Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений

Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений thumbnail
Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений

Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте; сверхценные интересы и увлечения односторонние, нередко абстрактные, оторванные от реальности. В зависимости от преобладающей сверхценной деятельности можно выделить 2 основные группы таких синдромов.

В первой группе преобладает сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «разработкой дополнений к теории относительности Эйнштейна», созданием «общей концепции воспитания» или вечного двигателя и т. п. Подобным сверхценным интересам уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают про еду, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами, делая различные сложные выкладки и расчеты. В большинстве случаев они не ощущают утомления, напротив, испытывают большое внутреннее удовлетворение. Все это говорит о важной роли болезненно повышенных влечений в происхождении сверхценных интересов и увлечений.

Интеллектуальная деятельность в одних случаях имеет вид бесплодного «болезненного мудрствования» ,а в других может быть достаточно продуктивной, способствуя обогащению личности.

Среди подростков с синдромами первой группы одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не выходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве предаваться размышлениям на занимающие их темы, исписывают кипы бумаги различными заметками, но не проявляют активного стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их отстаивать.

В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными» (первая подгруппа), в другой, «активной» подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения сопровождаются более или менее выраженным стремлением сообщить их окружающим, убедить в правильности своих мыслей, доказать свою правоту, осуществить свои намерения. В различные инстанции, например в научно-иследовательские институты, министерства и ведомства, подростки посылают «проекты» и «планы реформ».

При обоих (пассивном и активном) вариантах сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений в высказываниях и письменном творчестве подростков отдельные положения, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выводами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограниченностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой.

Описанные односторонние сверхценные интеллектуальные интересы традиционно обозначаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (или философическая) интоксикация».

Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увлечений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженному стремлению к конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение («патологические хобби»). Интеллектуальный, идеаторный компонент представлен слабо и недостаточно разработан. Сверхценные интересы и увлечения такого типа изучены мало и описываются в единичных работах. Мы обозначаем их термином «синдромы сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности».

К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенными и практически не используемыми в повседневной жизни иностранными языками, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений для достижения определенного физического совершенства. Сюда же относятся так называемое запойное чтение, упорный отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетарианская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виды коллекционирования (например, коллекционирование косточек различных плодов, испражнений разных животных, гвоздей разной формы и размеров и т. п.), составление каталогов (названий улиц, маршрутов разных видов транспорта, терминов из определенных областей знания или искусства) и др.

Данную группу расстройств правильнее называть односторонними, сверхценными увлечениями, а не сверхценными интересами. В этих случаях вполне приложим также термин «странные увлечения».

Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более или менее конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.

Несмотря на сравнительно долгую историю изучения описываемых расстройств, их психопатология, типология и динамика разработаны сравнительно мало и преимущественно в рамках шизофрении пубертатного возраста.

В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения вызывают особую одержимость, они более аутистичны, вычурны, «заумны», им свойственны формалистический схематизм с резонерством, неологизмами.

Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.

Источник

С^бщим для этих синдромов, которые встречаются преиму­щественно в подростковом и юношеском возрасте, является наличие связанных с болезненно усиленными влечениями аф­фективно заряженных сверхценных интересов и увлечений, которые имеют односторонний, нередко абстрактный харак­тер.

Читайте также:  Первый скрининг на синдром дауна

В зависимости от характера преобладающей сверхцен­ной деятельности могут быть выделены две основные группы таких синдромов.

В первой группе преобладает сверхценная идеаторная, интеллектуальная деятельность познавательного характера: подростки усиленно размышляютуо «смысле жизни и пред­назначении человека», о «сознательных существах и внезем­ных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «раз­работкой дополнений к теории относительности Эйнштейна», созданием «общей концепции воспитания» или «конструкции вечного двигателя» и т. п. Подобным сверхценным интере­сам и увлечениям уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают о еде, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, спра­вочниках, специальной или научно-популярной литературе, «списывая толстые тетради многочисленными цитатами. При этом в большинстве случаев они не ощущают утомления, на­против, испытывают большое внутреннее удовлетворение. Все это говорит о важной роли болезненно повышенных влечений в происхождёнии описываемых сверхценных интересов и ув­лечений.

Интеллектуальная деятельность в одних случаях имеет характер непродуктивного «вращения в замкнутом круге од­них и тех же идей», бесплодного «болезненного мудрствова­ния» (по Г. Е. Сухаревой, 1959), тогда как в других случаях она может быть достаточно продуктивной, в известной мере способствуя обогащению интеллектуальный сторон личности (Л. Б. Дубницкий, 1977).

Среди подростков со сверхценными интересами и увлече­ниями, относимыми к первой группе, одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не вы­ходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве, предаваться раздумьям и размышлениям по за­нимающим их проблемам, однако не проявляют стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их активно от­стаивать. В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными», в другой, «активной», подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увле­чения сопровождаются более или менее выраженным стрем­лением сообщить окружающим свои идеи, убедить их в пра­вильности своих мыслей; доказать свою правоту, осуществить теми или иными способами свои убеждения, нередко — на­править в соответствующие инстанции, например, научно-ис- следовательские институты, министерства и ведомства, раз­личные «йроекты» и «планы реформ».

При обоих вариантах сверхценных интеллектуальных ин­тересов и увлечений: пассивном и активном, в высказывани­ях и письменном твдрчестве подростков отдельные положе­ния, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выво­дами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограничен­ностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой. Опи­санные сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения у подростков и в юношеском возрасте традиционно обозна­чаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (ийш философическая) интокси­кация», который был предложен в 1924 г. немецким психиат­ром ТЬ. 21еЬеп.‘Неудачность этого термина, на которую ука­зывает ряд авторов (Р. А. Наджаров, 1964; Л. Б. Дубницкий,

1977) , заключается прежде всего в том, что он не отражает психопатологической сущности обозначаемых им расстройств, кроме того, он не полностью отвечает содержанию этих рас­стройств, которые далеко не исчерпываются вопросами фило­софского характера. Более удачным, хотя также неполным, является предлагаемый Р. А. Наджаровым (1964) термин «странные увлечения». Приводим наблюдение, которое ил­люстрирует проявление «активного» варианта односторонних сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений.

А., 13У2 лет, с детства отличавшийся замкнутостью, склонностью к играм 4в одиночестве, не имевший друзей, в возрасте 11 лет обнаружил повышенный интерес к зоологии, целыми днями читал книги о жизни зверей, птиц, насекомых, учебники зоологии, проводил специальные на­блюдения за поведением собаки и кошки, которые жили в их доме, за­писывал результаты этих наблюдений. В возрасте 12 лет, услышав передачу об охране животных, начал размышлять над этой проблемой. Прищел к выводу, что «охрана животных — дело всех людей на Земле»; «если постоянно не заниматься охраной животных, может по­гибнуть все живое на Земле, в том числе и человечество». Активно высказывался дома и в школе о необходимости запрета всякой охоты и рыбной ловли. Спустя полгода стал отказываться от мясной и рыбной пищи, категорически заявив, что «не будет содействовать уничтожению животных». Требовал от родителей, чтобы они не упоминали о мясе и рыбе в его присутствии, тщательно закрывал дверь в свою комнату, когда на кухне готовили что-либо мясное, чтобы не проникал запах мяса. В школе отказывался смотреть на коллекции насекомых, говоря, что вид мертвых насекомых причиняет ему боль. Следил за тем, чтобы родители случайно не раздавили каких-нибудь насекомых при ходьбе, требовал, чтобы они осторожно ходили, смотрели под ноги. Не разрешал матери выгонять мух из комнаты, спасал насекомых, упавших в бочку с водой, накрывал полиэтиленовой пленкой ванну, чтобы не утонуло какое-нибудь насекомое, ю этой же целью накрывал бумагой стаканы с молоком. Раздражался и начинал говорить грубости, если родители отказывались выполнять его требования. Питался в основном кашами, картофелем. В связи с избирательностью в еде значительно похудел, тем не менее наотрез отказывался есть мясные и рыбные блюда. В школе поведение оставалось правильным, был активным членом биологического кружка, успевал по всем предметам на 4 и 5. Кроме учебников, читал только книги по биологии и о жизни животных. Обдумывал, каким обра­зом можно будет со временем заменить мясную и рыбную пищу расти­тельной пищей, приготовленной из водорослей.

Читайте также:  Как узнать риск синдрома дауна

В данном наблюдении сверхценные интересы и увлечения интеллектуального, познавательного плана стали исходным моментом для формирования особой «теоретической кон­цепции» или даже своеобразного «мировоззрения» на осно­вании общеизвестного положения. С другой стороны, обра­щает на себя внимание активная деятельность по реализа­ции сверхценных идей. Особая охваченность этими идеями, выраженное болезненное изменение поведения в семье, при­обретающего временами нелепый характер, позволяет гово­рить о том, что сверхценные *идеи обнаруживают в данном случае тенденцию к переходу в «сверхценный бред», а со­стояние в целом приближается к паранойяльному. Участие выраженного аффективного компонента, охваченность сверх­ценной деятельностью, почти целиком занимающей подрост­ка, свидетельствует о важной роли болезненно усиленных влечений в происхождении сверхценных интересов и увлече­ний. Приэеденное наблюдение наглядно показывает неадек­ватность термина «метафизическая (философическая) инток­сикация» содержанию интересов у данного подростка.

Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увле­чений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженно­му стремлению к той или иной конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение. Интеллек­туальный, идеаторный компонент при этом представлен сла­бо, недостаточно разработан. Сверхценные интересы и увле­чения такого типа изучены мало и описываются в единичных работах (Р. А. Наджаров, 1964; Л. Б. Дубницкий, 1977). По­следний из упомянутых авторов обозначает этот тип сверх­ценных интересов и увлечений как «вариант метафизической интоксикации с преобладанием компонента влечений». Ввиду

того что отчетливый компонент влечений имеется при всех вариантах расстройств, относимых к данной группе, более обоснованно обозначать данную группу синдромов- как «синд­ромы односторонних сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности».

К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенным и практически не используемым в повсе­дневной жизни иностранным языком, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений с целью достиже­ния определенного физического совершенства (например, один из наблюдавшихся нами подростков ежедневно подолгу держал гирю в 2 кг поочередно в каждой руке для «укрепле­ния связочного аппарата рук»). Сюда же относятся так на­зываемое «запойное чтение» (М. Ш. Вроно, 1971), упорный отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетариан­ская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виДы коллекционирования (например, коллекционирование косточек от различных плодов, испраж- * нений разных животных, гвоздей разной формы1 и размеров и т. п.), составление каталогов (названий улиц, маршрутов разных видов транспорта, терминов из определенных обла­стей знания или искусства) и многие другие увлечения. К данной группе расстройств более подходит обозначение односторонние, сверхценные увлечения, чем сверхценные ин­тересы. В этих случаях вполне приложим также термин Р. А. Наджарова (1964) «странные увлечения». Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.

Односторонние сверхценные интересы и увлечения, в осо­бенности те, которые обозначаются термином «метафизиче­ская (или философическая) интоксикация», известны сравни­тельно давно. Первое описание их принадлежит русскому психиатру П. А. Бутковскому, который в своем руководстве по душевным болезням, изданном в 1834 г., выделил две фор­мы этих расстройств: «сумасбродство», для которого харак­терна склонность больных к пассивным размышлениям над различными трудно разрешимыми проблемами, и «суемуд­рие», которое проявляется в виде особой охваченности пред­метом размышлений и активного стремления «раскрыть тай­ны природы», «познать сверхъестественные явления».

Э конце XIX и начале XX века были расширены пред­ставления о психопатологии этих явлений и, что весьма важ­но, показана их связь с болезненно заостренными чертами пубертатной психики (Н. ЗсЬШе, 1880; В. Моге1, 1880; V. Ма^пап, 1897; К. В1гпЬаиш, 1906; 31гоЬшауег, 1913,

и др., цит. по Л. Б. Дубницкому, 1977). Особенно важным этапом в изучении психопатологии описываемых нарушений явилось исследование ТЬ. 21еЬеп (1924), который объединил до того разрозненные расстройства, проявлявшиеся односто­ронними абстрактными увлечениями, под общим названием «метафизическая (или философическая) интоксикация», обос­новал значение механизма сверхценности как психопатологи­ческой основы этой группы расстройств и еще раз показал роль болезненно заостренных черт пубертатной психики в их происхождении. Вместе с тем в литературе имеется точка зрения, согласно которой явления «метафизической интокси­кации» связаны не столько с патогенетическим влиянием пубертатных сдвигов, сколько со*5 спецификой шизофрениче­ского процесса, который в начальной стадии заболевания ве­дет к болезненно искаженному познанию действительности в форме пустого, непродуктивного мудрствования (Н. (ЗгиЬ- 1е, 1929; К. ^зрегз, 1946; Ш. Мауег-Огозз, 1960; А. Зсаппа, 1962):

Читайте также:  Неотложная помощи при синдроме морганьи адамса стокса

Против этого, однако, свидетельствуют, с одной стороны, преимущественное возникновение явлений «метафизической интоксикации» и других сверхценных интересов и увлечений в пубертатном возрасте (обычно в интервале от 11 до 17 лет, по данным Л. Б. Дубницкого, 1977), а с другой — возмож­ность появления расстройств, относящихся к «метафизиче­ской интоксикации» не только при шизофрении, но и в рам­ках некоторых других нозологических форм, прежде всего при психопатиях шизоидного круга (Е. Кге1зсЬшег, 1953; Г. Е. Сухарева, 1959)..

В советской психиатрии первое углубленное исследование психопатологии синдрома «метафизической интоксикации» проведено Р. А. Наджаровым (1964). На основании изучения синдрома как ведущего при одном из вариантов юношеской «ядерной» шизофрении он показал, что основными компонен­тами психопатологической, структуры синдрома «метафизи­ческой интоксикации» являются резонерство, сверхценность -и патология влечений, в зависимости, от того или иного соот­ношения которых могут’ быть выделены отдельные варианты синдрома. Последние определенным образом коррелируют с темпом течения заболевания: так при менее прогредиентном процессе преобладает компонент сверхценности, а при более злокачественном—компонент влечения. Эти выводы были под­тверждены в дальнейшем в работе Л. Б. Дубницкого (1977).

Несмотря на сравнительно долгую историю изучения опи­сываемых расстройств, их психопатология и типология раз­работаны сравнительно мало и преимущественно только в рамках шизофрений пубертатного возраста (Р. А. Наджаров, 1964; М. Г. Местиашвили, 1968; М. Я. Цуцульковская, 1968; Г, М. Пантелеева, 1973; Л. Б. Дубницкий, 1977). В работе

Л. Б. Дубницкого (1977) описываются классический вари­ант метафизический интоксикации, наиболее близкий к про­явлениям заостренной пубертатной психики, аффективный вариант, характеризующийся выраженной аффективной заря- женностью переживаний и большей активностью больных в реализации сверхценных интересов, аутистический вариант и, наконец, упомянутый выше вариант с преобладанием компо­нента влечений. Первый вариант рассматривается кай.про­явление пубертатной декомпенсации при шизоидной психопа­тии, а три других названных варианта — в рамках шизо-* френии.

Динамика синдромов может быть различной: в одних слу­чаях он может носить относительно стойкий’характер с мало меняющейся тематикой, в других — проявляется в рамках эпизодических состояний с изменчивым содержанием (М. Г. Местиашвили, 1968). Однако, как правило, длитель­ность существования даже более стабильных состояний со сверхценными интересами и увлечениями не выходит за ,пре­делы юношеского возраста. Верхняя возрастная граница со­стояний «метафизической интоксикации», по данным Л. Б. Дуб­ницкого, составляет 25 лет.

Синдромы односторонних сверхценных интересов и увле­чений (включая и синдром «метафизической интоксикации») описываются в основном при шизофрении’пубертатного воз­раста, в частности, при относительно благоприятных вариан­тах «ядерной» шизофрении (Р. А. Наджаров, 1964), вялоте­кущей и юношеской шубообразной (Л. Б. Дубницкий, 1977), а также в инициальном периоде параноидной формы течения (В. М. Морозов, 1964). Значительно реже они упоминаются в литературе как проявление декомпенсации психопатических личностей шизоидного круга (Е. Кге^зсЬшег, 1953; Г. Е. Су­харева, 1959; Л. Б. Дубницкий, 1977). В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения отличаются более выра­женным аутистическим характером, вычурностью, «заумно­стью», схематизмом, сочетаются с резонерством, неологиз­мами. Например, больной Д., 16 лет, занимался разработкой нового раздела науки — «секториальной логики и антилогики», больной А. (Л. Б. Дубницкий, 1977) разрабатывал философ­скую систему «элементы человеческой реальности», в кото­рой один из элементов назван термином «квазиконтраанти- контранеэротика». Кроме того, основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.

При возникновении описываемых расстройств в рамках пограничных состояний, в частности, при формирующихся психопатиях, сверхценные интересы и увлечения психологи­чески более понятны в плане особенностей личности, часто имеют характер гиперкомпенсаторных образований (в нашем понимании) (В. В. Ковалев, 1973), способствующих преодо­лению психотравмирующего переживания, чувства неполно­ценности, имеющегося у многих подростков с шизоидной пси­хопатией, содержат определенные элементы творчества, мо­гут иметь некоторые продуктивные результаты и в большин­стве случаев не сопровождаются выраженной социальной дезадаптацией.

  1. Сверхценные увлечения
  2. Г лава 3 Клиника доминирующих и сверхценных идей, навязчивых состояний, бредоподобных и бредовых синдромов
  3. Типы увлечений
  4. РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ
  5. Увлеченность
  6. § 79. Односторонние и двусторонние иски
  7. Глава I. Односторонние и неравномерно двусторонние договоры
  8. В чем причины увлечения азартными играми?
  9. § 208. Односторонние обещания. Понятие и главные виды
  10. 3-2.3- Сверхценные образования
  11. Одностороннее расширение зрачка (мидриаз)
  12. Сверхценные идеи
  13. Сверхценные идеи
  14. 1. Завещание как односторонняя сделка
  15. 1. Завещание как односторонняя сделка
  16. П Одностороннее сужение зрачка (миоз)
  17. Сверхценные идеи
  18. СИНДРОМ СВЕРХЦЕННЫХ ИДЕЙ
  19. СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ
  20. Восстановление голосовой функции при одностороннем некомпенсированном параличе гортани

Источник