Синдром нарушений высших психических функций
Центр, специалисты, услугиПоследние действия на сайте3669 дн. с момента открытия on-line центра | 18. Нейропсихологическое исследование: типы, синдромный анализ нарушений ВПФ
|
Источник
Модально-специфические факторы
Связанны с работой анализаторных систем
- зрительной,
- слуховой,
- кожно-кинестетической,
- двигательной (моторная сфера).
Проявляются в виде:
- агнозий – гностических дефектов,
- апраксий – праксиса,
- амнезий – модально-специфических мнестических нарушений.
Симптоматика здесь связана с поражением прежде всего
- вторичных полей коры полушарий, входящих в
«ядерные зоны» корковых отделов анализаторов
(по И.П. Павлову).
МСФ послужили основой для формирования самого понятия «фактор».
Модально-неспецифические факторы
Связаны с работой неспецифических срединных структур мозга.
- «Фактор инертности – подвижности» нервных процессов,
лежащий в основе синдромов
поражения передних отделов мозга (персевераций); - «Фактор активации – дезактивации»,
нарушение которого проявляется - адинамией,
- нарушениями произвольного внимания,
- нарушениями селективности психических процессов;
- «Фактор спонтанности – аспонтанности»,
нарушение которого ведет к - дезорганизации поведения,
- замене целесообразных актов шаблонами и стереотипами.
Данные факторы следует, по-видимому,
соотносить с различными отделами неспецифической системы.
Факторы, связанные с работой
ассоциативных (третичных) областей коры
Эти факторы отражают процессы интеграции анализаторных систем,
отражают работу двух основных комплексов третичных полей:
- конвекситального (префронтального)
- «фактор программирования и контроля»;
- височно-теменно-затылочного (зоны ТРО)
- «фактором симультанной организации»
психических процессов.Нарушение этих факторов лежит в основе
самостоятельных нейропсихологических синдромов: - префронтальый синдром,
- синдром зоны ТРО.
Полушарные факторы, связанные с работой
левого и правого полушарий мозга как целого
- Интегративны по своей сути;
- Характеризуют общую стратегию работы
всего полушария в целом. - Носят характер дихотомий, различающий
принципы работы правого и левого полушарий.
Их изучение началось относительно недавно в рамках проблемы межполушарной асимметрии мозга. В известной степени можно выделить следующие полушарные стратегии (факторы)…
Факторы, связанные со способами переработки информации
- Абстрактные (вербально-логические) способы
- функции, опосредованные речью,
связаны преимущественно с работой левого полушария; - Конкретные (наглядно-образные) способы
- связаны преимущественно с работой правого полушария.
Фактор произвольной / непроизвольной
регуляции психической деятельности
Уровень регуляции высших психических функций:
- Произвольный
- связан с работой левого полушария (у правшей);
- Непроизвольный
- связан с работой правого полушария.
Фактор осознанности / неосознанности
психических функций и состояний
- Осознанность тесно связана с речевой системой,
с языковыми семантическими категориями.Этим и объясняется различное отношение полушарий
к данному аспекту психической деятельности.
Поражения правого полушария чаще, чем поражения левого,
сопровождаются нарушениями осознания больным своего дефекта - анозогнозии.
Фактор сукцессивной / симультанной организации ВПФ.
- Сукцессивная организация психической деятельности
- последовательная,
- развернутая во времени,
- подчиненная определенной программе,
- связана с работой левого полушария
в большей степени (у правшей). - Симультанный принцип организации психической деятельности
- принцип гештальта
- преимущественно в правом полушарии.
Дихотомии, не получившие нейропсихологического подтверждения
В литературе имеются описания:
- «Анализ – Синтез»,
- «Время – Пространство»,
- «Знакомое – Незнакомое» и др.
Факторы межполушарного взаимодействия
- Обеспечивают закономерности
совместной работы левого и правого полушарий мозга; - Связаны со структурами комиссур мозга
- мозолистое тело (corpus callosum) и др.
Исследование больных, оперированных по методу Р. Сперри (рассечение corpus callosum), обнаружило целый синдром нарушений психических функций (аномия, дископия-дисграфия). Изучение этого типа факторов в нейропсихологии началось сравнительно недавно.
Общемозговые факторы,
обеспечивающие целостную интегративную работу мозга
Механизмы, обеспечивающие целостную интегративную работу мозга
- Общемозговые механизмы
кровообращения и ликворообращения; - Гуморальные, биохимические процессы и т.п.
Нарушения этих факторов
- приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов,
- влияет на общее функциональное состояние мозга,
вмешиваясь в реализацию любых видов психической деятельности.
Речь идет о широком спектре - динамических аспектов психических функций.
Эти факторы могут действовать как
- изолированно, так и
- в сочетании с другими, более региональными факторами.
В связи с этим в нейропсихологии существует - проблема дифференциации
- локальных симптомов и
- общемозговых симптомов.
Факторы, связанные с работой
«глубинных» подкорковых структур мозга
Эти факторы, по всей вероятности, имеют самостоятельное значение,
что находит свое подтверждение в исследованиях:
- Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников,
- Л.И. Московичюте,
- А.Л. Кадина,
- Н.К. Корсаковой и др.,
но синдромный анализ нарушений высших психических функций
при поражении подкорковых структур пока еще является делом будущего.
Общая характеристика любых факторов
Какими бы ни были нейропсихологические факторы,
все они имеют общее черты:
- Нарушение каждого из факторов
вследствие того или иного локального поражения мозга
ведет к возникновению нейропсихологического синдрома,
характеризующегося определенной структурой симптомов. - Факторы обладают некоторой автономностью,
что является отражением работы определенных,
относительно автономных, дифференцированных
мозговых систем, каждая из которых
характеризуется собственными закономерностями.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Лекция 7. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Среди многочисленных функций, выполняемых головным мозгом, весьма важное место занимает осуществление высшей психической деятельности, которая у человека достигла особенно высокого уровня развития. Информация, поступающая в проекционные зоны коры большого мозга, ее определенная обработка и формирование ощущений приводят к тому, что в ассоциативных зонах на основе их анализа и синтеза, а также сопоставления с предшествующим жизненным опытом, извлекаемым из анналов памяти, образуются более сложные категории — понятия и представления, необходимые для осмысления действительности и формирования адекватного понимания ситуации и осуществления мыслительных процессов.
Врожденные способности, игровые и трудовые навыки, накапливающийся жизненный опыт обеспечивают формирование высших психических функций (ВПФ), проявляющихся, в частности, высоким уровнем возможностей к познанию и способностью к совершению сложных двигательных актов, т.е. к развитию гнозиса(от греч. gnosis — знание, узнавание, предметное восприятие) и праксиса(от греч. praxis — действие). Совершенствование гнозиса и праксиса привело к возможности формирования у человека новой ступени развития психической деятельности — речи. Речь, языкспособствовали развитию абстрактного мышления — высшего достижения природы, способствующего тому, что овладевший речью человек смог достичь исключительного положения среди населяющих Землю живых существ.
В соответствии с концепцией А.Р. Лурия о мозговой системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) каждая психическая функция может быть связана с «работой» разных участков мозга, которые организуются в систему, составляющую нейрофизиологическую основу той или иной психической функции. Одновременно разные психические функции могут содержать в своей структуре общие звенья, и выпадение хотя бы одного из них может приводить к нарушению многих психических процессов. Это возможно даже при поражении всего лишь одного определенного участка мозга, который обеспечивал реализацию этого общего звена разных ВПФ. Здесь имеется в виду, что каждый участок мозга отвечает за что-то специфическое, «своё», что, по А.Р. Лурия, и определяется как «нейропсихологический фактор». Поиск всех этих факторов и описание функций разных участков мозга в обеспечении психических процессов является важной задачей в отечественной нейропсихологии. Кроме понятия «Фактор» в нейропсихологии используются также понятия»синдром» и «симптом».
Фактор — наиболее сложное в нейропсихологии понятие, направленное на преодоление психофизического параллелизма и несущее в себе как физиологическое, так и психологическое содержание. С помощью фактора устанавливается соответствие между двумя основными детерминантами психического отражения: того, что отражается из среды, и того, как это в определенных мозговых зонах осуществляется.
Существующие на сегодняшний день данные позволяют выделить целый ряд факторов, «привязанных» к работе определенных зон мозга на различных уровнях его горизонтальной и вертикальной организации.
Синдром — сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного фактора. Таким образом, в синдроме собираются только те симптомы, за которыми лежит одна и та же причина их возникновения, один нейропсихологический фактор. На этом базируется метод синдромного анализа нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: 1) выявление симптомов с помощью нейропсихологических методик; 2) качественная квалификация симптомов, т.е. поиск нейропсихологического фактора, который их обуславливает; 3) анализ синдрома (синдромов) с установлением степени выраженности локального дефекта.
В литературе по нейропсихологии, особенно зарубежной, встречается и другое понимание нейропсихологического синдрома — как наиболее выраженного расстройства какой-либо психической функции.
Симптом — это понятие также употребляется в двух смыслах (как и синдром), соответствующих этапам процедуры нейропсихологического обследования больного. На этапе предварительной ориентировки в общем состоянии психических функций устанавливается проявление их недостаточности (симптомов выпадения) в виде речевых расстройств, нарушений движений и т.д. или симптомов раздражения мозга (например, слуховые обманы при воздействии патологического процесса на височные структуры). Таким образом, на этом этапе симптом понимается лишь как внешнее проявление функционального дефицита или избыточности, но он еще не дифференцирован относительно топики очага поражения. Лишь на следующем этапе возможно проведение целенаправленного его изучения (в сопоставлении со всеми данными о больном) — качественная нейропсихологическая квалификация симптома с установлением нарушенного фактора, лежащего в основе его формирования и придающего ему «локальный» смысл. Топическое значение данных, получаемых с помощью нейропсихологического исследования, оценивается при детальном анализе совокупности связанных друг с другом симптомов, каждый из которых указывает на относительно «жесткую» связь с теми или иными мозговыми структурами.
Первичные нейропсихологические симптомы — нарушение психических функций, непосредственно связанное с нарушением определенного фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушение психических функций, возникающее как следствие влияния первичных нейропсихологических симптомов (по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями).
Следует помнить, что тщательный нейропсихологический анализ структуры нарушений ВПФ адекватно проводить периода заболевания, когда компенсированы расстройства общемозгового характера (отек мозга, выраженный гипертензивный синдром и другие).
Дадежндсть диагностики определяется путем соотнесения данных нейропсихологического исследования с результатами клиничесчкого, злектрофизиологического, рентгенологического и других исдледоданий мозга.
В настоящее время для оценки анатомических структур головного мозга широко используются компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная (МРТ) томография, а для исследования его функций — гамма-томография (ГТ — позволяет изучать региональный кровоток в головном мозге), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ — измерение интенсивности локальной утилизации глюкозы мозгом), а также электроэнцефалография (ЭЭГ) — качественная (фиксация устойчивого локального изменения электроактивности мозга) и количественная (компьютерное картирование электрической активности мозга).
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Раздел 7. Психосоматические расстройства.
. . .
1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.
В соответствии с теорией системной динамической организации высших психических функций, при локальных поражениях головного мозга нарушается не какая-то одна психическая функция, а их совокупность, составляющая единый нейропсихологический синдром. Под последним А. Р. Лурия предложил рассматривать закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора /22/. Целью синдромного анализа является поиск фактора, который приводит к формированию нейропсихологического синдрома. А под фактором понимают те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах /22, 41/. Нарушение этих факторов и является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию.
Синдромный анализ в нейропсихологической практике опирается на следующие положения:
— необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических функций. Качественный анализ предполагает определение формы нарушения психической функции, ответ на вопрос — какой характер носит дефект и почему он появился;
— необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом и поставить топический диагноз;
— необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных ВПФ, поскольку, согласно принципу двойной диссоциации Тэйбера, при любом органическом корковом очаге поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными.
Е. Д. Хомская выделяет следующие типы факторов, имеющиеся у взрослого человека /41/.
1. Модально-специфические факторы, связанные с работой различных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной). Материальной основой этих факторов являются вторичные зоны коры больших полушарий, составляющих корковые отделы анализаторов.
2. Модально-неспецифические факторы — связаны с работой неспецифических срединных структур мозга (инертности — подвижности нервных процессов, активации — дезактивации, спонтанности — аспонтанности).
3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры. Они отражают процессы взаимодействия различных анализаторных систем, а также работу третичных зон — префронтальных и височно-теменно-затылочных зон.
4. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга. Они характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии работы: преобладание абстрактных или конкретных способов переработки информации, сукцессивной (последовательной) или симультанной (одномоментной) организации высших психических функций, произвольной или непроизвольной регуляции психической деятельности.
5. Факторы межполушарного взаимодействия. Обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушария мозга, связаны со структурами мозолистого тела.
6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов, обеспечивающих целостную работу всего мозга (кровообращения, лимфообращения, гуморальными, биохимическими процессами) /41/.
Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.
Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.
Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий имеют общие черты. Их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов. К ним относят:
— синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры больших полушарий. Проявляются в нарушении зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного пространства, а также в нарушении оптико-пространственного анализа и синтеза;
— синдромы поражения зоны ТРО (третичных височно-теменно-затылочных отделов коры). Данные нарушения приводят к трудностям ориентации во внешнем зрительном пространстве, конструктивной апраксии, расстройству наглядных мыслительных процессов;
— синдромы поражения коры теменной области мозга. В основе этих синдромов лежит нарушение модально-специфических кожно-кинестетических факторов (тактильные агнозии, соматоагнозии);
— синдромы поражения конвекситальной (наружной) коры височной области мозга. Их повреждение приводит к нарушению фонематического слуха, слуховой агнозии, амузии;
— синдромы поражения коры медиобазальных (внутренних) отделов височной области коры больших полушарий. Проявляются в виде модально-неспецифических нарушений памяти, сознания и эмоциональной сферы.
Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий также не являются однородными и могут проявляться в виде двух синдромов:
— синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, автоматизированности, последовательности движений;
— синдром поражения коры префронтальной области мозга. Центральными симптомами здесь являются общие нарушения поведения и изменение личности больного.
Что касается синдромов поражения подкорки, то они изучены недостаточно. Но в литературе есть материал о трех типах нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга /41/:
— синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга, проявляющиеся в виде нарушений памяти, внимания и эмоциональных процессов;
— синдромы поражения срединных комиссур мозга. Проявляются в виде нарушения координации движений, затруднения в назывании предметов, попавших в левое поле зрения, а также в форме дископии — дисграфии;
— синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур (базальные ганглии). В него входит широкий спектр нарушений, которые характерны для поражения как передних, так и задних отделов мозга.
Синдромный подход к анализу нарушений психических функций при локальных поражениях мозга является основным в современной нейропсихологии. И исследования в этом направлении приносят все более интересные данные об особенностях взаимосвязи мозга и психики.
Контрольные вопросы
1. Объясните, как вы понимаете основные положения синдромного анализа высших психических функций.
2. Что такое нейропсихологический фактор?
3. Какова причина нарушения работы всей функциональной системы?
4. Как связаны анализ первичных дефектов и топический диагноз?
5. Какие нейропсихологические факторы можно выделить у взрослого человека?
6. Как связаны между собой нейропсихологический фактор и нейропсихологический синдром?
7. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры.
8. Основные проявления нейропсихологических синдромов поражения задних отделов коры.
Психология bookap
9. Механизмы нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных структур мозга.
10. Каковы задачи синдромного анализа?
Источник