Синдром ликворной дистензии у грудничка
Самая распространенная жалоба, которую слышит врач от своих пациентов, — это головная боль. На нее жалуются и взрослые, и дети. Не обращать внимания на это нельзя. Особенно если при этом есть еще другие симптомы. Особое внимание следует обратить родителям на головные боли у ребенка и на поведение грудничка, ведь он не может сказать, что болит. Возможно, это последствия тяжелых родов или врожденные аномалии, что можно выяснить еще в раннем возрасте. Может, это ликвородинамические нарушения. Что это такое, какие есть характерные признаки этого заболевания у детей и взрослых и как лечить, рассмотрим далее.
Что значит ликвородинамические нарушения
Ликвор — это цереброспинальная жидкость, которая постоянно циркулирует в желудочках, ликворопроводящих путях и в субарахноидальном пространстве головного и спинного мозга. Ликвор играет большую роль в обменных процессах в центральной нервной системе, в поддержке гомеостаза в тканях мозга, а также создает определенную механическую защиту головному мозгу.
Ликвородинамические нарушения — это состояния, при которых нарушена циркуляция ликвора, его выделение и обратное всасывание. Эти процессы регулируются железами, которые расположены в сосудистых сплетениях желудочков мозга, вырабатывающих жидкость.
В нормальном состоянии организма состав спинномозговой жидкости и давление ее стабильны.
Каков механизм нарушений
Рассмотрим, как могут развиваться ликвородинамические нарушения головного мозга:
- Увеличивается скорость выработки и выделения ликвора сосудистыми сплетениями.
- Замедляется скорость всасывания ликвора из субарахноидального пространства из-за перекрытия сужения ликвророносных сосудов вследствие перенесенных субарахноидальных кровоизлияний или воспалительных заболеваний оболочек головного мозга.
- Снижается скорость выработки ЦСЖ при нормальном процессе всасывания.
Скорость всасывания, выработки и выделения ликвора оказывает влияние:
- На состояние церебральной гемодинамики.
- Состояние гематоэнцефалического барьера.
Воспалительный процесс в головном мозге способствует увеличению его объема и повышению внутричерепного давления. Как результат — нарушение кровообращения и закупорка сосудов, по которым движется ликвор. Из-за накопления жидкости в полостях может начаться частичное отмирание внутричерепных тканей, а это приведет к развитию гидроцефалии.
Классификация нарушений
Ликвородинамические нарушения классифицируют по следующим направлениям:
- Как протекает патологический процесс:
- Хроническое течение.
- Острая фаза.
2. Стадии развития:
- Прогрессирующая. Внутричерепное давление растет, и патологические процессы прогрессируют.
- Компенсированная. Внутричерепное давление стабильное, но желудочки головного мозга остаются расширенными.
- Субкомпенсированная. Большая опасность возникновения кризов. Нестабильное состояние. Давление может резко подняться в любой момент.
3. В какой полости мозга локализуется ликвор:
- Внутрижелудочковая. Жидкость накапливается в желудочковой системе мозга из-за непроходимости ликворной системы.
- Субарахноидальная. Ликвородинамические нарушения по наружному типу могут привести к деструктивным поражениям тканей головного мозга.
- Смешанная.
4. В зависимости от давления ликвора:
- Гипертензия. Характерно высокое внутричерепное давление. Нарушен отток спинномозговой жидкости.
- Нормотензивная стадия. Давление внутричерепное в норме, но полость желудочков увеличена. Характерно такое состояние чаще всего в детском возрасте.
- Гипотензия. После оперативного вмешательства избыточный отток ликвора из полостей желудочков.
Причины врожденные
Существуют врожденные аномалии, которые могут способствовать развитию ликвородинамических нарушений:
- Генетические нарушения во внутриутробном развитии плода.
- Агенезия мозолистого тела.
- Синдром Денди-Уокера.
- Синдром Арнольда-Киари.
- Энцефалоцеле.
- Стеноз водопровода мозга первичный или вторичный.
- Порэнцефалические кисты.
Причины приобретенные
Ликвородинамические нарушения могут начать свое развитие по приобретенным причинам:
- Травмы спинного и головного мозга.
- Различные инфекционные заболевания и инфекции паразитного характера, оказывающие влияние на нервную систему.
- Новообразования внутри черепа, которые перекрывают ликворные пути.
- Тромбоз.
- Внутриутробная гипоксия в первые двое суток после рождения.
- Папилломы сосудистого сплетения.
Симптомы ликвородинамических нарушений у взрослых
Ликвородинамические нарушения головного мозга у взрослых сопровождаются следующими симптомами:
- Сильные головные боли.
- Тошнота и рвота.
- Быстрая утомляемость.
- Горизонтальные непроизвольные движения глазных яблок.
- Повышенный тонус, скованность мышц.
- Судороги. Миоклонические припадки.
- Нарушение речи. Интеллектуальные проблемы.
Симптоматика нарушений у грудных детей
Ликвородинамические нарушения у детей до года имеют следующие признаки:
- Частые и обильные срыгивания.
- Неожиданный плач без видимой причины.
- Медленное зарастание родничка.
- Монотонный плач.
- Ребенок вялый, сонливый.
- Сон нарушен.
- Расхождение швов.
Со временем заболевание все более прогрессирует, и становятся более выражены признаки ликвородинамических нарушений:
- Тремор подбородка.
- Подергивание конечностей.
- Непроизвольные вздрагивания.
- Нарушены функции жизнеобеспечения.
- Нарушения в работе внутренних органов без видимых причин.
- Возможно косоглазие.
Визуально можно заметить сосудистую сетку в области носа, шеи, груди. При плаче или напряжении мышц она становится более выражена.
Также невролог может отметить такие признаки:
- Гемиплегия.
- Гипертонус разгибателей.
- Менингеальные знаки.
- Параличи и парезы.
- Параплегия.
- Симптом Грефе.
- Нистагм горизонтальный.
- Отставание в психомоторном развитии.
Следует регулярно посещать педиатра. На приеме врач измеряет объем головы, и в случае развития патологии будут заметны изменения. Так, могут быть такие отклонения в развитии черепа:
- Быстро увеличивается голова.
- Имеет неестественно вытянутую форму.
- Большой и малый роднички набухают и пульсируют.
- Расходятся швы из-за высокого внутричерепного давления.
Все это признаки того, что развивается синдром ликвородинамических нарушений у грудничка. Прогрессирует гидроцефалия.
Хочется отметить, что у грудных детей сложно определить ликвородинамические кризы.
Признаки ликвородинамических нарушений у детей после года
У ребенка после года череп уже сформирован. Роднички полностью закрылись, и швы окостенели. Если имеются ликвородинамические нарушения у ребенка, появляются признаки повышенного внутричерепного давления.
Могут быть такие жалобы:
- Головная боль.
- Апатия.
- Беспокойство без причины.
- Тошнота.
- Рвота, после которой не наступает облегчение.
А также характерны такие признаки:
- Нарушается походка, речь.
- Появляются нарушения в координации движений.
- Падает зрение.
- Горизонтальный нистагм.
- В запущенном случае «качающаяся голова куклы».
А также, если ликвородинамические нарушения головного мозга прогрессируют, будут заметны такие отклонения:
- Ребенок плохо разговаривает.
- Используют стандартные, заученные фразы, не понимая их смысл.
- Всегда в хорошем настроении.
- Задержка полового развития.
- Развивается судорожный синдром.
- Ожирение.
- Нарушения в работе эндокринной системы.
- Отставание в учебном процессе.
Диагностика заболевания у детей
У детей до года диагностика прежде всего начинается с опроса матери и сбора сведений о том, как проходила беременность и роды. Далее учитываются жалобы и наблюдения родителей. Затем необходим осмотр ребенка такими специалистами:
- Невролог.
- Офтальмолог.
Для уточнения диагноза понадобится пройти следующие исследования:
- УЗИ.
- Компьютерная томография.
- МРТ.
- Нейросонография.
Диагностика заболевания у взрослых
С головными болями и симптомами, описанными выше, необходимо обратиться к неврологу. Для уточнения диагноза и назначения лечения могут назначить следующие исследования:
- Компьютерную томографию.
- Ангиографию.
- Пневмоэнцефалографию.
- ЭХО головного мозга.
- ЯМРТ.
Если есть подозрение на синдром ликвородинамических нарушений, могут назначить поясничную пункцию с изменением ликворного давления.
При диагностике у взрослых большое внимание обращают на основное заболевание.
Лечение ликвородинамических нарушений
Чем раньше выявлено заболевание, тем больше шансов восстановить утраченные функции мозга. Вид лечения подбирают исходя из наличия патологических изменений протекания заболевания, а также из возраста пациента.
При наличии повышенного внутричерепного давления, как правило, назначают мочегонные препараты: «Фуросемид», «Диакарб». Применяют антибактериальные средства при лечении инфекционных процессов. Нормализация внутричерепного давления и его лечение — это главная задача.
Для снятия отеков и воспалительных процессов используют глюкокортикоидные препараты: «Преднизолон», «Дексаметазон».
Также для уменьшения отека мозга используют лекарства группы стероидов. Необходимо устранить причину, вызвавшую заболевание.
Как только выявлены ликвородинамические нарушения, лечение должно быть назначено незамедлительно. После прохождения комплексной терапии заметны положительные результаты. Особенно это важно в период развития ребенка. Речь улучшается, заметен прогресс в психомоторном развитии.
Также возможно хирургическое лечение. Оно может быть назначено в следующих случаях:
- Медикаментозное лечение неэффективно.
- Ликвородинамический криз.
- Окклюзионная гидроцефалия.
Хирургическое лечение рассматривается для каждого случая заболевания отдельно с учетом возраста, особенностей организма и течения заболевания. В большинстве случаев оперативного вмешательства на головном мозге стараются избегать, чтобы не повредить здоровую ткань мозга, и применяют комплексное медикаментозное лечение.
Известно, если не лечить синдром ликвородинамических нарушений у ребенка, смертность составляет 50 % до 3 лет, до взрослого возраста доживает 20-30 % детей. После хирургического вмешательства смертность составляет 5-15 % больных детей.
Смертность повышается из-за несвоевременной постановки диагноза.
Профилактика ликвородинамических нарушений
К профилактическим мероприятиям можно отнести:
- Наблюдение беременности в женской консультации. Очень важно встать на учет как можно раньше.
- Своевременное выявление внутриутробных инфекций и их лечение.
На 18-20-й неделе УЗИ показывает развитие мозга плода и состояние ликвора будущего ребенка. На этом сроке можно определить наличие или отсутствие патологий.
- Правильный выбор родоразрешения.
- Регулярное наблюдение у педиатра. Измерение окружности черепа, если есть необходимость проводить исследование глазного дна.
- Если своевременно не закрылся родничок, необходимо провести нейросонографию и проконсультироваться у нейрохирурга.
- Своевременное удаление новообразований, которые купируют ликворные пути.
- Регулярное наблюдение у врача и проведение необходимых исследований после перенесенных травм головного и спинного мозга.
- Своевременное лечение инфекционных заболеваний.
- Профилактика и терапия хронических заболеваний.
- Отказаться от курения и алкоголя.
- Рекомендуется заниматься спортом, вести активный образ жизни.
Любое заболевание легче предупредить или предпринять все меры, чтобы снизить риск развития патологии. Если диагностированы ликвородинамические нарушения, то чем раньше начата терапия, тем больше шансов, что ребенок будет развиваться нормально.
Источник
Такого диагноза не существует.
Размер головы при рождении 35см, в 7мес 45см — незначительное ускорение темпов роста окружности головы, что в сочетании с лишней жидкостью дает основание для назначенного вам лечения внутричерепной (ликворной) гипертензии.
Эта очень умеренная гипертензия не вызывает каких либо нарушений у ребенка. Она и другие возможные отклонения являются следствием каких-либо неблагоприятных факторов, внутриутробно перенесенных или при родах.
Как быть? — лечиться. Возражений против назначенного лечения нет.
Уточните на какой срок ребенок отстает в развитии по движениям, речи и психики для определения вероятной необходимости более интенсивного лечения — на основании более подробного, чем осмотр доктора, материала из главы из моей книги:
7 месяцев
Двигательное развитие
Рис. 23. Тест. 75 процентов посаженных детей в возрасте 7 мес. Сидят самостоятельно не менее 30 секунд. Руки свободны. Часть детей в положении сидя может уже немного поворачиваться в стороны, ротируя позвоночник, чтобы взять игрушку. Может наклоняться вперед и в стороны. В позе сидя сформирован поясничный лордоз (прогиб в позвоночнике в области поясницы – можете увидеть на себе). Пока ребенок сам не начнет садиться, не желательно его специально высаживать (как показано на рисунке).
Некоторые (меньшая часть) детей в этом возрасте начинает самостоятельно садиться.
Держась руками за удобную опору, начинает становиться на колени
Тест-игра. В положении стоя при поддержке взрослым под мышки или за руки ребенка может переступать ногами (идти), но неуверенно – в процессе ходьбы приседает.
Тест-игра. Если поставить на ноги, то начинает стоять, деpжась руками за удобные для захвата детали мебели или поpучень манежа. Может пеpеносить вес тела с бока на бок (с ноги на ногу).
Не надо стимулировать функцию хождения – специально ставить ребенка, как в этих двух тестах, а тем более использовать ходунки – опорно-двигательный аппарат к ходьбе еще не готов.
Если вы не допустили ошибки, стимулируя нахождение ребенка в вертикальном положении (стояние, ходьбу) то ребенок хорошо ползает — пока еще «по-пластунски» – чаще всего на животе, а не на четвереньках. Однако ползает довольно быстро и в самых разных направлениях. Для ползания его необходимо спускать на пол, на чистый хорошо моющийся ковер или специальную подстилку. Для развития движений ему нужно «пространство». Однако в этот беспокойный период необходимо подумать о безопасности ребенка. Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и поранить ими себя: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т. д.). Малыш, например, может стянуть скатерть со стола и на него может упасть что-то тяжелое. Одним словом, тщательно осмотрите все помещения, куда может доползти ребенок, и предусмотрите все возможные неприятности. Это позволит вам спокойно заниматься домашними делами, не нужно будет бесконечно следить за ребенком и твердить на каждом шагу «нельзя! «
Ползающему малышу можно время от времени создавать небольшую «полосу препятствий». Кладите на пол диванные подушки, скатанные валиком одеяла или еще что-нибудь. Пусть ребенок учится заползать на них и забираться обратно, переползать через них, пусть соображает, как миновать препятствие обползти вокруг, если оно ему не по силам или просто не хочется преодолевать.
Еда. Хорошо пьет из чашки или пиалы, котоpую деpжит взpослый и подносит к губам pебенка.
Может быстро выпить до 50-100 мл. Жидкости. Ребенок, которого вовремя приучили есть с ложки и пить из чашки, быстрее и лучше говорит, так как у него хорошо развивается артикуляция. После того, как ребенок научился сидеть, кормить его необходимо в положении сидя.
Психическое развитие
Слух. Находясь на пpотивоположной стоpоне комнаты, немедленно повоpачивает голову или взгляд на ваш голос.
Мелкая моторика и игра. Тест-игра. Ребенок в положении лежа на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Чтобы не напугать ребенка, разговаривайте с ним при этом, предлагайте снять пеленку. Ребенок, оставаясь в положении на животе, может освободиться от мешающей ему пеленки своими руками.
Рис. 24. Постепенно « взрослеет» захват игрушки. С возраста в 7-8 месяцев вместо « обезьяньего» захвата (см. Предыдущий этап) берет игрушку правильно, противопоставляя большой палец остальным четырем
За счет более эффективных захватов все лучше манипулирует игрушками, в том числе, с помощью обеих рук – берет в каждую руку по игрушке и тянет их к своему рту. Может уже и разорвать лист бумаги.
Игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств. Умеет стучать игрушкой по окружающим предметам и поверхностям, размахивать ею, кидать. Кидает игрушку и смотрит в том направлении, куда она падает. Нажимает на игрушку, пытаясь извлечь звук (нужно купить ребенку соответствующую игрушку).
В семь месяцев ребенок не только изучает игрушки, он осваивает и навыки манипулирования (игры) с ними.
Покупка игрушек. Для игры ребенку уже необходимы более сложные игрушки: ведерки с совками, миски, бидончик или кастрюлька с удобной крышкой для открывания и накрывания, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания. Тогда он начнет осваивать новые навыки: вкладывать и выкладывать из ведерка предметы, а также открывать и закрывать крышкой миску. Остаются полезными для развития в последующие месяцы и мягкие игрушки с жесткими или звуковыми (гремящими) вставками, игрушки с кнопками, рычажками (ребенка в этом возрасте начинают интересовать выступающие части предметов). Мягкие игрушки с жесткими вставками должны быть из специальных безопасных материалов, так как ребенок будет тереть ими десны в процессе прорезывания зубов. Необходимо иметь мячи и(или) шары разной величины для катания.
Осваивает игру (рис. 25.1-2):
Рисунок 25.1 слева. Сначала наблюдает, как взрослый частично прячет игрушку под покрывало
Рисунок 25.2 справа. Ребенок быстро находит игрушку
Через некоторое время начинает находить и вытаскивать игрушку, которую вы полностью на его глазах спрятали под одеяло.
Если ребенок сначала сам не находит игрушку, то можно помочь ее разыскать. В дальнейшем можно играть с ребенком, пряча игрушку или предмет под салфеткой, креслом, в кармане и т. д. и поощрять ребенка на поиски
Если ребенок не спешит осваивать новую игрушку, то как приучать малыша к этому? Можете попробовать совершить необходимые игровые действия сами, обращая на них внимание ребенка. Но более эффективен в этом возрасте метод «пассивных движений», когда вы выполняете игровое действие с игрушкой рукой ребенка. Надо показать ребенку, что можно с игрушкой делать: извлекать звуки из пищащей резиновой игрушки, нажимая на нее; трясти колокольчик, снимать крышку с кастрюльки и стучать, греметь ею, опрокидывать миску с шарами, нажимать на кнопки, дергать за рычажки и т. д. В процессе нескольких повторений ребенок становится все более активным участником процесса.
Начинает понимать игpовые действия взpослого: можно научить игpе в пpятки, когда мама прячется под большим платком, а затем появляется снова. Прятки сопровождаются словами матери: «Где мама? Нет мамы. Вот мама! «. Ребенок облегченно смеется, когда мать появляется из-под платка.
Занимайтесь играми с малышом, когда он находится в хорошем настроении, и не пытайтесь продолжать игру, если он утомился и не расположен к этому.
В период от 6 до 12 месяцев у многих детей усиливается страх « чужих». До этого общительный малыш начинает отталкивать даже близких родственников, доверяясь только рукам матери. Через такое отношение к окружающим людям проходят почти все дети, это поведение является нормальным и довольно быстро проходит. Реакция страха на чужого вскоре сменяется познавательным интересом и желанием с ним общаться. Если страх « чужих» не проходит и отмечается при контакте с каждым посторонним, то надо предупредить взрослых, в том числе, бабушек и дедушек, чтобы они при встрече с ребенком вели себя сдержанно и не набрасывались на него в бурном восторге. Во-вторых, маме при встрече с другими взрослыми необходимо словами, мимикой и жестами показать малышу, что « тетя или дядя хорошие». От того, как ведет себя мама, зависит и поведение малыша, оно поможет преодолеть ребенку замкнутость и поощрит его к социальной открытости.
Активно использует жесты — тянет к вам свои руки, когда хочет, чтобы вы его взяли на руки (просится на руки).
Внимание! Ребенок с аутизмом, несмотря на нормальное общее развитие, не использует или мало использует жесты для общения. Отсутствует поза готовности (встречного движения) при взятии ребенка на руки. Остаются нарушения зрительного и эмоционального контакта, описанные на этапах 3-4 месяцев.
Понимание речи.
Начинает по-pазному pеагиpовать на свое и чужое имя. При произнесении взрослым его имени спокойный ребенок оживляется, а активный — временно прекращает свою активность. Но ребенок при этом обычно еще не оборачивается, чтобы посмотреть на взрослого, произнесшего его имя.
На вопрос « Где? » (« Где телевизор? » « Где лампа? ») может найти названный объект взглядом. Для оценки такого умения следует спрашивать у малыша, где находится предмет или объект, очень хорошо ему знакомый и находящийся постоянно на одном и том же месте. Например, если Вы желаете получить от малыша реакцию в ответ на вопрос «Где телевизор? «, то предварительно (и не раз!) познакомьте ребенка с этим прибором, называя его. Заодно проследите и за тем, чтобы телевизор постоянно находился на одном и том же месте, иначе малыш его попросту не найдет. Для проверки этого навыка нужно расположить ребенка боком или спиной к искомому объекту. Если ребенок не стал сразу искать предмет взглядом, то вопрос нужно повторить 2-3 раза, чтобы ребенок стал крутиться и искать взглядом объект.
Не забывайте разговаривать с ребенком во время общения с ним. Если до этого ваша речь была направлена на укрепление эмоционального контакта, активацию действий ребенка, то сейчас ребенок начинает понимать смысл ваших слов. Для того, чтобы ребенок научился понимать смысл слов, вам необходимо использовать жесты и интонацию. При общении с ребенком используйте их сочетание. К примеру, когда вы хотите взять ребенка на руки, то протягиваете свои руки к нему (жест) и говорите: «Иди, иди ко мне».
Когда ребенок пытается сделать что-то опасное или вредное, то строго говорите: «Нет, нет, нельзя», сопровождая это жестом: качайте головой вправо-влево. С этого времени реально начинается настоящее « воспитание» ребенка. Начинается же оно с понимания ваших слов, жестов и действий, означающих запрет.
Предречевое развитие
У некоторых детей цепь лепета сокращается до повторения только двух слогов подряд. Например, «ма-ма» или «ба-ба». Продолжают отмечаться и более длительные повторы. Например, звукосочетания типа: « да-да-да», « та-та-та». « Нанизывает» и другие слоги, повтоpяя их.
Лепет ребенка в этом возрасте является своего рода игрой со звуками (слогами) – он как бы « пробует их на вкус». Ребенок вслушивается в звукосочетания, которые он только что случайно произнес, и пытается их воспроизвести (повторяет за собой, звукоподражает себе).
Некоторые дети начинают подражать не только себе, но и взрослому. Для этого во время лепета ребенка можно вступать в « перекличку» с ним. Ребенок смотрит на взрослого, прислушивается к нему, следит за движением его губ и иногда повторяет простой (указанный выше) слог вслед за ним. Пока что ребенок способен повторить только тот слог, который уже есть в его « лексиконе». Чтобы ребенок видел лицо и губы взрослого, произносящего слоги, вам лучше наклоняться поближе к лицу ребенка.
В лепете развиваются интонации, с помощью которых ребенок уже выражает свои эмоции. Ребенок уже не просто механически повторяет слоги, он лепечет сердито, ласково или с удовлетворением, требовательно или спокойно и т. д.
Однако смысловой нагрузки лепет еще не несет. Вообще, в лепете пока что большей частью встречаются звуки и звукосочетания, не характерные для какого-либо одного определенного языка. Но с каждым месяцем в лепете появляется все больше звукосочетаний, характерных для языковой среды, в которой находится ребенок.
Источник