Синдром раннего детского аутизма и шизофрения
Шизофрения и аутизм — это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении — в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.
Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.
Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина — основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.
Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.
Детские психозы
Появление психоза в возрасте до 13 лет является редкой и тяжелой формой шизофрении. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой распространенности заболевания, которому могу предшествовать коморбидные расстройства аутистического спектра. Для больных характерен дефицит общения, отставание в развитии моторики и социальной привязанности. Подобные признаки обнаруживаются у 28 – 55% детей с аутизмом.
Ретроспективные исследования выявляют задержки в становлении речи и зрительно-двигательной координации в раннем детстве до появления психотических симптомов. Отставание речевого развития сочетается с преходящими моторными стереотипиями (повторяющиеся движения, позы и высказывания). Ранние нарушения формирования височной и лобной долей влияет на языковые трудности, а моторные автоматизмы указывают на аномалии развития базальных ганглиев.
Общие клинические особенности
Социальная изоляция, потеря связи с людьми, рассеянность — общие признаки аутизма и шизофрении. Когда люди с высокофункциональным аутизмом испытывают стресс, они становятся тревожными и проявляют параноидальные признаки. Например, просят изменить тему разговора или прекратить делать то, что им положено.
Существует два основных критерия для аутизма:
- постоянный дефицит социальной коммуникации, социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности и коммуникативного поведения;
ограниченные, повторяющиеся модели поведения, проявления интересов и активности, к которым также относятся стереотипные или цикличные движения, поведенческая ригидность, избыточная заинтересованность в чем-то, аномально высокая или низкая реакция на сенсорные стимулы.
Основными критериями для шизофрении выступают: - галлюцинации, бредовые идеи, спонтанная речь, крайне дезорганизованное или кататоническое поведение;
негативные симптомы, такие как асоциальность, алогия, низкий уровень эмоциональной экспрессии, дефицит социальной коммуникации и мотивации.
Именно последние признаки находят отражение в клинической картине аутизма. Аналогичным образом грубое дезорганизованное поведение в шизофрении напоминает повторяющиеся стереотипные движения, эхолалии, непредсказуемое возбуждение, полную апатию в аутическом синдроме.
Особенности аутического расстройства
Ранний детский аутизм характеризуется крайней отрешенностью, самоизоляцией, неспособностью формировать отношения, неудачами в приобретении коммуникативных навыков, зацикленностью на однообразии. Многие когнитивные отклонения, связанные с шизофренией, также присущи аутизму:
- нарушение исполнительных функций;
- проблемы с абстрактным мышлением;
- неспособность к поведению, сосредоточенному на целенаправленном решении проблем.
Ученые обнаруживают клинические сходства во время диагностики, хотя шизофрения имеет больше наследственных предпосылок.
Шизофреническое расстройство
Шизофрения — это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.
К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.
На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.
Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.
Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.
Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.
Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.
Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).
Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.
Проблемы диагностики
Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:
- более поздний возраст развития отклонений;
- меньшее влияние на интеллектуальные способности;
- легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
- усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
- периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.
У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.
Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.
Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.
За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению. Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.
Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума». Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.
Источник
Коррекционная работа с детьми с аутизмом
в психологическом центре Просвет.
Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом. Запись на консультацию.
Наряду с ранним детским аутизмом, как особая категория расстройства развития в МКБ-10 выделяется атипичный аутизм. В отличие от раннего детского аутизма, он либо начинается в ином возрасте, либо характеризуется отсутствием некоторых важных признаков. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, а также у детей с атипичными детскими психозами.
Клиническая диагностика детей с ранним детским аутизмом является чрезвычайно сложным процессом. Для правильного установления диагноза необходимы обширные и тонкие клинические и клинико-психологические исследования. К их числу, прежде всего, следует отнести структурированный анамнез, обязательное неврологическое и соматическое обследование, электроэнцефалографическое обследование, проверку зрения и слуха, в некоторых случаях хромосомный анализ. Желательно получение заключения от психолога, который наблюдает за ребенком и использует специальные методы психологической диагностики.
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают особую важность дифференциальной диагностики раннего детского аутизма, так как аутистические проявления могут наблюдаться также при ранней детской шизофрении, умственной отсталости, задержке психического развития и других вариантах психического дизонтогенеза.
Е. С. Иванов [1997] справедливо акцентирует внимание именно на ранней диагностике детского аутизма, задачей которой должна быть дифференциация РДА от синдромов аутизма при других заболеваниях и состояниях психического недоразвития. По мнению автора, дифференциальная диагностика должна быть основана на знании ядерных проявлений РДА как искаженного психического развития, на знании этапов нормального психического развития ребенка. Диагностика должна проводиться очень осторожно и тщательно, а симптоматика не должна заслонять от исследователя личность самого ребенка. В случае затруднения в постановке диагноза, подчеркивает автор, ребенок должен быть определен в группу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога и специального психолога.
В. Е. Каган [1981] выделяет следующие дифференциально-диагностические признаки детского аутизма от шизофрении в детском возрасте (см. табл. 3).
Таблица 3 Различия раннего детского аутизма и детской шизофрении
Ранний детский аутизм | Шизофрения в детском возрасте |
Отсутствие бреда и галлюцинаций у детей с РДА (даже в юношеском возрасте) | Наличие бреда и галлюцинаций |
Детский аутизм достоверно преобладает у мальчиков | При шизофрении распределение по полу равномерно |
В семьях аутистов редки случаи заболевания родственников шизофренией | У детей, страдающих шизофренией, шизофрения диагностируется в родителей в 10 раз чаще, чем у детей с аутизмом |
Более высокий социальный статус родителей | Более низкий социальный статус родителей |
Ремиссии и рецидивы отсутствуют | Имеют место ремиссии и рецидивы |
В анамнезе чаще пренатальные осложнения | Доминируют наследственные факторы |
Период нормального развития ребенка отсутствует | Ребенок развивался нормально и затем заболел |
Задержка в развитии социальных отношений | Активный уход от реальности |
К. С. Лебединская предлагает использовать два важных диагностических критерия отличия раннего детского аутизма от шизофрении. Для шизофрении характерны следующие признаки:
• хотя бы короткий промежуток времени — нормальное психическое развитие, предшествующее возникновению аутизма;
• признаки прогродиентности (прогрессирования заболевания) в виде нарастания психического дефекта: углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс поведения с утратой приобретенных навыков.
Как отмечалось выше, одновременно с Каннером и независимо от него австрийский психиатр Г. Аспергер описал состояние, названное им «аутистической психопатией». По мнению Аспергера, «ядро личности» у описываемых им детей было сохранено [цит. по: Каган, 1981]. В свою очередь, Ван Кревелен [1963] выдвинул предположение, что ранний детский аутизм является результатом органического поражения мозга у лиц, предрасположенных к аутистической психопатии. Автор выделил различия между инфантильным аутизмом и аутистической психопатией [цит. по: Каган, 1981, с. 20].
Таблица 4. Различия раннего детского аутизма и синдрома Аспергера
Ранний детский аутизм | Аутистическая психопатия |
Выявляется сразу после рождения на первом году жизни | Странности отмечаются на 2-3 году жизни и особенно ясно проявляются в первые годы обучения в школе |
Ходить начинает раньше чем говорить | Речь проявляется раньше ходьбы |
Встречается у мальчиков и девочек | Чаще встречается у мальчиков |
Познавательный дефект | Дефект интуиции |
Плохой социальный прогноз | Хороший социальный прогноз |
Речь не имеет коммуникативной функции | Речь используется как средство общения |
Нет зрительного контакта, не замечает других людей | Зрительный контакт беглый, избегает чужого взгляда |
При госпитализации нет тоски по дому | При госпитализации есть тоска по обстановке дома, но не по людям («ностальгия кошек») |
Интеллектуальные проявления бедны | Хорошие общие и специальные способности |
Поведение беспокойно | Поведение странно |
Д. Вебер выделил следующие дифференциально-диагностические критерии различения синдрома Аспергера и раннего детского аутизма [Weber, 1988]:
• отсутствуют нарушения в развитии речи у детей с синдромом Аспергера, характерны для детей с синдромом Каннера;
• синдром Аспергера представляет собой личностное расстройство с относительно рано закрепившимися стабильными особенностями, которые претерпевают лишь количественное изменение, в то время как синдром Каннера характеризуется большей вариабельностью и наклонностью к качественным изменениям. Не менее важной является дифференциальная диагностика раннего детского аутизма от умственной отсталости.
Диагностические критерии РДА– предыдущая | следующая –Клинические признаки РДА
оглавление
консультация психолога детям, подросткам, взрослым
Источник
Психиатр, д. м. н. Наталия Вячеславовна Устинова. Лекция:«От аутизма к расстройствам аутистического спектра»
Давайте разберемся в классификации аутизма и поймем, что для людей с РАС она весьма условна и бесполезна. Психиатр, д. м. н. Наталия Вячеславовна Устинова в видеолекции «От аутизма к расстройствам аутистического спектра» пытается объяснить — почему:
— Классификация это не догма, это попытка классифицировать те знания, которые мы получаем.
… Диагностические критерии для определения каждого расстройства достаточно размытые и субьективные. Весь диагноз был основан только на субъективном мнении того врача , к которому пациент обратился … Когда приходят родители с ребенком в одном случае они получают F84.0, в другом «Атипичный аутизм» , а в третьем — 84.8. Родителям не объясняли, что большой разницы какой вы получаете диагноз может быть и нет.
Вернемся к истории вопроса. Изначально отдельного диагноза «аутизм» не существовало в природе. Этот термин придуман швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году при описании симптомов шизофрении.
Термин «аутизм» для обозначения отдельного заболевания стали использовать в с 1940-х годов благодаря исследованиям Леон Каннера и Ганса Аспергера. Окончательно аутизм от шизофрении «отпочковала» Лорна Уинг в 1980-х, когда ввела триаду симптомов и понятие «аутический спектр». Однако в СССР и России применительно к аутистам применялись диагнозы «задержка психического развития» и «шизофрения» аж вплоть до 1999 г. И, надо сказать, российские врачи до сих пор отчаянно сопротивляются постановке диагноза «аутизм» взрослым.
Аутизм долгое время был соседом шизофрении в Международной классификации болезней «МКБ-9», причем, «взрослых» аналогов диагноза не было.
Современным детям повезло больше: в 1999 вышел новый МКБ-10. Аутизм вошел в «Общие расстройства психологического развития (F84)».
Вот так выглядел МКБ-9 (работал до 1999 года) и МКБ -10. Смотрим и психуем…
Ну вышел он и вышел, а пациенты со старыми диагнозами «шизофрения» остались, и врачи у нас все те же.
Поэтому в 2017-м году МинЗдрав России выпустил разъяснительное письмо: мол, товарищи врачи, сохраняйте взрослым (старше 14) диагноз «Ранний детский аутизм».
— Если у человека появляются симптомы шизофрении, то у него будет два диагноза — РДА и шизофрения, — рассказала о современных стандартах Наталия Вячеславовна Устинова.
То же самое касается шизоидного расстройства личности и РАС, которые настолько похожи, что лучше назначать «тот диагноз, с каким помощь будет более адекватной», т.е. аутизм.
В целом врачи устали объяснять природу аутизма:
— К XXI веку мы подошли со знанием, что мы ничего не знаем и этого всего много (болезней аутического спектра — авт.), откуда аутизм берется, как развивается и чем лечится,- мы не знаем, — отметила психиатр.
Проблема в том, что аутизм, как и большинство, психических заболеваний, нельзя «померить». Поиск универсального теста на аутизм конечно идет, но сказать аутист человек или нет нельзя ни по капли крови, ни по МРТ или энцефалограмме.
Устав объяснять происхождение болезни, врачи решили просто описывать. С 1 января 2022 года вступит в силу МКБ-11, где «нозологический» подход, сменит «феноменологический»: будут описывать фактическое состояние пациента при аутизме.
В МКБ-11 аутизм будет относится к » Психическим и поведенческим расстройствам/Нарушениям психического развития», а классификация будет вот такой:
МКБ-11
А современной психиатрии спасибо уже за то, что больше нет обрядов изгнания бесов и воспитательной лоботомии. Я серьезно. Раньше были.
Видеозапись лекции можно посмотреть здесь:
Источник
Аутизм и шизофрения – разные заболевания с некоторыми общими симптомами. При проявлении шизофрении в детском возрасте, симптоматика достаточно сильно похожа на аутизм, поэтому две болезни несложно спутать. Чтобы этого избежать, следует знать, как проявляются аутизм и шизофрения и в чем разница в течении этих двух болезней.
Что такое детские психозы?
Чтобы понять отличия аутизма от шизофрении, следует подробнее рассмотреть эти две патологии. На самом деле они лишь на первый взгляд имеют общие симптомы, в действительности же симптоматика разительно отличается.
Детскими называются психозы, проявляющиеся до начала пубертатного периода, примерно до 12-13 лет. В этом возрасте манифестация шизофрении происходит очень редко, что обусловлено особенностями функционирования центральной нервной системы у детей.
Так, мозг ребенка и мозг взрослого человека работают несколько иначе. У детей нагрузка на определенные области значительно ниже, чем у взрослых, а перестройка в работе нервной системы происходит только к началу подросткового возраста. Предрасположенность к шизофрении закладывается еще во внутриутробном периоде, однако из-за особенностей работы мозга, в детстве практически не проявляется. Стоит только организму начать перестраиваться, как нарушения в работе нервной системы становятся все явственней. Некоторое время центральная нервная система еще справляется с адаптацией к изменившейся нагрузке, но спустя несколько лет этот механизм дает сбой и появляются признаки шизофрении. Несмотря на то что известны случаи развития шизофрении в возрасте 3-4 лет, существует серьезная проблема с диагностированием этого психического нарушения у детей в связи с особенностями детского мышления.
Сегодня психиатры выделяют два варианта детских психозов – это шизофрения и аутизм. Они отличаются по течению, симптоматике, поведению и даже прогнозом.
Так, психоз на фоне шизофрении проявляется острым бредом, галлюцинациями и иногда кататонией. Проблема шизофренического психоза в детском возрасте заключается в том, что специалисту сложно точно диагностировать галлюцинации и отличить их от детских фантазий и иллюзий, характерных для маленьких детей. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев шизофрения в раннем детстве не может быть диагностирована. Исключение составляют лишь случаи выраженного кататонического ступора у малышей, что случается очень редко.
Расстройства поведения по типу аутизма могут выступать признаком ранней шизофрении, но вот галлюцинаторный бред и кататонический ступор не являются симптомами расстройства аутистического спектра (РАС).
Аутизм же проявляется изменением поведения, обособленностью от социума и сложностями с выражением своих желаний. В отличие от шизофрении, это расстройство удается диагностировать в раннем возрасте, так как оно проявляется уплощенным аффектом и выраженными нарушениями коммуникации.
Общие проявления двух заболеваний
Чтобы понять, что общего у аутизма и шизофрении и в чем разница этих заболеваний, следует сначала рассмотреть общие черты, а затем детально разобрать специфические симптомы, и тогда станет ясно, чем отличаются эти две патологии.
К слову, общих проявлений у этих заболеваний не так уж и много. В их числе:
- проблемы с коммуникацией;
- социальная изоляция;
- сложности в общении со сверстниками и взрослыми;
- эхолалия;
- пониженная эмоциональность;
- цикличные движения.
Так, нарушение коммуникативных навыков считается одним из явных признаков аутизма, однако и при шизофрении больные стараются свести социальные контакты к минимуму. Если речь идет о ребенке, это будет проявляться нежеланием участвовать в подвижных играх со сверстниками, замкнутости и стеснительности, монотонной речью. При аутизме могут присутствовать выраженные признаки слабоумия, однако достаточно часто заболевание не влияет на умственные способности.
Эхолалией называется спонтанное и неосмысленное повторение чужих слов. Другими словами, ребенок может что-то услышать и тут же повторить, либо внезапно выкрикнуть это слово спустя несколько часов, после того как оно было услышано. При этом малыши часто не понимают значение сказанного. Такой признак является типичным для аутизма, а при шизофрении может выступать проявлением галлюцинаций или бреда на начальной стадии.
Эхолалия является естественным явлением для здоровых маленьких детей, в возрасте до трех лет, что объясняется развитием коммуникативных навыков, поэтому не может рассматриваться как типичный симптом детского психоза.
Ухудшение эмоциональности – еще один общий симптом двух психических расстройств. При аутизме ребенок живет в своем мире, при шизофрении же наблюдается своеобразное разделение личности. Пациент уходит в себя, переставая интересоваться окружающей действительностью, либо демонстрируя неадекватные реакции.
Еще одним общим симптомом являются цикличные движения. И при аутизме, и при шизофрении наблюдается потребность в совершении монотонных движений, часто не имеющих смысла. Это также может проявляться повторением одних и тех же слов.
Продуктивная симптоматика шизофрении
Аутизм при шизофрении выступает одним из симптомов, обычно свидетельствующих о развитии заболевания. Так, при шизофрении ребенок уходит в себя, минимизирует контакты со сверстниками, зацикливается на каких-то действиях или мыслях. Пациент может часами заниматься каким-то хобби, чаще всего бессмысленным. Например, при манифестации шизофрении в детском возрасте нередко наблюдается стремление к раскрашиванию картинок в один и тот же цвет. Причем ребенок может тратить все свободное время на то, чтобы нарисовать, к примеру, зеленое небо и фиолетовую траву. Как правило, везде присутствуют одни и те же цвета и сюжеты, если больной рисует самостоятельно.
По мере прогрессирования, шизофрения от аутизма отличается продуктивными симптомами – бредом, галлюцинациями, ступором. Бред проявляется в разных формах. У подростков диагностируются взрослые формы бреда – преследование, величие, изобретательство. В редких случаях развития шизофрении в детском возрасте 5-9 лет, наблюдаются фантастические формы бреда.
Галлюцинации у детей чаще всего слуховые и визуальные, в подавляющем большинстве случаев антагонического характера – чудовища, персонажи фильмов ужасов, мифологические существа. Таким образом, чудовище в шкафу может быть не только плодом детского воображения, но и проявлением шизофренической симптоматики. При аутизме галлюцинаций и бреда нет.
Специфика проявлений аутизма
Зная, как отличить аутизм от шизофрении, следует отдельно разобраться в проявления РАС или расстройства аутистического спектра.
Характерные признаки этого расстройства:
- низкие коммуникативные навыки;
- когнитивные отклонения;
- отсутствие абстрактного мышления;
- потребность в порядке;
- проблемы с концентрацией внимания.
Мозг аутистов отличается от мозга здорового ребенка неспособностью целенаправленного решения определенных проблем. Это связано с нарушением когнитивных функций, в результате которых страдает концентрация внимания. При этом дети с таким диагнозом могут обладать коэффициентом интеллекта выше среднего и вполне успешно справляться с другими задачами.
Аутизм ярко проявляется в отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребенок с таким нарушением просто не может идти на контакт, избегает вступать в диалог, часто отвечает односложно или вообще игнорирует вопросы. При этом дети могут демонстрировать потребность в коммуникации, но по-своему, что часто оказывается непонятным для окружающих.
При расстройстве аутистического спектра мозг нуждается в порядке, поэтому дети склонны все систематизировать. Чем бы ни занимался такой ребенок, он всегда наводит “свой” собственный порядок среди вещей, например, раскладывает предметы по цветам. Постороннее вмешательство в порядок ребенка может привести к вспышке гнева.
Связь между двумя заболеваниями
Разобравшись, чем аутизм отличается от шизофрении, следует подробнее остановиться на связи между этими двумя заболеваниями.
- Поведения, характерное для РАС, может предшествовать появлению симптомов шизофрении.
- Связь между двумя заболеваниями четко прослеживается в эмоциональных реакциях ребенка на раздражители и стрессовые ситуации. Состояние уплощенного аффекта характерно для двух этих болезней.
- Дезорганизация и агрессивность – признак начала развития шизофрении, но может появляться при аутизме в более старшем возрасте.
- Шизофрения и аутизм у детей отличаются по характеру течения. Особенности поведения при аутизме сохраняются всегда, а вот шизофрения может обостряться только периодически.
Обе патологии затрагивают высшую нервную деятельность и проявляются специфическими изменениями в работе мозга. Однако при аутизме ребенок живет будто на другой частоте, в то время как пациенты с шизофренией живут сразу на двух частотах – “нормальной” и “шизофренической”. Таким образом, людей с аутизмом можно назвать “личностью в себе”, в то время как шизофрения проявляется расщеплением личности.
Причины развития шизофрении и аутизма
Что еще есть общего между аутизмом и шизофренией, так это причины развития болезни. Обе патологии недостаточно хорошо изучены, чтобы врачи смогли выявить одну единственную причину заболевания, однако большинство специалистов сходятся во мнении, что обе болезни обусловлены генетической предрасположенностью.
В случае аутизма, генетика “виновата” более чем на 90%, а вот при шизофрении по наследству передается только повышенный риск развития этого заболевания.
Точные причины шизофрении неизвестны, предположительно, болезнь может быть следствием внутриутробной гипоксии, инфекций, перенесенных женщиной во время беременности, или даже сильных стрессов в детстве и подростковом возрасте.
Ранние признаки шизофрении: когда бить тревогу?
Аутизм и шизофрения – это не одно и то же. Если при некоторых видах расстройства аутистического спектра наблюдаются только проблемы с общением и социализацией, человек вполне может жить полной жизнью, получить хорошее образование и заниматься сложной работой. А вот при подростковой шизофрении прогноз может быть неблагоприятен – болезнь быстро прогрессирует и может привести к полной деструкции личности.
Начальные симптомы шизофрении следующие:
- ребенок внезапно находит новые хобби, которые взрослым кажутся бессмысленными;
- человек становится отчужденным, неохотно отвечает на вопросы, стремится к одиночеству;
- наблюдается патологическое увлечение чем-либо, попытки отвлечь ребенка могут спровоцировать приступ агрессии;
- ребенок говорит сам с собой или общается с воображаемыми друзьями;
- больной путает события, рассказывает небылицы;
- параноидное поведение, навязчивые мысли и страхи;
- хаотичность мышления, монотонность речи.
Важно своевременно обратиться к специалисту для диагностики и не ждать, что тревожные симптомы пройдут самостоятельно. Обычно детская шизофрения проявляется в возрасте 10-12 лет, но возможно появление тревожных симптомов и в более юном возрасте. Следует помнить, что чем раньше появились симптомы заболевания, тем выше риск злокачественного течения шизофрении, поэтому лечение нужно начинать незамедлительно.
О диагностике
Чем отличается аутизм и шизофрения и в чем разница между этими заболеваниями – это сложно определить даже врачу, особенно если тревожные симптомы наблюдаются в раннем возрасте.
При постановке диагноза учитываются следующие нюансы:
- возраст появления симптомов, так как признаки шизофрении проявляются позже и нарастают постепенно;
- наличие продуктивной симптоматики шизофрении;
- степень нарушения мышления и речевые особенности;
- выраженность социально-поведенческих расстройств.
Поставить диагноз может только опытный психиатр после длительного наблюдения за поведением пациента и сбора семейного анамнеза. Для диагностики также необходимо проведение ряда тестов и обследований.
Источник