Синдром младшей сестренки что это
.
Более 100 лет назад З.Фрейд описывал важное значение положения человека в структуре семьи. С мнением психоаналитика согласны современные представители возрастной и семейной психологии. От того, является ребенок младшим, средним, старшим или единственным, зависит его характер, стратегия поведения, жизненная позиция и даже возможные комплексы.
Комплекс младшего брата (младшей сестры) — потенциальная проблема семей, которые решили завести второго ребенка.
Описание комплекса младшего брата
Этот феномен является причиной нерационального воспитания. 2 ребенок в семье сразу после рождения получает больше внимания, ласки и заботы, чем первенец. К новому члену семьи относятся лояльнее, т. е. ему прощают те шалости, за которые старшего брата серьезно наказали бы. Мама и папа объясняют такое отношение тем, что «он маленький», поэтому ему нужны лучшие игрушки, развлечения и больше свободы.
Многие родители не сознаются себе в том, что 1 ребенок был скорее «пилотным вариантом», способом набраться опыта в уходе за детьми. Старшее чадо это понимает и злится на нового брата, а тот обзаводится очень вредными качествами характера:
- Несамостоятельность. Любовь к малышу часто превращается в гиперопеку и новоиспеченный любимчик вырастает неприспособленным к жизни лентяем. Если на «дрессировку» старшего сына у родителей было время, то чтобы прокормить семью из 2 детей, приходится пренебречь воспитанием младшего. В итоге последний не умеет и не хочет выполнять элементарных бытовых действий.
- Отсутствие самодисциплины. Синдром младшего брата характеризуется неспособностью рационально распределить свое время, организовать продуктивную деятельность и преодолеть патологическую лень, т. к. кроху этому просто не научили. Во взрослой жизни ему будет сложно, особенно во взаимодействии с коллегами и вышестоящими лицами.
- Безответственность. Причина этого свойства личности кроется в недостатках воспитания. Малыша просто не научили ответственности, с самого детства не допускали к выполнению ответственных заданий и не давали важных поручений. Это делалось из благих побуждений, но привело к тяжелым последствиям — неспособности взять на себя ответственность за свои же слова и поступки.
- Эгоцентризм. Это логично, что человек, которого баловали с самого рождения в присутствии ущемленного старшего брата, вырастет целиком зацикленной на своих потребностях личностью. Маленький эгоист быстро привыкает к тому, что находится в центре внимания и получает то, что захочет, а после взросления искреннее недоумевает, почему никто из окружающих не считает, что он центр мироздания.
- Склонность к манипулированию. Общеизвестно, что дети — это самые умелые манипуляторы, они способны мастерски применять хитрые уловки для достижения желаемой цели. Младшие дети — это еще большие манипуляторы. Эта характеристика переходит во взрослую жизнь и часто мешает налаживанию здоровых отношений с окружающими — сложно построить гармоничную связь с тем, кто неспособен с бескорыстным добрым поступкам.
- Агрессивность. Как только младший ребенок начинает расценивать старшего как потенциального или реального соперника, завязывается холодная война в виде скрытой агрессии, а иногда доходит до словесных перепалок или драк. Более того, ревную маму и папу к брату, агрессор может перенаправлять свое недовольство и злобу на совсем непричастных людей или даже животных.
Описанные симптомы болезни четко характеризуют эталонный образ человека с синдромом младшего брата.
Противоположностью этого комплекса является синдром старшего брата (старшей сестры).
Характеристика комплекса старшего брата
Старший ребенок является противоположностью 1-му герою повествования. Если младший брат безответственный, несамостоятельный, недисциплинированный, эгоистичный манипулятор, то в старшем родители успели воспитать кардинально полярные качества, но в этом случае также есть нюансы:
- Возможность потерянного детства. На своего первенца возлагают большие надежды, поэтому записывают его на все кружки, совсем забывая о том, что ребенок должен познавать мир и общаться со сверстниками. Причина этому одна — желание родителей реализоваться через свое чадо.
- Сложности в общении. Оставлять старших детей присматривать за младшими, когда взрослые на работе, является нормой. И так длится годами: пока ребята играют во дворе, кому-то приходится сидеть с малышом, ждать родителей и с завистью смотреть на других детей в окно.
- Повышенная критичность. К старшим детям всегда предъявляется больше требований, а это влияет на то, что малыш и сам начинает ставить перед собой слишком много задач и требовать только идеального их выполнения. Это поможет ему многого добиться в жизни, но также включит повышенную тревожность в структуру личности.
Аналогом этого феномена выступает сестринский комплекс. Он воспитывает в женщинах с ранних лет самостоятельность и способность заботиться о других. Более того, такие представительницы прекрасного пола становятся отличными женами, поскольку способны подарить своим мужьям поддержку и ласку.
С другой стороны, данный комплекс не проявляется без тотального стремления контролировать все вокруг, так что обладательницы этого синдрома с трудом расслабляются и редко передают ответственность в чьи-либо руки.
Заключение
Сложности возникают в любом случае, независимо от того, каким по счету родился ребенок. Разрешение ситуации требует одинакового отношения ко всем детям, без выделения любимчиков. Необходимо уяснить то, что дети разные и сравнение в чью-либо пользу недопустимо. С самого детства детей необходимо подружить с помощью общих занятий: семейные поездки на море или в парк аттракционов, пикник, вечерний просмотр хорошего фильма и т. д.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой — Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
- ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
Использованная литература:
- Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
- Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
- Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Источник
.
Каждая семья, где есть два или больше малышей, сталкивалась с проблемой соперничества. Связано это с восприятием себя и своего положения в семье и обществе. Как показывают исследования, наше поведение в обществе зависит от того, каким по счету мы были: страшим, средним, младшим или единственным. В зависимости от этого фактора меняется наш характер и мировосприятие.
Описание
Исходя из названия можно отметить, что этот комплекс встречается у младших в семье. Синдром младшего брата или комплекс младшей сестры – это в первую очередь влияние воспитания. С рождением второго малыша в семье происходят перемены, на новорожденного переносится вся любовь и забота родителей.
Часто родители уверены, что малыш, родившийся позже, должен получать всё внимание, он маленький. С появлением такой мысли у родителей, у детей начинает развиваться комплекс младшего ребенка. Малыш видит, что ему достается всё самое лучшее, по сравнению со страшим, и привыкает к такому положению дел.
Существует и другая сторона синдрома. Родители, которые пережили опыт воспитания старшего, целиком перекладывают его на младшего. В результате чего его постоянно сравнивают со страшим, выбор дополнительных занятий очевиден – младшего запишут в тот же кружок, что и старшего. Младший не проводит время со своими сверстниками, потому что гуляет он в окружении старшей дочери или сына и его друзей. Самая непродуманные вещи – это постоянные сравнения одного с другим, на фоне этого могут развиться многочисленные комплексы.
Проявления проблемы
Для того чтобы понять, есть ли у вашего чада такой комплекс, необходимо ознакомиться с присущими ему чертами. Не все они заметны в детском возрасте, большинство проявляются тогда, когда воспитывать уже поздно.
- Люди с подобным комплексом склонны быть эгоистичными. Дети быстро привыкают, что их балуют, и внимание крутится вокруг них. От взрослой жизни они ожидают того же.
- Малышу тяжело дается самодисциплина и организация. Он привык, что за него всё делают другие.
- Младшие – манипуляторы. Все знают, как получить желаемого. Но дети, рожденные вторыми, – прирожденные манипуляторы. У них есть все рычаги давления на семью, родственников и окружающих.
- Безответственность. Младшим прощается почти всё, потому что считают их еще маленькими. Что бы они ни сделали, им всё сойдет с рук. И это очень плохая тенденция, каждый человек, даже самый маленький, должен нести ответственность за свои действия.
- Бунтарское начало. В семьях, где детей сравнивают с друг другом, рождаются бунтари. Дети стараются сделать всё наперекор и вопреки родителям, чтобы доказать, что они лучше.
- Драки между детьми. В каждой семье есть негласное соревнование за внимание родителей. Иногда такая конкуренция перерастает в самые настоящие драки.
Комплексы из семьи
Комплекс младшего брата или комплекс младшей сестры – это не единственные проблемы, которые возможны в семьях. Комплекс старшего брата или старшей сестры проявляется в чувстве ответственности за младшего братика или сестричку. Неправильно, когда родители перекладывают ответственность за младшего на старших детей. Поэтому первенцы быстрее взрослеют, становятся перфекционистами и стремятся к лидерству. Также комплекс старшей сестры может сыграть роль в замужестве. Женщины с синдромом старшей сестры оберегают мужа и не позволяют себе лишнего ни при каких обстоятельствах.
Комплекс брата/сестры или же сестринский комплекс проявляется в повышенной заботе не только к братьям и сестрам, но и ко второй половине, друзьям. Такие люди очень нежны и заботливы, часто становятся врачами.
Комплекс братика присущ людям, которые привыкли к чрезмерной заботе. Они безответственны и ожидают помощи от других.
Полезные советы
Как известно, все наши проблемы из детства, поэтому бороться с ними надо еще тогда, а в идеале не допускать их появления. Чтобы предотвратить появление комплекса, необходимо:
- уделять своим детям равное внимание: никто не должен чувствовать себя обделенным или недостойным любви – проводите равное количество времени с обоими;
- не ожидайте, что второй малыш будет копией первого: несмотря на то, что дети рождены в одной семье, они могут быть совершенно разными – не заставляйте младшего идти по стопам первенца, если он того не хочет;
- подружите детей: казалось бы, они должны с самого начала сами подружиться, но это не так – часто дети враждебно настроены по отношению друг к другу, т. к. собираются бороться за внимание родителей.
Некоторые родители уверены, что развитие тех или иных комплексов неизбежно. Но при правильном воспитании и грамотном выстраивании отношений, любых проблем можно избежать. Главное – не пускать все на самотек.
Загрузка…
Источник
Будучи совсем еще юной и «начинающей» старшей сестрой, я постоянно размышляла на тему того, что младшей быть лучше, выгоднее и приятнее. Вся ответственность (заодно и вина) вечно лежала на мне, а вот внимание окружающих (заодно и новые игрушки) доставались сестре. Сейчас, когда разница в пять лет потихоньку стирается, интересы и увлечения остаются общими, а окружающие перестают делать скидку на возраст, в отношениях младшей и старшей появляются новые проблемы. И они серьезнее, чем ревность к родителям, борьба за право поиграть с новой куклой Барби или ссоры по поводу мытья посуды.
Нельзя сказать, что негласная конкуренция и постоянные попытки младшего ребенка доказать, что он в чем-то лучше и совсем не похож на старшего (или наоборот), являются действительно проблемой. Скорее это особенность взаимоотношений, которая, однако, может привести и к печальным последствиям.
Гонка за успешностью
Можете вспомнить хотя бы одну звездную семью, в которой бы оба ребенка были одинаково знаменитыми, притом в разных областях? Как правило, дети, выросшие под тенью известности старших братьев и сестер, выбирают точно такую же профессию, но добиваются признания лишь в узких кругах. Один из примеров — младший брат режиссера Ридли Скотта, Тони, который покончил жизнь самоубийством пару недель назад. Читаешь его биографию, и как-то дурно становится: тоже режиссер, первый фильм провалился, затем последовала череда других, которые ни «Чужого», ни «Гладиатора», разумеется, переплюнуть не смогли. Невольно начинаешь задумываться о настоящих причинах трагедии.
Из относительно положительных примеров — младшая сестра Пенелопы Крус, Моника. Они похожи как две капли воды, одинаково красивые и талантливые, но на заветный «Оскар» своей старшей сестрицы, вторая, кажется, просто-напросто не претендует. Но вечная приставка «младшая сестра Пенелопы Крус» от этого никуда не денется. Тяжело так жить, причем не только знаменитостям.
Со своей, «незвездной», стороны могу сказать, что и старшим детям приходится нелегко. Постоянное чувство никому не нужной ответственности за младшее «дитя» приводит к тому, что от твоей опеки начинают довольно агрессивно отбрыкиваться («я и сам могу найти работу, не надо мне твоих подачек в виде полезных знакомств»), делать все назло («если ты стал юристом, это не значит, что я тоже хочу»), а оправдание искать в своем изначально более слабом положении («конечно, он старше, потому и успешнее, а я вообще еще ребенок»). Хорошо, если у обоих при этом хватит ума не рассориться в пух и прах, а у родителей — не начать ставить в пример более успешных отпрысков. В конце концов толку от этого не будет никакого: даже если не определившийся в своих увлечениях ребенок пойдет по стопам брата или сестры, потому что так «проще», «правильнее» и «провереннее», он рано или поздно придет к тому, что ему в этой жизни интересны совсем другие занятия.
Свобода от возраста
Одна моя знакомая всегда хотела двоих детей. Как это обычно бывает, рассуждала она следующим образом: «Один вырастет избалованным, как я. В детстве без брата или сестры ты изнываешь от скуки, а став постарше, страдаешь от отсутствия родственной души рядом». Я в свою очередь утвердительно кивала в ответ: действительно, как здорово, что у меня есть младшая сестра, и плевать на все драки, ссоры и слезы в прошлом. Главное, что сейчас мы дружим и помогаем друг другу. Вот только помогаем ли? Я постоянно нервничаю из-за провальных попыток помочь ей встать на «правильный путь». Переживаю по поводу ее будущего и с ужасом думаю, что никогда не смогу себе простить, если она будет работать официанткой. Сестра же в свою очередь привыкла к удобному статусу «младшей», позволяющему в любой момент свалить все на меня. В результате вышло так, что на данный момент она не знает, как и чем заниматься по жизни. Выходит, никакая это не взаимопомощь, а крайне противоречивая ситуация: с одной стороны, она ждет, что ей помогут, а с другой — хочет сделать все сама. Как в детстве, «я и сама могу, дай мне!».
Бурно обсуждая с подругой, как же так воспитать детей, чтобы они оба выросли самодостаточными и независимыми от успехов и неудач друг друга, мы пришли к выводу, что это практически невыполнимая задача. На ее взгляд, все дело в разнице возрастов: чем меньше она будет, тем дружнее будут дети, а в дальнейшем им будет только легче «цепляться» друг за друга. Именно поэтому она решила рожать погодок. И забеременела, едва только ее первой дочке исполнился год. Мне же кажется, что никакая разница в возрасте не поможет избежать упомянутых выше проблем. И дело здесь исключительно в воспитании, данном родителями.
Другой вопрос — реально ли в принципе воспитать детей так, чтобы старший ребенок не ревновал к младшему, а второй не чувствовал постоянный прессинг со стороны первого?
Приемы есть самые разные, причем для разных возрастов. Например, по совету психологов, одни мои знакомые решили провести «эксперимент» (если это слово вообще можно применять по отношению к собственным детям) и после рождения второго малыша начали большую часть внимания уделять, наоборот, старшему сыну. Так, когда к ним в дом на крестины пришли гости, всем было велено отдавать подарки, предназначенные новорожденному виновнику торжества, первому ребенку, причем со словами «У тебя праздник, у тебя родился брат». Надо сказать, что детской ревности при этом родителям избежать действительно удалось. Но вот что будет дальше? Младший вырастет, а старший так и будет продолжать думать, что все праздники и подарки лишь для него?
Здесь нужно аккуратно и по чуть-чуть начинать ставить ребенка перед фактом, что теперь он в семье не один, у него есть младший друг. Но и чувство гиперответственности с вытекающими «подай-принеси» развивать в нем не стоит. То же самое касается излюбленного всеми родителями «возьми с собой малого погулять», когда некомфортно себя чувствует не только младший ребенок, оказавшийся в компании более взрослых сверстников, но и старший: ему неудобно перед друзьями, и он начинает тихонько ненавидеть свой вечный «хвост».
Что же до более старшего возраста, то привить своим детям умение дружить и заставить их уважительно, но и без лишнего трепета, относиться друг к другу можно только своим примером. Взаимоотношения с мужем, родственниками и друзьями будут автоматически формировать правильную модель поведения и у ваших детей. Так что вывод прост до неприличия. Прежде всего обращайте внимание на себя, свое поведение с близкими в присутствии ребенка — ведь детей, особенно младшего возраста, не зря сравнивают с губкой, они способны одинаково впитать как хорошее, так и плохое, а вот чего будет больше, зависит от вас.
Фото: East News
Источник
Экология жизни. Дети: Порой можно услышать, как родители говорят о своих детях: «Такие разные, как будто не в одной семье растут.». Действительно, почему же довольно часто дети, выросшие в одной семье, бывают такими разными, хотя, со слов родителей, росли они в одинаковых условиях? Конечно, формирование характера происходит под влиянием многих факторов. Но очень важное значение имеет порядок рождения ребенка (старший, младший, средний).
Порой можно услышать, как родители говорят о своих детях: «Такие разные, как будто не в одной семье растут.».
Действительно, почему же довольно часто дети, выросшие в одной семье, бывают такими разными, хотя, со слов родителей, росли они в одинаковых условиях?
Конечно, формирование характера происходит под влиянием многих факторов. Но очень важное значение имеет порядок рождения ребенка (старший, младший, средний).
Первый ребенок в семье чаще всего ощущает себя центром вселенной, но с появлением братика или сестренки он начинает понимать, что центр сместился, и он уже не является самым, самым, самым…. Но если бы только это!
С появлением второго ребенка, особенно, если первый ребенок девочка, а появился долгожданный мальчик, большинство родителей перекладывает ответственность за младшего на плечи старшего ребенка, совершая тем самым серьезную ошибку. Кстати, к мальчикам это относится в меньшей степени, поскольку их вовлекают в уход за младшим ребенком не так активно.
Старшая дочка сразу, как-будто, перестает быть ребенком. У нее с рождением брата или сестры сразу появляется множество обязанностей, причем ошибки, совершенные при уходе за младшим, вызывают множество нареканий.
С завидной регулярностью можно услышать: «Ну ты же старшая!» Старшей дочке постоянно внушают, что она обязана играть с младшим, помогать, уступать (он же маленький!), всем делиться. В результате у старшей дочки формируется так называемый «синдром старшей сестры».
Она привыкает в ущерб себе ставить интересы другого – младшего – выше своих. На «зло» (раскиданные игрушки, одежду) отвечать «добром» – делать вместо младшего, убирать за ним, уступать во всем. Ведь в этом случае ее могут похвалить и она будет чувствовать, что ее тоже любят.
Все отрицательные эмоции, которые испытывает при этом старшая сестра, – ревность, внутренняя агрессия, обида, внутреннее сопротивление, злость на несправедливость – все это подавляется и пресекается в корне вместо того, чтобы понять ее состояние и научить ребенка выражать их в приемлемой форме.
В результате девочка привыкает к самопожертвованию – привыкает, игнорируя собственные желания и потребности, жалеть, терпеть, прощать, угождать, причем сначала младшему брату или сестре, а потом всем, кто находится рядом, так как такое поведение становится чертой характера.
Женщина с «синдромом старшей сестры» никогда не возьмет со стола лучший кусок, что-то купит себе в последнюю очередь, да и то зачастую потом будет испытывать чувство вины.
Такое поведение, как показывает жизнь, мало у кого вызывает благодарность, любовь или сочувствие. Чаще всего окружающие будут использовать такого человека в своих корыстных целях.
Вот почему мне бы хотелось обратиться к мамам, у которых старший ребенок в семье девочка.
Пожалуйста, постарайтесь всегда помнить о том, что ваша старшая дочка, хоть и старшая, но тоже ребенок. Конечно, она должна вам помогать, но не нужно перекладывать на ее плечи большую часть родительских обязанностей, не лишайте ее детства, не делайте из нее бесплатную няню, не заставляйте взрослеть раньше времени, чтобы девочка не обрастала комплексами, и в будущем у нее не возникало проблем с личной жизнью.
Это Вам будет интересно:
Обида на родителей: плохое ранит быстро и надолго
Почему болеют дети: детская психосоматика
Постарайтесь подружить ваших детей, вырастить их действительно родными людьми, постарайтесь одинаково любить своих детей, хотя понимаю, что невозможно заставить любить по заказу. Но по крайней мере, постарайтесь хотя бы внешне относиться к ним одинаково.
От этого выиграют все дети, ведь и младшему, привыкшему к исключительному положению в семье, в будущем придется несладко – он будет ждать подобного особого отношения от других людей и, не получая его, искренне возмущаться и переживать. опубликовано econet.ru
Источник