Синдром опасного обращения в семье это

Синдром опасного обращения в семье это thumbnail

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

Раны и синяки:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· непонятного происхождения;

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

Ожоги:

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

Укусы:

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· отвержение ребенка;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· уступчивость, податливость;

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Комиссия по делам несовершеннолетних

и защите их прав района Солнцево

Источник

Татьяна Гальцева
Основы профилактики насилия в семье

В современном обществе до сих пор не существует единого определения понятия «насилие«. При описании этой проблемы часто используют такие термины, как злоупотребление, принуждение, синдром опасного обращения с детьми, синдром избиваемой женщины, эксплуатация, управление, манипулирование и т. д.

Насилие — это применение силовых методов или психологического давления с помощью угроз, заведомо направленных на слабых или тех, кто не может оказать сопротивление.

Каждый человек, независимо от пола и возраста, может подвергнуться насилию, оказаться слабее физически или морально или быть зависимым от проявляющего насилие. Однако в отношении детей эта проблема стоит наиболее остро. Их жизнь действительно зависит от родителей, воспитателей и учителей, которые обладают неограниченной властью над ребенком длительный период жизни. Жестокое обращение с детьми в семье, школьное насилие вызывают необходимость оказания комплексной квалифицированной помощи со стороны специалистов по социальной работе, психологов, врачей разного профиля и правоохранительных органов.

Недостаточная информированность родителей о правах своих детей свидетельствует о недостатках в разъяснительной работе, проведение которой является важной обязанностью органов социальной защиты.

Жестокое обращение с детьми — это фактическое причинение им вреда через оскорбление, несправедливое наказание, побои, чрезмерные требования или запрещения чего-либо из «любви к ребенку».Оно включает в себя: физически жестокое обращение, убийство, вред вследствие неоказания помощи, дефицит необходимой защиты и заботы, вред психике, пренебрежение.

Читайте также:  Синдрома эмоционального выгорания что делать

По статистическим данным семейное насилие в России носит системный характер, который выражается в том, что те, кто сегодня позволяет себе акты насилия в отношении детей, сами испытывали их в детстве. К примеру, опрос родителей показал, что 65,7 % из них в детстве ставили в угол, в том числе в неудобных позах, на горох; 45,7 % респондентов подвергали телесным наказаниям (били ремнем, тяжелыми предметами с нанесением увечий); запугивали (45,7 %); наказывали лишением общения (58,4 %).

Особенно выделяется связь между риском насилия и состоянием здоровья, девиациями. Кошмары, страх, постоянное желание плакать наблюдаются у детей, которые проживают в неблагополучных семьях, где наиболее распространены психические формы насилия. 22 % детей испытывают ночные кошмары, 26 % — страх, 12 % — частое желание плакать, 32 % имеют длительное плохое настроение, 30 % недовольны своим видом.

Также дети — жертвы семейного насилия в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками; в 10 раз чаще совершают попытки суицида; среди них 60—70 % беглецов; 98 % детской проституции падает на них; 60 % детей страдают от проблем питания; 98 % от множественных личностных расстройств имели историю сексуального насилия в детстве. У 85 % пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального злоупотребления в детстве.

Проблематика насилия — обширная область, разрабатывающаяся в мировой психологии, педагогике, философии, социологии, социальной работе, культурологии, медицине и других отраслях научного знания.

Виды насилия над детьми:

1. Физическое насилие — преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

2. Эмоциональное насилие — длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

3. Сексуальное насилие — вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

4. Пренебрежение нуждами ребенка — неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основныхнужд и потребностей ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т. д.

Основные факторы риска применения различных видов насилияпо отношению к ребенку можно разделить на несколько групп:

Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом:

семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерно систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т. д.

— многодетные семьи. Здесь имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей как правило не очень высок).В данной ситуации важно оценить осознанность многодетность: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители как правило оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь.

— неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака и другое, может негативно сказываться на отношении к ребенку и способам взаимодействия с ним.

семьи, где есть усыновленные дети. Особенно в случае,если есть свои родные дети: здесь учитывается тот факт, что существует много мотивов для установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствует ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие.

В семьях, где применяются особенно жестокие наказания, как правило, плохо распределяются семейные роли. Вся власть либо концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей.

Факторы риска, связанные со здоровьем родителей

— алкоголизм одного или обоих родителей. В таких семьях если не физическому, то психическому состоянию ребенка наносится вред. Статус родителей низкий, деньги спускаются, ребенок обделен и т. д. В семьях, где оба родителя злоупотребляют алкоголем, дети зачастую беспрерывно подвергаются как физическому, так и эмоциональному насилию, и сам образ их жизни становится фактором насилия. Не смотря на это, часто существует эмоциональная привязанность ребенка к таким родителям;

— умственная отсталость родителей — откладывают отпечаток на личность ребенка;

— душевные заболевания — шизофрения, депрессивные заболевания — нарушение эмоциональности, при котором человек не может нормально эмоционально контактировать с окружающими, в том числе с ребенком. Психиатрический диагноз неравноценен лишению родительских прав, однако такие родители нуждаются в психологической и социальной поддержке.

Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей,а также с родительскими установками:

— раздражительность, иногда, и др.

— агрессивность;

— сниженный уровень самоконтроля,

— стремление к доминированию;

— повышенный уровень раздражительности;

— неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;

— нереалистично высокий уровень ожиданий по отношений к ребенку.

— неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка, его физическими (включая пол) и интеллектуальными возможностями, способностями и т. п., могут увеличивать риск применения наказаний.

— искаженное восприятие ребенка, страх того, что ребенок «испортится»;

— преувеличение ценности физических наказаний. Для некоторых родителей такой стиль обращения с детьми укладывается в представление о правильном воспитании.

— собственный детский опыт, связанный с насилием. Родители, которые в детстве сами подвергались физическому или эмоциональному насилию, значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника с запором лечение препараты

Факторы риска, связанные с особенностями ребенка.Некоторые особенности поведения детей также могут провоцировать наказания:

— гиперкинетический синдромом, чрезмерная подвижность, сниженная способностью к концентрации внимания. Такое поведение «изматывает» родителя и он начинает физически наказывать ребенка. В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами, физическое насилие усугубляет проблему;

— нелюбимый или «нежеланный» ребенок. Например, дети, родившиеся в результате изнасилования, случайных нежелательных связей;

— физические и психические отклонения ребенка. Дети с физическими и умственными аномалиями, чаще оказываются объектами жестокого обращения.

Дети, пострадавшие от насилия, имеют определённые психические особенности.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев,который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Особенности системы профилактики семейного насилия над детьми в России

Ключевыми компонентами системы защиты детей от насилияи жестокого обращения являются: понимание/знание проблемы, специальная юридическая система, специальные службы, работающие с такими детьми и их родителями, а также с теми, кто совершил насилие над ребенком.

Учёные обозначили следующие основные элементы системы защиты ребенка от насилияи жестокого обращения:

1.Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы: Конвенция ООН о правах ребенка, Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс РФ, Федеральный Закон о гарантиях прав ребенка.

2. Службы помощи, профилактики и реабилитации: службы кризисного реагирования (кризисные центры для детей или центры временного пребывания, телефон доверия).

• службы, несущие функции опеки и попечительства (детские дома, интернаты, дома ребенка, приемные семьи);

• службы реабилитации и помощи (социально-психологические центры, юридические консультации, поликлиники, детские больницы, центры социальной реабилитации);

• службы организации досуга (детские клубы, дома творчества, музыкальные школы, спортивные школы и секции). Однако, эта деятельность при всей своей

3.Объекты участия: все дети, подростки и юноши до 18 лет (для организации профилактической работы):

• Дети «группы риска»

Семьи «группы риска»

4.Субъекты воздействия:

• Педагоги;

• Психологи;

• Врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи);

• Средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник;

• Инспектора по делам несовершеннолетних;

• Социальные работники, социальные педагоги;

• Юристы (суд, прокуратура, адвокатура). Работая на своих основных местах работы, эти специалисты объединены в меж (над)ведомственные профессиональные команды.

Основнымифункциями междисциплинарных команд являются следующие:

• Информационно-аналитическая (собирает информацию по проблеме насилия и жестокого обращения в социуме, семье, образовательном и др. учреждениях);

• Первичного приема ребенка (или иного заявителя) в связи со случаем жесткого обращения или насилия;

• Организации комплексной практической помощи ребенку и семье;

• Социального мониторинга детей, подростков и семей групп риска;

Организационно-профилактической работы (выступления перед родителями, выступления в трудовых коллективах, встречи с администрацией, выступления в СМИ, проведение конференций среди специалистов, акции по защите прав детей и т. д.)

5. Программы профилактик и реабилитации;

1.Образовательные программы:

• Для детей школьного возраста;

• Для студентов;

• Для родителей

• Для специалистов.

2. Программы многопрофильной (психологической, юридической, педагогической, социальной, медицинской)консультативной помощи:

Семьям;

• Специалистам;

• Детям и подросткам.

Реабилитационные мероприятия не имеют смысла, если они не включены в систему предупреждения возникновения проблемы, в систему профилактической работы.

6. Управление системой защиты детей от насилия и жестокого обращения эффективнее всего осуществляется надведомственным органом (совет, междисциплинарный комитет, уполномоченные по правам ребенка и т. п.). Этот орган организует и инициирует, как правило,следующие виды работ:

• Проведение программ мониторинга;

• Создание и обновление базы данных организаций и служб помощи и реагирования;

• Экспертизу деятельности организаций и служб;

• Экспертизу программ помощи и профилактики;

• Информирование населения о службах реагирования и помощи;

• Ведомственные и межведомственные совещания о состоянии проблемы;

• Ежегодную межведомственную конференцию;

Таким образом, основными элементами системы защиты ребенка от насилия и жестокого обращения в семье являются: законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы; службы помощи, профилактики и реабилитации; объекты участия; субъекты воздействия; программы профилактики и реабилитации; управление системой. Все эти элементы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение общих целей — предотвращение насилия над детьми, оказание помощи ребёнку и семье, оказавшимся

Источник

Жесткое обращение с детьми — определение, клиника, диагностика

Под жестоким обращением с детьми понимают намеренное нанесение ребенку телесных повреждений одним из родителей или опекуном. Безнадзорность подразумевает отсутствие даже минимальной заботы и внимания к ребенку.

Для описания этих явлений в англоязычной литературе существует много выражений. Самые употребительные из них: child abuse, child neglect, non-accidental trauma (NAT). В 1962 году было введено новое понятие «синдром избитых детей» («Battered-child-syndrome»; Kempe et al.). Этот термин имеет некий социальный контекст. Жестокое обращение с детьми достигает максимального выражения в семье.

Читайте также:  Что такое гипоталамический синдром лечение

Психическое насилие «проистекает чаще всего из враждебной или отвергающей установки родителей или одного из них по отношению к полу, физическим особенностям, физическому или психическому недостатку отвергаемого ребенка» (Stutte). Формами проявления бывают ограничение свободы (запирание), клевета, унижение и подчас тяжелые оскорбления детей. Они могут достигать степени садизма и иметь более тяжелые последствия, чем физическое насилие (Strunk).

Статья о жестоком обращении с детьми с 1922 года фигурирует в немецком законодательстве. По данным полицейской криминальной статистики ежегодно регистрируется примерно 1700 случаев уголовно наказуемого жестокого обращения со стороны родителей или взрослых воспитателей. Можно полагать, что действительное число таких случаев намного больше регистрируемого. Имеющиеся оценки следует считать недостоверными. Они составляют в Германии от 20 000 до 400 000 случаев в год. В отношении примерно 10% детей, прошедших медицинское обследование по поводу телесных повреждений, имеется подозрение на жестокое обращение, а еще в 10% случаев — на безнадзорность (Friedman, Morse).

Данных о частоте психического насилия над детьми практически нет. В литературе описаны скандальные случаи, которые, однако, не позволяют оценить распространенность этого явления. Таков, например, случай, (Stutte), когда отец наказал сына за то, что ребенок после того как отец на его глазах убил его любимое животное (кролика), пытался укрыть зверька в своей постели.

Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, так же как и сексуальное насилие, следует рассматривать в общем контексте «семейного насилия», так как насилие над детьми часто бывает одним из многих вариантов агрессивного поведения в семье или микросоциальном окружении. Ниже перечислены различные варианты жестокого поведения в семье.

Формы насилия в семье (по Remschmidt et al.):

1. Насилие между партнерами:

а) насилие над партнером (женой)

б) сексуальное насилие в семье (партнеров по отношению друг к другу)

в) насилие со стороны партнера (жены)

г) последствия для детей как свидетелей родительского насилия

2. Жестокость между родителями и детьми:

а) физическая жестокость и безнадзорность

б)психическое насилие

в) психическое насилие и инцест

г) насилие детей над родителями

3. Насилие между сибсами

4. Насилие над старшими членами семьи

Здесь нас интересуют лишь агрессивные формы поведения родителей по отношению к детям. Остальные приведенные в таблице варианты не рассматриваются.

Жесткое обращение с детьми

Отклонения у ребенка как признаки жестокого обращения с ним

О жестоком обращении с детьми или безнадзорности свидетельствуют следующие признаки:

1) необъяснимые отклонения в физическом состоянии, указания на травмы, полученные в прошлом;

2) признаки физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения (такого, например, как нарушение питания);

3) резко выраженная боязливость ребенка;

4) у детей младшего возраста — отсутствие поиска защиты у родителей и обращение за помощью к другим взрослым в новой для ребенка или устрашающей ситуации;

5) у детей более старшего возраста — «стена» против любых признаков конфликта и одновременно признаки чрезмерно приспособительного поведения.

В отдельных случаях для клинической картины характерны физические повреждения, нарушения роста, интеллектуальная запущенность, эмоциональные расстройства и отклонения в поведении, а также личностные аномалии.

Поведение и отклонения его у родителей

В соответствии с термином «синдром жестокого обращения с детьми», описанного с учетом нескольких факторов, особое значение нужно придавать поведению родителей и наблюдаемым в нем отклонениям. На мысль о жестоком обращении с детьми должны наводить следующие моменты (Kempe, Heifer):

1) несоответствие между состоянием ребенка и описанием его родителями;

2) нежелание сотрудничества вплоть до враждебного отношения со стороны родителей;

3) игнорирование и искажение результатов врачебного исследования;

4) неадекватная реакция на телесные повреждения у ребенка;

5) признаки возбужденного состояния и утраты контроля;

6) отказ от посещений ребенка, помещенного в стационар;

7) указания на жестокое обращение и безнадзорность в анамнезе самих родителей;

8) инфантильные супружеские или партнерские отношения;

9) сильные тенденции к изоляции в семье, отсутствие контактов с соседями;

10) нереалистичные ожидания в отношении ребенка;

11) частая смена врача или больницы;

12) злоупотребление алкоголем.

Во многих случаях наблюдается сочетание нескольких названных здесь факторов. К этому нередко добавляются особенности социальной ситуации, такие как безработица, социальная дискриминация или специфические конфликты.

Для диагноза жестокого обращения с детьми и безнадзорности решающее значение имеют данные анамнеза. Но именно их по понятным причинам часто не удается получить или они оказываются ненадежными.

— Также рекомендуем «Причины жесткого обращения с детьми»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Психотерапия насилия в семье»:

  1. Жесткое обращение с детьми — определение, клиника, диагностика
  2. Причины жесткого обращения с детьми
  3. Принципы вмешательства при жестком обращении с детьми в семье
  4. Психотерапия с родителями при жестком обращении с детьми в семье
  5. Психотерапевтическая работа с ребенком при жестком обращении в семье
  6. Профилактика рецидивов жесткого обращения с ребенком в семье
  7. Сексуальное злоупотребление и насилие детей — определение, диагностика
  8. Последствия сексуального злоупотребления и насилия в отношении детей и подростков
  9. Причины сексуального злоупотребления и насилия в отношении детей и подростков
  10. Психотерапия сексуального злоупотребления и насилия в отношении детей и подростков

Источник