Программа профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов

Программа профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов thumbnail

Программа

профилактики эмоционального и профессионального выгорания педагогов

«Шаг навстречу здоровью»

Пояснительная записка

В связи с введением в современной системе школьного образования ФГОС, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического   здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно – ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности учителя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости  обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих  факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном воздействии неблагоприятных  факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья.

Актуальность

Педагоги наиболее подвержены стрессам. Как следствие, растет психическое и эмоциональное напряжение. Появляются усталость, тревога, депрессия, психосоматические расстройства, а также – синдром эмоционального выгорания (далее – СЭВ).

Особенно велик риск в сегменте профилактической деятельности, так как результат работы виден не сразу. Педагоги, чья профессия относится к профессиям «эмоционально затратным», педагогам важно уметь восстанавливать и укреплять свое здоровье.

Процесс осмысления учителем начинается с главного инструмента учителя по К. Роджерсу – его собственное “Я”. Процесс повышения квалификации означает прежде всего процесс работы с собственным “Я”. Таким образом, посредством изучения собственной личности будущие педагоги смогут научиться понимать сущность ребенка, а значит, получат возможность нового подхода к ученику.

Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Одним из таких способов является данная программа по профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Цели и задачи программы

Цель:формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания  педагогов.

Задачи:

  1. Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости;

  2. Обучить педагогов навыкам   саморегуляции.

  3. Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

  4. Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.

  5. Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.

  6. Вывести педагогов на позицию рефлексии;

  7. Способствовать повышению работоспособности педагогов;

Методологический аспект

Основными принципами реализации данной программы являются:

1. Принцип  осознанности  педагогами  данной проблемы;

2. Принцип добровольности  и готовности  участников к работе по

данной программе;

3. Принцип единства  диагностики, профилактики и коррекции,  отражающий целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности  психолога;

4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности;

5. Принцип  комплексности методов психологического воздействия.

Методы отслеживания эффективности программы,

данные об апробации программы.

Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является методика диагностики уровня  эмоционального  выгорания В.В. Бойко.

Организационные условия

1. Психолог анализирует реальную ситуацию по результатам проведенных диагностик, определяет цель и направление работы, осуществляет подбор адекватных методических средств, оценивает эффективность проделанной работы;

2. Обеспечение изолированности занятий;

3.  Рефлексия до и после сеанса психологической разгрузки для контроля за психологическим состоянием людей.

4. Оценка эмоционального состояния участников (использование   цветового теста Люшера, методика цветописи  Лутошкина);

5. Вселение уверенности участников в своих силах и в конечном результате.

Структура и содержание программы:

Адресная группа участников занятий:

МБОУ СОШ № 49 Г. Ижевска: педагоги, воспитатели ГПД, администрация школы.

Методы профилактической работы:

1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции;

2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности;

3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов;

4.Флештренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде.

Предполагаемые результаты:

  • Оптимизация уровня тревожности, способность к саморегуляции эмоционального состояния, повышение работоспособности, сплочение коллектива.

  • Повышение эффективности работы педагогического коллектива.

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.

Ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику профилактической работы с адресной группой участников занятий:

  • Активная релаксация,

  • пассивная релаксация,

  • аутотренинг,

  • мобилизующее дыхание,

  • успокаивающее дыхание,

  • визуализация,

  • психофизическая тренировка,

  • формулы самовнушения,

  • телесно-ориентированная терапия,

  • кинезиология.

Психотерапевтические техники:

— музыкотерапия;

— релаксация;

— аутогенная тренировка;

— элементы кинезиологии — физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;

— элементы телесно-ориентированной терапии;

— цветотерапия;

— сказкотерапия;

Программа   включает в себя следующие разделы:

Раздел 1.

Представления об эмоциональном выгорании.

Основные задачи:

— информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;

— актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;

— обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.

Раздел 2.

Коммуникативная компетентность.

Основные задачи:

— информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);

— осознания своих коммуникативных особенностей;

— выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.

Раздел 3.

Конструктивное поведение в конфликтах.

Основные задачи:

— информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;

— осознание своего поведения в конфликте;

— формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.

Раздел 4.

Саморегуляция. Аутогенная тренировка.

Основные задачи:

— информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.

— актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;

— обучение основным приемам саморегуляции.

— информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.

— освоение первой и второй ступеней АТ.

Раздел 5.

Целеполагание и управление своим временем.

Основные задачи:

— информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,

— анализ использования рабочего времени, его планирование;

— выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.

Каждый раздел включает в себя четыре занятия:

  • Теоретическое занятие

  • Два практических занятия с элементами тренинга

  • Практическое занятие в комнате психологической разгрузки

Программа рассчитана на два учебных года (2013 – 2014; 2014 – 2015).

Занятия проводятся с периодичностью два раза в четверть (один раз в месяц). В конце учебного года проводится итоговое занятие. Всего 20 занятий.

Тематическое планирование практических занятий.

Раздел 1

Представления об эмоциональном выгорании.

Читайте также:  Синдром алиса в стране чудес у детей

занятия

в программе

занятия

в разделе

Тема занятия

Содержание

Дидактический материал, наглядные пособия,

технические средства

1

1

Что такое профессиональное выгорание

Причины профессионального выгорания; стадии профессионального выгорания

Проектор

2

2

Твоя стадия профессионального выгорания

Тренинг

—————

3

3

Способы профилактики профессионального выгорания

Тренинг

————

4

4

Мир твоих ощущений

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 2.

Коммуникативная компетентность.

5

1

Психологические типы людей

5 психологических типов, поведение

Проектор

6

2

Какое Ваше мнение?

Киноклуб

Проектор

7

3

Решение ситуативных задач

Тренинг

——————

8

4

Гармония души и тела

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 3.

Конструктивное поведение в конфликтах.

9

1

Конфликты

Типы конфликтов

Проектор

10

2

Как действовать

в конфликте

Киноклуб

Проектор

11

3

Способы разрешения конфликтов

Тренинг

————

12

4

Управление своими чувствами

в конфликте

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 4.

Саморегуляция. Аутогенная тренировка.

13

1

Саморегуляция

Виды и способы саморегуляции

Проектор

14

2

Как поступить?

Тренинг

————-

15

3

Решение ситуативных задач

Круглый стол

Проектор

16

4

Применение способов саморегуляции

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 5.

Целеполагание и управление своим временем.

17

1

Исскуство успевать

Как планировать, чтобы успевать; как мечтать, чтобы сбывалось?

Проектор

18

2

Основы целеполагания

Долгосрочные и оперативные цели

—————

19

3

Мечты сбываются

Творческая работа

Проектор

20

4

Счастливые чувства

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, музыка

Итого: 20

Аффирмация

краткая фраза,

содержащая вербальную формулу,

которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку

в подсознании человека,

способствуя улучшению

его психоэмоционального фона

и стимулируя положительные перемены

При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.

  2. Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.

  3. Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.

  4. Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.

  5. Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.

  6. Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .

  7. Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.

  8. В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».

  9. Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. «Я принимаю себя таким, какой я есть», здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.

При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.

  2. Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.

  3. Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.

  4. Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.

  5. Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.

  6. Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .

  7. Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.

  8. В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».

  9. Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. «Я принимаю себя таким, какой я есть», здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.

Читайте также:  Синдром мертвой матери андре грин

Источник

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Актуальность.

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы в детском доме у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».

Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

1. Просветительское направление:

— информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

— создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

— создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

— участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

Читайте также:  Синдром грушевидной мышцы симптомы и лечение гимнастика

— обобщение педагогического опыта воспитателя;

— возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

Цели программы:

  1. Осознание причин эмоционального и профессионального выгорания учителя и влияние на качество образовательного процесса.
  2. Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.

Задачи программы:

·  Формировать умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.

·  Побуждать участников к анализу своих взаимоотношений с окружающими.

·  Формировать умение контролировать свое поведение.

Факторы, определяющие содержание работы:

  1. Причины, вызывающие эмоциональное выгорание (повышение эмоционального напряжения).
  2. Внешнее проявление.
  3. Способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности, через творчество.

Формы работы:

Основной формой проведения встреч по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекций.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой педагогов до 15 человек, 1 раз в неделю. Длительность одного занятия — от 1 часа до 1,5 часов. Для проведения занятий желательно просторное помещение.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

1

Начало

5-10мин.

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства

Ритуализирован ная форма работы

Обозначение правил и границ.

Сплочение группы.

2

Разминка

5-10мин.

Объединение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)

Подвижные игры с четко определенными правилами

Развитие межличностных связей. Включение в совместную деятельность

Обеспечение безопасности участников

3

Основная часть занятия

45—60

мин

Задачи соответствуют теме

Самые разнообразные формы активности (игры, мозговой штурм, психодрама и т. д.)

Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства.

Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации

4

Разминка

10-15мин.

5

Завершение занятия

10мин.

Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состояния

Подвижные и/или релаксационные игры

Обеспечение безопасности участников

6

Рефлексия

10мин.

Ответить на вопросы по итогу занятия:

• Что для меня

было важно?

• Что было тру

дно? Что понравилось?

Опрос

Эмоциональная поддержка

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Цели занятия

Методы

Кол-во часов

1

«Синдром эмоционального выгорания», естественные способы саморегуляции эмоционального состояния

Ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития. Способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния

Беседа, элементы игротерапии, арт-терапии, наблюдение, релаксация, работа в группах

1,5-2

2

Условия эффективного общения

Знакомство с механизмами общения, которые способствуют развитию психологической культуры, формированию навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим

Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, релаксация, работа в группах

1,5-2

3

Коммуникативные позиции в педагогическом общении

Познакомить участников занятия с основными коммуникативными позициями в процессе педагогического общения. Осознание ответственности за определенное поведение в ситуации общения

Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, релаксация, работа в группах

1,5-2

4

Общение в конфликте

Дать рабочее определение конфликта; способствовать пониманию собственных эмоциональных проблем в конфликтах; познакомить с особенностями компетентного общения

Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах

1,5-2

5

Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания

Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности

Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах, творческие задания

4,5-6

6

Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания

Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности

Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах, творческие задания

7

Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания

Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности

Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах, творческие задания

8

Способы снятия нервно-психического напряжения

Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах

Беседа, элемен — ты игротерапии, наблюдение, работа в группах

4,5-6

9

Способы снятия нервно-психического напряжения

Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах

Беседа, элемен — ты игротерапии, наблюдение, работа в группах

10

Способы снятия нервно-психического напряжения

Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах

Беседа, элемен — ты игротерапии, наблюдение, работа в группах

Итого:

15-20

Список используемой литературы:  

1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.

2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.

3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.

4. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 03.2011.

5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения; коррекционные программы) ./ М. 1995.

6. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.

7.«Большая книга детского психолога» / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс»,2011

8.Колошина Т.Ю., Трусь А.А. «АРТ-терапевтические техники в тренинге»,СПб, «Речь», 2010

9.«Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011

10.«Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006

11.Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011

Источник