Синдром опасного обращения в семье

Синдром опасного обращения в семье thumbnail

Жесткое обращение с детьми — определение, клиника, диагностика

Под жестоким обращением с детьми понимают намеренное нанесение ребенку телесных повреждений одним из родителей или опекуном. Безнадзорность подразумевает отсутствие даже минимальной заботы и внимания к ребенку.

Для описания этих явлений в англоязычной литературе существует много выражений. Самые употребительные из них: child abuse, child neglect, non-accidental trauma (NAT). В 1962 году было введено новое понятие «синдром избитых детей» («Battered-child-syndrome»; Kempe et al.). Этот термин имеет некий социальный контекст. Жестокое обращение с детьми достигает максимального выражения в семье.

Психическое насилие «проистекает чаще всего из враждебной или отвергающей установки родителей или одного из них по отношению к полу, физическим особенностям, физическому или психическому недостатку отвергаемого ребенка» (Stutte). Формами проявления бывают ограничение свободы (запирание), клевета, унижение и подчас тяжелые оскорбления детей. Они могут достигать степени садизма и иметь более тяжелые последствия, чем физическое насилие (Strunk).

Статья о жестоком обращении с детьми с 1922 года фигурирует в немецком законодательстве. По данным полицейской криминальной статистики ежегодно регистрируется примерно 1700 случаев уголовно наказуемого жестокого обращения со стороны родителей или взрослых воспитателей. Можно полагать, что действительное число таких случаев намного больше регистрируемого. Имеющиеся оценки следует считать недостоверными. Они составляют в Германии от 20 000 до 400 000 случаев в год. В отношении примерно 10% детей, прошедших медицинское обследование по поводу телесных повреждений, имеется подозрение на жестокое обращение, а еще в 10% случаев — на безнадзорность (Friedman, Morse).

Данных о частоте психического насилия над детьми практически нет. В литературе описаны скандальные случаи, которые, однако, не позволяют оценить распространенность этого явления. Таков, например, случай, (Stutte), когда отец наказал сына за то, что ребенок после того как отец на его глазах убил его любимое животное (кролика), пытался укрыть зверька в своей постели.

Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, так же как и сексуальное насилие, следует рассматривать в общем контексте «семейного насилия», так как насилие над детьми часто бывает одним из многих вариантов агрессивного поведения в семье или микросоциальном окружении. Ниже перечислены различные варианты жестокого поведения в семье.

Формы насилия в семье (по Remschmidt et al.):

1. Насилие между партнерами:

а) насилие над партнером (женой)

б) сексуальное насилие в семье (партнеров по отношению друг к другу)

в) насилие со стороны партнера (жены)

г) последствия для детей как свидетелей родительского насилия

2. Жестокость между родителями и детьми:

а) физическая жестокость и безнадзорность

б)психическое насилие

в) психическое насилие и инцест

г) насилие детей над родителями

3. Насилие между сибсами

4. Насилие над старшими членами семьи

Здесь нас интересуют лишь агрессивные формы поведения родителей по отношению к детям. Остальные приведенные в таблице варианты не рассматриваются.

Жесткое обращение с детьми

Отклонения у ребенка как признаки жестокого обращения с ним

О жестоком обращении с детьми или безнадзорности свидетельствуют следующие признаки:

1) необъяснимые отклонения в физическом состоянии, указания на травмы, полученные в прошлом;

2) признаки физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения (такого, например, как нарушение питания);

3) резко выраженная боязливость ребенка;

4) у детей младшего возраста — отсутствие поиска защиты у родителей и обращение за помощью к другим взрослым в новой для ребенка или устрашающей ситуации;

5) у детей более старшего возраста — «стена» против любых признаков конфликта и одновременно признаки чрезмерно приспособительного поведения.

В отдельных случаях для клинической картины характерны физические повреждения, нарушения роста, интеллектуальная запущенность, эмоциональные расстройства и отклонения в поведении, а также личностные аномалии.

Поведение и отклонения его у родителей

В соответствии с термином «синдром жестокого обращения с детьми», описанного с учетом нескольких факторов, особое значение нужно придавать поведению родителей и наблюдаемым в нем отклонениям. На мысль о жестоком обращении с детьми должны наводить следующие моменты (Kempe, Heifer):

1) несоответствие между состоянием ребенка и описанием его родителями;

2) нежелание сотрудничества вплоть до враждебного отношения со стороны родителей;

3) игнорирование и искажение результатов врачебного исследования;

4) неадекватная реакция на телесные повреждения у ребенка;

5) признаки возбужденного состояния и утраты контроля;

6) отказ от посещений ребенка, помещенного в стационар;

7) указания на жестокое обращение и безнадзорность в анамнезе самих родителей;

8) инфантильные супружеские или партнерские отношения;

9) сильные тенденции к изоляции в семье, отсутствие контактов с соседями;

10) нереалистичные ожидания в отношении ребенка;

11) частая смена врача или больницы;

12) злоупотребление алкоголем.

Во многих случаях наблюдается сочетание нескольких названных здесь факторов. К этому нередко добавляются особенности социальной ситуации, такие как безработица, социальная дискриминация или специфические конфликты.

Для диагноза жестокого обращения с детьми и безнадзорности решающее значение имеют данные анамнеза. Но именно их по понятным причинам часто не удается получить или они оказываются ненадежными.

— Также рекомендуем «Причины жесткого обращения с детьми»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Психотерапия насилия в семье»:

  1. Жесткое обращение с детьми — определение, клиника, диагностика
  2. Причины жесткого обращения с детьми
  3. Принципы вмешательства при жестком обращении с детьми в семье
  4. Психотерапия с родителями при жестком обращении с детьми в семье
  5. Психотерапевтическая работа с ребенком при жестком обращении в семье
  6. Профилактика рецидивов жесткого обращения с ребенком в семье
  7. Сексуальное злоупотребление и насилие детей — определение, диагностика
  8. Последствия сексуального злоупотребления и насилия в отношении детей и подростков
  9. Причины сексуального злоупотребления и насилия в отношении детей и подростков
  10. Психотерапия сексуального злоупотребления и насилия в отношении детей и подростков

Источник



Вопросы и задания

1. * Почему забота о детях и их воспитании является не только правом, но и обязанностью родителей?

Семейное право регулирует и отношения между родителями и детьми. Люди, решившие родить ребенка, автоматически берут ответственность за него. Родители обязаны содержать, воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, развитии и образовании. Они обязаны защищать их интересы.

2. В чем выражается забота детей о престарелых и немощных родителях?

Читайте также:  Может ли быть легкая степень синдрома дауна

В законе записано, что нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи родители, дедушка, бабушка имеют право на содержание со стороны детей и внуков.

В первую очередь престарелые и немощные родители должны жить с детьми, чтобы была возможность присматривать за ними. Полное содержание родителей (питание, одежда, лекарства, лечение и др). Самое важное для пожилого человека – это внимание.

3. Разъясните на конкретных примерах смысл следующих прав ребенка:

• право на свободу совести – ребенок может исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой; запрещается принуждать детей вступать в различные религиозные секты.

• право на жизнь – никто не может лишить ребенка жизни.

• право на образование – это право позволяет детям бесплатно получать начальное, основное, среднее (полное) образование, а затем на конкурсной основе поступать в вуз. Можно дополнительно изучать иностранные языки или заниматься музыкой (бесплатно или на платной основе). Не может быть никакой дискриминации при обучении детей.

4. * У каждой эпохи свои правила воспитания и образования детей. В российских нормах права нет четких юридических норм, закрепляющих правила воспитания детей. Представьте, что у вас появилась возможность создать закон о том, как нужно воспитывать детей и как они должны себя вести в жизни. Какие нормы права вы определили бы в нем?

Закон о том, как нужно воспитывать детей

1. Ребенок должен воспитываться в атмосфере любви и спокойствия. Если вы в стрессовом состоянии, то это не должно никаким образом отображаться на ребенке. Он не несет ответственности за вашу реакцию.

2. Следует нести ответственность за свое собственное поведение. Это нужно для того, чтобы вы могли правильно ответить на поведение ребенка.

3. В ответ на поведение своего ребенка не отвечайте агрессивно.

4. Никогда не давите на своих детей в принятиях решений или выполнении ваших просьб.

5. Чтобы ребенок был спокойным, ведите себя с ним соответственно.

6. Для того чтобы научить ребенка контролировать и отвечать за свои действия, вы в первую очередь, должны контролировать себя.

7. У вас должен быть хорошо развит самоконтроль. Самоконтроль во всех ситуациях начинается с того, контролируете ли вы свою реакцию. Помните, что если ребенок вас провоцирует, контроль над ситуацией находится на тот момент у него.

8. Следите за словами, которые вы говорите ребенку. Если вы ему говорите такие фразы: «Ты заставляешь меня злиться», «Я нервничаю из-за тебя», то таким образом вы позволяете, чтобы ребенок управлял ситуацией и провоцировал ваше поведение.

9. Никогда не теряйте уравновешенность и терпение, как бы ребенок себя не вел. Таким образом, вы поддерживаете свою власть над ним.

10. Вы должны справляться со всеми проблемами мирным, спокойным путем.

11. Наиболее неэффективными способами воспитания являются стрессы, злость, крики, споры, агрессия. Таким образом, вы можете добиться обратного результата.

12. Вы должны правильным путем установить детям дозволенные границы. Детям эти границы нужны, чтобы знать пределы дозволенного поведения.

13. Когда вы выходите из себя и теряете контроль над своими эмоциями, вы теряете опыт воспитания. Злость и гнев плохо отображаются на ребенке.

14. Не стоит бороться с тем поведением ребенка, которое вам не нравиться. Направляйте свои старания на то, чтобы добиться желаемого результата.

15. Демонстрируйте ребенку хорошее поведение со своей стороны, станьте образцом для него. Тогда он изменит свое поведение.

От способа воспитания будет зависеть и поведение ребенка в жизни. Дети копируют своих родителей.

5. * Данные исследований показали, что 79,6% родителей хотели бы, чтобы их дети были не очень образованными, но хорошо приспособленными к жизни. А что вы думаете по этому поводу?

Родители с рождения начинают приспосабливать ребенка к жизни. Учат его ходить, говорить, рисовать, писать. Это тоже один из этапов образования. Ребенок учиться жить в обществе. Именно образование помогает ему приспособиться к жизни. Родители учат детей что хорошо, что плохо, что можно делать, а что нельзя делать, и как можно делать в одной ситуации, а как следует поступить в другой. В этом и будет выражаться приспособление к жизни.

Как мы знаем, образование – это способ передачи накопленных знаний. Дети получают не только знания, но и опыт. А опыт получают они не только из жизни, но и через книги. Чем больше опыта у человека, тем легче ему приспособиться к новым условиям.

Лучше если дети одновременно будут и образованными, и приспособленными к жизни.

6. Сталкивались ли вы когда-нибудь с нарушением прав ребенка? Как можно защитить нарушенные права?

В законе прописаны следующие права ребенка:

1. Жить и воспитываться в семье

2. Общаться с родителями и другими родственниками

3. Защищать свои права

4. Выражать своё мнение

5. Право на имя, отчество и фамилию

6. Изменение фамилии и имени

7. Право на имущество

8. Право на медицинское обслуживание

9. Право на образование и другие.

Нередки случаи насилия над детьми (физического и психологического). Да, у ребенка есть право жить и воспитываться в семье, но семьи бывают разные. Ребенок может не иметь в семье элементарных вещей, недоедать, жить в семье сам по себе, потому что родителям он просто не нужен. Бывает так, что насилие над детьми совершается в школе, на улице незнакомыми людьми. В зависимости от ситуации защиту прав ребенка будут осуществлять разные люди и организации.

Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

Читайте также:  Форум гидроцефальный синдром у грудничка

Т. е. ребенку нужно просто сообщить взрослым, что ему нужна помощь.

?Проблема. Ученые ввели в науку новый термин «синдром опасного обращения в семье». Он может проявляться в виде насилия над детьми. Подумайте, способен ли в этой ситуации ребенок защитить свои права и каким образом? Какие организации или люди могут помочь?

Не все дети в силу определенных обстоятельств готовы рассказывать и просить постороннего человека о помощи. Т. е. не всегда самостоятельно ребенок сможет защитить свои права.

Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Практикум. К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему его права, которыми наделил его закон. Посоветуйте, как поступить в сложившейся ситуации.

Закон наделил его следующими правами:

1. Жить и воспитываться в семье

2. Общаться с родителями и другими родственниками

3. Защищать свои права

4. Выражать своё мнение

5. Право на имя, отчество и фамилию

6. Изменение фамилии и имени

7. Право на имущество

8. Право на медицинское обслуживание

9. Право на образование и другие.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и требовать уважения к себе, имеет право на отдых, ведь он не собственность родителей, а полноправный член семьи. А родители в свою очередь обязаны воспитывать своего ребенка. Они пытаются таким образом воздействовать на своего ребенка, чтобы он начал учиться. В данном случае можно предложить ребенку поговорить с родителями и найти решение проблемы вместе. Также можно предложить ему помощь в учебе или он может обратиться за помощью с уроками к родителям.

Источник

  • Учёные ввели в науку новый термин «синдром опасного обращения в семье». Он может проявляться в виде насилия над детьми. Подумайте, способен ли в этой ситуации ребёнок защитить свои права и каким образом? Какие организации или люди могут помочь?

  • «Синдром опасного обращения в семье»

    Когда родители издеваются над детьми это естественно очень плохо и запрещено законом. Ребёнок это тоже гражданин российской федерации. И естественно у него есть свои права и обязаности. И если Ребёнку не нравится обращения к нему семьи и у него есть докозательства побоев. То ребёнок может подать в суд, но если ребёнок ещё слишком маленький, то помочь ему могут соседи, но если семья благополучная то избиению маленького ребёнка возможно им ничего не сможет помочь, а организаций по защите детей довольно много.

  • Ребенком является человеческое существо не достигшее возраста 18 лет.

    Ребенок полноценная личность с рождения, человек, и гражданин г-ва (Конвенция о правах ребенка).

    Личные права и свободы используются наравне со взрослыми, но право на свободу передвижения ограничено.

    с просьбой о защите, если ребенку не исполнилось 14 лет, когда он может обратиться в суд, можно обратиться к любому взрослому, который сможет подать заявление в соответствующие органы или написать заявление кому либо из уполномоченных ( Суд, омбудсмен, полиция, директор школы, Министерство Образования РФ).

    Во время процесса защиты своих прав или же составления документа или жалобы можно сослаться на Конвенцию о правах ребенка, международную Декларацию прав человека, Конституцию РФ, Уголовный кодекс РФ

  • Учёные ввели в науку новый термин «синдром опасного обращения в семье». Он может проявляться в виде насилия над детьми. Подумайте, способен ли в этой ситуации ребёнок защитить свои права и каким образом? Какие организации или люди могут помочь?

  • Есть такая вещь как » Конвенция ООН о правах ребенка «. Международный документ защищающий ребенка от жестокого или небрежного обращения.
    В нем прописано какими правами обладает ребенок, чем должен быть обеспечен, меры взыскания.
    Есть даже специальные государственные органы » Опеки и попечительства » которые контролируют  состояние жизнеобеспечения в семье, а также ведут учет неблагополучных семей.
    Ребенок может пожаловаться сделав звонок в службы по делам несовершеннолетних либо через психолога.

  • Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу. ..»
    Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответОльга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. «Почему же вы ее не решаете?» — обиженно спросила она и вышла из комнаты.
    Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

  • Если я был (а) родителем Ольги я бы дал не возразил ей но сказал бы: Оленька конечно мы с мамой хотим дать тебе самое нежное, но пойми у нас нет средств на эти вещи. Я бы стал (а) потихоньку собирать деньги на частную школу и дарить недорогие подарки. Потому что она и вправду достойна лучшего, но и должна уметь ставить себя на место родителей.

  • К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как ему поступить в данной ситуации. ОТВЕТЬТЕ СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА

  • Родители наказывают его за двойки потому что беспокоятся о его дальнейшей жизни, т. к родители обязаны дать воспитание, образование и др. .. Если он будет учится на 2 то он не сможет поступить в хороший интститут. Ему не разрешают гулять и общатся — это неправиль ведь каждый человек имеет право гулять дышать свежим воздухом. я думаю что родителям и ребенку надо прийти к компромису. допустим  родители будут помогать ребенку по учебе а он будет стараться учиться лучше. ..

  • Как может защитить свои права ребенок в современом обществе?

  • Данные права установлены и гарантированы в таких докуметах как и Конституцией того или иного демократического государства если такова имеется. И закреплена Семейным кодексом в любом развитом государстве так же и Федеральным законом. И конечно же самой главной номерклатурой и главным документом всех стран это Конвенция о правах ребенка. Вообще у каждого ребенка есть и законный представитель т. е сами мать или отец или же сам опекун. Они то и должны защищать права и интересы ребенка в последующих ситуаций, но и само государство в определённых ситуациях. Но до 18 лет т. е до совершенолетия еще для этого служат органы опеки, которые обладают теми же качествами и представительством в защите прав ребёнка. ..

    В современном обществе ребёнку защитить свои права довольно трудно, ведь взрослые всегда считают, что они правы, что ребёнок он и есть ребёнок, он ничего не понимает. Но единственная защита и опора ребёнка — родители и попечители. Именно они являются его «защитником».

    Права ребёнка закреплены в Конвенции ООН о правах ребёнка.

  • К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как ему поступить в данной ситуации.

  • Согласно статье 22 Конституции РФ «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Следоватеьно родители не могут наказывать его за двойки, решая прогулок.

    Статья 27 РФ «Каждый имеет право свободно передвигаться»-запрещать прогулки не в праве.

    Статья 21 РФ п1 «Достоинство личности ораняется государством. Ничто не может быть основание для его умаления»

    Статья 21 п2 «Никто не должен подвергаться  жётскому накозанию. ..»

    Во первых ребёнок, а это каждый недостигший 18 лет (совершеннолетия) имеет право на на жизнь, отдых и досуг. Так как по статье 31, ребёнок имеет право на досуг и отдых. Ему никто не может запретить гулять на улице и общаться с друзьями. Родители не имеют право держать взаперти ребёнка от общества.   Родители должны учесть мнение ребёнка. При этом рассматриваем все статьи выше и право родителей о защите ребёнка.

    В данной ситуации ребёнку 7 лет, он имеет право погулять и пообщаться с друзьями, но под присмотром родителей, либо опекуна (человека несущего ответственность за ребёнка).  Право родителей наказывать ребёнка за двойки, но другими методами. Отнимать свободу у ребёнка наказывается законом.

    В данном случае ребёнку стоит обратиться к соседям, родственникам, либо самому позвонить в органы защиты прав несовершеннолетних.

  • К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице и запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как поступить в сложившейся ситуации.

  • Ребёнок имеет право. .- на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.

  • Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям, людям среднего достатка: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я имею право как Светлана (ее лучшая подруга), заниматся с репетиторами и ездить отдыхать за границу. ..»

    Выскажите свой мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. ЕЕсли бы вы были родителями ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации и почему именно так?

  • Родители должны содержать ребенка до 18 лет, ребенок должен учитывать материальное положение своих родителей, возможно у них нет таких денег на репититоров и на отдых за границей, родители должны обьяснить своей дочери (своему сыну)  что по исполнению 18 летия. Ольга будет обеспечивать себя сама, если до этого возраста она не испортит отношения с родителями. На месте родителей я бы просто поставила ребенка перед фактом.

  • Практикум: К вам обратился 7-летний ребёнок. Родители наказывают его за двойки, и не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Псоветуйте. как поступить в сложившейся ситуации.

  • Кристина тут всё просто: у ребёнка есть не только права но и обязанности за невыполнение которых ребёнк могут лишить неких благ (здесь право на свободное времяпровождение), совет в данной ситуации только 1 -постараться выполнять свои обязанности в данной ситуации поднять уровень оценок.

    Статья 31, п. 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

    Статья 37, п. 1. Государства-участники обеспечивают, чтобы:

    a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

    2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. (общение с друзьями относится к развитию)

    Совет: узнать больше про свои обязанности перед родителями, постараться не провоцировать родителей на наказание и донести до родителей свое знание прав и обязанностей.

  • Источник

    Читайте также:  Синдром малой позвоночной артерии справа