Синдром поражения срединных комиссур мозга

Основной срединной комиссурой мозга, как известно, является мозолистое тело (corpus callosum), соединяющее множеством волокон правое и левое полушария.

Синдром «расщепленного мозга»,согласно описаниям, состоит из целого ряда симптомов. Эти симптомы различны на разных стадиях послеоперационного состояния.

— Нарушения памяти, иногда спутанность сознания, но позже эти симптомы исчезают.

— Появляются четко выраженные нарушения координационных движений,в которых участвуют обе конечности (например, печатание на машинке, езда на велосипеде и др.). В то же время эти движения не нарушаются, если больной выполняет их одной рукой.

речевые симптомы:затруднения в назывании предметов, предъявляющихся в левые половины полей зрения (когда зрительная информация попадает в правое полушарие). Опыты показали, что больные при этом узнают показанные предметы (могут выбрать их из тех, которые изображены на картинках), но не могут их назвать. Этот симптом был назван «аномией».Больные не могут прочесть слово, предъявленное в правое полушарие, хотя как будто понимают его общий смысл, так как выбирают нужный предмет (или предметы этой же категории). Эти наблюдения послужили основанием для того, чтобы назвать правое полушарие «неграмотным».

— Особую группу симптомов составляют нарушения, названные «дископией—дизграфией»:больные с «рассеченным мозгом» не могут писать и рисовать правой и левой рукой, как это делает здоровый человек (хотя лучше — ведущей рукой): одной рукой они могут только рисовать, а другой — только писать.

Три самостоятельных варианта синдрома «расщепленного мозга», связанных с местом перерезки.

1 вариант: при перерезке передних отделов мозолистого тела нарушения взаимодействия полушарий проявлялись преимущественно в моторной сфере;

2 вариант: при перерезке средних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в тактильной сфере;

3 вариант: при перерезке задних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в зрительной системе.

Синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур.

Основными подкорковыми структурами, находящимися в глубине больших полушарий головного мозга, являются базальные ганглии.Это хвостатое ядро (corpus caudatus), бледный шар (globus pallidum), скорлупа (putamen) и ограда (claustrum) и др.

У больных с мышечной дистрофией и паркинсонизмом до операции на фоне относительно сохранной эмоционально-личностной сферы, зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти имеются нарушения динамического праксиса, трудности в осуществлении мнестико-интеллектуальной деятельности, связанные с нарушениями программирования и контроля. Одновременно у них выявляются затруднения при решении наглядно-образных задач, где требуется пространственный анализ и синтез. Характер синдрома различается в зависимости от стороны поражения мозга:

♦ при левостороннем поражении экстрапирамидной системы большие трудности наблюдаются в вербальных мнестико-интеллектуальных функциях;

♦ при правостороннем — трудности наблюдаются преимущественно в наглядно-образных функциях. Послеоперационные синдромы (в первые 7-10 дней после операции) характеризуются некоторым усугублением нейропсихологической симптоматики при той же структуре синдрома с последующим восстановлением психических функций (в отдаленные сроки). Этот комплексный характер синдромов свидетельствует об иной природе факторов, которые их обусловливают.

Три типа нарушения памяти при локальных поражениях ГМ. Методы диагностики.

Виды нарушения памяти:

Модально-специфические нарушения памяти

Связана с определенной модальностью стимула. Возникают при поражении II и III блоков мозга.

Средние отделы виска

Левое полушарие: снижение слухо-речевой памяти доя 2 – 3 элементов. Отсутствие продуктивности воспроизведения. Повышено влияние интерференции (помехи, мешающие воздействию). Сильно выражен «фактор края» – хорошо запоминается материал в начале и в конце. Семантическая организация помогает. Воспроизводит смысл фраз.

Правое полушарие: объем воспроизведения не меняется. Нарушается избирательность мнестических процессов (избирательная последовательность). Нарушается целостное схватывание предъявляемых элементов. При воспроизведении наблюдаются вплетения других слов: комнабуляция (смешение слов по смыслу), конфабуляция (холод – мороз, зима). Страдает память на мелодии.

Базальные отделы виска

Левое полушарие. Грубых дефектов не выделяют. Инертность (повтор слов). Повышенная тормозимость следов памяти под действием интерференции (гетерогенная, гомогенная, двойная гомогенная

Правое полушарие. Нарушение воспроизведения порядка элементов. Избирательность мнестических процессов.

Задне-нижние отделы виска

Левое полушарие. Нарушена зрительно-речевая память. Нарушается память на образы. Страдает называние. Не может вспомнить как называется предмет. Нарушено зрительное представление объектов.

Правое полушарие. Нарушение памяти на лица.

Задние отделы левого полушария

Нарушение объема зрительной памяти. Повышение действия интерференции.

Модально-неспецифические нарушения памяти

поражение I блока структуры мозга.

По Корсаковой. Специфика зависит от уровня поражения. Все нарушения проявляются в виде амнестического синдрома, в зависимости от выраженной симптоматики затрагиваемого определенного отдела мозга.

Корсакова выделила несколько уровней.

Диэнцефальная структура на уровне гипофиза. Возникает преамнестический синдром. Нарушения памяти выявляются только в специальных пробах. Следы памяти подвержены интерференции. Ретроактивное торможение. Чувствительность к побочным воздействиям.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания и гиперактивности прогноз

Поражение на уровне круга Пейпеца (на уровне гипоталамуса, гипокампа, мамилярных тел). Возникает амнестический синдром. Фиксационная амнезия – грубый распад памяти на текущие события. Долговременная память не страдает. Дезориентация во времени, пространстве. Слабость следов памяти. Ретроактивная тормозимость.

Медиабазальные области лобных долей мозга. Дезориентация в месте, во времени, Личности. Объем запоминания как в норме, но может соскальзывать на ассоциации. Конфабуляции. Паузы приводят к нарушению воспроизведения. Семантическая память (на понятия) нарушается.

Правое полушарие. Расстройство избирательности, амнезия на источник. Может отрицать, что он что-то запоминал. Память на события (эпизодическая память).

Левое полушарие. Дефицит воспроизведения материала смыслового. Меньше конфабуляций. Смысловой материал страдает больше. Нарушение объема памяти. Нарушена избирательность следов памяти. Ретроактивное торможение.

Псевдоамнезии.

В основном при поражении префронтальных отделов. При поражении левого лба или при двустороннем поражении. Нет цели что-либо запомнить. Нарушена память как психическая Деятельность. Сама память не страдает. Страдает фактор произвольности. Разрыв между произвольной и непроизвольной памятью.

Нарушения памяти по латеральному признаку (обобщение). Левое полушарие играет ведущую роль в произвольной мнестической памяти. Обеспечивает отсроченное воспроизведение. Отвечает за семантическую память (смысл). Связано с объемом воспроизведения. Правое полушарие играет большую роль в непроизвольном запоминании. Осуществляет эпизодическую память (на события). Избирательность памяти.

Методы диагностики.

1)Тщательный анализ изменений психич процессов при локальных поражениях ГМ для выявления какие комплексы или систпсихичпроц-в нарушаются при локальных поражениях ГМ. Метод позволяет подойти к анализу внутреннеговнутр строения и взаимосвязей разлпсихичпроц-в. Значение для теории и практики: в консультировании (целенаправленная реабилитация пациента); в педагогике (знание психической возрастной динамики); в философии (социально-исторический вклад; биология в среде)

2) Психометрическое тестирование (СМИЛ, Айзенк, Тейлор, ММPI, Люшер, Гамильтон, Келли)

3) Метод Лурия – оценка памяти, мышления, гностической и двигательной сферы, исследование межПШ асимметрии с целью выявления правой/левой руки, уха, глаза, оптико- пространственных полушарных взаимодействий.

Методы по Лурия:

1. Общая хар-ка пациента (адекватность, критичность, ориентировка во времени, пространстве)

2. Исследования праксиса (кинетический, кинестетический, пространственный, конструктивный)

3. Исследования памяти (вербальная, зрительная, двигательная)

4.Иссл гнозиса (зрительно-предметный; оптико-пространственный; сомато-сенсорный; акустический)

5. Речевые процессы (экспрессивная-импрессивная речь, чтение, письмо с выр-ю микрографии)

6. Интеллектуальные процессы (по ПШ вербально-логическая и наглядно-образная)

7. Нейродинамические параметры (брадикинезия, брадимнезия, брадифрения(сниж общ акт-ти ГМ) Бради= снижение

Современные методы:

-Дихотический тест; ЭЭГ (картирование мозга и дипольный анализ глубоких структур ГМ); ВП (вызванный потенциал на зрительные, слуховые-латентные, сомато-сенсорные разлражители); РЭГ реоэнцефалография (определение тонуса сосудов ГМ); Эхо энцефалография, Компьютерная томография (строит объемную карту ГМ, срезы ГМ), FMRI(функциональный магнитно-резонансный образ), УЗДГ(ультразвуковая диагностика ГМ), транскраниальная магнитная стимуляция диагностика состояния двигат коры ГМ, сост-я речевыых зон, поражение двигательного тракта, поражение путей ЧМ нервов.

Нарушение внимания при поражениях неспецифической системы мозга(продолговатого, среднего, лимбической системы медиабазальной части лобных и височных долей), информационного блока и коры лобных долей мозга. Методы диагностики.

Еще недавно считалось, что внимание не связано с какими-то определенными структурами мозга, и что его нарушение (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации и т. д.) проявляется у любого больного человека, независимо от локализации поражения мозга. А. Р. Лурия рассматривал внимание как сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение данной функции. Нейропсихологические исследования позволили выделить два типа нарушения внимания — модально-неспецифические и модально-специфические. Первые характерны для больных с поражением неспецифических структур мозга:

— нижние отделы ретикулярной формации (уровень продолговатого мозга и среднего мозга) являются основными механизмами перехода от сна к бодрствованию и обеспечивают элементарные формы внимания (генерализованное состояние внимания). При их поражении возникает быстрое истощение, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания в любом виде деятельности. Может быть компенсировано при усилении речевого контроля;

— уровень диэнцефальных отделов мозга и лимбической структуры обеспечивают уровень активности. Кроме того, гиппокамп содержит нейроны, отвечающие на модально-специфические раздражения и проводящие сличение старых и новых раздражителей. В результате они обеспечивают реакцию на новые сигналы или их свойства, наряду с угашением реакции на старые, уже привычные раздражители. Поэтому гиппокампвыполняет роль «фильтрующего аппарата», который необходим для избирательных реакций на специфические раздражители;

— лобные доли (медиобазальные отделы мозга) обеспечивают торможение реакции на любые побочные раздражители и сохранение направленного программированного поведения (произвольное внимание).

При нарушении рассмотренных отделов мозга наступают следующие дефекты внимания:

Читайте также:  Синдром цитолиза у детей симптомы

— при поражении ретикулярной формации ухудшаются все свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение). В тяжелых случаях больные находятся в полусонном состоянии, посторонние раздражители вплетаются в течение их мыслей, сознание становится спутанным;

— при поражении гиппокампа нет отчетливых нарушений гнозиса и праксиса, но наблюдаются выраженные нарушения избирательности. Они проявляется в повышенной отвлекаемости больного, быстром прекращении активной деятельности, легком всплывании ассоциаций;

— при поражении лобных отделов мозга ориентировочные реакции могут быть сохранны и даже патологически усилены. Налицо диссоциация между резко ослабленным произвольным вниманием и патологическим усилением непроизвольного. У такого больного нельзя вызвать устойчивое произвольное внимание по речевым инструкциям .

Второй аспект нарушения внимания — модально-специфическая патология внимания, которая проявляется только по отношению к стимулам одной модальности (в зрительной, слуховой, тактильной сфере) и заключается в игнорировании тех или иных стимулов (специфические для данной модальности трудности осознания стимула). Выделяют зрительное невнимание, слуховое невнимание, двигательное невнимание. В их основе лежит изменение локальных активационных процессов, которые развиваются в корковых зонах соответствующего анализатора. Модально-специфическое внимание может избирательно нарушаться при локализации очага поражения в корковых зонах определенных анализаторных систем

К методам диагностики относятся:

— метод оценки изменений спектра ЭЭГ

— метод оценки локальной пространственной синхронизации (индекс ПС)

— оценка корреляционных связей, объединяющих разные корковые структуры (по методу М.Н.Ливанова)

— вербальные и другие тесты.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Основной срединной комиссурой мозга, как известно, является мозолистое тело (corpus callosum),

соединяющее множеством волокон правое и левое полушария. Помимо мозолистого тела к срединным

комиссурам относится и ряд других образований (см. гл. 4).

Мозолистое тело объединяет передние (лобные), средние (височные, теменные) и задние (затылочные)

отделы больших полушарий и соответственно подразделяется на передние, средние и задние отделы (рис.

59; цветная вклейка). В течение длительного времени симптоматика поражения срединных комиссур мозга

была неизвестна, и чуть ли не единственным симптомом поражения мозолистого тела считалось нарушение

реципрокных координированных движений рук или ног, в осуществлении которых принимают участие оба

полушария. Однако начиная с 60-х годов XX века, после того как в ряде стран с целью лечения эпилепсии

стала применяться операция комиссуротомии, проблема функций срединных комиссур мозга как структур,

обеспечивающих взаимодействие полушарий, получила новое развитие. Уже первые исследования больных,

перенесших операцию по пересечению мозолистого тела (полному или — чаще — частичному),

проведенные Р. Сперри, М. Газзанигой и Дж. Богеном (1964 и др.), показали, что после такой операции

возникает целый комплекс новых, ранее неизвестных симптомов, которые были обозначены как синдром

«расщепленного мозга». Причиной этих нарушений является ухудшение или прекращение нормального

взаимодействия больших полушарий, что можно расценивать в качестве самостоятельного фактора (или

факторов).

Синдром «расщепленного мозга», согласно описаниям, состоит из целого ряда симптомов. Эти симптомы

различны на разных стадиях послеоперационного состояния. На первой стадии (непосредственно после

операции) у больных наблюдаются выраженные нарушения памяти, иногда спутанность сознания, но позже

эти симптомы исчезают

(или существенно уменьшаются и становятся почти незаметными при общем наблюдении за больными) и на

первый план выступают другие. К ним относятся четко выраженные нарушения координационных

движений, в которых участвуют обе конечности (например, печатание на машинке, езда на велосипеде и

др.). В то же время эти движения не нарушаются, если больной выполняет их одной рукой.

Другую группу симптомов составляют речевые симптомы: затруднения в назывании предметов,

предъявляющихся в левые половины полей зрения (когда зрительная информация попадает в правое

полушарие). Опыты показали, что больные при этом узнают показанные предметы (могут выбрать их из тех,

которые изображены на картинках), но не могут их назвать. Этот симптом был назван «аномией». Больные

не могут прочесть слово, предъявленное в правое полушарие, хотя как будто понимают его общий смысл,

так как выбирают нужный предмет (или предметы этой же категории). Эти наблюдения послужили

основанием для того, чтобы назвать правое полушарие «неграмотным».

Особую группу симптомов составляют нарушения, названные «дископией—дизграфией»: больные с

«рассеченным мозгом» не могут писать и рисовать правой и левой рукой, как это делает здоровый человек

(хотя лучше — ведущей рукой): одной рукой они могут только рисовать, а другой — только писать.

Все эти симптомы можно объяснить нарушением механизмов взаимодействия больших полушарий в

Читайте также:  Крики на ребенка с синдромом дауна

зрительной и моторной системах. Одновременно у данной категории больных отмечается лучшее узнавание

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

предметов на ощупь левой рукой, чем правой. К сожалению, подробный нейропсихологический анализ

больных с полностью «расщепленным мозгом» не проводился, в связи с чем полная картина этого синдрома

неизвестна.

Как уже говорилось выше (см. гл. 4), существенный вклад в изучение проблемы межполушарного

взаимодействия и структуры синдромов, связанных с его нарушением, сделан отечественными

нейропсихологами, описавшими на материале изучения больных с опухолевыми и сосудистыми

поражениями мозолистого тела синдромы его парциального расщепления у взрослых и детей («Хрестоматия

по нейропсихологии», 1999).

Исследование, которое проводилось на больных, перенесших частичную перерезку мозолистого тела

(вследствие операции по поводу аневризмы в передних, средних или задних его отделах), показало, что

можно выделить три самостоятельных варианта синдрома «расщепленного мозга», связанных с местом

перерезки. При этом нарушения межполушарного взаимодействия выступали лишь в одной модальности и

их характер зависел от локализации повреждения волокон мозолистого тела.

1 вариант: при перерезке передних отделов мозолистого тела нарушения взаимодействия полушарий

проявлялись преимущественно в моторной сфере;

2 вариант: при перерезке средних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в

тактильной сфере;

3 вариант: при перерезке задних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в

зрительной системе.

Широко были представлены также симптомы нарушения взаимодействия полушарий и в слуховой системе.

Проявлением нарушения межполушарного взаимодействия в средне-задних отделах мозолистого тела была

тактильная аномия в виде нарушения называний предметов при их ощупывании (с закрытыми глазами)

левой рукой. При зрительном восприятии тех же предметов и ощупывании их правой рукой их называние

было сохранным.

Нарушение межполушарного взаимодействия в тактильной сфере выражалось также в виде трудностей

переноса поз с одной руки на другую. В то же время больные лучше опознавали предметы на ощупь левой

рукой, чем правой. Нарушение взаимодействия слуховых систем выявлялось методом дихотического

прослушивания и выступало в форме снижения продуктивности воспроизведения речевых стимулов с

левого уха (по сравнению с нормальными данными), а иногда полной невозможности воспроизведения слов,

предъявленных левому уху. Этот симптом наблюдался при повреждении и передних, и средних, и задних

отделов мозолистого тела (у правшей).

Нарушение взаимодействия зрительных систем левого и правого полушарий у этой категории больных

обнаруживалось в случае предъявления стимулов в левую половину зрительного поля с помощью

тахистоскопической методики ( M. S. Gazzaniga, 1970; M. White, 1972 и др.). Показано, что в условиях

клинического нейропсихологического эксперимента зрительная аномия проявляется при сочетании

повреждения задних отделов мозолистого тела и путей, передающих зрительную информацию от правых

половин сетчаток обоих глаз (т. е. при правосторонней гомонимной гемианопсии). У этих больных

вследствие выпадения правых половин поля зрения и повреждения задних

отделов мозолистого тела зрительная информация не поступает в левое полушарие и вербальная оценка

стимулов становится невозможной. При повреждении задних отделов мозолистого тела у больных также

наблюдаются явления «дископии—дизграфии»: они могут писать только правой рукой, а рисовать только

левой, хотя до операции выполняли оба задания обеими руками. Это показывает, что левое (ведущее)

полушарие продолжает у этих больных управлять правой рукой, но его управление левой является

неполным. Правое полушарие полностью управляет движениями левой руки при ограниченных

возможностях управления правой (M. S. Gazzaniga, 1970; Л. И. Московичюте и др., 1982б и др.).

Особенностью синдромов парциального нарушения взаимодействия больших полушарий является их

динамичность. Симптомы, возникающие при частичной перерезке мозолистого тела, нестойки и довольно

быстро исчезают. Таким образом, нейропсихологическое исследование нарушений высших психических

функций при повреждении разных отделов мозолистого тела, позволило установить, что оно является не

единым органом, а дифференцированной системой, отдельные участки которой обеспечивают различные

аспекты межполушарного взаимодействия. Специализация мозолистого тела построена по принципу

модальной специфичности, однако помимо четко модальных взаимосвязей имеются и более

генерализованные, что объясняет одновременное нарушение взаимодействия в разных системах при его

поражении.

Изучение детей с поражениями мозолистого тела, проведенное Э. Г. Симерницкой (1985), показало

существенное различие «детских» и «взрослых» синдромов. У детей 5-15 лет симптомы нарушения

взаимодействия полушарий были слабо выражены или отсутствовали совсем, что указывает на позднее

формирование мозолистого тела в онтогенезе.

Третий тип нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга, —

Источник