Синдром саванта и синдром аспергера

Синдром саванта и синдром аспергера thumbnail

23 сентября 2015      Саморазвитие

Синдром Аспергера — одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От аутизма он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными.

Синдром Аспергера относится к общим расстройствам развития или расстройствам аутистического спектра, представляющих собой психологические состояния, характеризующиеся нарушениями социального взаимодействия и коммуникации, значительно влияющими на функционирование индивидуума, а также ограниченными и повторяющимися интересами и линиями поведения. Как и другие нарушения психического развития, синдром начинается в младенчестве или раннем детстве, характеризуется стабильным течением без ремиссий, и приводит к нарушениям тех функций, которые тесно связаны с биологическим взрослением центральной нервной системы.

• Социальные взаимодействия.

Отсутствие демонстрируемой эмпатии оказывает значительное влияние на социальную жизнь лиц с синдромом Аспергера. Они испытывают трудности в базовых элементах социального взаимодействия. Эти трудности могут включать неспособность создавать дружеские связи, отсутствие стремления разделять с другими удовольствия или достижения (например, показывать другим объекты, вызывающие интерес), отсутствие социальной или эмоциональной взаимности и нарушение невербального поведения в таких областях, как зрительный контакт, выражение лица, язык тела и жестикуляция.

Лица с синдромом Аспергера могут быть не столь замкнутыми, как при других, более тяжёлыми формах аутизма; они, хотя и неуклюже, взаимодействуют с другими. Например, больной синдромом Аспергера может начать длинный монолог о своём увлечении, не понимая или не замечая чувства и реакции собеседника, как например желание сменить тему разговора или завершить его. Такая социальная неуклюжесть называется «активный, но странный». Неспособность правильно реагировать на социальные взаимодействия может выглядеть как бесчувственность, игнорирование чувств других людей. Не все лица с синдромом Аспергера взаимодействуют с другими людьми. Некоторые проявляют селективный мутизм, разговаривая слишком много с некоторыми знакомыми людьми и полностью отказываясь разговаривать со всеми остальными. Некоторые соглашаются разговаривать только с теми, кто им нравится.

• Узкие, интенсивные интересы.

Лица с синдромом Аспергера часто проявляют ограниченные и повторяющиеся интересы, действия и шаблоны поведения. Иногда эти интересы, действия и шаблоны поведения необычно интенсивны и узки. Лица с синдромом Аспергера могут быть привержены негибким рутинам, двигаться стереотипным и повторяющимся образом или быть сосредоточенными на частях объектов.

Преследование узких и специфических интересов — наиболее яркая особенность синдрома. Лица с синдромом Аспергера могут собирать тома детальной информации на такие узкие темы, как климатические данные или названия звёзд, не обязательно понимая более широкий контекст. Например, ребёнок может запоминать номера моделей фотокамер, мало интересуясь фотографированием.

• Речь и язык.

Хотя при синдроме Аспергера нет ни существенной отсталости в развитии языковых способностей в целом, ни существенных ненормальностей в речи, усвоение и использование языка часто нетипичны. Ненормальности включают многословие, резкие смены темы, буквальное интерпретирование текста и неправильное понимание нюансов, использование метафор, понятных только говорящему, трудности понимания речи на слух, необычно педантичную, формальную и идиосинкратичную речь, странности в громкости, высоте, интонации, акценте и ритме речи.

Синдром саванта.

Синдром саванта — редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют «Остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Феномен может быть обусловлен генетически или же приобретён. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, например синдром Аспергера. В особо редких случаях может быть одним из последствий черепно-мозговой травмы или заболевания, затрагивающего головной мозг. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей.

Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз, безошибочно назвать результат умножения многозначных чисел, как будто результат ему известен заранее, или сказать, на какой день недели придётся 1 января 3001 года. Встречаются саванты, способные пропеть все услышанные арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Вилтшир. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и другие. Одновременно с этим в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть доумственной отсталости. Наиболее распространен «календарный» савантизм, чуть реже встречаются саванты с феноменальной памятью.

Приобретенный синдром саванта.

Еще в младенческом возрасте Алонзо Клемонс получил серьезную травму головы после падения на пол в ванной комнате. Обладая IQ 40 и будучи неспособным читать и писать, он вырос в приюте для детей с ограниченными возможностями. С раннего возраста он продемонстрировал удивительный талант к скульптуре. Стоило ему увидеть какое-нибудь животное хоть на несколько секунд, он тут же лепил его из подручных материалов, например, из мыла. Теперь 56-летний Алонзо – известный американский скульптор, работы которого продаются за десятки тысяч долларов.

Читайте также:  Синдром ашермана код по мкб 10

Орландо Серрелл: календарные вычисления. Играя в бейсбол, 10-летний Орландо Серрелл был сбит с ног ударом мячика по голове. Мальчик не рассказал об этом родителям, и врачи его не осмотрели. В течение целого года Орландо страдал от непрекращающихся головных болей. Когда же боли наконец прекратились, мальчик обнаружил удивительную способность: он мог абсолютно точно назвать день недели по дате. Вообще, любые вычисления, связанные с календарем, Серрелл выполняет в мгновение ока. Он моментально может назвать количество дней между любыми двумя датами, или же, например, сколько раз в течение 1000 лет 12 марта выпадало на четверг.

По материалам из сети Интернет

Источник

Травмы мозга и психические нарушения могут сделать человека гением.

Что такое синдром саванта

Синдром саванта — это состояние, при котором люди с тяжёлыми психическими расстройствами (тем же аутизмом) и серьёзными нарушениями развития демонстрируют ярко выраженную гениальность в какой‑то узкой области. Например, в математике, или просто обладают феноменальной памятью.

Этот талант специалисты называют «островком гениальности». Таким образом подчёркивая, что гениальность в случае саванта окружена тёмным океаном бессознательности, неспособности контролировать себя, разумно мыслить.

Синдром саванта — это очень редкое явление: примерно один случай на миллион человек.

Впервые термин «савант» использовал британский учёный Джон Лэнгдон Даун (именно он описал синдром Дауна) в 1887 году. Тогда же лиц с коэффициентом интеллекта ниже 25 стали называть «идиотами». И Джон Даун сыграл на контрасте.

Он рассказал об удивительных случаях из своей практики — умственно неполноценных детях, один из которых наизусть цитировал труд «Взлёт и падение Римской империи» (причём легко повторял текст от начала к концу и наоборот), а другие великолепно рисовали или считали. Доктор Даун назвал таких детей «идиотскими учёными» (idiot savants; savant по‑французски — «учёный»).

Затем исследователи обнаружили, что термин некорректен. Практически у всех савантов IQ хоть и низок, но всё же выше 40. Определение заменили на «аутичный учёный» (autistic savant) — поскольку у многих савантов проявлялись признаки расстройств аутистического спектра.

Но и от этого варианта отказались, когда выяснилось, что аутизмом страдают лишь около 50% савантов (по некоторым данным — до 75%). У других же присутствуют иные формы психических нарушений или повреждения центральной нервной системы (ЦНС).

В итоге учёные ограничились термином без эпитетов — синдром саванта, или савантизм.

Как проявляется синдром саванта

Саванты могут демонстрировать таланты в самых разных областях. Единственный общий признак — в большинстве случаев гениальность развивается на фоне глубокой умственной неполноценности.

Чаще всего «учёность» проявляется в одной из пяти сфер.

  • Искусство, редкий художественный талант.
  • Память, то есть способность с одного взгляда в мельчайших подробностях запоминать огромные массивы данных — цифры, пейзажи, сложные карты, тексты.
  • Арифметические вычисления, в том числе самый распространённый среди савантов талант — навык календарного счёта. Люди‑календари способны назвать, на какой день недели выпадает та или иная дата в пределах десятилетий и даже столетий. Многие из них могут точно сказать, чем занимались в любой день и час своей жизни.
  • Музыка — например, способность до последней ноты запомнить и воспроизвести любое впервые услышанное произведение.
  • Ориентация в пространстве. Саванты с этим даром точно запоминают, где что лежит. Они не могут заблудиться даже в незнакомом городе: им достаточно бросить один взгляд на карту, чтобы понять, где они находятся и куда идти.

Самый знаменитый савант в мире — Рэймонд Бэббит из фильма «Человек дождя». У героя Дастина Хоффмана был вполне реальный прототип — мужчина, который помнил наизусть более 6 000 книг, обладал энциклопедическими познаниями в области географии, музыки, литературы, истории, спорта, знал почтовые коды всех городов США и цитировал телефонные справочники.

Откуда берётся синдром саванта

Точных данных нет. Учёные склоняются к тому, что это врождённое генетическое нарушение. Оно проявляет себя, в частности, тем, что мозг савантов функционирует иначе, чем у здоровых людей. Например, они имеют доступ к так называемой низкоуровневой, малообработанной информации, которую хранят нейроны, и недоступной большинству в сознательном состоянии.

Также у многих савантов повреждено или вовсе отсутствует мозолистое тело, которое соединяет два полушария мозга. Пытаясь скомпенсировать недостаток, мозг устанавливает новые нейронные связи, и в некоторых случаях это оборачивается появлением феноменальной памяти.

У мужчин савантизм встречается в шесть раз чаще, чем у женщин.

Иногда синдром саванта возникает после тяжёлой травмы головы с повреждением левой передней височной доли мозга. Существуют исследования, в которых учёные временно отключали эту область, и у добровольцев проявлялись некоторые признаки савантизма. В частности, увеличивался объём запоминаемых ими цифр или улучшались навыки рисования по памяти.

Читайте также:  Синдром скопления жидкости в легких

Есть вероятность , что способности саванта можно пробудить в каждом здоровом человеке — временно заглушая те или иные зоны мозга, стимулируя создание новых нейронных цепей с помощью таблеток, других фармацевтических препаратов, медитаций и прочих способов. Но пока существуют лишь единичные исследования на этот счёт. Нет уверенности, что, экспериментируя с мозгом, можно улучшить его состояние, а не навредить.

Можно ли вылечить синдром саванта

Сам по себе синдром саванта не является заболеванием и не входит в настольную книгу психиатров — «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM‑5).

Поэтому лечат не собственно савантизм, а лишь основное заболевание — например, аутизм, синдром Аспергера, болезни ЦНС, нарушения, связанные с травмами мозга. Если его удаётся скорректировать, признаки синдрома саванта могут исчезнуть сами собой.

Нередко после реабилитации таланты сохраняются и даже помогают людям социализироваться, найти применение своей гениальности в обществе.

Источник

Практически все дети, подростки и взрослые с синдромом Аспергера имеют особые навыки и способности, противоречащие стереотипному образу человека с «нарушениями». Некоторые из них можно рассматривать как аспекты самого синдрома, другие же — в контексте конкретной уникальной личности.

gifts

У многих людей с синдромом Аспергера хорошо развитый или даже высокий интеллект. Тем не менее нередко они сталкиваются с когнитивными сложностями, не укладывающимися в социальные и поведенческие рамки.

У людей с синдромом Аспергера есть специальные интересы, которые формируют области глубоких знаний по узкой тематике; это, впрочем, не должно удивлять, так как наличие однообразных специальных интересов — симптом синдрома Аспергера, его неотъемлемая часть. Такой интерес может оказаться настолько поглощающим, а энергия и мотивация в процессе его постижения — настолько сильными, что это приведёт к выдающимся результатам. При таких обстоятельствах эффективность может достигнуть невероятно высокого уровня.

У людей с синдромом Аспергера хорошая механическая память — способность запоминать и воспроизводить целые куски текста. А у некоторых есть эйдетическая (фотографическая) память.

Настойчивость и упорство тоже можно отнести к тем личностным характеристикам, которые имеют очень позитивные последствия.

Среди людей с синдромом Аспергера распространён перфекционизм, хотя он часто ограничен определёнными областями функционирования и может сочетаться с полнейшим отсутствием упорядоченности в других областях.

В результате клинических наблюдений у меня сложилось впечатление, что люди с синдромом Аспергера медленнее старятся; особенно это заметно у людей средней возрастной группы — они часто выглядят моложе своего биологического возраста.

Уровень интеллекта

Уровень интеллекта (IQ) у людей с синдромом Аспергера в среднем, вероятно, выше, чем по населению в целом.

Разница не слишком значительна, но поразительно само её наличие, учитывая, что трудности, присущие синдрому Аспергера, способствуют общему снижению интеллекта — проблемы социального взаимодействия, пониженная способность к поиску новых знаний посредством общения с другими людьми, особенности языка и коммуникации, отсутствие способности быстро переключаться, проблемы с координацией и вниманием. И это аргументы в пользу существования «базового IQ», то есть некого базового уровня интеллекта, позволяющего индивиду функционировать при условии отсутствия нетипичного варианта развития мозга и предположения, что оный выше среди людей с синдромом Аспергера, чем по популяции в целом.

Предполагалась связь синдрома с чрезвычайно одарёнными и высокоинтеллектуальными родителями — высказывалась версия о «предрасположенности» к синдрому Аспергера у потомства таких родителей. И это было проблемой для дифференциальной диагностики — отделить случаи синдрома Аспергера от случаев развития сверхвысокого интеллекта. Ганс Аспергер предполагал возможность подобной связи. Ещё интереснее то, что и Лео Каннер имел те же предположения о связи высокого IQ родителей и случаев классического аутизма.

Частично языковые навыки могут быть хорошо развиты даже при небольших способностях в невербальных областях. Словарный запас бывает неплохим и при общем уровне IQ на нижней границе среднего значения или в чуть субнормальном диапазоне.

Как бы то ни было, именно высокий интеллект и способность к обучению нужно признать и использовать в своих интересах людям с синдромом Аспергера. Вместо подчёркивания социальных трудностей и вкладывания всех денег в развитие социальных навыков следует акцентировать внимание на интеллектуальном потенциале, что поспособствует возрастанию уверенности в своих силах.

Специальные интересы (способности «саванта»)

Синдром Аспергера характеризуется наличием схемы ограниченного поведения и интереса. Хорошая, а иногда и выдающаяся, механическая память в сочетании с граничащими с ритуальным поведением обсессивно-компульсивными чертами увеличивают вероятность преобразования узких интересов в глубокие знания и развития особых способностей в определённых областях.

Читайте также:  Как определить синдром марфана у детей

Такие необычные навыки, учитывая общий уровень интеллекта, называют «савантизм». Впервые данная концепция была использована в отношении людей, страдающих умственной отсталостью, которые иногда демонстрировали подобные «осколочные» способности. Первоначально термин звучал как «идиот-учёный». Сейчас термин «савант» используется для обозначения необычных талантов, выходящих далеко за рамки возможного функционирования человека в соответствии с его уровнем интеллекта.

Для детей и взрослых с синдромом Аспергера характерно демонстрировать исключительные знания в узких, чётко определённых областях. Другим людям, имеющим интересы в тех же областях, остаётся только позавидовать степени погружённости и основательности, присущей в данном аспекте людям с синдромом Аспергера, даже если их уровень интеллекта и невысок.

Отдельные навыки савантизма возникают и при иных условиях, и у обычных людей, но более распространены они среди лиц с расстройствами аутистического спектра, в частности с синдромом Аспергера.

Механическая и эйдетическая память

Около трети моих пациентов с синдромом Аспергера обладает исключительной механической памятью. Это касается запоминания и на слух, и зрительно. В последнем случае принято говорить о «фотографической» или эйдетической памяти. Некоторые люди с синдромом Аспергера очень хорошо помнят всё пережитое — даже спустя 15 лет могут дословно пересказать разговор и описать увиденное в мельчайших подробностях. Прекрасно развита способность различать истинные и ложные воспоминания. Часть людей с синдромом Аспергера отлично ориентируется на местности, но другая часть испытывает с этим значительные сложности из-за проблем центрального согласования или зрительно-пространственной ориентации.

Настойчивость

Многие люди с синдромом Аспергера нетерпеливы и склонны отказываться от дела, если оно вызывает затруднение. Не менее значительна и другая часть людей с синдромом Аспергера — крайне упорная и усидчивая. Третья группа сочетает нетерпимость в некоторых ситуациях — как правило, в тех, которые воспринимаются как неинтересные или невозможные для разрешения — и упорство в делах, не в последнюю очередь связанных со специальными интересами.

У всех трёх групп есть сильные стороны. Нетерпеливые вдохновляют людей на развитие в вопросах, считающихся почти неразрешимыми. Упорные вновь и вновь возвращаются к проблемам и настойчиво решают их, тогда как другие люди уже спасовали перед трудностью вопроса. У группы колеблющихся между крайностями есть сложности с отслеживанием изменений и реакцией на них, но факт наличия способности к такому полярному поведению тоже можно использовать во благо.

Энергичность

Многих людей с синдромом Аспергера окружающие воспринимают как «медлительных», «ленивых», «малоактивных». Но есть группа с высочайшей энергичностью, способная при наличии устойчивого интереса и мотивации работать тогда, когда другие устают и уже не чувствуют в себе сил продолжать. Это касается как физических, так и интеллектуальных задач. Если в поле зрения интересная цель, то энергичность ради её достижения достигает высочайшего уровня. Таких людей воспринимают как трудоголиков или маниакальных/гиперманиакальных.

Долгосрочные наблюдения показывают в основном отсутствие патологической гиперактивности. Но в отдельных, редких случаях всё же имеет место маниакальная гиперактивность.

Перфекционизм

Всё сказанное о настойчивости можно отнести и к перфекционизму. Часть людей с синдромом Аспергера весьма небрежна, другая — излишне зациклена на совершенстве, третья — смешанный тип. Группы перфекционистов и имеющих смешанный тип могут добиться успеха в областях науки и техники благодаря своим настойчивым требованиям точности.

Медленное созревание — замедленное старение?

После многих лет клинических наблюдений у меня создалось впечатление, что люди с синдромом Аспергера не только взрослеют медленно, но и медленно стареют. В зрелом возрасте многие из них выглядят значительно моложе своего биологического возраста. Их руки и лица отличаются удивительной гладкостью — они как будто не тронуты годами. В детстве люди с синдромом Аспергера выглядят серьёзными и взрослыми не по возрасту. А по мере их взросления часто бросается в глаза, как «наивно», «молодо» или «по-детски» они выглядят.

Отчасти такое впечатление можно объяснить отсутствием активной невербальной коммуникации у людей с синдромом Аспергера. Также нельзя исключать влияние необычного гормонального развития и факторов роста.

Заключение

У людей с синдромом Аспергера есть качества и способности (сильные стороны), которые могут полностью или частично компенсировать основные трудности. Почти у каждой особенности есть своя позитивная часть. Высокий общий уровень интеллекта, настойчивость и упорство в достижении цели, стремление к совершенству — это только некоторые из преимуществ, часто присутствующих у людей с синдромом Аспергера.

Крайне важно учитывать эти сильные стороны при диагностике и последующих мерах адаптации, чтобы обеспечить наилучший возможный уровень образования, профессиональной подготовки и общего развития для каждого человека с синдромом Аспергера.

Представленный выше материал — перевод главы 8 из книги Кристофера Гиллберга «Руководство по синдрому Аспергера» (Christopher Gillberg «A Guide to Asperger Syndrome»).

Источник