Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов

Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов thumbnail

Этот синдром возникает при поражении верхней и нижней теменных областей, граничащих с постцентральной зоной мозга и представляющих собой вторичные отделы кожно-кинестетического анализатора. В основе формирования составляющих его симптомов лежит нарушение синтеза кожно-кинестетических (афферентных) сигналов от экстра- и проприоцепторов. В связи с этим в центре данного синдрома находятся две группы расстройств: тактильные (осязательные) агнозии и афферентные — апраксия и афазия.

Тактильные агнозии включают в себя симптомы нарушения осязательного восприятия предметов и их свойств. Несмотря на то что эти нарушения могут возникать в отсутствие видимых расстройств поверхностной чувствительности и глубокого мышечно-суставного чувства, есть все основания считать, что дефекты восприятия связаны с нарушением сенсорных синтезов одновременно или последовательно воспринимаемых групп стимулов. А. Р. Лурия указывал на правомерность установления аналогий между зрительными и тактильными агнозиями, усматривая в их основе единый механизм, специфически проявляющийся в рамках зрительной или тактильной модальности.

К тактильным агнозиям относится астереогноз (невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков). При ощупывании предмета (ключ, ручка, наручные часы, спички, ложка и т.п.), вкладываемого в правую или левую руку пациента, заметны явные затруднения, которые больной нередко пытается преодолеть, подключая к процессу опознания вторую руку. Астереогноз обычно возникает при ощупывании рукой, контралатеральной очагу поражения. Однако при локальных очагах в теменных отделах правого полушария астереогноз может проявляться и в ипсилатеральной руке, что особенно отчетливо обнаруживается в задачах на опознание объектов на доске Сегена.

Тактильные агнозии могут распространяться на определение отдельных свойств предмета — формы, величины, веса, материала, из которого он сделан. Частным вариантом тактильной агнозии, характерным для поражения левой теменной области, является дермалексия: невозможность восприятия символов (букв, цифр, знаков), которые «вычерчиваются» обследующим на руке больного.

В настоящее время установлено, что при поражениях левого полушария нарушения тактильной чувствительности и тактильного гнозиса возникают, как правило, в контралатеральной (правой) руке, в то время как поражение теменных отделов правого полушария приводит к нарушению этих функций и в ипсилатеральной (левой) руке. Этот факт свидетельствует о ведущей роли теменных отделов правого полушария в интеграции афферентных сигналов в сфере общей чувствительности.

Это предположение подтверждается и симптомами нарушения соматогнозиса (схема тела), возникающими в подавляющем большинстве случаев при правосторонней локализации патологического процесса. Нарушения схемы тела можно видеть не только в трудностях непосредственной оценки расположения частей собственного тела, но и в появлении ложных соматических представлений (кажущееся больному изменение размеров руки, головы, языка, удвоения конечностей, их «отчуждения» от субъекта), а также в игнорировании левой половины тела.

В целом тактильные агнозии (впрочем, так же, как и зрительные) экспериментально исследованы недостаточно, остаются неясными их психологическая структура и психофизиологические механизмы. Вместе с тем оценка состояния функции тактильного гнозиса является значимой в диагностическом нейропсихологическом плане.

Не менее важными в клиническом синдроме поражения теменной области представляются нарушения праксиса, обусловленные дефицитом афферентирующей движения информации от рецепторов, находящихся в двигательном аппарате. Нередко они проявляются в форме афферентного пареза, развертывающегося по гемитипу в контралатеральной очагу поражения руке. Однако афферентная (кинестетическая) апраксия может проявляться как самостоятельное расстройство движений, при котором они теряют тонкую дифференцированность либо в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев руки. Особенно страдает выполнение последней пробы при отсутствии зрительной афферентации, когда больному предлагается перенести установленное обследующим положение пальцев с одной руки на другую. Такие расстройства праксиса, как правило, наблюдаются при поражении левого полушария и проявляются на обеих руках, что соответствует утвердившемуся представлению о ведущей роли левого полушария в организации праксиса. При правосторонних очагах расстройства наблюдаются только в левой руке.

Кинестетическая апраксия обнаруживается и в других психических функциях, имеющих в своей структуре моторное звено. К ним относятся письмо и речь. А. Р. Лурией выделена специфическая форма афазии — афферентная моторная афазия, — обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б — м; н — б), и слов, произношение которых требует тонких дифференци- ровок в артикуляторной моторике. К последним относятся слова и выражения, содержащие как сочетания нескольких согласных звуков («тпру», «стропила», «кораблекрушение»), так и их неоднократное повторение в структуре высказывания («сыворотка из-под простокваши», «из-под топота копыт пыль по полю летит»).

Источник

Ïîðàæåíèå âåðõíåé è íèæíåé òåìåííîé îáëàñòåé, ãðàíè÷àùèõ ñ ïîñòöåíòðàëüíîé çîíîé ìîçãà è ïðåäñòàâëÿþùèõ ñîáîé îòäåëû êîæíî-êèíåñòåòè÷åñêîãî àíàëèçàòîðà. Ñèíäðîì íàðóøåíèÿ ñîìàòîñåíñîðíûõ àôôåðåíòíûõ ñèíòåçîâ. Òàêòèëüíûå àãíîçèè è àôôåðåíòíûå àïðàêñèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà

ïî äèñöèïëèíå «Íåéðîïñèõîëîãèÿ»

íà òåìó: « Ñèíäðîì íàðóøåíèÿ ñîìàòîñåíñîðíûõ àôôåðåíòíûõ ñèíòåçîâ»

Ñòóäåíòêè 1 êóðñà

Ôàêóëüòåòà ïñèõîëîãèè

Ãðóïïû 81 ÂÏÁ….. Ìàðêîâîé È.Â.

Ïðåïîäàâàòåëü : Ê.á.í., äîöåíò Ðîìàí÷óê Àííà Þðüåâíà

Êàëèíèíãðàä 2014

Ââåäåíèå

Ñèíäðîì íàðóøåíèÿ ñîìàòîñåíñîðíûõ àôôåðåíòíûõ ñèíòåçîâ âîçíèêàåò ïðè ïîðàæåíèè âåðõíåé è íèæíåé òåìåííîé îáëàñòåé, ãðàíè÷àùèõ ñ ïîñòöåíòðàëüíîé çîíîé ìîçãà è ïðåäñòàâëÿþùèõ ñîáîé âòîðè÷íûå îòäåëû êîæíî-êèíåñòåòè÷åñêîãî àíàëèçàòîðà.  îñíîâå ôîðìèðîâàíèÿ ñîñòàâëÿþùèõ åãî ñèìïòîìîâ ëåæèò íàðóøåíèå ñèíòåçà êîæíî-êèíåñòåòè÷åñêèõ (àôôåðåíòíûõ) ñèãíàëîâ îò ýêñòðà- è ïðîïðèîöåïòîðîâ.  ñâÿçè ñ ýòèì â öåíòðå äàííîãî ñèíäðîìà íàõîäÿòñÿ äâå ãðóïïû ðàññòðîéñòâ: òàêòèëüíûå (îñÿçàòåëüíûå) àãíîçèè è àôôåðåíòíûå àïðàêñèÿ è àôàçèÿ.

 äàííîé êîíòðîëüíîé ðàáîòå áóäóò ðàññìîòðåíû âûøåïåðå÷èñëåííûå ãðóïïû ðàññòðîéñòâ.

1. Òàêòèëüíûå àãíîçèè

ñîìàòîñåíñîðíûé àãíîçèÿ àïðàêñèÿ ìîçã

Îñíîâíîé ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ àãíîçèè ÿâëÿåòñÿ ïîâðåæäåíèå ñòðóêòóð ãîëîâíîãî ìîçãà. Îíî ìîæåò áûòü îáóñëîâëåíî èíôàðêòàìè, ðàçëè÷íûìè òðàâìàìè, îïóõîëÿìè, à òàêæå äåãåíåðàöèåé òåõ îáëàñòåé ìîçãà, êîòîðûå îñóùåñòâëÿþò èíòåãðàöèþ âîñïðèÿòèÿ, ïàìÿòè è èäåíòèôèêàöèè (óçíàâàíèÿ), òî åñòü îòâå÷àþò çà àíàëèç è ñèíòåç èíôîðìàöèè. Âèä àãíîçèè íàïðÿìóþ çàâèñèò îò ëîêàëèçàöèè ïîðàæåíèÿ

Òàêòèëüíûå àãíîçèè âêëþ÷àþò â ñåáÿ ñèìïòîìû íàðóøåíèÿ îñÿçàòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ ïðåäìåòîâ è èõ ñâîéñòâ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ýòè íàðóøåíèÿ, ìîãóò âîçíèêàòü â îòñóòñòâèå âèäèìûõ ðàññòðîéñòâ ïîâåðõíîñòíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè è ãëóáîêîãî ìûøå÷íî-ñóñòàâíîãî ÷óâñòâà, åñòü âñå îñíîâàíèÿ ñ÷èòàòü, ÷òî äåôåêòû âîñïðèÿòèÿ ñâÿçàíû ñ íàðóøåíèåì ñåíñîðíûõ ñèíòåçîâ îäíîâðåìåííî èëè ïîñëåäîâàòåëüíî âîñïðèíèìàåìûõ ãðóïï ñòèìóëîâ. À. Ð. Ëóðèÿ óêàçûâàë íà ïðàâîìåðíîñòü óñòàíîâëåíèÿ àíàëîãèé ìåæäó çðèòåëüíûìè è òàêòèëüíûìè àãíîçèÿìè, óñìàòðèâàÿ â èõ îñíîâå åäèíûé ìåõàíèçì, ñïåöèôè÷åñêè ïðîÿâëÿþùèéñÿ â ðàìêàõ çðèòåëüíîé èëè òàêòèëüíîé ìîäàëüíîñòè.

Âèäû òàêòèëüíûõ àãíîçèé:

1. Àñòåðåîãíîç, èëè òàêòèëüíàÿ ïðåäìåòíàÿ àãíîçèÿ ( íåâîçìîæíîñòü èäåíòèôèêàöèè ïðåäìåòà â öåëîì ïðè ñîõðàííîñòè âîñïðèÿòèÿ åãî îòäåëüíûõ ïðèçíàêîâ), ïðîÿâëÿåòñÿ â íåâîçìîæíîñòè èíòåãðèðîâàòü òàêòèëüíûå îùóùåíèÿ â îáðàç âîñïðèÿòèÿ, íåóçíàâàíèå ïðåäìåòà íà îùóïü. Áîëüíîé ïðàâèëüíî îöåíèâàåò ïðèçíàêè ïðåäìåòà, íî íå îïîçíàåò åãî â öåëîì. Ïðè îùóïûâàíèè ïðåäìåòà (êëþ÷, ðó÷êà, íàðó÷íûå ÷àñû, ñïè÷êè, ëîæêà è ò. ï. ), âêëàäûâàåìîãî â ïðàâóþ èëè ëåâóþ ðóêó ïàöèåíòà, ìîæíî âèäåòü ÿâíûå çàòðóäíåíèÿ, êîòîðûå íåðåäêî áîëüíîé ïûòàåòñÿ ïðåîäîëåòü, ïîäêëþ÷àÿ ê ïðîöåññó îïîçíàíèÿ âòîðóþ ðóêó. Àñòåðåîãíîç îáû÷íî âîçíèêàåò ïðè îùóïûâàíèè ðóêîé, êîíòðàëàòåðàëüíîé î÷àãó ïîðàæåíèÿ. Îäíàêî ïðè ëîêàëüíûõ î÷àãàõ â òåìåííûõ îòäåëàõ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ àñòåðåîãíîç ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ è â èïñèëàòåðàëüíîé ( ëåâîé ) ðóêå, ÷òî îñîáåííî îò÷åòëèâî îáíàðóæèâàåòñÿ â çàäà÷àõ íà îïîçíàíèå îáúåêòîâ íà äîñêå Ñåãåíà.

2. Ïàëüöåâàÿ àãíîçèÿ (ñèíäðîì Ãåðøòìàíà) ïðîÿâëÿåòñÿ â íàðóøåíèè ñïîñîáíîñòè íàçûâàíèÿ ïàëüöåâ ðóêè ïðè ïðèêîñíîâåíèè îáñëåäóþùåãî ê íèì íà ðóêå, êîíòðàëàòåðàëüíîé î÷àãó ïîðàæåíèÿ, ïðè çàêðûòûõ ãëàçàõ áîëüíîãî.

3. Ñîìàòîàãíîçèÿ (íàðóøåíèå ñõåìû òåëà) ïðîÿâëÿåòñÿ â òðóäíîñòè óçíàâàíèÿ ÷àñòåé òåëà, èõ ðàñïîëîæåíèÿ ïî îòíîøåíèþ äðóã ê äðóãó; â ïîÿâëåíèè ëîæíûõ ñîìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé (èçìåíåíèå ðàçìåðîâ ãîëîâû, ðóêè, ÿçûêà, óäâîåíèå êîíå÷íîñòåé), â èãíîðèðîâàíèè ëåâîé ïîëîâèíû òåëà.

Òàêòèëüíûå àãíîçèè ìîãóò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ íà îïðåäåëåíèå îòäåëüíûõ ñâîéñòâ ïðåäìåòà: ôîðìû, âåëè÷èíû, âåñà, ìàòåðèàëà, èç êîòîðîãî îí ñäåëàí. ×àñòíûì âàðèàíòîì òàêòèëüíîé àãíîçèè, õàðàêòåðíûì äëÿ ïîðàæåíèÿ ëåâîé òåìåííîé îáëàñòè, ÿâëÿåòñÿ äåðìîàëåêñèÿ: íåâîçìîæíîñòü âîñïðèÿòèÿ ñèìâîëîâ (áóêâ, öèôð, çíàêîâ), êîòîðûå «âû÷åð÷èâàþòñÿ» îáñëåäóþùèì íà ðóêå áîëüíîãî.

Ñóùåñòâóþò òàêæå ïðîñòðàíñòâåííûå àãíîçèè, êîòîðûå âûðàæàþòñÿ â âèäå íàðóøåíèÿ èäåíòèôèêàöèè ðàçëè÷íûõ ïàðàìåòðîâ ïðîñòðàíñòâà. Ïðè ïîðàæåíèÿõ ëåâîãî ïîëóøàðèÿ ïðîñòðàíñòâåííàÿ àãíîçèÿ ïðîÿâëÿåò ñåáÿ â âèäå íàðóøåíèÿ ñòåðåîñêîïè÷åñêîãî çðåíèÿ, ïðè ïîðàæåíèÿõ ñðåäíèõ îòäåëîâ òåìåííî-çàòûëî÷íîé îáëàñòè áîëåçíü ìîæåò âûðàæàòüñÿ â âèäå íåñïîñîáíîñòè áîëüíîãî ïðàâèëüíî ëîêàëèçîâàòü îáúåêòû â òðåõ êîîðäèíàòàõ ïðîñòðàíñòâà, îñîáåííî â ãëóáèíó, à òàêæå ðàñïîçíàâàòü ïàðàìåòðû äàëüøå èëè áëèæå.

Ê ïðîñòðàíñòâåííûì àãíîçèÿì îòíîñèòñÿ òàêæå îäíîñòîðîííÿÿ ïðîñòðàíñòâåííàÿ àãíîçèÿ — íåâîçìîæíîñòü ðàñïîçíàâàòü îäíó èç ïîëîâèí ïðîñòðàíñòâà (÷àùå ëåâóþ), è ïðîñòðàíñòâåííàÿ àãíîçèÿ, âûðàæàþùàÿñÿ â íàðóøåíèè òîïîãðàôè÷åñêîé îðèåíòèðîâêè, ïðè êîòîðîì áîëüíîé ìîæåò íå óçíàâàòü çíàêîìûõ ìåñò, íî ïðè ýòîì ó íåãî íåò íèêàêèõ íàðóøåíèé ïàìÿòè.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ óñòàíîâëåíî, ÷òî ïðè ïîðàæåíèÿõ ëåâîãî ïîëóøàðèÿ íàðóøåíèÿ òàêòèëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè è òàêòèëüíîãî ãíîçèñà âîçíèêàþò òîëüêî â êîíòðàëàòåðàëüíîé (ïðàâîé) ðóêà, â òî âðåìÿ êàê ïîðàæåíèå òåìåííûõ îòäåëîâ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ýòèõ ôóíêöèé è â èïñèëàòåðàëüíîé (ëåâîé) ðóêå. Ýòîò ôàêò ñâèäåòåëüñòâóåò î âåäóùåé ðîëè òåìåííûõ îòäåëîâ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ â èíòåãðàöèè àôôåðåíòíûõ ñèãíàëîâ â ñôåðå îáùåé ÷óâñòâèòåëüíîñòè.

Ýòî ïðåäïîëîæåíèå ïîäòâåðæäàåòñÿ è ñèìïòîìàìè íàðóøåíèÿ ñîìàòîãíîçèñà (ñõåìà òåëà), âîçíèêàþùèìè â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðè ïðàâîñòîðîííåé ëîêàëèçàöèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Íàðóøåíèÿ ñõåìû òåëà ìîæíî âèäåòü íå òîëüêî â òðóäíîñòÿõ íåïîñðåäñòâåííîé îöåíêè ðàñïîëîæåíèÿ ÷àñòåé ñîáñòâåííîãî òåëà, íî è â ïîÿâëåíèè ëîæíûõ ñîìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé (êàæóùååñÿ áîëüíîìó èçìåíåíèå ðàçìåðîâ ðóêè, ãîëîâû, ÿçûêà, óäâîåíèÿ êîíå÷íîñòåé, èõ «îò÷óæäåíèÿ» îò ñóáúåêòà), à òàêæå â èãíîðèðîâàíèè ëåâîé ïîëîâèíû òåëà.

 öåëîì òàêòèëüíûå àãíîçèè (âïðî÷åì, òàê æå, êàê è çðèòåëüíûå) ýêñïåðèìåíòàëüíî èññëåäîâàíû íåäîñòàòî÷íî, îñòàþòñÿ íåÿñíûìè èõ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû. Âìåñòå ñ òåì îöåíêà ñîñòîÿíèÿ ôóíêöèè òàêòèëüíîãî ãíîçèñà ÿâëÿåòñÿ çíà÷èìîé â äèàãíîñòè÷åñêîì íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå.

• Àôàçèè

Àôàçèÿ (îò ãðå÷. phasis — ÿçûê) — ýòî íàðóøåíèå ñïîñîáíîñòè ãîâîðèòü èëè ïîíèìàòü ðå÷ü, êîòîðîå âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ïîðàæåíèÿ êîðêîâûõ ðå÷åâûõ öåíòðîâ êàòåãîðè÷åñêîãî ïîëóøàðèÿ. Ñîîòâåòñòâóþùèå ìûøöû (ãîðòàíè, ÿçûêà, ãóá), à òàêæå èííåðâàöèÿ ðå÷åâîãî àïïàðàòà â òàêîì ñëó÷àå íå ïîâðåæäåíû.

 çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè è ñòåïåíè ïîâðåæäåíèÿ òêàíè ìîçãà âûäåëÿþò äâà îñíîâíûõ âèäà àôàçèè: ìîòîðíóþ (ýêñïðåññèâíóþ) è ñåíñîðíóþ (èìïðåññèâíóþ, ðåöåïòèâíóþ). Ðàçëè÷àþò òàêæå ñåìàíòè÷åñêóþ, àìíåñòè÷íóþ è òîòàëüíóþ àôàçèþ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ êëàññèôèêàöèåé À.Ð. Ëóðèÿ (1969), ìîãóò âîçíèêàòü òðè ôîðìû íàðóøåíèÿ ýêñïðåññèâíîé ðå÷è: àôôåðåíòíàÿ, ýôôåðåíòíàÿ è äèíàìè÷åñêàÿ ìîòîðíàÿ àôàçèÿ.

Ò.ê. äàííîé êîíòðîëüíîé ðàáîòå ìû ðàññìàòðèâàåì ñèíäðîì íàðóøåíèÿ ñîìàòîñåíñîðíûõ àôôåðåíòíûõ ñèíòåçîâ ðàññìîòðèì ïîäðîáíåå ïðè÷èíó âîçíèêíîâåíèÿ àôôåðåíòíîé ìîòîðíîé àôôàçèè.

Àôôåðåíòíàÿ ìîòîðíàÿ àôàçèÿ âîçíèêàåò â ñëó÷àå ïîâðåæäåíèÿ íèæíèõ îòäåëîâ ïîñòöåíòðàëüíîé èçâèëèíû, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò êèíåñòåòè÷åñêóþ îñíîâó äâèæåíèé àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà. Âñëåäñòâèå ýòîãî îñîáåííî ãðóáî íàðóøàåòñÿ àðòèêóëÿöèÿ çâóêîâ, ïîõîæèõ ïî ìåñòó (ïåðåäíåÿçû÷íûå: «ë», «í», «ò», «ä») èëè ñïîñîáó (ùåëåâûå: «ø», «ñ», «ù», «õ») îáðàçîâàíèÿ. Ýòî ïðèâîäèò ê çàìåíå îäíèõ àðòèêóëÿöèé äðóãèìè, ê çàìåíå çâóêîâ — ôîíåì (âìåñòî «ë» ïðîèçíîñèòñÿ «í», èëè âìåñòî «ø» — «ñ» è ò. ï.). Áîëüíîé òåðÿåò âñå âèäû óñòíîé ðå÷è — ñïîíòàííóþ, àâòîìàòèçèðîâàííóþ, ïîâòîðåíèå ïðåäëîæåííûõ ñëîâ, íàçâàíèÿ ïðåäìåòîâ. Ñòðàäàþò òàêæå ÷òåíèå è ïèñüìî. ×àñòî ýòîò âèä àôàçèè ñî÷åòàåòñÿ ñ îðàëüíîé àïðàêñèåé.

Ïðè àôôåðåíòíîé ìîòîðíîé àôàçèè íàðóøåíèÿ óñòíîé è ïèñüìåííîé ðå÷è îáóñëîâëåíû êèíåñòåòè÷åñêîé àïðàêñèåé — ðàñïàäîì àðòèêóëÿòîðíûõ êîäîâ (óêëàäîâ), êîòîðûå ïðèâîäÿò ê ñèñòåìíîìó äåôåêòó íà àðòèêóëÿòîðíîì, ëåêñè÷åñêîì è ñèíòàêñè÷åñêîì óðîâíÿõ.

Ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå êîìïîíåíòû àðòèêóëÿòîðíîé àïðàêñèè:

1. Ðàñïàä àðòèêóëÿòîðíîãî êîäà, ò.å. ñïåöèàëüíîé ïàìÿòè, â êîòîðîé õðàíÿòñÿ êîìïëåêñû äâèæåíèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ ïðîèçíåñåíèÿ ôîíåì. Òàêèå íàðóøåíèÿ õàðàêòåðíû äëÿ ãðóáîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè àôàçèè, ïðè êîòîðîé îòñóòñòâóþò âñå âèäû ýêñïðåññèâíîé ðå÷è ïðè îòíîñèòåëüíî ñîõðàííîì ïîíèìàíèè îáðàùåííîé ðå÷è è ÷òåíèÿ ïðî ñåáÿ.

2. Íàðóøåíèå ñïîñîáíîñòè îöåíèòü, ôîíîëîãè÷åñêè êâàëèôèöèðîâàòü ïðîèçíîñèìûå çâóêè, ïðè÷åì â îäíèõ ñëó÷àÿõ ñèëüíåå ñòðàäàåò êâàëèôèêàöèÿ îòäåëüíûõ çâóêîâ, â äðóãèõ — âûäåëåíèå ýòîãî çâóêà èç êîìïëåêñà. Êëèíè÷åñêè ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ãðóáûìè èñêàæåíèÿìè è äåôîðìàöèåé àðòèêóëåì, íå ñòîéêîñòüþ àðòèêóëÿöèé âî âñåõ âèäàõ ýêñïðåññèâíîé ðå÷è (ñèòóàòèâíîé, äèàëîãè÷åñêîé, àâòîìàòèçèðîâàííîé, îòðàæåííîé, íîìèíàòèâíîé).

Ñîõðàííîñòü ÷òåíèÿ âñëóõ ñîîòâåòñòâóåò óðîâíþ ñîõðàííîñòè óñòíîé ðå÷è. ×òåíèå ïðî ñåáÿ ìîæåò ñîõðàíèòüñÿ ëó÷øå, òîãäà êàê ïèñüìî ìîæåò îñòàâàòüñÿ ãðóáî äåôåêòíûì äàæå ó áîëüíûõ, óñòíàÿ ðå÷ü êîòîðûõ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè âîññòàíîâèëàñü.

3. Òðåòüèì êîìïîíåíòîì àðòèêóëÿòîðíîé àïðàêñèè ÿâëÿåòñÿ çàòðóäíåíèå â îïåðèðîâàíèè óæå âîññòàíîâëåííûìè ðå÷åâûìè íàâûêàìè è èñïîëüçîâàíèè èõ äëÿ êîììóíèêàöèè. Ýòîò êîìïîíåíò ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçëè÷èåì âûðàæåííîñòè íàðóøåíèé íàìåðåííîé è íåíàìåðåííîé ðå÷è, çàâèñèìîñòüþ óñòíîé ðå÷è, ÷òåíèÿ è ïèñüìà îò êîíòåêñòà, òðóäíîñòüþ ñîãëàñîâàíèÿ ðå÷è è äåéñòâèé. Çàòðóäíåíèÿ â ïðîèçâîëüíîì èñïîëüçîâàíèè óæå èìåþùåãîñÿ äâèãàòåëüíîãî ñòåðåîòèïà ìîãóò áûòü âûðàæåíû íåðàâíîìåðíî: â îäíèõ ñëó÷àÿõ ïðîèçíîøåíèå ëåãêî äîñòèãàåòñÿ ïðè ïîâòîðåíèè, â äðóãèõ — â äèàëîãå, ïðè íàçûâàíèè èëè ïðè ÷òåíèè âñëóõ. Êèíåñòåòè÷åñêàÿ àïðàêñèÿ ÷àùå ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðóøåíèåì ñèìâîëè÷åñêîãî îðàëüíîãî ïðàêñèñà, ÷åì ïðîñòîãî îðàëüíîãî — äèñêîîðäèíàöèåé íåñèìâîëè÷åñêèõ äâèæåíèé ãóá è ÿçûêà, âûïîëíÿåìûõ ïî ñëîâåñíîìó ïðèêàçó èëè ïîäðàæàíèþ.

Îäíèì èç ïîñòîÿííî ïðèñóòñòâóþùèõ ñèìïòîìîâ â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå àôôåðåíòíîé ìîòîðíîé àôàçèè ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè, íå èñ÷åçàþùåå â ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ðå÷è.  îñíîâå ýòîãî íàðóøåíèÿ òàêæå ëåæèò êèíåñòåòè÷åñêàÿ àïðàêñèÿ, íàðóøåíèå âíóòðåííåãî ïðîãîâàðèâàíèÿ.

Ðàñïàä ïèñüìà â íàèáîëüøåé ñòåïåíè çàâèñèò îò ôîíîëîãè÷åñêîãî àíàëèçà, âîçíèêíîâåíèå êîòîðîãî òîæå ñâÿçàíî ñ òðóäíîñòüþ îöåíêè ñîáñòâåííîãî ïðîèçíîøåíèÿ, ïîýòîìó ïðîãîâàðèâàíèå íå îáëåã÷àåò ïèñüìî.

Ó áîëüøèíñòâà áîëüíûõ ñ àôôåðåíòíîé ìîòîðíîé àôàçèåé âûÿâëÿþòñÿ îòäåëüíûå ôåíîìåíû, îòíîñÿùèåñÿ ê òåìåííîìó ñèíäðîìó: íàðóøåíèå ïðàêñèñà ïîçû — èäåàòîðíàÿ è èäåîìîòîðíàÿ àïðàêñèÿ, íàðóøåíèå êîíñòðóêòèâíîãî ïðàêñèñà, îðèåíòèðîâêè â ïðîñòðàíñòâå, îøèáêè â íàïèñàíèè ðèìñêèõ öèôð.

Ïîëíûé êîìïëåêñ òåìåííûõ ñèìïòîìîâ âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî, Î÷àã ïîðàæåíèÿ ïðè àôôåðåíòíîé àôàçèè ëîêàëèçóåòñÿ â ëåâîì ïîëóøàðèè (ó ïðàâîðóêèõ) â íèæíèõ îòäåëàõ çàäíåöåíòðàëüíîè îáëàñòè äâèãàòåëüíîãî àíàëèçàòîðà ñ áîëüøèì èëè ìåíüøèì âîâëå÷åíèåì ïåðåäíèõ îòäåëîâ òåìåííîé äîëè

Àïðàêñèè

Ïðàêñèñ — ýòî ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ê ôèêñèðîâàíèþ â ìîçãå çàó÷åííûõ äâèæåíèé. Ýòî îòíîñèòñÿ ê îáùåé è ìåëêîé ìîòîðèêå, ðå÷è. Âîçíèêíîâåíèå àïðàêñèè — ýòî íàðóøåííàÿ ñïîñîáíîñòü ê âûïîëíåíèþ îïðåäåëåííûõ öåëåíàïðàâëåííûõ äåéñòâèé — ÷åëîâåê íå ìîæåò âûïîëíèòü ïî èíñòðóêöèè ñëîæíûé äâèãàòåëüíûé àêò, íàïðèìåð çàêðûòü ãëàçà, çàòåì îòêðûòü è ãëÿíóòü ââåðõ.  ðåçóëüòàòå ïðîèñõîäÿò ðàññòðîéñòâà ðå÷è. Åñëè æå ïîðàæàåòñÿ ìîòîðèêà, ïðîèñõîäèò ðàññòðîéñòâî ñëîæíûõ äâèãàòåëüíûõ àêòîâ ñ ìîòîðèêîé ðóê — íåâîçìîæíîñòü âçÿòü ïðåäìåò è ïðîèçâåñòè ñ íèì äåéñòâèÿ, âçÿòü êàðàíäàø è íàðèñîâàòü èì êàðòèíêó.

Àïðàêñèÿ âûçûâàåò óòðàòó ðàíåå ïðèîáðåòåííûõ íàâûêîâ (à ó äåòåé, íåâîçìîæíîñòü ê îáó÷åíèþ ýòèì íàâûêàì), êîòîðûå ÷åëîâåê ïðèîáðåòàë ãîäàìè — áûòîâûõ, ïðîôåññèîíàëüíûõ, ðå÷åâûõ, äâèãàòåëüíûõ. Ïðè ýòîì íå íàáëþäàåòñÿ ïðèçíàêîâ ïîðàæåíèé, ïàðàëè÷åé èëè ïàðåçîâ íåðâîâ, íàðóøåíèé â êîîðäèíàöèè äâèæåíèé.

Âïåðâûå àïðàêñèÿ áûëà îïèñàíà Ëèïìàííîì, îí îïðåäåëÿë åå, êàê çàáîëåâàíèå, ïðè êîòîðîì ÷åëîâåê íå ñïîñîáåí âûïîëíÿòü öåëåñîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ïðè îòñóòñòâèè íàðóøåíèé ìûøå÷íîãî òîíóñà, àòàêñèè è îòñóòñòâèè ïàðåçîâ.

Àïðàêñèÿ — ýòî ïîòåðÿ ñïîñîáíîñòè âûïîëíÿòü öåëåíàïðàâëåííûå äâèãàòåëüíûå íàâûêè, âûðàáîòàííûå â ïðîöåññå èíäèâèäóàëüíîãî îïûòà, ïðè îòñóòñòâèè ïàðåçîâ èëè ðàññòðîéñòâ êîîðäèíàöèè äâèæåíèé.

Äàííîå ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ìîæåò âîçíèêàòü ïðè íàëè÷èè î÷àãîâûõ ïîðàæåíèé ïðîâîäÿùèõ ïóòåé ñïëåòåíèÿ íåðâíûõ âîëîêîí (ìîçîëèñòîå òåëî), à òàêæå êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà.

Àïðàêñèÿ ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì ñëåäóþùèõ ñîñòîÿíèé

– äåãåíåðàòèâíûå çàáîëåâàíèÿ ìîçãà (êîðòèêîáàçàëüíàÿ ãàíãëèîçíàÿ äåãåíåðàöèÿ, ëîáíî-âèñî÷íàÿ äåìåíöèÿ, áîëåçíü Àëüöãåéìåðà, áîëåçíü Õàíòèíãòîíà).

– îïóõîëåâûå ïðîöåññû ãîëîâíîãî ìîçãà

– èíñóëüò òðàâìà ìîçãà

– àïîïëåêñè÷åñêèé óäàð

Âèäû àïðàêñèè îòëè÷àþòñÿ êàê íåîãðàíè÷åííûì, òàê îãðàíè÷åííûì õàðàêòåðîì, èíûìè ñëîâàìè äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ âîçíèêàþò äëÿ îäíîé êîíå÷íîñòè, îäíîé ÷àñòè òåëà, ìóñêóëàòóðû ëèöà. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ïðè ïîðàæåíèÿõ ìîçîëèñòîãî òåëà ÷àùå âñåãî ðàçâèâàåòñÿ ëåâîñòîðîííÿÿ àïðàêñèÿ.

Òàêæå ïðèíÿòî ðàçëè÷àòü îäíîñòîðîííþþ è äâóñòîðîííþþ àïðàêñèè.

Äëÿ îäíîñòîðîííåé õàðàêòåðíî ñëåäóþùåå: íàðóøåíèÿ äâèæåíèé âîçíèêàþò ëèøü ñ îäíîé ñòîðîíû òåëà èëè ëèöà.

Äëÿ äâóñòîðîííåé õàðàêòåðíî äâóñòîðîíåå ïîðàæåíèå ëîáíîé äîëè èëè äèôôóçíîå äâóñòîðîíåå ïîðàæåíèå êîðû

Äàííûé ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ïðèíÿòî êëàññèôèöèðîâàòü ïî ñèìïòîìàòè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì, à òàêæå ïî ëîêàëèçàöèè ïîðàæåíèé ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà.

Êîìïëåêñ êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé íàïðÿìóþ çàâèñèò îò ñòåïåíè ôóíêöèîíàëüíîñòè ïîðàæåííîãî ìîçãîâîãî ó÷àñòêà.

Ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî îñíîâíûõ âèäîâ àïðàêñèè. Íàèáîëåå èçâåñòíû êëàññèôèêàöèè, ïðåäëîæåííûå Ã. Ëèïìàííîì è À.Ð. Ëóðèÿ. À.Ð. Ëóðèÿ ðàçðàáîòàë êëàññèôèêàöèþ àïðàêñèé, èñõîäÿ èç îáùåãî ïîíèìàíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû è ìîçãîâîé îðãàíèçàöèè ïðîèçâîëüíîãî äâèãàòåëüíîãî àêòà. Îí âûäåëèë 4 ôîðìû àïðàêñèé: êèíåñòåòè÷åñêàÿ àôôåðåíòíàÿ àïðàêñèÿ, êèíåòè÷åñêàÿ àïðàêñèÿ, ïðîñòðàíñòâåííàÿ èëè àïðàêòîàãíîçèÿ, ðåãóëÿòîðíàÿ àïðàêñèÿ.

Ìû ðàññìîòðèì ïîäðîáíåå êèíåñòåòè÷åñêóþ èëè àôôåðåíòíóþ àôôàçèþ

Êèíåñòåòè÷åñêàÿ, èëè àôôåðåíòíàÿ, àïðàêñèÿ âîçíèêàåò, åñëè ïîðàæåíû íèæíèå îòäåëû òåìåííîé äîëè ëåâîãî ïîëóøàðèÿ áîëüøîãî ìîçãà; îíà îáóñëîâëåíà íàðóøåíèåì êèíåñòåòè÷åñêîãî ñèíòåçà äâèæåíèé. Êèíåñòåòè÷åñêàÿ àïðàêñèÿ ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê âî âñåé êîíå÷íîñòè, òàê è ëèøü â ïàëüöàõ ðóê è îñîáåííî âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ òîíêèõ äâèæåíèé. Íàïðèìåð, áîëüíîé íå ìîæåò çàñòåãíóòü ïóãîâèöû, çàæå÷ü ñïè÷êó, íàëèòü âîäû â ñòàêàí. Ïðîèçâîëüíûå äâèæåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ òîëüêî ïðè ïîñòîÿííîì çðèòåëüíîì êîíòðîëå. Îäíîâðåìåííî ìîæåò íàáëþäàòüñÿ òÿæåñòü äâèæåíèé ðå÷åâûõ ìûøö, â ÷àñòíîñòè ãóá, ÿçûêà, ùåê (îðàëüíàÿ êèíåñòåòè÷åñêàÿ àïðàêñèÿ). Áîëüíîé íå â ñîñòîÿíèè âûïîëíèòü àðòèêóëÿöèîííûå äâèæåíèÿ ïî çàäàíèþ, íå ìîæåò ïðîèçíîñèòü áëèçêèå ïî àðòèêóëÿöèè çâóêè. Îðàëüíàÿ àïðàêñèÿ âñåãäà ñî÷åòàåòñÿ ñ ìîòîðíîé àôôåðåíòíîé àôàçèåé.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Âèçåëü Ò.Ã. Àôàçèÿ: ïîíÿòèå è ìîçãîâûå ìåõàíèçìû. Àëüìàíàõ «Èñöåëåíèå»: Âûï.7/ Ïîä ðåä. Ïðîô. È.À.Ñêâîðöîâà. — Ì.: 2006.

2. Ãîëîâèí Ñ.Þ. Ñëîâàðü ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà. Ìèíñê.: Õàðâåñò, 1998 ã. 3. Ëóðèÿ À.Ð. Âûñøèå êîðêîâûå ôóíêöèè ÷åëîâåêà.- Ì.: ÌÃÓ, 1968 ã.

4. Õîìñêàÿ Å.Ä. Íåéðîïñèõîëîãèÿ, , 4-îå èçäàíèå, — ÑÏ.á.: Ïèòåð, 2005 ã.

5. Â ðàáîòå áûëè èñïîëüçîâàíû ìàòåðèàëû ñ ñàéòà [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ ].- Ðåæèì äîñòóïà: www.sarclinic.ru > ñòàòüè > Çàáîëåâàíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник