Синдром поражения шейного отдела спинного мозга

Синдром поражения шейного отдела спинного мозга thumbnail

Синдром поражения
задних канатиков

Нарушение глубокой
и частично тактильной чувствительности
с развитием сенситивной (заднестолбовой)
атаксии на стороне очага ниже уровня
поражения

Синдром
поражения боковых канатиков

Гомолатеральный
спастический паралич Контралатеральное
нарушение поверхностной чувствительности
по проводниковому типу на 2-3 сегмента
ниже очага поражения

Синдром
поражения переднего рога

Периферический
паралич (преимущественно проксимальных
мышц) по сегментарному типу. Асимметрия
поражений с наличием фибриллярных
подергиваний.

Синдром
бокового рога

Вазомоторные,
вегетативно-трофические нарушения по
сегментарному типу.
Синдром
Бернара-Горнера при поражении на уровне
C8-Th1.

Синдром заднего
рога

Диссоциированное
расстройство чувствительности (нарушение
поверхностной чувствительности) на
стороне поражения в зоне иннервации
соответствующего сегмента.

Синдром поперечного
половинного поражения спинного мозга
(синдром Броун-Секара, синдром спинного
мозга)

При поражении
заднего рога

Сегментраное
нарушение поверхностной чувствительности
на стороне поражения
При
поражении бокового рога

Сегментарное
нарушение вегетативной иннервации на
стороне поражения
При
поражении переднего рога

Периферический
паралич в зоне иннервации пораженного
сегмента на стороне поражения

Задние канатики
спинного мозга

Нарушение
глубокой и частично тактильной
чувствительности по проводниковому
типу на стороне очага на всем протяжении
ниже уровня поражения
Боковые
канатики спинного мозга

Центральный паралич
на стороне очага на всем протяжении
ниже уровня поражения Контралатеральное
нарушение поверхностной чувствительности
по проводниковому типу на 2-3 сегмента
ниже уровня поражения вниз до кончиков
пальцев

Синдром
полного поперечного поражения спинного
мозга

(двусторонняя клиника синдрома
Броун-Секара с присоединением нарушения
функции тазовых органов) Центральное
нарушение мочеиспускания (дефекации)
при поражении C1-S2 сегментов спинного
мозга (острая задержка мочи) Периферическое
нарушение мочеиспускания (дефекации)
при поражении S3-S5 сегментов спинного
мозга (истинное недержание мочи)

Синдром
экстрамедуллярного поражения

Корешковые боли
с последующим развитием проводниковых
нарушений.
Нарушение поверхностной
чувствительности контралатерально
очагу поражения, распространяющееся
снизу вверх до уровня на 2-3 сегмента
ниже очага поражения. Сдавление
прилегающей половины спинного мозга,
затем поражение всего поперечника
спинного мозга.

Синдром
интрамедуллярного поражения

Сегментарные
нарушения чувствительной и двигательной
сферы. Проводниковые нарушения
чувствительной (контралатеральное
нарушение поверхностной чувствительности,
распространяющееся сверху вниз от
уровня на 2-3 сегмента ниже очага поражения)
и двигательной (спастический паралич
на стороне поражения) сферы.

Синдромы поражения различных уровней спинного мозга

Верхний шейный
отдел (C1-C4)

Паралич диафрагмы

Спастическая
тетраплегия

Утрата всех видов
чувствительности

Центральное
нарушение функции тазовых органов
(задержка с периодическим недержанием
и императивными позывами)

Корешковые боли
в шее и затылке

Шейное
утолщение (C5-Th1-2)

Периферический
паралич рук

Центральный паралич
ног

Синдром Бернара-Горнера

Корешковые боли
с иррадиацией в руку

Утрата всех видов
чувствительности

Центральное
нарушение функции тазовых органов
(задержка с периодическим недержанием
и императивными позывами)

Грудной
отдел (Th1-2 -Th12)

Нижняя спастическая
параплегия

Нарушение
поверхностной и глубокой чувствительности
ниже уровня поражения

Центральное
нарушение функции тазовых органов
(задержка с периодическим недержанием
и императивными позывами)

Опоясывающие
корешковые боли

Поясничное
утолщение (L2-S2)

Вялая нижняя
параплегия

Анестезия нижних
конечностей и промежности

Центральное
нарушение функции тазовых органов
(задержка с периодическим недержанием
и императивными позывами)

Эпиконус
(L4-S2)

Жестокие корешковые
боли

Периферический
паралич нижних конечностей с преобладанием
в дистальных отделах

Расстройства всех
видов чувствительности в ногах и
промежности

Периферическое
или центральное нарушение функции
тазовых органов

Конус
(S3-Co1)

Анестезия промежности

Нарушение функции
тазовых органов по периферическому
типу

Снижение анального
рефлекса

Трофические
нарушения в области крестца

Соседние файлы в папке Неврологія методичка

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Синдром поражения шейного отдела спинного мозга

Дата публикации: 23.02.2018

Дата проверки статьи: 25.11.2019

Поражения спинного мозга — поражение любого сегмента или пары спинномозговых нервов, которое возникает из-за перенесённых травм и хирургических вмешательств, на фоне дегенеративных заболеваний и опухолевых процессов. В эту группу заболеваний входят опасные патологии, которые чреваты нарушением или полной потерей чувствительности, невозможностью контролировать работу внутренних органов, летальным исходом. Любые виды поражений спинного мозга важно лечить как можно раньше — для этого стоит обратиться к неврологу, травматологу, ортопеду, онкологу или другому профильному специалисту.

Причины поражений спинного мозга

  • Первичные доброкачественные и злокачественные опухоли спинного мозга, которые могут прорастать в канале спинного мозга или сдавливать его снаружи, например, менингиомы, гемангиомы, хордомы и другие;
  • метастазы, которые прорастают в позвоночник из других органов, например, при раке груди, лёгких или карциноме простаты и могут возникать через десятилетия даже после радикального удаления опухоли;
  • рассеянный склероз с поражением отдельных участков белого вещества спинного мозга;
  • воспалительные процессы, которые сопровождают инфекционные заболевания и общие инфекционные процессы в организме, сепсис, а также могут сопровождать остеомиелит костей позвоночника;
  • перенесённые травмы, в том числе проникающие и непроникающие огнестрельные ранения, колото-резаные раны, переломы;
  • сосудистые нарушения, например, варикозное расширение позвоночных вен, атеросклероз, поражения сосудов сахарным диабетом, которые провоцируют ишемию спинного мозга;
  • дегенеративные нарушения, в том числе остеохондроз, болезнь Бехтерева, спондилез, межпозвоночные грыжи, чреватые компрессией спинного мозга.

Симптомы поражений спинного мозга

  • Двигательные нарушения — зависят от уровня поражения спинного мозга, развиваются в виде пареза или полного паралича;
  • изменения чувствительности — существенное снижение или полная потеря температурной, болевой и вибрационной чувствительности ниже уровня поражения, которое иногда сопровождается покалыванием, онемением, ощущением бегающих мурашек;
  • вегетативные нарушения — локальное изменение температуры тела, чрезмерная сухость кожи или патологическое потоотделение, нарушение трофики тканей с образованием пролежней и трофических язв;
  • затруднения с мочеиспусканием и опорожнением, невозможность контролировать эти процессы;
  • болевой синдром, который возникает по средней линии спины и в зависимости от поражённого участка спинного мозга распространяется на верхние или нижние конечности.

В зависимости от локализации патологии, выделяют следующие виды поражений позвоночного столба и корешков спинного мозга:

В шейном отделе позвоночника

При локализации проблемы в нижнем шейном отделе у пациента возникают расстройства чувствительности, паралич рук и ног, нарушения мочеиспускания. Это наиболее опасная форма патологии, так как ее негативные последствия сказываются на всех участках организма и органах, расположенных ниже места поражения.

Читайте также:  Кто как похудел с гипоталамическим синдромом

В грудном отделе

Для поражения верхнего грудного отдела характерны такие же проявления, как описаны выше, а также центральный паралич рук. Если патология охватывает нижний грудной отдел, наряду с двигательными расстройствами развиваются нарушения мочеиспускания, ослабевают верхние, выпадают нижние и средние брюшные рефлексы.

В пояснично-крестцовом отделе

У пациента происходит расстройство чувствительности книзу от места поражения, возникает паралич мышц бедра и голени, выпадают коленные рефлексы, развиваются нарушения мочеиспускания. Для поражения конского хвоста характерна потеря чувствительности в области промежности, нарушение функций и паралич мышц ног.

Диагностика

Чтобы оценить состояние спинного мозга и выявить нарушения, пациентам рекомендуют пройти КТ или МРТ, рентгенографию, миелографию. При необходимости назначают лабораторные анализы крови и мочи, пункцию с исследованием спинномозговой жидкости.

Для диагностики позвоночника и спинного мозга в клинике ЦМРТ пациентов проводят на следующие инструментальные исследования:

К какому врачу обратиться

После травмы позвоночника немедленно обращайтесь к травматологу или хирургу. Если проблемы обусловлены онкологией, к терапии подключается онколог, при других причинах, например, грыжах и воспалении нервов — ортопед, невролог. В тяжелых случаях, когда не удается восстановить чувствительность и подвижность традиционными методами, обращаются к игло- и рефлексотерапевту, мануальному терапевту, остеопату.

Лечение поражений спинного мозга

При поражениях спинного мозга любого происхождения важно как можно быстрее начать лечение — купировать приступ боли и устранить первопричину проблемы. Чтобы вылечить пациента, невролог, ортопед или травматолог подбирает медикаментозные препараты, физиотерапевтические процедуры, хирург проводит оперативное вмешательство.

В клинике ЦМРТ пациенту отказывают неотложную помощь и оперативно начинают медикаментозное или хирургическое лечение, а также проводят реабилитацию с физиотерапией, лечебным массажем и физкультурой:

Поражение спинного мозга — опасное состояние, которое чревато рядом осложнений:

  • воспалительными процессами — трофическими язвами, пролежнями, пневмонией, абсцессом спинного мозга, циститами и восходящей инфекцией мочевыводящих путей;
  • нарушениями работы внутренних органов — желудочно-кишечными кровотечениями, гастритом, энтероколитом, образованием камней в жёлчном пузыре и почках, аритмией, инфарктом;
  • нарушениями метаболизма — повышением сахара, калия и кальция, критическим снижением уровня белка при анатомическом перерыве спинного мозга;
  • ортопедическими нарушениями — искривлением позвоночника, разной длиной конечностей, невозможностью полноценно ходить;
  • в наиболее тяжёлых случаях — полной потерей двигательной функции и летальным исходом.

Профилактика поражений спинного мозга

  • Соблюдайте осторожность при вождении авто, занятиях спортом и других травмоопасных видах деятельности;
  • не допускайте нарушений осанки, подберите удобный матрас, сумку и ортопедическую обувь;
  • регулярно проходите плановые медосмотры и лечите выявленные заболевания опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.

Отзывы пациентов

Точность диагностики и качественное обслуживание — главные приоритеты нашей работы. Мы ценим каждый отзыв, который оставляют нам наши пациенты.

Источник

3.1. ÊËÈÍÈ×ÅÑÊÈÅ ÑÈÍÄÐÎÌÛ ÏÎÐÀÆÅÍÈß ÑÏÈÍÍÎÃÎ ÌÎÇÃÀ
ÏÐÈ ÎÑÒÅÎÕÎÍÄÐÎÇÅ ÏÎÇÂÎÍÎ×ÍÈÊÀ

3.1.1. ÏÎßÑÍÈ×ÍÀß ÊÎÌÏÐÅÑÑÈÎÍÍÀß ÌÈÅËÎÏÀÒÈß

Âûïàäåíèå äèñêà ThX — LI ñ ïîðàæåíèåì LIV, LV, SI-SII ñåãìåíòîâ ñïèííîãî ìîçãà ïðèâîäèò ê êîìïðåññèîííîìó ñèíäðîìó ýïèêîíóñà. Áîëüíûå æàëóþòñÿ íà áîëè â ïîÿñíèöå, çàäíåé ïîâåðõíîñòè áåäðà è ãîëåíè, ñëàáîñòü â íîãàõ. Áîëè íîñÿò êîðåøêîâûé õàðàêòåð. Âûÿâëÿþòñÿ ïàðåçû ñòîï, ãèïîòîíèÿ ÿãîäè÷íûõ ìûøö, ãèïîòðîôèÿ èêðîíîæíûõ è ïåðîíåàëüíûõ ìûøö. Îòñóòñòâóþò àõèëëîâû è ïîäîøâåííûå ðåôëåêñû. Îáíàðóæèâàåòñÿ âûïàäåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ñåãìåíòàðíîãî õàðàêòåðà (ïî çàäíåíàðóæíîé ïîâåðõíîñòè ñòîïû, ãîëåíè). Âûïàäåíèå äèñêà LI-II ïðèâîäèò ê êîìïðåññèè SIII −ÑîI , ò. å. ê ðàçâèòèþ êîìïðåññèîííîãî ñèíäðîìà êîíóñà.

Êîìïðåññèÿ ñïèííîãî ìîçãà íà óðîâíå LI-LII ñèëüíûõ áîëåé íå äàåò, à åñëè îíè åñòü, òî ýòî ãîâîðèò î ïîðàæåíèè “êîíñêîãî õâîñòà”. Äîìèíèðóþùèìè ÿâëÿþòñÿ ãðóáûå íàðóøåíèÿ ôóíêöèè òàçîâûõ îðãàíîâ â âèäå íåäåðæàíèÿ ìî÷è è êàëà, èíîãäà ýòî ÷åðåäóåòñÿ ñ çàäåðæêîé. Ïîÿâëÿþòñÿ ðàññòðîéñòâà ÷óâñòâèòåëüíîñòè â àíîãåíèòàëüíîé îáëàñòè â âèäå «øòàíîâ íàåçäíèêà». Îòñóòñòâóåò àíàëüíûé ðåôëåêñ. Ðàíî è áûñòðî ðàçâèâàþòñÿ ïðîëåæíè. Ïðîãíîç âñåãäà ñåðüåçíûé. Ïðè âûïàäåíèè êðóïíûõ ôðàãìåíòîâ äèñêà â ïðîñâåò ïîçâîíî÷íîãî êàíàëà èëè îáû÷íî ó ëþäåé ñ âðîæäåííîé ëèáî ïðèîáðåòåííîé óçîñòüþ åãî ðàçâèâàåòñÿ ñèíäðîì êîìïðåññèè “êîíñêîãî õâîñòà”. Ñèíäðîì ïîðàæåíèÿ «êîíñêîãî õâîñòà», ò. å. îò LII — êîðåøêà è íèæå, ìîæåò âîçíèêíóòü ïðè ñäàâëåíèí óêàçàííûõ êîðåøêîâ âûïàâøèìè ïîÿñíè÷íûìè äèñêàìè, ÷àùå LIV-LV. Âàæíåéøåé îñîáåííîñòüþ ýòîãî ñèíäðîìà ÿâëÿþòñÿ áîëè — ñèëüíûå, ìó÷èòåëüíûå (êîðåøêîâîãî õàðàêòåðà) ñ èððàäèàöèåé â ÿãîäèöó, çàäíåíàðóæíóþ ïîâåðõíîñòü íîãè, êðåñòåö, àíîãåíèòàëüíóþ îáëàñòü, â ðàçâèòèè êîòîðûõ, ñóùåñòâåííóþ ðîëü èãðàþò ýôôåêòû ðàçäðàæåíèÿ ñèìïàòè÷åñêèõ ñòðóêòóð ïîçâîíî÷íèêà è îêðóæàþùèõ åãî òêàíåé. Ðàçâèâàþòñÿ òàçîâûå íàðóøåíèÿ ïî ïåðèôåðè÷åñêîìó òèïó. Îáíàðóæèâàþòñÿ ïåðèôåðè÷åñêèå ïàðåçû èëè ïàðàëè÷è ñîîòâåòñòâóþùèõ ìèîòîìîâ. ×óâñòâèòåëüíûå íàðóøåíèÿ — â çîíå «ïîëîñ», ò. å. ïî êîðåøêîâîìó òèïó. Õàðàêòåðíà àñèììåòðè÷íàÿ êàðòèíà äâèãàòåëüíûõ è ÷óâñòâèòåëüíûõ ïîÿâëåíèé. Îñîáåííî òÿæåëàÿ êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ðàçâèâàåòñÿ ïðè ïîëíîé êîìïðåññèè “êîíñêîãî õâîñòà”.

Õàðàêòåð è âûðàæåííîñòü ñïèíàëüíûõ êîìïðåññèîííûõ ñèìïòîìîâ îáóñëîâëåíû âåëè÷èíîé è ëîêàëèçàöèåé ïðîòðóçèé ïî ïîïåðå÷íèêó è ïîäëèííèêó ñïèííîãî ìîçãà è ïîðàæåíèåì ñîîòâåòñòâóþùèõ àíàòîìè÷åñêèõ ñòðóêòóð: ïðåèìóùåñòâåííî ïåðåäíèõ ïëè çàäíèõ ðîãîâ, áîêîâûõ èëè çàäíèõ êàíàòèêîâ è ò. ä. Èíîãäà ýòî îòäåëüíûå ñèìïòîìû, èíîãäà — ñèìïòîìîêîìïëåêñû (ñèíäðîìû).

3.1.2. ÂÅÐÒÅÁÐÎÃÅÍÍÛÅ ÂÀÑÊÓËßÐÍÛÅ ÌÈÅËÎÈØÅÌÈÈ

Íàèáîëåå ÷àñòî ìèåëîèøåìèÿ âåðòåáðàëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ îáóñëîâëåíà îñòåîõîíäðîçîì øåéíîãî è ïîÿñíè÷íîãî îòäåëîâ ïîçâîíî÷íèêà. Ñïèíàëüíûå ñîñóäèñòûå íàðóøåíèÿ ìîãóò âîçíèêíóòü êàê îñòðî, èíñóëüòîîáðàçíî (íàïðèìåð, ïðè âûïàäåíèè äèñêà), òàê è èñïîäâîëü, õðîíè÷åñêè (ïðè «ðàçðàñòàíèè» çàäíèõ ýêçîñòîçîâ, ãèïåðòðîôèè æåëòîé ñâÿçêè è ïîñòåïåííîé êîìïðåññèè ñîñóäîâ). Íåðåäêî ñîñóäèñòàÿ ïàòîëîãèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ïðåõîäÿùèìè íàðóøåíèÿìè ñïèíàëüíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, ìåõàíèçì èõ îáû÷íî ðåôëåêòîðíûé.

 ïàòîãåíåçå ñîñóäèñòûõ ìèåëîèøåìèè îñîáåííî âàæíóþ ðîëü èãðàåò óìåíüøåíèå ðàçìåðà ìåæïîçâîíêîâûõ îòâåðñòèé, ÷åðåç êîòîðûå ïðîõîäÿò ðàäèêóëîìåäóëëÿðíûå àðòåðèè. Ïðè îñòåîõîíäðîçå äèñêè óïëîùàþòñÿ, îñåäàþò, ÷òî óæå ñàìî ïî ñåáå âåäåò ê ñóæåíèþ ìåæïîçâîíêîâîãî îòâåðñòèÿ. Ñäàâëåíèþ ñîñóäîâ ñïîñîáñòâóþò «ðàçáîëòàííîñòü» ïîçâîíêà, ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü, íåñòàáèëüíîñòü (ïñåâäîñïîíäèëîëèñòåç), ÷òî ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì îñëàáëåíèÿ ôèêñàöèè ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ïîçâîíî÷íèêà, îñîáåííî ïðè øåéíîì îñòåîõîíäðîçå. Ñîïóòñòâóþùèå æå ðåàêòèâíûå ðàçðàñòàíèÿ êîñòíî-õðÿùåâîé òêàíè ñ îáðàçîâàíèåì îñòåîôèòîâ è íåîàðòðîçîâ äåëàåò ýòè îòâåðñòèÿ åùå áîëåå óçêèìè. Ëþáîå äâèæåíèå â ïîðàæåííîì îòäåëå (äà åùå ïðè óñëîâèè íåäîñòàòî÷íîé åãî ôèêñàöèè), êîòîðîå âëå÷åò çà ñîáîé äàæå ìèíèìàëüíîå ñóæåíèå ìåæïîçâîíêîâîãî îòâåðñòèÿ, óñèëèâàåò êîìïðåññèþ ïðîõîäÿùèõ çäåñü ñîñóäîâ è êîðåøêîâ.

Читайте также:  Когда ребенку ставят диагноз синдром дауна

Êðîìå ïðÿìîãî âîçäåéñòâèÿ íà ñîñóä ñî ñäàâëåíèåì åãî è íàðóøåíèåì êðîâîòîêà, êàê ïðàâèëî, èìååòñÿ è ðåôëåêòîðíûé êîìïîíåíò — ïðîèñõîäèò ñóæåíèå àðòåðèé çà ñ÷åò ðàçäðàæåíèÿ â óçêîì ëîæå. Ýòî òàêæå ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ïðåõîäÿùåé ñîñóäèñòîé íåïîëíîöåííîñòüþ. Êîìïðåññèðóþòñÿ ðàäèêóëîìåäóëëÿðíûå àðòåðèè âåíû ÷àùå âñåãî ïðè âûïàäåíèè íèæíåïîÿñíè÷íûõ äèñêîâ.

Òàêèì îáðàçîì, ïðè âåðòåáðîãåííûõ ñîñóäèñòûõ ìèåëîèøåìèÿõ ìåäóëëÿðíàÿ ïàòîëîãèÿ çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ îñíîâíîãî ïðîöåññà — âåðòåáðàëüíîãî. Ñîñóäèñòóþ ïàòîëîãèþ â ýòèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî îöåíèâàòü ñ ó÷åòîì ïåðâîïðè÷èíû ñòðàäàíèÿ — ïàòîëîãèè ïîçâîíî÷íèêà. Ïîäõîä ñ òàêèõ ïîçèöèé ê ýòîìó êîìïëåêñíîìó ñòðàäàíèþ îáåñïå÷èò àäåêâàòíóþ ïàòîãåíåòè÷åñêóþ òåðàïèþ.

3.1.2.1.Ïîðàæåíèå ðàäèêóëîìåäóëëÿðíûõ àðòåðèé øåéíîãî óòîëùåíèÿ

Çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ îáû÷íî îñòðî ïîñëå òðàâì ñ ãèïåðýêñòåíçèåé ãîëîâû (íàïðèìåð, ïðè «òðàâìå íûðÿëüùèêà»). Ðàçâèâàþòñÿ ñåãìåíòàðíûå äâèãàòåëüíûå è ïðîâîäíèêîâûå ÷óâñòâèòåëüíûå íàðóøåíèÿ, ðàññòðîéñòâà ôóíêöèè òàçîâûõ îðãàíîâ. Ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ íàáëþäàåòñÿ íå âñåãäà. Äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ ìîãóò áûòü ðàçíîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè: îò ëåãêèõ ïàðåçîâ äî ïîëíîé òåòðàïëåãèè. Ñòðàäàþò ïðåèìóùåñòâåííî ïîâåðõíîñòíûå âèäû ÷óâñòâèòåëüíîñòè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îòìå÷àåòñÿ õîðîøèé ðåãðåññ ñèìïòîìîâ. Îñòàòî÷íûå ÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ, â îñíîâíîì, ïåðèôåðè÷åñêèì ïàðåçîì äèñòàëüíûõ îòäåëîâ ðóêè è ëåãêèìè ïèðàìèäíûìè çíàêàìè íà íîãàõ. Ñèíäðîì áîêîâîãî àìèîòðîôè÷åñêîãî ñêëåðîçà ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ è ïðè õðîíè÷åñêîé äåêîìïåíñàöèè ñïèííîìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ â øåéíûõ ñåãìåíòàõ.

3.1.2.2.Ïîðàæåíèå áîëüøîé ïåðåäíåé ðàäèêóëîìåäóëëÿðíîé àðòåðèè Àäàìêåâè÷à

Ðàçâèòèå êëèíè÷åñêîé êàðòèíû çàâèñèò îò òåððèòîðèè ñïèííîãî ìîçãà, êðîâîñíàáæàåìîé ýòîé àðòåðèåé ó äàííîãî áîëüíîãî, îò íàëè÷èÿ èëè îòñóòñòâèÿ äîïîëíèòåëüíûõ êîðåøêîâûõ àðòåðèé (àðòåðèè Äåïðîæ — Ãîòòåðîíà), âåðõíåé èëè íèæíåé äîïîëíèòåëüíîé ðàäèêóëîìåäóëëÿðíîé àðòåðèè. Ïðåõîäÿùèå íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ â ýòîé àðòåðèè èìåþò ñâîþ õàðàêòåðèñòèêó — ðàçâèâàþòñÿ ñèíäðîì «ïåðåìåæàþùåéñÿ õðîìîòû» ñïèííîãî ìîçãà (ñèíäðîì ìèåëîãåííîé ïåðåìåæàþùåéñÿ õðîìîòû), îùóùåíèÿ òÿæåñòè, ñëàáîñòè â íîãàõ, ïàðåñòåçèè, êîòîðûå ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà ïðîìåæíîñòü, íèæíþþ ÷àñòü òóëîâèùà, èìïåðàòèâíûå ïîçûâû ê ìî÷åèñïóñêàíèþ. Âñå ýòî áûñòðî èñ÷åçàåò ïðè îòäûõå. Ó òàêèõ ïàöèåíòîâ íå áûâàåò áîëåé â íîãàõ è îñëàáëåíèÿ ïóëüñàöèè ïåðèôåðè÷åñêèõ ñîñóäîâ — ïàòîãíîìîíè÷íûõ ïðèçíàêîâ ïåðèôåðè÷åñêîé ïåðåìåæàþùåéñÿ õðîìîòû (áîëåçíè Øàðêî). Âàæíåéøèì îòëè÷èòåëüíûì ïðèçíàêîì ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå â àíàìíåçå óêàçàíèé íà ïåðèîäè÷åñêèå áîëè â ïîÿñíèöå. Ïðè îáúåêòèâíîì èññëåäîâàíèè, êàê ïðàâèëî, âûÿâëÿåòñÿ âåðòåáðàëüíûé ñèíäðîì.

Êîìïðåññèÿ àðòåðèè Àäàìêåâè÷à ðàçâèâàåòñÿ îáû÷íî ïîñëå ïîäúåìà òÿæåñòåé, äëèòåëüíîé òðÿñêîé åçäû, íåëîâêîãî äâèæåíèÿ. Îñòðî ðàçâèâàåòñÿ íèæíèé ïàðàïàðåç, âïëîòü äî ïëåãèè. Ïàðàëè÷ íîñèò âÿëûé õàðàêòåð. Ñíà÷àëà èìåþòñÿ ÷åðòû âÿëîãî ïàðàëè÷à çà ñ÷åò äèàøèçà, çàòåì ìîãóò ïðèñîåäèíÿòüñÿ ñèìïòîìû ñïàñòè÷åñêîãî ïàðàëè÷à. Íàðóøàþòñÿ ïîâåðõíîñòíûå âèäû ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïî ïðîâîäíèêîâîìó òèïó, èçðåäêà â îñòðîé ñòàäèè ñíèæàåòñÿ è ãëóáîêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü. Õàðàêòåðíû ðàññòðîéñòâà ôóíêöèè òàçîâûõ îðãàíîâ öåíòðàëüíîãî èëè ïåðèôåðè÷åñêîãî òèïà. Ðàíî ïðèñîåäèíÿþòñÿ òðîôè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â âèäå ïðîëåæíåé. Áûñòðî ðàçâèâàåòñÿ ãèïîòðîôèÿ ìûøö íîã. Ðåãðåññ ñèìïòîìîâ íàáëþäàåòñÿ ìåäëåííî, îñîáåííî ñòàáèëüíû íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ñôèíêòåðîâ òàçîâûõ îðãàíîâ.

3.1.2.3.Ïîðàæåíèå íèæíåé äîïîëíèòåëüíîé ðàäèêóëîìåäóëëÿðíîé àðòåðèè (Äåïðîæ-Ãîòòåðîíà)

Ïðåõîäÿùèå íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ â áàññåéíå ýòîé àðòåðèè ïðîòåêàþò êàê ìèåëîãåííàÿ èëè êàê êàóçîãåííàÿ ïåðåìåæàþùàÿñÿ õðîìîòà (ñèíäðîì Âåðáèñòà). Ïðè õîäüáå ïîÿâëÿþòñÿ ìó÷èòåëüíûå ïàðåñòåçèè â íîãàõ, ðàñïðîñòðàíÿþùèåñÿ íà îáëàñòü ïðîìåæíîñòè. Çàòåì ïðèñîåäèíÿþòñÿ áîëè â íîãàõ. Îñîáåííî ÷àñòû ýòè æàëîáû ó ëèö ñ óçîñòüþ ïîçâîíî÷íîãî êàíàëà. Ïðè êîìïðåññèè äîïîëíèòåëüíîé àðòåðèè, èäóùåé ñ êîðåøêàìè LV èëè SI, ðàçâèâàåòñÿ ñèíäðîì ïîðàæåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà, ðàçëè÷íîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè: îò ëåãêèõ ïàðàëè÷åé îòäåëüíûõ ìûøö äî òÿæåëîãî ýïèêîíóñíîãî ñèíäðîìà ñ àíåñòåçèåé â àíîãåíèòàëüíîé îáëàñòè, ãðóáûå òàçîâûå è äâèãàòåëüíûå ðàññòðîéñòâà — ñèíäðîì òàê íàçûâàåìîãî “ïàðàëèçóþùåãî èøèàñà” (äå Ñåç ñ ñîàâò.).

Îáû÷íî íà ôîíå äëèòåëüíîãî êîðåøêîâîãî ñèíäðîìà èëè ÿâëåíèé êàóäîãåííîé ïåðåìåæàþùåéñÿ õðîìîòû íàñòóïàåò ïàðàëè÷ ìûøö ãîëåíè è ÿãîäèöû. ×àùå ñòðàäàåò ïåðîíåàëüíàÿ ãðóïïà ìûøö (áîëüíîé íå ìîæåò ñòîÿòü è õîäèòü íà ïÿòêàõ), ðåæå—òèáèàëüíàÿ (íå ìîæåò ñòîÿòü è õîäèòü íà íîñêàõ); ñòîïà ñâèñàåò èëè, íàîáîðîò, ïðèîáðåòàåò âèä “ïÿòî÷íîé ñòîïû”. Ãèïîòîíèÿ îõâàòûâàåò ìûøöû ãîëåíè, áåäðà, ÿãîäèöû. Àõèëîâû ðåôëåêñû ìîãóò âûïàäàòü, ëèáî ñîõðàíÿòüñÿ. ×àñòî íàáëþäàþòñÿ ôàñöèêóëÿðíûå ïîäåðãèâàíèÿ ìûøö íîã.

Õàðàêòåðíî ðàçâèòèå ïàðåçà â ñèììåòðè÷íûõ ìèîòîìàõ (LIV, LV, SI, SII), âîçíèêàþùåãî âñëåä çà èñ÷åçíîâåíèåì êîðåøêîâûõ áîëåé. Ðàçâèâàþòñÿ íàðóøåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè â àíîãåíèòàëüíîé îáëàñòè. Ýòèì äèíàìèêà è õàðàêòåð ïðîöåññà îòëè÷àþòñÿ îò êîìïðåññèîííûõ ðàäèêóëîìèåëîïàòèé ñ èõ àñèììåòðè÷íîñòüþ ïîðàæåíèÿ è óñòîé÷èâîñòüþ êîðåøêîâûõ áîëåé. Ðàçëè÷àþò ïîýòîìó äâà ìåõàíèçìà ïîðàæåíèÿ êîðåøêîâ ñ ðàçâèòèåì ïàðåçà ìûøö íîãè: êîìïðåññèîííàÿ ðàäèêóëîïàòèÿ è êîìïðåññèîííî-èøåìè÷åñêàÿ ðàäèêóëîïàòèÿ. Âìåñòå ñ òåì, ïî äàííûì À. À. Ñêîðîìöà è 3. À. Ãðèãîðÿíà, ñèíäðîì ïàðàëè÷à ìèîòîìîâ 1 — 2 ìîæåò âîçíèêàòü îò èøåìèè òîëüêî êîðåøêà èëè â ñî÷åòàíèè ñ èøåìèåé è ñîîòâåòñòâóþùèõ ñåãìåíòîâ ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè êîðåøêîâîì âàðèàíòå ïàðàëèçóþùåãî èøèàñà, ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ — îäíîñòîðîííèé. Ïðè êîìïðåññèîííî-âàñêóëÿðíîé ðàäèêóëîèøåìèè ÷åòêî âûñòóïàþò ñèìïòîìû ïîðàæåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà ñ ñåãìåíòàðíûìè è ïðîâîäíèêîâûìè íàðóøåíèÿìè ÷óâñòâèòåëüíîñòè. Ïàðåçû îõâàòûâàþò áîëåå îáøèðíóþ îáëàñòü. Íåðåäêî èìåþòñÿ äâóñòîðîííèå ïàòîëîãè÷åñêèå ñòîïíûå çíàêè, äàæå ïðè âûïàäåíèè àõèëëîâûõ ðåôëåêñîâ.

3.1.2.4.Ïîðàæåíèå çàäíåé ñïèíàëüíîé àðòåðèè

Èøåìè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà â áàññåéíå çàäíèõ ñïèíàëüíûõ àðòåðèé ÷àùå ðàçâèâàþòñÿ â øåéíîì îòäåëå ñïèííîãî ìîçãà, ðåæå — â ãðóäíîì, è åùå ðåæå — â ïîÿñíè÷íîì. Âåäóùèìè ñèìïòîìàìè èçîëèðîâàííîãî ïîðàæåíèÿ çàäíåé ñïèíàëüíîé àðòåðèè ÿâëÿþòñÿ ÷óâñòâèòåëüíûå ðàññòðîéñòâà. Ñòðàäàþò âñå âèäû ÷óâñòâèòåëüíîñòè. Èìåþòñÿ ñåãìåíòàðíûå íàðóøåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè, âûïàäàþò ïðîïðèîöåïòèâíûå ðåôëåêñû çà ñ÷åò ïîðàæåíèÿ çàäíåãî ðîãà. Ðàçâèâàåòñÿ ñåíñèòèâíàÿ àòàêñèÿ èç-çà íàðóøåíèÿ ñóñòàâíî-ìûøå÷íîãî ÷óâñòâà. Âûÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêè ïîðàæåíèÿ ïèðàìèäíûõ òðàêòîâ.

Ïðè ïîðàæåíèè çàäíèõ ñïèíàëüíûõ àðòåðèé íà óðîâíå øåéíûõ ñåãìåíòîâ â ñèëó îñîáåííîñòè âàñêóëÿðèçàöèè ïó÷êîâ Ãîëëÿ è Áóðäàõà ðàçâèâàåòñÿ ñâîåîáðàçíûé ñèìïòîìîêîìïëåêñ. Êëèíè÷åñêè îí õàðàêòåðèçóåòñÿ âûïàäåíèåì ãëóáîêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè â ðóêàõ ñ ñåíñèòèâíîé àòàêñèåé ïðè ñîõðàíåíèè ãëóáîêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè â íîãàõ. Ýòî ñî÷åòàåòñÿ ñî ñïàñòè÷åñêèì ñïèíàëüíûì ãåìèïàðåçîì, èíîãäà ñ ñåãìåíòàðíûìè íàðóøåíèÿìè ÷óâñòâèòåëüíîñòè.

Читайте также:  Показание к прерыванию при синдроме дауна

Ðàññòðîéñòâà êðîâîîáðàùåíèÿ â ðàçëè÷íûõ ñîñóäèñòûõ áàññåéíàõ ñïèííîãî ìîçãà ïðèâîäÿò ê èøåìèè ðàçíûõ çîí êàê ïîäëèííèêó, òàê è ïî ïîïåðå÷íèêó.  îäíèõ ñëó÷àÿõ ïîðàæàåòñÿ òîëüêî ñåðîå âåùåñòâî, â äðóãèõ — ñåðîå è áåëîå. Èøåìèÿ ìîæåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ íà îäíó èëè îáå ïîëîâèíû ñïèííîãî ìîçãà, ïî ïðîòÿæåííîñòè — íà îäèí — äâà ñåãìåíòà èëè öåëûé îòäåë ñïèííîãî ìîçãà.  êàæäîì îòäåëüíîì ñëó÷àå ëîêàëèçàöèÿ ïîðàæåíèÿ îáóñëîâëèâàåò ðàçâèòèå òåõ èëè èíûõ êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèåñÿ ñî÷åòàíèÿ ñèìïòîìîâ ïîðàæåíèÿ îáúåäèíåíû â îòäåëüíûå êîìïðåñèîííî-ñîñóäèñòûå ñèíäðîìû:

1. Ñèíäðîì ïîëíîãî ïîïåðå÷íîãî ïîðàæåíèÿ.

2. Ñèíäðîì èøåìèè âåíòðàëüíîé çîíû. Ðàçâèâàåòñÿ ïðè ïîðàæåíèè ïåðåäíåé ñïèíàëüíîé àðòåðèè èëè îáùåãî ñòâîëà êðóïíîé ïåðåäíåé ðàäèêóëîìåäóëëÿðíîé àðòåðèè.  ýòîì ñëó÷àå ðàçìÿã÷åíèå ëîêàëèçóåòñÿ â âåíòðàëüíîé ÷àñòè ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè çàêóïîðêå â áàññåéíå ïåðåäíåé àðòåðèè íà óðîâíå øåéíûõ ñåãìåíòîâ âîçíèêàåò âÿëûé ïàðàëè÷ èëè ñìåøàííûé ïàðåç âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé ñ íèæíèì ñïàñòè÷åñêèì ïàðàïàðåçîì, íàðóøåíèåì ïîâåðõíîñòíûõ âèäîâ ÷óâñòâèòåëüíîñòè êíèçó îò óðîâíÿ ïîðàæåíèÿ, ðàññòðîéñòâàìè òàçîâûõ îðãàíîâ. Ãëóáîêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü îñòàåòñÿ èíòàêòíîé. Êîãäà ïîðàæåíà àðòåðèÿ íà ãðóäíîì óðîâíå, ðàçâèâàåòñÿ ñïàñòè÷åñêàÿ íèæíÿÿ ïàðàïëåãèÿ ñ äèññîöèèðîâàííîé ïàðààíåñòåçèåé è òàçîâûìè íàðóøåíèÿìè ïî òèïó çàäåðæêè ìî÷è è êàëà (ñèíäðîì Ïðåîáðàæåíñêîãî). Èøåìèÿ âåíòðàëüíîé ïîëîâèíû ïîÿñíè÷íîãî óòîëùåíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ íèæíåé ïàðàïëåãèåé ñ àðåôëåêñèåé, äèññîöèèðîâàííîé ïàðààíåñòåçèåé è òàçîâûìè ðàññòðîéñòâàìè (ñèíäðîì Ñòàíèñëàâñêîãî — Òàíîíà).

3. Èøåìè÷åñêèé ñèíäðîì Áðîóí — Ñåêàðà ðàçâèâàåòñÿ êàê èøåìèÿ â áàññåéíå îäíîé èç ñóëüêîêîìèññóðàëüíûõ àðòåðèé. Êàê ïðàâèëî, ïîëíîãî Áðîóí-Ñå-êàðñêîãî ñèíäðîìà íå îáíàðóæèâàåòñÿ, òàê êàê ãëóáîêèå âèäû ÷óâñòâèòåëüíîñòè íå ñòðàäàþò.

4. Èøåìè÷åñêèé ñèíäðîì ÁÀÑ (áîêîâîãî àìèîòðîôè÷åñêîãî ñêëåðîçà). ×àùå âñòðå÷àåòñÿ ïðè õðîíè÷åñêîì ïîðàæåíèè øåéíûõ ðàäèêóëîìåäóëëÿðíûõ àðòåðèé. Êëèíè÷åñêè ïðîÿâëÿåòñÿ ñìåøàííûìè ïàðåçàìè âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé è öåíòðàëüíûìè — íèæíèõ. Íåðåäêî èìåþòñÿ ôàñöèêóëÿðíûå ïîäåðãèâàíèÿ ìûøö, ëåãêèå ñåãìåíòàðíûå íàðóøåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè.

5. Èøåìè÷åñêèé ïåðåäíåðîãîâîé ñèíäðîì (ïîëèîìèåëîèøåìèÿ). Ðàçâèâàåòñÿ ïðè ïîðàæåíèè âåòâåé ñïèíàëüíîé àðòåðèè ñ îãðàíè÷åííîé èøåìèåé â ïðåäåëàõ ïåðåäíèõ ðîãîâ. Âîçíèêàåò âÿëûé ïàðàëè÷ ìûøå÷íûõ ãðóïï â ñîîòâåòñòâóþùåì ìèîòîìå ñ àòîíèåé, àòðîôèåé è àðåôëåêñèåé. Èìåþòñÿ ïðèçíàêè èçìåíåíèÿ ýëåêòðîâîçáóäèìîñòè ìûøö, à ÝÌà — ïåðåäíåðîãîâàÿ àêòèâíîñòü (ðèòì «÷àñòîêîëà»).

6. Èøåìè÷åñêèé ñèíäðîì ïñåâäîñèðèíãîìèåëèè. Âîçíèêàåò ïðè ïîðàæåíèè «äàëüíèõ àðòåðèàëüíûõ ïðèâîäîâ» è èøåìèè öåíòðàëüíîãî ñåðîãî âåùåñòâà. Îáíàðóæèâàþòñÿ äèññîöèèðîâàííûå ñåãìåíòàðíûå ÷óâñòâèòåëüíûå íàðóøåíèÿ è âÿëûå ïàðåçû êîíå÷íîñòåé.

7. Çàäíåêàíàòèêîâûé ñîñóäèñòûé ñèíäðîì (Ïîïåëÿíñêèé ß. Þ.). Ðàçâèâàåòñÿ ïðè ãðóáîì øåéíîì îñòåîõîíäðîçå ñ êîìïðåññèåé çàäíèõ êîðåøêîâûõ àðòåðèé — ïîðàæåíèå ïó÷êîâ Áóðäàõà ïðè ñîõðàííîñòè ïó÷êîâ Ãîëëÿ. Êëèíè÷åñêè ïðîÿâëÿåòñÿ ñåíñèòèâíîé àòàêñèåé.

8. Èøåìè÷åñêèé ñèíäðîì Ïåðñîíåéäæà — Òåðíåðà. Ïðè øåéíîì îñòåîõîíäðîçå ñ ïîðàæåíèåì êîðåøêîâî-ñïèííî-ìîçãîâûõ àðòåðèé â îáëàñòè øåéíîãî óòîëùåíèÿ è èøåìèåé ïåðåäíèõ ðîãîâ è êîðåøêîâ âîçíèêàåò êëèíè÷åñêèé ñèìïòîìîêîìïëåêñ íåâðîëîãè÷åñêîé àìèîòðîôèè ïëå÷åâîãî ïîÿñà. Ýòîò ñèíäðîì òàêæå âîçíèêàåò è ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèí è ñûâîðîòîê â ìåæëîïàòî÷íóþ îáëàñòü. Îí õàðàêòåðèçóåòñÿ áîëÿìè â ïðîêñèìàëüíûõ îòäåëàõ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé ñ ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì ïàðåçà ðóêè.

3.1.2.5.Ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà,

îáóñëîâëåííîå íàðóøåíèåì âåíîçíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ

Âåíîçíàÿ ñèñòåìà ñïèííîãî ìîçãà ïîäîáíî àðòåðèàëüíîé, èìååò äâà âàðèàíòà ñòðîåíèÿ: ðàññûïíîé è ìàãèñòðàëüíûé. Âäîëü ïåðåäíåé è çàäíåé ïîâåðõíîñòåé ñïèííîãî ìîçãà ðàñïîëàãàþòñÿ îäíîèìåííûå âåíû — ïåðåäíÿÿ è çàäíÿÿ. Øèðîêî ïðåäñòàâëåíà ïåðèìåäóëëÿðíàÿ ñîñóäèñòàÿ ñåòü, êóäà îòòåêàåò êðîâü èç èíòðàìåäóëëÿðíûõ âåí. Äàëåå, èç ïåðèìåäóëëÿðíîé ñåòè êðîâü îòòåêàåò ïî ïåðåäíèì è çàäíèì êîðåøêîâûì âåíàì, êîòîðûå ñëåäóþò ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè êîðåøêàìè. ×èñëî êîðåøêîâûõ âåí âàðüèðóåò îò 6 äî 35. Çàäíèå êîðåøêîâûå âåíû êðóïíåå ïåðåäíèõ: â 90 % ñëó÷àåâ èìååòñÿ áîëüøàÿ êîðåøêîâàÿ âåíà, êîòîðàÿ ïðîõîäèò ñ ïåðâûì èëè âòîðûì ïîÿñíè÷íûì êîðåøêîì ñëåâà, íî ìîæåò âõîäèòü â êàíàë ñ îäíèì èç êîðåøêîâ îò øåñòîãî ãðóäíîãî äî òðåòüåãî êðåñòöîâîãî. Ñëåäîâàòåëüíî, âåðòåáðîãåííûå ñïèíàëüíûå ðàññòðîéñòâà âåíîçíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ ñ êîìïðåññèåé êðóïíîé êîðåøêîâîé âåíû ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ ïðè òåõ æå óñëîâèÿõ, ÷òî è àðòåðèàëüíûå ðàäèêóëîìèåëîïàòèè è ìèåëîïàòèè.

×àùå âñåãî ñäàâëèâàåòñÿ êîðåøêîâàÿ âåíà ïðè ãðûæå ìåæïîçâîíêîâîãî ïîÿñíè÷íîãî äèñêà. Íåðåäêî áîëüíûå ïðåäúÿâëÿþò ëèøü ñëåäóþùèå æàëîáû: íà áîëü â ïîÿñíèöå ïðîåêöèîííîãî õàðàêòåðà, ÷óâñòâî çÿáêîñòè â íîãàõ. Áîëè è â ïîÿñíèöå, è â íîãå óñèëèâàþòñÿ â ïîëîæåíèè ëåæà, à ïðè ëåãêîé ðàçìèíêå èìåþò òåíäåíöèþ ê óìåíüøåíèþ.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà âåíîçíîé ðàäèêóëîìèåëîïàòèè òàêæå îòëè÷àåòñÿ ðÿäîì îñîáåííîñòåé: âî-ïåðâûõ, ñëàáîñòü â íîãàõ íàðàñòàåò èñïîäâîëü, ïîñòåïåííî, íåðåäêî ïàöèåíò íå ìîæåò ÷åòêî óêàçàòü âðåìÿ ðàçâèòèÿ ïàðåçîâ; âî-âòîðûõ, ïðè ðàçâèòèè ïàðåòè÷åñêèõ ÿâëåíèé â íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ ó òàêèõ áîëüíûõ áîëåâîé ñèíäðîì äëèòåëüíîå âðåìÿ íå èñ÷åçàåò.

Îáÿçàòåëüíûì äëÿ âåðòåáðîãåííîé âåíîçíîé ðàäèêóëîìèåëîèøåìèè ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå âåðòåáðàëüíîãî ñèíäðîìà.  ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîì ðîìáå ÷àñòî îòìå÷àåòñÿ âûðàæåííàÿ âåíîçíàÿ ñåòü — ðàñøèðåííûå ïîäêîæíûå âåíû. Ýòîò ñèìïòîì â áîëüøèíñòâå ñâîåì ÿâëÿåòñÿ õîðîøèì ïîäñïîðüåì â äèàãíîñòèêå, òàê êàê ñâèäåòåëüñòâóåò î çàñòîéíûõ ÿâëåíèÿõ â ýïèäóðàëüíîé âåíîçíîé ñåòè. Íåðåäêî ýòîò ïðèçíàê ñî÷åòàåòñÿ ñ íàëè÷èåì ãåìîððîèäàëüíûõ óçëîâ. Ïîõîäêà ó ýòèõ áîëüíûõ íîñèò ÷åðòû ñåíñèòèâíîé àòàêñèè («øòàìïóþùàÿ», ñìîòðèò ñåáå ïîä íîãè) — ðàññòðàèâàåòñÿ ãëóáîêàÿ è òàêòèëüíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü. Ïîâåðõíîñòíûå æå âèäû ÷óâñòâèòåëüíîñòè ñòðàäàþò ïî ñåãìåíòàðíîìó òèïó (çà ñ÷åò èøåìèè çàäíèõ ðîãîâ è ðîëàíäîâîé ñóáñòàíöèè íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ ñåãìåíòîâ). Âûÿâëÿþòñÿ ïèðàìèäíûå çíàêè. Ïåðåäíèå ðîãà è ôóíêöèÿ òàçîâûõ îðãàíîâ ñòðàäàþò íåçíà÷èòåëüíî.

Ñëåäîâàòåëüíî, ñâîåîáðàçèå æàëîá áîëüíûõ è êëèíèêè âåðòåáðîãåííîãî ïîðàæåíèÿ âåíîçíîé ñèñòåìû ñïèííîãî ìîçãà ïîçâîëÿþò äèôôåðåíöèðîâàòü êîìïðåññèîííóþ âåíîçíóþ ìèåëîïàòèþ è ðàäèêóëîìèåëîèøåìèþ îò íåñêîëüêî ñõîæåé êàðòèíû ïîðàæåíèÿ àðòåðèàëüíûõ ñîñóäîâ. È òàêàÿ äèôôåðåíöèàöèÿ íåîáõîäèìà, òàê êàê òåðàïèÿ â òîì è äðóãîì ñëó÷àå áóäåò, åñòåñòâåííî, ðàçëè÷íîé.  ñëó÷àå ïîðàæåíèÿ âåíîçíîé ñèñòåìû ñïèííîãî ìîçãà íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè (ïðè êîíñåðâàòèâíîì ëå÷åíèè) ÿâëÿþòñÿ òàêèå ïðåïàðàòû, êàê ãëèâåíîë, àâåíîë, âåíîðóòîí, òðîêñåâàçèí è ò. ä.

ÍÀÇÀÄ

ÎÃËÀÂËÅÍÈÅ

Источник