Синдром речевых нарушений контрольная работа

Классификация нарушений устной речи. Расстройства фонационного оформления высказывания. Брадилалия и тахилалия — патологический темп речи. Нарушение темпо-ритмической ее организации. Мелодико-интонационные нарушения. Расстройства письменной речи.

Подобные документы

  • Зависимость особенностей нарушений речи от локализации и тяжести поражения мозга. Возникновение трудностей в ощущении и определение положения органов артикуляции. Специфика нарушений доречевого и речевого развития детей с детским церебральным параличом.

    статья, добавлен 29.06.2018

  • Исследование психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речи. Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Изучение влияния игровой деятельности на коррекцию речевых нарушений.

    контрольная работа, добавлен 08.06.2010

  • Изучение методологии, лежащей в основе исследований сектора логопедии. Предмет, объект и структура современной логопедии. Эффективность устранения речевых нарушений. Определение основных причин речевых нарушений. Анатомо-физиологические механизмы речи.

    курс лекций, добавлен 05.02.2017

  • Генезис речевого развития нормальных детей. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха. Фонетико-фонематические нарушения. Нарушения лексического и грамматического строя речи, письменной речи. Обучение диалогической и монологической речи.

    курсовая работа, добавлен 20.02.2011

  • Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей. Специфические ошибки при дисграфии. Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма. Артикуляторно-акустическая дисграфия на почве расстройств устной речи.

    контрольная работа, добавлен 01.08.2017

  • Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции. Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи. Экспериментальное изучение особенностей письма у детей с нарушением интеллекта.

    дипломная работа, добавлен 29.05.2012

  • Определение классификации слуховых нарушений. Рассмотрение видов речевых нарушений у детей с недостатком слуха. Раскрытие сущности и особенностей речевых упражнений. Характеристика особенностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    курсовая работа, добавлен 16.06.2017

  • Рассмотрение сущности устной, письменной и внутренней речи учащихся. Роль предметов гуманитарного цикла в процессе развития речи учащихся. План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5–6-х классах. Рассказ по наглядному пособию по истории.

    статья, добавлен 08.10.2016

  • Понятие, сущность, значение и развитие речи. Фонетическая и интонационно-выразительная стороны речи, особенности и предназначение словаря. Отличительные черты диалогической и монологической речи. Описание письменной речи, её синтаксическая структура.

    курсовая работа, добавлен 10.09.2016

  • Основные причины речевых нарушений. Закономерности развития речи у детей. Основные методы профилактики речевых нарушений. Неблагоприятные факторы, отрицательно влияющие на развитие ребенка. Периоды речевого развития, их характеристика и особенности.

    контрольная работа, добавлен 08.11.2013

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Принципы анализа речевых нарушений у детей, их связь с нозологическими формами заболеваний. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения устной и письменной речи. Расстройства фонационного оформления высказывания.

Подобные документы

  • Характеристика основных видов речевых нарушений, их классификация. Причины возникновения заикания и нарушения темпа речи. Проявления брадилалии и тахилалии. Нарушения фонематического слуха и звукопроизношения. Подбор материала для автоматизации звука С.

    контрольная работа, добавлен 05.02.2020

  • Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития. Правильная оценка неречевых процессов. Особенности использования коррекционных технологий в работе с детьми с тяжёлыми повреждениями речи. Уровни сложных речевых нарушений.

    реферат, добавлен 12.01.2014

  • Основные нарушения устной и письменной речи. Расстройства фонационного оформления языка. Порядок структурно-семантического и внутреннего проведения разговора. Особенности нарушения тембра голоса и звукопроизношения из-за физиологических дефектов.

    реферат, добавлен 09.01.2015

  • Современный взгляд на логопедию, её связь со смежными науками. Распространённые виды нарушения речи у детей (общее недоразвитие, недоразвитие звуковой стороны речи и заикание), их преодоление. Особенности нарушений устной и письменной форм речи.

    книга, добавлен 25.04.2012

  • Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции. Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи. Экспериментальное изучение особенностей письма у детей с нарушением интеллекта.

    дипломная работа, добавлен 29.05.2012

  • Полиморфные дефекты развития: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Наследственные факторы в расстройствах речи. Хромосомные синдромы. Критические периоды. Изучение причин системных речевых расстройств коркового генеза с учетом локализации.

    реферат, добавлен 07.10.2013

  • Две классификации речевых нарушений – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Фонационные речевые расстройства и их дифференцирование в зависимости от поражения того или иного звена. Афония (дисфоння) – отсутствие фонации.

    контрольная работа, добавлен 05.02.2020

  • Развитие познаний о речевых расстройствах и приемах их устранения (античность — XVIII в.). Формирование в России самостоятельной области знаний о патологии речи. Расцвет логопедии в СССР, внедрение новых методов диагностики и лечения речевых нарушений.

    реферат, добавлен 31.05.2013

  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с патологиями развития речи. Клинико- и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, их отличительные особенности.

    реферат, добавлен 09.12.2013

  • Формирование правильной речи у ребенка в семье. Рассмотрение нарушений разговорной деятельности. Процесс создания благоприятных социально-бытовых условий для дальнейшего развития навыков общения у ребенка. Семейная профилактика речевых нарушений.

    контрольная работа, добавлен 14.05.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Классификация нарушений устной речи. Расстройства фонационного оформления высказывания. Брадилалия и тахилалия — патологический темп речи. Нарушение темпо-ритмической ее организации. Мелодико-интонационные нарушения. Расстройства письменной речи.

  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с патологиями развития речи. Клинико- и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, их отличительные особенности.

    Читайте также:  Синдром тазового венозного полнокровия у женщин

    реферат, добавлен 09.12.2013

  • Предмет и задачи логопедии. Причины речевых нарушений. Классификация нарушений речи. Роль слуха и зрения в развитии речи детей. Механическая дислалия, ее причины. Артикуляционная гимнастика. Исправление хитизма и парахитизма. Подкорковая дизартрия.

    учебное пособие, добавлен 11.05.2012

  • Оценка уровня речевого развития ребёнка. Понятие, общая характеристика и диагностика речевых нарушений у дошкольников. Приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению недоразвития речи. Развитие звукопроизношения детей через дидактические игры.

    курсовая работа, добавлен 22.08.2017

  • Актуализация вопроса проведения эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Применение системы биоуправления при работе с детьми с нарушениями речи. Особенности формирования навыка использования саморегуляции в повседневной жизни.

    статья, добавлен 30.03.2019

  • Организация обучения русскому языку в школе. Анализ результатов экспериментального исследования сформированности синтаксического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Определение недостатков устной и письменной речи школьников.

    статья, добавлен 23.12.2016

  • Логопедия, ее предмет, задачи, методы. Классификация нарушений речи. Роль слуха и зрения в развитии речи детей. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Классификация звуков русского языка. Формирование произносительных умений и навыков.

    учебное пособие, добавлен 06.11.2016

  • Понятие фонематической системы. Становление механизмов речи в онтогенезе. Этиология и патогенез нарушений письменной речи. Исследование состояния моторной функции. Логопедическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа, добавлен 08.12.2016

  • Исследование нарушений фонетической стороны речи. Анализ коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование нарушений фонетической стороны речи у младших школьников. Характеристика основных принципов коррекционной работы педагога–логопеда.

    дипломная работа, добавлен 24.04.2016

  • Просодия как общий термин для супрасегментных явлений речи, комплексные феномены: темп и ритм. Элементы просодической стороны речи в доречевой период развития, интонационные средства. Компоненты просодической стороны речи в речевом онтогенезе.

    статья, добавлен 28.03.2019

  • Нарушения письменной речи (чтения и письма) как наиболее распространенные формы речевой патологии у младших школьников. Особенности применения методики коррекции письменной речи. Упражнения для развития фонематических процессов и навыков связной речи.

    реферат, добавлен 10.04.2016

  • Источник

    ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

    Поиск учебного материала на сайте

    Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


    Наименование:


    контрольная работа Этиология нарушений речи

    Информация:

    Тип работы: контрольная работа.

    Добавлен: 03.05.2012.
    Год: 2011.
    Страниц: 4.
    Уникальность по antiplagiat.ru:

    Описание (план):

    Введение
         Термин 
    «этиология» — греческий и 
    обозначает учение о причинах (этио
    — причина, логос — наука, учение). Проблема
    причинности издавна привлекала внимание
    человечества. Развитие этиологии как
    учения о причинах тесно связано с общим
    научным прогрессом ряда медицинских
    и естественных дисциплин. Понятие «этиология»
    является философской категорией, поэтому
    очевидна его связь и с развитием философии.
         Проблема 
    этиологии речевых нарушений 
    прошла тот же путь исторического 
    развития, что и общее учение о 
    причинах возникновения болезненных 
    состояний.
         Еще
    в глубокой древности греческий 
    философ и врач Гиппократ (460—377 гг.
    до н. э.) видел причину ряда речевых расстройств
    в частности заикания, в поражении мозга.
         Другой 
    греческий философ Аристотель (384—322
    гг. до н. э.), связывая процессы речеобразования
    с анатомическим строением периферического
    речевого аппарата, усматривал причины
    речевых расстройств в нарушениях последнего.
         Таким
    образом, уже в исследованиях 
    античных ученых наметилось два направления 
    в понимании причин речевых нарушений.
    Первое из них, исходившее от Гиппократа,
    ведущую роль в возникновении 
    речевых расстройств отдавало поражениям
    головного мозга; второе, берущее 
    начало от Аристотеля, — нарушениям
    периферического речевого аппарата.
    На последующих этапах изучения причин
    речевых расстройств сохранились 
    эти две точки зрения. 
     
     
     
     
     1.Классификация 
    нарушений речи.

         В
    современном представлении в 
    этиологии речевых нарушений 
    имеет значение совокупность экзогенных
    (внешних) и эндогенных (внутренних)
    вредностей. Таким образом, причина 
    нарушений речи – это воздействие 
    на организм экзогенных или эндогенных
    факторов или их сочетанное влияние.
    Оно обусловливает специфику 
    нарушений речи, и без этого 
    воздействия нарушений речи не возникает.
    Этиология этих дефектов может быть различной:
    органические причины (недоразвитие или
    поражение определенных отделов мозга
    во внутриутробном периоде, в процессе
    родовой деятельности, а также поражения
    периферических органов речи); функциональные
    причины (обусловленные нарушением координации
    процессов возбуждения и торможения центральной
    нервной системой); психоневрологические
    причины (умственное недоразвитие, снижение
    памяти, внимания и других психических
    функций); социально-психологические причины
    (неблагоприятные воздействия окружающей
    среды).
         Существует
    2 вида классификации нарушений речи:
    клинико-педагогическая и психолого-педагогическая
    (по Р. Е. Левиной). По клинико-педагогической
    классификации все нарушения 
    речи делятся на две группы – 
    нарушения устной речи и нарушения 
    письменной речи. К нарушениям устной
    речи относятся: дисфония, брадилалия
    (брадифразия), тахилалия (тахифразия),
    парафразия, заикание, дислалия, ринолалия,
    дизартрия, алалия, афазия.
         Ринолалия
    – это патология, которая заключается
    в нарушении голосового тембра при произношении
    звуков. Она обусловлена анатомо-физиологическими
    дефектами в речевом аппарате. Ринолалия
    имеет отличие от дислалии. Она заключается
    в измененном, носовом звучании (назолизированный
    тембр) голоса – греч. «rhinos» – нос, «lalia»
    – речь, лат. «nasus» – нос.
         У
    детей с ринолалией артикуляция звуков,
    фонация имеет значительные отличия от
    нормы. В норме при фонации в процессе
    произнесения всех речевых звуков (кроме
    носовых) у человека отделяется носоглоточная
    и носовая полость от полости рта и глотки.
    Это разделение происходит в результате
    нёбно-глоточного смыкания, которое образуется
    в результате сократительной работы мышц
    мягкого нёба, боковых и задних стенок
    глоточной полости.
         Одномоментно
    со смещением мягкого нёба при фонации
    утолщается задняя стенка глотки – происходит
    формирование «валика» Пассавана. Оно
    способствует контактированию задней
    поверхности мягкого нёба и задней стенки
    глотки.
         Во 
    время звукопроизношения мягкое
    небо постоянно поднимается и 
    опускается на различное расстояние,
    которое зависит от произносимых
    звуков и быстроты речи. Интенсивность 
    смыкания нёба и глотки обусловлена 
    произносимыми звуками. Эта сила
    меньше для гласных звуков и больше
    для согласных. Произнесение согласного
    в дает самое слабое нёбно-глоточное 
    смыкание, при произнесении согласного
    [с] оно самое сильное; произнесение
    гласной а обусловливает смыкание в 5–7
    раз более слабое, чем при произнесении
    [с].
         В
    норме при физиологическом произнесении
    назальных звуков [м], [м’], [н], [н’] струя
    воздуха беспрепятственно поступает в
    область носового резонатора.
         Существует 
    несколько форм ринолалии: открытая
    ринолалия, закрытая ринолалия и смешанная.
    Это разделение обусловлено характером
    нарушений нёбно-глоточного смыкания.
         Открытая 
    ринолалия. При этом нарушении ротовые
    звуки имеют назальный характер. Тембр
    особенно заметно меняется при произнесении
    гласных [у], [и]. При их артикуляции наблюдается
    наибольшее сужение ротовой полости. Гласный
    звук [а] обладает наименьшим назальным
    оттенком, так как в это время широко раскрывается
    ротовая полость. При произнесении согласных
    наблюдаются значительные нарушения тембра.
    При произнесении шипящих и фрикативных
    согласных добавляется хриплый звук, происходящий
    из носовой полости. Взрывные согласные
    [б], [д], [т], [к], [п], [ч] приобретают неясность
    звучания. Это возникает вследствие того,
    что в полости рта не формируется необходимое
    давление воздуха из-за неполного закрытия
    носовой полости. Струя воздуха в полости
    рта слишком слаба для дрожательного колебания
    кончика языка, что обязательно для образования
    звука [р]. Применяется несколько функциональных
    методов для определения открытой ринолалии.
    Одним из самых распространенных и несложных
    является проба Гутмана. Ребенку при проведении
    этой пробы приходится повторять чередование
    гласных [а], [и]. При этом логопед поочередно
    открывает и закрывает пальцами носовые
    ходы. При открытой ринолалии отмечается
    большое различие в звучании произносимых
    гласных. С закрытыми носовыми ходами
    звуки (и в особенности) приглушены. Одновременно
    пальцы исследующего ощущают сильную
    вибрацию в области крыльев носа. Часто
    при исследовании используется фонендоскоп.
    Логопед одно звено аппарата вводит в
    свою ушную раковину, а другую – в нос
    исследуемого. При произнесении гласных
    [у], и логопед слышит интенсивный гул.
         Функциональная
    открытая ринолалия может быть вызвана
    рядом разнообразных факторов. Ее можно
    объяснить малым подъемом мягкого нёба
    у детей с вялой артикуляцией. Одной из
    функциональных форм является «привычная»
    открытая ринолалия. Часто она вызывается
    удалением аденоидных вегетаций или возникает
    после перенесенной осложненной дифтерии
    (парез, т. е. длительная неподвижность
    мягкого нёба). При открытой форме функциональные
    методы не дают обнаружить изменений твердого
    или мягкого нёба. Более достоверным критерием
    открытой ринолалии является более явное
    измененное произношение гласных. При
    произнесении согласных нёбно-глоточное
    смыкание достаточно удовлетворительное.
         Органическая 
    открытая ринолалия. Формируется при различных
    травматических, ожоговых, опухолевых
    повреждениях, рубцах, парезах мягкого
    нёба, при которых повреждаются языкоглоточный,
    блуждающий нервы.
         Чаще 
    всего причиной органической открытой
    ринолалии является врожденная расщелина
    твердого или мягкого нёба, его укорочение.
    Одним из наиболее сложных случаев для
    логопедов, хирургов-стоматологов, детских
    оториноларингологов, психиатров является
    именно ринолалия, обусловленная врожденными
    аномалиями развития губ и нёба. Эта патология
    считается одной из наиболее часто встречающейся
    и отягощенной среди пороков развития
    челюстно-лицевой области.
         Расщелина
    лица относится к порокам развития,
    обусловленным сочетанием многих факторов
    (мультифакториальные) на ранних этапах
    развития плода. В их появлении имеет значение
    сочетание генетических факторов и воздействия
    внешней среды. К внешним факторам относятся
    воздействие некоторых вирусов (паротит,
    краснуха, токсоплазма), химических реагентов,
    профессиональные вредности, алкоголизм,
    курение. К внутренним факторам можно
    отнести эндокринную патологию беременной,
    подобные аномалии у членов семьи или
    родственников (редко критическим периодом
    для образования этого дефекта являются
    7–8 недели эмбриогенеза). У родителей
    при проведении медико-биологического
    консультирования можно обнаружить микропризнаки:
    изменения uvula мягкого нёба, асимметрию
    кончика носа и крыльев носа (по Н. И. Каспаровой,
    1981 г.). Эти обследования проводятся в диагностических
    и профилактических целях.
         У
    новорожденных, имеющих врожденные
    расщелины, наблюдаются также функциональные
    расстройства (осложнения глотания, сосания,
    дыхания), что делает этих детей особенно
    уязвимыми к различным заболеваниям.
    Они имеют сниженный вес тела,
    плохую ежемесячную прибавку в массе 
    тела и потому нуждаются в специализированном
    врачебном наблюдении и лечении.
    2.
    Современная классификация
    нарушений речи.

         Врожденные 
    расщелины верхней губы: скрытая 
    расщелина, неполная расщелина: а) без 
    деформации кожно-хрящевого отдела
    носа; б) с деформацией кожно-хрящевого 
    отдела носа.
    Врожденные 
    расщелины нёба:
    1) расщелины 
    мягкого нёба: скрытые (субмукозные);
    неполные; полные;
    2) расщелины 
    мягкого и твердого нёба: скрытые; 
    неполные; полные;
    3) полная 
    расщелина альвеолярного отростка 
    твердого и мягкого нёба: односторонняя; 
    двусторонняя;
    4) полная 
    расщелина альвеолярного отростка 
    и переднего отдела твердого 
    нёба: односторонняя; двусторонняя.
         Для
    специалиста труднее всего распознавание 
    субмукозной (подслизистой), или скрытой,
    расщелины. Чтобы ее диагностировать,
    необходимо внимательно осмотреть заднюю
    поверхность нёба. При усиленном произнесении
    звука а при широко раскрытой ротовой
    полости происходит небольшое втягивание
    задней поверхности нёба в виде маленького
    треугольника. В этом месте слизистая
    истонченная и более бледная на вид.
         Дефекты
    нёба могут совмещаться с расщелинами 
    губы. Наиболее часто наблюдаются 
    частичные расщелины. Полные расщелины 
    бывают в несколько раз реже. Из
    частичных расщелин наиболее частыми 
    являются односторонние, а не двусторонние
    (данные М. Д. Дубова). Ринолалию очень часто
    сопровождают разнообразные деформации
    зубов, челюстей. Объем и длительность
    лечебной и коррекционной работы определяются
    тяжестью врожденного дефекта, так как
    необходимо сочетанное и длительное хирургическое
    и стоматологическое лечение. Хирургическое
    исправление несращения верхней губы
    и нёба происходит поэтапно. Оперативную
    коррекцию несращения губы проводят, учитывая
    форму патологического дефекта и общее
    состояние ребенка. Операция проводится
    в период от 10 дней до 1 года жизни.
         Хирургические
    вмешательства на нёбе в основном
    проводят до 5-летнего возраста. Хирургическая 
    коррекция остаточных дефектов верхней 
    губы, носа и деформации нёба осуществляется
    в период от 7 до 14 лет. В большинстве
    (75 %) случаев одних операций у 
    пациентов с расщелиной губы и 
    нёба недостаточно. Для полной реабилитации
    такие дети нуждаются в наблюдении
    и лечении стоматологов, ортодонтов,
    оториноларингологов, ортопедов, логопедов,
    невропатологов. Объем помощи этим больным
    оказывается на этапе диспансерного наблюдения
    и лечения. Диспансеризация этого контингента
    больных стала активно развиваться в последнее
    десятилетие. Начало же было положено
    в 1962 г. по результатам IV съезда стоматологов
    по проблемам врожденных расщелин верхней
    губы и нёба, но родоначальником этого
    направления можно считать М. Д. Дубова.
         Современный
    принцип, широкое практическое применение
    и научную основу диспансеризации 
    развила и внедрила Б. Я. Булатовская,
    которая организовала в Екатеринбурге
    в 1956 г. первый консультативно-методический
    центр. По этому принципу были созданы
    и создаются новые, современные лечебно-консультативные
    центры в разных городах.
         В
    республиканском научно-практическом
    центре медико-социальной реабилитации
    детей с врожденными челюстно-лицевыми
    дефектами (Екатеринбург) разработана 
    и действует система выявления 
    таких больных с периода новорожденности.
    Там проводится многоуровневая диагностика,
    лечение и коррекция этой патологии.
    Благодаря модульной системе 
    проводится психолого-педагогическое
    обучение, позволяющее участвовать 
    в этапах лечения семье пациента.
    В центре применяются компьютерные
    технологии и координируется работа всех
    врачей и логопедов, помогающих данному
    контингенту детей.
         Осуществление
    диспансеризации происходит следующим 
    образом. При первичном выявлении 
    патологии и первичном обращении 
    ребенок ставится на учет медицинской 
    сестрой. Она же заводит диспансерную
    карту. После этого ребенок проходит
    осмотр и консультацию педиатра, хирурга,
    ортодонта. После сбора подробного анамнеза
    (течение беременности и родов, профессиональные
    вредности, наличие дефектов челюстно-лицевой
    области у членов семьи и т. д.) ставится
    первичный диагноз.
         Этапы,
    сроки лечения разъясняются родителям 
    ребенка. При этом учитывается их
    роль в совместном лечении и коррекции 
    патологии.
         Для
    того чтобы обнаружить и предупредить
    возможные сопутствующие дефекты 
    и деформации в области лица, челюстей,
    проводятся комплексные осмотры. Больным 
    назначается стационарное лечение 
    или амбулаторное наблюдение и коррекция 
    в зависимости от вида патологии.
    Очень важна при лечении таких 
    детей помощь врача-ортодонта, которая
    необходима ребенку с периода новорожденности.
         По 
    состоянию психики детей с 
    расщелинами их можно разделить 
    на много групп: дети с психическим 
    развитием без отклонений; дети с 
    задержкой умственного развития;
    дети с идиагнозом олигофрения (разной
    степени). Отдельную группу составляют
    дети с неврологическими отклонениями
    в виде нистагмов, небольшой асимметрии
    глазных щелей, носогубного треугольника
    (складок), оживленных сухожильных и периостальных
    рефлексов. При этом ринолалия сопровождается
    ранним расстройством деятельности центральной
    нервной системы. Более многочисленную
    группу составляют дети с функциональными
    нарушениями центральной нервной системы,
    с повышенной нервно-психической возбудимостью,
    с ярко выраженными эмоциональными реакциями
    на свою болезнь. Особенностью пациентов
    с ринолалией является измененная оральная
    чувствительность в полости рта. Дефект
    строения и работы речевого аппарата формирует
    многочисленные отклонения не только
    в звуковой части речи, но и в ее структурных
    компонентах. У детей с ринолалией наблюдается
    обеднение и аномальное долингвистическое
    речевое развитие. Период подготовки к
    речи (лепет, артикуляционная «игра») нарушается
    вследствие дефекта периферической части
    речедвигательного аппарата. Наиболее
    частые звуки, произносимые ребенком в
    это время, – [п], [б], [ж], [д]. При ринолалии
    артикуляция происходит очень плохо, часто
    беззвучно, что вызвано выходом воздушной
    струи через носовые ходы, поэтому звуковой
    поддержки не получается. Постепенно лепет
    уменьшается, становится вялым. В результате
    нарушается и звуковая артикуляция и развитие
    просодических элементов речи. У этого
    контингента детей наблюдается задержка
    начала речи и длительный промежуток между
    появлением первых слогов, слов, фраз.
    Это происходит в ранний возрастной период,
    который считается сенситивным в образовании
    смыслового и звукового содержания речи.
    Таким образом, речь с самого начала развивается
    неправильно. Больше всего дефект выражается
    в искажении фонетической речевой части.
    Ввиду того, что имеется периферическая
    недостаточность аппарата артикуляции,
    идет образование компенсаторных механизмов
    в органах артикуляции при произнесении
    звуков. Корень языка при этом поднимается
    высоко и сдвигается назад, к задней стенке
    полости рта. Губы неэффективно участвуют
    в произношении лабиализованных гласных,
    губно-губных согласных звуков. Корень
    языка и гортань утрированно участвуют
    в звукообразовании и произношении. Также
    наблюдается напряжение со стороны мимических
    мышц.
         Самыми 
    основными и главными проявлениями
    неадекватности фонетического оформления
    речеобразования становятся изменения
    всех оральных звуков из-за участия носового
    резонатора и измененных ввиду этого аэродинамических
    компонентов фонации.
         Звуки
    приобретают назальность, т. е. меняется
    правильный тон согласных. Кроме этого,
    наблюдается специфическое звучание задненёбных
    согласных звуков. Это происходит из-за
    включения в процесс глоточного резонатора.
    Как приспособительный механизм возникает
    дополнительная артикуляция, обусловленная
    напряжением глоточных стенок, – фарингализация.
    Могут присутствовать признаки компенсаторной
    артикуляции в полости гортани. Это создает
    «щелкающий» призвук.
    и т.д……………..

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    Источник