Синдром отличницы как с этим жить
Идеально выутюженная школьная форма, аккуратный дневник, в котором красуются девятки и десятки, любимое хобби — учёба и ещё раз учёба, ведь времени для других занятий нет… Узнал в описании себя? В этой статье мы расскажем, что такое синдром отличника и как с ним жить.
Что такое синдром отличника
Психологи описывают этот синдром как состояние человека, при котором он старается достичь безукоризненных результатов во всех делах: будь то учёба, домашняя работа или карьера. Причём начинается всё с младшей школы, когда ребёнок усердно учится, чтобы порадовать высокими отметками родителей. Казалось бы, что тут плохого? Умным быть всегда хорошо, особенно в век информационных технологий. Но не всё так просто: из милого первоклашки вырастает студент-отличник, взрослый-отличник, и вот здесь могут возникнуть проблемы.
Откуда появляется синдром отличника
Причина кроется в семейных отношениях и воспитании. Прилежный школьник, который старательно готовится к урокам и хорошо себя ведёт — чем не мечта для родителей? Но порой мамы и папы перегибают палку, мотивируя ребёнка только на хороший результат.
Бывает, что родители стараются через ребёнка достичь того, чего не смогли добиться сами, и таким образом поднять свою самооценку. Иногда за девятками и десятками кроется желание ребёнка привлечь к себе внимание мамы и папы. Порой хорошая учёба становится самореализацией для ученика с низкой самооценкой, который стесняется проявить себя в других сферах. Часто синдром отличника — это следствие внутренних установок, которые потом сложно изменить во взрослой жизни.
Корни синдрома отличника идут из детства. Ребёнок рождается в семье, где родители транслируют своё отношение. Самая правильная стратегия — это абсолютная любовь и принятие: «Мы тебя любим и всегда поддержим. Каким бы ты ни был, ты наш». А может транслироваться и такое: «Мы тебя любим, если…» У ребёнка на подсознательном уровне формируется установка: родители будут меня любить, когда я буду лучшим. И вот один из способов заслужить любовь родителей — выполнять все просьбы на 100 процентов.
Соответственно, если у ребёнка сильная нервная система, то он уходит в протест либо находит других значимых взрослых, с которыми учится быть самим собой. А дети с нарушенной самооценкой, воспитанные по принципу «мы тебя любим, если…», отказываются от своего мнения. Вот эти самые отличники теряют понимание своего я, собственного мнения, своих желаний и потребностей. Приходят ко мне и разводят руками: «В дневнике отличные отметки, а кем быть, я не знаю. Я пришёл к вам за ответом, чтобы узнать, кто я!» Я помню: один мальчик-гуманитарий буквально выкрикнул мне этот вопрос, потому что не представлял, что нравится ему, а не кому-то другому.
Синдром отличника: это хорошо или плохо
Непринятие любой критики, желание быть идеальным во всём, трудоголизм могут вылиться в нервозность и постоянный стресс. Чтобы достичь высоких результатов, люди с синдромом отличника жертвуют личным временем, отдыхом и общением с близкими. Ярые перфекционисты боятся брать новые дела и ставить себе смелые цели, потому что опасаются не достичь идеального результата. Отсюда схема «буду быстро и качественно выполнять задачи — меня повысят» может не работать.
Но не следует думать, что перфекционизм — это болезнь, которую стоит искоренить. Если умело контролировать это качество, то можно достичь успехов во всех сферах своей жизни без стресса и ограничений для себя. Потому что такие качества, как ответственность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов высоко ценятся как в школьные годы, студенчестве, так и на работе.
Хорошо это или плохо… Это как есть. К сожалению, школьные знания не всегда соответствуют действительности. Выпускников-отличников много в школах, их много в вузах, а на выходе получается, что работать некому. Сейчас нужны совсем другие софт-скиллс: умение работать в команде, креативность, нестандартность мышления и так далее.
Как контролировать синдром отличника?
От синдрома отличника избавиться невозможно, но контролировать его вполне по силам, если знать первопричину этого состояния. Психологи выделяют несколько универсальных способов, которые можно применить независимо от конкретной причины.
Добавь в свою жизнь элемент неправильности.Порой синдром отличника проникает во все сферы жизни, вплоть до бытовых ситуаций: идеально выглаженная одежда, строгий дресс-код, вычищенные до блеска пол и посуда. Попробуй разгрузить себя от дополнительных дел: пропусти одну уборку квартиры, суши посуду на полотенце. Так появится больше времени на отдых и постепенно освободишься от навязчивых мыслей доводить всё кругом до идеала. Одна непомытая кружка не разрушит твой мир и не испортит отношения с друзьями.
Научись снимать с себя ответственность. Принцип «хочешь сделать хорошо — сделай сам» хорош, если не перегибать с ним палку. Не нужно перетирать пыль в студенческом общежитии вместо соседей, доделывать за коллегами важную работу и так далее. Каждый выполняет свои обязанности, насколько умеет. Научись расслабляться и отдыхать.
Позволь себе ошибаться. Ты имеешь право на ошибку. Чтобы это понять, начни учиться чему-то новому: займись танцами, освой иностранный язык, отыщи новое хобби — так сможешь реализовать мечту и избавиться от синдрома отличника. Ведь ошибки — это закономерный этап обучения. Приняв их в одной сфере начинаешь переосмысливать их значение в жизни.
Порой синдром отличника перерастает в серьёзную психологическую проблему, которая мешает человеку быть счастливым. Школьные неудачи ребёнка могут провоцировать у него истерики, плохой сон, нервные тики и массу других проблем. В таких случаях не обойтись без консультации психотерапевта
Научись принимать критику. Это главная из проблем отличников, у которых всё должно идти идеально и по правилам. Старайся не воспринимать критику как строгие замечания, выговоры или укоры. Если принять её в качестве доброго совета, который поможет сделать работу ещё лучше, то чем она плоха?
Правильно расставляй приоритеты. Получать второе высшее образование, учить иностранный, преуспевать на работе и копить на машину одновременно крайне тяжело. А тем более, перфекционисту, который старается всё идеально сделать, выжимая из себя последние силы. Чтобы такого не происходило, лучше правильно расставлять приоритеты. Научившись умело управлять временем и делами, можно достичь хороших результатов во всём, без фанатичного усердия и потерь.
Но если же синдром отличника сформировался, это можно адаптировать и успешно применять в жизни.
Принимай мир в его полутонах. Порой отличники ограничивают свой мир чёрно-белыми цветами. Но большинство людей (и это правильно), принимают мир в его полутонах и вполне счастливы. Присмотрись к такой позиции, ведь идеальные результаты не всегда приносят радость и признание. Возможно, другие ученики или студенты получают отличные оценки без огромных усилий и дотошного выполнения заданий. А коллегу по работе быстрее поднимут в должности, чем исполнительного отличника. Помимо трудоголизма и исполнительности есть и другие важные качества, которые неплохо развивать: общительность, уверенность, харизма.
На вопрос «Что делать с синдромом отличника?» отвечает психолог-профориентолог Анна Исаенко:
«Только сам человек решает, надо ли ему менять или контролировать синдром отличника, осознавая сценарии, меняя свою глубинную самооценку. Могут понадобиться тренинги, групповое сопровождение, ведь даже в каких-то простых вещах отличнику-взрослому очень сложно поступить не по шаблону, не по правилам. А потом он получает удовольствие от того, что меняет свою жизнь, не обращая внимания на чужое мнение и правила. Но это огромная работа».
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Источник
Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать. Конечно, у разных людей это состояние выражено по-разному: кто-то не может уйти домой, не сделав задание начальника (хотя оно терпит до конца недели), а у кого-то оно превращается в буквальном смысле в образ жизни. Все, начиная с внешнего вида и заканчивая положением в карьерной лестнице, должно соответствовать самым высоким оценкам, а любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как полный провал. В этой статье мы поговорим о том, почему такой подход не всегда хорош и как от него избавиться.
Важный момент: мы не будем затрагивать такие темы, как профилактика такого состояния еще в детском возрасте и то, как не дать сформироваться синдрому отличника. В центре нашего внимания – синдром отличника у взрослых и борьба с уже имеющимся состоянием. И еще одна ремарка. Некоторым свойственно считать, что понятие «синдром отличника» и «перфекционизм» полностью совпадают. Мы не согласны с такой точкой зрения, подробнее об этом – в последней части материала.
Синдром отличника: описание и особенности
Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит. В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят.
А начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры. В это время синдром отличника зачастую не воспринимается родителями как что-то плохое: прилежная девочка или прилежный мальчик стараются получать только пятерки. Что тут не так?
А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь. Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни. Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий. Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).
Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на
достижение отличного результата даже в тех сферах, где подобная активность в целом не целесообразна. Из-за этого возникают трудности в отношениях с друзьями, близкими, коллегами, у человека остается меньше свободного времени, наблюдаются проблемы с достижением целей и т.д. Некоторые обладатели синдрома отличника (как и некоторые перфекционисты) боятся браться за новые дела или ставить себе смелые цели, так как слишком опасаются не добиться идеального результата (а ничто другое результатом не признается).
Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо. В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества. Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль. Об этом мы расскажем чуть ниже.
Причины возникновения синдрома отличника
И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится. Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника. Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок, и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.
Родительско-детские отношения
Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания. Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости, или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца. Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д.
При этом под плохими отметками могут подразумеваться не только двойки или тройки, но и четверки или даже пятерки с минусом. Ведь и сами родители могут считать, что любой невысший результат это не результат вовсе, и прививать данную систему оценок своему ребенку.
Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания). Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки. Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы, напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью.
Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка. Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным. Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо. Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей. А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.
Особенности характера и мировосприятия
Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.
В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон: «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит,
у меня все в жизни будет прекрасно». Такой ребенок воспринимает мир в черно-белом спектре, с четким разделением правильных и неправильных поступков, руководствуясь установкой, что за правильными поступками автоматически следует счастливая жизнь, за неправильными – наказания и проблемы. В самом юном возрасте мир и должен восприниматься именно таким, однако с течением времени мы начинаем понимать, что черно-белая правильно-неправильная парадигма не всегда работает, поэтому большинство ее модифицируют, «разбавляя» полутонами и оттенками. Другие же стараются вписать окружающую действительность в черно-белые рамки, и синдром отличника способен в этом помочь. Такой подход может сохраняться и во взрослой жизни, в первую очередь из-за его удобства и простоты: он отметает все неопределенности и т.д.
Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех. В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности. И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни
таким же коконом становится работа, хобби и т.д., а подход к ним не изменяется: все должно быть только идеально.
Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками: ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего. Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо. Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.
Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.
Как взрослым избавиться от синдрома отличницы или отличника?
Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. Эта модель поведения с вами практически всю сознательную жизнь – просто так ее не изменить, но скорректировать ее, взять над ней контроль все же можно. Как мы говорили, очень важно работать с первопричиной. Именно это мы бы и назвали первым шагом к тому, как избавиться от синдрома отличника, а точнее, взять даваемые им преимущества и минимизировать недостатки. Кроме того, существует ряд универсальных советов, которые наверняка будут уместны вне зависимости от конкретной причины.
Прежде чем переходить к ним, сделаем одну ремарку. Если для вас синдром отличника распространяется не только на работу, но и на личную жизнь, именно в рамках последней мы и предлагаем ставить эксперименты. Как правило, в таком случае поле для них шире, а ущерб (здесь мы имеем в виду как возможный реальный ущерб, так и ваше внутреннее восприятие получаемых результатов) – гораздо ниже.
Добейтесь неотличного результата
Многие люди с выраженным синдромом отличника (а особенно отличницы) стараются делать все безупречно даже во вполне бытовых ситуациях – аккуратно разложенная одежда, строгий, подобающий дресс-код, натертая до блеска посуда. Если это про вас, начните избавляться от синдрома отличника с того, чтобы привнести в домашнюю жизнь элемент неправильности. Например, не раскладывайте носки по парам и по цветам, пропустите одну уборку в квартире, накрасьте один глаз чуть не так, как второй. Вы увидите, что от этого абсолютно ничего не поменялось – не изменилось отношение людей к вам, не преобразилась суть вашей работы, распорядок дня и т.д. Увеличивайте количество таких бытовых «неправильностей», переходя от совсем мелких к более крупным.
Научитесь снимать с себя ответственность
«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». В целом это прекрасный принцип, однако из-за него носители рассматриваемого синдрома не могут просто перепоручить кому-то задачу, а обязательно все перепроверяют и часто – переделывают. Конечно, в некоторых случаях это действительно необходимо, например, если практикант помогает вам с важным отчетом для клиента, но не до конца разобрался в задаче. Однако наверняка в вашем списке перепорученных/делегированных дел есть такие, где реальной нужды в переделке нет – это вы хотите довести все до идеала. Именно на таких задачах и стоит учиться снимать с себя ответственность, а точнее – перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам. Не перемывайте посуду за мужем, не перевытирайте пыль за ребенком, не переделывайте неважную работу за подчиненными. Этот способ не только сэкономит время, но и также привнесет в вашу жизнь кусочек чего-то, не столь идеального с вашей точки зрения. И опять же, вы воочию увидите, что мир от этого не рушится.
Разрешите себе ошибаться
Вы наверняка слышали такие фразы, как «Человек имеет право на ошибку», «Человеку свойственно ошибаться» и т.д.
Тем не менее люди с синдромом отличника почему-то полагают, что их этого права и свойства лишили, и любая их ошибка воспринимается как катастрофа. Доказать самому себе, что это не так, можно, например, начав учиться чему-то совершенно новому. В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения. Поэтому если вы всегда хотели заняться творчеством, получить второе высшее, научиться танцевать или овладеть каким-либо иностранным языком, исполните свое желание и заодно помогите себе избавиться от синдрома отличника. Ведь иное отношение к ошибкам в новой выбранной вами сфере способно послужить глобальному переосмыслению своего отношения к ним. Также почаще вспоминайте одну из установок НЛП: «Нет ошибок, есть обратная связь».
Научитесь работать с критикой
Как уже говорилось, порой синдром отличника тесно связан с неумением должным образом принимать критику. «Я все делаю отлично – и точка» – если такой подход про вас, вам стоит поработать именно над умением принимать критику. Это также позволит по-другому относиться к ошибкам и извлекать пользу из них и из советов того, кто их нашел, не превращая сам факт критики в катастрофу. Конечно, как и избавление от синдрома отличника у взрослых, изменение отношения к критике наверняка потребует достаточного количества времени и усилий с вашей стороны, но результат, как правило, того стоит.
Ограничивайте время
Достижение идеального результата требует времени – большего, чем реально требуется для хорошего выполнения данной задачи. Помня об этом, ограничивайте собственные дедлайны (и не поддавайтесь искушению нарушить сроки – в этом может помочь закон Паркинсона). Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью. Удачное выполнение нескольких таких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать «по высшему разряду», чтобы результат был вполне удовлетворительным. (Напоминаем, что вначале стоит экспериментировать с не самыми приоритетными задачами – для данного совета это особенно важно.)
Расставляйте приоритеты
Определите для себя, какие конкретные цели на данный момент для вас приоритетнее: получить повышение или второе высшее образование, накопить на квартиру или на открытие собственного бизнеса, выучить иностранный язык и т.д. Шлифуя до идеального состояния какую-либо работу, не относящуюся к вашим целям, почаще задавайте себе вопрос: не стоит ли остановиться прямо сейчас, чтобы сэкономленное время отвести на то, что для вас действительно важно? Подобная установка станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы ограничивать время и делать работу хорошо, но не фанатично прекрасно.
Проследите за взаимосвязью
Жизнь – не всегда несправедливая штука, и часто нам очень не хочется над этим задумываться. Но порой взрослому человеку нужно снять упрощающие действительность розовые очки, чтобы избавиться от синдрома отличника. Например, если вам кажется, что за прекрасным выполнением задач всегда следует благосклонность начальника, присмотритесь к себе и коллегам. Возможно, у вас перед глазами будут примеры того, как делающим работу хуже чаще дают премии или охотнее идут навстречу, при этом вас уже несколько раз обходили с повышением и т.д. Впрочем, подобные примеры не обязательно должны быть депрессивными. В частности, друзья, вторая половинка и дети наверняка любят вас не за то, что ваша одежда всегда идеально выглажена, не так ли? Такая переоценка может стать дополнительной мотивацией к тому, что сбросить оковы синдрома отличника. Однако хотим предупредить, что некоторым она дается весьма тяжело, ведь способна разрушить основы мировосприятия. Если вы не уверены в себе, не стоит проводить ее самостоятельно, а лучше делать это под «надзором» психолога.
Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?
Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.
При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в нашем материале.
Источник