Синдром одного ребенка в семье

Синдром одного ребенка в семье thumbnail

Считается, что дети, у которых нет братьев и сестёр, вырастают избалованными и эгоистичными. Разбираемся, так ли это.

Синдром одного ребенка в семье

Коринна Хартманн

Психолог, научный журналист.

Единственные дети в семье всегда всё делают по-своему, не умеют делиться и, как правило, эгоистичны — такие установились стереотипы. Хотя последние исследования говорят, что это преувеличение. Так откуда взялись эти предрассудки?

Ещё в XIX веке американский педагог Юджин Боханнон опубликовал результаты опроса 200 человек (для того времени это была новая форма проведения исследования). В нём он просил респондентов рассказать об особенностях характера всех детей, которых они знали.

В 196 случаях участники описали единственных в семье детей как слишком избалованных. Коллеги Боханнона согласились с результатами его исследования, после чего идея, что один ребёнок в семье — это плохо, широко распространилась в обществе.

Кроме того, в начале ХХ века считали, что воспитание без братьев и сестёр делает детей гиперчувствительными. Родители концентрируют все свои тревоги и страхи на одном ребёнке, и это делает его слишком восприимчивым. В итоге он вырастает слабонервным ипохондриком.

Однако данные , полученные психологом Тони Фальбо, опровергли эти утверждения. Она — единственный ребёнок в семье. И в своей работе утверждает, что наличие братьев и сестёр не гарантирует становление достойного человека.

В 1986 году Тони составила обзор более 200 исследований на эту тему. И она не обнаружила серьёзных различий между теми, у кого есть братья и сёстры, и теми, кто воспитывался один.

Зато оказалось, что у единственных детей в семье более крепкие эмоциональные связи со своими родителями.

Этот вывод подтвердило исследование 2018 года, которое провели Андреас Клок и Свен Штадтмюллер из Франкфуртского университета прикладных наук. Они проанализировали динамические данные примерно 10 000 немецких школьников, чтобы определить особенности характера первенцев в многодетных семьях и единственных детей.

Исследователи также изучали качество их отношений с родителями — этот показатель измерялся тем, насколько легко ребёнок мог обратиться к ним по сложным и важным вопросам.

В итоге 25% единственных в семье детей, сочли свои отношения с родителями позитивными. В семьях с несколькими детьми, первенцев, которые могли сказать то же самое, было меньше. На третьем месте по близости к родителям оказались средние по старшинству, а на последнем — самые младшие.

Несмотря на тесные связи с родителями, многие дети, выросшие без братьев или сестёр, сожалеют об этом. Это выяснили в 2001 году Лисен Робертс и Присцилла Блантон, когда попросили нескольких молодых людей вспомнить своё детство.

Кроме того, именно из-за отсутствия надёжного товарища в лице брата или сестры в дошкольном возрасте часто появляются воображаемые друзья, с которыми ребята играют и делятся переживаниями. Но беспокоиться из-за этого не стоит — такая игра развивает у ребёнка способность общаться с другими.

Однако всё же есть доказательства того, что единственные дети в семье менее склонны идти на компромиссы. Эти новые данные получили в Китае — там политика одного ребёнка диктовала правила планирования семьи почти четыре десятилетия.

Группа исследователей во главе с психологом Цзян Цю опросила 126 студентов, у которых не было братьев и сестёр, и 177 тех, у кого они были. Оценивались их мыслительные способности и личностные качества.

Единственные в семье дети показали худшие результаты в тесте на толерантность.

А согласно пятифакторной модели личности человека (FFM), такие люди характеризуются как конфликтные, недоверчивые, эгоцентричные и склонные к соперничеству.

Студентов также попросили пройти творческий тест креативности Торренса. Им нужно было придумать как можно больше оригинальных применений повседневным предметам, например, консервной банке.

Единственные дети в семье обладали более латеральным мышлением — им удавалось решать проблемы творчески.

Это может быть связано с тем, что, не имея братьев и сестёр, детям часто приходится полагаться только на себя. Поэтому они вынуждены стать изобретательными и находчивыми уже в раннем возрасте.

Но и это ещё не всё. МРТ-тесты выявили различия в структуре мозга. У единственных в семье детей исследователи обнаружили больше серого вещества в супрамаргинальной извилине — области коры, связанной с творчеством и воображением.

Однако при этом у них оказалось меньше клеток серого вещества в лобной доле. А эта область как раз отвечает за склонность к толерантности, способности понимать чувства других и контролировать собственные эмоции.

Влияние отсутствия братьев и сестёр зависит от того, сколько других возможностей есть у ребёнка для развития социальных и когнитивных способностей. В конце концов, они не отрезаны от социума: то же общение в детском саду способствует развитию коммуникативных навыков.

Хотя родителям, имеющим только одного ребёнка, придётся больше стараться, чтобы научить его делиться своими игрушками, книгами и вниманием взрослых, количество детей в семье не так важно, как создание спокойной обстановки и атмосферы любви.

Источник

Несмотря на государственные программы, побуждающие молодые семьи к рождению второго ребенка, в большинстве семей родители не решаются на второго (третьего и т.д.) ребенка. Тут, конечно, мнения могут расходиться: кто-то скажет, что один ребенок в семье — не ребенок и что это серьезная проблема для семьи и самого ребенка, а кто-то, что и одного в наше время более, чем достаточно, ибо даже программы не решают возникающих проблем.

 
Единственный ребенок в семье

Фото © The Children Dream

В чем психологи видят проблему единственного ребенка в семье?

1. Нереализованная мечта

Как правило, при наличии единственного ребенка в семье все внимание сконцентрировано на нем. В нем родители пытаются воплотить свои неосуществленные стремления. Например, в детстве матери хотелось стать пианисткой, но не было ни возможности, ни способностей, и теперь она тащит ребенка в музыкальную школу, несмотря на то, что у него тоже нет слуха. Она найдет лучших учителей, оплатит любых репетиторов, лишь бы ее дитя исполнило ее мечту. Но при этом ее старания идут вразрез с желаниями самого ребенка. В результате у ребенка возникает внутреннее напряжение от невозможности соответствовать желаниям матери и от собственных нереализованных потребностей. Заканчивается это, как правило, развитием невроза у ребенка.

Случается, что молодые родители моделируют поведение своих родителей. Например, мать мечтает видеть свою дочь скрипачкой и заставляет ее подолгу играть на скрипке. В результате, получив музыкальное образование, девочка больше никогда не подходила к скрипке. позже, заводя семью, она проделает тоже самое со своим ребенком.

Единственному в семье ребенку покупают много игрушек, к которым он быстро теряет интерес, так как и чаще покупают не потому, что он хочет иметь эти игрушки, а потому, что у родителей в детстве таких игрушек не было. Чаще всего мамы и папы оправдывают эти бессмысленные покупки фразами типа: «У моего ребенка будет все, чего не было у меня в детстве». Они полагают, что для их ребенка это именно то, что нужно. Им невдомек, почему ребенку так быстро надоедают эти игрушки и он продолжает просить то, что он действительно хочет. А родители обвиняют своего ребенка в неблагодарности и избалованности.

Часто родители для своего единственного ребенка выбирают школу, вуз, специальность, профессию, а иногда даже друзей и спутников жизни.  Этот выбор определяется опять же не желанием ребенка, а их собственными нереализованными мечтами. Подобные действия они объясняют заботой о ребенке, ведь они не желают ему зла, просто они лучше знают, что ему нужно.

Как бы родители не хотели своему ребенку лучшего будущего, бессознательно они желают реализовать свои собственные мечты. Если бы они действительно желали ему добра, то не решали бы за него его судьбу, а наоборот, поощряли его инициативу сделать собственный выбор. Постоянно делая выбор за ребенка, родители воспитывают пассивного, безынициативного человека. Подавление всех чувств и желаний ребенка впоследствии приводит к стрессам, депрессиям, нервным срывам.

2. Избалованность

Другая сторона проблемы наличия единственного ребенка заключается в избалованности. Здесь не родители принимают все решения за ребенка, а он за них. Ребенок — центр вселенной, вокруг него вертится земля, ему дозволено абсолютно все. если он чего-то хочет, то родители обязательно выполняют его желание. Привыкнув тот час получать все, что только придет в голову, он не сможет ничего добиться в жизни, если рядом не будет мамы с папой. Избалованность развивается непрерывно, у него впоследствии может наблюдаться ряд серьезных нарушений в поведении.

Родители единственного ребенка постоянно находятся в напряженном состоянии, опасаясь за судьбу своего малыша. Страх потери ребенка овладевает ими при каждом его недомогании. единственный ребенок очень часто ходит по врачам, пьет неимоверное количество лекарств, которые не столько улучшают состояние его здоровья, сколько ухудшают. Родители постоянно опасаются за его здоровье: любой намек на переутомление дает ребенку право не ходить в школу, не заниматься домашними делами и т.д.

Родители при возникновении конфликтной ситуации манипулируют ребенком, играют на его чувстве вины:

— Я тебе всю жизнь отдала.

— Я тебе всю свою жизнь посвятила, столько для тебя сделала.

В основе этих фраз лежит эгоистическая уверенность в том, что ребенок тоже должен посвятить всю свою жизнь родителям. Очень часто такой конфликт возникает между матерью-одиночкой и единственным сыном. Родители единственного ребенка утрачивают чувство меры, заботясь о нем, заглушают этой заботой его стремления к независимости и самостоятельности.

Для ребенка очень важно общаться не только со своими родителями и другими родственниками, но и своими сверстниками. И первый опыт такого общения он может получить, если в семье двое и больше детей. В семье дети учатся налаживать нормальные взаимоотношения не только друг с другом, но и с окружающим миром. Единственный ребенок не умеет налаживать контакт с другими детьми, он не понимает чувств сверстников, а значит, в будущем не сможет понимать людей, не будет считаться с их желаниями.

В современной психологии есть такое понятие, как «синдром единственного ребенка». Единственный ребенок более возбудим, более склонен к нарушениям в поведении, плохо налаживает отношения с другими людьми. Играя с другими детьми, он никогда не выступает в роли лидера, если же и пытается им стать, ребята могут его осадить. Ребенок привыкший получать все, не прикладывая для этого никаких усилий, не умеет отстаивать свои интересы, завоевывать авторитет у других, а это в свою очередь ведет к появлению агрессивности.

На сегодняшний день одним из факторов предотвращения отклонений от норм в поведении ребенка является изменение условий, в которых он развивается, а именно рождение второго ребенка.

Конечно, в этой статье есть много спорных моментов, но помните, что речь идет не о маленьком единственном ребенке, а именно подросшем. От себя могу сказать, что много, на мой взгляд, зависит от самих родителей, стиля их воспитания, подходов в воспитании, при каких условиях родился этот единственный ребенок. Я, да и Вы тоже, знаю немало примеров, когда единственный ребенок не имел никаких проблем с поведением и отношением к другим людям и вырастал замечательным человеком.

Из книги «Психологическая реабилитация в детском возрасте»

Автор Кристина Бахарева

Бахарева Кристина Бахарева «Психологическая реабилитация в детском возрасте»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

iconLitr Купить на ЛитРес

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Источник

depositphotos.com

Все началось с простого опроса

Еще в 1898 году известный американский педагог Юджин Уильям Боханнон опубликовал результаты проведенного им опроса, в котором участвовали 200 человек (для того времени это была новая форма проведения исследования). Этих людей просили назвать особенности, характерные для единственных детей в семье, с которыми они были знакомы. В 196 случаях участники опроса описывали таких детей как очень избалованных и эгоистичных, пишет немецкий психолог Коринна Хартманн.

Коллеги Боханнона согласились с полученными им результатами, и идея о том, что единственный ребенок – это очень плохо, широко распространилась в обществе.

В начале XX века в портрет единственного ребенка в семье добавилась еще одна деталь – из-за гиперопеки со стороны родителей, которые направляют на него не только всю свою любовь, но и все свои страхи и тревоги, тот неминуемо вырастает изнеженным и слабонервным ипохондриком.

Такие представления бытовали вплоть до конца XX века, однако новые исследования полностью реабилитировали единственных детей и показали, что все эти стереотипы – ерунда.

Дети с крепкой эмоциональной связью

Первой заступилась за единственных детей в семье психолог из Университета штата Техас Тони Фэлбо. В 1986 году она опубликовала статью с результатами анализа данных, полученных в ходе более чем 200 других исследований по этой теме.

Оказалось, что никаких различий в личностных характеристиках единственных детей в семье и тех, кто рос в окружении братьев и сестер, нет.

Фэлбо, на самом деле, нашла всего одно отличие – у единственных детей более крепкие эмоциональные связи с родителями, чем у детей из многодетных семей. Но ведь в этом нет ничего плохого, не так ли?

Выводы Фэлбо были позже подкреплены и другими исследованиями, в том числе проведенным в 2018 году детскими психологами Андреасом Клоке и Свеном Штадтмюллером из Франкфуртского университета прикладных наук (Германия). Исследователи проанализировали результаты опросов, в которых участвовали около десяти тысяч немецких школьников.

Среди прочего, Клоке и Штадтмюллер обращали внимание на качество детско-родительских отношений. Этот критерий показывает, насколько легко и просто ребенок может начать разговор с родителями о важных для него вещах.

В результате выяснилось, что проще всего обсудить свои проблемы с родителями именно единственным детям.

На втором месте – первенцы, на третьем – средние, и на последнем – младшие дети в семье.

Однако несмотря на хорошие отношения и сильную эмоциональную связь с родителями, единственные дети часто жалеют, что у них нет верного товарища по играм, как у тех, кто растет с братьями или сестрами. Единственные дети дошкольного возраста нередко придумывают себе воображаемого друга. Но беспокоиться об этом не стоит – такая игра развивает у ребенка способность общаться с другими детьми.

Чемпионы по воображаемым друзьям

У единственных детей все же удалось выявить некоторые личностные особенности. Новое исследование, проведенное китайским психологом Цзян Ци, показало, что единственные дети не очень любят идти на компромиссы, сотрудничать и сочувствовать другим людям. Психолог протестировал мыслительные способности и личностные характеристики 126 студентов-единственных детей в семье, и 170 студентов, росших с братом или сестрой.

Единственные дети набрали меньше баллов в тесте на толерантность.

Толерантные люди альтруистичны, готовы помогать, сотрудничать и сочувствовать другим. Но при этом у единственных детей оказалось более креативное, гибкое мышление, чем у тех, кто рос с братом или сестрой. Возможно потому, что им приходится с ранних лет полагаться в играх только на собственную фантазию и изобретательность.

Но и это еще не все. Магнитно-резонансная томография выявила особенности в структуре головного мозга единственных детей. В их супрамаргинальной извилине – области коры мозга, связанной с воображением и креативностью, – присутствует больше серого вещества, чем у тех, кто рос с братьями и сестрами.

В то же время у единственных детей наблюдается некоторый дефицит серого вещества в срединной префронтальной коре. Эта часть мозга отвечает за обработку эмоциональной информации, включая способность договариваться, понимать чувства других людей и контролировать собственные эмоции.

На то, каким вырастет единственный ребенок, влияет огромное количество факторов.

В первую очередь – те возможности для развития, которые ему обеспечивает семья. Единственные дети, как правило, не растут в изоляции и не лишены общения с другими детьми – они ходят в детский сад и в школу, занимаются в кружках и т.п. Так или иначе, любящая и спокойная обстановка в семье гораздо важнее, чем количество детей.

Читайте также: 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

От автора: Я единственный ребенок в семье. Я не знаю, каково это, драться с сестрами или братьями, мне совершенно не знакомы выражения «Отдай! Это мое!», равно как и общие секреты и свой «штаб» под столом… Статья написана с разрешения действующих лиц, имена изменены.

Проблема единственного ребенка в семье весьма сложная и противоречивая. В данной статье рассмотрены ситуации в благополучных, интеллигентных семьях с характерными социально-психологическими чертами, высоким социальным статусом. Итак, перед нами две истории, объединенных одним комплексом — комплексом единственного ребенка. 

В детстве,  когда закладываются механизмы социализации личности, когда происходит становление психоэмоциональной сферы ребенка, а также формируется мироощущение как фундамент мировоззрения, единственный ребенок примеряет на себя (с помощью семьи, разумеется) роль принцессы или принца. 

Помимо огромной любви, нежности, окружающих благ, ребенок в большинстве случаев сталкивается с негативными установками, оказывающими огромное влияние или даже предопределяющих дальнейшую судьбу человека.

Алиса, 33 года. Родилась в интеллигентной советской семье. Единственный ребенок в семье. Проблемы Алисы, пришедшие из детства, в первую очередь связаны с завышенной самооценкой и излишней самоуверенностью. «Когда тебе внушают, что ты — самая лучшая, самая красивая, самая умная, когда растешь в атмосфере любви и комфорта, беззаботности, то жизнь с годами становится все сложнее…!». Длительное время Алиса не могла понять, почему мужчины от нее уходят. Ведь казалось бы, красива, умна, образованна. За плечами калейдоскоп романов и интриг, развод и неразвивающиеся отношения.  «Вздорный характер. Ведь каждый раз в мужчине я хочу увидеть отца. Будто программа какая-то работает по одному сценарию. Я и отец. Любимая папина девочка. Любой каприз будет исполнен. Мама и папа воспитывали меня со склонностью к перфекционизму. «Ты должна быть самой лучшей!». Особенно страшным было сравнение с чужими детьми или отличниками. «Вот у соседей девочка молодец, а ты? Ты чем хуже?». Вспоминается как навязчивый страшный сон! В итоге — академия, аспирантура, диссертация, работа…и полное отсутствие семейного счастья. Единственная радость от замужества — рождение долгожданного ребенка…А дальше — агония брака… После брака отношения не развиваются или быстро заканчиваются ничем».

Проблема Алисы типична для единственных детей. Это комплекс «отличника«, когда родители стремятся видеть в ребенке идеальный образ, предъявляя к нему завышенные требования. В случае с Алисой родители, с одной стороны, верили в успех, карьерный рост дочери, но с другой стороны, не обращали должного внимания на воспитание и взращивание в девушке семейных ценностей, основанных на представлении о мужчине как о равноправном партнере, о любви, об уважении между мужчиной и женщиной. Упоение собой, своим Эго в ущерб осмыслению партнера как отдельного субъекта, а не собственности, как свободного в своем выборе человека, приводило каждый раз к неизбежному краху отношений. Принятие себя Алисой как совершенно исключительной личности, не имеющей никаких отрицательных сторон заведомо разрушительная установка «папиной девочки». 

Другая история. Ада, 36 лет. Единственный ребенок, воспитывающийся сначала в неполной семье, затем с 12 лет с отчимом . «С отцом я виделась раз в месяц.У папы были еще дети от предыдущих браков. Но мне было это не нужно. Я росла в безусловной любви, окруженная заботой, вниманием, теплотой всех многочисленных родственников. Но особую роль сыграли бабушка и мама. Воспитывали в строгости. Ничего лишнего не позволяли, несмотря на высокий социальный статус семьи. Программа-установка мамы была стандартная: сначала институт, потом семья…Мама настаивала на МГИМО. Отчим видел во мне «юриста от Бога», судью в мантии…Правда, я пошла своей дорогой. Институт благополучно окончила, потом влюбилась в будущего мужа». Проблема Ады в том, что к строгому, можно сказать, пуританскому воспитанию, добавилась еще одна. Аде было очень тяжело устанавливать контакты с мужчинами. «Я вообще не знала, как развивать отношения с молодыми людьми. Я их не то чтобы боялась, но как-то комплексовала. Потребовалось много времени, чтобы преодолеть это! Каждый раз, как только обрывались отношения, я начинала копаться в себе, искала какие-то недостатки, занималась «самобичеванием». В итоге снижалась самооценка, росла неуверенность…». Будучи уже разведенной женщиной, Ада снова испытывает влияние все  тех же установок из детства…

Единственный ребенок в семье ожидания и реальность

Единственные дети в семье — это явление или даже вариант социальной нормы ХХ-ХХI  века. Это не хорошо и не плохо. Думаю, здесь вообще оценивать не стоит. Это лишь вариант развития личности, но по-особенному пути: с завышенными требованиями и ожиданиями родителей,  с гипертрофированным эгоизмом и эгоцентризмом, со сложностями с коммуникацией, особенно, с людьми противоположного пола. История двух девушек — «единственных дочек» — это два в целом схожих сценария. В первом случае девушка отражает «перфекционистский» замысел родителей лишь в профессиональном росте и утрированном эгоцентризме, страдая от нехватки семейно-ценностных ориентиров в построении гармоничных отношений. Во втором случае, девушка, напротив, скромна и застенчива в романтических отношениях, однако весьма самостоятельна и эгоцентрична в карьерных достижениях… Но в обоих случаях девушки испытывают дискомфорт  в отношениях с мужчинами, уязвимы в связи с сохраняющейся инфантильностью и гиперопекой старших родственников.

Источник