньги, за свое финансовое положение и за свое будущее может способствовать болям в пояснице 

Проблемы с ушами — это нежелание что-либо слышать или неумение слушать и прислушиваться к мнению других людей.

Ненависть, злость, гнев создают проблемы с глазами

 Боли в сердце возникают от неудовлетворенной любви: к себе, близким, окружающему миру, к самому процессу жизни

Бронхит — это отражение невысказанного гнева и претензий.

Если вы сдерживаетесь от высказывания грубых слов, «проглатываете», подавляете в себе свой гнев и другие эмоции или боитесь выразить вслух то, что думаете, то ваше горло тут же отреагирует на это воспалением.

Профилактика

Всегда находить время для отдыха, памятуя о том, что к началу нового рабочего цикла организм должен восстановить силы. Для этого не надо жалеть времени на правильно организованные перерывы, сон и отдых. Конечно, об этом проще рассуждать, чем делать. Известный специалист по тайм-менеджменту Глеб Архангельский формулирует правило «пяти минут»: раз в час обязательно делайте пятиминутный перерыв. Не бойтесь потратить эти пять минут — они с лихвой окупаются.

Во время пятиминутного перерыва, как и во время любого отдыха, не думайте о проблемах. Лучше всего заняться физкультурой, помахать руками и ногами, открыть форточку, умыться. Имейте в виду: отдых — это тоже дело, поэтому, когда вы отдыхаете, не пытайтесь держать в голове другие дела. Забывайте обо всех делах и проблемах перед тем, как сделать перерыв или лечь спать. «Скидывайте с себя дневные проблемы вместе с одеждой», — говорил Наполеон.

Имейте хобби, которое будет кардинально отличаться от Вашей профессиональной деятельности (сноубординг, горные лыжи, дайвинг, японский или китайский языки).

  • Больше времени проводите с семьёй и друзьями (если подобные встречи приносят чувство удовлетворения от общения).
  •  Прислушивайтесь к своему психологическому состоянию: чем  Вам хотелось бы заниматься в данный момент, а что приносит чувство дискомфорта.
  •  Не забывайте о профессиональном правиле «поддержании границ своего Я»: рабочие проблемы и проблемы других людей – это не Ваши проблемы!
  • Используйте юмор
  • Учитесь четко планировать свои цели

Источник