Синдром профессионального выгорания психология труда

В жизни бывают такие моменты, когда мы теряем вкус к жизни, когда что-то идёт не так. Вы чувствуете, что постоянно срываетесь на работе, коллеги раздражают, вы становитесь равнодушными, постоянно находитесь в напряжение, появляются проблемы со здоровьем, вы плохо работаете, постоянно отвлекаетесь, появляются проблемы в семье.

В чём же проблема? Похоже у вас профессиональное выгорание.

Сегодня я расскажу вам подробней о:

  • профессиональном выгорании;
  • причинах его возникновения;
  • стадиях;

Что мы знаем о профессиональном выгорании?

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.

Важно учесть тот факт, что профессиональное выгорание — это не болезнь и не психическое расстройство. Выгорание нужно рассматривать как комплекс факторов, предрасполагающих к более серьезным состояниям (тяжелому стрессу, тревожности, депрессии).

Важное значение имеют индивидуальные характеристики сотрудника, рабочая атмосфера, руководитель или отношения с коллегами.

Если люди не склонны к тревоге, лишить их покоя могут:

  • Токсичная рабочая среда;
  • Изоляция в коллективе;
  • Хаотичная постановка задач со стороны руководства.

Причиной стресса для гиперответственного сотрудника с нерешенными личными проблемами может стать жесткий дедлайн, из-за которого он будет боятся подвести команду или потерять работу.

Согласно Фрейденбергеру профессиональное выгорание — это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.

К. Маслач предлагает своё определение профессиональному выгоранию — это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.

Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Как вы думаете, что может стать причиной профессионального выгорания? Кто наиболее подвержен выгоранию?

Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей.

Можно выделить несколько категорий людей, более подверженных выгоранию:

  • Им постоянно приходится общаться с людьми (с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями);
  • Замкнутые люди (они накапливают в себе негативные эмоции, не делятся переживаниями с окружающими);
  • Боятся потерять работу (возраст, высокая конкуренция, завышенные требования руководства, необходимость непрерывно доказывать личный профессионализм);
  • Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности (не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы).
  • Излишне самокритичны (педантичны, болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, имеют низкую самооценку).

Причины и факторы профессионального выгорания можно условно разделить на личностные и ситуативные. В одних случаях играет роль личностные особенности человека, в других — ситуация, в которой находится человек. Порой эти факторы объединяются, что приводит к серьёзным последствиям.

Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия.

Самое интересное то, что чаще всего выгорают именно те люди, которые любят своё дело, профессию. В данном случае играют роль завышенные представления и требования. Чем больше мы требуем от себя и других людей, тем выше риск сгореть на рабочем месте.

Примечание: выгорание бывает не только на рабочем месте, оно может произойти и у мам, заранее распланировавших будущее своих детей. Если всё складывается не так, как ей хотелось и ребёнок вырастает не тем, кем она себе его представляла, она может «сгореть».

В своё время Дж. Фрейденберг выделил следующие признаки выгорания:

  • нервное истощение;
  • утрату какой-либо мотивации;
  • снижение концентрации внимания;
  • апатию.

Это лишь общие симптомы, которые человек может заметить у себя. Их в целом можно отнести много к чему, например, к депрессии. Поэтому остаётся важны вопрос: «Как распознать симптомы выгорания?».

Чтобы успеть остановиться и помочь себе, важно знать, какие именно симптомы могут сигнализировать об опасности. К ним можно отнести следующее:

  • вы чувствуете себя эмоционально истощенным;
  • вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
  • вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам (в том числе к детям);
  • вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
  • вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
  • у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
  • вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
  • вы постоянно откладываете дела на потом;
  • вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).
Читайте также:  Частота встречаемости синдрома кошачьего крика

Если что-то из перечисленного вы нашли у себя, стоит задуматься и уже сейчас начать «лечение». Не стоит откладывать это на потом и надеяться, что всё само произойдёт. Этого не случится. Поэтому важно понять, сможете ли вы помочь себе самостоятельно или вам понадобится профессиональная помощь.

Предлагаю рассмотреть три стадии профессионального выгорания, на примере педагогов:

1. Снижение самооценки (исчезают положительные эмоции, отстранённость в общении с родными; появление тревожности, неудовлетворённости, апатии, беспомощности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»);

2. Одиночество (недоразумения с учениками и их родителями; пренебрежительное отношения к ним в кругу коллег (негативное обсуждение); открытая, негативная критика в присутствии ребёнка, неприязнь; отсутствие нормального контакта с людьми);

3. Эмоциональное истощение, соматизация (притупляются представления о ценностях, равнодушие; глаза теряют блеск, холод безразличия; усталость, апатия, депрессия, эмоциональное сгорание – всё это приводит физическому недомоганию: гастрит, мигрень, повышение артериального давления, синдром хронической усталости т.д.)

В следующей статье мы разберём с вами стадии выгорания, факторы риска, узнаем о методах профилактики и о том, что поможет вам справится с профессиональным выгоранием.

Не забывайте задавать интересующие вас вопросы и ставить лайк, если статья вам понравилась. Это даст мне понять, что вам интересна разобранная мною тема.

Вам будут интересны следующие статьи:

Что такое стресс и как развить стрессоустойчивость?

Как перестать постоянно нервничать?

Как стать счастливее во время самоизоляции?

Источник

Функциональные состояния включают в себя психические состояния, являющиеся целостной характеристикой психической деятельности личности. Особый класс составляют эмоциональные состояния, отражающие отношение субъекта к ситуации и внутреннюю оценку возможности реализовать свои потребности в определенных условиях деятельности. Эти состояния проявляются в настроении, эмоциях (страх, радость и т.д.), аффектах, влечении, страсти, а также в переживаниях общебиологической направленности (голод, половое влечение, ярость). Вне зависимости от качества и смыслового содержания эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы: эмоциональное напряжение, обеспечивающее адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов, и эмоциональная напряженность, приводящая к нарушению выполняемой деятельности.

Ряд неблагоприятных психических состояний связан с существенными изменениями в рабочей активности. Например, состояние «преждевременной психической демобилизации» отражает эмоциональную разрядку, снижение бдительности после выполнения сложной части задания, «дремотное» состояние возникает при ограничении активности, состояние эйфории связано с переживанием успеха еще не завершенной деятельности, состояние «фобии» отмечается при воздействии ряда факторов (высота, вода, сложная трудовая ситуация).

Некоторые виды деятельности вызывают развитие экстремальных состояний — реакции организма и психики в ответ на воздействие чрезмерных значений привычных и необычных факторов внешней среды и трудового процесса (высокие и низкие температуры, вибрации, шум, недостаток кислорода, избыточность информации и т.п.), в результате чего возникает рассогласование в деятельности системы функциональной регуляции состояния человека.

Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения», получившего название «синдром выгорания».

Синдром профессионального выгорания берет свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком, которому из-за специфики его работы постоянно приходится вступать в «эмоциональный» контакт с людьми, нуждающимися в его помощи, внимании, сочувствии, заботе и т.д. В потенциальную «группу риска» лиц, сталкивающихся с такими проблемами, попадают прежде всего медицинские работники (врачи, медсестры), психологи и психотерапевты, социальные работники и педагоги.

Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов («стресс жизни», по выражению автора учения о стрессе Г. Селье), даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры. Именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований к профессионалу, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального стресса.

Эмоциональные перегрузки порождают ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов, чувство беспомощности, безнадежности, могут возникать эмоциональные срывы или, напротив, «приглушенность», «притупленность» эмоций, когда человек не в силах эмоционально откликнуться па ситуации, которые, казалось бы, должны были бы его трогать. Профессиональное выгорание может проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать. Контакты с ними могут становиться более «бездушными», «обезличенными», иногда формальными. Возникающие негативные установки по отношению к тем, на кого профессиональная деятельность направлена (пациенты, ученики и т.д.), могут иметь скрытый характер, часто неосознаваемый даже самим человеком или вытесняемый им; постепенно они начинают проявляться во внутреннем раздражении, подавляемом чувстве неприязни, а впоследствии — в эмоциональных вспышках, прорывающемся раздражении, несдержанности или даже агрессивности. Важное проявление синдрома выгорания — это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка. Он начинает переживать чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе, а возможно, и утрату прежде значимых для него жизненных ценностей.

Читайте также:  Гипертермический синдром детей неотложная помощь

Говоря о факторах, определяющих возникновение и развитие синдрома профессионального выгорания, исследователи называют в качестве одного из главных — взаимодействие с людьми. Те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных учреждениях и службах, выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат: они имеют дело с проблемами людей, ожидающих от них помощи, понимания, участия, чувствуют ответственность за свою способность или неспособность помочь им. Особенно тяжело переносятся ситуации, когда, несмотря на все усилия, результат не достигается; в этих случаях нередко возникают чувства неудачи, неэффективности, беспомощности, сопутствующая им фрустрация, а иногда и гнев.

Другие факторы, способствующие возникновению выгорания или усиливающие его развитие, может содержать в себе сама рабочая ситуация. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки — слишком много подопечных, слишком много требований, слишком много информации. По данным западных исследователей, при увеличении перегрузок работники могут начать неосознанно стремиться к их уменьшению через меньшее личностное вовлечение во взаимодействие, использование более безличных и формальных методов и процедур работы; тем самым они снижают «эмоциональность» своей работы. Еще один важный момент — это возможность влияния человека па процесс работы и принятие решений: если у человека присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т.д., вероятность развития профессионального стресса увеличивается.

Несколько позднее социальный психолог К. Маслач опубликовала ряд работ, в которых ею были представлены результаты исследования когнитивных стратегий, используемых профессионалами для борьбы с эмоциональным возбуждением. Она установила, что у людей, работающих в сфере «помогающих» профессий и вовлеченных в интенсивное и глубокое взаимодействие с клиентами или пациентами, наблюдаются такие эмоционально-поведенческие нарушения, как отрицательная самооценка, отрицательное отношение к работе, утрата понимания и сочувствия по отношению к реципиентам.

К. Маслач и С. Джексон описывают эмоциональное выгорание как трехмерный конструкт, включающий в себя все компоненты, отмеченные в рассмотренных выше моделях: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания. Проявляется оно в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.

Вторая составляющая выгорания — деперсонализация — сказывается в деформации отношений с другими людьми (тенденция к развитию негативного, бездушного, циничного отношения). Контакты становятся обезличенными и формальными.

Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Отличительной особенностью позиции К. Маслач и ее коллег является акцентирование внимания на профессиональном характере синдрома выгорания, трактовке его «как результата профессиональных проблем, а не как психиатрического синдрома».

Выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Дж. Гринберг предлагает рассматривать выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс’:

  • первая стадия — «медовый месяц». Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако но мере нарастания рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным;
  • вторая стадия — «недостаток топлива». Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника быстро теряется интерес к своему труду. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью;
  • третья стадия — хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха приводит к хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол»;
  • четвертая стадия — кризис. Развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни;
  • пятая стадия — «пробивание степы». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека.

М. Бурши выделяет следующие фазы развития синдрома профессионального выгорания:

  • — предупреждающая фаза, предполагающая чрезмерную включенность в работу, которая переходит в состояние истощения;
  • — снижение уровня собственного участия в решении профессиональных задач, проявляющееся в потере положительного восприятия коллег, приписывании вины за собственные неудачи другим людям, снижении эмпатии, потере жизненного идеала, зависти и подозрительности;
  • — нарушения эмоционального реагирования, представленные постоянным чувством вины, снижением самооценки, безосновательными страхами, лабильностью настроения, апатией наряду с плохо контролируемыми вспышками агрессии по отношению к окружающим;
  • — фаза деструктивного поведения, характеризующаяся изменениями в сфере интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнять сложные задания, ригидность мышления и т.п.); мотивационной сфере (отсутствие собственной инициативы, формальное выполнение профессиональных обязанностей); эмоционально-социальной сфере (безразличие, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби, скука);
  • — психосоматические реакции, выражающиеся в общем снижении иммунитета, расстройствах сердечнососудистой и пищеварительной систем, нарушениях сексуальной сферы и т.п.;
Читайте также:  Фето фетальный синдром при двойне симптомы

разочарование, характеризующееся отрицательной жизненной установкой, чувством беспомощности и бессмысленности, экзистенциальным отчаянием.

В работах К. Чернисс выгорание определяется как процесс негативного изменения профессионального поведения в ответ на стрессовый характер рабочей среды. Данный процесс включает три основные стадии:

  • — первая стадия характеризуется дисбалансом между ресурсами и требованиями среды, что порождает стрессовое состояние;
  • — на второй стадии у работника возникают краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение;
  • — третья стадия проявляется в изменениях мотивационной сферы профессионала и его поведения, где ведущим симптомом является негуманное (бездушное) обращение с клиентами.

Согласно концепции В. В. Бойко эмоциональное выгорание — динамический процесс, развивающийся поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Автор определяет данный феномен как защитный механизм, который предполагает полное или частичное исключение эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

  • 1) перепое (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, сложность контингента; в течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции;
  • 2) резистенция — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Стадия резистенции (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов па фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем;
  • 3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Таким образом, сформированность основных симптомов двух первых фаз еще не свидетельствует о сложившемся синдроме выгорания. На этих этапах появление симптомов выгорания может иметь даже мобилизующую силу, однако при продолжающемся действии неблагоприятных факторов рабочей среды и неспособности профессионала найти адекватный способ их преодоления, наступает третья фаза — аффективное, когнитивное и физическое истощение.

Согласно концепции В. В. Бойко каждой фазе нарастающего эмоционального выгорания соответствуют определенные признаки и симптомы.

Так, фаза напряжения включает следующие симптомы:

  • — переживания психотравмирующих обстоятельств;
  • — неудовлетворенности собой;
  • — загнанности в клетку;
  • — тревоги и депрессии.

Необходимость поддержания защитных реакций организма в ситуации хронического профессионального стресса предполагает развитие следующих симптомов, отнесенных В. В. Бойко к фазе резистенции:

  • — неадекватного избирательного эмоционального реагирования;
  • — эмоционально-нравственной дезориентации;
  • — расширения сферы экономии эмоций;
  • — редукции профессиональных обязанностей.

И, наконец, фаза истощения характеризуется нарушениями, которые выражены в четырех основных симптомах:

  • — эмоционального дефицита;
  • — эмоциональной отстраненности;
  • — личностной отстраненности, или деперсонализации;
  • — психосоматических и психовегетативных нарушений.

В работах В. Е. Орла выгорание рассматривается как сложное образование, включающее эмоциональные, мотивационные, когнитивные, поведенческие и соматические компоненты, которые, образуя симптомокомплексы, объединяются в конечном счете в базовые подструктуры. Для описания этого полисистемного образования автор использует термин «психическое выгорание», подчеркивая его более масштабный, интегральный характер по сравнению с более узким и, с точки зрения автора, менее точным понятием «эмоциональное выгорание».

Соотнося явления профессиональной деформации, профессионального стресса и выгорания, В. Е. Орел приходит к выводу об относительной самостоятельности выгорания от двух других указанных феноменов профессионального развития личности, но в то же время отмечает наличие у данных явлений определенных общих свойств. По мнению автора, в отличие от профессиональной деформации и профессионального стресса психическое выгорание можно отнести в большей степени к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом и оказывает негативное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Концепция психического выгорания В. Е. Орла состоит в рассмотрении этого феномена как «антисистемы», разрушительно воздействующей на все остальные системы, в состав которых она включена, и характеризующейся свойствами, прямо противоположными тем, которые присущи любой системе (антинаправленность основных функций, обратный системогенез).

Содержание психического выгорания определяется В. Е. Орлом в зависимости от специфики профессиональной деятельности, в контексте которой формируется данное явление. Результаты проведенных автором эмпирических исследований показали, что традиционная трехкомпонентная структура (эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм), редукция профессиональных достижений) отчетливо выражена только в профессиях субъект-субъектного типа, где базовые компоненты выгорания несут примерно одинаковую нагрузку.

В профессиях субъект-объектного типа данная структура трансформируется в двухфакторную путем существенного уменьшения роли деперсонализации (цинизма) как самостоятельного фактора и передачи ряда его признаков психоэмоциональному истощению.

Источник