Синдром ммд код по мкб
Диагноз ММД у ребенка ставит в тупик родителей. Звучит расшифровка довольно устрашающе – «минимальная мозговая дисфункция», самое радостное слово тут – «минимальная». Что делать, если у ребенка нашли малую дисфункцию мозга, чем это опасно и как вылечить чадо, мы расскажем в этой статье.
Что это такое?
В неврологии существует несколько дублирующих названий того, что прячется за аббревиатурой ММД – легкая детская энцефалопатия, синдром гиперактивности и недостатка внимания, малая мозговая дисфункция и т. д. Каким бы ни было название, суть за ним кроется примерно одна и та же – поведение и психоэмоциональные реакции малыша нарушены из-за некоторых «сбоев» в деятельности центральной нервной системы.
Минимальная мозговая дисфункция впервые попала во врачебные справочники в 1966 году, ранее ей не придавали значения. Сегодня ММД – одна из самых распространенных аномалий раннего возраста, ее признаки могут появиться уже в 2-3 года, но чаще к 4 годам. По статистике, минимальной мозговой дисфункцией страдает до 10% учеников начальных классов. В дошкольном возрасте ее можно обнаружить примерно у 25% детей, а особо «талантливый и въедливый» невролог может найти недуг и у 100% активных, подвижных и непослушных ребят.
Что происходит с ребенком при минимальной дисфункции ЦНС, понять не так просто. Если упростить, то определенные центральные нейроны погибают или испытывают проблемы с клеточным метаболизмом по причине негативных факторов внутреннего или внешнего характера.
В результате этого мозг ребенка работает с некоторыми аномалиями, не критичными для его жизни и здоровья, но отражающимися на поведении, реакциях, социальной адаптации, способности к обучению. Чаще всего ММД у детей проявляется в виде нарушения психоэмоциональной сферы, памяти, внимания, а также в повышенной двигательной активности.
У мальчиков ММД встречается в четыре раза чаще, чем у детей женского пола.
Причины
Основными причинами минимальной мозговой дисфункции считаются поражение участков коры мозга и аномалии развития центральной нервной системы малыша. Если же первые признаки ММД развились после того, как ребенку исполнилось 3-4 года и старше, причиной может служить недостаточное участие взрослых в воспитании и развитии чада.
Наиболее распространены внутриутробные причины. Это означает, что мозг малыша подвергался негативному воздействию еще в период нахождения крохи в материнской утробе. Чаще всего к минимальной дисфункции ЦНС у ребенка приводят инфекционные заболевания у матери в период беременности, прием ею медикаментов, не разрешенных для будущих мам. Возраст беременной старше 36 лет, а также наличие у нее хронических заболеваний повышают риск негативного воздействия на нервную систему малыша.
Неправильное питание, избыточная прибавка в весе, отеки (гестоз), а также угроза выкидыша тоже могут влиять на нейроны карапуза, тем более что нейронные связи во время беременности еще только формируются. С этой же точки зрения опасно и курение, и прием алкоголя в период вынашивания плода.
Нарушения в нервной системе могут возникнуть и в период родов из-за острой гипоксии, которую может испытать малыш в стремительных или затяжных родах, в течение длительного безводного периода, если плодный пузырь вскрылся (или был механически вскрыт), а после этого развилась слабость родовых сил. Считается, что и кесарево сечение является для ребенка стрессовым, поскольку он не проходит через родовые пути, а потому такой вид операций тоже относят к триггерам ММД. Довольно часто минимальная мозговая дисфункция развивается у детей с крупным весом при родах – от 4 килограммов и более.
После рождения ребенок может подвергаться действию токсинов, а также получить черепную травму, например, при ударе головой во время падения. Это тоже может вызвать нарушения в работе ЦНС. Довольно часто причиной болезни является перенесенный в раннем возрасте грипп и ОРВИ, если возникли нейроосложнения – менингит, менингоэнцефалит.
Симптомы и признаки
Проявиться признаки мозговой дисфункции могут в любом возрасте. При этом симптомы будут довольно характерны именно для определенной возрастной группы.
У детей до года обычно имеют место так называемые малые неврологические признаки – нарушения сна, частые сильные вздрагивания, разлитый гипертонус, клонические сокращения, дрожание подбородка, рук, ног, косоглазие, а также обильные срыгивания. Если малыш плачет, симптомы усиливаются и становятся более заметными. В спокойном состоянии их проявление может быть сглаженным.
Уже в полгода становится заметна задержка психического развития – ребенок мало реагирует на знакомые лица, не улыбается, не гулит, не проявляет большого интереса к ярким игрушкам. С 8-9 месяцев становится заметной задержка предметно-манипулятивной активности – у ребенка плохо получается брать предметы. У него не хватает терпения дотягиваться или доползать до них. Они быстро ему надоедают.
У детей до года ММД сопровождается повышенной возбудимостью и чувствительностью органов пищеварения. Отсюда сначала проблемы со срыгиваниями, а позднее – с чередованием диареи и запоров, которые могут сменять друг друга.
С года дети с минимальной мозговой дисфункцией проявляют повышенную моторную активность, они очень возбудимы, у них продолжают присутствовать проблемы с аппетитом – либо чадо постоянно ест, либо его совершенно невозможно накормить. Часто дети медленнее, чем сверстники, набирают вес. Большинству вплоть до трех лет свойственен беспокойный и тревожный сон, энурез, заторможенное и медленное развитие речи.
С трех лет малыши с ММД становятся более неуклюжими, но при этом они очень вспыльчивы и порой негативно настроены к критике и требованиям взрослых. Ребенок в этом возрасте обычно может довольно долгое время заниматься чем-то одним, дети с минимальными мозговыми нарушениями на это неспособны. Они постоянно меняют род деятельности, бросают недоделанное. Довольно часто эти ребята болезненно воспринимают громкие звуки, духоту и жару. Очень часто, по наблюдениям неврологов, именно малышей и подростков с ММД укачивает до рвоты при поездках в транспорте.
Но ярче всего ММД начинает проявляться тогда, когда ребенок попадает в компанию ровесников, а это обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Проявляется повышенная чувствительность, истеричность, малыш производит огромное количество движений, его сложно успокоить и увлечь чем-то, например, занятием. В школе детям с таким диагнозом приходится тяжелее всего – им сложно научиться писать, читать, им очень трудно сидеть на уроке и соблюдать заведенную дисциплину в классе.
Дальше – больше. Понижается самооценка, нарушаются коммуникативные способности. Нередко такие дети отдаляются от коллектива либо становятся неформальными лидерами не самых лучших компаний.
Диагностика
В возрасте до полутора лет проводят УЗИ головного мозга, остальным детям может быть назначено КТ, МРТ, ЭЭГ. Эти методы позволяют оценить структуру коры и подкоркового слоя головного мозга. Причину проявлений малой мозговой дисфункции установить удается не всегда. Невролог в отношении детей до трех лет выносит свое решение, основанное на результатах обследования рефлексов.
В старшем дошкольном и школьном возрасте проводится психодиагностика, используемые тесты – «тест Векслера», «тест Гордона», «Лурия-90».
Лечение
Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней. Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения.
Родителям следует избавиться от слов «нельзя», «не смей», «кому говорят», «нет» и установить более доверительные и добрые отношения с чадом.
Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.
В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.
Среди видов спорта, которые рекомендованы таким гиперактивным детям, можно порекомендовать те, которые требуют сосредоточения на секундном событии, а также улучшающие координацию движений. К таким видам можно отнести лыжный спорт, биатлон, плавание, велосипедный спорт, теннис.
Прогнозы
Несмотря на ужасающее название, минимальная мозговая дисфункция далеко не так страшна. Так, около 50% детей с ММД успешно «перерастают» нарушение, к подростковому возрасту у них не обнаруживается отклонений. Лечить ММД тем не менее нужно. Если не брать в расчет медикаменты, то массаж, спорт, адекватное воспитание и развивающие занятия с ребенком дают очень хороший результат. Лишь у 2% детей патология сохраняется до взрослого возраста и не поддается коррекции. В будущем она создает немало проблем для человека в вопросах контактов, работы, межличностных отношений. Человеку с ММД трудно создать благополучную семью, сохранить в ней нормальные отношения.
Отзывы мам в интернете показывают, что при своевременно начатом лечении симптомы исчезают в течение года. Однако родители подчеркивают, что очень часто врачи не умеют отличить ребенка с ММД от просто активного и подвижного малыша, а потому лечение назначают для «подстраховки».
Подробнее о минимальной мозговой дисфункции у детей смотрите в следующем видео.
Источник
Комментарии
ЖУРНАЛ «ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»
Опубликовано в журнале:
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА, Неврология, Январь, 2008
В.М. Студеникин, В.И. Шелковский, Л.Г. Хачатрян, Н.В. Андреенко, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН
Перинатальные поражения нервной системы (ППНС) — патология, с которой чаще всего приходится сталкиваться детским неврологам и педиатрам при осмотре детей первого года жизни. До конца 1990-х годов использовалась классификация ППНС, предложенная в 1979 году Якуниным Ю.Я. с соавторами [1]. Следует обратить внимание, что в этом варианте классификации имели хождение термины «нарушение мозгового кровообращения» (НМК), «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП), «гидроцефальный» или «гипертензионно-гидроцефальный синдром» (ГГС) и т.д. В соответствии с представлениями медицины 21-го века, подобная терминология не вполне уместна. Размышлениями на эту тему и хотелось бы поделиться в данной статье.
Термин «энцефалопатия» («слабость мозга») указывает на выраженные, стойкие и малообратимые изменения в нервной системе, то есть имеет место изначальная гиперболизация любых перинатальных нарушений, включая транзиторные и обратимые. Термин «нарушение мозгового кровообращения» (3 степени) не имел конкретных дефиниций и четких критериев, а также вызывал у неврологов ассоциацию с инсультами (острое нарушение мозгового кровообращения). Гипертензионно-гидроцефальный синдром (синоним — «внутричерепная гипертензия») — довольно типичный пример гипердиагностики, поскольку диагноз ГГС основывается на клинически малодостоверных и неспецифических признаках, обычных у детей первых недель или месяцев жизни (возбуждение, беспокойство, гиперестезия, пронзительный крик, поверхностный сон, горизонтальный нистагм и пр.). В результате многие грудные дети могут необоснованно получать ацетазоламид (Диакарб) и другие препараты.
На I-м Съезде перинатологов (1997) был заслушан и принят вариант классификации ППНС у новорожденных; при этом терминология и дефиниции были приведены в соответствие с МКБ-10, а спектр синдромов острого периода ППНС расширился [2]. Термин «церебральная ишемия» заменил прежний «НМК». К сожалению, вклад детских неврологов в разработку данной классификации был более чем скромным.
До недавнего времени у классификации ППНС (острого периода) отсутствовало продолжение, в результате чего в педиатрической и неврологической практике использовался «коктейль» из отдельных понятий, частично взятых из классификаций Якунина Ю.Я. с соавторами и Володина Н.Н. с соавторами [1, 2].
Сотрудниками психоневрологического отделения ГУ НЦЗД РАМН (Студеникин В.М., Хачатрян Л.Г. и др.) разработан собственный вариант ППНС, основанный на синдромологическом подходе к диагнозу, который предлагается вашему вниманию [3, 4]. При этом не проигнорированы важнейшие этиопатогенетические звенья ППНС, отражаемые в диагнозе (при наличии соответствующей информации).
Выделено пять важнейших этиопатогенетических групп воздействий, приводящих к ППНС (они имеют коды по МКБ-10, обозначенные в скобках):
— нарушения моторной сферы (специфическое расстройство моторной функции — F82.0);
— специфическое нарушение речи и языка -F80.0 (с нарушением экспрессивной речи — F80.1, с нарушением импрессивной речи — F80.2, смешанное расстройство психологического развития — F83.0);
— нарушения психической (эмоционально-поведенческой) сферы (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — F90.0, другие расстройства поведения — F91.0, нервозность -R45.0, возбудимость и детские истерики — R45.1, раздражительность и озлобленность — R45.4);
— другие (разные) неврологические расстройства (нарушения сна: органической природы — G47.0, неорганической природы — G51.0; недержание мочи органической природы -R32.0, неорганической природы — F98.0; тики -F95.0, другие невротические расстройства -F48.0) [3, 4]. Получивший широкое распространение термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) не представлен в МКБ-10. Он также не является полным эквивалентом диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Установление диагноза СДВГ детям в возрасте до 5 лет неправомочно, как и диагноз «энурез» (с 5-летнего возраста). В заключение хотелось бы подчеркнуть следующие важнейшие моменты:
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Источник