Синдром наперстка в стоматологии это

Синдром наперстка в стоматологии это thumbnail

Кафедра стоматологии детского возраста КрасГМА

ЗАНЯТИЕ № 9 (V семестр)

Тема занятия:

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ, ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ.

Форма и организация учебного процесса:

Практическое занятие.

Актуальность темы:

Проблема оказания стоматологической помощи детям с зубочелюстными аномалиями и деформациями в условия стоматологических поликлиник является актуальной в связи с высокой распространенностью ЗЧА в структуре стоматологической заболеваемости у детей. Кроме того, важными являются сведения о влиянии вредных привычек на формирование зубочелюстных деформаций.

Цель занятия:

На основе знаний о морфологической и функциональной норме в развитии зубочелюстной системе, научиться выявлять и устранять вредные привычки у детей.

Обучающийся должен:

  • изучить классификацию вредных привычек по В. П. Окушко;

  • изучить способы устранения вредных привычек;

  • изучить морфо – функциональные особенности периода формирования временного прикуса;

  • изучить морфо – функциональные особенности беззубого рта новорожденного;

  • изучить морфо – функциональные особенности периода сформированного временного прикуса;

  • изучить морфо – функциональные особенности периода сменного прикуса;

– научить проводить диагностику морфо – функциональных нарушений в постоянном прикусе;

  • отработать навыки по проведению профилактических осмотров и оценке состояния органов и тканей полости рта.

  • оценке состояния органов и тканей полости рта.

План изучения темы:

1. Исходный контроль знаний (тесты).

2. Самостоятельная работа:

  • проведение осмотров полости рта у детей;

  • разработка рекомендаций по подбору предметов и средств гигиены полости рта детям с учетом возраста, состояния гигиены полости рта и степени активности кариеса зубов;

  • разработка рекомендаций по устранению вредных привычек;

– решение ситуационных задач.

3. Итоговый контроль знаний:

– решение ситуационных задач

Основные понятия и положения темы:

Под «вредными» привычками в стоматологии принимают разнообразные детские привычки, отрицательно сказывающиеся на росте и развитии челюстных и других лицевых костей и прилежащих к ним мягких тканей.

Классификация вредных привычек (по В.П.Окушко)

1. Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции )

а) привычка сосания пальцев

б) привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов

в) привычка сосания и прикусывания языка.

2. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции )

а) нарушение функции жевания

б) неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.

в) неправильная речевая артикуляция

3. Зафиксированные позо – тонические рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое

а) неправильная поза тела и нарушение осанки

б) неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.

Сочетание нескольких вредных привычек у дошкольников наблюдается в 13%. Частота вредных привычек с возрастом уменьшается: от 24% в 1-3 года до 12% в 3-5 лет и 7,6% у 6-7 летних детей, тогда как частота ЗЧА, напротив, увеличивается.

Наиболее распространены вредные привычки сосания. Следствием длительного пользования пустышкой и соской является открытый прикус во фронтальном участке, протрузия резцов верхней челюсти, сужение верхнего зубного ряда. Можно предположить, что появлению вредных привычек сосания должно способствовать кормление ребенка из соски с большим отверстием, когда молоко свободно вытекает из бутылки.

Привычка сосать большой или указательный палец возникает обычно в 5 лет. Если не устранить вредную привычку, то могут возникнуть серьезные деформации зубных рядов, открытый во фронтальном участке прикус, сужение верхнего зубного ряда и др.). Раннее выявление и ликвидация вредной привычки позволяют предупредить развитие деформации или исправить ее с помощью простых съемных ортодонтических аппаратов.

Отмечено появление вредных привычек сосания у здоровых детей во время соматических и инфекционных заболеваний, стрессовых ситуаций.

Появление ЗЧАД тесно связано с удалением зубов. Только у половины детей с удаленными временными молярами сохраняется ортогнатический прикус. У остальных детей выявлены дистанальная и в полтора раза чаще мезиальная окклюзия. При оценке положения зубов обнаруживается смещение соседних впереди и позади расположенных зубов в сторону дефекта зубного ряда. Особенно нежелательно удаление временных моляров для прорезывания первых постоянных моляров. Установлено, что чем раньше были удалены зубы, тем больше вероятность появления аномалий.

Нарушение деятельности мышц ЧЛО может привести к неправильному росту челюстей и деформации зубных рядов. При ортогнатическом прикусе функциональные нарушения круговой мышцы рта наблюдаются только в 12,4%, тогда как при аномалиях окклюзии — в 68%. Доказана эффективность тренировок с вестибулярной пластинкой для устранения сагиттальной щели и уменьшения длины верхней зубной дуги.

Выявлено повышение тонуса собственно жевательных мышц у детей с дистальным прикусом, а сократительная способность и амплитуда сокращения оказались сниженными. Биоэлектрическая активность круговой мышцы рта снижена, но повышена активность мышц языка, причем сократительная способность последних больше, чем сократительная способность мышц верхней губы.

Установлено, что удлинение фронтального отдела верхнего зубного ряда и наклон резцов верхней челюсти вперед тем больше, чем выраженнее отклонение функциональных показателей мышц верхней губы и языка. У детей с прогеническим прикусом имелось несколько увеличенное давление языка на верхний и нижний зубной ряд, в отличие от детей с ортогнатическим и прогнатическим прикусом. При открытом прикусе была снижена сила сокращения височных и жевательных мышц, но увеличена сила мышц, опускающих нижнюю челюсть, снижение сократительной способности жевательных мышц во время жевания может быть одной из причин зубоальвеолярного удлинения в боковых отделах.

Кроме всех вышеизложенных факторов необходимо учитывать также состояние окружающей среды, поскольку для нормального развития и формирования ЗЧС, как и организма в целом, требуются определенные экологические условия, причем их ухудшение отрицательно сказывается на этих закономерных процессах. Распространенность ЗЧА у обследованных детей, проживающих в Брянской области и подвергшихся радиоактивному излучению, была в 1,8 раза выше в группе детей, родившихся после Чернобыльской аварии, чем в контрольной.

Установлен более высокий уровень стоматологической заболеваемости у детей, проживающих в промышленных районах и подвергающихся воздействию атмосферных загрязнителей крупных промышленных предприятий г. Новосибирска, г. Читы , г.Красноярска.

Врач-ортодонт обязательно должен обращать большое внимание на общее состояние и развитие детского организма. Особенно тесный контакт между ортодонтом и педиатром должен иметь место при лечении детей с хроническими заболеваниями (астма, диабет, заболевания крови и т.п.). Применение ортодонтической аппаратуры, либо безаппаратурных методов лечения у таких детей дает дополнительную нагрузку, часто усугубляющую течение хронического заболевания. Любое воздействие на организм вызывает ответную реакцию со стороны ЦНС. Кроме того, возможны негативные изменения в полости рта при аппаратурном лечении.

Читайте также:  Эффективность тромболитиков при остром коронарном синдроме доказана

Основную роль в разработке методики профилактики и раннего лечения аномалий играет изучение и внедрение в практику работы ортодонта этиопатогенетической терапии. Вопросы распространенности патологии требуют всестороннего комплексного исследования причин их возникновения и развития, поскольку до 90% исследований, выполненных в мире, относятся к изучению влияния изолированных факторов на один из компонентов здоровья.

СХЕМА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЙ

(«вредные привычки», их последствия и способы устранения)

Вредная привычка

Вид зубочелюстной деформации

Способы устранения

1. Сосание пальцев

Дистальная окклюзия, ложная прогнатия верхней челюсти, ложная прогнатия нижней челюсти, глубокая резцовая окклюзия, вертикальная резцовая дизокклюзия.

Ортодонтические аппараты

(вестибулярная пластинка, двойной щит), соска с надрезами, одетая на палец, манжетки на локтевые сгибы

2.1.Прикусывание нижней губы

Прогнатия верхней челюсти с протрузией верхних резцов, дистальное смещение нижней челюсти и задержка развития ее фронтального отдела

Ортодонтические аппараты

(нижнечелюстная пластинка с вестибулярной дугой и пластмассовой подушкой, вестибулярная пластинка)

2.2. Сосание верхней губы

Небный наклон верхних резцов, недоразвитие фронтального участка верхней челюсти

То же

2.3. Сосание щек

Сужение обеих челюстей, вертикальная резцовая дизокклюзия.

Аппарат – двойной щит

2.4. Прикусывание или сосание

глубокая резцовая окклюзия, вертикальная резцовая дизокклюзия., протрузия верхних резцов, ретрузия нижних резцов, дистальная окклюзия.

Аппарат – вестибулярная пластинка, локтевые манжетки

3. Сосание и прикусывание прокладывание языка

вертикальная резцовая дизокклюзия., прогнатия нижней челюсти, перекрестный прикус, ретенция зубов, неправильное прорезывание зубов и их положение

Аппарат – двойной щит, пластинка с заслонкой для языка, вестибулярная пластинка

4. Жевание на одной стороне

Перекрестный прикус, мезиальная окклюзия, замедление процесса смены зубов на нерабочей стороне.

Беседа с родителями и ребенком

5. Нарушение функции глотания ( инфантильное глотание)

вертикальная резцовая дизокклюзия., диастема, протрузия верхних резцов, ретрузия нижних резцов, сужение верхней зубной дуги

Миогимнастика

6. Ротовое дыхание

вертикальная резцовая дизокклюзия, прогнатия верхней челюсти, формирование «готического» неба

Аппарат – вестибулярная пластинка с выпиленными отверстиями, подбородочная праща с вертикальной тягой, двойной щит

7. Сон на низкой подушке

Дистальная окклюзия.

Беседа с родителями и ребенком

8. Сон на высокой подушке

Мезиальная окклюзия.

То же

9. Подкладыва-ние руки под щеку во время сна

Перекрестный прикус

То же

10. Сосание соски пустышки после 1 года жизни

Дистальная окклюзия, вертикальная резцовая дизокклюзия

Аппарат – вестибулярная пластинка. Назначение перед сном препаратов седативного действия (по возрастным дозировкам )

ЛДС: Нарушение функции речи

Виды нарушения речи

1. Шепелявость (сигматизм)

– подражание (вредная привычка)

– укороченная уздечка языка

– нервно- психический или психогенный фактор

2. Гнусавость и косноязычие

– раннее прорезывание сверхкомплектных зубов или потеря зубов

– при врожденных расщелинах

Клинические методы выявления нарушения речи

Беседа с ребенком.

Недостаток слуха: а) устный счет; б) чтение стихов.

Фразы с большим количеством шипящих.

Связь нарушения речи с аномалиями зубочелюстной системы

Зубочелюстные аномалии и деформации нередко приводят к неправильной речевой артикуляции языка и губ .

Нарушение речи определяется у 70% детей с зубочелюстными аномалиями. Около 30% детей говорит правильно, что связано с адаптацией за счет усиленной функции отдельных мышц или их групп.

Методы устранения нарушения речи

Консультация и лечение у логопеда и лечение аномалий.

ЛДС: Клиническая характеристика функции глотания

Нормальное глотание

Неправильное глотание (инфантильное)

инфантильный тип (до 2-3 лет)

соматический тип(2,5-3 года)

Характеристика лицевых признаков и положения языка

Язык отталкивается от сомкнутых губ, функция жевания находится в стадии становления

Язык отталкивается от сомкнутых зубных рядов и небного вода. Губы сомкнуты, мышцы лица не напряжены. Отмечается перистальтика мышц подбородочной области.

При значительном нарушении функции глотания определяется активность всех мимических мышц, а иногда мышц шеи, иногда дрожат веки, вытягивается и наклоняется голова. Симптом наперстка – точечные углубления в области углов рта и подбородка за счет напряжения мышц нижней челюсти, губы и подбородка.

Диагностическая проба

а) проглатывание воды

Толчок кончика языка о внутреннюю поверхность губы и последующее ее выбухание.

б) Быстрое отодвигание губ после глотания

Язык располагается между зубными рядами (губы не сомкнуты), щеки являются опой для языка.

Причина нарушения функции глотания

Вредная привычка, следствие аномалии и деформации зубочелюстной системы (прогнатический и открытый прикус) функциональные нарушения нервной системы и соматические заболевания

Связь аномалий зубочелюстной системы с нарушениями функции глотания

Неправильное положение языка приводит к открытому, прогеническому, прогнатическому, перекрестному, глубокому прикусу, в зависимости от направления силы действия мышц языка, на тот или иной участок челюсти.

Практическая работа:

Для подготовки к занятию необходимо изучить материал, который позволяет логически подойти к необходимости назначения различных профилактических мероприятий детям с вредными привычками в зависимости от возраста и выявленных нарушений в зубочелюстной системе.

В связи с этим, следует повторить материал, касающийся основ строения и физиологии зубочелюстной системы. Необходимо вернуться к теоретическим основам профилактики кариеса зубов и зубочелюстных аномалий и деформаций, а также повторить вопросы, касающиеся понятия «здорового образа жизни» с точки зрения стоматолога.

С целью реального знакомства со способами выявления и методами устранения нарушений в зубочелюстной системе целесообразно провести осмотры полости рта у детей ДОУ, с последующими рекомендациями по устранению вредных привычек.

Задания на уяснение темы занятия, методики вида деятельности:

Тесты, ситуационные задачи с эталонами решений.

Список тем УИРС:

1. Роль генетических факторов в развитии ЗЧА у детей.

2. Диагностика нарушений функций зубочелюстной системы.

3. Влияние экзогенных факторов на развитие ЗЧАД.

4. Способы устранения вредных привычек у детей.

Рекомендуемая литература:

  1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с.

  2. Баум Л. с соавт, Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005.

  3. Особенности обезболивания при лечении стоматологических заболеваний у детей / Ред. С.А. Рабинович. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 120 с.

  4. Луцкая И. К. Руководство по стоматологии: Практическое пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 540 с.

  5. Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

Читайте также:  Коричневые пятна на теле синдром

7

Source: StudFiles.net

Источник

Функция дыхания

Во всех возрастных периодах нормой является носовое дыхание. При этом создается целый ряд благоприятных условий для формирования прикуса:

• сомкнутые губы уравновешивают давление, оказываемое на челюсти мышцами языка;

• рот закрыт, и нижняя челюсть зафиксирована в положении, соответствующем нормальному прикусу;

• поток воздуха, проходящий через носоглотку, увлекает с собой воздух из полости рта, в результате чего здесь создается отрицательное давление, которое оказывает равномерное стимулирующее воздействие на все участки альвеолярных отростков и неба;

• язык прилежит к небу и уравновешивает давление, оказываемое на него воздушной струей, проходящей через носовые ходы.

Ротовое дыхание считают патологическим главным образом из-за того, что в этом случае воздух не проходит через очищающие, согревающие и увлажняющие «фильтры» носовой полости, не вентилирует пазухи черепа. С точки зрения стоматолога, дыхание через рот является вредным еще и потому, что резко изменяет нагрузку на растущие кости и неизбежно приводит к серьезным деформациям челюстно-лицевой области.

В связи с тем, что при привычном ротовом дыхании рот остается приоткрытым, нижняя челюсть смещается книзу и кзади, диафрагма дна полости рта расслабляется, из-за чего страдает эстетика (увеличивается нижняя треть лица, возникает «второй подбородок») и изменяется соотношение челюстей (нижняя челюсть занимает дистальное положение). Разомкнутые губы не могут уравновесить то давление, которое оказывается на фронтальные зубы языком, поэтому зубы выдвигаются вперед и формируется протрузия.

При ротовом дыхании язык, освобождая путь потоку воздуха в ротоглотку, выдвигается вперед и располагается на дне полости рта. Челюсти не получают необходимых механических стимулов роста, что и приводит к деформации зубных рядов. Поток воздуха, проходя через полость рта, оказывает положительное давление главным образом на твердое небо и поэтому стимулирует избыточный рост формирующих его костей. Такое небо выгибается в полость носа и имеет вид высокого, резко сужающегося кверху купола, и поэтому называется «готическим». Поскольку положительное давление потока воздуха практически не воздействует на альвеолярные дуги, они остаются недоразвитыми, а зубные ряды — суженными, со скученностью зубов (рис. 7.5).

Патология прикуса при ротовом дыхании.
Рис. 7.5. Патология прикуса при ротовом дыхании.

Причины ротового дыхания могут быть различными. Во-первых, дыхание через рот может быть затруднено временно, в результате острого ринита и других острых респираторных заболеваний. Если эпизоды ОРЗ не повторяются слишком часто, то формирование прикуса не нарушается. Хроническое ротовое дыхание чаще всего связано с нарушением проходимости носовых ходов (искривление носовой перегородки, хронический ринит, полипы и т.д.) и патологией носоглотки (гиперплазия аденоидов). Еще одной причиной привычного ротового дыхания является снижение тонуса мышц, поднимающих нижнюю челюсть и замыкающих ротовую щель, т.е. нейромышечный стереотип открытого рта, формирующийся на фоне ЛОР-патологии и часто сохраняющийся после восстановления проходимости носовых ходов или возникающий самостоятельно.

Для предупреждения формирования патологического стереотипа ротового дыхания родители должны обеспечивать и контролировать характер дыхания ребенка с самого раннего возраста. Носовые ходы должны быть всегда свободны, поэтому необходимо регулярно прочищать их от слизи. Рот младенца должен быть закрыт как во время сна, так и в период бодрствования. Нужно следить за тем, чтобы во время сна голова ребенка не была запрокинута. Если у спящего ребенка мышцы, закрывающие рот, расслабляются, нужно легко прикоснуться к подбородку ребенка и, не тревожа его сон, закрыть рот; можно подвязывать нижнюю челюсть косынкой. При первых признаках стойкого нарушения проходимости носовых ходов ребенка следует показать ЛОР-врачу.

Диагностика патологии функции дыхания проводится в ходе клинического стоматологического обследования.

Приоткрытый рот и иссушенная красная кайма губ свидетельствуют о ротовом дыхании. Следует выяснить из анамнеза, какой характер — острый или хронический — имеет данное нарушение функции. О продолжительности нарушения функции дыхания можно более или менее объективно судить по состоянию прикуса пациента (см. выше) и некоторым лицевым признакам.

При длительном, многолетнем ротовом дыхании, сформированном с раннего детства, ноздри остаются «неразработанными», плоскими, с щелевидными входами, а переносица расширяется (это объясняют компенсаторным увеличением размеров недостаточно вентилируемой при ротовом дыхании лобной пазухи).

Чтобы определить стратегию лечения, выясняют, существуют ли объективные возможности для дыхания через нос. Пациента просят плотно закрыть рот на 10—15 с (или набрать в рот воды) и попробовать при этом дышать; для контроля движения воздуха к ноздрям пациента подносят рыхлый ватный фитиль или сухое стоматологическое зеркало. Если дыхание через нос возможно, то единственной причиной привычного ротового дыхания считают снижение тонуса мышц, закрывающих рот, что следует лечить при помощи специальной миогимнастики (см. далее) и контролирующих мер.

Если обнаруживается непроходимость носовых ходов, пациента направляют на лечение к терапевту, педиатру (в случае ОРЗ) или к оториноларингологу (при хронической патологии). После ЛОР-санации пациента приглашают на повторное обследование и, если обнаруживают, что функция дыхания не нормализовалась, организуют для него курс миогимнастики.

Функция глотания

Акт глотания является сложным действием, которое становится возможным при хорошей координации работы многочисленных мышц. С точки зрения влияния на формирование прикуса, самое важное место в этом комплексе занимает язык.

Существенное значение имеют размеры языка. При макроглоссии язык занимает всю полость рта, продвигается в прилежащие зоны и деформирует там органы и ткани: прокладывается между зубами и формирует открытый прикус, уменьшает размеры надгортанника. Контуры увеличенного языка обычно фестончатые, с отпечатками зубов, кончик языка при его высовывании свободно достигает подбородка, что помогает клинической диагностике макроглоссии. Эта аномалия часто имеет место при микседеме, кретинизме, гипофизарном нанизме, болезни Дауна.

В случае истинной макроглоссии, подтвержденной данными цефалометрии, для предупреждения (или лечения) открытого прикуса проводят операцию резекции языка. При микроглоссии язык занимает лишь небольшую часть полости рта, в покое не прикасается к зубам, а при высовывании с трудом достигает нижних резцов. Дно полости рта приподнято, его свободные участки видны по обе стороны языка. Зубная дуга не испытывает центробежного давления языка и поэтому не достигает нормальных размеров. В результате премоляры прорезываются скученно, третьи моляры располагаются в углах нижней челюсти, зубы боковых сегментов смещаются и наклоняются к центральной линии, нижние резцы наклоняются в оральном направлении, верхние резцы — в лабиальном. Наличие у ребенка гипоглоссии диктует необходимость его постоянного наблюдения у ортодонта.

Читайте также:  Наследственная доброкачественная гипербилирубинемия синдром жильбера

Давление, оказываемое мышцами языка на опорные зоны во время глотания, достигает 300—800 г/см2, поэтому патология глотания рассматривается в ортодонтии как очень важный управляемый фактор риска. Глотание является врожденной функцией, но, как было отмечено ранее, с возрастом норма глотания должна изменяться в соответствии с изменяющимися условиями в полости рта и таким образом благоприятствовать правильному формированию прикуса.

Ребенок рождается с уже сформированным инфантильным типом глотания, приспособленным к беззубым челюстям и к основному способу добычи пищи ребенком до шестимесячного возраста — к сосанию. При нормальном развитии после прорезывания зубов язык подвергается функциональным и позиционным перестройкам: он постепенно перемещается кзади, приучается контактировать во время глотания с фронтальными зубами (смешанный тип нормального глотания), а позже — с небно-альвеолярной зоной (соматический тип). Переходный период «созревания» смешанного глотания до уровня соматического в норме заканчивается к 4—5 годам жизни ребенка.

Цикл соматического глотания состоит их четырех фаз

I фаза. Передняя треть верхней поверхности языка остается плоской или вогнутой. Пищевой комок собирается на плоскости передней трети языка или в подъязычной зоне, впереди от смещенного кзади языка. Задняя часть спинки языка изогнута, плотно контактирует с мягким небом (пища не проглатывается!). В этой фазе губы и зубы чаще не сомкнуты.

II фаза. Спинка языка сворачивается желобком или прогибается в средней трети. Кончик языка движется вверх. Мягкое небо поднимается и смещается кзади, при этом образуются две щели: небно-язычная и небно-глоточная. Пищевой комок продвигается кзади. Наблюдается легкое смыкание губ и передних зубов.

III фаза. Передняя часть языка прижимается к твердому небу. Задняя треть спинки языка снижается, открывая пищевому комку вход в глотку. Начинает сокращаться верхний глоточный констриктор, мягкое небо изгибается — формируется небно-глоточное смыкание, т.е. разобщение носоглотки и ротоглотки. Зубы и губы сомкнуты.

IV фаза. Спинка языка выгибается вверх и передвигается кзади. Ткани глотки и мягкого неба смещаются вниз и кзади. В результате пищевой комок продавливается за пределы ротоглотки подобно тому, как зубная паста выдавливается из тубы.

Однако, своевременное созревание функции глотания происходит далеко не во всех случаях: инфантильное глотание сохраняется у 90% трехлетних детей и у 3% двенадцатилетних.

Патологическое инфантильное глотание отличается от соматического во второй и третьей фазе: язык не смещается кзади, а наоборот, вытягивается вперед, прокладывается между зубами и замыкает собою губную щель (при этом губы и зубы не имеют нормального контакта). Язык отталкивается от губ, периоральные мышцы — круговая мышца рта, щечная, подбородочная — напряжены. Часто при патологическом инфантильном глотании наблюдается, так называемый симптом наперстка или мяча для гольфа:

если в кожу вплетаются волокна подбородочной мышцы, то при ее сокращении на подбородке образуются втяжения, ямки. При таком глотании язык оказывает вертикальное давление на фронтальные участки зубных дуг верхней и нижней челюстей, в результате чего альвеолярные отростки выгибаются, соответственно, вверх и вниз, образуя вертикальную щель и формируя открытый прикус. Из-за дискоординации мышц, участвующих в акте глотания, дистальные участки зубных дуг не получают должных стимулов к развитию и остаются суженными.

Причиной патологического инфантильного глотания может быть вынужденное переднее положение языка (рис. 7.6): при ротовом дыхании таким образом инстинктивно увеличивается пространство для прохождения воздуха, при гипертрофии глоточных миндалин — облегчается продвижение пищевого комка в глотку. Среди других причин недоразвитости функции глотания называют макроглоссию, нарушение тонуса мышц языка, длительное кормление из бутылочки, привычное сосание языка, отсутствие адаптации к твердой пище, предшествующие аномалии прикуса, патологию ЦНС.

Деформация прикуса при патологическом инфантильном глотании.
Рис. 7.6. Деформация прикуса при патологическом инфантильном глотании.

Диагностика инфантильного глотания заключается в определении переднего положения кончика языка во время глотания при клиническом исследовании. Врач пальцами разводит и удерживает губы ребенка, просит его проглотить слюну, наблюдая при этом, не прокладывает ли ребенок язык между зубами. Другим важным признаком патологии глотания является симптом наперстка. Более достоверную информацию можно получить, используя методы миографии, палатографии (получение на небе отпечатков языка, покрытого краской или оттискным материалом), рентгенографии и т.д.

При смешанном патологическом глотании нарушения функции и их причины практически совпадают с таковыми при инфантильном глотании, с тем отличием, что в III фазе язык не прокладывается между зубами, а упирается в них.

Следствием постоянного давления на зубы становится избыточный рост фронтальных участков челюстей, вестибулярный наклон зубов, наличие между ними трем. При клиническом исследовании в III и IV фазах глотания видно, что зубы верней и нижней челюстей плотно сжаты, а язык внедряется в широкие межзубные промежутки.

Стоматолог должен внушить родителям, что формирование правильного глотания у здорового ребенка во многом зависит от организации его вскармливания. Родители должны своевременно (на 4—5-м месяцах жизни) вводить в рацион ребенка плотные по консистенции виды прикорма, не вкладывать ложку в рот ребенка, но приучать его снимать пищу с ложечки губами, не допускать запивания пищи, пресекать избирательное отношение ребенка к твердой и жидкой еде и т.д. 

Для нормализации глотания следует выявить и по возможности устранить все объективные предпосылки недоразвития этой функции: нормализовать дыхание, устранить имеющиеся зубочелюстные аномалии, при помощи специальных комплексов миогимнастики (см. далее) повысить тонус мышц языка и таким образом создать стереотип правильного глотания. В ряде случаев для коррекции глотания необходимо применять специальные ортодонтические аппараты, препятствующие выдвижению языка вперед.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Опубликовал Константин Моканов

Источник