Синдром карлсона у взрослых википедия
Вообража́емый друг (также «невидимый друг», «воображаемый партнёр») — это придуманный ребёнком персонаж, с которым он дружит или общается[1]. Воображаемый друг может казаться очень реальным, хотя обычно дети понимают, что он не существует на самом деле[2].
Исследование явления[править | править код]
Предполагают, что первые научные исследования на тему воображаемых друзей были проведены в 1890-е годы[3].
На тему появления и эволюции этого феномена очень мало информации. Тем не менее, Клаузен и Пассман (2007) пишут, что первоначально воображаемых партнёров описывали в виде сверхъестественных существ и духов, которые, как считалось, связывают людей с их прошлыми жизнями[4]. В ранние исторические времена у взрослых людей были домашние боги, ангелы-хранители и музы, игравшие роль воображаемых партнёров, дающих комфорт, руководство и творческое вдохновение[4]. Как считают Клаузен и Пассман, в конце концов феномен воображаемых друзей перешёл на детей. В какую эпоху у детей стали появляться воображаемые друзья, неизвестно, но, по мнению вышеназванных авторов, возможно, что детский феномен воображаемого друга возник в середине XX века, когда детство стали считать важным периодом в жизни человека, временем для игры и воображения[4].
В массовой культуре[править | править код]
Литература[править | править код]
Хотя в книгах Астрид Линдгрен о Карлсоне есть свидетельства его реального существования (его в конце концов видят друзья и родители Малыша Сванте Свантесона, домик на крыше видел трубочист и так далее), с другой стороны (особенно в первой книге) поведение Карлсона, который появляется лишь в моменты одиночества мальчика и компенсирует излишнюю мягкость его характера, целиком и полностью вписывается в модель, где он — лишь воображаемый друг, alter ego ребёнка. Именно с этой точки зрения его зачастую рассматривают критики и литературоведы, как в СССР и России, так и в Швеции[5]. К ним относятся биограф Линдгрен Э. М. Меткаф[6], А. Исаева[7], Елена Тагер[8] и др. Трилогия о Малыше и Карлсоне построена как роман воспитания, герой которого в процессе взросления и социализации интегрирует своё инфантильное alter ego со своим основным «я»[5].
До Карлсона к теме вымышленных друзей Астрид Линдгрен обратилась в своём сборнике «Крошка Нильс Карлсон». Герои одноимённого сборника рассказов, вышедшего в 1949 году, — дети, страдающие от болезней, одиночества или холода. Каждое из приходящих к ним волшебных существ: домовёнок, живая кукла, невидимая сестра или мистический господин Лильонкваст обладают явственными признаками того, что они — плод детского воображения[9].
Подобно Карлсону, способен летать и точно так же может быть истолкован и как реальный, и как воображаемый персонаж заболевший ангел Скеллиг из одноимённого романа для детей Дэвида Алмонда (и его экранизации)[10].
Кинематограф[править | править код]
- Вредный Фред (1991)
- Богус (1996)
- Сияние (1980)
- Бен Икс (2007)
- В ожидании чуда (2007)
- Сверхъестественное (2015)
- Кролик Джоджо (2019)
Мультипликация[править | править код]
- Фостер: Дом для друзей из мира фантазий (2004)
- Воображаемая Мэри (2017)
- Хэппи (2017)
См. также[править | править код]
- Игра в страну-мечту
Примечания[править | править код]
- ↑ Анн Бакюс. Гид по воспитанию детей от 3 до 6 лет. Советы знаменитого французского психолога (рус.). — Litres, 2014. — С. 58—. — ISBN 978-5-457-64188-4.
- ↑ Taylor, M. (1999) Imaginary Companions and the Children Who Create Them. New York: Oxford University Press.
- ↑ Klausen, Espen; Richard H. Passman. Pretend companions (imaginary playmates): the emergence of a field (англ.) // Journal of Genetic Psychology (англ.)русск. : journal. — 2006. — December (vol. 167, no. 4). — P. 349—364. — doi:10.3200/gntp.167.4.349-364.
- ↑ 1 2 3 Klausen, E.; Passman, R. H. Pretend companions (imaginary playmates): The emergence of a field (англ.) // The Journal of Genetic Psychology (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 167, no. 4. — P. 349—364. — doi:10.3200/gntp.167.4.349-364.
- ↑ 1 2 Майофис, 2008, Карлсон после XX съезда, с. 246-248.
- ↑ Э. М. Меткаф. Астрид Линдгрен. — М.: Шведски институт, 2002. — С. 20.
- ↑ Исаева А. Малыш и Карлсон, который живет на крыше // Иностранная литература. — 1958. — № 2. — С. 200.
- ↑ Тагер Ел. О переводных книгах для детей // Звезда. — 1959. — № 2. — С. 246.
- ↑ Кайса Эберг Линдстен (перевод А. Поливановой). Астрид Линдгрен и шведское общество (рус.) // Неприкосновенный запас. — 2002. — № 1 (21). Архивировано 22 декабря 2015 года.
- ↑ AF Harrold. Top 10 imaginary friends in fiction // The Guardian. — 2014. — 23 октября.
Литература[править | править код]
- Чеснокова О.Б., Яремчук М.В. Феномен «воображаемого партнера» в детском возрасте. «Вопросы психологии», 2002, N 2. С.14-27.
- Мария Майофис. Милый, милый трикстер: Карлсон и советская утопия о «настоящем детстве // Весёлые человечки: культурные герои советского детства. — Новое литературное обозрение. Научная библиотека, 2008. — Вып. LXXIV. — С. 241—286. — ISBN 978-5-86793-642-6.
Источник
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Появление воображаемого друга — вариант нормы или психологическое отклонение? Данный психологический феномен называется синдромом Карлсона.
Воображаемые друзья для детей трех – пяти лет – это адекватное состояние психики и проявление творческой фантазии малыша, говорящее о его нормальном психологическом развитии.
[1], [2], [3]
Код по МКБ-10
F84 Общие расстройства психологического характера
Причины синдрома Карлсона
Психологи отмечают несколько наиболее часто встречающихся причин развития синдрома Карлсона:
- Нехватка впечатлений.
- Дефицит общения, чувство одиночества.
- Ощущение незащищенности.
- Повышенная опека. Отсутствие возможности проявить себя и высказать свое мнение.
- Чувство вины. Желание уйти от неприятной реальности, человек создает свой мир с воображаемым другом, которого защищает от внешнего мира.
- Повышенная строгость. Ребенок живет как в армии.
Взрослые люди с синдромом Карлсона в медицине именуются термином «кидалты». Большинство кидалтов – мужчины. Преимущественно причиной появления синдрома Карлсона является страх официальных отношений, желание защитить себя от посягательств на личное пространство и свободу, нежелание брать ответственность за чью – то жизнь (люди — кидалты часто не имеют детей).
Позже психика ребенка или уже взрослого человека блокирует реальное восприятие мира, создавая свой идеальный мир с придуманными персонажами. Это может быть оживающая игрушка или невидимый виртуальный друг.
[4], [5], [6], [7]
Симптомы синдрома Карлсона
Симптомы, которые должны насторожить и заставить обратиться за консультацией к специалисту – это постоянные рассказы ребенка о придуманном персонаже, мире, в котором ему спокойно и уютно.
Для взрослого человека симптомом синдрома Карлсона может служить:
- детская беззаботность,
- отказ воспринимать реальность,
- перекладывание забот и ответственности на близких людей,
- жизнь в собственной реальности.
[8], [9], [10], [11]
Диагностика синдрома Карлсона
В большинстве случаев у детей такая проблема исчезает в возрасте от 7 до 9 лет. Если же ребенок и в десятилетнем возрасте продолжает общаться с придуманным другом, то необходимо обратиться к специалисту. Единственная диагностика синдрома Карлсона – это консультация врача – психолога.
[12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]
Лечение синдрома Карлсона
При постановке диагноза синдрома Карлсона, лечение – это, прежде всего, рекомендации родителям в изменении своего отношения к ребенку.
Если причиной ухода от действительности является нехватка внимания, родителям необходимо пересмотреть свой дневной график и больше времени проводить со своим малышом, интересуясь его проблемами, радоваться его достижениям.
При нехватке общения, возможно достаточным будет записать малыша в детскую спортивную секцию или кружек. В обществе сверстников малыш может раскрыться, и проблема будет решена.
При излишней строгости или гиперопеке, стоит дать ребенку больше свободы выбора. Можно назначить малыша ответственным, например, за выгуливание собаки, уборку своей комнаты… Это поможет поднять статус ребенка, позволить ему понять свою значимость.
Причина появления невидимого друга – чувство вины, которое испытывает ребенок. Взрослые даже не догадываются, насколько часто данное чувство посещает детей. Они винят себя, например, в частых ссорах и разводе родителей: «Это из-за меня, потому, что я такой непослушный, плохо учусь, не оправдал ожидания родителей». Придуманному другу ребенок может пожаловаться на несправедливость, обеляя себя: «Я хороший! Я не виноват!» или перекладывая вину на виртуального друга. В такой ситуации следует наладить с ребенком доверительные отношения и объяснить ему, что его вины в том, что родители расстались – нет, что он нужен и его любят оба родителя.
Если малыш ощущает незащищенность (его обижают сверстники или взрослые), он пытается придумать себе защитника. Например, в этой роли может выступать Супермен или Человек-Паук. В такой ситуации главная задача взрослых — сделать все, чтобы ребенок приобрел уверенность в себе и своих силах, чувствовал родительскую поддержку.
Однообразная жизнь, вечно занятые родители, причина синдрома Карлсона — нехватка впечатлений и ребенок стремиться, подключив свою фантазию, компенсировать это выдуманным, интересным для него миром, где много друзей и игр. В такой ситуации психологи рекомендуют чаще бывать с малышом на природе, посещать выставки, спортивные соревнования, организовать семейный поход в кинотеатр или тематическую вечеринку на его день рождения. Здесь уже следует «включить» фантазию взрослым.
В ряде случаев психологи советуют слегка подыграть малышу (но и переигрывать не следует): познакомиться с его другом, расспросить о характере виртуального персонажа. Достаточно часто дети проецируют свои желания и мечты, наделяя, выдуманный персонаж характеристиками, которых не хватает им самим. Узнав, какими чертами характера ребенок наделил друга, можно понять каким он хочет видеть себя, что ему не хватает, чтобы комфортно жить в реальном мире.
Психологи предостерегают родителей от категорического запрета с их стороны на упоминание ребенком придуманного персонажа, обвинение его во вранье. Сын или дочь не перестанут верить в друга и «общаться» с ним, его позиции в мыслях ребенка только укрепятся, а родители потеряют доверие малыша, он просто замкнуться в своем уютном мирке.
Но если ситуация зашла слишком далеко и ребенок перестал отделять реальность от иллюзии, его перестает интересовать окружающий мир, он плохо идет на контакт, тогда необходима уже профессиональная помощь детского психолога.
Профилактика
Основной и наиболее действенной профилактикой является теплая семейная обстановка в доме, любовь и внимание друг к другу.
При буйной детской фантазии стоит поддержать малыша, направив ее в прикладное творчество: рисование, лепку, моделирование и так далее.
Следует уделять ребенку больше внимания, интересоваться его настроением, взаимоотношением со сверстниками, его проблемами и желаниями. Время, проведенное с малышом, никогда не будет лишним.
Если ребенок мечтает о животном, стоит позволить завести ему собаку, кошку или черепаху. Это позволит заменить виртуального друга реальным. Такая ответственность поднимет малышу его самооценку, сделает более самостоятельным и уверенным в своих силах.
[21], [22], [23], [24], [25]
Прогноз
Синдром Карлсона – это больше социальная проблема, чем медицинская. Поэтому при более внимательном отношении родителей к своим детям прогноз благоприятный.
[26], [27]
Источник
Наверняка все современные родители смотрели известный советский мультик «Малыш и Карлсон». В истории рассказывается о том, как маленький мальчик подружился с мужчиной в возрасте, еще и с пропеллером на спине. Ребенку было одиноко. Поэтому он придумал себе друга, которого кормил и ежедневно ждал в гости. Данный феномен именуется синдромом Карлсона. Что это за недуг?
Беспокойство о воображаемом друге
Многие родители внезапно начинают замечать, что ребенок ведет беседы с воображаемым другом. Поэтому у них возникает вопрос: норма это или отклонение?
Это известный в психиатрии синдром Карлсона. Если ребенку еще не исполнилось 5 лет, подобное явление принято считать вариантом нормы. Такая вымышленная дружба является признаком развития фантазии. Чаще всего другом становится человек или «ожившая» игрушка.
Согласно проведенным исследованиям, синдром Карлсона у детей встречается в 65 % случаев. При этом речь идет о малышах с высоким уровнем интеллекта и развитыми творческими способностями.
Неправильные действия родителей
Реакция родителей на изменения в поведении дочери или сына бывает разнообразной. Одни просят прекратить выдумки, а со временем начинают ругать. Другие ведут чадо к психологу или психиатру. Третьи и вовсе начинают высмеивать фантазии, что чревато потерей доверия и появлением поведенческих комплексов.
Однако винить нужно не ребенка, а самих родителей или даже близких родственников. Зачастую именно они провоцируют подобную психологическую реакцию. Поэтому анализировать необходимо собственные действия и поступки, а только потом искать проблемы в поведении ребенка.
Распространенные причины
Психологи выделяют несколько распространенных причин синдрома Карлсона, на которые стоит обратить внимание родителям:
- Дефицит впечатлений в повседневной жизни. В период активного ментального и физического развития ребенка требуются яркие впечатления. Например, его можно отвести в зоопарк и познакомить с животными. Полезными окажутся и простые прогулки в парке, пускание мыльных пузырей, обычные игры с родителями. Когда ребенок лишен впечатлений, он начинает придумывать их самостоятельно.
- Отсутствие общения со сверстниками. Речь идет о ситуациях, когда ребенок не ходит в детский сад. Недавний переезд на новое место жительства, где еще малыш не успел завести новые знакомства, также может являться своеобразным стрессом.
- Ощущение незащищенности со стороны родителей. Постоянные обиды со стороны родственников или наказания даже за маленькие проступки могут спровоцировать острое чувство незащищенности. Такому ребенку становится сложно довериться даже близким людям.
Другие причины синдрома
Среди других, но менее распространенных причин синдрома психологи выделяют гиперопеку со стороны родителей. Многих детей с раннего возраста не воспринимают как личность. Им не дают возможности проявить свои таланты в полной мере, высказать мнение. Поэтому они начинают замыкаться в себе и придумывают вымышленных друзей.
Бывает синдром Карлсона и у взрослых. Чаще всего он выявляется у представителей сильного пола. Основной его причиной выступает отказ от вступления в серьезные официальные отношения. Такие мужчины не дают возможности своей женщине проявить себя в качестве хозяйки, хранительницы очага. В большинстве своем являются противниками детей, брака и любого другого посягательства на свободу и независимость.
Настораживающие симптомы
Наличие воображаемого друга у ребенка заставляет многих родителей обратиться к психологу. Бывает достаточно трудно определить проблему нарушения и найти способ помочь малышу. Более того, синдром Карлсона может трансформироваться со временем в более серьезное расстройство. Вычислить подобные изменения легко по следующим признакам:
- ежедневные рассказы о вымышленном друге;
- появление замкнутости и необщительности;
- потеря интереса к окружающему миру;
- невозможность отличить реальность от иллюзии.
У взрослых синдром проявляется детской беззаботностью и перекладыванием ответственности за происходящее на близких людей.
Необходимое обследование
В большинстве случаев рассказы о воображаемом друге самостоятельно исчезают к 9 годам. Если после этого времени ребенок продолжает истории об общении, необходимо обратиться за помощью к специалисту. Диагностикой синдрома Карлсона занимается психолог. На консультации врач поможет определить причины происходящих изменений и найти правильное решение для их устранения.
Рекомендации для родителей
Вне зависимости от причины синдрома родители должны вести себя соответствующим образом. Воображаемый друг всегда помогает ребенку и поддерживает его, является своеобразным отражением его внутреннего мира. Поэтому знакомство с ним может оказаться весьма полезным. Психологи рекомендуют даже подыгрывать ребенку. Можно показать, что новый друг также интересен маме и папе, стоит расспросить о его приключениях и предпочтениях.
Однако манипулировать сыном или дочерью с помощью вымышленного персонажа нельзя. Например, говорить, что он хорошо покушал или уже убрал игрушки, а вот его реальный товарищ не выполнил указаний родителей.
Варианты лечения
Если после консультации психолог подтвердил синдром Карлсона, его лечение сводится к изменению со стороны родителей отношения к ребенку.
Если причиной появления воображаемого друга служит дефицит внимания, маме и папе потребуется пересмотреть свой ежедневный график, стараться больше времени уделять малышу и его досугу. Важно научиться радоваться его элементарным достижениям, всегда хвалить и меньше наказывать.
В случае нехватки общения достаточно бывает записать ребенка в спортивную секцию или на любой другой кружок. В обществе сверстников малышу будет проще открыться, а проблема сама собой решится. После занятий необходимо расспрашивать ребенка, как он проводил время, с кем познакомился, чему научился.
При излишней строгости и гиперопеке следует постараться дать больше свободы выбора. Можно назначить ребенка ответственным, например, за выгул собаки или мытье посуды, уборку собственной комнаты. Это обязательно поможет понять ему свою значимость в семье.
Достаточно часто причина синдрома Карлсона скрывается в чувстве вины. Родители даже не догадываются, насколько часто подобное явление встречается у детей. Так, малыш может винить себя в разводе или частых ссорах родителей. Придуманному другу он может пожаловаться и рассказать о происходящем, переложить даже вину на него. В такой ситуации психологи советуют наладить доверительные отношения и объяснить ребенку, что его вины в разводе нет. Просто мама и папа решили пожить отдельно, но они все так же любят свое чадо.
Если малышу свойственно чувство незащищенности, он может придумать себе защитника. Как правило, в его роли выступает известный супергерой. В такой ситуации взрослые должны приложить все усилия, чтобы ребенок приобрел уверенность в себе, чувствовал их поддержку.
Однообразная жизнь и нехватка впечатлений может привести к появлению синдрома. Ребенок, придумывая себе друга и, подключая фантазию, пытается таким образом компенсировать это. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется больше бывать с детьми на природе, посещать выставки и спортивные соревнования. Хорошим решением будет организовать вечеринку для ребенка по поводу дня рождения. Здесь лучше уже подключить фантазию взрослым.
Способы профилактики
Наиболее действенной профилактикой синдрома Карлсона считается создание теплой обстановки в семье, где между родителями и детьми царит гармония и взаимопонимание.
Если у ребенка наблюдаются проявления буйной фантазии, психологи рекомендуют перенаправить ее в нужное русло. Для этого можно записаться в различные кружки или секции, например по рисованию, лепке или моделированию. Некоторым подходят занятия танцами, другим достаточно спортивных нагрузок.
Ребенку каждый день, даже при условии плотного рабочего графика родителей, важно уделять внимание. С этой целью можно прибегнуть к помощи разнообразных традиций. Например, взять за правило каждый вечер за ужином рассказывать, что за день случилось интересного. Важно при этом давать выговариваться и ребенку, если даже на первый взгляд его повествование кажется неинтересным. Некоторые родители предпочитают проводить подобные беседы перед сном. Время, проведенное с малышом, никогда не будет лишним.
Если ребенок мечтает о животном, вероятно, стоит задуматься о его приобретении. Это может быть кошка, собака или хомячок. Домашнее животное часто выступает в роли заменителя виртуального друга. Кроме того, за ним потребуется ухаживать, выгуливать и кормить. Подобного рода ответственность положительно сказывается на самооценке ребенка, делает его более самостоятельным и одновременно с этим ответственным.
Источник