Синдром нарушенного кишечного всасывания у детей pdf

Синдром нарушенного кишечного всасывания у детей pdf thumbnail

Синдром нарушенного всасыванияпедиатрия, заболевания, медицина, здоровье, болезни, секс

(синоним: синдром мальабсорбции). Симптомокомплекс клинических проявлений, возникающих вследствие расстройства процессов абсорбции в тонкой кишке. Синдром нарушенного всасывания, как правило, сочетается с синдромом недостаточности пищеварения.

Этиология и патогенез. Синдром поли-этиологичен. Различают первичный и вторичный синдромы нарушения всасывания. Причины первичного нарушения абсорбции недостаточно ясны. Предполагают генетически обусловленную энзимопатию. Чаще у детей встречаются целиакия и непереносимость белка коровьего молока. Вторичные расстройства всасывания развиваются на фоне многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких, как хронический энтерит, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, болезнь Уиппла, состояние после резекции желудка и кишки, тропическая спру и др.

Дисахаридазная недостаточность. Заболевание, связанное с дефицитом определенных дисахаридаз (ферментов) в слизистой оболочке тонкой кишки.

Этиология и патогенез.Известны первичная (наследственная) и вторичная (приобретенная) дисахаридазная недостаточность. Форма первичной дисахаридазной недостаточности описана в главе 10. Приобретенная недостаточность дисахаридаз может быть следствием заболеваний тонкой кишки (энтерит, язвенный колит, тяжелые кишечные инфекции, целиакия, муковисиидоз).

Клиническая картина.Отмечаются частый водянистый пенистый стул с кислым запахом, сры-гивания, рвота, метеоризм, изменение аппетита. Развитие гипотрофии, гипотонии мышц, полигипоавита-миноза и других дефицитных состояний. Часто является следствием основного заболевания.

Диагноз. Из лабораторных показателей наиболее характерно обнаружение повышенных количеств дисахаридов (лактозы, сахарозы) в кале методом хро-матографии или «Clinitest», снижение рН кала ниже 5,5, резкое уплощение гликемической кривой после нагрузки тем дисахаридом, к которому имеется непереносимость (не более 20—25 % от исходного уровня), однако нагрузочные пробы необходимо проводить с большой осторожностью. Рентгенологическое исследование желудочно-кишечного тракта выявляет избыточное количество газа и жидкости в просвете кишки, дискинетические расстройства, чередование участков атонии и спазма, резкое усиление перистальтики.

Прогноз. При правильном лечении благоприятный.

Лечение. Исключение непереносимого дисаха-рида из пищи. При непереносимости лактозы назначается диета с исключением свежего молока и кисломолочных смесей, с введением стандартных низколак-тозных смесей, отмытого от сыворотки творога, сыра. В случае их отсутствия возможно применение 3-суточного кефира, у детей первых 3 мес жизни — В-риса на основе 3-суточного кефира (^Л 3-суточного кефира + V5 рисового отвара + 5 % раствор глюкозы). Безмолочный прикорм с ранним введением мясного пюре (с 4—5-го месяца). Обычная продолжительность диеты 6—9—12 мес, после чего дисахаридазная активность у большинства детей восстанавливается. Лечение основного заболевания.

Непереносимость белка коровьего молока. Заболевание, при котором под влиянием антигена (белок коровьего молока) у детей раннего возраста развивается повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, часто в сочетании с кожными проявлениями пищевой аллергии (атонический дерматит).

Этиология и патогенез. Предполагается аллергический генез данной патологии.

Клиническая картина. Сходна с таковой при целиакии, но характеризуется более ранним началом (до 2—3 мес). В анамнезе у детей отмечается ранний перевод на искусственное вскармливание смесями, приготовленными на основе коровьего молока. Клинические проявления заболевания в виде острого или подострого энтерита могут развиться уже на 1—2-е сутки после применения молочной смеси. Максимальный латентный период 2—3 мес. Отмечаются срыги-вания, рвота, носящие упорный характер. Внешне дети похожи на больных целиакией (см. Целиакия). Выражены бледность, гипотрофия, гипотония мышц, отставание статических функций, увеличение живота за счет метеоризма и повышения содержания жидкости в петлях кишки. Дети беспокойны, раздражительны. Аппетит сохранен или даже повышен. Стул неустойчивый (чередование поносов и запоров), характерны примеси слизи и крови. Отмечаются проявления поливитаминоза, расстройства трофики, остеопороз. Лаборатор-i ные, рентгенологические и морфологические данные, сходны с таковыми при целиакии.

Прогноз. При правильном лечении благоприятный. В отличие от целиакии через 1—2 года безмолочной диеты дети начинают переносить молочные продукты и в дальнейшем их ограничение отменяют.;

Лечение. Диета с исключением коровьего молока и назначением грудного молока или смесей на основе изолята соевого белка. В качестве варианта можно попробовать козье или кобылье молоко. При непереносимости сои (15—25 % случаев) показана безмолочная диета на основе круп, овощей, мясного пюре, растительного масла или смеси на основе гидролизатга белка.

Целиакия. Заболевание, при котором в результате . непереносимости белков злаков: пшеницы, риса (глю- i тен), овса (авенин), ячменя (хордеин) — развивается i тяжелый синдром мальабсорбции: повреждение слизистой оболочки проксимального отдела тонкой кишки — тотальная и субтотальная атрофия ворсинок.

Этиология и патогенез.Генетическое заболевание, обусловленное тяжелым повреждением слизистой оболочки тонкой кишки (плоская слизистая — «flat mucosa») вследствие воздействия белков ; клейковины злаковых, в частности их компонента гаиадина.

Клиническая картина. У детей раннего , возраста заболевание начинается после введения прикорма, содержащего белки злаковых культур (манная, рисовая, геркулесовая каши, сухари и др.). Типичны анорексия, учащенный обильный, пенистый, блестящий жидкий стул сероватого цвета со зловонным запахом, потеря массы тела с развитием гипотрофии, увеличение живота за счет резкого метеоризма и повышенного содержания жидкости в расширенных петлях кишки — псевдоасцита. Отмечаются снижение тургора тканей, выраженная гипотония мышц, явления полигипоавитаминоза, нарушение трофики (стоматит, глоссит; сухость, мраморность и гиперпигментация кожи). Дети вялы, адинамичны, раздражительны, негативны, плохо адаптируются в окружающей обстановке, отстают в физическом развитии. Часто отмечаются ги-похромная анемия вследствие нарушения всасывания железа, гипохолестеринемия, гипопротеинемия, приводящая к появлению отеков. Характерны гипокальциемия и гипофосфатемия и как следствие — остеопороз, в тяжелых случаях — остеомаляция, спонтанные переломы костей, судорожный синдром. Отмечается снижение экскреции ксилозы с мочой за 2 и 5 ч и ее уровня в крови через 30 мин и 1 ч в пробе с d-ксилозой. Часто выявляется вторичная дисахаридазная, особенно лактазная, недостаточность. При коп-рологическом исследовании обнаруживается стеаторея с превалированием нейтрального жира и (или) жирных кислот, реже креаторея. Рентгенологическое исследование желудочно-кишечного тракта выявляет расширение петель тонкой кишки, сглаженность круговых (керкринговых) складок, явления дискинезии, чередования участков спазма и атонии, горизонтальные уровни жидкости под газовыми пузырями, неравномерный пассаж бария по тонкой кишке, чаще ускоренный. На рентгенограммах костей выявляют системный остео-пороз. При морфологическом исследовании биоптата слизистой оболочки тонкой кишки отмечаются субтотальная или тотальная атрофия ворсинок слизистой оболочки проксимальных отделов тонкой кишки, увеличение глубины крипт, снижение коэффициента ворсинка/крипта, увеличение лимфо- и плазмоцитарной инфильтрации слизистой оболочки и собственной пластинки.

Течение целиакии у детей старше 3 лет может быть атипичным, проявляясь резистентной к лечению же-лезодефицитной анемией, задержкой физического и полового развития без отчетливо выраженного кишечного синдрома.

Диагноз. Устанавливается на основании клинических и параклинических проявлений синдрома мальабсорбции (выявление жира в кале, снижение всасывания d-ксилозы, рентгенологическое исследование тонкой кишки, исследование биоптата тонкой кишки). В остром периоде заболевания — обнаружение резко повышенных титров IgA- и IgG-антител к глютену и антиретикулиновых антител методом ИФА (Elisa). Необходимо дифференцировать от муковисцидоза, непереносимости белка коровьего молока, непереносимости дисахаридов, экссудативной энтеропатии, постэнтеритных диарей.

Прогноз. При правильном лечении благоприятный.

Лечение. Основным и единственным способом лечения является аглютеновая диета — высококалорийная диета с исключением из пищевого рациона всех глютеносодержащих продуктов, приготовленных из ячменя, овса, ржи, пшеницы. Разрешаются картофель, кукуруза, рис, греча, яйца, мясо, растительное масло, овощи, фрукты. В остром периоде временно исключают молоко и молочные продукты. Продолжительность диетотерапии в течение всего периода роста ребенка, иногда пожизненно. Обязательно назначение комплекса витаминов (парентерально в тяжелых случаях), ферментных препаратов: панзинорм, фестал, мезим-форте, панкреатин и др. — курсами по 2—3 нед, препаратов кальция, железа. Большое значение имеют создание хорошего эмоционального тонуса, массаж, ЛФК, достаточное пребывание на свежем воздухе, другие режимные моменты. В случаях тяжелого резистентного течения рекомендуется назначение преднизолона в дозе 0,25—1,0 мг/кг в сутки в течение 10—20 дней с постепенным снижением дозы препарата до полной его отмены.

Профилактика целиакии у детей с генетической предрасположенностью заключается в продолжительном грудном вскармливании и острожном введении прикорма.

Энтеропатия экссудативная идиопатическая (синоним: синдром Waldman). Состояние, при котором происходит усиленная экскреция белка из крови через кишечную стенку в просвет кишки и значительная потеря его с калом.

Этиология и патогенез. Первичная экссудативная энтеропатия встречается редко и обусловлена врожденной лимфангиоэктазией кишечника. Синдром экссудативной энтеропатии может развиться на фоне хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких, как целиакия, острые энтероколиты, неспецифический язвенный колит, болезнь Гиршпрунга, болезнь Крона, а также при нефротическом синдроме, недостаточности кровообращения и др.

Клиническая картина. Синдром экссудативной энтеропатии характеризуется отеками, которые могут локализоваться на конечностях или быть универсальными, периодическими поносами, асцитом, значительным похуданием, мышечной гипотонией, судорогами, отставанием детей в физическом и моторном развитии. Постоянно отмечаются выраженная гипопро-теинемия (гипоальбуминемия, гипогаммаглобулине-мия), гипофосфатемия, гипокальциемия, гиперамино-ацидурия, снижение уровня сывороточных иммуно-глобулинов. В кале — наличие растворимого белка, стеаторея с увеличением количества нейтрального жира и жирных кислот, нормальное всасывание d-ксилозы, гипохромная анемия, лимфопения. Рентгенологически выявляют дискинетические расстройства тонкой кишки, гиперсекрецию и нерезкие изменения рельефа слизистой оболочки. Морфологически характерна кишечная лимфангиоэктазия; микроворсинки с щеточной каймой и клетки поверхностного эпителия не изменены. Болезнь имеет хроническое течение.

Прогноз. Зависит от основного заболевания, на фоне которого развился синдром. При первичной экссудативной энтеропатии прогноз неблагоприятный.

Лечение. Проводится с учетом основного заболевания. Обязательна диета с повышенным содержанием белка и резким ограничением жира. Показаны смеси на основе гидролизатов белка и среднецепочеч-ных триглицеридов (МСГ), кокосовое масло, парентеральное введение белковых препаратов (плазма, альбумин), комплекса витаминов, препаратов кальция, ферментов (панзинорм, фестал, мезим-форте, поли-зим). При присоединении вторичной инфекции — антибактериальная терапия. В случае выраженных отеков — мочегонные.

Источник

Ãëàâà 3. Ñèíäðîì íàðóøåííîãî âñàñûâàíèÿ

ÑÈÌÏÒÎÌÛ È ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÀ ÇÀÁÎËÅÂÀÍÈß

Ñèíäðîì íàðóøåííîãî âñàñûâàíèÿ (ìàëüàáñîðáàöèÿ)(ÑÍÂ) ÿâëÿåòñÿ âåäóùèì â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå çàáîëåâàíèé òîíêîé êèøêè. Îáû÷íî áîëåçíü ñîïðîâîæäàåòñÿ õðîíè÷åñêîé äèàðååé, ïîëèôåêàëèåé è ñòåàòîðååé.

Âðîæäåííûå íàðóøåíèÿ âñàñûâàíèÿ, îáóñëîâëåííûå ñåëåêòèâíûì (èçáèðàòåëüíûì) íàðóøåíèåì àáñîðáöèè (îáðàòíîãî âñàñûâàíèÿ) îòäåëüíûõ àìèíîêèñëîò, ìîíî— è äèñàõàðèäîâ, âèòàìèíîâ è äðóãèõ íóòðèåíòîâ (âåùåñòâ, ïîñòóïàþùèõ ñ ïèùåé), ýòè âèäû ìàëüàáñîðáöèè íàáëþäàþòñÿ â äåòñêîì âîçðàñòå.

Âî âçðîñëîì âîçðàñòå ìàëüàáñîðáöèÿ ðàçâèâàåòñÿ ïðè òàêèõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ òîíêîé êèøêè, êàê ãëþòåíîâàÿ ýíòåðîïàòèÿ, áîëåçíü Óèïïëà, îáùàÿ âàðèàáåëüíàÿ ãèïîãàììàãëîáóëèíåìèÿ, ãèïîãàììàãëî-áóëèíåìè÷åñêàÿ ñïðó, òðîïè÷åñêàÿ ñïðó, êîëëàãåíîâàÿ ñïðó, êèøå÷íàÿ ëèìôàíãèîýêòàçéÿ, òóáåðêóëåç òîíêîé êèøêè, ñèíäðîì êîðîòêîé òîíêîé êèøêè, àìøþèäîç êèøå÷íèêà, áîëåçíü Êðîíà, îïóõîëè òîíêîé êèøêè (ëèìôîìà, ëèìôîãðàíóëåìàòîç).

Ïðîÿâëåíèÿ ìàëüàáñîðáöèè (íàðóøåíèÿ ïèòàíèÿ): ïîòåðÿ ìàññû òåëà ïðè ïîëíîöåííîì ïèòàíèè, â äàëüíåéøåì ïðèñîåäèíÿþòñÿ ïîëèãèïîâèòàìèíîç, íàðóøåíèÿ ðàçëè÷íîãî âèäà îáìåíî⠗ áåëêîâîãî, ìèíåðàëüíîãî è âîäíîãî. Ïðè ãèïîâèòàìèíîçå ðàçâèâàþòñÿ èçìåíåíèÿ êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê — ñóõîñòü è øåëóøåíèå, èçìåíåíèå îêðàñêè — êîæà ïðèîáðåòàåò ãðÿçíî-ñåðûé îòòåíîê, ïîÿâëÿþòñÿ ïèãìåíòíûå ïÿòíà íà ëèöå è øåå.  óãëàõ ðòà, çà óøàìè èëè ó êðûëüåâ íîñà ïîÿâëÿþòñÿ ìîêíóùèå òðåùèíû, íîãòè ñòàíîâÿòñÿ òóñêëûìè, ñ ïîïåðå÷íîé èñ÷åð÷åííîñòüþ, ðàññëàèâàþòñÿ. Âîëîñû âûïàäàþò, èñòîí÷àþòñÿ, ñåêóòñÿ íà êîíöàõ. Íîãòè ïðèîáðåòàþò âèä «÷àñîâûõ ñòåêîë», êîíöåâûå ôàëàíãè ïàëüöåâ ðóê — «áàðàáàííûõ ïàëî÷åê». ßçûê áëåäíûé, îòå÷íûé, ïî êðàÿì åãî âèäíû îòïå÷àòêè çóáîâ; îí ìîæåò áûòü è ìàëèíîâî-êðàñíûì ñ ãëóáîêèìè áîðîçäàìè. Âîçìîæíà àòðîôèÿ ñîñî÷êîâ, ÿçûê ñòàíîâèòñÿ ñîâåðøåííî ãëàäêèì, «ïîëèðîâàííûì», ïîâûøàåòñÿ êðîâîòî÷èâîñòü äåñåí, êðîâîèçëèÿíèÿ.

Áåëêîâàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ ïîòåðåé ìàññû òåëà, ãèïîïðîòåèíåìèåé è ãèïîïðîòåèíåìè÷åñêèìè îòåêàìè, êîòîðûå ëîêàëèçóþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â îáëàñòè ãîëåíåé è ñòîï, âîçìîæíî ðàçâèòèå îáøèðíûõ îòåêîâ. Ó áîëüíûõ ãëþòåíîâîé ýíòåðîïàòèåé ñòðàäàåò ïðåèìóùåñòâåííî ïðîêñèìàëüíûé îòäåë òîíêîé êèøêè, â êîòîðîì âñàñûâàåòñÿ æåëåçî, ïîýòîìó ïàðàëëåëüíî ñ ñèìïòîìàìè ìàëüàáñîðáöèè ïîÿâëÿåòñÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Ìèíåðàëüíûé îáìåí íàðóøàåòñÿ ó âñåõ áîëüíûõ ñ ìàëüàáñîðáöèåé. Íåäîñòàòî÷íîñòü êàëüöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèåì ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ñóäîðîãàìè, áîëÿìè â ìûøöàõ è êîñòÿõ.

 òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ðàçâèâàåòñÿ îñòåîïîðîç òðóá÷àòûõ êîñòåé, ïîçâîíî÷íèêà, òàçà.

Êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû ãèïîêàëèåìèè: âÿëîñòü, ìûøå÷íàÿ ñëàáîñòü, èíîãäà âûðàæåííàÿ àäèíàìèÿ è ïðèñòóïû äèíàìè÷åñêîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè, ìîæåò ïîÿâèòüñÿ âèäèìàÿ ÷åðåç ïåðåäíþþ áðþøíóþ ñòåíêó ïåðèñòàëüòèêà, ïðè ïàëüïàöèè æèâîòà îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå îùóùåíèå íàïîëíåííîñòè, «òåñòîâàòîñòè», ñâÿçàííîé ñî ñíèæåíèåì òîíóñà êèøå÷íîé ñòåíêè.

×àñòûìè ïðèçíàêàìè ìàëüàáñîðáöèè ÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ýíäîêðèííîé íåäîñòàòî÷íîñòè, êëèíè÷åñêè îíè ïðîÿâëÿþòñÿ èìïîòåíöèåé, ñíèæåíèåì ëèáèäî (ïîëîâîãî âëå÷åíèÿ) â ðåçóëüòàòå ñíèæåíèÿ ôóíêöèè ïîëîâûõ æåëåç. Íàðóøàåòñÿ ìåíñòðóàëüíûé öèêë, âïëîòü äî ïðåêðàùåíèÿ ìåíñòðóàöèé. Õàðàêòåðíà òàêæå ãèïîòîíèÿ (íèçêîå ÀÄ), ïîñòîÿííàÿ æàæäà, óâåëè÷åííîå îáðàçîâàíèå ìî÷è.

Âûäåëÿþò III ñòåïåíè òÿæåñòè ÑÍÂ.

I ñòåïåíü òÿæåñòè. Îáùàÿ ñëàáîñòü, ñíèæåíèå ìàññû òåëà (íå áîëåå 5—10 êã) è ðàáîòîñïîñîáíîñòè, âèòàìèííàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

II ñòåïåíü òÿæåñòè. Ñíèæåíèå ìûøå÷íîé ìàññû áîëåå âûðàæåíî (ó 50 % áîëüíûõ ïðåâûøàåò 10 êã), âûðàæåííûå ñèìïòîìû ãèïîâèòàìèíîçîâ, ýëåêòðîëèòíûõ íàðóøåíèé (äåôèöèò êàëèÿ, êàëüöèÿ), ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ, ó ÷àñòè áîëüíûõ — ãèïîôóíêöèÿ ýíäîêðèííûõ æåëåç.

III ñòåïåíü òÿæåñòè. Äåôèöèò ìàññû òåëà ñâûøå 10 êã, âûðàæåííûé ãèïîâèòàìèíîç, âîäíî-ýëåêòðîëèòíûå íàðóøåíèÿ (ãèòæàëèåìèÿ, ãèïîêàëüöèåìèÿ, ñóäîðîãè, îñòåîïîðîç), àíåìèÿ, ãèïîïðîòåèíåìèÿ, ãèïîïðîòåèíåìè÷åñêèå îòåêè, äèñôóíêöèÿ ýíäîêðèííîé ñèñòåìû.

×àñòî äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèé, ïðîòåêàþùèõ ñ ìàëüàáñîðáöèåé, âûçûâàåò çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè. Îáðàùàþò âíèìàíèå íà ïåðèîäè÷åñêóþ äèàðåþ ñ ïîëèôåêàëèåé è ñòåàòîðååé, îñîáåííî â íî÷íûå ÷àñû. Âàæíî çíàíèå î íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå, îòñòàâàíèè â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè, ñâÿçè ïåðâûõ êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ ñ áåðåìåííîñòüþ è ðîäàìè, ÷òî ñâîéñòâåííî áîëüíûì ñ öåëèàêèåé. Íàëè÷èå ó áîëüíîãî õðîíè÷åñêèõ î÷àãîâ èíôåêöèé êàê ïðèçíàêîâ îáùåé âàðèàáåëüíîé (Èçìåí÷èâîé) ãèïîãàììàãëîáóëèíåìèè (ñíèæåíèå ãàììàãëîáóëèíîâ êðîâè).

Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà âêëþ÷àåò êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè: àíåìèÿ, ëåéêîöèòîç, âûñîêàÿ ÑÎÝ ïðè îáîñòðåíèè î÷àãîâ õðîíè÷åñêèõ èíôåêöèé èëè áîëåçíè Êðîíà. Íåìîòèâèðîâàííûé ëåéêîöèòîç ñ ïàëî÷êîÿäåðíûì ñäâèãîì õàðàêòåðåí äëÿ ãíîéíûõ îñëîæíåíèé ëèìôîìû òîíêîé êèøêè, ãèïîïðîòåèíåìèè, ãèïîàëü-áóìèíåìèè, ãèïîêàëèåìèè, ãèïîêàëüöèåìèè, ìåòàáîëè÷åñêîãî àöèäîçà èëè àëêàëîçà. Êîïðîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü ñóòî÷íóþ ìàññó êàëà, êîòîðàÿ ó áîëüíûõ ñ íàðóøåíèåì âñàñûâàíèÿ óâåëè÷èâàåòñÿ äî 1–1,5 êã è áîëåå (íîðìà 200 ã). Îïðåäåëÿþò òàêæå êðîâÿíîé ïèãìåíò â êàëå è ïàòîãåííûå ïðîñòåéøèå.

Ïðè èíñòðóìåíòàëüíûõ ìåòîäàõ äèàãíîñòèêè ðåíòãåíîëîãè÷åñêè îöåíèâàþò ôóíêöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå òîíêîé êèøêè (òîíóñ, ïåðèñòàëüòèêó, ñêîðîñòü è õàðàêòåð çàïîëíåíèÿ êîíòðàñòíîé âçâåñüþ, ñîñòîÿíèå ðåëüåôà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè). Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïîçâîëÿåò äèàãíîñòèðîâàòü îïóõîëü, ëèìôîìû êèøå÷íèêà, ìåçåíòåðèàëüíûå è çàáðþøèííûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû, áîëåçíü Êðîíà, òóáåðêóëåçíûé èëåîòèôëèò; îáíàðóæèâàåò îðãàíè÷åñêèå ñòåíîçû, äåôîðìàöèþ ó÷àñòêîâ êèøêè, ãèïåðïëàçèþ ëèìôîèäíûõ ýëåìåíòîâ.

Ýíäîñêîïè÷åñêîå èññëåäîâàíèå: äóîäåíîñêîïèÿ èëè èíòåñòèíîñêîïèÿ ñ áèîïñèåé èç çàëóêîâè÷íîãî îòäåëà äâåíàäöàòèïåðñòíîé èëè òîùåé êèøêè’ èìååò âåäóùåå çíà÷åíèå äëÿ äèàãíîñòèêè öåëèàêèè, áîëåçíè Óèïïëà, ëèìôàíãèýêòàçèè è àìèëîèäîçà. Ïðè ñèíäðîìå íàðóøåííîãî âñàñûâàíèÿ II, III ñòåïåíè òÿæåñòè îïðåäåëÿåòñÿ çíà÷èòåëüíî ñíèæåííîå ñîäåðæàíèå èììóíîãëîáóëèíîâ G, À, è â ìåíüøåé ñòåïåíè Ì. Èììóíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå èíôîðìàòèâíî ïðè ïàðàïðîòåèíåìèè, êëèíè÷åñêè ïðîÿâëÿþùåéñÿ õðîíè÷åñêîé, ïîâòîðÿþùåéñÿ äèàðååé è ìàëüàáñîðáöèåé. Èììóíîýëåêòðîôîðåçîì ñ ìîíîñïåöèôè÷åñêèìè ñûâîðîòêàìè îïðåäåëÿþò ïàòîëîãè÷åñêèå èììóíîãëîáóëèíû êëàññà À.

Ó áîëüíûõ ñ íåëå÷åííîé ãëþòåíîâîé ýíòåðîïàòèåé ðåçêî ïîâûøåíà êîíöåíòðàöèÿ àíòèòåë ê à-ôðàêöèè ãëèàäèíà â IgA è IgG. Èõ îáíàðóæåíèå èìååò çíà÷åíèå äëÿ äèàãíîñòèêè, îöåíêè ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ — òåñò âûñîêî èíôîðìàòèâåí.

Äèàãíîñòèêå öåëèàêèè ñïîñîáñòâóåò îáíàðóæåíèå àíòèòåë ê ðåòèêóëèíó (ðåòèêóëèí — áåëîê ðàñòèòåëüíûõ âîëîêîí, ïî ñîñòàâó áëèçêèé ê êîëëàãåíó) è òêàíåâîé òðàíñàìèíàçå. Âûñîêèé óðîâåíü ýòèõ àíòèòåë ÿâëÿåòñÿ ñïåöèôè÷åñêèì ïðèçíàêîì ãëþòåíîâîé ýíòåðîïàòèè.

Âñàñûâàòåëüíóþ ñïîñîáíîñòü òîíêîé êèøêè îöåíèâàþò ïî êîñâåííûì ïðèçíàêàì: îïðåäåëåíèå â êðîâè, ìî÷å, ñëþíå è êàëå ðàçëè÷íûõ âåùåñòâ, ïðèíÿòûõ âíóòðü. ×àùå ïðèìåíÿþò ïðîáó ñ d-êñèëîçîé. Ïîñëå íàãðóçêè 5 ã d-êñèëîçû îïðåäåëÿþò åå êîíöåíòðàöèþ â 2— è 5-÷àñîâîé ïîðöèÿõ ìî÷è.  íîðìå çà 2 ÷àñà âûäåëÿåòñÿ íå ìåíåå 0,7 ã; çà 5 ÷ — 1,2 ã êñèëîçû.

Ìåòîä Âàí äå Êàìåðà ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ îöåíêè íàðóøåíèÿ ïåðåâàðèâàíèÿ è âñàñûâàíèÿ ëèïèäîâ. Ýòîò ìåòîä îñíîâàí íà áèîõèìè÷åñêîì îïðåäåëåíèè â ñóòî÷íîì êàëå íåéòðàëüíîãî æéðà è æèðíûõ êèñëîò.  íîðìå ïîòåðÿ æèðà ñ êàëîì íå ïðåâûøàåò 5 ã/ñóò. Ðàäèîèçî-òîïíûå ìåòîäû îñíîâàíû íà èñïîëüçîâàíèè ìå÷åííûõ éîäîì 131 òðèîëåàòãëèöåðèíà è îëåèíîâîé êèñëîòû ñ äàëüíåéøèì âûÿâëåíèåì ðàäèîàêòèâíîñòè êàëà è êðîâè. Ïðè ÑÍ ðàäèîàêòèâíîñòü êðîâè ñíèæåíà, à êàëà — îñòàåòñÿ ïîâûøåííîé.

Äëÿ îïðåäåëåíèÿ âñàñûâàíèÿ âèòàìèíà Â12 èñïîëüçóåòñÿ Òåñò Øèëëèíãà.

ËÅ×ÅÍÈÅ

Áîëüíûì ñ ÑÍ íàçíà÷àþò äèåòó 4á — ôèçèîëîãè÷åñêè ïîëíîöåííîé, ñîäåðæàùåé ïîâûøåííîå êîëè÷åñòâà áåëêà (135 ã), íîðìàëüíîå êîëè÷åñòâî óãëåâîäîâ è æèðîâ. Äèåòà ìåõàíè÷åñêè è õèìè÷åñêè ùàäÿùàÿ.

Áîëüíûì ãëþòåíîâîé ýíòåðîïàòèåé ïîæèçíåííî íàçíà÷àþò àãëþòåíîâóþ äèåòó — èç ðàöèîíà íóæíî ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü çëàêîâûå: ðîæü, ïøåíèöó, ÿ÷ìåíü; äîïóñêàåòñÿ âêëþ÷åíèå â ðàöèîí íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà îâñà.

Êîððåêöèÿ ìåòàáîëè÷åñêèõ íàðóøåíèé ñîñòîèò èç óñòðàíåíèÿ áåëêîâîé, âèòàìèííîé íåäîñòàòî÷íîñòè, âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ ðàññòðîéñòâ. Äëÿ óñòðàíåíèÿ áåëêîâîãî äåôèöèòà ïðè ñíèæåíèè îáúåìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè, ãèïîòîíèè ïðèìåíÿþò ïàðåíòåðàëüíîå ââåäåíèå ñâåæåçàìîðîæåííîé ïëàçìû, ïðîòåèíà, àëüáóìèíà; ïðè íàëè÷èè ãèïîïðîòåèíåìéè ïðèìåíÿþò ñìåñè àìèíîêèñëîò ïî 250 ìë åæåäíåâíî. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñà ëå÷åíèÿ 15–20 äíåé. Òàêæå áîëüíûå äîëæíû ïîëó÷àòü ñìåñè äëÿ ýíòåðàëüíîãî ïèòàíèÿõ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì áåëêà: íóòðåí, ïîðòàãåí, ýíòðèòèîí, èçîêàë. Ýòè ïèùåâûå äîáàâêè âìåñòå ñ àìèíîêèñëîòàìè ñîäåðæàò ñðåäíåöåïî÷å÷íûå òðèãëèöåðèäû, ìèêðîýëåìåíòû, âèòàìèíû. Ñìåñè ìîæíî ââîäèòü ÷åðåç çîíä íåïîñðåäñòâåííî â æåëóäîê êàïåëüíî ñî ñêîðîñòüþ 40–50 êàïåëü â 1 ìèí. Äëÿ ëó÷øåãî óñâîåíèÿ áåëêà íàçíà÷àþò àíàáîëè÷åñêèå ãîðìîíû: ðåòàáîëèë ïî 2 ìë âíóòðèìûøå÷íî 1 ðàç â 10 äíåé.

Âñåì áîëüíûì íàçíà÷àþò âèòàìèíû ïî ñëåäóþùåé ñõåìå: ïåðâûé äåíü — âèòàìèíû Â12 è Ñ; âòîðîé äåíü — Â6, òðåòèé äåíü — Â1 è âèòàìèí PP. Îäíîâðåìåííî âíóòðü íàçíà÷àþò ðèáîôëàâèí ïî 0,01 ã, ôîëèåâóþ êèñëîòó ïî 0,003 ã 3 ðàçà â äåíü, âèòàìèí À ïî 1 äðàæå 3 ðàçà â äåíü, âèòàìèí ÄÇ â êàïëÿõ ïî 10–20 êàïåëü â ñóòêè. Íèêîòèíàìèä èëè íèêîòèíîâóþ êèñëîòó íàçíà÷àþò âíóòðèìûøå÷íî: íà÷èíàþò ñ 0,5 ìë, ïðèáàâëÿÿ ïî 0,5 ìë ïî ñëåäóþùåé ñõåìå: 2 ìë — äâà äíÿ, 3 ìë — òðè äíÿ è ò. ä. ïî 5 ìë, à çàòåì äîçó óìåíüøàþò â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè. Äëÿ ëå÷åíèÿ àíåìèè èñïîëüçóþò ïðåïàðàòû æåëåçà: ïî 2 ìë âíóòðèìûøå÷íî íà ïðîòÿæåíèè 10–12 äíåé, çàòåì äëèòåëüíî âíóòðü. Äëÿ ëèêâèäàöèè âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ ðàññòðîéñòâ âíóòðèâåííî êàïåëüíî ââîäÿò ïðåïàðàòû êàëèÿ, êàëüöèÿ, ìàãíèÿ â âèäå 10 %-íîãî ðàñòâîðà ãëþêîíàòà êàëüöèÿ ïî 20–30 ìë, ïàíàíãèíà 20–30 ìë â ôèçèîëîãè÷åñêîì ðàñòâîðå èëè â 5 %-íîì ðàñòâîðå ãëþêîçû. Ïîëèýëåêòðîëèòíûå ñìåñè ââîäÿò â òå÷åíèå 2–3 íåäåëü. Ó÷èòûâàÿ âòîðè÷íûé ãèïåðàëüäîñòåðîíèçì äëÿ çàäåðæêè êàëèÿ â îðãàíèçìå ïðèìåíÿþò àíòàãîíèñò àëüäîñòåðîíà — ñïèðîëàêòîí â äîçå 50 ìã 2 ðàçà â ñóòêè.

Ñ ëå÷åíèåì ìåòàáîëè÷åñêèõ íàðóøåíèé ïàðàëëåëüíî ïðîâîäÿò ëå÷åíèå õðîíè÷åñêîé äèàðåè, äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ýóáèîçà êèøå÷íèêà ïðèìåíÿþò ïîñëåäîâàòåëüíûå êóðñû àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ, ïðîáèîòèêîâ, ïðåáèîòèêîâ.

Ôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû èñïîëüçóþò äëÿ óëó÷øåíèÿ êèøå÷íîãî ïèùåâàðåíèÿ.  ïåðèîä îáîñòðåíèÿ äèàðåè èñïîëüçóþò àäñððáåíòû, âÿæóùèå ñðåäñòâà — äåðìàòîë, áåëàÿ ãëèíà, óãëåêèñëûé êàëüöèé, ñìåêòó, ïðåïàðàòû, çàìåäëÿþùèå êèøå÷íóþ ïåðèñòàëüòèêó.

Источник