Синдром красной шапочки в психология

Жил-был в Америке такой психолог и психиатр Эрик Берн, изобретатель «трансакционного анализа». Зачитываюсь его книгами. Предлагаю вам познакомиться с тем, как же он видит сказку о Красной Шапочке с точки зрения психиатра. Несмотря на то, что в статье есть несколько непонятных терминов, в целом она очень интересна и вполне читабельна. Итак…

Красная Шапочка (КШ) — сказка

     Жила-была  милая  маленькая  девочка по имени  Красная  Шапочка  (КШ). Однажды  мать  послала ее отнести бабушке пирожок и  горшочек  масла.  Путь пролегал  через  лес,  где  она  встретила соблазнителя  —  волка.  Девочка показалась  ему  лакомым  кусочком.  Волк  уговорил  ее  погулять  в  лесу, погреться   на  солнышке  и  собрать  цветы  для  бабушки.   Пока   девочка развлекалась  в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую  леди.  Когда девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее  прилечь рядом  на  кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней  действительно старая  леди.  Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно не прожевывая.  Но потом  пришел  охотник  и  спас  девочку, разрезав  волку  живот  и  заодно освободив  бабушку.  Затем Красная Шапочка помогла охотнику  набить  волчий живот  камнями. Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и  охотник убил  волка  топором  в  тот момент, когда волк  собирался  съесть  Красную Шапочку.

     Перед  нами  опять  разыгрывается сцена  похищения.  Могучее  животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо  девочки в  его  животе оказываются камни. С точки зрения специалиста эта  история вызывает  целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на  веру  целиком, вместе  с  говорящим  волком, хотя с таковым никогда  не  сталкивался.  Но, размышляя  о случившемся, он гадает: «Что все это может означать?»  и  «Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?»

Разбор сказки психиатром и психологом Эриком Берном.

     …Однажды  мать  послала  Красную Шапочку  отнести  пирожок  бабушке, которая  жила  за лесом. По дороге девочка встретила волка.  Вопрос:  какая мать  пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки?  Почему она  не  отнесла  еду  сама  или не пошла с  дочерью?  Если  бабушка  столь беспомощна,  почему  мать позволяет ей жить одной в отдаленной  хижине?  Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила  ей останавливаться  и  заговаривать с волками? Из истории  ясно,  что  Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не  может  быть  в действительной жизни столь беспечной, поэтому  создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью,  или она  решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая  такая же  бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы  и  зубы,  все еще думать, что перед ней  её  бабушка? Почему  она  не бросилась  бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала  набивать волчий  живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора с  волком  не  стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он  собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью».

     Даже  бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть  на эту  историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со  своим  собственным  сценарием, то мы заметим, как  аккуратно   их личности сцеплены друг с другом.

     1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью «несчастного случая«,  чтобы  в  конце истории разразиться словами:  «Hy  разве  это  не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк…».

     2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет  выше  своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо  кончит  и  сам накличет  на  себя  беду. Он, наверное, читал в юности  Ницше  (если  может говорить  и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз  волка: «Живи с опасностью и умри со славой».

     3.  Бабушка  живет  одна  и  держит дверь незапертой.  Она,  наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со  своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по  соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной  —  ведь  y  нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?

     4. Охотник — очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного  соперника с помощью милой маленькой особы.  Перед  нами  явно подростковый сценарий.

     5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить,  и даже  залезает  к  нему в постель. Она явно играет с  волком.  И  эта  игра заканчивается для нее удачно.

     В  этой  сказке каждый герой стремится к действию почти  любой  ценой. Если  брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом  — интрига,  в сети которой попался несчастный волк: его заставили  вообразить себя  ловкачом,  способным  одурачить кого угодно,  использовав  девочку  в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в  том,  что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их  бабушек.  Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу  одному.  При  этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь  к  бабушке на целый день?

     Если  читатель  увидит в этом анализе цинизм, то советуем  представить себе  Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается  в вопросе:  кем  станет Красная Шапочка с такой матерью и с  таким  опытом  в будущем, когда вырастет?

P.S А вот кем станет Красная Шапочка в жизни, вы узнаете ниже, из следующего поста.

Источник

Лиз Бурбо вообще выделяет пять травм, которые люди получают в раннем детстве и которые влияют на всю последующую жизнь человека, в том числе на его способность разбогатеть.

Подробнее об этом можно почитать на досуге в ее знаменитой книге «Пять травм». Здесь же на примере Красной шапочки покажу суть и смысл, работы подобных блокировок, а также их влияние на поступки и результаты действий человека.
Эзотерики выделяю сходные с описанными Лиз Бурбо травмами проблемы, и называют их мрачным словом карма.

Итак, гибрид психологии и эзотерики пять карм Красной Шапочки:

Еще с детства у Красной Шапочки регулярно активировалась карма предательства, ей всегда казалось, что её могут предать, поэтому она одевалась очень вызывающе и носила Красную Шапку, чтобы привлекать к себе внимание.

Кроме того, она носилась со своей кармой униженности (мазохиста). В очередной раз эта карма обострилась, когда её мама попросила отнести бабушке пирожки. Человек, у которого нет этой кармы, положил бы пирожки в лёгкий и удобный пакет, или сказал бы твердо: «нет», а Красная Шапочка (мазохистка) взяла неудобную, тяжелую и архаичную корзинку и потащилась одна через дремучий лес, так и притягивая к себе всяческие неприятности.

Идя по лесу с пирожками, Красная Шапочка старалась привлечь внимание, так она поступала из-за кармы предательства: пела громкие песни, стучала палками по деревьям, всячески шумела и сверкала своей красной шапкой, ярким пятном выделяющейся на зеленом фоне леса. Привлекала, привлекала внимание и привлекла то, чего боялась больше всего на свете — волка.

Красная Шапочка рассказала волку, что идёт к бабушке, а волк, услышав шаги приближающихся охотников, убежал, но Красной Шапочке показалось, что волк просто предал её из-за бабушки, чем конечно усугубила свою карму предательства.

Бабушка Красной Шапочки имела карму одиночества (покинутости), поэтому жила одна и очень боялась проявить равнодушие, чем и воспользовался волк, придя к ней в дом. Подталкиваемая своей кармой к безрассудным поступками, Бабушка пустила к себе волка, а тот ее съел.

Волк оделся в бабушкину одежду. Думаете просто так, или для маскировки? Ничего подобного, на самом деле волк из-за своих внутренних блокировок не мог оставаться самим собой, и все время пытался изобразить из себя нечто ему совершенно не свойственное.

Когда Красная Шапочка пришла к бабушке у нее обострилась карма несправедливости. Ей показалось несправедливым, что у бабушки такие большие глаза, уши и прочие части тела, и она стала выяснять у переодетого волка в чем же причина такой «несправедливости». И как обычно случается с людьми, зараженными этой кармой, не заметила насколько она сама несправедлива по отношению к волку. Ее карма блокировала понимание простых вещей, например того, что бестактные вопросы по поводу внешности могут негативно сказаться на собеседнике. И именно это и произошло.

Такой допрос разбередил у волка карму униженности, ему показалось, что Красная Шапочка унижает его своими вопросами, и он с горя съел Красную Шапочку.

В это время по лесу ходили счастливые охотники, которые думали, что у них нет кармы.

Но весь кармический ужас, который открылся им в доме бабушки, разбередил их собственную карму участливости: они кинулись осчастливливать окружающих насильно, позабыв о себе, своих желаниях и даже о собственной безопасности. Охотники убили волка и вызволили Красную Шапочку и Бабушку из его брюха.
Спасенные Бабушка и Красная Шапочка были не в состоянии толком поблагодарить спасителей и только плакали от счастья и обнимались.

Это показалось охотникам несправедливым, они почувствовали себя покинутыми, отвергнутыми, преданными и униженными.

Так обострились пять их ранее скрытых карм!

Источник

Каждый раз, когда в СМИ появляются материалы, посвященные личной жизни известных своей жестокостью убийц, ужасаешься дважды. Первый — когда вспоминаешь, за что именно они получили срок. Второй — когда становится понятно, что на свете есть женщины, которым такие мужчины нравятся. Стар, юная красавица, потерявшая голову от самого страшного маньяка 20 века Чарльза Мэнсона, уверяет в интервью, что уйдет из жизни вслед за своим возлюбленным.

Хочется верить, что подобное возможно только за рубежом, но вот с экранов на нас смотрит жена пологовского душегуба Елена Ткач. Молодая мама, родившая убийце дочь, заявляет, что согласилась на съемки только потому, что хочет предупредить потенциальных соперниц, чтобы они держались подальше от ее мужа… Похоже, у этого явления нет географических границ. Но что толкает женщин в объятия преступников? Несмотря на интерес общественности к этой непростой теме, какие-то масштабные научные исследования пока не проводились. Но нам все же удалось выявить ряд закономерностей.

«Чаще всего с заключенными общаются женщины, у которых в реальной жизни не складывается личная жизнь. Чтобы построить отношения, нужны усилия, нужно уделять человеку время и внимание, заключенный же ничего не требует, а только обещает подарить счастливую жизнь. Это и импонирует инфантильным и романтичным особам. Это вопрос больше интеллекта, чем характера», — рассказывает психолог Ольга Юрковская о явлении в целом. Однако если мы говорим о тех, кто готов выйти замуж за маньяка, то невозможно проигнорировать наличие у них психотравмы.

И западные эксперты, и их российские коллеги — психологи и сексологи, к которым мы обратились за консультацией, солидарны в одном: у этих женщин наверняка имеется травматический опыт. Психологические портреты возлюбленных маньяков и психопатов (независимо от профессии — среди них есть и работницы ресторана быстрого питания, и адвокаты) и их мотивы довольно похожи.

Эти женщины либо считают, что «сами виноваты», став однажды жертвой, а потому хотят быть ближе к преступнику, чтобы разобраться в собственных чувствах, либо пытаются поднять собственную самооценку за счет известности (пусть и полученной за счет преступлений) своего возлюбленного, либо мечтают о том, что только они будут решать, как строить отношения.

Любят, как умеют

С одной стороны, женщина, ставшая жертвой насилия (в том числе и эмоционального) в детстве, может подсознательно начать искать такого «мужчину, которого сможет контролировать сама, и выбрать того, что никогда не сможет причинить ей боль», уверена Шейла Айзенберг, автор книги Women who love men who kill («Женщины, которые любят мужчин, которые убивают», — прим.Woman.ru). Согласитесь, заключенный, отбывающий пожизненное заключение, идеально подходит под это описание.

С другой стороны, не стоит забывать и о том, что «психотравмы, полученные в отношениях с родителями или предыдущим партнером, в которых женщина находилась на позиции «жертвы», чаще всего превращаются в устойчивую модель поведения, которую называют паттерном», — поясняет механизм возникновения сексуального влечения к агрессору психолог, сексолог и эксперт сети «Тренинг-центр СЕКС.РФ» Наталья Романовская.

«Такой паттерн всегда так или иначе связан с попыткой человека вернуться в привычную для себя обстановку. Например, если девушка страдала от давления со стороны отца, то она, скорее всего, подсознательно будет искать мужа с похожим набором качеств, просто потому что не знает другой модели взаимодействия с мужчинами», — предупреждает нас эксперт.

«Со временем жертва начинает испытывать неосознанное желание «переиграть» привычный сценарий и построить с «агрессором» другие отношения. Ей кажется, что если она будет для него напарницей и союзницей, то перестанет быть объектом негатива», — считает сексолог.

Подобное поведение легко узнать по фразам-маркерам «Я его изменю», «Я его контролирую», «Со мной он перестанет быть таким». Иногда к нему прилагается попытка подтвердить свою исключительность — «Со мной он такого никогда не сделает».

Многие, кстати, вообще не признают, что их суженый оказался за решеткой не зря, и свято верят в невиновность преступников, считая, что следствие ошиблось. Давайте разберемся, почему.

Поиск альфа-самца, или «синдром Красной шапочки»

«Агрессивный мужчина в глазах женщины с низкой защищенностью — самый опасный зверь в городских джунглях. Если никого страшнее нет, то близость к нему дарит ей ложное ощущение безопасности», — рассуждает Наталья Романовская. «Посмотрите на жену пологовского маньяка! Она восхищается мужем, потому что видит в его поступках — изнасилованиях и убийствах — проявление силы и власти», — развивает мысль коллеги семейный психолог Светлана Бояринова.

Известный немецкий психиатр Борвин Банделов называет это явление «синдромом Красной шапочки». По его мнению, женщину, влюбившуюся в убийцу и насильника, манит его животное начало, его темная сторона.

«Считайте, что мы имеем дело со своеобразной промывкой мозгов, — предлагает автор книги «Wer hat Angst vorm boesen Mann? Warum uns Taeter faszinieren» («Кто боится злодея? Почему нас очаровывают преступники», — прим.Woman.ru). — В результате нее злодеяния и убийства, совершенные мужчиной, блекнут, отходят на второй план. Зато на первый выходят инстинкты — когда все мысли только о сексе и еде. Если такое переключение произошло, то способность женщины критически оценивать ситуацию стремится к нулю».

Нехватка адреналина в обычной жизни

Порой женщине, которая ищет (и находит) свою любовь по ту сторону тюремной решетки, не хватает в жизни экшена и драмы, чтобы раскрасить серые будни, и адреналина. Так считает и Шейла Айзенберг, во время сбора материала для своей книги опросившая жен убийц и психиатров, и наш эксперт, психолог Наталья Романовская. «Речь не о прыжках с парашютом или скалолазании, а об опрометчивых поступках, например, прогулках по парку, в котором орудует грабитель или насильник. Для такой женщины отношения с маньяком — своеобразные эмоциональные качели, которые дают ей возможность чувствовать жизнь в полную силу. Конечно, это тоже результат какого-то травматичного опыта», — подытоживает Наталья.

24 августа 2017 · Текст:
Саша Глювейн · Фото:
ASSOCIATED PRESS, Машков Юрий/ТАСС, Rex Features/FOTODOM.RU, Getty Images

Источник

   Îäíà èç îñíîâíûõ ïðîáëåì ñîâðåìåííîé äåòñêîé ïñèõîëîãèè – èíòåðíåò-çàâèñèìîñòü íàøèõ äåòåé. Ïîðîé ìû ñàìè âûíóæäàåì ðåáåíêà ëèøíèé ðàç âêëþ÷àòü êîìïüþòåð. Áåç èíòåðíåòà ðåáåíîê, ïðîïóñòèâøèé çàíÿòèÿ â øêîëå, íå ìîæåò óçíàòü óðîêè.  ëó÷øåì ñëó÷àå îí ýòî äåëàåò íà ñâîåé ñòðàíèöå â ýëåêòðîííîì æóðíàëå, à îáû÷íî – ñïðàøèâàåò ó îäíîêëàññíèêîâ â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ. Îäèí èõ âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ ýòîãî âîïðîñà – «íàó÷èòü» äåòåé ïîëüçîâàòüñÿ äëÿ òàêèõ öåëåé ãîðîäñêèì òåëåôîíîì (êîòîðûé åñòü ïî÷òè â êàæäîé ìîñêîâñêîé êâàðòèðå). Òâîð÷åñêèå çàäàíèÿ  (ðåôåðàòû, äîêëàäû, ïðîåêòû) â íàøåì ïîíèìàíèè òðåáóþò ðàáîòû ñ äàííûìè èç ñåòè, õîòÿ øêîëüíèêàì âïîëíå ìîãóò ïîìî÷ü áèáëèîòåêè – øêîëüíûå, ãîðîäñêèå, äîìàøíèå.
   Ïðèñóòñòâèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ – åùå îäíà ñåðüåçíàÿ óãðîçà èõ æèçíè è çäîðîâüþ (êàê ïñèõè÷åñêîìó, òàê è ôèçè÷åñêîìó). Êàê ïîäòâåðäèëè ïñèõîëîãè, ïðèâûêàíèå ê ÷åëîâåêó (â äàííîì ñëó÷àå ê îáðàçó) â âèðòóàëüíîì ìèðå ïðîèñõîäèò ãîðàçäî áûñòðåå, ÷åì ïðè ëè÷íîì îáùåíèè. Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò òàê íàçûâàåìûå «óõàæèâàþùèå» ðàçãîâîðû, âûðàæàþùèå ÿêîáû çàáîòó: «Òû êàê?», «×òî äåëàåøü?», è ò.ä., à òàêæå øàáëîííûå íàçâàíèÿ ðóáðèê â ñîö. ñåòÿõ: «Ìîè äðóçüÿ», «Ïðåäëîæåíèÿ äðóæáû». Çà èìåíåì è ôîòîãðàôèåé ñåòåâîãî àêêàóíòà ìîæåò ñêðûâàòüñÿ ÷åëîâåê ëþáîãî âîçðàñòà, ïîëà, ïðîôåññèè, ñ ëþáûìè èçâðàùåííûìè íàêëîííîñòÿìè.
   Ïðåáûâàíèå â ñîö. ñåòÿõ óâåëè÷èâàåò ðèñê ñàìîóáèéñòâà, ò.ê. äåëàåò ÷åëîâåêà áîëåå îòðåøåííûì îò äåéñòâèòåëüíîñòè, ñâîäÿ ê ìèíèìóìó êîíòàêòû ñ îêðóæàþùèìè. Åñëè ãîâîðèòü î ñóèöèäàõ â ïîäðîñòêîâîé ñðåäå, òî Ðîññèÿ, ê ñîæàëåíèþ, ÿâëÿåòñÿ ëèäåðîì â Åâðîïå è îäíèì èç ëèäåðîâ â ìèðå.

Ãðóïïà Ñîöèàëüíîé ñåòè «Âêîíòàêòå»: Ýòî âû-çàë ñàìîóáèéö !Íàì ÃÎÄ!
Òâîÿ ïåðñîíàëüíàÿ êîìà. Ïîäïèñàëèñü 9 616 ÷åëîâåê .
Îáíàðóæåíà íà ñòðàíèöå ó 13-ëåòíåé äåâî÷êè, êîòîðàÿ ïîäïèñàëà àêêàóíò ìóæñêèì èìåíåì.

   Ïîâåäåíèå äåòåé â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ íàïîìèíàåò íàì ñêàçêó î  Êðàñíîé øàïî÷êå, êîòîðóþ âñå ìû  ìíîãî ðàç ÷èòàëè. Çàäàâàÿñü âîïðîñîì, çà÷åì äåâî÷êà ðàññêàçàëà âîëêó êóäà îíà èäåò, ìû ñîâñåì íå ñïðàøèâàåì, ïî÷åìó ìàòü îòïóñòèëà åå îäíó â ëåñ?
Óâàæàåìûå ðîäèòåëè, åñëè íå ïîëó÷àåòñÿ çàïðåòèòü ðåáåíêó ïîëüçîâàòüñÿ ñîö. ñåòÿìè, òî óñòàíîâèòü êîíòðîëü çà åãî ïðèñóòñòâèåì òàì íåîáõîäèìî! («Äðóçüÿ», ãðóïïû, ìóçûêà, çàïèñè íà ñòðàíèöå è ò.ä.). ×àùå ðàçãîâàðèâàéòå ñî ñâîèì ðåáåíêîì, ñòàðàéòåñü ðàçäåëèòü ñ íèì åãî èíòåðåñû.
   Çàùèòèòü äåòåé è ïîäðîñòêîâ îò îïàñíîñòåé â ñåòè ìîãóò ñïåöèàëüíàÿ ïðîãðàììà «Ðîäèòåëüñêèé êîíòðîëü», áëîêèðîâêà ðåêëàìû, à òàêæå êîíòðîëü òðàôèêà. Ýòî ìîæåò çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü ðèñê  ïîïàäàíèÿ ðåáåíêà ïîä íåæåëàòåëüíîå ïñèõîëîãè÷åñêîå âëèÿíèå .
   Òðàãåäèÿ Êðàñíîé øàïî÷êè – ýòî íå ñòîëüêî äîâåð÷èâîñòü ðåáåíêà, ñêîëüêî áåñïå÷íîñòü ðîäèòåëåé!
   Óâàæàåìûå ðîäèòåëè è ó÷èòåëÿ! Ïîïðîáóéòå íåíàâÿç÷èâî ïîçíàêîìèòü  ðåáåíêà ñ ïðàâèëàìè ëè÷íîé áåçîïàñíîñòè  â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ, êîòîðûå óæå ñòàëè õðåñòîìàòèéíûìè äëÿ âñåõ:
• Ïðîâåðèòü ñïèñêè ò.í. «äðóçåé» â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ  è óäàëèòü òåõ ëþäåé, êîòîðûõ íå çíàåøü ëè÷íî.
• Íå ïðèãëàøàòü è íå ñîãëàøàòüñÿ íà ïðèãëàøåíèå «â äðóçüÿ» îò íåçíàêîìûõ òåáå ëþäåé.
• Íå ïîêàçûâàòü íà ñâîåé ñòðàíèöå äîìàøíèé àäðåñ è íîìåð òåëåôîíà.
• Íå ðàññêàçûâàòü íåçíàêîìûì ëþäÿì î ñâîåé ñåìüå.
• Íå âñòóïàòü â ãðóïïû, ñîäåðæàíèå êîòîðûõ íåñåò àíòèîáùåñòâåííóþ ïðîïàãàíäó, ïðîïàãàíäèðóåò ðàçâðàò è íàñèëèå, ïðèçûâàåò ê ýêñòðåìèçìó è àãðåññèè, à òàêæå â ãðóïïû ñ íåïîíÿòíûì ðåëèãèîçíûì ñîäåðæàíèåì.
• Íå ñîãëàøàòüñÿ íà ïðåäëîæåíèÿ î âñòðå÷àõ îò íåçíàêîìûõ ëþäåé èç èíòåðíåòà.

Источник