Синдром родительской реакции на наркотизацию это

Синдром родительской реакции на наркотизацию это thumbnail

Синдром родительской реакции на наркотизацию это

Библиографическое описание:


Ласкин, А. А. Наркомания подростков как семейный кризис / А. А. Ласкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62015/ (дата обращения: 27.06.2020).



Внастоящей статье рассматривается семейный кризис, вызванный зависимостью подростков и детей от наркотических средств. Рассматривается различные модели поведения родителей с целью разрешить семейный кризис. Анализируются этапы трансформации внутрисемейный отношений в период употребления наркотиков.

Ключевые слова: семейный кризис, наркотизация молодежи, СРРН, семья, психологическая помощь

Актуальность проблемы социального самочувствия подростков вследствие употребления наркотических средств вызвана трансформацией наркоситуации в России, что вызвало широкий рост числа наркозависимых из подростков и детей. Данное обстоятельство ставит безопасность страны под угрозу и требует детального изучения причин появления данного феномена и организации комплекса мер направленных на снижение показателей наркотизации молодежи. К сожалению, на сегодняшний день большинству населения недоступна информация о вреде наркотиков, что делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду. Попробуем проследить как протекает семейный кризис, вызванный наркотизацией подрастающих членов семьи [1 с.210].

Семья как ячейка общества реагирует на новость о потреблении наркотических средств подрастающего поколения следующим образом:

− конструктивная реакция (помогает прекратить употребление наркотических средств)

− деструктивная реакция (приводит к наркомании)

Каким образом будет реагировать семья на наркотизацию подростка, будет зависеть от некоторых факторов, таких как уровень образования семьи, изначальной ситуации в семьи и других. Однако, тогда, когда семья обнаружила факт употребления наркотических средств подрастающими членами семьи может означать наступление семейного кризиса. Синдром родительской реакции на наркотизацию (СРРН) подрастающих членов семьи является фактом фиксации зависимого поведения подростка [2 с. 43].

Несмотря на общепризнанный факт, что семьи людей с химической зависимостью имеют особый тип внутрисемейных отношений, описываемых понятием «взаимозависимость», все еще существует острая нехватка теоретических и практических исследований механизмов взаимодействия между семьями и подростками, которые употребляют наркотики.

В семьях подростков, употребляющих наркотики, выявлены особенности внутрисемейных отношений, которые фиксируют аддитивное поведение подростков и формируют особый тип родительского поведения, основанный на (СРРН). [4 с.47] Обобщение опыта работы с семьями наркоманов в подростковом периоде показывает, что семья может выступать в качестве фактора: провокация употребления наркотиков; фиксация психологической зависимости от наркотиков; провокация срыва во время ремиссии; эффективность реабилитационной и профилактической работы.

В динамике взаимоотношений в семьях подростков и подростков выделяют три этапа:

  1. Семья до факта употребления наркотиков (стадия скрытого употребления).
  2. Семья в период открытого употребления (с момента нарушения факта наркоза до обращения за психологической помощью).
  3. Семья в период терапии, реабилитации и после нее.

Меры по борьбе с наркотической зависимостью направлены прежде всего на контролируемое разрешение семейного кризиса. К сожалению, большинство семей попадают в поле зрения социальных работников только в период открытого употребления наркотических средств подростками. В этом случае психологическая зависимость усиливается физической зависимостью. [3 с.1033]. Типичные особенности отношений между родителями и детьми в этот период: делегирующее положение родителей (когда ответственность и вина за наркоманию возлагаются исключительно на подростка или другого родителя); тотальный контроль, недоверие и подозрение; конфликт и агрессивность со стороны родителей; патологический обман, манипулирование самыми сокровенными чувствами, обида со стороны подростка; чувство вины родителей перед подростком и друг другом. Часто родители склонны воспринимать ситуацию как семейную трагедию, которая автоматически распределяет роли: «виновник — жертва». Тогда полное недоверие и конфликты, манипуляции и обман становятся неизбежными. Также у родителей развивается боязнь утраты, которая формирует активное покровительство у матерей и растерянность и пассивность у отцов. Семейный кризис на этом этапе обостряется в максимально возможной степени. И даже если в течение этого периода наркоман проходит курс лечения, ремиссия, как правило, не является непрерывной. [5 с.44] Обращение наркомана или его родителей к психологической помощи — это момент перехода к третьему этапу, на котором развивается семейная терапия и оказывается психологическая помощь родителям. [6 с.45]

Можно сделать вывод, что наличие в семье подростка, употребляющего наркотические вещества, является сигналом, что семейный кризис уже начался. В зависимости от мотивов употребления наркотических средств подростом, необходимо составлять программу реабилитации подростка. Стратегия решения проблемы употребления наркотических средств подростком со стороны родителей, является определяющим фактором улучшения общего социального самочувствия подростка и разрешения семейного кризиса.

Литература:

  1. Амато Пол Р. Последствия родительского развода для самоуверенности взрослых детей // Семейный журнал. — 2002. — № 9. — С. 201–213.
  2. В. В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. 1991. № 3. с. 44
  3. Взаимоотношения отец–ребенок, мать–ребенок и последующее психологическое благополучие в подростковом возрасте // Журнал Семьи и Брака. — 2004. № 56. С. 1031–1042.
  4. Латышев Г. В. Организация мероприятий по профилактике наркомании. М., 1991. с. 45–55
  5. Макаров В. В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. 1991. № 3. с. 44
  6. Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. — Уфа, 1999. С. 43–46.

Основные термины (генерируются автоматически): семейный кризис, психологическая помощь, подрастающий член семьи, семья, особый тип, психологическая зависимость, семья подростков, сторона родителей, открытое употребление, подросток.

семейный кризис, наркотизация молодежи, СРРН, семья, психологическая помощь

Похожие статьи

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены

Читайте также:  Проявление синдрома дауна по узи

Оказывая помощь семье, нужно предоставлять родителям полную информацию об…

Влияние насилия в семье на психологическое развитие…

Психологическую помощь и реабилитацию подростков, переживших насилие в семье, на наш взгляд, необходимо осуществлять через работу с будущим, построением жизненных перспектив, позволяющих выделить новые смысловые связи с другими, миром.

Проблема консультирования подростков, подвергшихся…

В статье раскрывается проблема оказания консультационной психологической помощи подросткам, подвергшимся физическому насилию в семье. Подчеркивается важность оказания психологической помощи несовершеннолетним именно данной возрастной категории в…

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная

ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание, тип личности, внимание, личность, том. семейное воспитание, типы

Семейные кризисы и пути их преодоления | Статья в журнале…

На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей

Согласно исследованиям социологов и семейных консультантов, каждая семья проходит

В основе этого кризиса также лежат психологические причины: приближение периода пожилого…

Семья и подростковое насилие | Статья в журнале…

То, что видит подросток в семье, какое к нему отношение отображается на его поведении сейчас и в

Чувство взрослости — это особая форма самосознания подростка и качественно новый

Несмотря на присущее для подростков стремление к эмансипации от родителей и…

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над…

3. Количество членов семьи: Очень часто дети из многодетных семей подвергаются различного рода насилию, так как в многодетных семьях дети зачастую обделены вниманием родителей, а связанные с многодетностью жилищные проблемы часто создают в семье стрессовые ситуации.

Роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодёжи

Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получить совет и поддержку от своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы обсуждать вопросы со своими детьми, которые…

Особенности взаимоотношений родителей

Ключевые слова:семейные отношения, подросток, ребёнок, полная семья, неполная семья, отец, мать. Key words:Family relations, full family, not full family, father, mother. По мере углубления социально-политических реформ в Республике Узбекистан все более конкретизируется идея…

Похожие статьи

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены

Оказывая помощь семье, нужно предоставлять родителям полную информацию об…

Влияние насилия в семье на психологическое развитие…

Психологическую помощь и реабилитацию подростков, переживших насилие в семье, на наш взгляд, необходимо осуществлять через работу с будущим, построением жизненных перспектив, позволяющих выделить новые смысловые связи с другими, миром.

Проблема консультирования подростков, подвергшихся…

В статье раскрывается проблема оказания консультационной психологической помощи подросткам, подвергшимся физическому насилию в семье. Подчеркивается важность оказания психологической помощи несовершеннолетним именно данной возрастной категории в…

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная

ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание, тип личности, внимание, личность, том. семейное воспитание, типы

Семейные кризисы и пути их преодоления | Статья в журнале…

На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей

Согласно исследованиям социологов и семейных консультантов, каждая семья проходит

В основе этого кризиса также лежат психологические причины: приближение периода пожилого…

Семья и подростковое насилие | Статья в журнале…

То, что видит подросток в семье, какое к нему отношение отображается на его поведении сейчас и в

Чувство взрослости — это особая форма самосознания подростка и качественно новый

Несмотря на присущее для подростков стремление к эмансипации от родителей и…

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над…

3. Количество членов семьи: Очень часто дети из многодетных семей подвергаются различного рода насилию, так как в многодетных семьях дети зачастую обделены вниманием родителей, а связанные с многодетностью жилищные проблемы часто создают в семье стрессовые ситуации.

Роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодёжи

Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получить совет и поддержку от своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы обсуждать вопросы со своими детьми, которые…

Особенности взаимоотношений родителей

Ключевые слова:семейные отношения, подросток, ребёнок, полная семья, неполная семья, отец, мать. Key words:Family relations, full family, not full family, father, mother. По мере углубления социально-политических реформ в Республике Узбекистан все более конкретизируется идея…

Источник

Одно из удивительных достижений современности —
интенсивная групповая психотерапия.
Карл Роджерс

Поскольку, как это было показано выше, подростковая наркомания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной профилактики наркомании является работа с родителями. В структуре системного терапевтического воздействия на семью наркотизирующегося подростка важную роль играют групповые формы работы с родителями. Существенным является, на наш взгляд, то, что работа с ними может вестись как параллельно с реабилитационной программой наркомана, так и независимо от нее. Даже если наркоман избегает лечения, родители, посещающие родительские группы, могут изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп.

Анализ литературы, посвященной групповым формам работы с родителями, показывает, что при ее организации возможно использование различных моделей. Так, это могут быть:

Читайте также:  Туннельный синдром лечить в москве

— психодинамически ориентированные группы (В.Шутц, А.Адлер) ;
— дискуссионные группы (по модели, например, Р.Дрейкуса) ;
— группы, основанные на модели группового психологического консульти-рования (Х.Джайнотт);
— группы, основанные на идеях гуманистической психологии (К.Роджерс, Т.Гордон, М.Снайдер) ;
— группы, основанные на идеях о диалогической природе человеческой лично-сти (М.М.Бахтин);
— бихевиористски-ориентированные группы (А.Бандура, Дж.Роттер) ;
— системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р.Кэмпбелл).

Наш опыт работы с родителями и другими членами семьи наркомана показывает высокую эффективность групп основанных на идеях и принципах трансактного анализа (Э.Берн).

Однако очевидно, что при выборе той или иной модели групповой работы необходимо учитывать специфические особенности психического состояния родителей наркоманов.

В настоящее время для описания психического состояния, развивающегося у членов семьи химически зависимого пациента (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко используется термин «созависимость». Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи («созависимый»), так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом. Однако, несмотря на то, что этот термин начинает широко использоваться в психотерапевтической практике с конца 70-х годов, он, тем не менее, продолжает оставаться «нечетким и размытым».

Созависимость — это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил — правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем» (Роберт Сабби).

Эрни Ларсен определяет созависимость как «выученный набор поведенческих форм и дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любовных взаимоотношениях».

Будучи сама признанным специалистом в области психотерапии и помощи созависимым, М.Битти так определяет созависимость: «Созависимый человек — это тот, кто позволил поведению другого сильно воздействовать на нее или него, и кто одержим попытками контролировать поведение того человека». Трудно не согласиться с М.Битти в том, что все дефиниции созависимости одинаково научно респектабельны и «исполнены смысла», разница заключается лишь в акцентах: последствия поведения созависимых, общее состояние созависимых, симптомы, схемы поведения и т.п.

Неопределенным продолжает оставаться не только понимание сути созависимости, но и ее статуса: является созависимость болезнью или нет? По этому поводу существует несколько точек зрения, иногда противоречащих друг другу:

• созависимость — это нормальная реакция на людей с нарушениями в поведении;
• созависимость — это хроническое прогрессирующее заболевание.

Мы полагаем, что ответить на этот вопрос, является ли созависимость болезнью или нет, однозначно нельзя, поскольку она является многоуровневым феноменом со сложной детерминацией. И то, что на одном уровне может быть определено как болезнь, на другом уровне не является таковым.

Наша точка зрения заключается в том, что созависимость — это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Сторонами конфликта при этом выступают крайне противоречивые отношения со значимым человеком (значимыми людьми) и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний и т.п.

Созависимость при этом выражается в поведении, направленном на разрушение одной из сторон конфликта. Очевидно, что такое поведение является саморазрушающим. Таким образом, в отношении семьи наркомана, на наш взгляд, уместно определение саморазрушающейся семьи.

Анализ существующих дефиниций созависимости позволяет выделить не-которые существенные параметры этого феномена.

1. Созависимость связана с нарушением возможности открытого выражения чувств и обсуждения личностных и межличностных проблем.
2. На поведенческом уровне созависимость проявляется в виде стереотипных форм.
3. Созависимость связана с выхолащиванием и обеднением эмоциональной сферы личности.
4. Созависимость выражается в перемещении фокуса ответственности и контроля со своей жизни на жизнь другого человека.
5. Созависимость — это реактивный процесс, смысл и цель которого заключаются в снятии внутриличностного конфликта способом саморазрушающего поведения.

Исследование структуры и динамики реакций родителей подростка, употребляющего наркотики, показало, что обнаружение употребления ребенком наркотиков приводит к развитию особого синдрома, который мы называем Синдром родительской реакции на наркоманию (СРРН).

В структуре СРРН наиболее отчетливо выражены:

у матерей: фобия утраты ребенка, чувство вины, стыд, воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных отвергаемых черт;

у отцов: эмоциональная и поведенческая неустойчивость, воспитательная неуверенность, отвержение ребенка, отвержение материнского стиля воспитания.

Таким образом, созависимость в семьях наркоманов — это саморазрушающее поведение, возникающее на основе СРРН.
По мере развития СРРН, как и при любой болезни, родители наркомана приспосабливаются и начинают «выжимать» максимум выгод из своих невротических симптомов и защит. Симптомы и защиты приобретают социальную функцию, формируются особые внутрисемейные роли, заменяющие отношения близости, приносящие психологические преимущества («позволяя стричь психологические купоны» — Э.Берн), например, ощущения типа «Я за своего ребенка…», «Я все для него сделала», «У меня уже другой заботы нет…», в которых ярко выражено чувство вины за отсутствие искренности и близости с ребенком раньше. Возможно, таким «психологическим купоном» является сочувствие. Однажды добившись чего-либо, люди пытаются добиться того же теми же средствами.

Таким образом, приобретаются «вторичные выгоды», которые выступают как мощные детерминанты внутрисемейных отношений, в которых скрыты факторы, провоцирующие срывы в период реабилитации и прерывающие ремиссию.

В родительско-детских отношениях СРРН проявляется в том, что у матерей формируется опекающая (60%) и потворствующая (30%) гиперпротекция, что выступает как положительное подкрепление наркоманского поведения у детей. У отцов формируется неустойчивый стиль родительско-детских отношений, что в поведении часто проявляется как противоречивые воздействия, близкие к ситуации «двойного зажима».

Различия в стиле РДО, наличие в структуре СРРН несовместимых элементов, отвержение отцами воспитательного стиля матерей — все это приводит к тому, что отношения в супружеской паре ухудшаются, развивается острый кризис внутри брачной пары.

Читайте также:  Какие препараты от синдрома похмелья

В подавляющем большинстве семей это приводит к тому, что структура семьи стремительно меняется: матери и наркотизирующийся ребенок создают коалицию с жесткими, ригидными внешними границами и обостренными, максимально напряженными эмоциональными отношениями внутри. Брак в этом случае практически разрушается.

Важным на наш взгляд является поведение сибсов по отношению к родителям и наркоману. Несмотря на то, что реакции сибсов отличающихся от наркомана по возрасту и полу (старше—младше; однополые—разнополые) существенно разнятся, у них есть общее основание — позиция контролиру-ющего родителя (Э.Берн) по отношению к наркоману. Очевидно, что такое поведение детей-наркоманов в семье становится дополнительным источником напряженности и конфликтов и приводит к еще большей спутанности отношений и внутрисемейных ролей.

Таким образом, основные элементы семейных отношений приобретают патологический и психотравмирующий характер.

К приведенным выше особенностям состояний родителей наркоманов добавим некоторые существенные, на наш взгляд, характеристики их поведения в родительской группе:

• поляризованность суждений (а, следовательно, и сознания) о возможных формах внутрисемейного поведения. Например: «Я уже все пробовал: ругал, бил… Ну что теперь — плюнуть и вообще не подходить к нему»;

• ориентированность на конкретные советы и рекомендации со стороны ведущего группу (…Если просит деньги, то давать? …А если он займет у со-седей? …Что ему сказать, когда он приходит уколотый?);

• крайняя зафиксированность на себе и на своей семейной ситуации (ча-сто это приводит к неспособности слышать друг друга);

• непонимание роли и значения собственных усилий, направленных на изме-нение своего поведения («А что я могу сделать», «Речь ведь не обо мне…»);

• фиксация сознания на наркомании ребенка, что снижает (вплоть до невозможности) способность к пониманию более широкого круга семейных проблем;

• эмоциональная напряженность и склонность к аффектам;

• обвиняющие реакции в адрес ведущего в случае его отказа давать конкретные советы;

• уход от обсуждения реальных проблем и отношений с помощью соскальзывания на поиск причин и виновника;

• делегирующая позиция («А может его куда в общину отправить?..);

• высокий уровень тревожности, что проявляется в поиске поддержки и покровительства («помогите нам, у нас уже нет сил….»);

• склонность к затяжным монологам с бесконечным перечислением подробностей какого-либо события;

• критичность по отношению друг к другу и ведущему. Подозрительность и закрытость при внешней лояльности;

• избегание личностной или семейной тематики и стремление обсуждать проблему наркомании «вообще».

Перечисленные параметры созависимости СРРН у отцов и матерей, особенности поведения родителей в группе и являются определяющими факторами при выборе той или иной модели групповой работы с родителями наркоманов.

Как показывает опыт, реализация большинства из названных выше моделей либо встречает в группе родителей серьезное сопротивление, либо создает условия для актуализации защитного поведения. Так, психоаналитически ориентированные группы оказываются малоэффективными в силу отказа родителей рассматривать себя и свое поведение как элемент психической зависимости от наркотика у ребенка. Делегирующее поведение и вытеснение создают существенные препятствия для реализации этой модели. Дискуссионные группы, ориентированные на обсуждение проблем родительско-детских отношений и внутрисемейных отношений в целом, также оказываются мало-эффективными в силу склонности родителей наркоманов к монологу и описательным высказываниям.

Реализация в групповой работе с родителями наркоманов принципов гу-манистической психологии, безусловно, способствует оказанию им эмоцио-нальной и социальной поддержки. Однако наиболее важным, на наш взгляд, является принятие родителями ответственности за свое поведение и свою жизнь, чему способствует реализация модели группового психологического консультирования, методологической основой которого выступает трансактный анализ Э.Берна. Участники группы в этом случае воспринимаются как дееспособные субъекты, способные нести ответственность за свое поведение и решение своих проблем. Руководитель поддерживает коммуникации в группе из эго-состояния «Взрослый». Освоение участниками группы терминологии структурного и трансактного анализа дает возможность для эффективного исследования ими особенностей внутрисемейных отношений, внешней и внутренней коммуникации. Использование модели психологического консультирования и методологии трансактного анализа позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач, непосредственно вытекающих из отмеченных выше особенностей семей наркоманов и их родителей:

а) повышение ответственности за свое поведение и свою жизнь;
б) развитие готовности к творческому реагированию на наркоманию ребенка;
в) повышение психологической компетентности и расширение сознания;
г) изменение реакции на проблему (от поиска причин к поиску решений);
д) развитие реалистичности мышления и осознания отношений;
е) повышение способности к наблюдению.

Очевидно, что перечисленные задачи совершенно различны и по содержанию, и по структуре, и по методам их решения. Поэтому важнейшей характеристикой родительских групп является на наш взгляд плюрарилизм методов, который дает возможность применить большое количество терапевтических методов и средств в процессе терапии.

Поэтому в рамках модели психологического консультирования и общих принципов трансактного анализа могут быть широко использованы следующие методы:

—методы, по изменению привычного мышления;
—методы, направленные на познание происходящего;
—методы поддержки и помощи;
—методы, направленные на снятие напряжения;
—методы, вызывающие эмоциональные переживания и чувства;
—методы изменения поведения.

Очевидно, что данный список может быть продолжен, важна не его завершенность, а общий подход к проблеме: участники группы должны научиться гибко строить свое поведение, в каждый момент времени находясь вне «предлагаемом» наркоманом схемы поведения. В широком смысле речь идет о развитии у родителей способности к «экзистенциальному творчеству», становление которого — реальный шанс на то, что родители не станут невольными соучастниками самоубийства их ребенка.

Источник