Синдром отличницы у ребенка в 3 года

Синдром отличницы у ребенка в 3 года thumbnail

Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.

В начале учебного года чаще всего слышатся пожелания отличной учебы. Считается, что быть отличником – это хорошо. Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь.

Комплекс отличника

Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей:

  • Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально.
  • Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать.
  • Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию.
  • Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий.
  • Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние.
  • Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля».
  • Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание.

Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще.

Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.

Отличник в школе

В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.

Отличники бывают трех типов:

1. Природный отличник – ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.

2. Упорный отличник – ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и – все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.

3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.

Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он – пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.

Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.

Как статус отличника перерастает в синдром

Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:

— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;

— родители ищут причины в отсутствии старания;

— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.

Получается, что отличник – это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.

Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.

Читайте также:  Синдром бас может встречаться при следующих заболеваниях

Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.

Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.

Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.

Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.

Отличник в жизни

Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем:

  • В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии.
  • В работе. Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью. Они плохо переносят критику, чужие успехи, игнорирование. Их ставят в пример сотрудникам, а сами коллеги не одобряют подобных рвений. Отсутствие постоянного одобрения тяжело переживается.
  • В воспитании детей. Родители с комплексом отличника очень требовательны к собственным детям. Они прикладывают массу усилий, чтобы добиться от детей высоких результатов и очень переживают, если дети их разочаровывают. Дети с сильной психикой могут выражать протесты, а слабые дети приобретают психологические проблемы, включая синдром отличника.
  • В общении с людьми. Перфекционисты редко имеют друзей. Они критикуют тех, кто не соответствует идеалу, и конкурируют с равными себе. При этом им требуется постоянное признание, и они не приемлют отрицательных отзывов.

Как видим, комплекс отличника не приносит счастья.

Как помочь ребенку-отличнику

Чтобы стремление к отличной учебе не переросло в синдром отличника, помогите своему ребенку:

1. Поощряйте успехи.

2. Не ругайте детей за ошибки, а учите их исправлять.

3. Не требуйте от ребенка невозможного. Ставьте посильные задачи.

4. Учите детей ценить в людях человеческие качества.

5. Не проецируйте школьную успеваемость на личностные отношения в семье. Любовь к ребенку не должна зависеть от отметок.

6. Берегите здоровье своих детей, не перегружайте его дополнительными занятиями.

И, главное, самое важное на свете – это сам ребенок. Личность ребенка нельзя оценить по пятибалльной системе – она бесценна.

Фото: globallookpress.com

Источник

АиФ Здоровье №12. Жизнь россиян теперь длится в среднем 71,2 года 24/03/2016

Синдром отличницы у ребенка в 3 года

Синдром отличницы у ребенка в 3 годаНаш эксперт – детский психолог ГБУ СОШ № 113 г. Москвы Анна Кузьменко

Его портрет

Такой ребёнок стремится быть первым любой ценой. Он болезненно воспринимает любую критику. Для него не существует других оценок, кроме высшей, четвёрка – это катастрофа вселенского масштаба. Он не терпит похвалы в чужой адрес, поскольку хвалить разрешено только его. Этот ребёнок страдает синдромом отличника, который начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.

Синдром отличницы у ребенка в 3 года

Откуда ноги растут

Причин развития синдрома отличника может быть несколько.

  1. Родители, пережившие неуспех в своём детстве, стараются через ребёнка достичь всего того, чего не смогли когда-то достичь они сами. За счёт побед чада они поднимают свою самооценку и подтверждают собст­венный статус.
  2. Ребёнок пытается заслужить любовь родителей через пятёрки. Только своими успехами он может привлечь к себе их внимание, услышать похвалу.
  3. У ребёнка занижена самооценка, которая сформировалась ещё до школы, когда родители негативно реагировали на ошибки своего малыша, забывая о том, что он только учится жить и ошибаться – это естественно. В школе ситуация усугубляется стрессом, который ребёнок испытывает в новой среде. А тут ещё родители постоянно сравнивают его с другими детьми: вот, мол, Маша хорошо написала работу, а ты что же нас позоришь?

Прогноз на будущее

Отличник в школе плавно перерастает в отличника-студента. В новом коллективе он встречает людей, которые тоже учатся хорошо, но для них высший балл – не самоцель. Наш отличник чувст­вует серьёзную опасность. Он будет невероятным трудом добиваться успеха, защитит кандидатскую диссертацию, его по-прежнему будут всем ставить в пример. Затем из отличника он превратится в перфекциониста: каждый его шаг, слово должны быть выверены до мелочей. И вот перфекционист выходит на работу. Горе его коллегам, которые что-то выполнили не вовремя или не в полном объёме. Впрочем, именно чужие неудачи будут доставлять ему удовольствие.

Синдром отличницы у ребенка в 3 года

Если такой человек сможет подняться по карьерной лестнице и окажется в статусе руководителя, штат его подчинённых будет регулярно меняться, потому что соответствовать уровню начальника-перфекциониста сложно. Он задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Того же он будет требовать от подчинённых. Сотрудники, не готовые работать в таких условиях, будут искать новую работу, ведь даже самая высокая зарплата и престижная должность не заставят обычного человека работать в ущерб себе.

Читайте также:  Синдром петрушки дина рубина torrent

Пациент психоневролога

Ребёнку с синдромом отличника сложно дружить с другими ребятами – нет свободного времени и общих тем для разговора зачастую тоже нет. Такие дети одиноки, в коллективе их называют ботаниками. О них вспоминают, только когда нужно списать домашнюю работу.

Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым. Очень часто у таких детей начинаются тики – частое моргание, покашливание, сгибание-разгибание пальцев и рук, например. Родители сталкиваются с тем, что каждая не высшая оценка провоцирует у ребёнка истерики, плохой сон и массу других проблем. В таких ситуациях уже не обойтись без консультации психоневролога, который может назначить медикаментозное лечение.

Синдром отличницы у ребенка в 3 года

Родителям нельзя: 

  1. Сравнивать своего сына или дочь с другими детьми. Сравнивать ребёнка можно только с ним же самим – его предыдущие успехи с его новыми достижениями. Показать, чего удалось достичь в этом году по сравнению с прошлым, например.
  2. Ругать за оценки. Если вдруг вместо пятёрки ваш отличник принёс четвёрку или даже тройку, не ругайте его, выясните, что не удалось сделать, и помогите разобраться с трудным материалом.
  3. Бояться ошибок. Ошибка – это стимул исправить её, справиться с трудностью, преодолеть себя. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  4. Оценивать личность ребёнка по оценкам. Оценка – это только временный показатель какого-то этапа обучения. А вы любите своё чадо просто потому, что оно есть, без всяких условий. Показывайте свою любовь при каждой возможности.
  5. Отталкивать. Когда вы уставший приходите с работы, а ребёнок бросается к вам со своими впечатлениями от школы или общения со сверстниками, обязательно выслушайте его. Сразу же, пока ребёнок ещё переполнен эмоциями. Потом его радость от встречи с вами поутихнет, цена детского откровения упадёт.
  6. Перегружать. Вы хотите, чтобы ребёнок был разносторонне образован, поэтому записали его во все кружки и секции. Но школа отнимает много сил, их не остаётся на другие занятия. Ваш ребёнок – не лентяй, вероятно, вы просто переоценили его возможности. Пусть он выберет кружок или секцию, где ему самому интересно, а не тот, который престижен или популярен в кругу ваших знакомых.

Смотрите также:

  • Хотели как лучше. Что не нужно делать родителям, когда ребёнок сдаёт ЕГЭ →
  • Школьные проблемы: как решать конфликты ребенка с классом и учителем →
  • Какие комплексы ребёнок приобретает в школе и как его защитить →

Оставить
комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Источник

В этой статье будет рассказано о том, как избавить ребенка от «синдрома отличника».

Как часто встречаются люди, желающие обойти всех и вся? Подобное навязчивое поведение быть лучшим везде, всегда и во всем больше похоже на патологию, чем на здравое желание. Подобное поведение прозвали «Синдромом отличника». Причем, это характерно не только для детей, но и для взрослых. Хотя все-таки, именно дети больше всего подвержены этой психологической болезни.

Но в повседневной жизни все обстоит несколько иначе, многие родители не видят этого. Когда родители замечают, что их ребенок учится на отлично, предпочитает играм — книги и подает «Большие надежды» по словам учителей, то их охватывает гордость, а не волнение. Поэтому большинство даже не придает этому никакого значения, а стоило бы. Но в современном мире, родители то и дело, что пытаются загнать ребенка в жесткие рамки для большей усвояемости информации, где же здесь повод для переживаний?

1. Постоянная нестабильность.

Если его похвалить, он будет ходить как павлин и гордиться собой как последним чудом мира, а если наказать, то для него это будет равносильно порке кнутами на городской площади.

2. Такие дети не могут смирится с плохой отметкой.

Такие дети пойдут на все, что бы получить хорошую отметку, а главное – похвалу от родителей. Если каким-то волшебным образом им удалось получить плохую отметку, и они не смог с этим разобраться сразу, то крайне маловероятно, что ребенок признается в этом родителям. Он скорее затрет ее в дневнике или просто вырвет лист, сделает все, что бы и дальше оставаться в глазах родителей идеальным ребенком. А так же, такие дети даже переходят границы нормального, в том смысле, что они могут спокойно оклеветать своего одноклассника или просто присвоить себе чужую работу, в общем, все, что может привести его к высшему балу в дневнике.

Читайте также:  Фенотип но не синдром дауна

3. Ребенок не в состоянии порадоваться за победы других детей.

Проблем в том, что он всех воспринимает как потенциальных конкурентов, там самым не в состоянии радоваться за них. Он скорее будет ликовать, когда кто-то провалиться и получит плохую отметку, ведь в глазах этого ребенка будет лишь одно – он н шаг ближе к вершине, он победит, если все вокруг проиграют. Все что он будет чувствовать – это неутолимая и жаркая ревность к успехам и победам других людей.

4. Ребенок чересчур эмоционален.

В жизни есть много обыденных вещей и незначительных обязанностей, которые, родители постепенно накладывают на своих детей с тем, как они растут. Но здесь проблема в другом, они всегда чувствуют себя неудовлетворённо. Им всегда кажется, что их недооценили. Они жуткие максималисты и остаются в полном недоумении от того, что их недооценили и оставили без внимания и похвалы за то, что они вынесли мусор или просто помыли посуду. Ребенок ведь приложил столько усилий, а взрослый просто не замечает этого.

5. Ребенок не в состоянии перенести собственную ошибку.

Это чаще всего происходит в школе, на уроках, когда во время расчетов, он допускает ошибку, то буквально выходит из себя и практически рвет на себе волосы. Очень часто, даже не смотря на то, что ребенок зубрил всю неделю, а на контрольной, так сильно нервничает, что получает плохую оценку. Здесь снова свою роль играет максимализм, он хочет сделать все настолько хорошо, что в конечном итоге все получается максимально плохо.

Во взрослой жизни дети с синдром отличника будут пытаться из кожи вон вылезти, дабы быть лучше всех и на работе, и дома. У женщин это может выражаться в том, что они будут лучшими мамами, а это несет за собой не лучшие последствия. Такая мама будет стараться не только сделать лучше себя, до невозможности, до идеала, а еще и будет навязывать это ребенку, пытаясь запихнуть его сразу в несколько секций. После чего, будет очень тщательно просматривать результаты учебы и успехов в остальных достижениях, даже не давая ему продохнуть и гулять со сверстниками.

Проблема не в том, что человек пытается быть лучше. Находить новые увлечения, достигать вершин в чем-то и знать больше, чем остальные – это превосходно. Но вся проблема заключается в том, что все это делается не для собственного саморазвития, а для одобрения и восторженной похвалы со стороны окружающих людей. А это уже жуткая зависимость от общественного мнения никогда ни к чему хорошему не приводила. К счастью это решаемая проблема, особенно быстро она разрешается у детей, взрослым же, придётся приложить титанические усилия дабы себя переломить, если они конечно желают избавиться от этого.

Как избавиться от синдрома отличника?

Прежде чем бороться с психологической проблемой, стоит определить причину ее возникновения. Если говорить о детях, то подобное поведение и восприятие всего вокруг случилось из-за недостатка внимания от родителей. И ребенок считает, что, будучи максимально хорошим в школе, он заслужит свое внимание и даже больше.

В таком случае, если родитель понял свою ошибку, то стоит смягчить жесткие требования к собственному чаду. Больше проводить времени с ребенком, а главное – изменить свое восприятие о результатах и успехе малыша.

1. Стоит понимать, что некоторые предметы могут давать труднее, чем остальные. Или же ребенку нужно прикладывать уйму времени, и сил для изучения «важного» предмета. Как правило, времени уходит настолько много, что на другой предмет, времени просто не остается.

2. Разговаривать с ребёнком о его проблемах, неудачах и причинах — это один из важнейших моментов в избавлении от сего психологического расстройства.

3. Нужно чаще говорить ребенку о том, что он ценен и о том, что его любят не за отметки, а просто так.

Если же подобное поведение замечено за взрослым, и это приносит ему дискомфорт, здесь уже нельзя обойтись мелкой помощью, и что бы разобраться со всем окончательно, нужно обратиться к специалисту, только он сможет определить, с чего на самом деле все началось и какие есть возможные пути для исправления.

Источник