Синдром пассажира без багажа в психиатрии

Синдром пассажира без багажа в психиатрии thumbnail

«Это и есть психиатрия. Попытка вычерпать воду из тонущей лодки с помощью наперстка»

Я уже давно заглядывалась на книги Гранже, но все время откладывала нашу встречу в долгий ящик. И наконец-то настал тот момент, когда мы пересеклись, и все благодаря флэшмобу. Несмотря на мою оценку, я рада, что наша встреча состоялась. Теперь я хотя бы знаю, что из себя представляет этот французский автор.

Однажды ночью в специализированный медицинский центр, где работает психиатр Матиас Фрер, привозят нового пациента, который абсолютно не помнит своего имени и того, как он оказался на вокзале, а со временем и вовсе выдумывает себе новую личность. Это дело привлекает психиатра, в результате чего он загорается желанием помочь своему пациенту разобраться в том, кто же он есть на самом деле. Со временем Матиас понимает, что страдает тем же синдромом «пассажира без багажа» как и его подопечный. Однако неожиданно Матиас становиться главным подозреваемым в убийстве целого ряда людей. Плюс ко всему его начинают преследовать таинственные люди в черном, желающие его убить. Но зачем? Что он натворил? И Матиас Фрер пускается в бега, чтобы найти себя настоящего и понять, что же произошло на самом деле, и действительно ли он виноват во всем? А поможет ему в этом лейтенант полиции Анаис Шатле, которая не верит, что за этими жуткими убийствами стоит Матиас.

До того как взяться за эту книгу, моя книжная интуиция мне подсказывала, что книга мне понравиться, вызовет бурю положительных эмоций, но увы, впервые моя интуиция меня обманула. С самых первых страниц я поняла, что мы с «Пассажиром» не полюбим друг друга. Может, все дело в том, что книга попалась не под нужное настроение, или же я слишком большие надежды возлагала на этот роман, и я ожидала чего-то сверхъявственного, думала, что это будет бомбой. Но для меня роман оказался пшиком, однодневкой, и я не смогла им насладиться. Очень жаль, но просто этот роман не мой, и все тут. Дикого восторга книга не вызвала, а лишь одно недоумение. Увы, я в числе тех, кто остался за бортом, и не понял «Пассажира».

Расследование ведут по отдельности Анаис и Матиас, и потому главы, посвященные им, чередуются между собой. Вроде бы неплохая, оригинальная история, закрученный сюжет, герои хоть и шаблонные, а местами даже раздражают, но к ним можно привыкнуть. Взять, к примеру, Анаис, которая жутко раздражает с самого начала: удивительно, как она вообще могла работать в полиции? Неуравновешенная, депрессивная женщина, которая строит из себя крутую бой-бабу и при этом не слезает с антидепрессантов и наркоты. И конечно у нее есть жуткий секрет, который мешает ей жить. Единственное что ей нужно от жизни это найти подходящего мужчину, от чего и кидается на всех подряд. Поэтому, как только она увидела Матиаса, поняла, что он ее идеал, и стала за ним бегать, сразу же исключила мысль, что он может быть убийцей. Да и Матиас крут: за ним началась погоня, с одной стороны полицейские, с другой убийцы, а он думает о том, какая Анаис красотка! Вообще в книге много нелепых ситуаций, над которыми можно посмеяться. И судя по роману, во французской полиции работают одни болваны.

Этот роман смесь детектива и триллера, приправленная такими темами как множественные личности, искусство, мифология. Написано лёгким языком, правда, лишенным какой-либо художественности; часто встречаются двухсложные предложения типа: «Она пришла», «Он позвонил», « Шел дождь», «Светало» и т.п. И плюс в каждой строчке слишком много пафоса, какой-то псевдофилософии, и этим Гранже напомнил мне Мюссо. Нельзя сказать, что события развиваются медленно, почти в каждой главе появляются новые зацепки, но и динамичными его не назовешь. Местами было даже интересно следить за развитием событий, сюжет набирал обороты, но это ощущение появлялось на мгновение, и очень быстро исчезало. Роман, на мой взгляд, уж слишком затянут.

Я не могу сказать, что роман совсем уж не понравился, но все равно есть в нем что-то отталкивающее. Не зацепил меня роман, мне он показался очень нудным. Читать было скучно, но страшнее всего было не это, а то, что мне просто было все равно, что случиться дальше. Я не жила этой историей. Отвлекшись от книги, я мысленно к ней не возвращалась, не «участвовала в расследовании» вместе с главными героями, не размышляла над этой историей и судьбой героев. Только пустоту оставил после себя этот роман. Я читала лишь ради того, чтобы дочитать.

Единственная мысль, какая у меня осталась после прочтения – «Аллилуйя! Наконец-то я дочитала эту книгу до конца!». Чтение продолжалось мучительно долго. Ближе к финалу я устала от истории так, что только и мечтала о том, когда же книга закончиться! И поэтому уже начинала читать между строк, особо не вдаваясь в подробности. Одним словом роман меня вымотал так, как будто бы это я всю Францию оббежала, а не Матиас. Единственное, почему я дочитала книгу, так это участие во флэшмобе. Надежда не умирала, и я все ждала, когда эта история меня зацепит, но этого так и не произошло. Слишком много беготни, какой-то каши и магии (ну вот не верю я, что человеку так везет, он исчезает вовремя, справляется с крутыми парнями, обдуривает полицию и достает любую информацию, да и еще у него оказывается много талантов).

«Пассажир» — роман матрешка. Как только мы узнаем одну историю, следом появляется другая версия событий, которая происходила ранее, и так будет продолжаться весь роман, пока мы не наткнемся на самую мелкую матрешку, и таким образом не доберемся до первоначальных событий. Но, по-моему, это не матрёшка, а винегрет какой-то! А эти личности просто взрывали мозг! Переборщил автор с этой темой. Сейчас меня поклонники Гранже, закидают тухлыми помидорами, но ощущение у меня было такое, что либо автор находился под каким-то наркотическим дурманом, пока работал над романом, либо всевозможные идеи, которые приходили ему на ум, он решил вместить в один роман. И в итоге нет какой-то одной цельной темы. Одно точно можно сказать, у Гранже богатая фантазия…

Читайте также:  Синдром профессионального выгорания у стоматолога

Атмосферой «Пассажир» напомнил мне романы Дэна Брауна. Там тоже все непонятно куда-то бегут. Плюс автору за интересные сведения: про Курбе или про мифологию (я не очень-то в ней сильна).

Финал конечно неожиданный (и даже нелепый, напомнил латиноамериканский сериал), но правда из-за всей этой путаницы, я уже теряла суть сюжета. Да, действительно, догадаться сложно, кто во всем этом виноват, и все из-за фишки автора (дабы не спойлерить, не скажу какая). И слишком уж все неправдоподобно и так и хочется сказать: «Не верю!». Что же за убийца это такой!?

Спойлер!!! И финал можно назвать открытым, так как в итоге мы, можно сказать, возвращаемся к тому, откуда начали. И от этого просто разрыдаться и взвыть хочется! Неужели опять?

Но, я не унываю, и продолжу знакомство с Гранже, но чуть попозже. У меня еще на очереди «Багровые реки». Надеюсь, этот роман вызовет положительные эмоции.

Моя оценка: 5/10

Источник

Пассажир, Жан-Кристоф Гранже

Авторы:

Жан-Кристоф Гранже

«- Убийство — довольно странный повод для знакомства.
— Всё зависит от того, что последует дальше.»

Встреча с пациентом, страдающим амнезией, приводит психиатра Матиаса Фрера к ужасному открытию: у него тот же синдром «пассажира без багажа». Раз за разом он теряет память и из осколков прошлого создает себе новую личность. Чтобы обрести свое подлинное «я», ему придется пройти через все свои прежние ипостаси. Фрера преследуют загадочные убийцы в черном, за ним гонится полиция, убежденная, что именно он — серийный маньяк, совершивший жуткие убийства, имитирующие древнегреческие мифы. Да он и сам не уверен в своей невиновности… Как ему выбраться из этого лабиринта? Быть может, лейтенант полиции Анаис Шатле, для которой он главный подозреваемый, дарует ему путеводную нить? Обо всём этом и не только в книге Пассажир (Жан-Кристоф Гранже)

  • Рецензии (10)
  • Написать рецензию

Средний балл рецензентов: 4.8

Пассажир без багажа, или бегство внутрь себя

44

#
29/07/2013
5

Представьте себе, что вы вдруг остались без багажа. У вас нет ничего нужного, необходимого, на что вы рассчитывали. Грустно, неприятно, обидно, но всё же найти потерю или купить новые вещи можно. А если багаж – это ваше прошлое? И у вас его нет? Ничего нет: воспоминаний, записной книжки с телефонами родных и знакомых, семейных фотографий. Даже документы – и те ксерокопии. Потеряно всё, даже имя. Страшно, правда?
Синдромом пассажира без багажа на своём профессиональном жаргоне называют французские психиатры диссоциативное бегство.
Иногда случается, что человек, перенесший сильнейший стресс или переживший шок, сворачивает за угол улицы и вдруг теряет память. Впоследствии ему начинает казаться, что он что-то такое вспоминает, но в действительности он создаёт себе новую личность и сочиняет новое прошлое, лишь бы не возвращаться мыслями к тому, что с ним произошло в реальности. Это своего рода бегство, бегство внутрь себя.
Представьте теперь, что вы ещё недавно могли всё это грамотно изложить при случае, да ешё заняться лечением таких больных в престижной клинике, а теперь вы сами оказываетесь не только на месте такого пациента, но хуже того, вы начинаете понимать, что слишком много улик указывает, что преступление совершили именно вы. Что делать? Сдаться на милость полиции? Заняться собственным расследованием и попытаться доказать собственную невиновность или найти ещё больше улик против самого себя?
Главный герой, психиатр Матиас Фрер, выбирает последнее: он начинает искать свой утерянный багаж, свою собственную личность. И это ещё только начало.
Сюжет похож на матрёшку: открыв одну, ты находишь там другую, потом третью, потом ещё. Недаром matriochka – одно из ключевых слов в книге. События развиваются стремительно, мы мчимся из одного города в другой, спасаясь от слежки и пуль, побываем и в богатом частном поместье близ Бордо, и в самых жутких притонах для нищих Марселя. Автор не забывает при таком темпе о деталях и пейзаже. Измученный герой видит, например, такую картину:
В тот день мачты кораблей, стоявших на внутреннем рейде, напоминали булавки, воткнутые в лаковую, неподвижную гладь воды, скорее поглощавшую, чем отражавшую свет. Небеса над морем полыхали алым багрянцем. День растерзал ночь, и та скончалась, истекая кровью.
«Алый багрянец» оставим на совести переводчика, а вот корабли, похожие на булавки, порадовали. Растерзанная ночь – это в стилистике романа, крови на страницах пролито много. Чего стоят только убийства, странные, поражающие воображение. Труп молодого человека с одетой на него головой быка – завязка романа. Порадовал интеллект французских полицейских, точнее, ещё одной главной героини – Анаис Шатле, которая сразу же предположила, что здесь есть связь с мифологией, убийца имитировал для чего-то смерть Минотавра. И это только первая, самая видимая матрёшка, а сколько их ещё!
Не только сюжет, но и сами герои таковы: у каждого есть тайна, есть какой-то надрыв, слом в душе. Детектив с психологией – это здорово!
По законам жанра, главный герой в огне не горит и в воде не тонет, это показалось немного неправдопобным, но с другой стороны, известны же факты, когда в экстремальных ситуациях человеческий организм выдаёт такое, чего в обычной жизни никогда не бывает. Да и в конце концов, не читать же про дядю Васю из соседнего подъезда, укравшего ливерную колбасу на закусь?

А вдруг мы сами пассажиры?

6

#
21/01/2019
5

Жан-Кристоф Гранже — автор определенно не для развлечения. Хотя и пишет книги, так называемого, развлекательного жанра. «Несерьезную» литературу, как говорят эстеты. И книга «Пассажир» не выходит за эти рамки. То ли детектив, то ли триллер, то ли все вместе взятое.

В отделение психиатрической больницы поступает пациент, который ничего не помнит о себе. Его лечащий врач Матиас Фрер пытается выяснить, кто же он такой. Вроде бы стандартная предпосылка, чтобы рассказать интересную историю.

Но Гранже никогда не идет таким путем, не рассказывает простую историю о расследовании. Достоинство книг Гранже в том, что в них оказывается совсем не так, как кажется вначале. Роман «Пассажир» не исключение. Лечащий врач, старающийся помочь пациенту, сам оказывается человеком, который нуждается в помощи. Пассажиром, меняющим свои оболочки от одного события к другому.

Роман состоит из пяти глав, названных по имени главных героя. Но самое удивительное, что на самом деле герой-то один. Но проживающий разные жизни: врача-психиатра, бомжа, сумасшедшего художника, ловеласа с проблемами с законом и опять психиатра. Один человек идет по жизням других. Вернее, не идет, а бежит. Потому что спасается от смерти. И напряжение не отпускает читателя с первой до последней страницы.

Но это не простой детектив с погонями, расследованиями, убийствами. Это серьезная книга, рассматривающая разные пласты жизни французского общества. К тому же, вытаскивающая наружу самые неприятные моменты. Жизнь опустившихся людей на парижских улицах и продажность полицейских чинов, беспринципность военных и отстраненность ученых, при своих исследованиях ставивших на результаты выше, чем на человеческие жизни, ужасы некоторых психиатрических клиник. И от таких знакомств порой шевелятся волосы на голове.

Книга жесткая и жестокая. Такую и советовать почитать страшно. Но если вы уже знакомы с творчеством Гранже, знаете, чего следует ожидать от его книг, то познакомиться с этой определенно надо.

Есть очень простой способ не вляпаться в дерьмо. Не трогать его

5

#
12/02/2015
4

А вы давно катались на Американских горках? Помните это волнение, тревогу в совокупности с огромной радостью? Эта книга заставила меня пережить это чувства снова!
Предлагаю вам окунуться в мир визуализации.
Итак, представьте как вы садитесь в то самое кресло «горок», убираете подальше телефон и ждете начала своего маленького приключения. Так же и с книгой…
Аттракцион завели и вы медленно начинаете ехать по небольшому подъему, знакомитесь с главными персонажами, узнавать их и даже постепенно начинаете чувствовать к ним симпатию. Красавец психиатр Матиас Фрер и карьеристка, капитан полиции Анаис Шатле. Уже вначале понимаешь что им судьба быть вместе, пытаешься разгадать вместе с ними убийство и тут, вдруг наши горки начинают быстро спускаться вниз. Сюжет с высокой скоростью начинает развиваться и ты понимаешь, что не зря пришел.
Вплоть до самого конца сюжет этой книги поражал меня своей динамичностью и разнообразием! Тут тебе и древнегреческие мифы, и медицинские термины, а главный герой…. Мало того что он «пассажир без багажа» который проживает все свои прошлые личности, так он еще как кошка, у которой девять жизней. За ним охотятся полиция, «люди в черном», бомжи, наркодилеры, собаки, но он неуловим! Признаться честно, это раздражало и смешило! В этом плане он напомнил мне бессмертного Роберта Лэнгтона, скромного профессора из книг Дэна Брауна.
И конечно же столько событий, что в конце забываешь о чем шла речь в самом начале. Я бы на месте автора, из этой книги сделала серию книг о неуловимом психиатре!
Но мы находимся по прежнему на нашем аттракционе, который покрутил нас в бешеном темпе и медленно подвез туда, откуда мы начинали нашу поездку! И тут меня поймет тот, кто прочел книгу. Финал наверное меня поразил! Люблю когда автор оставляет за собой недосказанность. Все эти «И жили они долго и счастливо» пускай останутся в сказках, а жесткий «кровавый» детектив должен оставлять за собой послевкусие.
Книга однозначно мне понравилась и я с нетерпением жду экранизации (я уверена, что режиссеры не пройдут мимо). Я прям вижу перед глазами Майкла Фассбендера и Одри Тоту.

Кому читать?

Неубиваемый герой и динамичный сюжет — это то, что люблю в Дэне Брауне и «Пассажир» мне очень напомнил его.

Где читать?

Можно взять на недельную поездку к бабушке в деревню. И скучно не будет, и страниц много.

С чем читать?

Опять таки Дэн Браун и его любое произведение. Так же могу посоветовать в качестве детектива Джона Вердона «Загадай число»

  • Отзывы (24)
  • Оставить свой отзыв

Средний балл оставивших отзывы: 4.25

  • Цитаты (13)
  • Добавить цитату
  • 4
    +

    «Психиатрия — это попытка вычерпнуть воду из тонущей лодки с помощью напёрстка»

  • 4
    +

    «Работа — вот последняя надежда всех потерпевших крушение в личной жизни.»

    цитирует «Пассажир»

  • Где купить?

Книгу «Пассажир» Жан-Кристоф Гранже можно приобрести или скачать:
в 3 магазинах по цене
от 200
до 254 руб.

  • Объявления
  • Разместить объявление

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!

  • Читали (188)
  • Хотят прочесть (111)
  • Другие издания
  • Пассажир

    Пассажир

    ISBN: 9785389126145

  • Пассажир

    Пассажир

    Издательство:
    Азбука, 2012

    ISBN: 9785389045804

    Синдром пассажира без багажа в психиатрииКупить данное издание можно здесь

  • Пассажир

    Пассажир

    Издательство:
    Азбука, 2012

    ISBN: 9875389045804

    Синдром пассажира без багажа в психиатрииКупить данное издание можно здесь

  • Пассажир

    ISBN: 9785389065178

    Синдром пассажира без багажа в психиатрииКупить данное издание можно здесь

Интересные посты

Синдром пассажира без багажа в психиатрии

Синдром пассажира без багажа в психиатрии

Обсуждение в группах

29 июня — 5 июля 2020 года

29 июня — понедельник Всем привет. К нам идет июль и я своим произволом обзорного уже много…

Синдром пассажира без багажа в психиатрии

Синдром пассажира без багажа в психиатрии

Источник

— На что только тут у вас не насмотришься…

Капитан не притворялась, что не обращает внимания на чудачества пациентов, и ему это понравилось. Обычно посетители считали своим долгом корчить здесь постную мину. Наверное, чтобы спрятать за ней собственный страх и неловкость. Анаис тоже боялась, но предпочитала встречать опасность лицом к лицу.

— У вас бывают побеги больных?

— Сейчас принято называть их клиентами.

— Как в такси?

— Примерно, — улыбнулся он. — Только отсюда далеко не уедешь.

— Так бывают у вас побеги или нет?

— Никогда. Специализированные клиники действуют по обратному принципу.

— Не врубаюсь.

Фрер указал ей на следующую тропинку, и они пошли дальше. Солнце уже поднялось высоко, заливая все вокруг ярким светом, гнавшим прочь черные мысли.

— На протяжении последних пятидесяти с лишним лет мировая психиатрия работает под лозунгом открытых дверей. Благодаря нейролептикам большинство пациентов получили возможность стать почти такими же, как все остальные люди. Во всяком случае, они могут вернуться в семью или жить отдельно под присмотром лечащего врача. Но многие из них предпочитают не покидать клиники, потому что здесь они чувствуют себя в безопасности. Они боятся внешнего мира.

— Те, кто остается, неизлечимы?

— Да. Хроники.

— И никакой надежды на исцеление?

— В психиатрии этот термин не в ходу. Иногда, скажем так, в состоянии человека, например шизофреника, наступает некоторое улучшение. Остальным необходимо постоянно принимать лекарства. За ними надо наблюдать, корректировать дозировку, не допуская резких отклонений…

— Короче, накачивать наркотиками.

Они дошли до архива. Кирпичное строение с трубой на крыше, в котором с тем же успехом мог располагаться паровой котел или храниться садовый инвентарь. Фрер поискал ключи. Беседа его развлекала.

— Почти все смотрят на наши методы лечения косо. Вроде как мы надеваем на пациентов химическую смирительную рубашку. Но самим-то пациентам это приносит облегчение. Если вы живете с убеждением, что крысы грызут вам мозг или что с вами днем и ночью говорят какие-то голоса, поверьте мне, некоторая вялость вовсе не так страшна.

Он отпер дверь. Сунул руку внутрь, нащупывая выключатель. Его охватил азарт — воскресенье, стоящий на отшибе домишко, обворожительная сыщица рядом… Он чувствовал себя мальчишкой, с гордостью демонстрирующим подружке свой заветный шалаш в глубине сада.

Анаис Шатле молча озирала убранство помещения. Заведующая архивом на протяжении долгих лет вела подпольную войну против ДСП, ламп дневного света и ковровых покрытий. И постепенно перетащила сюда всю больничную мебель из настоящего дерева — книжные и картотечные шкафы, полки и так далее. Поэтому здесь царила теплая, почти домашняя атмосфера, располагающая к медитации и насыщенная ароматами строгой чистоты.

— Подождите меня здесь.

Они стояли в читальном зале, среди школьных парт и стульев в стиле Жана Пруве. Фрер прошел непосредственно в библиотеку: длинные ряды полок, плотно заставленных специальной литературой, монографиями, вручную переплетенными томами диссертаций, медицинскими журналами за последнюю сотню лет. Матиас точно знал, где искать нужные ему книги.

Вернувшись в читальню, он застал Анаис сидящей за одним из столов и восхитился открывшейся его взору картиной. Фигурка затянутой в джинсы и кожу мотоциклистки резко контрастировала с мягким уютом комнаты. Фрер подвинул себе стул и устроился напротив Анаис, выложив перед ней отобранную литературу.

— Я думаю, что у Мишелля — или у человека, выдающего себя за Мишелля, — ярко выраженная реакция бегства.

Анаис широко распахнула свои темные глаза.

— Поначалу я решил было, что мы имеем дело с синдромом ретроградной амнезии. Это классический случай потери памяти, то есть личной, персональной памяти пациента. Уже на следующий день после поступления к нему начали возвращаться воспоминания. Прошлое вроде бы постепенно всплывало на поверхность. Но на самом деле происходило нечто прямо противоположное.

— Как это?

— Наш ковбой не вспоминает, а выдумывает. Создает себе новую личность. Мы называем это явление психотическим, или диссоциативным, бегством. В психиатрическом жаргоне есть и еще один термин — синдром пассажира без багажа. Это чрезвычайно редкая патология, хотя она известна науке с девятнадцатого века.

— Объясните, пожалуйста.

Фрер взял первую из принесенных книг, перелистал ее — книга была на английском — и открыл на нужной главе. Перевернул том, чтобы Анаис могла прочесть ее название: «The personality labyrinth».
[7]
Автор — некий Макфилд из Университета Шарлотт, штат Северная Каролина.

— Иногда случается, что человек, перенесший сильнейший стресс или переживший шок, сворачивает за угол улицы и вдруг теряет память. Впоследствии ему начинает казаться, что он что-то такое вспоминает, но в действительности он создает себе новую личность и сочиняет новое прошлое, лишь бы не возвращаться мыслями к тому, что с ним произошло в реальности. Это своего рода бегство, но как бы бегство внутрь себя.

— А такой человек сознает, что он занимается самообманом?

— Нет, не сознает. Мишелль, например, искренне верит, что он вспоминает подробности своей жизни. Хотя он просто-напросто меняет кожу.

Анаис задумчиво листала книгу, не читая. Она размышляла. Матиас наблюдал за ней. Что-то подсказывало ему: ей не понаслышке известно, что такое психологические расстройства. Вдруг она подняла на него глаза, и Фрер от неожиданности вздрогнул.

— Как давно наука изучает подобные случаи?

— Первые случаи психогенной реакции бегства были отмечены в девятнадцатом веке в США. Как правило, причиной служили невыносимые условия жизни: долги, семейные раздоры, кошмарная работа. Беглец выходит на минутку в магазин и больше не возвращается домой. По пути он все забывает. А когда вспоминает, выясняется, что он — совершенно другой человек.

Фрер взял другую книгу и снова открыл ее перед сыщицей на нужной странице:

— Самую широкую известность получил случай Анселя Борна, евангелического проповедника, который перебрался в Пенсильванию и под именем А. Дж. Браун открыл писчебумажную лавочку.

— Борна? Как Джейсон Борн?

— Роберт Ладлем взял его имя для своего персонажа, страдающего амнезией. В Америке оно стало своего рода нарицательным.

— А это не то же самое, что так называемый синдром множественной личности?

— Нет. У тех, кто страдает этим синдромом, внутри сосуществует сразу несколько личностей. Но в случае, о котором я говорю, происходит обратное: человек как бы стирает свою предыдущую личность и превращается в другого. Никакого сосуществования не наблюдается.

Источник