Синдром нарушение целостности восприятия тела

Синдром нарушение целостности восприятия тела thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 января 2020;
проверки требуют 2 правки.

Синдром нарушения целостности восприятия собственного тела (в английском языке — Body integrity identity disorder или BIID, также известен как расстройство личности инвалида-ампутанта[1]) это психическое расстройство в результате которого в целом здоровые личности чувствуют привязанность к инвалидам из-за наличия у тех ампутаций.[2][3][4][5][6] Синдром BIID связан с ксеномелией, «дисфорическим чувством, что одна или более конечностей тела не относятся к твоему организму».[7]

Обычно синдром BIID сопровождается желанием ампутировать одну или несколько здоровых конечностей. Также включает в себя желание к другим формам инвалидности, как например, случай женщины, которая намеренно себя ослепила.[2] Синдром BIID также ассоциируют с апотемнофилией — разновидность сексуального фетишизма, при котором роль фетиша играют уродства собственного тела (в том числе ампутация конечностей). Причина, вызывающая синдром BIID, неясна. Одна гипотеза утверждает, что это происходит от неврологической неспособности функции мозга по отображению внутреннего тела (находящейся в правой теменной доле) включить затронутую конечность в понимание физической формы тела.[8]

Описание[править | править код]

Страдающие синдромом BIID чувствуют себя некомфортно с частью своего тела, например, конечностью и убеждены, что удаление или обездвиживание этой части тела избавит их от дискомфорта. Страдающие этим синдромом могут иметь обостренное чувство зависти к инвалидам-ампутантам. Они могут притворяться инвалидами-ампутантами, как на публике, так и приватно. Страдающие этим синдромом ощущают выше описанные симптомы чужеродности и ненатуральности. Они могут пытаться изувечить себя, ампутировав данную конечность. В большинстве случаев они стыдятся своих мыслей и могут прятать их от окружающих, включая терапевтов и специалистов в области здравоохранения.[9]
Большинство страдающих от синдрома BIID это мужчины среднего возраста, хотя это отличие не столь велико, как считалось ранее.[10]
Сексуальную мотивацию быть или выглядеть, как инвалид-ампутант, называют апотемнофилией.[11][12] Апотемнофилию не следует смешивать с акротомофилией: влечением к людям с ампутированными конечностями.[13] Хотя, есть множество людей, которые испытывали как одно, так и другое.[14][9]

Этические аспекты[править | править код]

С медицинской точки зрения, ампутация «нежелательной» конечности страдающего синдромом BIID является весьма спорной идеей. Поскольку ампутация является необратимым событием, единственной альтернативой может быть исследование фантомных конечностей и лечение пациента с психологической точки зрения.[15]

Некоторые добиваются своей мечты, делая вид, что они инвалиды-ампутанты, для этого используют протезы и другие инструменты, чтобы облегчить своё желание быть одному. Некоторые страдающие этим синдромом общались со СМИ или давали интервью по телефону исследователям, что они прибегли к самостоятельной ампутации «лишних» конечностей, например, чтобы поезд её переехал, или путем повреждения конечности настолько сильно, что хирургам пришлось её ампутировать.[9] Однако, в медицинской литературе редко встречаются статьи о случаях реальной само-ампутации.[16] Часто одержимость затрагивает одну конкретную конечность. Пациент может сказать, например, что он «не чувствует себя цельным», пока у него есть левая нога.[17] Однако, синдром BIID не включает в себя только лишь ампутацию. Некоторые люди страдают от желания стать парализованными, слепыми, глухими, использовать ортопедические приспособления, такие как ноги-протезы и т. п. Некоторые люди делают вид, что они инвалиды-ампутанты, используя костыли и инвалидные кресла дома или в общественных местах.

См. также[править | править код]

  • Абасиофилия[en]
  • Образ тела
  • Дисморфофобия
  • Модификации тела
  • Соматопарафрения
  • Цельный[en]
  • Услуга за услугу[en]
  • Безрукий[en]

Примечания[править | править код]

  1. Smith, R. C. Amputee identity disorder and related paraphilias (неопр.) // Psychiatry. — 2004. — Т. 3, № 8. — С. 27—30. — doi:10.1383/psyt.3.8.27.43394.
  2. 1 2 Woman desperate to be blind had drain cleaner poured in eyes, now happier than ever (1 октября 2015). Дата обращения 2 октября 2015.
  3. Davis J. L. Narrative construction of a ruptured self: Stories of transability on Transabled.org (англ.) // Sociological Perspectives (англ.)русск. : journal. — 2012. — Vol. 55, no. 2. — P. 319—340. — doi:10.1525/sop.2012.55.2.319.
  4. ↑ Boesvel, S. (2015, June 3). «Becoming disabled by choice, not chance: ‘Transabled’ people feel like impostors in their fully working bodies.» The National Post.
  5. Shad Desiring disability: What does it mean to be transabled?. CBC Radio (11 июня 2015). Дата обращения 11 июня 2015.
  6. ↑ Rianne M. Blom, Raoul C. Hennekam, and Damiaan Denys(2012 Apr 13)»[1]».»ncbi»
  7. Hilti, L. M.; Hanggi, J.; Vitacco, D. A.; Kraemer, B.; Palla, A.; Luechinger, R.; Jancke, L.; Brugger, P. The desire for healthy limb amputation: Structural brain correlates and clinical features of xenomelia (англ.) // Brain (англ.)русск. : journal. — Oxford University Press, 2012. — Vol. 136. — P. 318—329. — doi:10.1093/brain/aws316. — PMID 23263196.
  8. Boesveld, Sarah. Becoming disabled by choice, not chance: ‘Transabled’ people feel like impostors in their fully working bodies, The National Post (3 июня 2015).
  9. 1 2 3 https://meduza.io/feature/2017/08/01/poteryat-nogu-nayti-sebya
  10. Ellison, Jesse. Cutting Desire, MSNBC (28 октября 2011). Дата обращения 28 мая 2015.
  11. Money, J.; Jobaris, R.; Furth, G. Apotemnophilia: Two cases of self-demand amputation as a paraphilia (англ.) // Journal of Sex Research (англ.)русск. : journal. — 1977. — Vol. 13, no. 2. — P. 115—125. — doi:10.1080/00224497709550967.
  12. Everaerd, W. A case of apotemnophilia: A handicap as sexual preference (англ.) // American journal of psychotherapy : journal. — 1983. — Vol. 37, no. 2. — P. 285—293. — PMID 6869634.
  13. Elliott, Carl. A New Way to Be Mad (англ.) // The Atlantic : magazine. — 2000. — December.
  14. Elliott, Carl. A New Way to Be Mad (англ.) // The Atlantic : magazine. — 2000. — December.
  15. Levy, Neil. Neuroethics — Challenges for the 21st Century (англ.). — Cambridge University Press, 2007. — P. 3—5. — ISBN 0-521-68726-8.
  16. Large, M. M. Body identity disorder (неопр.) // Psychological Medicine (англ.)русск.. — 2007. — Т. 37, № 10. — С. 1513; author reply 1513—4. — PMID 18293510.
  17. ↑ ‘My left foot was not part of me’ | UK news | The Guardian
Читайте также:  Что хуже порок сердца или синдром впв

Литература[править | править код]

  • First, Michael B. Desire for amputation of a limb: paraphilia, psychosis, or a new type of identity disorder (англ.) // Psychological Medicine (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 35, no. 6. — P. 919—928.
  • First M. B., Fisher, C. E. Body Integrity Identity Disorder: The Persistent Desire to Acquire a Physical Disability (англ.) // Psychopathology : journal. — 2012. — Vol. 45. — P. 3—14.
  • Rianne M. Blom, Raoul C. Hennekam, and Damiaan Denys 2012 Apr 13″https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3326051/ «ncbi»
  • Ananthaswamy, Anil. Do No Harm: This is what it’s like to be at war with your body. MATTER. https://medium.com/matter/8476df17bddf
  • Stirn, A.; Thiel, A.; Oddo, S. Body Integrity Identity Disorder: Psychological, Neurobiological, Ethical and Legal Aspects (англ.). — Pabst Science Publishers, 2009. — ISBN 978-3-89967-592-4.
  • Oliver Sacks. A Leg To Stand On (неопр.). — Touchstone Books, 1998. — ISBN 978-0-684-85395-6.
  • Elliott, Carl Costing an Arm and a Leg: The victims of a growing mental disorder are obsessed with amputation.. Slate.com (10 июля 2003). Дата обращения 7 августа 2012.
  • Davis, Jenny L. Narrative Construction of a Ruptured Self: Stories of Transability on Transabled.org (англ.) // Sociological Perspectives (англ.)русск. : journal. — 2012. — Vol. 55. — P. 319—340. — doi:10.1525/sop.2012.55.2.319.
  • Davis, Jenny L. Prosuming Identity: The Production and Consumption of Transableism on Transabled.org (англ.) // American Behavioral Scientist (англ.)русск. : journal. — 2012. — Vol. 56. — P. 596—617. — doi:10.1177/0002764211429361.
  • Baril, Alexandre (2015). «’How Dare You Pretend to Be Disabled?’ The discounting of transabled people and their claims in disability movements and studies», Disability & Society, 30 (5): 689—703. https://dx.doi.org/10.1080/09687599.2015.1050088
  • Baril, Alexandre and Kathryn Trevenen (2014). «Exploring Ableism and Cisnormativity in the Conceptualization of Identity and Sexuality ‘Disorders’», Annual Review of Critical Psychology, 11, p. 389—416. Read online
  • Gregg M. Furth, Robert Smith and Elisabeth Kubler-Ross Amputee Identity Disorder: Information, Questions, Answers, and Recommendations About Self-Demand Amputation
  • Свааб Дик. III.5 Отпилить себе ногу: нарушение целостности восприятия собственного тела (body integrity disorder) — диковинное нарушение развития // Мы — это наш мозг: От матки до Альцгеймера = Wij zijn ons brein. Van Baarmoeder tot Alzheimer / Пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. — С. 87—90. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-89059-202-6.
Читайте также:  Как определить что у плода синдрома дауна

Ссылки[править | править код]

  • Потерять ногу, найти себя
  • What Drives People to Want to Be Amputees?
  • Determined to Amputate: One Man’s Struggle With Body Integrity Identity Disorder
  • Complete Obsession, a Horizon episode on BIID (transcript)
  • ‘I use a wheelchair but I’m only pretending to be paralysed’: The woman who desperately wants to be paraplegic
  • I live like a disabled person even though I’m physically healthy… and now want a surgeon to cut my spinal cord: Rare condition has made woman, 58, disown her legs
  • Meet the ‘amputee wannabes’ who chop off their own limbs to feel normal
  • The strange condition that has people hacking off healthy limbs
  • My left foot was not part of me

Источник

Дик Свааб — один из самых уважаемых европейских нейробиологов. В своем бестселлере «Мы — это наш мозг» он рассказывает о том, как физиологические процессы в головном мозге предопределяют человеческую жизнь. «Теории и практики» начинают сотрудничество с издательством Ивана Лимбаха и публикуют отрывок из книги Свааба — о странном синдроме, носители которого чувствуют себя неполноценными людьми, пока не ампутируют часть своего тела.

На ранней стадии нашего развития в мозге закладывается программа не только нашей гендерной идентичности (ощущения себя мужчиной или женщиной) и сексуальной ориентации (гомо-, гетеро- или бисексуальности), но также и нашей телесной схемы. Удивительным отклонением развития этого последнего процесса является синдром нарушения целостности восприятия собственного тела (body integrity identity disorder, BIID). Люди с этим синдромом с детства испытывают чувство, что некая часть их тела им не принадлежит, и любой ценой хотят от нее избавиться. Какую-то часть собственного тела они не воспринимают как составную часть самих себя, несмотря на то что она прекрасно работает. Это приводит к всепоглощающему желанию ампутации. И только после того как ногу или руку им ампутируют, они, наконец, ощущают себя полноценными. 27% носителей этого синдрома удается найти того, кто соглашается сделать подобную ампутацию.

Хирурги, которые производят такие операции, серьезно рискуют подвергнуться судебному преследованию за удаление вполне здоровой конечности. Это, однако, довольно странно, ибо то же самое проделывают с транссексуалами и даже, если строго следовать принципу, при обрезании. При обрезании мальчиков к тому же дело идет о младенцах, неспособных выразить свою волю; кроме того, иногда возникают осложнения: кровотечения, инфекции, повреждения отверстия мочеиспускательного канала, сужения мочеиспускательного канала, образование рубцов и уродств. Принятие BIID-проблематики пока еще заставляет себя ждать. Вообще ни психотерапия, ни таблетки не заставляют затронутых этим явлением отказаться от своих мыслей, хотя описан случай, когда один такой пациент стал чувствовать себя менее обреченным после приема антидепрессантов и когнитивно-поведенческой терапии. Позднее, правда, он сообщал, что, хотя и прекрасно было с кем-либо обсуждать этот вопрос, в его BIID-проблематике такая терапия ничего по сути не изменила.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника лечение бифиформ

Синдром нарушение целостности восприятия тела

Хирурги, которые производят такие операции, серьезно рискуют подвергнуться судебному преследованию за удаление вполне здоровой конечности. Это, однако, довольно странно, ибо то же самое проделывают с транссексуалами и даже, если строго следовать принципу, при обрезании. При обрезании мальчиков к тому же дело идет о младенцах, неспособных выразить свою волю.

Синдром нарушение целостности восприятия тела

Убеждение, что рука или голень им не принадлежат и что они хотели бы, чтобы у них парализовало одну или несколько частей тела, у таких людей нередко возникает уже с малых лет, чаще всего в детстве, иногда в юношеском возрасте. Ребенок с BIID ножницами вырезал из газет человеческие фигурки, чтобы затем отрезать им ногу, от которой сам хотел избавиться. Некоторые испытывают возбуждение или зависть, видя людей парализованных или тех, у кого нет руки или ноги, чего они и себе желали бы. Иногда именно в такую минуту они осознают, что, собственно, является их желанием. Часто они пытаются как можно больше приблизить желаемую ситуацию: например, эластичным бинтом подтягивают ногу к своему заду; носят широкие брюки, чтобы не видеть свою голень; подворачивают внутрь штанину и ходят с костылями или передвигаются в кресле-коляске.

BIID-пациенты часто годами ищут хирурга, который согласился бы ампутировать им совершенно здоровую и прекрасно действующую руку или ногу. Если им это не удается, что, разумеется, чаще всего и случается, выясняется, что две трети тех, кто в конце концов все-таки подвергается ампутации, оказались в состоянии настолько повредить нежеланный член собственного тела, что его все-таки пришлось ампутировать. Иногда это делают с опасностью для собственной жизни: например, простреливают себе коленную чашечку, отмораживают ногу или берутся за пилу. Люди с BIID к тому же точно знают, в каком именно месте должна быть сделана ампутация, и после ампутации могут указать, что такую-то часть им все-таки недорезали. После ампутации они чувствуют себя необыкновенно счастливыми и говорят, что единственное, о чем они сожалеют, что не сделали этого раньше.

Синдром нарушение целостности восприятия тела

Люди с BIID точно знают, в каком именно месте должна быть сделана ампутация, и после ампутации могут указать, что такую-то часть тела им все-таки недорезали. После ампутации они чувствуют себя необыкновенно счастливыми и говорят, что единственное, о чем они сожалеют, что не сделали этого раньше.

Синдром нарушение целостности восприятия тела

Можно только догадываться, чтó именно внесло нарушения в образ тела такого человека в период развития его мозга. Впрочем, известно, что различие в активности мозга во фронтальной и париетальной коре отражает реакцию на прикосновение к желанной — или к нежеланной ноге. BIID имеет сходство с транссексуальностью. В обоих случаях затронутый индивид знает, что анатомия его тела не соответствует тому, каким он себя ощущает. В обоих случаях это ощущение возникает очень рано. Сходство с проблематикой транссексуальности особенно поражает высоким процентом (19%) BIID-пациентов, имеющих также проблемы гендерной идентификации, и высоким процентом (38%) гомо- и бисексуальных BIID-пациентов. Поскольку все эти свойства программируются на ранней стадии развития, следует принять, что BIID возникает также на этой ранней стадии, но в какой области мозга и как это развивается, остается загадкой. Нет никаких оснований думать, что причиной возникновения BIID является воспоминание о прежней жизни, в которой у этого человека не было руки или ноги, — идея, в которой меня пытался убедить автор одного адресованного мне письма.

Современной науке предстоит установить, чтó именно срывается в процессе развития при создании в мозге образа нашего тела. Но наряду с этим нужны врачи, которые не боятся сталкиваться с желанием ампутации и не отмахиваются от BIID-пациента со словами, что «он не иначе как сумасшедший». Нужны исследователи, способные проявить интерес к этой странной игре природы, которая может расширить наши знания о нормальном развитии мозга, — и BIID-пациенты, которые отваживаются повернуться лицом к этой болезни, ибо большинство предпочитают ее скрывать.

Синдром нарушение целостности восприятия тела

Источник