Синдром пассажира без багажа в психологии

Синдром пассажира без багажа в психологии thumbnail

«Это и есть психиатрия. Попытка вычерпать воду из тонущей лодки с помощью наперстка»

Я уже давно заглядывалась на книги Гранже, но все время откладывала нашу встречу в долгий ящик. И наконец-то настал тот момент, когда мы пересеклись, и все благодаря флэшмобу. Несмотря на мою оценку, я рада, что наша встреча состоялась. Теперь я хотя бы знаю, что из себя представляет этот французский автор.

Однажды ночью в специализированный медицинский центр, где работает психиатр Матиас Фрер, привозят нового пациента, который абсолютно не помнит своего имени и того, как он оказался на вокзале, а со временем и вовсе выдумывает себе новую личность. Это дело привлекает психиатра, в результате чего он загорается желанием помочь своему пациенту разобраться в том, кто же он есть на самом деле. Со временем Матиас понимает, что страдает тем же синдромом «пассажира без багажа» как и его подопечный. Однако неожиданно Матиас становиться главным подозреваемым в убийстве целого ряда людей. Плюс ко всему его начинают преследовать таинственные люди в черном, желающие его убить. Но зачем? Что он натворил? И Матиас Фрер пускается в бега, чтобы найти себя настоящего и понять, что же произошло на самом деле, и действительно ли он виноват во всем? А поможет ему в этом лейтенант полиции Анаис Шатле, которая не верит, что за этими жуткими убийствами стоит Матиас.

До того как взяться за эту книгу, моя книжная интуиция мне подсказывала, что книга мне понравиться, вызовет бурю положительных эмоций, но увы, впервые моя интуиция меня обманула. С самых первых страниц я поняла, что мы с «Пассажиром» не полюбим друг друга. Может, все дело в том, что книга попалась не под нужное настроение, или же я слишком большие надежды возлагала на этот роман, и я ожидала чего-то сверхъявственного, думала, что это будет бомбой. Но для меня роман оказался пшиком, однодневкой, и я не смогла им насладиться. Очень жаль, но просто этот роман не мой, и все тут. Дикого восторга книга не вызвала, а лишь одно недоумение. Увы, я в числе тех, кто остался за бортом, и не понял «Пассажира».

Расследование ведут по отдельности Анаис и Матиас, и потому главы, посвященные им, чередуются между собой. Вроде бы неплохая, оригинальная история, закрученный сюжет, герои хоть и шаблонные, а местами даже раздражают, но к ним можно привыкнуть. Взять, к примеру, Анаис, которая жутко раздражает с самого начала: удивительно, как она вообще могла работать в полиции? Неуравновешенная, депрессивная женщина, которая строит из себя крутую бой-бабу и при этом не слезает с антидепрессантов и наркоты. И конечно у нее есть жуткий секрет, который мешает ей жить. Единственное что ей нужно от жизни это найти подходящего мужчину, от чего и кидается на всех подряд. Поэтому, как только она увидела Матиаса, поняла, что он ее идеал, и стала за ним бегать, сразу же исключила мысль, что он может быть убийцей. Да и Матиас крут: за ним началась погоня, с одной стороны полицейские, с другой убийцы, а он думает о том, какая Анаис красотка! Вообще в книге много нелепых ситуаций, над которыми можно посмеяться. И судя по роману, во французской полиции работают одни болваны.

Этот роман смесь детектива и триллера, приправленная такими темами как множественные личности, искусство, мифология. Написано лёгким языком, правда, лишенным какой-либо художественности; часто встречаются двухсложные предложения типа: «Она пришла», «Он позвонил», « Шел дождь», «Светало» и т.п. И плюс в каждой строчке слишком много пафоса, какой-то псевдофилософии, и этим Гранже напомнил мне Мюссо. Нельзя сказать, что события развиваются медленно, почти в каждой главе появляются новые зацепки, но и динамичными его не назовешь. Местами было даже интересно следить за развитием событий, сюжет набирал обороты, но это ощущение появлялось на мгновение, и очень быстро исчезало. Роман, на мой взгляд, уж слишком затянут.

Я не могу сказать, что роман совсем уж не понравился, но все равно есть в нем что-то отталкивающее. Не зацепил меня роман, мне он показался очень нудным. Читать было скучно, но страшнее всего было не это, а то, что мне просто было все равно, что случиться дальше. Я не жила этой историей. Отвлекшись от книги, я мысленно к ней не возвращалась, не «участвовала в расследовании» вместе с главными героями, не размышляла над этой историей и судьбой героев. Только пустоту оставил после себя этот роман. Я читала лишь ради того, чтобы дочитать.

Единственная мысль, какая у меня осталась после прочтения – «Аллилуйя! Наконец-то я дочитала эту книгу до конца!». Чтение продолжалось мучительно долго. Ближе к финалу я устала от истории так, что только и мечтала о том, когда же книга закончиться! И поэтому уже начинала читать между строк, особо не вдаваясь в подробности. Одним словом роман меня вымотал так, как будто бы это я всю Францию оббежала, а не Матиас. Единственное, почему я дочитала книгу, так это участие во флэшмобе. Надежда не умирала, и я все ждала, когда эта история меня зацепит, но этого так и не произошло. Слишком много беготни, какой-то каши и магии (ну вот не верю я, что человеку так везет, он исчезает вовремя, справляется с крутыми парнями, обдуривает полицию и достает любую информацию, да и еще у него оказывается много талантов).

«Пассажир» — роман матрешка. Как только мы узнаем одну историю, следом появляется другая версия событий, которая происходила ранее, и так будет продолжаться весь роман, пока мы не наткнемся на самую мелкую матрешку, и таким образом не доберемся до первоначальных событий. Но, по-моему, это не матрёшка, а винегрет какой-то! А эти личности просто взрывали мозг! Переборщил автор с этой темой. Сейчас меня поклонники Гранже, закидают тухлыми помидорами, но ощущение у меня было такое, что либо автор находился под каким-то наркотическим дурманом, пока работал над романом, либо всевозможные идеи, которые приходили ему на ум, он решил вместить в один роман. И в итоге нет какой-то одной цельной темы. Одно точно можно сказать, у Гранже богатая фантазия…

Читайте также:  Серотониновый синдром развивается при сочетании

Атмосферой «Пассажир» напомнил мне романы Дэна Брауна. Там тоже все непонятно куда-то бегут. Плюс автору за интересные сведения: про Курбе или про мифологию (я не очень-то в ней сильна).

Финал конечно неожиданный (и даже нелепый, напомнил латиноамериканский сериал), но правда из-за всей этой путаницы, я уже теряла суть сюжета. Да, действительно, догадаться сложно, кто во всем этом виноват, и все из-за фишки автора (дабы не спойлерить, не скажу какая). И слишком уж все неправдоподобно и так и хочется сказать: «Не верю!». Что же за убийца это такой!?

Спойлер!!! И финал можно назвать открытым, так как в итоге мы, можно сказать, возвращаемся к тому, откуда начали. И от этого просто разрыдаться и взвыть хочется! Неужели опять?

Но, я не унываю, и продолжу знакомство с Гранже, но чуть попозже. У меня еще на очереди «Багровые реки». Надеюсь, этот роман вызовет положительные эмоции.

Моя оценка: 5/10

Источник

Встреча с пациентом, страдающим амнезией, приводит психиатра Матиаса Фрера к ужасному открытию: у него тот же синдром «пассажира без багажа». Раз за разом он теряет память и из осколков прошлого создает себе новую личность. Чтобы обрести свое подлинное «я», ему придется пройти через все свои прежние ипостаси. Фрера преследуют загадочные убийцы в черном, за ним гонится полиция, убежденная, что именно он — серийный маньяк, совершивший жуткие убийства, имитирующие древнегреческие мифы. Да он и сам не уверен в своей невиновности… Как ему выбраться из этого лабиринта? Быть может, лейтенант полиции Анаис Шатле, для которой он главный подозреваемый, дарует ему путеводную нить?Впервые на русском, от автора знаменитого мирового бестселлера «Багровые реки»!

Жан-Кристоф Гранже

Пассажир

Мишель Рока-Фелиппо посвящается

Звонок проник в сознание раскаленной иглой.

Ему снилась залитая солнцем стена. Он шел вдоль белой загородки, следуя за своей тенью. У стены не было ни начала, ни конца. Стена была целой вселенной. Гладкой, слепяще-яркой, равнодушной…

Снова звонок.

Он открыл глаза. Взглянул на светящиеся цифры стоящего рядом электронного будильника. 4.02. На ощупь поискал телефон. Рука шарила в пустоте. Тут он вспомнил, что заснул в комнате отдыха. Мобильник нашелся в кармане халата. Он посмотрел на экран. Номер незнакомый. Молча нажал нужную кнопку.

Темноту прорезал голос:

— Доктор Фрер?

Он не ответил.

— Вы доктор Матиас Фрер, дежурный психиатр?

Голос доносился откуда-то издалека. Как будто из того же сна. Стена, ослепительный свет, тень…

— Да, я слушаю, — отозвался он наконец.

— Говорит доктор Филон. Я дежурю в квартале Сен-Жан-Бельсье.

— Почему вы звоните мне на этот номер?

— Мне его дали. Я вас от чего-то оторвал?

Глаза понемногу привыкали к темноте. Негатоскоп. Металлический стол. Шкаф с лекарствами, запертый на два замка. Комната отдыха располагалась в обычном смотровом кабинете, и он сам выключил в нем свет. И спал на кушетке для пациентов.

— Что случилось? — проворчал он, поднимаясь на ноги.

— На вокзале Сен-Жан произошло что-то странное. Около полуночи дежурная охрана задержала мужчину. Бродяга. Прятался в смазочной, возле железнодорожных путей.

Врач явно нервничал. Фрер еще раз посмотрел на будильник: 4.05.

— Бродягу отвели в медпункт и оттуда позвонили в комиссариат на бульваре Капуцинов. За ним приехали из полиции. Они-то меня и вызвали. Я осмотрел его прямо там.

— Он что, ранен?

— Нет. Но он совершенно ничего не помнит. Вот это-то и странно.

— А он не притворяется? — сдержав зевок, спросил Фрер.

— Это уж вам судить, вы же специалист. Но лично мне кажется, что нет. У него такой вид… Отсутствующий. Как будто он не здесь, а где-то еще. Вернее сказать, нигде.

— Мне будут звонить из полиции?

— Нет. Патрульные с улицы Бак уже везут его к вам.

— Спасибо, — иронически поблагодарил он.

— Кроме шуток. Вы сможете ему помочь. Я в этом уверен.

— Вы написали медицинское заключение?

— Они взяли его с собой. Удачи вам.

И он повесил трубку, торопясь покончить с этим делом. Матиас Фрер стоял не двигаясь и не зажигая света. В ушах настойчиво пикал сигнал отбоя. Да уж, ночка выдалась еще та. Развлечения начались в девять вечера. В корпусе стационара новенький сделал кучу прямо в палате, после чего наелся собственного дерьма и сломал запястье медбрату. Ровно через полчаса в западном корпусе пациентка с шизофренией выломала из пола кусок линолеума и попыталась вскрыть себе вены. Фрер оказал ей первую помощь и перевел в Пелегрен.

В полночь он прилег вздремнуть. Но не проспал и часа, потому что еще один пациент вырвался на улицу в чем мать родила и принялся носиться по территории, оглашая окрестности оглушительными звуками пластмассовой дудки. Пришлось всадить ему тройную дозу седативного, а потом успокаивать тех, кого он перебудил своим сольным концертом. В это же время у парнишки из токсикологического отделения случился приступ эпилепсии. Пока Фрер до него добирался, бедолага успел прокусить себе язык. Изо рта у него хлестала кровь. Он так бился, что они держали его вчетвером. Но все-таки ухитрился стянуть у Фрера из кармана мобильник. Психиатр дождался, пока стихнут судороги, и лишь после этого разжал пальцы эпилептика и забрал у него аппарат, весь заляпанный кровью.

В половине четвертого он опять прилег. Передышка длилась ровно полчаса, и прервал ее этот дурацкий звонок. Дерьмо.

Он по-прежнему сидел в темноте не двигаясь. В телефоне все так же пикали гудки отбоя, буравя бесформенный мрак комнаты призрачными звуками.

Он сунул мобильник в карман и встал. Перед глазами возникла белая стена из его сна. Женский голос прошептал: «Feliz…» По-испански «Фелис» означает «счастливый». Но при чем тут испанский? И откуда взялась эта женщина? В глубине левого глаза вспыхнула привычная колющая боль, неизбежно встречавшая его при пробуждении. Он потер пальцами веки и напился воды из-под крана.

Читайте также:  Профилактика лечения от синдрома дауна

На ощупь добрался до двери и открыл ее мастер-ключом.

Ложась спать, он заперся в комнате — здесь находился шкаф с лекарствами, святой Грааль всего отделения.

Через пять минут он уже шагал по скользкой дороге, соединявшей корпуса больницы. С вечера на Бордо лег туман — густой, белесый, невероятно плотный. Фрер поднял воротник плаща, который накинул поверх халата. К запаху сырости примешивались морские испарения, и он непроизвольно сморщил нос.

Он шел по центральной аллее. Уже в трех метрах впереди не было видно ничего, но он успел выучить окрестный пейзаж наизусть. Низкие корпуса в серой штукатурке, горбатые крыши, квадратные лужайки… Конечно, он мог отправить за новеньким медбрата, но он предпочитал лично встречать каждого из своих «клиентов».

Он пересек внутренний дворик, по сторонам которого росло несколько пальм. Обычно один вид этих деревьев, завезенных с Антильских островов, внушал ему толику оптимизма. Но только не нынче ночью. Холод и сырость оказались сильнее. Он дошел до ворот, помахал рукой охраннику и ступил за ограду. А вот и полиция. Фонарь на крыше автомобиля вращался медленно и беззвучно, словно маяк на краю вселенной.

Фрер прикрыл глаза. Боль под веком не утихала. Он не обращал на нее внимания, убежденный в ее психосоматическом характере. Дни напролет он занимался тем, что лечил душевные расстройства, и хорошо знал, что они всегда проявляются в телесных недомоганиях. Почему же его собственный организм должен вести себя иначе?

Он открыл глаза. Из машины выбирались полицейский и еще один мужчина в штатском. Фрер понял, почему у звонившего ему врача был такой испуганный голос. Потерявший память человек оказался настоящим великаном. Рост наверняка около двух метров, вес — килограммов сто тридцать. На нем была шляпа — настоящий техасский стетсон, на ногах — узконосые кожаные сапоги со скошенным каблуком. Темно-серый плащ был ему явно мал. В руках он держал пластиковый пакет с логотипом «G20» и крафтовый конверт, судя по всему набитый документами.

Полицейский сделал было шаг навстречу Фреру, но тот знаком велел ему оставаться на месте, а сам приблизился к ковбою. С каждым шагом боль делалась все острее и нестерпимее. В уголке глаза задергалась мелкая мышца.

— Добрый вечер, — обратился он к мужчине, замерев в нескольких метрах от него.

Тот не ответил на приветствие. Он вообще не пошевелился. Его силуэт, освещаемый фонарем, едва выступал из мутной мороси. Фрер повернулся к полицейскому, который держался в отдалении, положив руку на бедро, готовый вмешаться в любую минуту.

— Спасибо. Вы можете ехать.

— А разве вам не нужен рапорт?

— Пришлете утром протокол.

Полицейский поклонился, отошел и нырнул в машину, которая через секунду бесследно растаяла в тумане.

Двое мужчин остались стоять лицом друг к другу, разделенные лишь полосой белесого пара.

— Я доктор Матиас Фрер, — наконец произнес психиатр. — Возглавляю в этой больнице отделение скорой помощи.

— Вы будете меня лечить?

Низкий голос звучал приглушенно. Фрер не мог разглядеть черты лица мужчины, скрадываемые тенью от стетсоновской шляпы. Но он точно напоминал мультяшного великана. Нос картошкой, людоедская пасть, тяжелый подбородок.

— Как вы себя чувствуете?

— Надо, чтобы меня вылечили.

— Пойдемте со мной?

Он не пошевелился.

— Пойдемте же. — Фрер протянул ему руку. — Мы вам поможем.

Чисто рефлекторно мужчина отступил на шаг и попал под луч фонаря. Фрер увидел, что его предположения подтвердились. Лицо немного детское и какое-то непропорциональное. На вид лет пятьдесят. Из-под шляпы выглядывают пряди начавших седеть волос.

— Пойдемте, пойдемте. Все будет хорошо.

Фрер говорил самым убедительным тоном, на какой был способен. У душевнобольных обостренная восприимчивость. Они сразу чувствуют, если их хотят обмануть. С ними нельзя крутить. Карты на стол — вот главный принцип работы психиатра.

Потерявший память мужчина решился сделать первый шаг. Фрер развернулся — руки в карманах плаща — и непринужденной походкой двинулся в сторону больницы. Он старался не оглядываться — давал больному понять, что доверяет ему.

Они дошли до подъезда. Матиас дышал через рот, глотая холодный, напитанный влагой воздух, словно сосал ледышки. Как же он устал. Недосып, туман, но главное — это вечное чувство беспомощности перед безумием, ежедневно множившим свои лица…

Источник

«Это и есть психиатрия. Попытка вычерпать воду из тонущей лодки с помощью наперстка»

Я уже давно заглядывалась на книги Гранже, но все время откладывала нашу встречу в долгий ящик. И наконец-то настал тот момент, когда мы пересеклись, и все благодаря флэшмобу. Несмотря на мою оценку, я рада, что наша встреча состоялась. Теперь я хотя бы знаю, что из себя представляет этот французский автор.

Однажды ночью в специализированный медицинский центр, где работает психиатр Матиас Фрер, привозят нового пациента, который абсолютно не помнит своего имени и того, как он оказался на вокзале, а со временем и вовсе выдумывает себе новую личность. Это дело привлекает психиатра, в результате чего он загорается желанием помочь своему пациенту разобраться в том, кто же он есть на самом деле. Со временем Матиас понимает, что страдает тем же синдромом «пассажира без багажа» как и его подопечный. Однако неожиданно Матиас становиться главным подозреваемым в убийстве целого ряда людей. Плюс ко всему его начинают преследовать таинственные люди в черном, желающие его убить. Но зачем? Что он натворил? И Матиас Фрер пускается в бега, чтобы найти себя настоящего и понять, что же произошло на самом деле, и действительно ли он виноват во всем? А поможет ему в этом лейтенант полиции Анаис Шатле, которая не верит, что за этими жуткими убийствами стоит Матиас.

Читайте также:  Отвары при синдроме раздраженного кишечника

До того как взяться за эту книгу, моя книжная интуиция мне подсказывала, что книга мне понравиться, вызовет бурю положительных эмоций, но увы, впервые моя интуиция меня обманула. С самых первых страниц я поняла, что мы с «Пассажиром» не полюбим друг друга. Может, все дело в том, что книга попалась не под нужное настроение, или же я слишком большие надежды возлагала на этот роман, и я ожидала чего-то сверхъявственного, думала, что это будет бомбой. Но для меня роман оказался пшиком, однодневкой, и я не смогла им насладиться. Очень жаль, но просто этот роман не мой, и все тут. Дикого восторга книга не вызвала, а лишь одно недоумение. Увы, я в числе тех, кто остался за бортом, и не понял «Пассажира».

Расследование ведут по отдельности Анаис и Матиас, и потому главы, посвященные им, чередуются между собой. Вроде бы неплохая, оригинальная история, закрученный сюжет, герои хоть и шаблонные, а местами даже раздражают, но к ним можно привыкнуть. Взять, к примеру, Анаис, которая жутко раздражает с самого начала: удивительно, как она вообще могла работать в полиции? Неуравновешенная, депрессивная женщина, которая строит из себя крутую бой-бабу и при этом не слезает с антидепрессантов и наркоты. И конечно у нее есть жуткий секрет, который мешает ей жить. Единственное что ей нужно от жизни это найти подходящего мужчину, от чего и кидается на всех подряд. Поэтому, как только она увидела Матиаса, поняла, что он ее идеал, и стала за ним бегать, сразу же исключила мысль, что он может быть убийцей. Да и Матиас крут: за ним началась погоня, с одной стороны полицейские, с другой убийцы, а он думает о том, какая Анаис красотка! Вообще в книге много нелепых ситуаций, над которыми можно посмеяться. И судя по роману, во французской полиции работают одни болваны.

Этот роман смесь детектива и триллера, приправленная такими темами как множественные личности, искусство, мифология. Написано лёгким языком, правда, лишенным какой-либо художественности; часто встречаются двухсложные предложения типа: «Она пришла», «Он позвонил», « Шел дождь», «Светало» и т.п. И плюс в каждой строчке слишком много пафоса, какой-то псевдофилософии, и этим Гранже напомнил мне Мюссо. Нельзя сказать, что события развиваются медленно, почти в каждой главе появляются новые зацепки, но и динамичными его не назовешь. Местами было даже интересно следить за развитием событий, сюжет набирал обороты, но это ощущение появлялось на мгновение, и очень быстро исчезало. Роман, на мой взгляд, уж слишком затянут.

Я не могу сказать, что роман совсем уж не понравился, но все равно есть в нем что-то отталкивающее. Не зацепил меня роман, мне он показался очень нудным. Читать было скучно, но страшнее всего было не это, а то, что мне просто было все равно, что случиться дальше. Я не жила этой историей. Отвлекшись от книги, я мысленно к ней не возвращалась, не «участвовала в расследовании» вместе с главными героями, не размышляла над этой историей и судьбой героев. Только пустоту оставил после себя этот роман. Я читала лишь ради того, чтобы дочитать.

Единственная мысль, какая у меня осталась после прочтения – «Аллилуйя! Наконец-то я дочитала эту книгу до конца!». Чтение продолжалось мучительно долго. Ближе к финалу я устала от истории так, что только и мечтала о том, когда же книга закончиться! И поэтому уже начинала читать между строк, особо не вдаваясь в подробности. Одним словом роман меня вымотал так, как будто бы это я всю Францию оббежала, а не Матиас. Единственное, почему я дочитала книгу, так это участие во флэшмобе. Надежда не умирала, и я все ждала, когда эта история меня зацепит, но этого так и не произошло. Слишком много беготни, какой-то каши и магии (ну вот не верю я, что человеку так везет, он исчезает вовремя, справляется с крутыми парнями, обдуривает полицию и достает любую информацию, да и еще у него оказывается много талантов).

«Пассажир» — роман матрешка. Как только мы узнаем одну историю, следом появляется другая версия событий, которая происходила ранее, и так будет продолжаться весь роман, пока мы не наткнемся на самую мелкую матрешку, и таким образом не доберемся до первоначальных событий. Но, по-моему, это не матрёшка, а винегрет какой-то! А эти личности просто взрывали мозг! Переборщил автор с этой темой. Сейчас меня поклонники Гранже, закидают тухлыми помидорами, но ощущение у меня было такое, что либо автор находился под каким-то наркотическим дурманом, пока работал над романом, либо всевозможные идеи, которые приходили ему на ум, он решил вместить в один роман. И в итоге нет какой-то одной цельной темы. Одно точно можно сказать, у Гранже богатая фантазия…

Атмосферой «Пассажир» напомнил мне романы Дэна Брауна. Там тоже все непонятно куда-то бегут. Плюс автору за интересные сведения: про Курбе или про мифологию (я не очень-то в ней сильна).

Финал конечно неожиданный (и даже нелепый, напомнил латиноамериканский сериал), но правда из-за всей этой путаницы, я уже теряла суть сюжета. Да, действительно, догадаться сложно, кто во всем этом виноват, и все из-за фишки автора (дабы не спойлерить, не скажу какая). И слишком уж все неправдоподобно и так и хочется сказать: «Не верю!». Что же за убийца это такой!?

Спойлер!!! И финал можно назвать открытым, так как в итоге мы, можно сказать, возвращаемся к тому, откуда начали. И от этого просто разрыдаться и взвыть хочется! Неужели опять?

Но, я не унываю, и продолжу знакомство с Гранже, но чуть попозже. У меня еще на очереди «Багровые реки». Надеюсь, этот роман вызовет положительные эмоции.

Моя оценка: 5/10

Источник