Синдром сдвг у детей описание

Синдром сдвг у детей описание thumbnail

Согласно последней версии Учебника по диагностике и статистике психических расстройств ( the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-IV-TR), в рамках общего диагноза СДВГ выделяется три вида или подтипа поведения. У одних детей с СДВГ преимущественно можно обнаружить несколько признаков постоянной невнимательности. Другие дети могут быть куда более гиперактивными и импульсивными, чем их ровесники. Или же у них могут проявляться все три группы симптомов. Это означает, что специалисты признают три типа СДВГ:

str3     тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны),

str3     тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности/ импульсивности незначительны),

str3     смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).

Гиперактивность / импульсивность .

Гиперактивные дети, кажется, постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза, или беспрестанно разговаривают. Для них оказывается трудной задача сидеть спокойно за столом во время обеда и школьного урока, или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, или рыщут по комнате. Или вертят ступнями, все трогают, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки или взрослые чувствуют внутреннее беспокойство. Они часто рассказывают, что им нужно быть занятыми, и могут попытаться делать несколько дел одновременно.

Импульсивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию или подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют, не учитывая последствий своего поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены. Даже подростки или взрослые импульсивно выбирают себе занятия, которые приносят пусть маленькую, но немедленную отдачу, вместо того, чтобы заняться делом, требующим больших усилий, но и дающим гораздо большее вознаграждение – правда, потом.

Некоторые признаки гиперактивности-импульсивности проявляются в том, что дети:

  • Чувствуют беспокойство, часто вертят руками и ногами или ерзают на стуле
  • Бегают, карабкаются и покидают свое место в ситуациях, когда нужно сидеть и тихо себя вести
  • Выкрикивают ответы до того, как целиком услышат вопрос
  • С трудом стоят в очереди или дожидаются своей очереди в игре

Невнимательность

Невнимательным детям тяжело сосредоточиться на чем-то одном, задание может их утомлять уже через несколько минут после его начала. Если они заняты чем-то действительно им нравящимся, у них нет проблем с концентрацией внимания. Но специально, сознательно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – это им тяжело.

Выполнение домашнего задания особенно трудно для этих детей. Они забывают записать его или оставляют его в школе. Забывают принести учебник или приносят не тот. Если все-таки домашняя работа выполнена, она полна ошибок и помарок. Домашняя работа часто вызывает отчаяние и у ребенка, и у родителя.

DSM-IV-TR предлагает такие критерии нарушения внимания:

  • Обычно дети легко отвлекаются на не относящиеся к делу картины и звуки.
  • Обычно они не обращают внимание на детали и делают ошибки из-за своей беспечности
  • Редко внимательно и полностью следуют инструкциям, забывают или теряют такие вещи, как маленькие игрушки, карандаши, книжки и инструменты, необходимые для выполнения задания
  • Часто мечутся от одного незаконченного дела к другому

Дети с диагнозом СДВГ с нарушениями внимания встречаются и редко имеют проблемы, вызванные гиперактивностью или импульсивностью, но имеют значительные трудности с концентрацией внимания. Они кажутся мечтательными, «отсутствующими», легко смущаются, двигаются медленно и вяло. Им трудно обрабатывать информацию так же быстро и четко, как это делают другие дети. Когда учитель дает устные или письменные указания, такому ребенку тяжело понять, что он или она должен делать, и они совершают много ошибок. Кроме того, такой ребенок может сидеть спокойно, хорошо себя вести и даже казаться погруженным в работу, однако он не уделяет ей достаточно внимания или не полностью понимает задание или указания.

У этих детей не возникает серьезных проблем с импульсивностью или гиперактивностью в классе, в школе или дома. Они лучше ладят с другими детьми, чем те, у кого более импульсивный и гиперактивный тип СДВГ. У них могут вообще не возникать социальные проблемы, характерные для смешанного типа СДВГ. Очень часто их проблемы со вниманием упускают из вида. А им так же нужна помощь, как и детям с другими формами СДВГ, у которых возникают более очевидные проблемы в классе.

Неврологические подтипы синдрома СДВГ.

Для изучения причин и механизмов возникновения СДВГ активно используются самые современные методы мозговой диагностики – компьютерная томография (PET-позитронно-эмисионная томография, SPECT-однопротонная эмисионная томография), компьютерная электроэнцефалография (КЭЭГ).

Томографические исследования мозга детей с СДВГ прежде всего показали, что у 87% таких детей наблюдаются устойчивые признаки снижения степени активации префронтально-лобных отделов как в условиях интеллектуальной деятельности (65%), так и в состоянии покоя (22%).

Детальный анализ особенностей выявленных нарушений позволил выделить в общей выборке детей с СДВГ несколько подтипов, для которых характерны следующие нарушения:

а) деактивация преимущественно лобных отделов (характерна преимущественно для первого клинического типа с преобладанием нарушения внимания);

Читайте также:  Синдром хронической тазовой боли форум

б) дисфункция височных отделов в виде различных дизритмий и пароксизмальных разрядов;

в) более диффузная деактивация;

г) усиленная активация передне-медиальных участков лобных отделов (характерна для клинического типа с преобладанием гиперактивности, беспокойства и непоседливости);

д) деактивация лобных отделов в состоянии покоя и нормализация этих показателей при когнитивных нагрузках;

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является следствием нарушения развития нервной системы. Его основные характеристики это сложности с концентрацией внимания, плохо управляемая импульсивность и гиперактивность.

Как правило, синдром развивается в детстве, может продолжаться в подростковом возрасте и наблюдаться у взрослых. СДВГ влияет на все аспекты жизни, в том числе, на успехи в школе и на работе, личные отношения, здоровье и финансовое благополучие.

Синдром также влияет на эмоциональную сферу, так как многие люди с этим синдромом испытывают чувства стыда и неудачи из-за того, что с большим трудом справляются с повседневной деятельностью, которую другие, как им кажется, делают без особых усилий.

Тем не менее, хорошая новость в том, что это состояние можно успешно лечить и корректировать.

Симптомы

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание, (DSM-5) идентифицирует три различных типа СДВГ. Это:

  • невнимательность или случаи с дефицитом внимания (СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ)
  • гиперактивность с импульсивностью (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г)
  • смешанный тип (СДВГ-С), в котором сочетаются все три симптома.

Cимптомы  не являются однотипными — у различных людей они проявляется по-разному и в разной степени выраженности. Вот список симптомов при дефиците внимания. Людям, которые имеют этот тип синдрома:

  • трудно сконцентрироваться на происходящем вокруг. Например, им трудно слушать, что говорят в классе, на рабочем совещании или во время разговора с друзьями.
  • они легко отвлекаются и испытывают трудности при выполнении задач от начала до конца
  • им трудно воспринимать указания и следовать им
  • их часто критикуют за небрежные ошибки, и это выглядит так, как будто они не стараются
  • они сопротивляются задачам, требующим длительных умственных усилий
  • они редко организованы
  • они часто теряют предметы, независимо от их ценности (сотовые телефоны) или значимости (паспорта)
  • кажется, что они не слушают, когда им что-то говорят, они могут показаться грубыми, смотрят в окно или проверяют время
  • часто выглядят мечтательными или пребывающими в своем собственном мире.

Вот список симптомов гиперактивно-импульсивного типа. Люди, которые имеют этот тип синдрома:

  • всегда в движении и «на ходу»
  • их практически невозможно застать сидящими, даже когда этого можно ожидать от нахождения в классной комнате или самолете
  • они будут сучить ногами. ерзать или извиваться во время сидения
  • дети будут бегать и куда-то взбираться, чтобы сжечь энергию. У взрослых может развиться страсть к тяжелым физическим упражнениям или экстремальным видам спорта.
  • им крайне сложно делать что-то по очереди, находится в очереди или стоять в пробке
  • они прерывают, когда другие говорят, встревают в игры и разговоры
  • отвечают на вопросы прежде, чем им их окончательно задали и заканчивают предложения за других
  • принимают импульсивные решения, не задумываясь о последствиях. Иногда это может быть физически опасным или принести вред другим людям.
  • перескакивают задачи, часто делая ошибки, потому что чувствуют себя некомфортно, выполняя задачу последовательно и неторопливо.

Эти симптомы могут изменяться с возрастом по мере того, как человек развивает свои стратегии адаптации и получает больше свободы для создания наиболее подходящих себе условий. Например, 7-летнему мальчику трудно усидеть в классе. В зрелом же возрасте он может разработать стратегию выглядеть внешне спокойным, потому что это именно то, что от него ожидается. Тем не менее, внутренне он чувствует себя очень беспокойно. Он может выбрать себе работу, где не требуется сидеть за столом в течение длительного времени, так что его симптомы будут не столь очевидны.

Симптомы СДВГ  также могут различаться в зависимости от пола.

Импульсивный мальчик может броситься на дорогу не смотря на движение транспорта, в то время как девочка может быть импульсивной устно и постоянно прерывать других.

Что вызывает?

До сих пор основной причиной СДВГ считаются гены. Исследования и изучение семей, близнецов и приемных детей оказались полезными в понимании генетических факторов развития СДВГ.

Тем не менее, если у кого-то из родителей есть СДВГ, это автоматически не означает, что его или ее ребенок будет наследовать СДВГ.

Употребление в пищу большого количества сахара, аллергические реакции, увлечение телевизором или видеоиграми, плохое воспитание или отсутствие дисциплины не вызывают СДВГ.

Диагностика

Наиболее точным способом определения СДВГ является детальное тестирование, проведенное опытным врачом. Могут быть различия во врачебной специализации, но, как правило, такую оценку проводят психиатры, психологи, неврологи и некоторые врачи общей практики.

Не существует абсолютного диагностического параметра, по которому, как по анализу крови, можно определить СДВГ.

Вместо этого составляется психологическая характеристика по диагностическим критериям. Она включает в себя множество элементов, по частям собираемых специалистом из различных источников. Информация собирается из медицинских и школьных записей, бесед с родителями и опросных листов. Оценивается кратковременная память и другие когнитивные функции. Важно также убедится, что имеющиеся симптомы не связаны с другими состояниями, как и другие состояния иногда возникают при наличии СДВГ. По этой причине специалисты проверяют расстройства обучаемости.

Читайте также:  Астено невротический синдром хронической усталостью

Обследование может занять несколько часов. Часто необходимо проводить более одной встречи. Во время оценки врач определит соответствие состояния критериям для СДВГ, изложенным в DSM-5. Это официальное диагностическое руководство используемое в США.

В конце тестирования можно определить наличие СДВГ. Также станут известны какие-либо другие расстройства или нарушения обучаемости.

Сопутствующие состояния

СДВГ часто сочетаются с другими расстройствами. Их также называют сопутствующими состояниями. Эти состояния могут иметь сходные с СДВГ симптомы и маскировать свое присутствие. Важно выявлять и лечить каждое состояние так, чтобы вы (или ваш ребенок) могли облегчить симптомы этого заболевания. Существует много сопутствующих состояний. Вот шесть наиболее распространенных из них:

  • тревожные расстройства
  • расстройства настроения, такие как депрессивное или биполярное расстройство
  • расстройства обучения, такие как дислексия
  • расстройства сна
  • оппозиционное девиантное расстройство
  • расстройства аутистического спектра.

Коррекция и лечение

После того как диагноз СДВГ был поставлен, начинается его лечение и коррекция. Люди, как правило, считают лечением прием медикаментов. Тем не менее, лечение СДВГ гораздо шире, чем только лекарства по рецепту. Оно может включать в себя выработку жизненных навыков, психотерапию, создание определенных условий в школе или на работе. Сочетание этих подходов к лечению, как правило, является наиболее эффективным способом коррекции симптомов СДВГ.

Медикаментозное лечение

Для многих детей и взрослых прием лекарств является необходимой частью плана лечения. Работа в тесном контакте с врачом позволит найти правильный тип препарата и терапевтическую дозу для вас или вашего ребенка.

Жизненные навыки

Обучение навыкам, помогающим справиться с симптомами СДВГ, является исключительно полезным. Например, научиться пользоваться ежедневником может помочь взрослому справляться со своей работой или ребенку выполнять школьные задания во время. Обучение жизненным навыкам может показаться простым, но оно имеет огромное влияние на качество жизни.

Адаптация

Учащимся можно создавать особые условия, помогающие им получать оценки, которых они способны достичь. Например, кто-то может делать записи за учащегося в классе, а предоставление тихого помещения позволит ему подготовиться к сдаче экзамена. На рабочем месте могут быть созданы такие условия, которые помогают работникам поддерживать производительность труда.

Просвещение

Ваша осведомленность о СДВГ является ключевым фактором. Знания о СДВГ могут поступать из официальных источников, таких как врачи и эксперты, а также неофициальных источников, таких как веб-сайты, книги и подкасты. Информация о СДВГ помогает понять это состояние и то, как оно однозначно влияет на вас или вашего ребенка.

Консультации

Психологическое консультирование или психотерапия помогают решать вопросы с самооценкой, депрессией, тревожностью или проблемами в отношениях, которые могут возникнуть вследствие наличия СДВГ.

Поскольку новые проблемы могут возникнуть на любой из его стадий и жизненном этапе, различные варианты лечения будут наиболее эффективны в разных фазах. Нужно быть открытым для адаптации стратегии лечения к меняющимся потребностям. Постоянная регулировка и тонкие настройки являются нормой!

Это заболевание появилось недавно?

Некоторые люди могут предположить, что если СДВГ является новым заболеванием, то оно вызвано быстрым темпом современной жизни. Тем не менее, этот синдром не является заболеванием современным. Оно описывалось в литературе и медицинских изданиях на протяжении более чем 100 лет. Новое в нем только название. В течение многих лет это состояние называлось по разному.

В 1845 году д-р Генрих Хоффман описал этот синдром в книге под названием «История неугомонного Филиппа». В 1902 году сэр Джордж Ф. Штиль дал первое клиническое описание группе детей, которые демонстрировали импульсивность и проблемы с поведением. Он назвал это состояние «дефект морального контроля». В 1950-е годы СДВГ назывался «гиперкинетическое импульсивное расстройство».

В чем разница между СДВГ и СДВ?

Люди часто путаются в терминах СДВ и СДВГ. Обе эти аббревиатуры обозначают одно и то же состояние. Состояние, которое теперь называется СДВГ за последние 100 лет имело много разных названий. С ростом количества исследований и большего понимания этого состояния изменяется и само его название.Термин СДВ использовался с 1980 по 1987 год, чтобы описать то, что сейчас называется типом СДВГ с дефицитом внимания. Тем не менее, некоторые авторы и врачи до сих пор используют определение СДВ, когда описывают тип синдрома с дефицитом внимания, или используют термины СДВ и СДВГ как взаимозаменяемые.

СДВГ у взрослых

СДВГ раньше считался состоянием, из которого дети «вырастают». Теперь известно, что синдром охватывает весь период жизни. Симптомы могут изменяться с возрастом. Например, импульсивность может уменьшиться. Люди также могут развивать сознательные и подсознательные стратегии управления своими симптомами. Тем не менее, будучи диагностированным, СДВГ требует постоянного лечение и коррекции.

Многим людям СДВГ впервые диагностируется во взрослом состоянии. Иногда это происходит, когда этот диагноз ставится их ребенку, и родители узнают самих себя по критериям диагностики. Некоторые взрослые всегда ощущали свое отличие от сверстников, и, наконец, решают обратиться за помощью после особо стрессового события.

СДВГ у девочек и женщин

СДВГ, как ранее считалось, свойственен детям, а не взрослым. Аналогичным образом, синдром также рассматривался больше как мужское состояние, чем женское.

Читайте также:  Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом статьи

Как правило, девочки более склонны иметь  дефицит внимания, что является одной из причин, почему их СДВГ не обнаруживается в детстве. Гораздо легче заметить гиперактивного мальчика, чем мечтающую девочку. Исторически сложилось, что у женщин, обращающихся за помощью в зрелом возрасте, часто были ошибочно диагностированы тревожность или депрессия.

Из-за возросшей осведомленности о СДВГ, все большему количеству девушек и женщин в настоящее время точно ставится этот диагноз, и это означает, что они могут получить надлежащее лечение.

Женщины с синдромом сталкиваются с некоторыми дополнительными проблемами. Гормональные колебания, которые женщины испытывают на протяжении всей их жизни в период полового созревания, при беременности и менопаузе, а также ежемесячных изменений, могут усугублять симптомы СДВГ.

Источник

Источник

Синдром дефицита вниманияСиндром дефицита внимания, часто упоминается в сочетании с гиперактивностью (аббревиатура СДВГ) — биологическая незрелость детского мозга на момент поступления в школу. Данный синдром выражается в том, что ребенок часто отвлекается, не может сосредоточиться, импульсивен в действиях, гиперактивен.

Психологами, психоневрологами и невропатологами проводится много исследований для изучения природы данного явления. Изучать синдром дефицита внимания в настоящее время необходимо, поскольку увеличивается количество детей, имеющих незрелость функции внимания. Перед учеными и практиками стоит задача отыскать действенные варианты лечения этого состояния.

Синдром дефицита внимания относят к врожденным. Одним из признаков наличия данного синдрома является гиперактивность. Пока ребенок является дошкольником, подвижность, активность, непослушание не воспринимаются, как заболевание. Родители и бабушки с дедушками даже умиляются таким поведением. Но, когда ребенок идет в школу, то его активность и особенности поведения начинают ему мешать.

Статистика: с такой проблемой сталкивается до 10 процентов учащихся начальной школы. Им трудно учиться, поскольку концентрировать внимание они не могут, возникают проблемы с поведением. Одноклассники тоже не жалуют таких детей, поэтому дружить с ними никто особого желания не высказывает.

Виды СДВГ

Специалистами было выделено три подтипа синдрома дефицита внимания:

Импульсивный тип (гиперактивный) вариант. Именно такими характеристиками определяется данный тип. Невнимательностью ребенок не отличается.

Невнимательный тип. Гиперактивность и импульсивность данному типу поведения не свойственны.

Комбинированный тип. Сочетаются некоторые элементы гиперактивности и импульсивности с элементами невнимательности.

Последний тип встречается чаще всего.

Причины СДВГ у детей

Причины появления данного синдрома у детей полностью не изучены. Проводя многочисленные исследования, ученые предполагают, что причинами синдрома дефицита внимания являются:

  • травмы головного мозга и шейных позвонков во время родов;
  • неврозы различного характера;
  • травмы психики;
  • заболевания психосоматического характера;
  • врожденность дисфункций мозга.

Признаки СДВГ у детей

Признаками синдрома дефицита внимания специалисты считают следующие:

  • ребенок часто отвлекается;
  • невнимателен в общении;
  • прослеживается импульсивность в поведении;
  • ребенок очень подвижный;
  • не послушен;
  • ребенку очень трудно сосредоточиться;
  • неправильно выполняет заданий;
  • постоянное двигает руками и ногами;
  • не способен контролировать эмоции;
  • у ребенка часто бывают истерики;
  • плохо контролирует себя в окружении людей;
  • имеет сильную чувствительность к раздражителям;
  • плохо засыпает;
  • ребенку трудно адаптироваться в новом окружении, негативно реагирует на различные жизненные изменения.

Признаки СДВГ у взрослых

Если не выявлен синдром дефицита внимания в детском возрасте, то заболевание само по себе проходит не часто. Оно переходит во взрослую стадию.

Признаки наличия и развития СДВГ взрослых людей являются:

  • частая забывчивость каких-либо фактов и событий;
  • человек не ориентируется в продолжительности времени и часто опаздывает;
  • на его рабочем месте постоянный беспорядок;
  • в делах он не организован;
  • имеет много начатых, но незавершенных дел;
  • в его отношении к работе и к людям нет глубины, ощущается поверхностность.

Диагностика СДВГ у детей

Для диагностики СДВГ до сих пор не существует единой методики. Педиатр проводит первичный медосмотр ребенка, и если у него возникает подозрение на СДВГ, то малыша наблюдают на предмет подтверждения диагноза. Основой диагностики является наблюдение, анкетирование, изучение модели поведения по шкале активности и оптимизма (ШАО). При подтверждении подозрений на СДВ, педиатр дает направление к специалистам – психоневрологу, психиатру и психологу.

Процедура наблюдения заключается в изучении подробной истории малыша и его поведения. Такая процедура выполняется при помощи родителей, воспитателей, учителей. Ребенок должен пройти и полное обследование, необходимо выяснить, нет ли проблем со слухом, зрением, аллергических реакций, инфекций.

Диагностика СДВГ у взрослых

СДВГ у взрослых – это, как правило, продолжение детского. В первую очередь, врач пытается получить информацию о симптомах в детском возрасте. А затем собирает анамнез взрослого. Обязательно выясняется, есть ли проблемы с памятью, способность ориентироваться в пространстве и времени, как справляется с работой.

Задача доктора – наблюдать за пациентом и его поведением во время беседы. Есть ли суетливость, беспокойство, импульсивен он или эмоционален, может ли слушать других людей в разговоре, следит за настроением.

Лечение СДВГ

Данное заболевание относят к хроническим. Поэтому наблюдать за его течением и лечить приходится всю жизнь. Мониторинг состояния пациента позволяет корректировать лечение, назначать и отменять препараты. Пациенты должны учиться контролировать себя поведенческими методами.

Лечение позволяет улучшить функционирование больного.

Главное, заболевание должно быть диагностировано в детском возрасте, а лечение должно осуществляться в системе. Необходимо постоянно консультироваться со специалистами и выполнять все назначения.

Источник