Синдром каина что это такое

Синдром каина что это такое thumbnail

Стр. «172—176»

Валерия Флай

Синдром Каина

Любовь не завидует.

1 Кор. 13:4

Я знаю высокомерие твое и дурное сердце Твое.

1 Цар. 17:28

Я считаю нужным ввести понятие «синдром» в контексте психологии личности.

Синдром – от греческого – соединение многих, стечение. Понятие «синдром» со временем стало понятием медицинским, в частности психиатрическим. «Синдром» в медицине – сочетание признаков болезни, обусловленных единым механизмом развития заболевания.

Я позволю себе воспользоваться словом «синдром в значениях, заимствованных от древних греков, для обозначения тех негативных образований личности, которые неизбежно повторяются в индивидуальном развитии человека. Когда мы говорим о развитии, то почему-то обычно имеем в виду позитивные достижения. Однако в самом социальном развитии неизбежно присутствуют и негативные образования: зависть, циничная насмешка, предательство и др.

Сколь ни уникален каждый человек, но его позитивные и негативные свойства являются не единственно ему присущими. Свойства, которые мы находим у отдельного человека, присущи и другим. Типичные свойства получают знаковые, словесные обозначения – они входят в словарь родного языка и поэтому прочитываются в пределах сообщества – носителя этих знаков.

В межличностном общении каждый прочитывает каждого через восприятие и обозначение словами наблюдаемых особенностей.

Негативные свойства личности, которые неизбежно возникают в контексте индивидуального развития в условиях традиционных ценностных ожиданий общества, я полагаю правильным называть понятием «синдром» с отнесением этого понятия к той значимой мифологической, исторической или литературной персоне, которая пользуется широкой известностью. Здесь главное угадать, кто из далекого прошлого продолжает жить и сегодня в качестве притчи во языцех* – в качестве персоны, которая, растеряв в истории другие свои свойства, сохраняет некое негативное, общественно порицаемое качество, приклеившееся навсегда к его собственному имени.

По существу конкретное имя, соединенное с синдромом, становится универсальной социально-психологической стигмой, отнесенной к конкретному лицу.

Безусловным психологически значимым синдромом, который из века в век терзает человечество, является зависть . О зависти говорится в Писании. О зависти размышляли философы.

Еще Аристотель среди страстей назвал влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь (philia), ненависть, тоску, зависть – вообще все, чему сопутствует страдание. Зависть он называл злобной. Он полагал, что в душе находятся «движения чувств, предрасположенности и состояния. Движения чувств – это гнев, страх, ненависть, вожделение, зависть…». Зависть заслуживает порицания.

Френсис Бэкон в XVI веке писал о зависти, которая есть страсть, околдовывающая человека . Недаром Писание говорит о дурном глазе. Ф. Бэкон полагал, что зависть проявляется в неком излучении. Завистливый глаз всего опаснее. Зависть разрушает: когда завистливый глаз созерцает свой предмет в час его торжества, зависть от этого обостряется; к тому же в эти часы дух счастливца более всего устремляется наружу, становится, таким образом, более уязвимым.

Кто более всего склонен к зависти?

Френсис Бэкон был убежден, что это человек, лишенный достоинства. Этот человек неизменно завидует достоинствам других, «ибо душа человеческая питается либо собственным благом, либо чужим несчастьем; кому не хватает первого, тот будет упиваться вторым; кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию». Завистник дивится на чужое счастье.

Зависть – зевака. Как писал Плавт: «Ведь каждый любопытный зложелателен».

Френсис Бэкон не сомневался в том, что неизменно завистливы те, кто из прихоти и тщеславия желает преуспеть во всем сразу. У них всегда найдется кому позавидовать…

Неудовольствие

Бенедикт Спиноза вслед за Френсисом Бэконом уже в XVII веке размышлял о зависти. Он также считал, что зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот – находит удовольствие в чужом несчастье.

Читать текст статьи далее

Источник

Автор: st13x zzz

Жалобы на несовершенный механизv демократии, стремление избежать социальных потрясений и катаклизмов — это появилось в Европе далеко не вчера. Глупо даже думать, что природа и суть человека изменились со времён Адама и Евы. Человеческая душа требует удовлетворения самых разных потребностей. Сюда входят и любовь, и дружба, и тяга к уюту со стабильностью, и признание другими людьми этого человека, и стремление к новизне, и обязательность какого-то действия.

Материальные нужды также востребованы. И не всегда человек даже сам знает, что на самом деле он хочет. Так же не всегда известна безопасность того, что он хочет.

Вот тут уже играют роль способность использовать разум и нежелание потерять себя. Далеко не все люди прибегают к этим качествам.

Снова вернёмся во времена Адама и Евы. Живут несколько десятков человек, ну пусть сотня. Никакой войны, никаких денег, политических выборов, дворцов и яхт. Но Каин убил Авеля. Да, и никакой пропаганды! Учитывая непрерывную повторяемость подобных событий, надо признать глубинные истоки поведения очередного “Каина”.

Можно выделить некоторые черты в таких людях. Их душевные потребности имеют перерождённый характер.

1) Вознесение себя (возвышение) на безальтернативной основе.

2) Недопущение даже мысли о собственной неправоте или ошибке.

3) Упущение из виду любых факторов, что могли бы поставить под сомнение собственные желания.

4) Ожидание всего и сразу.

5) Неверие в собственные силы или дружеское расположение других.

Эти перечисленные качества повреждённой души (кем — это уже другой вопрос) обеспечивают некий механизм, который в зависимости от своей реализации (люди-то все разные) трансформирует так сказать, естественные движения души в извращённые.

Мир разнообразен и непрост. Поэтому очень многое в человеке перемешано. Недопустимо думать, что человек от маленького ребёнка до взрослого растёт как дерево — сам по себе, ты только поливай его удобрениями. Его душа активна, ищет подобие себе, ищет подтверждение своим мыслям и желаниям. Невероятно сложный процесс. И при одном и том же воспитании могут вырасти разные по морали люди. Это мы и наблюдаем в истории.

Великая Французская Революция. Начали с безобидной королевской семьи, прошли через нашествие варваров в античный Рим, заглянули в Северную Корею, побывали в весёлой Латинской Америке, и закончили настоящим военным императором. Грохнули кучу народа у себя в стране. Это точно то, что они хотели? Шведы же обошлись без такого “счастья”. Реформы, знаете ли — это совсем другое…

А кто виноват, кто ответит за невинно убиенных? А это из группы фанатов Каина. Вот им всё нравилось, они оторвались по полной. И неважно, какие слова призваны для маскировки сего простого факта. Главное, что дела те же, что у Каина и так далее.

Однако разнообразие в фанатских рядах велико. Есть и отъявленные злодеи, есть и мелкоуголовная публика, есть и горячо (или не очень) сочувствующие делу Каина и К°. Последние как раз самые незаметные в обычное время. Но они всегда распознают “своего”, просто нутром чуют.

Читайте также:  Синдром туретта новые методы лечения

Пропаганда — то такое, нормальных людей ранит, как пуля, как серная кислота, как ржавчина. Но то рана и её оценивают люди как рану, хотя и не знают, что делать для лечения вот прямо сейчас. А вот фанаты Каина, даже те, что на зрительских местах — лечению не поддаются.

Надо почаще вспоминать, как в красивой, культурной, не голодной Франции революция так невинно и спокойно началась. Ага, и потом кровищи немеряно, грабёж и произвол. Хороший урок. А слова тогда вполне красивые говорились.

Не зря в США оружие нормальные люди ценят и уважают. Не зря такое законодательство по самозащите. В Европе же оказалось сформировано целое сообщество людей с душевными качествами, достойными фанатов Каина. В Украине, после СССР — да их половина, если не больше.

Перевоспитать — нереально, а защититься от них , пока не поздно — да, нужно. На всякий случай: их трансформированная душа, вне зависимости от IQ, использует факты и логику для своих хотелок.

Автор: st13x zzz

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Источник

Каждому знакома история Каина и Авеля- первых сыновей Адама и Евы. Но не каждый знает, что произошло с Каином после убийства Авеля.

Напомним сюжет.

После того как жертва Каина была отвергнута Богом, тот решил убить брата. Позвав Авеля в поле, он совершил задуманное. Так впервые в истории человечества было совершено убийство.

Когда Бог спросил Каина “Где Авель, брат твой?”

“Не знаю; разве я сторож брату моему?” ответил убийца.

“И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.”

Бытие 4 10-12

Убийство Авеля. Гюстав Доре.

Таким образом Бог проклял не только братоубийцу, но и землю под ногами его, дающую ему плоды.

Каин впал в отчаяние.

“И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.”

Бытие 4 13-15

Предание говорит о том, что грех братоубийства отразился не только на душе Каина, но и на его внешности. Черты лица его исказились, а проклятие наложенное на него мог видеть каждый человек или зверь. Так в истории появилась каинова печать.

Именем Каина нарекут целую ветвь в истории человечества, развитие которой впоследствии приведет к всемирному потопу и уничтожению человечества.

Какие же заслуги Каина привели к столь печальному итогу?

После проклятия Каин уходит на Восток и селится там со своей женой. Там у него рождается сын Енох.

Каин создает первый город и называет его именем своего сына Еноха.

Таким образом, он и его потомки , по сути, явились родоначальниками прогресса. Но прогресс оказался машиной, перемалывающей своих создателей.

Поколение Каина. гравюра 19 века.

Шестой потомок Каина, Ламех, первый в истории человечества взял двух жен и стал основателем многоженства — явления, которое противоречило изначальной заповеди Бога:

“Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.”

Бытие 2, 24

Сыновья Ламеха стали изобретателями ремесел и искусств.

Иавал изобрел палатки и первым начал кочевую жизнь.

Иувал изобрел гусли и свирель.

Тувал-Каин создал металлические инструменты и оружие.

Изображение Тувал-Каина. гравюра 19 века.

Сестра Тувал-Каина Ноема стала создательницей звуков и песен.

Казалось бы, все это пошло на благо человечеству, но почему же каиниты и их наследие являются символом проклятия для человечества?

Каиниты стали символом насилия человека над природой и другими людьми.

Их задача брать свое любыми способами и брать не только для того. чтобы прожить, но сверх всякой меры.

Они стали символом самонадеянности и высокомерия.

Когда Ламех увидел творения рук своих сыновей, то обратился к женам с такой речью:

“И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;

если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.”

Бытие 4 23-24

Таким образом Ламех окончательно отходит от простых законов данных Богом Адаму и решает, что теперь оружие даст ему все, что он захочет.

С тех пор города стали символом греха и порока. Они стали язвой на теле земли, а история человечества превратилась в историю насилия и бесконечных войн.

Что же до Каина, то предание не сохранило сведений о нем.

Не известно погиб ли он во время потопа или остался бродить по земле и ждать избавления до времен Страшного Суда.

Спасибо за внимание!

Источник

Синдром Каина

Синдром КаинаРазмышляя о левой опасности в государстве нашем (что, гипербола? Ну уж нет!) я не раз пыталась определить, чем же отличаются эти мои соплеменники, с позволения сказать, либералы, от остальных граждан, какое главное свойство объединяет их. Ведь чувство справедливости, сострадания, равенства, братства и так далее не такие уж плохие качества, если бы в случае, а точнее в случаях, о которых повели мы речь, не оборачивались они черным злом против своих же собратьев, превращаясь в несправедливость, жестокость и т.д. и т.п.
Сейчас, когда над Израилем дамокловым мечом нависла снова — и очень тревожусь, что уже неотвратимо, — безумная идея создания «двух государств для двух народов», то есть создания на крохотном участке земли, принадлежащем по всем законам еврейскому народу, еще одного арабского государства, не могу отделаться от мысли, что в этом злодейском умысле, затеянном вроде бы с благородными целями, крупно замешаны наши леваки. Я уж не беру в качестве примеров такие явные отклонения, как целование рава Фридмана с экс- президентом Ирана Ахмади­нед­жадом, запечатленное на многих фотографиях. Он уже свое получил: израильские раввины, встретив его на одной из европейских улиц, отметелили так, что мать родная, и та бы не узнала. Я не упоминаю злобного придурка, недавно вычисленного нашими спецслужбами, — молодого религиозного еврея, который должен бы молиться, по своей идеологической ориентации, Б-гу, а не Дьяволу, а вот добивался связи с иранскими властями, затем чтобы, по его заявлению, открыть им какие-то израильские оборонные секреты. Зачем упоминать этих и подобных им больных на всю голову?
Перед глазами опять эпизод, который сыграл, по моему мнению, роковую роль в провозглашении доктрины «двух государств». И участники его не эти и подобные им патологические субъекты, а дипломированные, образованные и даже лауреаты каких-то там премий представители левого израильского истеблишмента. Не эта ли манифестация, устроенная оными господами (Шуламит Алони, Миха Ульман, Иегуда Бауэр, Давид Арэль, Давид Тартаковер, Габи Соломон и иже с ними) в центре Тель-Авива на бульваре Ротшильда, напротив Дома независимости, не она ли аукается сейчас в виде навязывания нам Америкой и Евросоюзом насильственных мер по ущемлению прав еврейского народа? Ведь на высоко поднятых над головами этих евреев транспарантах провозглашалось создание Палестинского государства не где-нибудь, как у нас говорили, за бугром, а тут, на еврейской земле. И особый цинизм этой акции заключался как раз-таки в том, что шабаш сей был затеян рядом с местом, где 14 мая 1948 года Бен Гурион, объявив о рождении Государства Израиль, зачитал Декларацию независимости Израиля.
Сейчас, когда с новой силой встали роковые вопросы о границах 67 года, о территориальных и прочих уступках, которые нельзя бы даже называть вслух, настолько они нерелевантны, чудовищно активизировались левые силы, начиная с ангажированных СМИ (газета «­Гаарец», представившая завышенные цифры якобы поддерживающих эти уступки и создание двух государств), включая многих министров, представителей левого истеблишмента, вплоть до верноподданически настроенной полиции, прислужницы этого истеблишмента, не пускающей евреев на Храмовую гору даже в отведенные им специально для этого дни…
И кто бы еще совсем недавно мог подумать, что потерпевший фиаско лидер обан­кротившейся партии «Кадима» Ципи Ливни, судорожно сотворившая на обломках этой партии новое нечто под названием «Тнуа», набравшее с трудом два мандата, что эта самая Ципи вознесется на гребне политических передряг так высоко, что станет во главе переговорного процесса по созданию «двух государств для двух народов» и будет из кожи вон лезть, чтобы таки осуществить злодейский замысел ради собственного престижа?
А все отчего? Как помните, Биби никак не удавалось сколотить коалицию и одержать полную победу на выборах, и он пообещал ей кучу престижных постов ради этих двух ее мандатов (в той карьерной битве годилась даже такая мелочь). И вот теперь от Биби и Ципи, двух (один — полулевый, другая — левая) интересантов, зависит судьба моих детей.
It is all. Это все.

Читайте также:  Анализ на синдром мартина белла цена

P.S.
Конечно же, от души желаем быстрейшего выздоровления после перенесенной операции нашему премьер-министру, которого мы все же любим, которому доверяем, хоть с чем-то и не согласны. Все понимают — нелегко руководить такой страной, как наша, да и в такой, мягко говоря, нестабильной обстановке.

EM_1064.inddНовая книга
В хайфском издательстве вышла новая книга Евгении Гай «Горячая точка. Израильские монологи» — 200 страниц избранной публицистики с иллюстрациями. Стоимость книги вместе с пересылкой — 25 долларов. В подарок — книга лирики автора «Ал таазви оти» — «Не покидай меня», изданная в иерусалимском издательстве «Тарбут». Обе книги на русском языке.
Телефон для связи:
4-8-555-034.

Оцените пост

Загрузка…

Поделиться

Источник

Довольно известный канадский либеральный критик национализма М. Игнатьефф вообще считает групповые идентичности ос
новным источником интолерантности в обществе. Дело в том, что идентичности формируются на основе «отталкивания» от «иного», и чем ближе это самое «иное», тем сильнее интолерантность, тем конфликтнее отношения, тем враждебнее настроена одна группа по отношению к другой. В самом деле, вовсе «не те общие элементы, которые объединяют людей друг с другом, определяют их восприятие своей идентичности, но именно те маргинальные «меньшие» различия, которые их разделяют»[29]. Иными словами, процесс формирования идентичности прямо противоположен процессу формирования толерантности. Действительно, в первом случае мы имеем сосредоточение на различиях — в культуре, мнении, поведении, тогда как во втором речь идет о временном забвении различий и сосредоточении на уважении другого человека как «равного» субъекту толерантности.
Опираясь на психоанализ Фрейда, Игнатьефф именует тенденцию подчеркивать различия при формировании идентичностей «нарциссизмом меньших различий» и даже «синдромом Каина и Авеля»[30]. Суть этого «синдрома» состоит в очень естественном, хотя, на первый взгляд, и парадоксальном факте, — что «интолерантность между братьями зачастую сильнее, нежели интолерантность между чужими»[31]. Вся естественность его становится очевидна из следующего соображения: если идентичности формируются через отталкивание от другого, то уж, конечно, от «ближайшего другого», а не от того, что отстоит от той или иной идентичности слишком далеко. Украинцы, например, определяют свою идентичность вовсе не по отношению к африканским пигмеям или бушменам, но именно по отношению к ближайшим к ним русским или белорусам. Этот простейший фундаментальный факт отталкивания от «ближайшего другого» при формировании идентичности и оказывается, по мысли канадского теоретика, одной из главных причин интолерантности.
Здесь настало, наконец, время немного прояснить терминологию. Дело в том, что само понятие идентичности несет в себе некую семантическую двойственность. С одной стороны, идентичность (лат. idem) тождественность, равенство чего-то самому себе. Если это равенство утрачивается, нечто перестает существовать как таковое: напри
мер, утративший идентичность индивид теряет свою личность. С другой стороны, поскольку во внутреннем мире человека все находится в постоянном изменении, эта самотождественность вовсе не есть что-то с легкостью устанавливаемое, самоочевидное. Это равенство индивида самому себе оказывается, в таком случае, не формально-логическим равенством типа Я = Я, но, скорее, равенством себе в противоположность неравенству по отношению к другому, самотожде- ственностью через нетождественность иному. Иными словами, в мире индивидуального человека Я = Я не столько потому, что это самое «Я» неизменно, сколько потому, что это «Я» не равно всем другим «не-Я». А это означает, что человек формирует и понимает свое «Я» только отличая себя от того, что этим «Я» не является. Утрата такого различения, значит, чревата утратой себя самого. Эта сложная диалектика «Я» и «другого» неплохо выражается в понятии «самости» (лат. ipse). Итак, идентичность, это и самотождественность (в противоположность неравенству себе), и самость (в противоположность «иному», «другому» или «чуждому»). П. Рикер очень хорошо показывает, что такая семантическая двойственность идентичности означает крайнюю сложность временных ее характеристик: «сообразно латинским словам «idem» и «ipse» здесь накладываются друг на друга два разных значения. Согласно первому из них, «idem», «идентичный!» — это синоним «в высшей степени сходного», «аналогичного». «Тот же самый», или «один и тот же», заключает в себе некую форму неизменности во времени. Их противоположностью являются слова «различный», «изменяющийся»». Во втором значении, в смысле «ipse», термин «идентичный» связан с понятием «самости», «себя самого». Индивид тождественен себе самому. Противоположностью здесь могут служить слова «другой», «иной». Это второе значение заключает в себе лишь определение непрерывности, устойчивости, постоянства во времени, как говорил Кант»[32]. Для теории групповых идентичностей такая временная двойственность этого понятия является принципиально важной, позволяя понять, каким образом идентичности могут формироваться, изменяться (порой очень существенно), оставаясь при этом теми же самыми идентичностями. Для наших целей, однако, более важен другой момент — идентичность как тождество в человеческом мире возможна лишь на основе идентичности как самости, которая формируется, как было показано, на основе от
талкивания от «ближайшего другого» (в конце концов, ведь omnis determinatio est negatio), а потому противоположна толерантности, формирующейся через «забвение» инаковости «другого».
Идентичность, однако, многосоставна. В самом общем виде можно выделить родовую (человек в его отличии от животных и неживой природы), групповую (этническую, гендерную, гражданскую, государственную и пр.) и индивидуальную («я» в отличие от всех других) идентичности. Понятно, что в конечном итоге все эти идентичности существуют в составе индивидуальной «самости» и через нее. Однако, доля этих идентичностей в «самости» индивида может быть разной: я могу определять себя прежде всего как человека (что, конечно, бывает крайне редко), как шиита или православного христианина, или же как такую-то и такую-то личность. Каждая из этих идентичностей подразумевает свое собственное «другое», от которого происходит «отталкивание» в процессе ее формирования, свое собственное различение. Игнатьефф, следом за Фрейдом, однако, полагает, что эти различия могут быть «меньшими» (т. е. объективно незначительными и лишь искусственно усиливаемыми «нарциссизмом меньших различий») и «большими» (т. е. объективно значимыми).
С одной стороны, он полагает в духе гуманистически-либеральной толерантности, что вообще все различия между людьми могут считаться «меньшими». А именно, «в свете субстанциальных элементов, которые объединяют людей друг с другом, можно сказать, что все различия людей являются меньшими, или, точнее, бледнеют в своей значимости по сравнению с теми элементами, которые являются для нас общими»[33]. Иными словами, и групповая, и индивидуальная идентичности, в конечном счете, признаются здесь искусственными. При контактах с другими людьми предлагается обращать внимание не на «меньшие» незначительные различия между нами, но на ту общую человеческую природу, которая является в нас единственно важной. По сути, такой подход выражает установку классической либеральной толерантности. Дело за малым — чтобы обращать внимание на единство человеческой природы, нужно быть, по меньшей мере, уверенным в том, что она существует. Иными словами, в основе такого подхода лежит весьма сильное, «нагруженное» метафизическое допущение реальности человеческой природы. Понятно, что эссенциализм и философский реализм такой теории вполне соответствуют духу либеральной толерантности.

Читайте также:  Синдром корнелии де ланге обучение

В самом деле, если в толерантном отношении значима лишь принадлежность к роду человеческому («права человека», например), то, конечно, именно этот род должен полагаться существенным, большим, rem realiorem, тогда как все индивидуальные различия попросту акци- денциальны.
Конечно, современный либерализм не может всерьез основывать свою теорию на столь «нагруженной» метафизической предпосылке реализма почти платоновского толка. Поэтому, от крайнего реализма Игнатьефф сразу же переходит к крайнему же номинализму, признающему реальность одних лишь индивидов. Действительно, «можно доказать, на самом деле, что значимы лишь различия между индивидами внутри группы, а не между самими группами»[34]. «Научное» доказательство этому факту канадский исследователь видит, например, в генетических исследованиях, показывающих, что различное распределение способностей между индивидами в самом деле имеет место, тогда как подобных различий между группами вовсе не наблюдается. Современность, конечно, склонна к номинализму более, чем к платоническому реализму, а потому такой аргумент, отрицающий значение любых групповых идентичностей, может показаться современному человеку более приемлемым.
И все же, во втором случае, как и в первом, есть свои, не проговоренные автором, предпосылки, основания которых весьма спорны и даже более чем просто сомнительны. Странно, к примеру, само противопоставление «больших» и «меньших» различий. На каком основании одни различия считаются «большими», а другие — «меньшими»? Где та линейка, которой вообще можно измерить различие? Ответ реализма, утверждающий акциденциальность любых различий с этой точки зрения более логичен, но неприемлем, поскольку основан на утверждении абсолютной реальности общего. Признание же индивидуальных различий «большими», а групповых — «меньшими» обосновывается весьма сомнительным аргументом большей значимости природно-биологических аспектов идентичности по сравнению с элементами социокультурными. По сути, Игнатьефф утверждает, что групповые различия являются «меньшими» именно потому, что они «искусственны», т. е. неприродны, а значит социокультурны. Индивидуальные же различия в гораздо большей степени обусловлены биологией (наследственностью, например), поэтому они и являются «большими». Сомнительность подобного разделения очевидна,
поскольку оно противоречит простейшим фактам — в конце концов социо-культурные различия в обществе зачастую гораздо важнее природных, и не потому, что они поддерживаются неким нарцисси- ческим комплексом, а просто потому, что сама социальность базируется на внеприродных основаниях. К примеру, различия между инвалидом и здоровым человеком («природные» различия) в современном мире вполне могут быть менее значимы, чем различия между социальными группами. Объявлять все групповые различия искусственным изобретением, выдумкой — это, в сущности, все равно, что назвать выдумкой и искусственным изобретением само общество.
Вряд ли, конечно, Игнатьефф этого не понимает. Пафос его теории, однако, состоит в том, что коль скоро процессы формирования и сохранения групповой идентичности и развития толерантных отношений прямо противоположны друг другу, «хорошей» политикой будет направленное ослабление групповых идентичностей за счет их «индивидуализации». Толерантное общество для него — это мир атомарных индивидов, признающих право друг друга вести тот образ жизни, который им представляется наилучшим. Общество же групповых различий конфликтогенно, а потому взрывоопасно. Вряд ли, конечно, выделение «больших» и «меньших» различий является наилучшим способом обоснования такой теории. Здесь, однако, важна сама идея — верно ли, что всякая групповая (этническая, гендерная, религиозная, расовая и пр.) идентичность опасна для толерантности, и правда ли, что единственным выходом из положения является индивидуализация общества? Игнатьефф утверждает, что это именно так: «насколько индивиды могут научиться самостоятельно думать, стать истинными индивидами, они могут освободить себя, один за другим, от смертельной динамики нарциссизма меньших разли-
чий»[35].

Еще по теме Идентичность и синдром Каина:

  1. Галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского — Клерамбо)
  2. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОТКРЫТЫЙ ПРОЕКТ: СОХРАНЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРИУМНОЖЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ КУЛЬТУРНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
  3. Глава 9. Деперсонализация- синдром психической анестезии
  4. Деперсонализационный синдром
  5. Галлюцинаторный синдром
  6. Обсессивный синдром
  7. Паранойяльный синдром
  8. Парафренный синдром
  9. Понятие «клинико-психологический синдром»
  10. Психопатологические синдромы. Астенический синдром
  11. Синдром психосенсорных расстройств
  12. Катынский синдром
  13. Кататонический синдром
  14. Синдром раздраженной толстой кишки
  15. 4. СПИД
    (синдром приобретенного иммунодефицита)

Источник