Синдром нервной системы у детей

Синдром нервной системы у детей thumbnail

Содержание:

  • Поражения ЦНС: на каких сроках беременности?
  • Повышенное внутричерепное давление: симптомы
  • Нарушения мышечного тонуса
  • Откуда берутся срыгивания и склонность к запорам
  • Судорожный синдром
  • Лечение ребенка с поражением ЦНС

Бывает, что в роддоме или чуть позже, на приеме у педиатра новорожденному ребенку ставят сложные диагнозы, касающиеся состояния центральной нервной системы (ЦНС). Что скрывается за словами «гипертензионно-гидроцефальный синдром» или «синдром вегетативно-висцеральных дисфункций» и как эти состояния могут повлиять на здоровье и развитие ребенка? Возможно ли лечение поражений ЦНС? Рассказывает специалист по детской реабилитации Наталья Пыхтина, глава одноименной клиники.

Первую информацию о состоянии ЦНС новорожденного врач получает в первые минуты и часы после появления малыша на свет, ещё в родильном зале. Все слышали о шкале Апгар, по которой жизнеспособность ребенка оценивается по пяти основным видимым признакам — сердцебиению, окраске кожи, дыханию, рефлекторной возбудимости и мышечному тонусу.

Почему важно правильно оценить двигательную активность младенца? Потому что она дает информацию о состоянии спинного и головного мозга, их функциональности, что помогает вовремя распознать как незначительные отклонения, так и серьёзные патологии.

Так, наибольшее внимание уделяется степени симметричности движений конечностей: их темп и объем должны быть одинаковыми с обеих сторон, то есть у левой руки и левой ноги и правой руки и ноги соответственно. Также врач, проводящий первичный осмотр новорожденного, учитывает четкость и выраженность безусловных рефлексов. Так педиатр получает информацию о деятельности ЦНС малыша и выясняет, функционирует ли она в рамках нормы.

Поражения ЦНС: на каких сроках беременности?

Повреждения центральной нервной системы у ребенка возникают двумя путями — внутриутробно или во время родов. Если отклонения в развитии возникли у плода во время эмбриональной стадии внутриутробного развития, то они зачастую превращаются в пороки, несовместимые с жизнью, либо крайне тяжёлые и не поддающиеся лечению и коррекции.

Если повреждающее влияние оказывалось на плод после восьмой недели беременности, это не скажется на ребенке в виде грубого уродства, но вполне может стать причиной небольших отклонений, которые придется лечить после рождения. Негативное воздействие на плод на поздних сроках — после двадцать восьмой недели беременности — в виде пороков не проявится вовсе, но может стать катализатором при возникновении заболеваний у нормально сформированного ребенка.

Очень сложно предсказать, какой конкретно негативный фактор и на каком сроке беременности нанесет плоду непоправимый ущерб. Поэтому будущей матери нужно быть крайне осторожной и следить за своим здоровьем еще до момента зачатия. Подготовка к беременности — важный этап планирования семьи, потому что на состоянии здоровья ребенка могут сказаться как вредные привычки матери, так и её хронические заболевания, тяжелая работа и нездоровое психологическое состояние.

Немаловажно для дальнейшей жизни ребёнка и то, как именно он появится на свет. Именно в момент родов есть опасность повреждений вторым путём — интранатально. Любое неправильное вмешательство или, наоборот, отсутствие своевременной помощи с высокой вероятностью негативно скажутся на малыше. В зоне риска — преждевременные роды, а также роды в намеченный срок, но стремительные или, наоборот, затяжные.

Основные причины поражения ЦНС у новорожденных — кислородное голодание, которое приводит к гипоксии, и родовые травмы. Реже встречаются менее очевидные и диагностируемые причины: внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ или хромосомная патология.

Врачи выделяют несколько синдромов патологии ЦНС у новорожденных.

Повышенное внутричерепное давление: симптомы

Гипертензионно-гидроцефальный синдром — это чрезмерное скопление спинномозговой жидкости в желудочках и под оболочками мозга. Чтобы выявить данный синдром у младенца, проводится УЗИ головного мозга и регистрируются данные о повышении внутричерепного давления (по данным эхоэнцефалографии — ЭЭГ).

В ярко выраженных тяжелых случаях при данном синдроме непропорционально увеличиваются размеры мозговой части черепа. Как известно, дети рождаются с подвижными костями черепа, которые срастаются в процессе развития, поэтому при одностороннем патологическом процессе данного синдрома будет наблюдаться расхождение черепных швов, истончение кожи в височной доле и усиление венозного рисунка на волосистой части головы.

Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, он будет беспокоен, раздражителен, легко возбудим и плаксив. Также малыш будет плохо спать, таращить глазки и запрокидывать голову назад. Возможно проявление симптома Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком). В более тяжёлых случаях может также иметь место симптом так называемого «заходящего солнца», при котором радужная оболочка глаза, как солнце на закате, наполовину погружена под нижнее веко. Также иногда появляется сходящееся косоглазие.

При пониженном внутричерепном давлении, наоборот, ребенок будет малоактивным, вялым и сонливым. Мышечный тонус в данном случае непрогнозируем — он может быть как повышенным, так и пониженным. Малыш может при опоре вставать на цыпочки, при попытке ходьбы перекрещивать ножки, при этом рефлексы опоры, ползания и ходьбы у младенца будут снижены. Также нередко могут случаться судороги.

Нарушения мышечного тонуса

Синдром двигательных нарушений — патология двигательной активности — диагностируется почти у всех детей с внутриутробными отклонениями в развитии центральной нервной системы. Разнится только выраженность и уровень поражения.

При постановке диагноза педиатр должен понять, какова зона и локализация поражения, есть ли проблема в работе головного или спинного мозга. Это принципиально важный вопрос, поскольку методики лечения кардинально различаются в зависимости от установленной патологии. Также большое значение для постановки диагноза имеет корректная оценка тонуса различных групп мышц.

Нарушение тонуса в различных группах мышц приводит к запаздыванию появления двигательных навыков у младенца: например, ребенок позже начинает брать предметы всей кистью, движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных занятий, ребенок позже встает на ножки, а перекрест нижних конечностей препятствует формированию правильной ходьбы.

Читайте также:  Стадии общего адаптационного синдрома при стрессе

К счастью, этот синдром излечим — у большинства детей благодаря правильному лечению наблюдается снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. В память о заболевании может остаться только высокий свод стопы. Нормальной жизни это не мешает, и единственной сложностью остаётся выбор удобной и удачно сидящей обуви.

Откуда берутся срыгивания и склонность к запорам

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций характеризуется нарушением терморегуляции у ребенка (температура тела повышается или понижается без видимых причин), исключительной белизной кожи, связанной с нарушением работы сосудов, и желудочно-кишечными расстройствами (срыгиванием, рвотой, склонностью к запорам, недостаточной прибавкой в весе сравнительно с показателями, принятыми за норму).

Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и напрямую имеют отношение к нарушениям в кровоснабжении задних отделов мозга, где расположены все основные центры вегетативной нервной системы, руководящей жизнеобеспечивающими системами организма — пищеварительной, терморегуляционной и сердечно-сосудистой.

Судорожный синдром

Склонность к судорогам в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в тех случаях, когда происходит распространение или развитие болезненного процесса в коре головного мозга, и имеют множество самых разных причин.

В каждом конкретном случае причину возникновения судорожного синдрома должен выявить врач. Для эффективной оценки часто требуется проведение целого ряда исследований и манипуляций: инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), кровообращения мозга (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), а также биохимических исследований крови.

С точки зрения локализации судороги не одинаковы — бывают генерализованными, то есть охватывающими весь организм, и локализованными, которые связаны с отдельными группами мышц.

Судороги различны и по своему характеру: тонические, когда ребенок словно вытягивается и застывает на короткое время в определенной фиксированной позе, и клонические, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища.

Родителям стоит внимательно наблюдать за ребенком в первые месяцы жизни, т.к. судороги у детей могут стать началом эпилепсии, если сразу не обратиться к специалисту и не провести грамотное лечение. Тщательное наблюдение и детальное описание возникающих судорог со стороны родителей существенно облегчит врачу постановку диагноза и ускорит подбор лечения.

Лечение ребенка с поражением ЦНС

Точная диагностика и своевременное корректное лечение патологии ЦНС чрезвычайно важно. Детский организм очень восприимчив к внешнему воздействию на начальном этапе развития, и вовремя полученные процедуры могут в корне изменить дальнейшую жизнь ребенка и его родителей, позволив на самых ранних этапах со сравнительной лёгкостью избавиться от проблем, которые в более позднем возрасте могут стать весьма существенными.

Как правило, детям с патологиями раннего возраста назначается медикаментозная терапия в комплексе с физической реабилитацией. Лечебная физкультура (ЛФК) — один из самых эффективных немедикаментозных способов реабилитации детей с поражениями ЦНС. Правильно подобранный курс ЛФК помогает восстановить двигательные функции ребёнка, используя адаптационные и компенсаторные возможности детского организма.

Источник

Как лечить нервные расстройства у детей

Статья подготовлена при поддержке развивающего центра для детей – London Express Junior.

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить  такие нехарактерные  признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога, особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

Стресс, плохой аппетит и нарушения сна в первую очередь снижают успеваемость в школе

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.
Читайте также:  Синдром титца симптомы лечение народными средствами

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Причины нервного расстройства у детей

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Повышенная нагрузка: физическая, умственная;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Причины нервного расстройства у детей

Конфликты в семье часто становятся причиной нервных расстройств у детей

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств  важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Источник