Синдром отсутствия страха и тревоги

Генерализованное тревожное расстройство — психическое расстройство, характеризующееся общей устойчивой тревогой, не связанной с определёнными объектами или ситуациями. Часто сопровождается жалобами на постоянную нервозность, дрожь, мышечное напряжение, потливость, сердцебиение, головокружение и дискомфорт в районе солнечного сплетения. Нередко может присутствовать страх болезни или несчастного случая, распространяющийся на себя и/или на близких, а также другие разнообразные волнения и дурные предчувствия. Чаще встречается у женщин и во многих случаях связано с хроническим средовым стрессом. Имеются тенденции к волнообразности течения расстройства и хронификации.

В устаревшем классификаторе МКБ-9 тревожному расстройству соответствует более общий диагноз — тревожный невроз.

Диагноз[править | править код]

Согласно МКБ-10, для постановки диагноза у больного должны быть первичные симптомы тревоги большинство дней за период по крайней мере несколько недель подряд, а обычно несколько месяцев. Эти симптомы обычно включают:

  • опасения (беспокойство о будущих неудачах, ощущение волнения, трудности в сосредоточении и др.);
  • моторное напряжение (суетливость, головные боли напряжения, дрожь, невозможность расслабиться);
  • вегетативную гиперактивность (потливость, тахикардия или тахипноэ, эпигастральный дискомфорт, головокружение, сухость во рту и пр.).

У детей могут быть выраженными потребность быть успокаиваемыми и рецидивирующие соматические жалобы.

Появление других симптомов на несколько дней (особенно депрессии) не исключает генерализованного тревожного расстройства как основного диагноза, но в этом случае симптомы не должны соответствовать полным критериям депрессивного эпизода, фобического тревожного расстройства, панического расстройства, обсессивно-компульсивного расстройства.

Перед постановкой диагноза необходимо предварительно исключить неврастению.

У некоторых из пациентов, страдающих тревожными расстройствами, причиной расстройства может быть тиреотоксикоз[3][4], поэтому для дифференциальной диагностики желательно определить уровень гормонов щитовидной железы (Т3 и Т4) в крови[5]:276. Состояние, напоминающее генерализованное тревожное расстройство, может наблюдаться также при ишемической болезни сердца, при интоксикации теми или иными лекарственными средствами либо, наоборот, быстрой их отмене[6]:398.

Лечение[править | править код]

Немедикаментозное лечение[править | править код]

Во многих случаях при генерализованном тревожном расстройстве не требуется назначать медикаменты — достаточно беседы с врачом, при которой даётся чёткое объяснение любым соматическим симптомам, связанным с тревогой: например, следует объяснить, что учащённое сердцебиение — результат преувеличенной, по сравнению с нормальной, реакцией на стрессовые события, а не признак сердечного заболевания. Необходимо помочь пациенту справиться или смириться с любой относящейся к его расстройству социальной проблемой. Уже само наличие чёткого плана лечения позволяет снизить тревогу[5]:136—137.

При нетяжёлом генерализованном тревожном расстройстве пользу может принести обучение релаксации, регулярное применение которой столь же эффективно, как приём анксиолитических (противотревожных) препаратов, однако многим пациентам не удаётся применять её постоянно. Стимулирует мотивацию обучение релаксации в группе, а некоторым больным релаксация удаётся лучше, если она является частью упражнений йоги[5]:137. Отмечается эффективность при тревожном расстройстве таких упражнений, как абдоминальное дыхание, прогрессивная мышечная релаксация, прикладная релаксация[7], отмечается также польза различных модификаций аутотренинга[8].

Больным, страдающим гипервентиляцией, можно помочь двумя способами. Немедленная помощь — предложить пациенту вновь вдохнуть из пластикового мешка выдохнутый воздух, чтобы увеличить концентрацию диоксида углерода в альвеолярном воздухе. Это позволяет также эффективно продемонстрировать взаимосвязь между симптомами тревожного расстройства и гипервентиляцией. После того, как такая взаимосвязь становится достаточно очевидной, пациенты могут практиковать контролируемое дыхание — вначале под наблюдением, а затем и дома[5]:137.

Может применяться также биологическая обратная связь[6]:398.

Поскольку симптомы тревожного расстройства часто бывают устойчивыми в силу того, что они вызывают у больных беспокойство, в таких случаях обычно эффективно сочетание обучения релаксации с приёмами когнитивной терапии[5]:137. Когнитивно-поведенческая терапия является наиболее опробованным методом среди различных методик психотерапии, используемых для лечения тревожных расстройств[9], и одним из наиболее эффективных методов, препятствующих возникновению рецидивов тревожной симптоматики[8].

Эффективна, в частности, так называемая экспозиция (англ.)русск. к беспокойству[10] (разновидность когнитивно-поведенческой психотерапии[11]), в ходе которой пациенты создают у себя живые мысленные образы пугающих ситуаций, связанные с наиболее тревожными для них мыслями, пытаясь представить себе худший вариант событий, и удерживают эти образы перед мысленным взором как минимум 25—30 минут, а затем пытаются представить как можно больше альтернатив пугающему варианты развития ситуации. При регулярном использовании этой техники уровень испытываемой пациентом тревоги постепенно снижается[10]:276,278.

Есть данные, что когнитивная терапия в сочетании с экспозицией более эффективны при генерализованном тревожном расстройстве, чем релаксация[11].

Результаты долговременных наблюдений свидетельствуют о заметном снижении потребления транквилизаторов пациентами, ранее их принимавшими, в период проспективного наблюдения после психотерапевтического вмешательства[10]:247.

Медикаментозная терапия[править | править код]

Назначать лекарства при генерализованном тревожном расстройстве следует избирательно. Они могут применяться, в частности, для того, чтобы быстро взять под контроль симптомы, пока не проявится эффект других, менее быстродействующих мер. Лекарства также могут потребоваться небольшой части пациентов, состояние которых не улучшилось после применения других средств лечения. Существует тенденция излишне часто и слишком надолго назначать лекарства при тревожном расстройстве, которой следует избегать[5]:137—138.

Медикаментозную терапию часто начинают с назначения транквилизаторов бензодиазепинового ряда[12]. При генерализованном тревожном расстройстве целесообразно применять бензодиазепины длительного действия (например, диазепам). Бензодиазепины не следует назначать на срок более нескольких недель из-за риска развития зависимости[5]:138.

Генерализованное тревожное расстройство имеет тенденцию к хроническому течению и, как правило, требует длительной терапии[9]. Хотя при краткосрочном лечении эффективность бензодиазепинов при генерализованном тревожном расстройстве составляет 65—75 % (и их терапевтическое действие проявляется уже в первую неделю лечения), при длительном лечении бензодиазепины малоэффективны. Это связано как с истощением противотревожного действия, так и с тем, что бензодиазепины не купируют депрессивную симптоматику[13].

Отмена бензодиазепинов может представлять собой серьёзную проблему, осложняющую течение данного расстройства. Пациенты обычно хорошо переносят медленное снижение дозировки (примерно на 25 % в неделю). Следует избирать такой темп снижения дозы, который позволил бы избежать усиления тревоги или синдрома отмены[9].

Другие препараты, которые могут быть использованы для лечения тревожного расстройства, включают:

  • Антидепрессанты группы СИОЗС или СИОЗСН. В начале терапии возможно беспокойство, усиление тревоги, бессонница. Существует риск синдрома отмены[8].
  • Азапироны (например, буспирон)[9].
  • Антигистаминный препарат гидроксизин (атаракс). Следует назначать только в том случае, когда лечение другими препаратами не было эффективным или плохо переносилось. Хотя эффективность гидроксизина при генерализованном тревожном расстройстве хорошо доказана, нет данных о его долгосрочной эффективности[8].
  • Трициклические антидепрессанты, тразодон, ингибиторы МАО[9]. Трициклические антидепрессанты и ИМАО могут применяться в случаях, когда симптомы имеющегося тревожного расстройства сочетаются с депрессивными симптомами; при риске зависимости от бензодиазепинов и сходных с ними препаратов; при тревожных расстройствах с частыми паническими приступами[5]:138—139.
  • Прегабалин (оказывает быстрый и выраженный терапевтический эффект в отношении психических и соматических симптомов тревоги, сопоставимый с эффектом бензодиазепинов, однако более устойчивый)[14]. Другие противосудорожные препараты (главным образом при наличии признаков биполярного аффективного расстройства)[9].
  • β-блокаторы[5]:138, проникающие через ГЭБ (пиндолол, пропранолол), и α-блокаторы (празозин). В лечении больных с тревожным расстройством β-блокаторы имеют ограниченное применение — для регулирования сильно учащённого сердцебиения, не поддающегося лечению противотревожными препаратами[5]:138, а также тремора, который, как и учащённое сердцебиение, может быть проявлением тревожного состояния. На психологический компонент состояния тревоги (например, на чувство нарастающего страха) такие препараты, как пропранолол, влияют мало[6]:428. Стоит отметить, что β-блокаторы (особенно пропранолол) способны вызывать депрессию, поэтому их не следует назначать пациентам, у которых наблюдаются или наблюдались в прошлом депрессивные расстройства[15].
  • Начиная с 1970-х годов тревожные расстройства часто лечили типичными нейролептиками, такими как галоперидол, флупентиксол, сульпирид, хлорпротиксен, тиоридазин и др. Но наличие серьёзных экстрапирамидных и нейроэндокринных побочных эффектов, возможность отдалённых нежелательных явлений привели к признанию необходимости отказаться от использования типичных (классических) нейролептиков при терапии тревожных расстройств. Появление группы атипичных антипсихотиков изменило эту тенденцию[8]. Так, мета-анализ, проведенный исследователями Кокрейн, показал, что эффект атипичного антипсихотика кветиапина был сравним с эффектом антидепрессантов; не было достаточных доказательств, чтоб делать вывод об эффективности двух других атипичных антипсихотиков (оланзапина и рисперидона)[16].

В РФ и других странах бывшего СССР для лечения тревожных расстройств также порой применяется препарат афобазол, действие которого не доказано: рандомизированные контролируемые испытания, доказывающие его эффективность, отсутствуют[8].

См. также[править | править код]

  • Сепарационная тревога
  • Тревожное расстройство личности
  • Тревожность

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Disease Ontology release 2019-05-13 — 2019-05-13 — 2019.
  2. ↑ Monarch Disease Ontology release 2018-06-29sonu — 2018-06-29 — 2018.
  3. Голубев В.Л., Вейн А.М. Неврологические синдромы. Руководство для врачей. — Москва: Эйдос Медиа, 2002. — С. 607. — 832 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94501-008-1.
  4. Сапронов Н.С., Масалова О.О. Нейрофизиологические эффекты тиреоидных гормонов // Психофармакология и биологическая наркология. — 2007. — Т. 7, № 2. — С. 1533—1541.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Гельдер М., Гэт Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии: Пер. с англ. — Киев: Сфера, 1999. — Т. 1. — 300 с. — 1000 экз. — ISBN 966-7267-70-9, 966-7267-73-3.
  6. 1 2 3 Внутренние болезни. В 10 книгах. Книга 10. Пер. с англ / Под ред. Б. Браунвальда, К. Дж. Иссельбахера, Р. Г. Петерсдорфа и др. — Москва: Медицина, 1997. — 496 с. — ISBN 5-225-00640-Х, 0-07-100134-4.
  7. Hoyer J., Van , der Heiden C., Portman M. E. Psychotherapy for Generalized Anxiety Disorder // Psychiatric Annals. — 2011. — Т. 41, № 2. — С. 87—94. Архивировано 4 марта 2016 года.
  8. 1 2 3 4 5 6 Городничев А.В. Современные тенденции в терапии тревожных расстройств: от научных данных к клиническим рекомендациям // Биологические методы терапии психических расстройств (доказательная медицина — клинической практике) / Под ред. С.Н. Мосолова. — Москва : Издательство «Социально-политическая мысль», 2012. — С. 643—668. — 1080 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91579-075-8.
  9. 1 2 3 4 5 6 Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: [Пер. с англ.] / Под ред. С. Д. Энна и Дж. Т. Койла. — Москва: ООО: «Медицинское информационное агентство», 2007. — 800 с.: ил. с. — 4000 экз. — ISBN 5-89481-501-0.
  10. 1 2 3 Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред. Д. Барлоу. Перевод с английского под ред. профессора Э.Г. Эйдемиллера. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 912 с. — ISBN 978-5-94723-046-8.
  11. 1 2 Kaczkurkin A. N., Foa E. B. Cognitive-behavioral therapy for anxiety disorders: an update on the empirical evidence. (англ.) // Dialogues In Clinical Neuroscience. — 2015. — September (vol. 17, no. 3). — P. 337—346. — PMID 26487814. [исправить]
  12. Погосова Г. В. Современные подходы к диагностике и лечению расстройств депрессивного спектра в общемедицинской практике. Методическое пособие для врачей / Под редакцией: Огановой Р. Г., Краснова В. Н.. — ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Росздрава. Московский НИИ психиатрии Росздрава.
  13. Городничев А.В. Место бензодиазепиновых транквилизаторов в современной терапии тревожных расстройств // Биологические методы терапии психических расстройств (доказательная медицина — клинической практике) / Под ред. С.Н. Мосолова. — Москва : Издательство «Социально-политическая мысль», 2012. — С. 759—772. — 1080 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91579-075-8.
  14. Wensel, T. M.; Powe, K. W.; Cates, M. E. Pregabalin for the Treatment of Generalized Anxiety Disorder (англ.) // Annals of Pharmacotherapy (англ.)русск. : journal. — 2012. — Vol. 46, no. 3. — P. 424—429. — doi:10.1345/aph.1Q405. — PMID 22395254.
  15. ↑ Глава 3. Патогенез побочных реакций медикаментозной терапии // Змушко Е.И., Белозеров Е.С. Медикаментозные осложнения. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 448 с. — (Краткий справочник). — 3000 экз. — ISBN 5-272-00168-0.
  16. Depping, Anna M; Komossa, Katja; Kissling, Werner; Leucht, Stefan. Second-generation antipsychotics for anxiety disorders (англ.) // Cochrane Database of Systematic Reviews : journal. — 2010. — ISSN 14651858. — doi:10.1002/14651858.CD008120.pub2.

Ссылки[править | править код]

  • Лечение генерализованного тревожного расстройства // Психиатрия & Нейронауки

Источник

 îáùåì, ðàçãîâîð ó íàñ ñîñòîÿëñÿ â òàêîì òèïå: Òû ñàìà âî âñåì äóðà âèíîâàòà, ó òåáÿ õàðàêòåð ãîâíî èèè…ïîìíèòå òå 2 ôðàçû, òàê âîò îí èõ ìíå è øâûðíóë â ëèöó «Âîîáùå, ó ìåíÿ ïîñòîÿííî òðåâîãà ðÿäîì ñ òîáîé è ïàíè÷åñêèå àòàêè êîãäà ìû ññîðèìñÿ. Òû êîãäà ïîøëà ê ìåòðî â òó íî÷ü, ÿ ÷óòü íå óìåð. È åùå, ìû ñëèøêîì ðàçíûå»

Êàê ëèõî âñå ïåðåâåðíóë, êðàñàâ÷èê.

ß ïîñëóøàëà ýòî âñå è ñêàçàâ â êîòîðûé ðàç, ÷òî çëà íå äåðæó, âûøëà èç ìàøèíû è îáùåíèå íàøå ïðåêðàòèëîñü.

À ñèìïòîìû îñòàëèñü è ìíå ñòàíîâèëîñü òîëüêî õóæå. Äåðãàëñÿ ãëàç òåïåðü ïîñòîÿííî, ÿ ñïàëà ïî 12 ÷àñîâ è íå âûñûïàëàñü, ïîñëå ðàáîòû äîïîëçàÿ äî äèâàíà ñèë îñòàâàëîñü òîëüêî íà òî,÷òîáû ëåæàòü è ñìîòðåòü â ïîòîëîê.Ñëåç íå áûëî, íî î÷åíü õîòåëîñü ïëàêàòü, òàê êàê îáû÷íî ñòàíîâèëîñü ëó÷øå ïîñëå. Íî ÿ äåðæàëàñü, ÷åñòíîå ñëîâî. Âèäà íå ïîäàâàëà íà ðàáîòå, íà÷àëà óëûáàòüñÿ,ïîäáàäðèâàòü âñåõ êàê îáû÷íî, åùå â ìîåì ïîä÷èíåíèè áûëî îâåðäîõåðà íàðîäó, ïðèõîäèëîñü äåëàòü âèä, ÷òî âñå îòëè÷íî. Íèêòî íå äîãàäûâàëñÿ êàê ìíå õðåíîâî. 2 ÷åëîâåêà èç ñàìîãî áëèçêîãî îêðóæåíèÿ çíàëè, ÷òî ìíå ïëîõî, íî ÿ çàïðåòèëà èì êîìó-ëèáî ãîâîðèòü. Ìîé, òåïåðü óæå áûâøèé, óäàëèë èç äðóçåé âñåõ ëþäåé, êîòîðûå êî ìíå õîðîøî îòíîñèëèñü, íà÷àë ðàñïóñêàòü ñïëåòíè ïðî ìåíÿ, èç ðàçðÿäà «ß æåðòâà, îíà-ìðàçü» Íà÷àë âñòðå÷àòüñÿ ñ íàøåé îáùåé çíàêîìîé, êîòîðàÿ ïðè âèäå ìåíÿ äåìîíñòðàòèâíî âåøàëàñü íà íåãî. Åãî äðóçüÿ íà÷àëè óäàëÿòü ìåíÿ èç äðóçåé.  îáùåì, äåòñêèé ñàä. Ìíå áûëî ïëåâàòü, ÿ áûñòðî ïåðåøëà íà ïîâûøåíèå è ïåðåâåëàñü â äðóãîé îòäåë. Òóò-òî äóìàþ, ìíå ïîëåã÷àåò, íèêîãî èç áûâøåãî îêðóæåíèÿ ÿ óæå íå âèäåëà, âñå ñèìïòîìû ñìÿã÷èëèñü, ÿ äóìàëà, âñå, «ðàçáèòîå ñåðäöå» çàëå÷èëîñü.

È òóò ñïóñòÿ 4 ìåñÿöà ïîñëå ðàññòàâàíèÿ ìåíÿ íàêðûëî òàê, êàê íèêîãäà ïðåæäå. Èç òåõ ñèìïòîìîâ, ÷òî ìîãó âñïîìíèòü: Ãîëîâîêðóæåíèÿ òàêèå, ÷òî ìíå ïðèõîäèëîñü äåðæàòüñÿ çà ñòåíû, ÷òîáû íå óïàñòü; ìîå ëèöî ñòàíîâèëîñü òî áåëûì êàê ïîëîòíî, òî àëûì â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìèíóò; ìåíÿ áðîñàëî òî â æàð, òî â õîëîä; ÿ ñïàëà êàæäûé äåíü ïî 12 ÷àñîâ; ÿ ìîãëà íå åñòü íåñêîëüêî äíåé, ïîòîì æðàòü êàê â ïîñëåäíèé ðàç; ÿ ñòàëà çàáûâàòü ýëåìåíòàðíûå âåùè, ìîãëà ïðèíåñòè êðóæêó â êîìíàòó è ïîòîì íå âñïîìíèòü êàê îíà îêàçàëàñü òàì; ÿ òåðÿëà ñëóõ, òî åñòü îäèí äåíü ìîãëà ñëûøàòü íîðìàëüíî, äðóãîé õðåíîâî; ãóë â óøàõ èíîãäà ïåðåêðûâàë âñå îêðóæàþùèå çâóêè; ó ìåíÿ áîëåëî ÂÑÅ, êàæäàÿ êëåòî÷êà òåëà è íå ïîìîãàëè îáåçáîëèâàþùèå; ÿ íå ìîãëà óçíàòü ñåáÿ â çåðêàëå, ìíå òóïî áûë ÷óæèì ÷åëîâåê, êòî ñìîòðåë íà ìåíÿ â îòðàæåíèè; ÿ èíîãäà çàäàâàëàñü âîïðîñîì íà ñåêóíäó:»Ãäå ÿ âîîáùå? ×òî ýòî çà ãîðîä?» è ñàìîå ñòðåìíîå, ìåíÿ íà÷àëî ðâàòü. Âñå ñèìïòîìû êðîìå ïîñëåäíåãî ÿ ìîãëà ñêðûâàòü. Íî íå ðâîòó. Ïîñðåäè ðàçãîâîðà ÿ ìîãëà âûáåæàòü â òóàëåò è, ïðîñòèòå, áëåâàòü è áëåâàòü. Õîðîøî, õîòü äîíîñèëà âñåãäà. È äàæå òîãäà ÿ íå øëà ê âðà÷àì. Ïîòîìó ÷òî ìíå êàçàëîñü, áë*, ñîáåðèñü óæå íàêîíåö, âñå ðàññòàþòñÿ, áûâàåò è õóæå.

Òîãäà ÿ íàøëà åùå 2 ðàáîòû, ÷òîáû íå äóìàòü âîîáùå íè î ÷åì, ó ìåíÿ íå áûëî âûõîäíûõ, ÿ ðàáîòàëà 65 ÷àñîâ â íåäåëþ, õîäèëà íà áîêñ è òàíöû. Ñî âñåìè ýòèìè ñèìïòîìàìè. ß èõ ïðîñòî ñòàðàëàñü èãíîðèðîâàòü. Íà÷àëà ïèòü çâåðîáîé, ïàðó ìåñÿöåâ îí ìíå ïîìîãàë è ðâàòü ñòàëî ìåíüøå, îñòàëàñü ïîñòîÿííàÿ òîøíîòà. Òàê ÿ æèëà åùå ìåñÿöåâ 5 ïîêà îäèí ðàç íå çàáîëåëà ãðèïïîì è íå ñëåãëà äîìà, íå èìåÿ âîçìîæíîñòè âñòàòü. Îïÿòü æå, ãðèïï-õåðíÿ âîïðîñ, íî ðâàòü ìåíÿ íà÷àëî áîëüøå 20 ðàç â ñóòêè, ó ìåíÿ ïîñèíåëè ãóáû è ìåíÿ îòâåçëè ïî ñêîðîé.  áîëüíèöå ÿ ïûòàëàñü îáúÿñíèòü, ÷òî ó ìåíÿ ñèìòîìû ýòè óæå îêîëî 10 ìåñÿöåâ, äà, ó ìåíÿ ãðèïï, íî ýòî äîëæíî áûòü ÷òî-òî åùå. Ìíå ñêàçàëè, ÷òî ó ìåíÿ îáû÷íûé ãðèïï, îáåçâîæèâàíèå îò ðâîòû è ïðîñòî êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ.  Àìåðèêå â áîëüíèöàõ òàê- òåáå ñäåëàþò áàçîâûå àíàëèçû, à âñå îñòàëüíûå òû äîëæåí ïðîñòèòü ñàì(òèïà ìðò, êò, ãàñòðî è ïðî÷åå) Îíè îáÿçàíû áóäóò ýòî ñäåëàòü, òê åñëè ó òåáÿ îêàæåòñÿ îïóõîëü ìîçãà èëè ïîõîæåå, à â ìðò áûëî îòêàçàíî, ïàöèåíò ìîæåò èõ çàñóäèòü.

Ìíå ñäåëàëè âñå àíàëèçû, 3 ìðò, àíàëè êðîâè íà âñå âîçìîæíûå áàêòåðèè.Ðåçóëüòàò-çäîðîâà, ïàòîëîãèé íåò. Ìåíÿ âûïèñàëè äîìîé è íàïðàâèëè ê Family Doctor, êîòîðûé ìîã ïðèíÿòü ìåíÿ òîëüêî ÷åðåç ìåñÿö. Ðàáîòàòü ÿ íå ìîãëà, ñèäåëà äîìà óæå íåäåëþ. Ìåíÿ ïðèíèìàëè ýêñòåííî 4 ðàçíûõ âðà÷à â ðàçíûõ ÷àñòÿõ ãîðîäà, ïîòîìó ÷òî ëó÷øå íå ñòàíîâèëîñü. È âñå ñòàâèëè ðàçíûå äèàãíîçû è íàçíà÷àëè ïðåïàðàòû, îò êîòîðûõ íå áûëî èçìåíåíèé. Íà ïðèåìå ó ÷åòâåðòîãî âðà÷à åùå íà ýòàïå ðàçãîâîðà ñ ìåäñåñòðîé ÿ íà÷àëà ðûäàòü. ß òàê óñòàëà ìîðàëüíî è ôèçè÷åñêè, äóìàëà, ñåé÷àñ ìíå îïÿòü ïîñòàâÿò ÿçâó èëè ãàñòðèò è äàäóò ëå÷åíèå îò êîòîðîãî òîëêó íîëü. ß ðûäàëà è ðûäàëà, ìåäñåñòðà îáíÿëà ìåíÿ è ñêàçàëà, ÷òî âðà÷ ìîé î÷åíü îïûòíàÿ,îíà ðàçáåðåòñÿ. Ìåíÿ ïðîâåëè â êàáèíåò, ÿ ñìîãëà óñïîêîèòñÿ è ñòàëà æäàòü. Âîøëà ïîæèëàÿ æåíùèíà, ñ ñóõîé óëûáêîé, íå êàê îáû÷íî â 33 çóáà ó ìîëîäûõ âðà÷åé, ÷òî ïðèíèìàëè ìåíÿ ëó÷øå. ß åé ñïîêîéíî ðàññêàçàëà ìîè ñèìïòîìû, ñêàçàëà, ÷òî âñå íà÷àëîñü ìåñÿöåâ 10 íàçàä. Îíà ñïðîñèëà,à ÷òî ñëó÷èëîñü 10 ìåñÿöåâ íàçàä? È òóò ÿ ðàçðåâåëàñü ñíîâà. È ÿ åé ðàññêàçàëà ïðî ðàññòàâàíèå è âêðàòöå ïðî ïðî÷óþ õðåíü. Îíà íå ñòàëà ìåíÿ îáíèìàòü èëè óñïîêàèâàòü,ïðîñòî çàäàâàëà äîïîëíèòåëüíûå âîïðîñû è ïå÷àòàëà ÷òî-òî íà êîìïüþòåðå. Îíà ðàñïå÷àòàëà 2 ëèñòêà ñ âîïðîñàìè è ñêàçàëà èõ çàïîëíèòü, çàòåì âûøëà. Ýòî áûëè îïðîñíèêè íà äåïðåññèþ è òðåâîæíîñòü. Íàéäèòå îáðàçöû â èíòåðíåòå äëÿ èíòåðåñà, âîïðîñû êîíå÷íî î÷åíü, êàê áû ñêàçàòü,æåñòêèå, òèïà :»Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ìèðó áóäåò ëó÷øå áåç ìåíÿ» è áëàáëàáëà. Êîãäà îíà âåðíóëàñü è ïðîâåðèëà îòâåòû, òî ïîñìîòðåëà íà ìåíÿ è ñóõî ñîîáùèëà:»Ó òåáÿ äåïðåññèÿ è òðåâîæíîå ðàññòðîéñòâî»

Ìíå áûëî áû ïðîùå ïðèíÿòü, ÷òî ó ìåíÿ îïóõîëü ìîçãà, âîò ÷åñòíî. Êàêàÿ íàõðåí äåïðåññèÿ? Îò÷åãî ðâîòà è ãîëîâîêðóæåíèÿ?Îò÷åãî ÿ íå ïîìíþ ÷òî áûëî 5 ìèíóò íàçàä? Íî îíà ìíå îáúÿñíèëà ÷òî íà òÿæåëûõ ñòàäèÿõ äåïðåññèÿ òàê è ïðîÿâëÿåòñÿ. Íàïðàâèëè ìåíÿ ê ïñèõèàòðó, êîòîðûé ïðèíÿë ìåíÿ íà ñëåäóþùèé äåíü.

È òóò íà÷èíàåòñÿ ñàìîå èíòåðåñíîå. Ï*çäîñòðàäàíèÿ îôèöèàëüíî çàêîí÷åíû, ÷åñòíîå ñëîâî.

ß ðàññêàçûâàëà åé ïðî ñâîå «ðàññòàâàíèå», à åå ýòî, êàçàëîñü, ìàëî èíòåðåñîâàëî. ß ïîìíþ, êàê îíà ìíå ÷àñòî çàäàâàëà âîïðîñ â ðàçíûõ âàðèàöèÿõ, êîòðûé ìîæíî ïåðåâåñòè êàê:»À ÷òî åùå?»

Îíà ñïðàøèâàëà âîïðîñû èç äàëåååêîãî è íå î÷åíü ïðîøëîãî. Ñåé÷àñ íà÷íåòñÿ, äóìàëà ÿ, «Âñå èäåò è ñåìüè» è ïðî÷àÿ õðåíü. Íî è ìîå ñîâñåì ïðÿì äåòñòâî åå íå âîëíîâàëî.

È òóò ÿ íà÷àëà (áëåâàòü) âûâàëèâàòü íà íåå âñå, ÷òî â òîé èëè èíîé ñòåïåíè íà ìåíÿ ïîâëèÿëî íàñòîëüêî, ÷òî ïðèâåëî ê äåïðåñèè, ÷òî ÿ ñàìà è íå îñîçíàâàëà. ß âñïîìíèëà êàê ìåíÿ ÷óòü íå èçáèë âîåííûé íà Ãàâàéàÿ, êàê îí ìíå êðè÷àë âîçâðàùàòüñÿ â Ðîññèþ. Êàê ìåíÿ äåðæàëè ïðîòèâ ìîåé âîëè â Ñåâåðíîé Êàðîëèíå;êàê íà ìîèõ ãëàçàõ óìåðëî 2 ÷åëîâåêà â Ñàí Ôðàíöèñêî ñ ðàçíèöåé â íåäåëþ; Êàê ó ìåíÿ óêðàëè âñå ïàìÿòíûå âåùè äîêóìåíòû â õîñòåëå è ïîòîì â òå÷åíèå íåäåëè âîçâðàùàëè; Êàê íà ìîèõ ðóêàõ óìèðàëè âñå ìîè æèâîòíûå; Êàê óìåð ìîé ñàìûé áëèçêèé ÷åëîâåê. Êàê ìåíÿ â ãîðîäå íàøåë ñòðîèòåëü ñ íàøåé äà÷è, êîãäà ìíå áûëî ëåò 10 è ïðåñëåäîâàë ìåíÿ. Êàê â òðåòüåì êëàññå øêîëû â òðîëëåéáóñå ìíå ïîä øêîëüíóþ ôîðìó ëåç ìóæ÷èíà ïåíñèîííîãî âîçðàñòà è íèêòî íå çàñòóïèëñÿ. Êàê ìåíÿ òðàâèë ïîêëîííèê çà îòêàç èäòè íà ñâèäàíèå ñðàçó ïî ïðèåçäó â Ëîñ Àíäæåëåñ è åìó íè÷åãî çà ýòî íå áûëî. Êàê ÿ ñëîìàëà íîãó è åäèíñòâåííûå ìîè çíàêîìûå â ÷óæîì ãîðîäå ñêàçàëè»Ðàçáèðàéñÿ ñàìà» è åùå î÷åíü ìíîãî ñèòóàöèé î êîòîðûõ ÿ ëèáî íèêîìó íå ðàññêàçûâàëà, ëèáî äåëàëà âèä, ÷òî ìíå íå òàê óæ è áîëüíî. ß íè ñ êåì íèêîãäà íå îáñóæäàëà ñâîè ïðîáëåìû, ÿ âñå ýòè ñèòóàöèè çàìèíàëà, äåëàëà âèä, ÷òî çàáûëà è äâèãàëàñü äàëüøå. ß òàê âîñïèòàíà, íå ãðóçèòü íèêîãî ñâîèìè ïðîáëåìàìè, íè ñ êåì íè÷åãî íå îñóæäàòü, õîòÿ â æèçíè ï*çäåöà ó ìåíÿ áûëî î÷åíü ìíîãî. Íî ìíå êàçàëîñü  ÿ äåðæóñü, íå óíûâàþ. Âðà÷ ïîñìîòðåëà íà ìåíÿ è ñêàçàëà, ÷òî ýòî ìíîãî äëÿ îäíîãî ÷åëîâåêà è ÿ ïðîñòî óñòàëà. Ïî èòîãó:

1) Äåïðåññèÿ ó ìåíÿ íà÷àëàñü õðåí ïîéìè êîãäà, êîíöîâ óæå íå ñûùåøü.

2)Äåëî âîîáùå íå â îòíîøåíèÿõ è ðàññòàâàíèè. Âñÿ ýòà ñèòóàöèÿ áûëà ñëåäñòâèåì, à íå ïðè÷èíîé. Êàê ìíå âðà÷ îáúÿñíèëà, ÷àñòî êîãäà ó ÷åëîâåêà äåïðåññèÿ åìó ìîæåò êàçàòüñÿ ÷òî âñå íà÷àëîñü èç-çà ýòîé êîíêðåòíîé ñèòóàöèè èëè ýòîãî êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà. Ïîâåðüòå ìíå ñàìîé áûëî ñòðàííî, ÷òî ÿ íå óõîäèëà èëè ïî÷åìó âîçðàùàëàñü, èëè ïî÷åìó òåðïåëà. Ïî÷åìó ÿ íîþ, ïî÷åìó íå ìîãó âçÿòü ñåáÿ â ðóêè. Èìåííî èç-çà òàêîé ðåàêöèè êàê â ïðîøëîì ïîñòå ÿ íèêîìó îñîáî íå ðàññêàçûâàëà. ß ñàìà ñåáå ãîâîðèëà âñå òå æå ñàìûå âåùè. Ìåíÿ ìîå ï*çäîñòðàäàíèå ñàìó çà*áàëî. À ïðè÷èíà áûëà ñîâñåì íå â òîì. ß èñêàëà îòâåò íà ïîâåðõíîñòè è ëå÷èëà ñèìïòîìû-ïåðåâîäèëàñü â äðóãîé îòäåë è îãðàíè÷èâàëà êîíòàêòû.

3)×òî áû âû íè ñêàçàëè,êàê áû íè âûðàçèëè ñâîå îòâðàùåíèå íàïèñàííîìó, ÷åëîâåê ñ äåïðåññèåé íåíàâèäèò ñåáÿ â 1000 ðàç áîëüøå è îòâðàòèòåëåí ñåáå ñàì. Ïðîñòî òàê, áåç îñîáîé ïðè÷èíû òû ñàì ñåáå ïðîòèâåí. Òàê ÷òî âïåðåä, ìíå îò ýòîãî ïîâåðüòå íè æàðêî íè õîëîäíî.

4)Åñëè âû èëè âàøè áëèçêèå êîãäà ëèáî ïðîõîäèëè ÷åðåç ýòî è âûëå÷èëèñü, ÿ âàìè î÷åíü âîñõèùàþñü, ïîòîìó ÷òî ýòî êîíå÷íî ïïö ëþòûé. Ýòî ñòðàøíî è áîëüíî. È ýòî íå ëå÷èòñÿ ìàãè÷åñêèì çàêëèíàíèåì :»Ñîáåðèñü, òðÿïêà» Âîò ñîâñåì íèêàê, ïðàâäà.

5)ß íàïèñàëà ñþäà, ïîòîìó ÷òî ÿ ëþáëþ Ïèêàáó è ÷óâñòâóþ ñåáÿ çäåñü áîëåå-ìåíåå êîìôîðòíî. ß äî ñèõ ïîð íèêîìó èç áëèçêèõ íå ðàññêàçûâàëà íè÷åãî â ïîäðîáíîñòÿõ, íåçíàêîìöàì çà÷àñòóþ ãîðàçäî ïðîùå ðàññêàçàòü, ÷åì äðóçüÿì èëè ðîäíûì.

6) Àõ äà, ïèøó ÿ ñåé÷àñ âïîëíå õðåíîâî, êàê ìíå îáúÿñíèëè òîæå èç-çà äåïðåñèè, íî åñëè âûâåçó ýòó ñèòóàöèþ, ìîè âåñüìà êëàññíûå ïèñàòåëüñêèå ñïîñîáíîñòè äîëæíû âåðíóòüñÿ.  ãîëîâå âñå ïðîñòî ñïóòàííî.

7) Åñëè âàì êòî-òî èç âàøèõ áëèçêèõ ñêàæåò, ÷òî ó íèõ äåïðåññèÿ, îòíåñèòåñü ñïîêîéíî è êðåïêî-êðåïêî îáíèìèòå, ïðîñòî áóäüòå ðÿäîì è îêàæèòå ïîìî÷ü ïî íåîáõîäèìîñòè. Âû æå íå ãîâîðèòå ÷åëîâåêó ñ ïåðåëîìîì íîãè- âñòàíü è èäè, ñëàáàê. Äåïðåññèÿ òîæå êàê îáû÷íàÿ áîëåçíü, èçëå÷èìàÿ, íî òÿæåëàÿ.

Íî íå æàëåéòå. Ìåíÿ ýòî äèêî ðàçäðàæàëî, êîãäà ìåäñåñòðû èëè âðà÷è äðóãèõ ïðîôèëåé, êîãäà ãîâîðèëà èì ñâîé äèàãíîç,íà÷èíàëè:»Ohhh, poor baby» Ýòî âîîáùå íå ïîäáàäðèâàåò. Ïîêà âñå, ñïàñèáî âñåì, êòî ïðî÷èòàë è ïîíÿë.

Источник