Синдром навязчивого состояния у ребенка
Невроз навязчивых состояний у детей – это обессивная форма заболевания, которая имеет психогенный характер. Патологический процесс развивается преимущественно у мнительных детей. При навязчивом состоянии у детей они не могут контролировать собственные мысли и движения.
Причины патологии
Навязчивый симптом развивается у маленьких пациентов по разнообразным причинам. Заболевание развивается у пациентов при генетической предрасположенности. Если у близких родственников ребенка диагностировался патологический процесс, то он находится в группа риска.
Заболевание появляется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. В группе риска находится ребёнок, который растет в плохой семейной обстановке. Патологическое состояние появляется у детей при частых умственных и физических нагрузках. При плохих отношениях со сверстниками у ребенка может диагностироваться заболевание. Оно диагностируется при информативной перегруженности.
Навязчивость возникает при серьезной травме психики. Наиболее часто ее диагностируют у детей, которые переживают развод родителей или смерть близкого человека. Если родители воспитывают ребенка неправильно, то это может привести к развитию болезни. Она появляется у детей, к которым родители заявляют чрезмерно высокие требования.
Навязчивое действие и связанное с ним заболевание развивается при воздействии разнообразных психотравмирующих факторов, поэтому родителям рекомендуется внимательно относится к здоровью и воспитанию ребенка.
Симптомы
Симптоматика патологии навязчивое состояние рекомендуется отличать от тика и навязчивого движения. Тик является непроизвольным мышечным сокращением, которое не поддается контролю. Навязчивые движения – это симптомы невроза, которые возникают в виде реакции на психологический дискомфорт. При возникновении желания такое движение останавливается силой воли.
Синдром навязчивого состояния характеризуется наличием определенной симптоматики, что позволяет родителям самостоятельно определить этот патологический процесс. При заболевании маленький пациент постоянно грызет ногти. Ребенок может периодически щелкать пальцами. Пациент периодически мотает головой.
При патологическом процессе ребенок покусывает губы. Еще один симптом болезни проявляется в виде пощипывания собственного тела. Некоторые дети ищут трещины на асфальте и переступают через них. По пути они обходят преграды принципиально только с одной стороны.
Невроз навязчивого состояния проявляется по-разному, поэтому все его признаки перечислить невозможно. Отличительной особенностью заболевания является то, что малыш периодически повторяет одно и то же действие.
У детей может диагностироваться истерия, которая появляется внезапно. При заболевании наблюдается возникновение бессонницы. У некоторых детей отсутствует аппетит, что приводит к снижению массы тела. Ребенок становится вялым и чрезмерно плаксивым.
Детский невроз может иметь разнообразную клиническую картину, что усложняет процесс его диагностики. Именно поэтому при возникновении первых признаков у малыша рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.
Диагностические мероприятия
При появлении первых признаков патологического процесса рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только опытный специалист сможет правильно поставить диагноз пациенту. Он сначала проводит осмотр пациента и сбор анамнеза. Также рекомендуется проведение наблюдений и бесед с психологом или с психотерапевтом. Зачастую этих мероприятий достаточно, чтобы правильно поставить диагноз.
Если у доктора имеются подозрения на протекание других патологий в организме, то рекомендовано применение инструментальных диагностических методов. Ребенок должен пройти компьютерную и магниторезонансную томографию.
Это высокоинформативные методы, которые дают возможность получения снимков послойного изображения исследуемой области. При заболевании пациентам рекомендовано проведение электроэнцефалографии, электромиографии, эхоэнцефалографии.
Эти диагностические методики позволяют определить изменения в сером веществе и сосудах головного мозга. В некоторых случаях рекомендуется применение тепловидения и ультразвукового исследования.
Диагностика заболевания должна быть комплексной, что позволит точно его определить и назначить действенную терапию.
Лечение болезни
Если патологический процесс протекает в легкой форме, то рекомендовано применение психокоррекции. С этой целью осуществляется использование общеукрепляющих упражнений и психотерапевтических методик:
- Поведенческой терапии;
- Игровой психотерапии;
- Арттерапии;
- Аутогенных тренировок.
Для того чтобы восстановить психические и поведенческие реакции малыша, степень нарушения которых зависит от особенностей протекания заболевания, рекомендовано применение комплексного лечения. В этом случае проводится прием медикаментозных препаратов и психотерапевтических техник. Методика требует использовать определенные приемы :
- Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Малыш в ходе беседы должен прожить свой страх, что обеспечивает снятие тревожности.
- В ходе бесед используется психогимнастика, с помощью которой корректируются эмоции, мысли, поведение.
- Для того чтобы устранить навязчивые мысли и движения школьника обучают контролировать эмоции. Также он знакомиться при занятиях с психотерапевтом с методами подавления тревоги и агрессии.
- Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Для устранения тревожности специалист создает ситуации, которые заставляют ребенка снова пережить свой страх.
- В период лечения патологического процесса рекомендовано организовать полезное общение с людьми. Маленьким пациентам показывают примеры поведения в социуме.
- При лечении болезни психотерапевт работает с родителями малыша, что позволяет устранить ее причину. Он обучает правильным взаимоотношениям в семье, а также корректирует методы воспитания.
Существуют разнообразные психокорректирующие методики, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для пациента. Выбор метода лечения осуществляется доктором в соответствии с особенностями протекания патологии.
Рекомендации родителям
При возникновении патологии у ребенка родителям рекомендовано откорректировать свое поведение. Родители должны откорректировать свое поведение. Категорически запрещается ссориться при ребенке или травмировать его психику другими ситуациями. При воспитании малыша родители не должны оказывать на него чрезмерное давление.
Если мама укладывает ребенка, то она должна петь ему колыбельные или читать сказки в соответствии с его возрастными особенностями. Высоким эффектом воздействия обладает танцевальная терапия. В период проигрывания музыки ребенок выплескивает негативную энергию, которая в нем скапливается. Полезными будут совместные занятия с ребенком.
В дошкольном возрасте родителям рекомендуется заняться рисованием. Для того чтобы порадовать ребенка, ему можно приготовить любимую еду.
Родители должны концентрировать снимание на своем поведении, так как оно играет важную роль в формировании патологии. Большинство из людей не являются идеальными родителями. Но, если в доме растет ребенок с предрасположенностью к неврозу, то нужно стремиться к этому.
В период лечения патологического процесса категорически запрещается ругать малыша за навязчивые движения и мысли. Если родители замечают, что ребенок начинает грызть ногти или щипать себя, то с ним рекомендовано сразу же поговорить о проблеме.
В момент протекания патологического процесса рекомендовано стараться уделять ему как можно больше внимания и времени. Ребенку не рекомендуется во время терапии заболевания просматривать телевизор или играть за компьютером.
Малышу рекомендовано обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, длительность которых составляет не менее 3 часов.
Если родители будут благосклонно и правильно относится к своему ребенку во время терапии болезни, то это положительно отобразится на этом процессе.
Народные средства
Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.
- Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды. Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.
- Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны. В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
- Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.
- Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
- Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.
Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.
Медикаментозная терапия
Если патологический процесс протекает в острой форме, то лечение невроза проводится с применением медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендован прием:
Антидепрессанты
Действие препаратов положительно отображается на психоэмоциональном состоянии человека. При использовании лекарств у ребенка купируется страх, тревожность, паническая атака. Благодаря медикаментам устраняется патологическая сосредоточенность на определенных действиях и мыслях. Препараты применяются для купирования вегетативных нарушений.
Лечение заболевания может проводиться Гуморилом, Бефолом, Амитриптилином. Прием медикаментов начинается с минимальной дозировки. При возникновении необходимости ее увеличивают только после предварительной консультации с врачом.
Транквилизаторы
Препараты характеризуются наличием снотворного действия, поэтому их широко применяют при бессоннице. Рекомендовано использование лекарств для борьбы с тревожностью, так как они обладают успокаивающим эффектом. Если у ребенка наблюдается страх и нарастающая тревожность, то им прописывают лекарства этой группы.
Терапия патологического процесса проводится Феназепамом, Диазепамом, Мебутаматом. Препараты могут иметь негативное отображение на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, то их применение рекомендуется в крайне редких случаях и по назначению врача.
Нейролептики
Препараты характеризуются наличием выраженного антипсихотического действия, поэтому рекомендовано их применение при неврозах разнообразного генеза. Благодаря универсальному составу лекарств в период их применения купируется чувство страха, что приводит к снятию напряжения. С помощью лекарств проводится борьба с угнетенным психоэмоциональным состоянием.
Во избежание развития побочных эффектов рекомендовано, чтобы лекарства подбирались для ребенка доктором.
Ноотропные средства
Применение лекарств рекомендуется только на начальной стадии развития патологического процесса. Благодаря медикаментам обеспечивается стойкость психики человека к разнообразным психотравмирующим ситуациям. Применение медикаментов рекомендуется для улучшения памяти и концентрации внимания.
При использовании лекарств наблюдается увеличение уровня интеллектуальной активности ребенка. пациентам рекомендован прием Церебролизина, Актовегина, Пантогана.
Препараты обладают слабо выраженным антидепрессивным эффектом, что позволяет их использовать при психомоторной заторможенности. Действие лекарств направлено на насыщение головного мозга ребенка и улучшить состояние пациента.
Заключение
Невроз навязчивого состояния у ребенка – это патология, которая может привести к нежелательным последствиям. Именно поэтому категорически запрещается ее игнорировать. При обнаружении первых симптомов болезни родители должны показать ребенка доктору.
Только специалист может поставить правильный диагноз после определенных исследований. Это предоставляет возможность назначения действенного лечения с применением медикаментов и психорректироующих методик.
Источник