Синдром менеджера эмоциональное выгорание и управление стрессом чутко л с

Синдром менеджера эмоциональное выгорание и управление стрессом чутко л с thumbnail

Л.С.Чутко, А.В.Рожкова, В.А.Сидоренко, С.Ю.Сурушкина
Институт мозга человека им. Н.П.Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Резюме

33 пациента с синдромом эмоционального выгорания были включены в исследование. Были изучены их качество жизни, влияние Церебролизина на их клинико-психологические состояния. Результаты исследования показали улучшение качества жизни больных после лечения. Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, качество жизни, Церебролизин.

Хронический стресс оказывает значительное влияние на физическое и психическое здоровье специалистов. Так, деятельность, связанная с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, может являться причиной профессионального стресса и приводить к развитию синдрома эмоционального выгорания – СЭВ [6, 9]. СЭВ характеризуется постепенной утратой эмоциональной, когнитивной и физической энергии и проявляется в симптомах эмоционального и умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения от исполнения работы. Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители «помогающих» профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов. C.Maslach в своей работе показала, что средний медицинский персонал психиатрических клиник обычно «выгорает» через 1,5 года профессиональной деятельности, юристы через 2 года, а социальные работники через 2–4 года [13]. При этом степень выраженности «перегорания» неодинакова у представителей разных специализаций. Так, наиболее высокие показатели «перегорания» обнаружены прежде всего у психиатров и онкологов [15]. В исследовании М.М.Скугаревской, проведенном среди врачей-психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов, показано, что почти 80% из их числа имеют признаки СЭВ различной степени выраженности; при этом 7,8% имеют резко выраженные проявления синдрома, ведущие к психосоматическим нарушениям и зависимостям [7]. По данным Н.Водопьяновой и Е.Старченковой, выгорание чаще встречается у сотрудников государственных медицинских учреждений по сравнению с частными клиниками [3]. Это может быть обусловлено различиями в оплате труда и организационных условиях работы. С.Cherniss в 1980 г. определил данное состояние как потерю мотивации к работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении [11]. В дальнейшем C.Maslach обозначила основные признаки СЭВ: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [13]. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Под деперсонализацией в данном случае понимается не классическое психиатрическое понимание данного термина, а скорее понижение личностного компонента в профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в виде дегуманизации отношений к объектам своей деятельности (пациентам/ клиентам): холодности, формализации контактов, черствости, цинизма. Редукция личных профессиональных достижений – занижение профессиональных успехов, возникновение чувства собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере. C.Maslach и S.Jackson отметили, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации (дегуманизации), а женщинам – более высокое эмоциональное истощение [14]. По мнению В.В.Бойко, СЭВ представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1]. W.Schaufeli отметил тесную связь появления выгорания и чувства несправедливости, социальной незащищенности, социально-экономической нестабильности [17]. Профессиональный рост, обеспечивающий повышение социального статуса, уменьшает степень выгорания [3]. По мнению C.Maslach [13], выгорание возникает поэтапно, в соответствии со стадиями стресса:

  1. Эмоциональное напряжение, тревога;
  2. Сопротивление – человек пытается оградить себя от неприятных эмоций;
  3. Истощение ресурсов вследствие неэффективности сопротивления.

Многие исследователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной возникновения астении [16, 18]. Проведенные нами ранее исследования свидетельствуют о том, что астенический синдром является ведущим в клинической картине СЭВ [8]. Цель данного исследования – изучение качества жизни (КЖ) пациентов с СЭВ и оценка влияния препарата Церебролизин на клинико психологические проявления СЭВ.

Материалы и методы

Исследуемую группу составили 33 пациента мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет с выраженными проявлениями СЭВ. Средний возраст пациентов 37±7,3 года. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев Международной классификации болезней 10-го пересмотра. Критерии включения: признаки СЭВ согласно C.Maslach. Критерии исключения: наличие в анамнезе депрессивных эпизодов, биполярного расстройства, шизофрении, органических заболевания нервной системы, хронических соматических заболеваний в стадии обострения. Оценка проявлений СЭВ проводилась с помощью опросника В.В.Бойко. Использование данного опросника позволило включить в данную группу пациентов, находящихся в III фазе формирования выгорания – фазе истощения.
Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении (MFI-20) c пятью подшкалами. Шкала состоит из 20 утверждений, отражающих общую астению, пониженную активность, снижение мотивации, физическую астению и психическую астению. Каждый пункт оценивается от 1 до 5 баллов. Кроме этого, использовалась визуальная аналоговая шкала астении (10-балльный вариант). Балл 0 соответствовал отсутствию усталости, уровень в 10 баллов соответствовал максимальной степени усталости. Для оценки уровня тревожности и депрессии использовалась госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии (HADS). КЖ изучалось при помощи русской версии опросника SF-36. Результаты представлялись в виде балльных оценок по восьми шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на лучшее КЖ. Количественно оценивались следующие показатели:

  1. ФФ – физическое функционирование, отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице,
    переноска тяжестей и т.п.). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность пациента значительно ограничивается состоянием его здоровья.
  2. РФФ – ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием: влияние физического
    состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием пациента.
  3. ИБ – интенсивность физической боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность пациента.
  4. ОСЗ – общее состояние здоровья: оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем ниже баллы по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.
  5. ЖА – жизненная активность подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении пациента, снижении ЖА.
  6. СФ – социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.
  7. РЭФ – ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.
  8. ПЗ – психическое здоровье, характеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных,
    тревожных переживаний, психическом неблагополучии.

Для лечения пациентов был использован препарат Церебролизин в дозе 5 мл внутримышечно. Церебролизин представляет собой пептидный препарат, полученный с помощью стандартизированного ферментативного гидролиза свободных от липидов белков головного мозга свиней. Курс лечения – 15 инъекций. Результаты оценивались через 1 мес после начала курса Церебролизина. Другая терапия в течение данного периода не проводилась. Контрольную группу составили 35 практически здоровых людей в возрасте от 25 до 45 лет (средний возраст 36,3±7,2 года).

Результаты исследования

При обследовании пациентов средняя суммарная выраженность по шкале Бойко составила 168,5±41,7 балла, что свидетельствовало о наличии сформировавшейся стадии СЭВ. Необходимо отметить, что в наибольшей степени были выражены симптомы, относящиеся к фазе истощения, – наиболее выраженной стадии СЭВ. Средний показатель данной фазы выгорания 82,5±18,6 6алла. Клиническая картина у большинства пациентов характеризовалась выраженной астенической симптоматикой (см. таблицу). При этом отмечалась наибольшая выраженность астении по субшкалам «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации». Пациенты оценили степень выраженности своей утомляемости по ВАШ в среднем в 8,3±1,5 балла.
Помимо этого пациенты с СЭВ характеризовались клинически выраженным уровнем тревоги и субклинически выраженным уровнем депрессии. Данные показатели достоверно выше соответствующих показателей в контрольной группе (см. таблицу). Пациенты с СЭВ характеризуются по сравнению со здоровыми людьми снижением КЖ по всем показателям, особенно по уровню ЖА, ОСЗ, ПЗ (см. рисунок). После окончания курса Церебролизина клиническое улучшение получено у 23 (69,7%) пациентов из наблюдаемой группы. Пациенты отметили уменьшение утомляемости, дневной сонливости, появление ощущения бодрости. Количественная диагностика состояния пациентов с помощью методики Бойко позволила зарегистрировать значительное уменьшение как суммарной выраженности выгорания, так и выраженности симптомов, характеризующих фазу истощения (см. таблицу).

На фоне проведенной терапии было получено достоверное снижение как суммарного показателя астении по шкале MFI-20, так и показателей по субшкалам «общая астения», «психическая астения», «пониженная активность». Кроме того, оценка результатов лечения показывает уменьшение показателей депрессии, при этом динамики показателей тревожности не отмечалось.

Результаты исследования КЖ после курса Церебролизина показали достоверное повышение показателей по шкалам ОСЗ, ЖА, ПЗ, СФ (см. рисунок). Таким образом, после курса Церебролизина отмечалось выраженное повышение уровня КЖ. Как побочный эффект можно отметить появление на фоне лечения в одном случае жалоб на нарушения сна (трудности засыпания).

Обсуждение

Проведенное исследование показывает выраженное снижение КЖ у пациентов с СЭВ, причем не только по показателю ЖА, отражающему истощаемость, но и по показателям общего и ПЗ, что свидетельствует о выраженных эмоциональных нарушениях и негативных оценках больными своего состояния здоровья в настоящий момент и оценках перспектив лечения.
В ходе данного исследования установлено, что использование Церебролизина позволяет уменьшить клинические проявления СЭВ и повысить уровень КЖ у пациентов, страдающих данным расстройством.
Так, необходимо отметить улучшение показателей СФ, изменение отношения к своему здоровью. На
фоне приема препарата происходит выраженное снижение степени астении, уменьшение показателей депрессии.
Механизм действия Церебролизина подобен естественным нейротрофическим факторам. Препарат хорошо проникает через гематоэнцефалический барьер в условиях парентерального (внутривенного
или внутримышечного) введения, поскольку он содержит только низкомолекулярные олигопептиды (молекулярный вес до 10 тыс. дальтон). Проведенные исследования показали способность Церебролизина повышать жизнеспособность и выживаемость нейронов за счет влияния на процессы эксайтотоксичности и свободнорадикального окисления, которые поддерживают нейроапоптоз, обусловленный различными факторами (ишемия, гипоксия, окислительный стресс, интоксикация) [2, 5, 10]. Церебролизин оказывает свое влияние на двух терапевтических уровнях – нейропротекции и нейрорегенерации. Церебролизин является препаратом с доказанной нейронспецифической нейротрофической активностью, аналогичной действию естественных факторов нейронального роста, но проявляющейся в отличие от них в условиях периферического введения. Он стимулирует дифференциацию нейронов и спруттинга нейритов в процессе постнатального развития мозга, поддерживает жизнедеятельность нейронов, защищая от повреждающих воздействий. За счет нейротрофического действия Церебролизин препятствует процессу нейродегенерации и активирует синтез нейромедиаторов. Также следует отметить, что терапия Церебролизином позволяет значительно увеличить регенеративный потенциал нервной ткани, так как препарат стимулирует рост олигодендроцитов, восстанавливая структуру не только нейронов, но и клеток глии [4, 12].
Результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод об эффективности применения Церебролизина в лечении клинических проявлений СЭВ. Церебролизин, демонстрируя нейропротекторные, стресспротекторные и антиастенический эффекты, помогает существенно
повысить КЖ. Можно предположить, что сочетанное применение Церебролизина вместе с транквилизаторами (анксиолитиками) и/или антидепрессантами, а также с психотерапевтической коррекцией повысит эффективность терапии.

Литература

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. СПб: Питер, 2004.
2. Виленский Б.С., Кузнецов Л.Н., Виноградов О.И. Повторное курсовое назначение Церебролизина –
новое направление реабилитации больных, перенесших ишемический инсульт. Рус. мед. журн. 2008; 16 (12): 1658–60.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер,
2005.
4. Гусев Б.И., Камчатнов П.Р. Пластичность нервной системы. Журн. неврол. и психиатр. им.
С.С.Корсакова. 2004; 104 (3): 73–9.
5. Гусев Е.И., Гехт А.Б., Белоусов Ю.Б. Клинические и фармакоэкономические особенности применения Церебролизина в восстановительном лечении ишемического инсульта. Журн. неврол. и психиатр. им.
С.С.Корсакова. 2007; 10: 26–33.
6. Сидоров П.И., Сложеникин А.П., Новикова И.А. Синдром эмоционального выгорания у лиц
коммуникативных профессий. Гигиена и санитария. 2008; 3: 29–33.
7. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. Мед. новости. 2002; 7: 3–9.
8. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С. и др. Коррекция клинических проявлений синдрома
эмоционального выгорания Журн. неврол. и психиатр. им. С.С.Корсакова. 2009; 109 (2): 66–8.
9. Чутко Л.С. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. СПб.: Речь,
2010.
10. Alvarez XA, Cacabelos R, Laredo M et al. 24-week, double-blind, placebo-controlled study of three
dosages of Cerebrolysin in patients with mild to moderate Alzheimer’s disease. Eur J Neurol 2006; 13
(Suppl. 1): 43–54.
11. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burn-out. In:
Professional of burn-out: recend developments in theory and research. London: Taylor and Francis 1993;
p. 135–49.
12. Hutter Paier B, Steiner E, Windisch M. Cerebrolysin protects isolated cortical neurons from
neurodegeneration after brief histotoxic hypoxia. J Neural Transm 1998; 53 (Suppl.): 351–61.
13. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis. The burnout syndrome: current research, theory,
interventions. Ed.: J.Jones. London 1982; 11 (78): 78–85.
14. Maslach C, Jackson SE. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists press
1986.
15. Olkinuora M, Asp S, Juntunen J et al. Stress symptoms, burnout and suicidal thoughts in Finnish
physicians. Soc Psychiat Epid 1990; 25 (2): 81–6.
16. Racanelli C. Attachment and compassion fatigue among American and Israeli mental health clinicians
working with traumatized victims of terrorism. Int J Emerg Ment Health 2005; 7 (2): 115–1124.
17. Schaufeli WB, Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: a critical analysis of
theory, assessment, research and interventions. Washington DC 1999.
18. Taylor B, Barling J. Identifying sources and effects of career fatigue and burnout for mental health
nurses: a qualitative approach. Int J Ment Health Nurs 2004; 13 (2): 117–1125.

Сведения об авторе
Л.С.Чутко – Центр поведенческой неврологии. E-mail: info@spbnevrolog.ru

Скачать материал в формате PDF (186 Кб)

Источник

Синдром менеджера – состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. В литературе встречаются и другие определения подобных состояний: «синдром эмоционального выгорания», «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «профессиональная деформация» и т.д.

f06fc8219740baa00b8e06d953c91784.jpg

На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. В Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике: «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Американский психолог и психиатр Freudenberger H. J. в 1974 г. описал феномен истощения, потери мотиваций и ответственности и назвал его burnout (выгорание). По Т. В. Форманюк, синдром эмоционального выгорания – «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми». Последние годы показывают, что «синдром менеджера» развивается не только у менеджеров, то есть руководителей высшего и среднего звена, общающихся по роду деятельности с клиентами, но и людей, работающих в других профессиях. По В. В. Бойко эмоциональное выгорание это «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». 

Профессиональное развитие личности обычно понимаются как рост, становление, интеграция в профессиональной деятельности личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений.

В.А Бодров выделяет основные характеристики, обеспечивающие профессиональную пригодность человека:

  • Профессиональную мотивацию как побудительную активность для удовлетворения всего спектра потребностей человека (от биологических до личностной зрелости (самоактуализация, самосовершенствование).

  • Общую и профессиональную подготовленность, необходимую для деятельности в типовых и нештатных ситуациях.

  • Уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности (развитие анализаторов и физических качеств).

  • Состояние индивидуально-психологических функций организма (темперамент, психомоторика, познавательные процессы, эмоционально-волевые особенности личности).

Регрессивная, нисходящая линия профессионального развития, так же предполагает закономерности, которые можно обозначить как профессиональную управленческую деформацию. В этих случаях возможно нарушение механизма накопления психологического опыта менеджера: замедляется накопление знаний о подчиненных, недостаточно учитывается их опыт, нарушается сохранение информации, поведение планируется без достаточного учета перспектив развития. С этим связаны эгоцентризм, стремление сохранить власть любой ценой, окружить себя «удобными» людьми, подавление активности и творчества других. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них, психологическое, душевное переутомление.

Э.Ф Зеер выделяет типы кризисов, способствующих профессиональной деструкции:

  1. нормативные: возрастные кризисы и кризисы профессионального становления

  2. ненормативные, критические: снижение работоспособности, потеря трудоспособности, безработица, миграция, развод и др.

  3. невротические: внутренние конфликты личности, ее иррациональные тенденции и др.

Е.Г. Молл выделяет предпосылки профессионального регресса

  1. хронический дефицит времени

  2. психотравмирующие переживания, активация незрелых механизмов психологической защиты

  3. неуверенность в себе

  4. неадекватная индивидуальная управленческая концепция

  5. утрата обратной связи, потеря контроля над информационными потоками в организации

  6. дезадаптация в трех формах: пассивное ожидание будущего, преобладающая ориентация на себя (снижение профессиональной компетентности и эмоциональной устойчивости) и преобладающая ориентация на социальное окружение (снижается эффективность контроля, адекватность оценки окружения).

Выделены четыре типа личностного регресса:

  1. возвратное развитие, т.е. повторение прогрессивного развития в обратном порядке

  2. снижение интегральной способности к принятию решений

  3. потеря чувства перспективы в развитии производства

  4. снижение эмоциональной устойчивости и изменением отношения к людям.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в: 

  • чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 

  • дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 

  • негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Профессиональное выгорание — это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распознать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций, а затем начинают преобладать хронические болезни. Количество стресс-реакций возрастает по принципу ускорения, когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам.

Негативные последствия профессионального выгорания, имеют прямое отношение к сохранению физического здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.

Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности. В этот период человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных, затем наступает первый признак синдрома эмоционального выгорания — истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Второй признак синдрома эмоционального выгорания — личностная отстраненность, которую профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. В крайних проявлениях работающего человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.

Третий признак синдрома эмоционального выгорания — ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов.

Физические симптомы: постоянное ощущение усталости, затрудненного дыхания, одышки; тошнота, утомляемость, истощаемость, бессонница, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь при утомлении.

Эмоциональные симптомы: пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие. У пациентов этой группы появляются ощущения напряжения, беспомощности, безнадежности, они становятся раздражительными, агрессивными, тревожными, у них преобладает плохое настроение. Возможно появление переживаний неспособности сосредоточиться, чувства вины, потери идеалов, надежд или профессиональных перспектив, преобладание чувства одиночества.

Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, чрезмерное употребление табака, алкоголя, самостоятельный необоснованный прием лекарств, импульсивное эмоциональное поведение, отказ от общения с друзьями и знакомым и от других привычных форм проведения досуга.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы, ограничение круга чтения.

Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с сотрудниками, друзьями, членами семьи, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств – от возникновения развития артериальной гипертензии до инфарктов и инсультов. E. Maher в своем перечне указывает на различные симптомы, способные быть объединенными в группу аддиктивного поведения: злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, а также переедание или голодание. А. Р. Назмутдинов расширяет список вариантов аддикции: азартное поведение, работоголизм, реже – другие формы аддикций типа ухода в религию или секты.

Развитие синдрома эмоционального выгорания в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям Основной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление.

Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор объединяет характеристики личности: эмоциональная неустойчивость, мягкость, способность увлекаться навязчивыми идеями, сочувствовать другим, бороться за их интересы окружающих, но самостоятельно переживать свои проблемы; добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, даже в ущерб себе, первенствовать во всем, всегда быть на виду.

Ролевой фактор резко возрастает при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия, несогласованности действий по достижению общей цели, при конкуренции.

Организационный фактор. Высокая рабочая нагрузка, недостаток социальной поддержки, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций, однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям.

Лечение и профилактика синдрома менеджера или синдрома эмоционального выгорания

В.А.Бодров в ряду этапов формирования профессиональной пригодности выделяет профессиональную реабилитацию – восстановление функционального состояния здоровья и психики.

Доказано, что менеджеры с активно позитивным отношением к консультированию более эффективны. Наиболее существенна консультационная помощь, направленная на осознание сильных и слабых сторон, возможностей, перспектив личностного развития. Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту: необходимо обратиться за профессиональной помощью при появлении первых признаков переутомления, снижении эффективности, нарушении в сфере общения. В случаях раннего своевременного начала реабилитации удается избежать более тяжелых последствий нарушения адаптации и сократить сроки реабилитации.

Симптомы, входящие в «синдром менеджера», могут появляться при ряде других заболеваний (проблемы работы сердца, мозга, легких; особенности кровообращения, инфекционные заболевания, заболевания органов желудочно-кишечного тракта и др.) Нередко у пациентов с подобными жалобами выявляются болезненные нарушения психо-эмоционального статуса: астения, депрессия, невроз и некоторые другие.

Первым этапом оказания помощи является обследование пациентов. В соответствии с жалобами каждого обратившегося к обследованию привлекаются врачи разных специальностей. В результате обследования выделятся основные причины и механизмы ухудшения состояния. Затем составляется план реабилитации.

Психологическая помощь является основной в ходе оказания помощи менеджерам с синдромом выгорания. Виды консультирования: 

  1. пассивное (высказывание менеджера по наиболее важным для него проблемам) 

  2. информирование о результатах оценки (в том числе – психологической)

  3. аналитическое – поиск причин сложившейся ситуации

  4. корректирующее – коррекция сложившихся стилей управления, отношений, установок, стабилизация состояния личности и должностного продвижения, их дальнейшее успешное развитие.

В ходе диагностической психологической беседы определяются тип кризиса, способствующего профессиональной деструкции; предпосылки профессионального регресса, типа личностного регресса, основные факторы, играющие существенную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания в данном случае.

Психотерапевтический подход к карьерному консультированию делает акценты на снятии напряжения, развитии паттернов гармоничного межличностного общения, развитии навыков целеполагания, гармонизацию семейного функционирования, развитие навыков здорового образа жизни, освобождение от вредных привычек. При высокой мотивации на успешную реабилитацию проводится более длительный курс психотерапии, вид и формы которой избираются пациентом с помощью психотерапевта

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны так же развивать возможности на снятие действия стрессового агента: снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характера межличностных взаимоотношений в коллективе, возможности повышения квалификации.

Результатом курса реабилитации менеджера станет повышение эффективности его деятельности во всех сферах.

Источник