Синдром поражения коры префронтальной области мозга

Синдром поражения коры префронтальной области мозга thumbnail

Префронтальная кора головного мозга образует передний ассоциативный комплекс корковых зон, характеризующийся большой сложностью выполняемых функций. Главными сре­ди них являются регуляторная и активационная. Эти зоны вхо­дят в третий структурно-функциональный блок головного мозга

— блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности. Нарушение этих функций проявляется в широком спектре психических нарушений. В нейропсихологии выделяется три основных варианта синдро­мов, связанных с поражением префронтальной коры.

Префронтальиый конвекситальный синдром.

Клиническое название синдрома — лобный. Одна из особен­ностей лобного синдрома, осложняющая как его описание, так и нейропсихологическую диагностику, — большая вариа­тивность входящих в него симптомов и степени выраженности синдрома.

Существует большое количество детерминант, определяю­щих варианты лобного синдрома: локализация патологичес­кого очага, массивность поражения, присоединение общемоз­говых симптомов, характер заболевания, возраст больного, преморбидные особенности. Индивидуально-типологические особенности человека, уровень его психологической структу­ры во многом обусловливают возможности компенсации или маскировки дефекта. Имеются в виду сложность сформиро­ванных при жизни стереотипов деятельности, широта и глуби­на «буферной зоны», в пределах которой происходит сниже­ние общего уровня регуляции психической активности. Изве­стно, что высокий уровень сложившихся форм поведения и профессиональных особенностей даже при тяжелой патоло­гии определяют доступность для больных достаточно сложных видов деятельности. «Загадка функций лобных долей» еще до конца не раскрыта, тем не менее уже систематизированы ос­новные составляющие этого синдрома:

1. Диссоциация между относительной сохранностью непроиз­вольной и дефицитарностью произвольной регуляции психических процессов — в крайних вариантах выраженности больному прак­тически недоступно произвольное выполнение даже простых заданий. Поведение таких больных подчинено стереотипам, штампам и определяется как «полевое». Примером последне­го является описанный Лурией случай, когда больной пытал­ся выйти из комнаты, открыв дверцу шкафа. Утрата функции произвольного контроля и регуляции деятельности особо от­четливо проявляется при выполнении заданий, требующих по­строения программы действий и контроля за их исполнением. Эти задания могут касаться любой сферы — двигательной, ин­теллектуальной, мнестической.

2. Регуляторная апраксия (апраксия целевого действия) — невозможность выполнения двигательной программы, замена ее сложившейся стереотипной последовательностью. Так, в ответ на инструкцию «Сожмите мою руку два раза» больной долго жмет ее или сжимает многократно.

3. Эхопраксия — прямая подчиненность двигательной про­граммы предъявляемым стимулам. Больной повторяет двига­тельную инструкцию, а если инструкция предъявляется вер­бально, то она вообще не выполняется.

4. Нарушение регулирующей функции речи — речевая инст­рукция усваивается, но не становится механизмом контроля и коррекции. Вербальный и двигательный компоненты разъе­диняются. В наиболее грубых случаях вербальное задание даже не запускает действие — не формируется намерение выполне­ния движения.

5. Инактивность — исчезновение инициативы, активнос­ти, может проявляться на различных этапах выполнения дей­ствия: на этапе формирования намерения, исполнения и ели- чения.

Нарушение произвольной регуляции, нарушение ре­гулирующей функции речи и инактивность — все эти призна­ки лобного синдрома могут проявляться в двигательной, ин­теллектуальной, мнестической и речевой деятельности. Так, при запоминании страдает стратегия деятельности: больной не старается запомнить и воспроизвести больше. Кривая запо­минания имеет форму «плато» — три—1четыре слова из десяти без наращивания количества фиксированных слов. При ре­шении арифметических задач у больных отсутствует этап пред­варительной ориентировки в условиях задачи и формирова­ние плана решения. Они манипулируют с числами, данными в условии задачи, без осмысления. Ошибки не корригируются.

Наиболее наглядно нарушения целеполагания, программи­рования и контроля находят свое отражение в речевых рас­стройствах. Спонтанная речь больных обеднена, они утрачи­вают речевую инициативу, в речевой продукции много штам­пов, стереотипов, эхолалий (повторений за обследующим). Больные не могут построить рассказ на заданную тему, со­скальзывают на побочные ассоциации, теряя цель высказыва­ния. В грубых вариантах наступает речевая аспонтанность.

Проявления лобного синдрома наиболее отчетливы при дву­стороннем поражении префронтальных отделов. При пора­жении левой лобной доли особенно отчетливо выступает на­рушение регулирующей функции речи, снижение речевой ини­циативы, обеднение речевой продукции. Более грубо прояв­ляется инактивность, снижение интеллектуальных и мнести- ческих функций.

В случае правополушарных поражений наблюдаются рас- торможенность речи; обилие речевой продукции с утратой со­держания; дефекты наглядного, невербального мышления; на­рушение целостной оценки ситуаций.

Префронтальный базальный синдром. Локализа­ция патологического очага в базальных отделах лобных долей головного мозга приводит к эмоционально-личностным нару­шениям. Они обладают выраженной латеральной специфич­ностью. На этом фоне не выявляется расстройств гнозиса, праксиса и речи.

Уровень мнестических и интеллектуальных процессов сни­жается. Характерным является нарушение нейродинамичес- ких параметров деятельности, проявляющихся в сочетании ра- сторможенности и ригидности — нарушении пластичности пси­хических процессов.

При правополушарной локализации поражения в базаль­ных отделах лобных долей характерно знание больным прояв­лений своего заболевания в сочетании с отсутствием целост­ного представления о нем и его переживания (анозогнозия). Общий фон настроения характеризуется благодушием, эйфо­рией, иногда — расторможенностью аффективной сферы.

Читайте также:  Наш с тобой синдром стал лихорадкой аккорды

Благодушный фон настроения стабилен. Отсутствуют ре­акции на неуспех — больные объясняют свою неудачу отсут­ствием навыков. Такая «квазилогическая» аргументация со­здает лишь видимость осмысления ошибок.

Поражение базальных отделов левой лобной доли голов­ного мозга характеризуется общим депрессивным фоном на­строения, который, однако, не вытекает из истинного пере­живания болезни. Когнитивная составляющая внутренней кар­тины последней здесь отсутствует. Жалобы либо вообще не предъявляются больным, либо при расспросе он описывает соматическое расстройство. На неуспех в заданиях больные не реагируют, могут иметь место отдельные эмоциональные реакции в виде негативизма, агрессии, которые носят лабиль­ный характер.

В целом эмоциональная сфера больных с лобно-базаль- ной патологией характеризуется обедненностью, монотонно­стью, неадекватностью.

Лрефронтальный медиальный синдром. Меди­альные отделы лобных долей головного мозга включены А.

Р. Лурией в первый структурно-функциональный блок моз­га — блок активации и тонуса. Здесь на первый план выступа­

ют нарушения модально-неспецифических факторов актива­ции-дезактивации и наблюдаются два основных комплекса симптомов — нарушения сознания и памяти.

Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой больного в месте, времени, своем заболевании и собственной личности. В ориентировке в месте особую роль приобретают случайные признаки, и больной по типу «полевого» поведе­ния интерпретирует ситуацию своего местонахождения. Он не может назвать год, месяц, число, время года, свой воз­раст, возраст своих детей, и т. п. При нарушениях ориенти­ровки имеются специфические латеральные черты: при пра­вополушарном поражении чаще встречается двойственная ори­ентировка в месте или нелепые ответы по типу конфабуля- ций, а также нарушение субъективных параметров времени.

Нарушения памяти характеризуются следующими чертами:

• модальной неспецифичностью;

• расстройством избирательности воспроизведения;

• ухудшением ретенции по сравнению с сохранным непос­редственным воспроизведением.

По первым двум признакам мнестические расстройства ана­логичны нарушениям памяти при поражении медиальных от­делов височной области (гиппокампа). Нарушения памяти рас­пространяются на запоминание материала любой модальнос­ти независимо от уровня смысловой организации. Объем не­посредственной памяти соответствует показателям нормы в их средних и нижних границах. Однако введение в интервале между заучиванием и воспроизведением интерферирующей задачи оказывает ретроактивное тормозящее влияние на пре­дыдущий материал. Своеобразным для лобных долей является нарушение избирательности из-за недостатка контроля при актуализации. При воспроизведении обнаруживаются конта­минации (наложение) за счет включения стимулов «от себя». При воспроизведении рассказов имеются конфабуляции в виде включения других смысловых отрывков из прошлого опыта больного.

Латеральные различия в нарушениях памяти проявляются следующим образом. Правосторонние поражения характеризу­ются более выраженными конфабуляциями, что коррелирует с речевой расторможенностью, а также «амнезией на источник»

— больной не в состоянии произвольно вспомнить сам факт имевшего место запоминания. Мнестический дефект при ле­восторонних поражениях менее выражен в отношении конта­минаций и конфабуляций, что, видимо, связано с общей инак- тивностью, а также наблюдается преимущественный дефицит в запоминании и воспроизведении смыслового материала.

  1. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий головного мозга.
  2. Нейропсихологические синдромы поражения височных отделов больших полушарий головного мозга
  3. Нейропсихологические синдромы поражения теменных отделов больших полушарий головного мозга
  4. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий головного мозга
  5. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  6. Нейропсихологические синдромы поражения премоторных отделов коры
  7. Нейропсихологические синдромы при поражении височных отделов мозга.
  8. Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга.
  9. Нейропсихологические синдромы поражения третичных височно-теменных затылочных отделов коры (зоны ТРО)
  10. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов мозга.
  11. СИМПТОМЫ РАЗДРАЖЕНИЯ И ВЫПАДЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  12. ГЛАВА 3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ СОСУДИСТЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  13. Синдромы поражения коры головного мозга

Источник

Вопрос 2. Синдром поражения префронтальных отделов мозга.

Синдромы поражения коры: нарушение факторов ассоциативного типа, обеспечивающих сложные формы интегративной и регуляторной деятельности мозга, нарушение модально-неспецифических факторов активации ― дезактивации. Существует два вида:

· Префронтальные конвекситальные синдромы. =Лобные синдромы.

Проявляются или как развернутые лобные синдромы, с грубым распадом поведения и даже простейших программ целенаправленной психической деятельности, или практически бессиндромно.

Синдромы поражения включают в себя несколько групп симптомов:

Общие нарушения поведения и личности больного, проявляющиеся в нарушениях внутреннего плана деятельности, потере целесообразности отдельных поведенческих актов, нарушениях произвольной регуляции поведения, изменении эмоционально-личностной, мотивационной сферы.

Нарушения в двигательной сфере: дефект регуляции сложных произвольных движений и действий. Пробы ― (примерно) действия по инструкции доктора или «сначала скажи, а потом сделай, как сказал». Возникают системные персеверации.

Симптомы нарушения психологической структуры различных видов познавательной психологической деятельности. Пробы: воспроизведение 3-4 слов из 10 приведенных, их повтор.

Акалькулии― больные производят случайные операции с числами.

· Префронтальные медиобазальные отделы.

Читайте также:  Чем лечиться при синдроме раздраженного кишечника

Нарушение модально-неспецифических факторов, вследствие чего возникают модально-неспецифические нарушения ВПФ, которые сочетаются с нарушениями программирования и контроля за протеканием психической деятельности.

Сохранно восприятие, речь, высшие двигательные функции.

Нарушения эмоциональной сферы

Колебания функционального состояния (тенденция к его снижению), быстрая истощаемость.

Нарушение воспроизведения семантически организованного материала (к простому рассказу приплетают все, с чем возникли ассоциации) à нарушение интеллектуальной деятельности.

Неустойчивость личности, неадекватная самооценка.

+ это малопонятная область, т.к. синдромы поражения коры мало изучены.

Вопрос 1. Симптом, синдром и фактор в нейропсихологии. Их соотношение. (Возможно, этот вопрос будетJ)

Фактор ― те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах.

Проблема: нет точных конкретных знаний о природе, типах факторов, и т п.

Фактор – некий физиологический принцип работы определенной зоны мозга, которая обеспечивает те или иные составляющие психической деятельности.

Каждая зона мозга ответственна за свой фактор. Важно какие именно факторы включают в свой состав сложные психические функции или деятельность и какая у них основа. Фактор – определенный продукт работы мозга, который одновременно является одним из составляющих звеньев в функциональных системах психики. Фактор многозначен – может быть включен в различные психические функции, деятельности. Например, анализ и синтез. Фактор: 1. Куда идешь; 2. Отличие чернил от молока. Зоны мозга многофункциональны. Могут включаться в новые функциональные системы, задачи. Впервые о многозначности мозговых зон сказал невролог Фелиманов. Из этого следует тезис о пластичности Н.С., т.е. одни звенья, факторы, структуры могут включаться в поврежденные системы, может иметь место замена одних факторов другими.

Симптом.

· С точки зрения медицины – внешнее проявление расстройства какой-либо функции.

· Необходима нейропсихологическая классификация симптома. Т.е. симптом приобретает истинное значение, когда мы можем увидеть нарушение какого именно фактора произошло. Т.е. надо попытаться понять, почему именно человек не понимает. Например: — так как не запоминает;

— т.к. не успевает за темпом (часто при старении)

— т.к. плохо различает звуки (н-р: стол-стон)

Нейропсихологический симптом – оценка с точки зрения причины.

Симптомы объединяются в синдромы на основе общего поврежденного фактора.

Синдром – закономерное сочетание нарушений ВПФ в основе которого лежит нарушение фактора (группы факторов, связанной с работой определенных зон мозга).

Источник

Префронтальная кора – это та часть мозга, которая делает человека человеком в психологическом и социальном смысле. Высшие сложные поведенческие функции и способность к мышлению обеспечивается именно этим участком больших полушарий. Можно сказать, что человек может думать благодаря префронтальной коре.

Префронтальная кора

Анатомически префронтальная кора располагается в лобных долях больших полушарий. Область включает в себя 3 зоны:

  • заднебоковую;
  • срединную;
  • орбитофронтальную.

Префронтальная кора

Взаимосвязи

Она имеет наибольшее количество связей с другими отделами головного мозга. Особо много связей лобный участок имеет с промежуточным мозгом: таламусом, гипоталамусом. Также передняя кора сообщается со структурами ствола и другими участками коры: с затылочной, теменной и височной.

Задняя область коры преимущественно связана с зонами, отвечающими за внимание, мыслительные процессы и двигательные акты. Внутренняя сторона префронтальной коры сообщается с лимбической системой, которая отвечает за низшие и высшие эмоции человека.

Передняя кора имеет сообщения со стволовыми строениями головного мозга. Больше всего – с ретикулярной формацией (структура, отвечающая за энергетический баланс и активацию коры). Поэтому префронтальная область зависит от состояния ствола, регулирующего активацию и торможение коры мозга.

Функции

Префронтальная кора головного мозга отвечает за высшие когнитивные функции человека. Эта область мозга относится к третьему функциональному блоку по Лурии, и носит название «программирование, регуляция и контроль». Кора ответственна за течение сознательной жизни человека, за протекание психических процессов.

В ней происходит формирование моделей поведения, адаптация к ситуации и подбор к ней поведенческих паттернов. К примеру, человек в течение жизни обретает опыт – модели поведения в определенной ситуации. Если он попал в незнакомую обстановку или обстоятельства, префронтальная кора начинает «искать» прежние паттерны, подходящие для ситуации, или формирует совершенно новые, которые подойдут для незнакомых условий.

Специфические функции:

  1. Эмпатия – сложная эмоция, доступная лишь человеку. Эмпатия формируется за счет комплекса поступающих извне сигналов от другого человека. В этот комплекс входит: мимика, жесты, тон голоса, скорость, обстоятельства. Префронтальная кора синтезирует эту информацию в единый образ и формирует эмпатию к другому человеку.
  2. Контроль эмоций и уравновешенность. Эмоции порождаются подкорковыми структурами в промежуточном мозге. Префронтальная кора позволяет осмыслять эти эмоции и контролировать аффект – то, чего не могут животные. Эта область выступает фильтром и регулятором чувств.
  3. Реакция на стимул: промежуток между действием раздражителя и ответом на него – латентный период, во время которого информация об источнике «осмысливается».
  4. Самосознание и возможность осознавать предыдущий и настоящий опыт. Планирование будущего, постановка целей и формирование мотивации. Кроме того, префронтальная кора не просто сохраняет опыт, но и связывает различные звена между прошлым, настоящим и будущим. Здесь хранится автобиография о самом себе.
  5. Интуиция – возможность проникать в сущность ситуации посредством инсайта (внезапное озарение). Интуиция имеет физиологическое обоснование, так как это – предыдущий опыт, хранящийся в подкорке. А за счет крупных связей между префронтальной корой и подкорковыми структурами интуиция может реализовываться как часть планирования поведения или целей.
  6. Мораль. Дэниел Сигел, профессор психиатрии в медицинской школе Лос-Анджелеса говорит, что за вопросы, связанные с нравственностью и моральными ценностями отвечает префронтальная кора.
  7. Волевой контроль за поведением.
  8. Прогноз будущих событий и последствий своих деяний.
Читайте также:  Моя девочка с синдромом дауна

функции

В префронтальной коре располагается 9, 10, 11, 12, 46 и 47 поле по Бродману.

9 поле отвечает за:

  • Кратковременную память и оценку давности событий, то есть человек может чувственно представить и составить мыслительный образ того, насколько давно это было. К примеру, мы можем представить временную разницу между вчерашними событиями и событиями десятилетней давности.
  • Слуховое восприятие слов.
  • Идентификацию других людей, определение их намерений и прогноз поведения.
  • Пространственное мышление. Когда в уме мы представляем многомерные фигуры, активизируется 9 поле.

10 поле отвечает за:

  1. Принятие решений и планирование поведения.
  2. Установление логической цепочки событий, между теориями, гипотезами и предположениями.
  3. Оперативную память. Это явление можно сравнить с оперативной памятью компьютера, отвечающая за выполнение нескольких задач одновременно и параллельное хранение информации о них.

11 поле ответственно за осмысления обоняния, придание ему смысла. Эта зона позволяет, учуяв определенный запах, вспомнить событие из жизни. Благодаря 11 полю с запахами ассоциируются эмоции. 12 поле помогает лобной коре контролировать подкорковые структуры. 46 и 47 поля ответственны за сочетание одновременного поворота глаз и головы в сторону, за пение и модуляцию движений речевого аппарата, что позволяет четко произносить речевые звуки.

Как можно тренировать префронтальную кору

Тренировка префронтальной коры заключается в чтении, счете и письме. Существует методика, пункты которой необходимо выполнять каждый день. В среднем выполнение всего алгоритма не занимает больше 5 минут в день:

  • Вспоминание вчерашних событий. Для этого в течение нескольких минут нужно вспоминать вчерашнюю деятельность: с кем был разговор, как собеседник был одет, какая погода была, что читали и какие слова произносили. В общем, задача состоит в том, чтобы вспомнить как можно больше за вчерашний день.
  • Чтение вслух. Читать можно любую небольшую простую статью, которая попадется на глаза. Суть: после прочтения колонки нужно записать время, потраченное на чтение, после чего нужно осмыслить информацию и пересказать себе вслух. Уже через месяц ежедневной тренировки свойства памяти улучшаются до 20%.
  • Написание слов. Писать нужно не на клавиатуре, а ручкой. На бумаге можно записывать свои мысли, прочтенную статью или расписывать планы на последующую неделю.

Префронтальная кора естественным образом атрофируется по мере старения человека. С этим фактом связывают старческую деменцию или слабоумие, могущее перейти в болезнь Альцгеймера. Медицинский факт: люди, чей образ жизни связан с интеллектуальным занятием, менее подвергаются инволюционным изменениям коры головного мозга.

По мере атрофии ухудшается память. Человеку труднее вспомнить события из жизни, понижается скорость мышления, замедляется закрепление ассоциаций.

Также данная кора выполняет функцию забывания. Это естественный процесс освобождения гиппокампа от «мусора» – один из защитных механизмов человеческой психики.

Как можно тренировать

Дорсолатеральная префронтальная кора

Этот участок, дорсолатеральная префронтальная кора, или заднелатеральная область, является органическим субстратом оперативной или кратковременной памяти. В исследовании 1936 года показано, что у высших приматов, у которых эта часть мозга подверглась разрушению, ухудшилась кратковременное запоминание.

Дорсолатеральная зона учавствует в формировании произвольного внимания (способность к концентрации, устойчивости и переключаемости). Здесь происходит фильтрация неактуальных мыслей и ощущений. Всем знакомо понятие, когда пытаешься сконцентрироваться на одной вещи, а в голову «лезут» не те мысли – это недоскональность работы дорсолатеральной области. Однако при активизации этого участка человек сохраняет способность работать над одной идеей или мыслью в течение долгого времени, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Данный участок формирует у человека чувство справедливости. Этот участок дал возможность человеческому виду сформировать понятие о справедливости, чувстве вины и обвинении других людей, о назначении приговора за содействие в неправоверных действиях.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник