Синдром профессионального выгорания м буриш

Синдром профессионального выгорания м буриш thumbnail
  

Управление персоналом »
Словарь » Эмоциональное выгорание. Стадии

Управление персоналом
Словарь-справочник

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.

Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия — определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности.

По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:

  • чрезмерная активность;
  • отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
  • ограничение социальных контактов.

б) Истощение:

  • чувство усталости;
  • бессонница;
  • угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

  • потеря положительного восприятия коллег;
  • переход от помощи к надзору и контролю;
  • приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
  • доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим:

  • отсутствие эмпатии;
  • безразличие;
  • циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности:

  • нежелание выполнять свои обязанности;
  • искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
  • акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:

  • потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
  • чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
  • зависть.

3. Эмоциональные реакции

а) Депрессия:

  • постоянное чувство вины, снижение самооценки;
  • безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия:

  • защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
  • отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
  • подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта:

  • снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
  • ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

  • отсутствие собственной инициативы;
  • снижение эффективности деятельности;
  • выполнение заданий строго по инструкции.

в) Эмоционально-социальная сфера:

  • безразличие, избегание неформальных контактов;
  • отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
  • избегание тем, связанных с работой;
  • самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;

  • неспособность к релаксации в свободное время;
  • бессонница, сексуальные расстройства;
  • повышение давления, тахикардия, головные боли;
  • боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
  • зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;

  • чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
  • экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

См. также:

Модели эмоционального выгорания,
Эмоциональное выгорание менеджеров

-C-

  • Сбалансированность рабочего места
  • Сенсорная депривация
  • Серый кардинал
  • Сетка менеджмента
  • Симптом механизма неудачи
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Служебная субординация
  • Собеседование. Методики собеседования
  • Сопротивление изменениям
  • Социальная депривация
  • Социальное иждивенчество
  • Социально-психологический тренинг
  • Сплетни
  • Стадии развития коллектива
  • Стадии эмоционального выгорания
  • Стеклянный потолок
  • Стили общения
  • Стили руководства
  • Структурированное интервью
  • Структурное подразделение
  • Субкультура в организации

Вернуться к оглавлению »»»

Синдром профессионального выгорания м буриш

 

Источник

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. (Скугаревская М. М., 2002)

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.

  • 1. Предупреждающая фаза
  • а) Чрезмерное участие:

чрезмерная активность;

отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;

ограничение социальных контактов.

б) Истощение:

чувство усталости;

бессонница;

угроза несчастных случаев.

  • 2. Снижение уровня собственного участия
  • а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

потеря положительного восприятия коллег;

переход от помощи к надзору и контролю;

приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим:

отсутствие эмпатии;

безразличие;

циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности:

нежелание выполнять свои обязанности;

искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:

потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

чувство переживания того, что другие люди используют тебя;

зависть.

  • 3. Эмоциональные реакции
  • а) Депрессия:

постоянное чувство вины, снижение самооценки;

безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия:

защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;

отсутствие толерантности и способности к компромиссу;

подозрительность, конфликты с окружением.

  • 4. Фаза деструктивного поведения
  • а) Сфера интеллекта:

снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;

ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

отсутствие собственной инициативы;

снижение эффективности деятельности;

выполнение заданий строго по инструкции,

в) Эмоционально-социальная сфера:

безразличие, избегание неформальных контактов;

отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;

избегание тем, связанных с работой;

самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;

неспособность к релаксации в свободное время;

бессонница, сексуальные расстройства;

повышение давления, тахикардия, головные боли;

боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;

чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. (Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М., 2001) (Лэнгле, А. 2008)

Источник

Согласно концепции М. Буриша в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько фаз (см. Табл. 1). По мнению М. Буриша, «тот, кто выгорел однажды, когда — то должен был загореться». Если анализировать фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянью и экзистенциальной пустоте. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания [16].

синдром профессиональный выгорание эмоциональный

Таблица 1

Фазы развития синдрома профессионального выгорания по М. Буришу

1. Предупреждающая фаза

  • А)Чрезмерное участие
  • — Чрезмерная активность, чувство незаменимости
  • — Отказ от потребностей не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований
  • — Ограничение социальных контактов
  • Б) Истощение
  • — Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев

2. Снижение уровня собственного участия

  • А) По отношению к сотрудникам, воспитанникам, пациентам и т.д
  • — Потеря положительного восприятия коллег
  • — Переход от помощи к надзору и контролю
  • — Приписывание вины за собственные неудачи другим людям
  • — Доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, воспитанникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям
  • Б) По отношению к остальным окружающим
  • — Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки
  • — Чрезмерная активность, чувство незаменимости
  • — Отказ от потребностей не связанных с работой,вытеснение неудач и разочарований
  • В) По отношению к профессиональной деятельности
  • — Нежелание выполнять свои обязанности
  • — Искусственное продление перерывов в работе, опоздание, уход с работы раньше времени
  • — Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой
  • Г) Возрастание требований
  • — Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях
  • — Чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть

3. Эмоциональные реакции

  • А) Депрессия
  • — Постоянное чувство вины, снижение самооценки
  • — Безосновательные страхи, лабильность настроений,апатия
  • б) Агрессия
  • — Защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах
  • — Отсутствие толерантности и способности к компромиссу
  • — Подозрительность, конфликты с окружением

4. Фаза

деструктивного поведения

  • А) Сфера интеллекта
  • — Снижение концентрации внимания, отсутствиеспособностей к выполнению сложных заданий
  • — Ригидность мышления, отсутствие воображения
  • б) Мотивационная сфера
  • -Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям
  • в) Эмоциональная сфера
  • — Безразличие, избегание неформальных контактов
  • — Отсутствие участия в жизни других людей, либочрезмерная привязанность к конкретному лицу
  • — Избегание тем связанных с работой
  • — Самодостаточность, одиночество, отказ от хобби,скука

5. Психосоматические реакции

  • — Снижение иммунитета
  • — Неспособность к релаксации в свободное время
  • — Бессонница, сексуальные расстройства
  • — Повышенное давление, тахикардия, головные боли
  • — Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения
  • — Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя

6. Разочарование

  • — Отрицательная жизненная установка
  • — Чувство беспомощности и бессмысленности жизни
  • — Экзистенциальное отчаяние

Концепция Бойко В.В. предлагает выделить следующие фазы синдрома «выгорания». В основе выделения этих фаз лежит учение о стрессе Ганса Селье, который рассматривал данное явление как психологическую защиту организма. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

1) Нервное тревожное напряжение его создают хроническаяпсихоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

Резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, сто проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

ФАЗА «НАПРЯЖЕНИЯ»

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1. Симптом «переживания психотравматирующих обстоятельств»

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы.

Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» — энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать ее психотравмирующие элементы профессиональной деятельности.

В этой схеме особое значение имеет известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. Па начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

3. Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравматирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов, И если она не находит выхода, если не сработало какое либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку».

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом «тревоги и депрессии», — пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

ФАЗА «РЕЗИСТЕНЦИИ»

Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке (подчеркиваем это обстоятельство) подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях: если не препятствует интеллектуальной проработке информации, обуславливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает «вхождение» в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов;

  • — если не настораживает и не отталкивает партнера;
  • — если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию. Например, профессионал, когда требуется, способен отнестись к партнеру подчеркнуто вежливо, внимательно, с искренним сочувствием.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, что он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное — эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок[1].

2. Симптом «эмоционально — нравственной дезориентации».

Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».

К сожалению, в жизни очень часто сталкиваются с проявлениями эмоционально — нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает осуждение и возмущение. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально -нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития цивилизации в сфере меж субъектных взаимосвязей.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими! Кстати, часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того, готовы послать всех подальше, а то и просто, «рычите» на брачного партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом «отравления людьми».

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

ФАЗА «ИСТОЩЕНИЯ»

Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита».

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать сопереживать. Отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. При чем это не исходный дефект эмоциональной сферы. Не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации»

Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения.

Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку -субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о / таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита — «выгорание» самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоции перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Источник