Синдром отличницы у ребенка как избавиться

Ребенок учится в школе на отлично. Успевает ходить на несколько кружков и секций. Везде добивается успеха. Популярен среди сверстников. С ним хотят дружить. Но как только его постигает неудача (а они неизбежны), или на него обрушивается критика, он не может этому противостоять. Сразу начинает сомневаться в себе, нервничает, грызет ногти, долго переживает даже за полученную четверку.

О чем это может говорить? Возможно, ваш ребенок — человек с синдромом отличника.

Людей с синдромом отличника (в психологии их называют перфекционистами) в нашем обществе с каждым годом всё больше. Они хорошо социально адаптированы, являются хорошими работниками. Но если посмотреть внимательно на стиль их жизни, мы увидим несколько важных моментов, характеризующих их непродуктивные установки.

Итак, быть лучшим во всем, искать признания коллег и друзей, быть ответственным и надежным, быть отзывчивым и готовым прийти на помощь — официальный девиз людей с синдромом отличника. Негласные правила жизни перфекционистов звучат уже не так красиво: отказываться от своих желаний, угождать другим, искать одобрения, быть зависимым от мнения окружающих. Такие люди часто боятся быть отвергнутыми. Это именно то, что на самом деле их мучает, что не дает им жить полноценной жизнью.

Основные стимулы для перфекциониста:

1. Сделать что-либо идеально, без ошибок.

2. Получить похвалу и одобрение окружающих.

В том случае, если получить признание со стороны окружающих не удается, ребенок начинает испытывать мучительное чувство фрустрации (невозможности получить желаемое). Самооценка понижается. Чтобы вернуть себе положительный образ себя, ребенок стремится угодить родителям, учителям или друзьям. Когда это входит в привычку, ориентация на мнение окружающих становится постоянным спутником перфекциониста. Человек перестает жить своей жизнью, отказывается от своих желаний, а со временем вообще перестает ощущать, чего он хочет на самом деле. Во взрослом возрасте такому человеку будет сложно переносить стрессы, выстраивать продуктивные отношения и двигаться по карьерной лестнице. Он будет ощущать свое одиночество и неуверенность.

Как избавиться от синдрома отличника?

Давайте проанализируем ситуацию, в которой вы находитесь. Если ваш ребенок страдает синдромом отличника, вы можете сделать следующее:

1. Не требуйте учиться только на пятерки. Дайте своему ребенку право на ошибку.

2. Не ругайте за ошибки. Старайтесь вместе проанализировать причины неудач. При этом обязательно демонстрируйте ребенку свою эмпатию и бережное отношение.

3. Оставьте только те кружки, которые приносят удовольствие. Спросите у ребенка о его интересах и о том, насколько ему комфортно заниматься в том или ином коллективе. Не стремитесь охватить все и сразу, оставьте только то, что нравится.

4. Обратите внимание на преподавательский состав. Педагоги должны взращивать в детях уверенность и ощущение собственной ценности. В сфере дополнительного образования вполне можно найти таких специалистов. Если мы говорим о школе — всё сложнее. Здесь важно учить ребенка взаимодействовать с учителем, при этом учиться принимать критику без стресса, спокойно.

5. Если ребенок никогда не посещал спортивные или танцевальные секции, стоит туда записаться. Они помогают «выпустить пар», то есть избавиться от негативных эмоций. А еще это прекрасный повод для укрепления самооценки!

6. Как можно больше общайтесь с ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, продолжайте укреплять доверительные отношения.

Если человек с синдромом отличника — это вы, то:

1. Делайте акцент на своих желаниях. Здоровый эгоцентризм поможет вам научиться слушать и ценить себя. Делайте то, что вам нравится — ешьте любимую еду, больше гуляйте, выделите время (хотя бы пару часов в неделю) на свое хобби. Если хобби связано с движением — это будет вдвойне эффективно.

2. Не позволяйте другим людям пересекать ваши границы. Не сажайте никого к себе на шею. Не надо выполнять работу коллеги или делать домашнее задание за ребенка. У окружающих должны быть свои обязанности и зона ответственности, не стоит всё делать за них.

3. Откажитесь от внутренней критики. Каждый раз отслеживайте своего внутреннего критика. Запоминайте или записывайте фразы, которые он вам говорит. «Ты неудачница», «ты на это не способен» и другие фразы выписывайте в специальный блокнот. Напротив этих фраз пишите противоположные. Например, «тебе везет», «ты справишься» и т.д. Возвращайтесь к блокноту хотя бы раз в день, читайте позитивные фразы. Со временем ваш мозг запомнит новые установки, и внутренняя критика ослабнет. Это упражнение часто практикуют в когнитивно-поведенческой психотерапии (самый эффективный метод на сегодняшний день).

Если вы чувствуете, что этого недостаточно, можете попробовать индивидуальную или групповую психотерапию. Расскажу о них в следующих постах.

Подписывайтесь на мой канал!

Автор статьи — психолог Анна Марченкова.

Источник

Анонимный вопрос  ·  1 ноября 2019

46,9 K

Синдром отличника — стремление заслужить самую высокую оценку в глазах окружающих.

На первый взгляд синдром отличника можно расценить, как стремление стать лучше, но подвох заключается в том, что оценивать будут люди, а у каждого понятие о идеале индивидуальное. Соответственно получить лучшую оценку у всех становится невозможным. Каждый раз находится кто-то, кто скажет, что ему не нравится.

Для того, чтобы избавиться от этого синдрома нужно сначала его изучить:

  • Что произойдёт если Вы не станете лучшим?

  • Что будет если Ваш сосед будет оценён выше чем Вы?

  • Кто Вам говорил, что Вы должны стать лучшим или когда вы сами это решили?

  • Кому Вы дали право Вас оценивать? В каких случаях?

Такие или похожие вопросы я использую для изучения поведения «отличника».

После осознания и понимания стремление заслужить лучшую оценку переходит из бессознательного в осознанное действие и появляется выбор: стремиться быть лучшим или нет.

Читайте также:  Мыши для людей с туннельным синдромом

Если у Вас есть личный вопрос лучше его написать в личку 🙂

Как справиться с зависимостью от оценок?

студент,программист, поэт

Если вы имеете ввиду оценки, получаемые в процессе обучения в школе/колледже/ВУЗе, тогда у меня есть совет. Начните заниматься чем-то помимо учебы, чем-то новым для себя, ставьте цели, добивайтесь их. Например, попробуйте устроиться на работу или начните рисовать, вышивать, писать, займитесь волонтерством. Когда жизнь будет полна интересными занятиями и яркими впечатлениями, придёт осознание того, что оценки это просто формальность, которые практически ничего не значат ни для вас, ни для других.

Прочитать ещё 1 ответ

Прокрастинация лечится?

Эксперт Яндекс.Q в области медицинской и криминальной психологии. TherapyNow -…  ·  vk.com/therapy_now

Здравствуйте

Лечится, только для начала стоит определить, что за ней лежит. Очень многие откладывают важные дела, но когда начинаешь выяснять почему и на ответ «прокрастинирую» задаешь еще один вопрос «а можете описать вашу прокрастинацию подробнее?» выясняется, что каждый имел в виду что-то свое.

Кто-то откладывает из страха не справиться с задачей — тогда дело в тревоге.

Кто-то откладывает из-за непонимания перспектив выполняемой работы — это про целеполагание.

Кто-то откладывает потому, что позавчера работал до 10, вчера до 8 и в магазин сходил, а сегодня как пришел домой, лег спать, т.к. ночью пришлось доделывать проект по работе — это про усталость и необходимость отдохнуть (еще это же проявляется тем, что когда у вас выходной и куча всего запланировано, вы ничего не делаете и вините себя за это — тоже про усталость)

А иногда все это вместе всплывает.

Можно ли помочь разобраться с повышенной тревогой, недоработанным целеполаганием и неумением отдыхать (да и вообще, для прокрастинации бывает много причин). Да, можно. Через психотерапию.

Прочитать ещё 1 ответ

Как перестать ненавидеть себя?

Интересуюсь многим. Семья. Кулинария. Здоровое питание. Культура тела. Культура…

Надо составить список добрых дел. А лучше два списка – сделанных и запланированных. И когда накроет, напоминать себе, что хорошего Вы сделали в этой жизни и что еще сделаете. Понятно, что оба списка надо постоянно пополнять, чтобы сработало. Став привычной, такая работа над собой приведет к ощущению баланса и покоя. А как иначе? Ведь еще столько добрых дел впереди.

Прочитать ещё 3 ответа

Сталкивались ли вы с Синдромом Плюшкина (силлогомания)?Как люди приходили к этому?Удалось ли им избавится от этого расстройства?

Знаю молодую девушку, у которой дома картина точь в точь такая, как на обложке вопроса. Уборки там не происходят никогда,  а вещи все прибавляются. Она родилась в такой атмосфере, ее мама всю жизнь тянула и продолжает тянуть в дом все, что может. Девушка эту черту переняла, поскольку в ее комнате тоже много хлама, но «помолодежнее».
Насколько я поняла, они даже не считают это за проблему. Им комфортно и хорошо, и избавляться от этого смысла они не видят. На все поступающие по этому поводу вопросы отвечают спокойно и невозмутимо, мол, а разве что-то не так? Пыль лежит полусантиметровым слоем на некоторых статуэтках, паук крадется по многослойной паутине под потолком, но в жизни это вполне опрятные и умные люди.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.

В начале учебного года чаще всего слышатся пожелания отличной учебы. Считается, что быть отличником – это хорошо. Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь.

Комплекс отличника

Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей:

  • Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально.
  • Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать.
  • Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию.
  • Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий.
  • Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние.
  • Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля».
  • Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание.

Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще.

Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.

Отличник в школе

В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.

Отличники бывают трех типов:

1. Природный отличник – ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.

2. Упорный отличник – ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и – все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.

Читайте также:  Можно ли вылечить синдром дауна

3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.

Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он – пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.

Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.

Как статус отличника перерастает в синдром

Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:

— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;

— родители ищут причины в отсутствии старания;

— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.

Получается, что отличник – это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.

Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.

Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.

Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.

Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.

Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.

Отличник в жизни

Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем:

  • В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии.
  • В работе. Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью. Они плохо переносят критику, чужие успехи, игнорирование. Их ставят в пример сотрудникам, а сами коллеги не одобряют подобных рвений. Отсутствие постоянного одобрения тяжело переживается.
  • В воспитании детей. Родители с комплексом отличника очень требовательны к собственным детям. Они прикладывают массу усилий, чтобы добиться от детей высоких результатов и очень переживают, если дети их разочаровывают. Дети с сильной психикой могут выражать протесты, а слабые дети приобретают психологические проблемы, включая синдром отличника.
  • В общении с людьми. Перфекционисты редко имеют друзей. Они критикуют тех, кто не соответствует идеалу, и конкурируют с равными себе. При этом им требуется постоянное признание, и они не приемлют отрицательных отзывов.

Как видим, комплекс отличника не приносит счастья.

Как помочь ребенку-отличнику

Чтобы стремление к отличной учебе не переросло в синдром отличника, помогите своему ребенку:

1. Поощряйте успехи.

2. Не ругайте детей за ошибки, а учите их исправлять.

3. Не требуйте от ребенка невозможного. Ставьте посильные задачи.

4. Учите детей ценить в людях человеческие качества.

5. Не проецируйте школьную успеваемость на личностные отношения в семье. Любовь к ребенку не должна зависеть от отметок.

6. Берегите здоровье своих детей, не перегружайте его дополнительными занятиями.

И, главное, самое важное на свете – это сам ребенок. Личность ребенка нельзя оценить по пятибалльной системе – она бесценна.

Фото: globallookpress.com

Источник

В этой статье будет рассказано о том, как избавить ребенка от «синдрома отличника».

Как часто встречаются люди, желающие обойти всех и вся? Подобное навязчивое поведение быть лучшим везде, всегда и во всем больше похоже на патологию, чем на здравое желание. Подобное поведение прозвали «Синдромом отличника». Причем, это характерно не только для детей, но и для взрослых. Хотя все-таки, именно дети больше всего подвержены этой психологической болезни.

Но в повседневной жизни все обстоит несколько иначе, многие родители не видят этого. Когда родители замечают, что их ребенок учится на отлично, предпочитает играм — книги и подает «Большие надежды» по словам учителей, то их охватывает гордость, а не волнение. Поэтому большинство даже не придает этому никакого значения, а стоило бы. Но в современном мире, родители то и дело, что пытаются загнать ребенка в жесткие рамки для большей усвояемости информации, где же здесь повод для переживаний?

Читайте также:  Первая стадия общего адаптационного синдрома называется

1. Постоянная нестабильность.

Если его похвалить, он будет ходить как павлин и гордиться собой как последним чудом мира, а если наказать, то для него это будет равносильно порке кнутами на городской площади.

2. Такие дети не могут смирится с плохой отметкой.

Такие дети пойдут на все, что бы получить хорошую отметку, а главное – похвалу от родителей. Если каким-то волшебным образом им удалось получить плохую отметку, и они не смог с этим разобраться сразу, то крайне маловероятно, что ребенок признается в этом родителям. Он скорее затрет ее в дневнике или просто вырвет лист, сделает все, что бы и дальше оставаться в глазах родителей идеальным ребенком. А так же, такие дети даже переходят границы нормального, в том смысле, что они могут спокойно оклеветать своего одноклассника или просто присвоить себе чужую работу, в общем, все, что может привести его к высшему балу в дневнике.

3. Ребенок не в состоянии порадоваться за победы других детей.

Проблем в том, что он всех воспринимает как потенциальных конкурентов, там самым не в состоянии радоваться за них. Он скорее будет ликовать, когда кто-то провалиться и получит плохую отметку, ведь в глазах этого ребенка будет лишь одно – он н шаг ближе к вершине, он победит, если все вокруг проиграют. Все что он будет чувствовать – это неутолимая и жаркая ревность к успехам и победам других людей.

4. Ребенок чересчур эмоционален.

В жизни есть много обыденных вещей и незначительных обязанностей, которые, родители постепенно накладывают на своих детей с тем, как они растут. Но здесь проблема в другом, они всегда чувствуют себя неудовлетворённо. Им всегда кажется, что их недооценили. Они жуткие максималисты и остаются в полном недоумении от того, что их недооценили и оставили без внимания и похвалы за то, что они вынесли мусор или просто помыли посуду. Ребенок ведь приложил столько усилий, а взрослый просто не замечает этого.

5. Ребенок не в состоянии перенести собственную ошибку.

Это чаще всего происходит в школе, на уроках, когда во время расчетов, он допускает ошибку, то буквально выходит из себя и практически рвет на себе волосы. Очень часто, даже не смотря на то, что ребенок зубрил всю неделю, а на контрольной, так сильно нервничает, что получает плохую оценку. Здесь снова свою роль играет максимализм, он хочет сделать все настолько хорошо, что в конечном итоге все получается максимально плохо.

Во взрослой жизни дети с синдром отличника будут пытаться из кожи вон вылезти, дабы быть лучше всех и на работе, и дома. У женщин это может выражаться в том, что они будут лучшими мамами, а это несет за собой не лучшие последствия. Такая мама будет стараться не только сделать лучше себя, до невозможности, до идеала, а еще и будет навязывать это ребенку, пытаясь запихнуть его сразу в несколько секций. После чего, будет очень тщательно просматривать результаты учебы и успехов в остальных достижениях, даже не давая ему продохнуть и гулять со сверстниками.

Проблема не в том, что человек пытается быть лучше. Находить новые увлечения, достигать вершин в чем-то и знать больше, чем остальные – это превосходно. Но вся проблема заключается в том, что все это делается не для собственного саморазвития, а для одобрения и восторженной похвалы со стороны окружающих людей. А это уже жуткая зависимость от общественного мнения никогда ни к чему хорошему не приводила. К счастью это решаемая проблема, особенно быстро она разрешается у детей, взрослым же, придётся приложить титанические усилия дабы себя переломить, если они конечно желают избавиться от этого.

Как избавиться от синдрома отличника?

Прежде чем бороться с психологической проблемой, стоит определить причину ее возникновения. Если говорить о детях, то подобное поведение и восприятие всего вокруг случилось из-за недостатка внимания от родителей. И ребенок считает, что, будучи максимально хорошим в школе, он заслужит свое внимание и даже больше.

В таком случае, если родитель понял свою ошибку, то стоит смягчить жесткие требования к собственному чаду. Больше проводить времени с ребенком, а главное – изменить свое восприятие о результатах и успехе малыша.

1. Стоит понимать, что некоторые предметы могут давать труднее, чем остальные. Или же ребенку нужно прикладывать уйму времени, и сил для изучения «важного» предмета. Как правило, времени уходит настолько много, что на другой предмет, времени просто не остается.

2. Разговаривать с ребёнком о его проблемах, неудачах и причинах — это один из важнейших моментов в избавлении от сего психологического расстройства.

3. Нужно чаще говорить ребенку о том, что он ценен и о том, что его любят не за отметки, а просто так.

Если же подобное поведение замечено за взрослым, и это приносит ему дискомфорт, здесь уже нельзя обойтись мелкой помощью, и что бы разобраться со всем окончательно, нужно обратиться к специалисту, только он сможет определить, с чего на самом деле все началось и какие есть возможные пути для исправления.

Источник