Синдром это в психологии и педагогике
Приглашаем посетить сайт
СИНДРОМ
СИНДРОМ — 1. кластер или группа симптомов, возникающих обычно вместе, одновременно и рассматриваемых в качестве индикаторов определённого заболевания или расстройства. Термин чаще используется в этом элементарном значении; 2. в отечественной психопатологии — группа симптомов, имеющих обший механизм развития, определённую конфигурацию, динамику развития и возникающих в одно и то же время, на определённом этапе развития заболевания (Schule, 1880; Jackson, 1884; Корсаков, 1901; Щербак, 1901; Снежневский, 1960; Давыдовский, 1962; и др.). Любой психопатологический синдром, как принято считать, свидетельствует о глубине и тяжести повреждения нейропсихологических структур головного мозга. А.В.Снежневский (1983) указывает, что каждому психическому заболеванию свойственен определённый круг синдромов, возникающих или сменяющих друг друга в закономерной последовательности (начиная от синдромов относительно неглубокого поражения по направлению к синдромам всё более глубокого поражения). При этом психический статус пациента на каждом отрезке времени характеризует один, доминирующий синдром, включающий также ранее возникшие симптомы и некоторые симптомы развивающегося будущего синдрома, которые как бы показывают наиболее вероятное направление течения болезненного процесса или, точнее, симптомообразования. Наибольший диапазон психопатологических синдромов свойственен экзогенно-органическим психическим расстройствам. Нередко данный термин применяют для обозначения относительно статичных болезненных состояний, например, симптомокомплексов наследственной патологии (в частности, синдрома Дауна). Достаточно часто термин используется в метафорическом смысле. Например, термином синдром опустевшего гнезда обозначают психологическое состояние родителей, дети которых выросли и ведут самостоятельный образ жизни. Различают продуктивные психопатологические синдромы и дефицитарные психопатологические синдромы. В большинстве случаев, повидимому, эти синдромы находятся в отношениях единства, представляя как бы разные стороны одного болезненного явления. 1. Продуктивные психопатологические синдромы рассматриваются как возникающие вследствие неконтролируемого возбуждения гипотетических исполнительных нейропсихологических структур и обычно указывающие на активно текущий, прогрессирующий болезненный процесс. Например, это депрессивный синдром, галлюцинаторно-параноидный синдром. 2. Дефицитарные психопатологические синдромы развиваются вследствие временного угасания активности или разрушения иерархически более высоко расположенных нейропсихологических структур, вовлечённых в болезненный процесс. Не обязательно, чтобы при появлении дефицитарной симптоматики всегда возникали продуктивные психопатологические симптомы. Например, простая форма шизофрении может протекать без того, чтобы возникали бред или галлюцинации. Дефицитарные психопатологические синдрому, как указывают некоторые исследователи, имеют большее диагностическое значение, нежели продуктивные синдромы. Дефицитарные синдромы, в свою очередь, могут быть разграничены на 3. процессуальные дефицитарные психопатологические синдромы (например, апатия и абулия при простой форме шизофрении, утрата целенаправленности мышления), которые до определённой степени могут быть обратимыми, и 4. дефицитарные синдромы психического дефекта, выявляемые по окончании болезненного процесса (например, слабоумие, апато-абулический дефект) и являющиеся необратимыми, но которые могут быть в той или иной мере компенсируемыми. В концептуальном плане синдромология пока ещё лишена фундаментальной теории, это, вероятно, дело отдалённого будущего. Общепринятой классификации психопатологических синдромов в настоящее время не существует.
* * *
— сочетание признаков, симптомов и наклонностей человека, проявляющихся вместе и предопределяющих его мышление и поведение.
Синдром не относится к какому-то конкретному заболеванию. Он может включать в себя как патологические, так и нормальные проявления, свидетельствующие об общей тенденции физического и психического развития личности.
В плане расстройства психической деятельности выделяют различные патологические синдромы: астенический, характеризующийся эмоционально-гиперстенической слабостью, повышенной утомляемостью, чувствительностью; депрессивный, связанный с подавленным настроением, моторной заторможенностью, чувством безысходности; депрессивно-параноидный, отличающийся сочетанием депрессии и бреда преследования или осуждения; маниакальный, выраженный в повышенном настроении и чрезмерном стремлении к деятельности; обсессивный, отличающийся наличием навязчивых мыслей и действий, воспоминаний и влечений, страхов и опасений; ипохондрический, проявляющийся в повышенной озабоченности своим здоровьем; истерический, сопровождающийся истерическими припадками, помрачением сознания, параличами, и другие.
Американский психоаналитик Э. Фромм (1900-1980) выделил два типа синдрома — «синдром распада» и «синдром роста». Рассматривая специфику этих типов синдрома в книге «Душа человека» (1964), он вычленил их составляющие. Синдром распада характеризуется крайней регрессией к ориентированию на архаические формы некрофилии, нарциссизма и инцестуозного симбиоза, которые тесно переплетаются между собой. Синдром роста связан с противоположными установками, то есть биофилией, любовью и независимостью (свободой), которые также переплетаются друг с другом. С точки зрения Э. Фромма, синдром распада ведет к патологическому разрушению человека и свидетельствует об уровне его регрессии, в то время как синдром роста — к нормальному развитию личности, свидетельствующему об уровне его прогрессии.
Наряду с «синдромом распада» и «синдромом роста» Э. Фромм ввел также понятие «синдром отчуждения». В работе «Революция надежды» (1968) он подчеркнул, что «синдром отчуждения» является целостным комплексом, включающим в себя разнообразные симптомы типа скуки, внутренней пассивности, исчезновения личностного человеческого общения, разрыва между мыслью и чувством, умом и сердцем, истиной и страстью.
* * *
— строго формализованное описание закономерного сочетания симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определенными нозологическими формами.
* * *
Син.: Симптомокомплекс. Совокупность симптомов, объединенных единством обусловивших их патогенетических факторов. Иногда этим термином обозначают самостоятельные нозологические формы.
* * *
(от греч. syndrom? — скопление, стечение) — определенное сочетание признаков (симптомов) какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения и развития. Обычно термин «С.» употребляется в патопсихологии, обозначая определенное сочетание признаков болезни. В последнее время появилось его расширенное толкование в связи с характеристикой проявлений свойств нервной системы, сочетаний определенных признаков, выявляющих акцентуированные черты характера и т. д.
© 2000- NIV
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2018;
проверки требуют 13 правок.
Синдро́м (др.-греч. συνδρομή «стечение, скопление»; от συν- «с-, со-» + δρόμος «бег, движение») — совокупность симптомов с общими этиологией и единым патогенезом.[B: 1][B: 2]
В широком смысле синдром представляет собой комплекс органически связанных между собой признаков, объединённых единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления, не обязательно связанного с патологией (заболеванием).[источник?]
Исторические замечания[править | править код]
Авиценна в «Каноне медицины» (изд. 1025) впервые предложил идею синдрома в диагностике конкретных заболеваний.[B: 3] Концепция медицинского синдрома получила дальнейшее развитие в 17 веке Томасом Сиденхамом.[B: 4]
Использование в медицине[править | править код]
В медицине и клинической (медицинской) психологии cовокупность симптомов, объединенных единым патогенезом, называется синдромом; иногда
этим термином обозначают самостоятельные нозологические единицы или стадии (формы) какой-либо болезни.[1] Многие синдромы называются именами учёных, впервые их описавших: синдром Дауна, синдром Туретта и так далее[2].
Характерной чертой синдрома является то, что он может быть следствием влияния на организм разных патогенных причин. Организм часто однозначно реагирует на различные «вредности», отвечает ограниченным числом общих типовых реакций (например, воспалением).
Один и тот же синдром может наблюдаться при разных заболеваниях; и вместе с тем одно и то же
заболевание (в разных стадиях и клинических формах) может проявляться различными синдромами. Таким образом, разница между болезнью и синдромом соответствует различию между сущностью и явлением. Синдромы проявляются и изменяются в зависимости от развития и стадии болезни, они могут возникать под влиянием различных причин и в первую очередь отражать особенности реакции организма. После установления синдрома врач должен определить причину и условия возникновения наблюдаемых функциональных и органических нарушений в организме больного. [1]
Различают простые и сложные, или большие, синдромы. Большой синдром представляет сочетание симптомов, патогенетически связанных между собой и охватывающих весь организм. Например, при диффузных заболеваниях почек различают большие синдромы — азотемический, хлоруремический и гипертензивный.[1]
Различают два вида синдромов — анатомические и функциональные.[1]
Сочетания физических симптомов или признаков, которые соответствуют структурным изменениям органов, называют анатомическим синдромом.
Например, притупление перкуторного звука в области лёгкого, бронхиальное дыхание, усиление голосового дрожания, бронхофонии составляют анатомический синдром инфильтрации легочной ткани.[1]
Сочетание функциональных симптомов дает физиологический, или функциональный, синдром.
Например, уменьшение щелочного резерва крови, увеличение содержания аммиака в моче, снижение парциального напряжения углекислого газа (PaCO2) в альвеолярном воздухе составляет функциональный синдром негазового ацидоза. [1]
При обнаружении синдромов переходят от констатации симптомов к установлению более глубоких связей и причинных зависимостей между ними у данного больного. На основании отдельных симптомов и синдромов врач делает первый вывод об анатомическом и функциональном состоянии органов. Переходя от симптомов к синдрому, врач отбирает одни диагностические предположения и исключает другие.
На профессиональном медицинском языке, синдром касается только набора обнаруженных характеристик.[источник?] Специфическая болезнь, условие, или непорядок, возможно, идентифицируется как основная причина.[источник?] Как только физическая причина была идентифицирована, слово «синдром» иногда остаётся в имени болезни.
Использование в психологии[править | править код]
В общей психологии, психологии личности, психологии труда, социальной психологии (и социологии) понятие синдрома используется ещё в более широком смысле — для характеристики совокупности психических свойств и их проявлений, сочетаний их определённых признаков. Л. С. Выготский выдвинул идею, согласно которой в психологии, как и в медицине, для описания особенностей психики ребёнка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу — синдром. Понятие «личностные синдромы» использует А. Маслоу при изучении самоуважения и защищённости личности. Э. Фромм пишет о «синдроме роста». Т. Адорно[A: 1] использует понятие синдрома для описания типов личности, в частности, авторитарная личность. А. Л. Венгер использует[A: 2] понятие синдрома при анализе неблагоприятных вариантов психического развития ребёнка, эмоционального выгорания в профессиональной деятельности; он же предложил[A: 3] общую схему взаимосвязей между симптомами, которая обеспечивает устойчивость синдрома и направление его изменения. Понятие «стокго́льмский синдром» вышло за пределы употребления в психологии и получило широкую известность.
В психологии труда синдромный подход используется при изучении индивидуального профессионализма. Профессионализм человека при этом рассматривается не как совокупность признаков (симптомов), а как более сложную единицу — симтомокомплекс, или синдром, объединяющие эти взаимосвязанные признаки.[B: 5]
Преимущество синдромного подхода (по сравнению со «симтоматическим») здесь определяется тем же, что и в медицине: возможностью формулировать «диагноз» (становление профессионализма, а также развитие его профессиональных деформаций) в терминах, задающих направленность психологической коррекции.[A: 4]
За недавние десятилетия[уточнить] термин был использован и за пределами медицины, для описания схожих явлений.
См. также[править | править код]
Теория диагноза[править | править код]
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Книги
- ↑ Elsevier. Dorland’s Illustrated Medical Dictionary (англ.). — Elsevier.
- ↑ Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней (рус.). — М.: Медицина, 2001. — 592 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-225-04704-1.
- ↑ Lenn Evan Goodman. Islamic Humanism (англ.). — Yale Oxford University Press, 2003. — P. 155. — ISBN 0-19-513580-6.
- ↑ Natelson, Benjamin H. Facing and fighting fatigue: a practical approach (англ.). — New Haven, Conn: Yale University Press, 1998. — P. 30. — ISBN 0-300-07401-8.
- ↑ Дружилов С. А. Психологический синдром профессионализма // Ананьевские чтения: Б. Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии Материалы научно-практич. конф. / Под ред. Л. А. Цветковой, Л. А. Головей. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. — С. 131—133.
- Статьи
- ↑ Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») (рус.) // Социологические исследования : журнал. — 1993. — № 3. — С. 75—85.
- ↑ Венгер А. Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития (рус.) // Культурно историческая психология : журнал. — 2014. — № 1. — С. 20—25.
- ↑ Венгер А. Л. Структура психологического синдрома (рус.) // Вопросы психологии : журнал. — 1994. — № 4. — С. 89—92.
- ↑ Дружилов С. А. Профессионализм человека как психологический синдром // Гуманитарные научные исследования. — 2014. — № 8 (36). — С. 65—71.
Источник
Достаточно часто термин используется в метафорическом смысле. Например, термином синдром опустевшего гнезда обозначают психологическое состояние родителей, дети которых выросли и ведут самостоятельный образ жизни. Различают продуктивные психопатологические синдромы и дефицитарные психопатологические синдромы. В большинстве случаев, повидимому, эти синдромы находятся в отношениях единства, представляя как бы разные стороны одного болезненного явления. 1. Продуктивные психопатологические синдромы рассматриваются как возникающие вследствие неконтролируемого возбуждения гипотетических исполнительных нейропсихологических структур и обычно указывающие на активно текущий, прогрессирующий болезненный процесс. Например, это депрессивный синдром, галлюцинаторно-параноидный синдром. 2. Дефицитарные психопатологические синдромы развиваются вследствие временного угасания активности или разрушения иерархически более высоко расположенных нейропсихологических структур, вовлечённых в болезненный процесс. Не обязательно, чтобы при появлении дефицитарной симптоматики всегда возникали продуктивные психопатологические симптомы. Например, простая форма шизофрении может протекать без того, чтобы возникали бред или галлюцинации. Дефицитарные психопатологические синдрому, как указывают некоторые исследователи, имеют большее диагностическое значение, нежели продуктивные синдромы. Дефицитарные синдромы, в свою очередь, могут быть разграничены на 3. процессуальные дефицитарные психопатологические синдромы (например, апатия и абулия при простой форме шизофрении, утрата целенаправленности мышления), которые до определённой степени могут быть обратимыми, и 4. дефицитарные синдромы психического дефекта, выявляемые по окончании болезненного процесса (например, слабоумие, апато-абулический дефект) и являющиеся необратимыми, но которые могут быть в той или иной мере компенсируемыми. В концептуальном плане синдромология пока ещё лишена фундаментальной теории, это, вероятно, дело отдалённого будущего. Общепринятой классификации психопатологических синдромов в настоящее время не существует.
* * *
– сочетание признаков, симптомов и наклонностей человека, проявляющихся вместе и предопределяющих его мышление и поведение.
Синдром не относится к какому-то конкретному заболеванию. Он может включать в себя как патологические, так и нормальные проявления, свидетельствующие об общей тенденции физического и психического развития личности.
В плане расстройства психической деятельности выделяют различные патологические синдромы: астенический, характеризующийся эмоционально-гиперстенической слабостью, повышенной утомляемостью, чувствительностью; депрессивный, связанный с подавленным настроением, моторной заторможенностью, чувством безысходности; депрессивно-параноидный, отличающийся сочетанием депрессии и бреда преследования или осуждения; маниакальный, выраженный в повышенном настроении и чрезмерном стремлении к деятельности; обсессивный, отличающийся наличием навязчивых мыслей и действий, воспоминаний и влечений, страхов и опасений; ипохондрический, проявляющийся в повышенной озабоченности своим здоровьем; истерический, сопровождающийся истерическими припадками, помрачением сознания, параличами, и другие.
Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) выделил два типа синдрома – «синдром распада» и «синдром роста». Рассматривая специфику этих типов синдрома в книге «Душа человека» (1964), он вычленил их составляющие. Синдром распада характеризуется крайней регрессией к ориентированию на архаические формы некрофилии, нарциссизма и инцестуозного симбиоза, которые тесно переплетаются между собой. Синдром роста связан с противоположными установками, то есть биофилией, любовью и независимостью (свободой), которые также переплетаются друг с другом. С точки зрения Э. Фромма, синдром распада ведет к патологическому разрушению человека и свидетельствует об уровне его регрессии, в то время как синдром роста – к нормальному развитию личности, свидетельствующему об уровне его прогрессии.
Наряду с «синдромом распада» и «синдромом роста» Э. Фромм ввел также понятие «синдром отчуждения». В работе «Революция надежды» (1968) он подчеркнул, что «синдром отчуждения» является целостным комплексом, включающим в себя разнообразные симптомы типа скуки, внутренней пассивности, исчезновения личностного человеческого общения, разрыва между мыслью и чувством, умом и сердцем, истиной и страстью.
* * *
— строго формализованное описание закономерного сочетания симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определенными нозологическими формами.
* * *
Син.: Симптомокомплекс. Совокупность симптомов, объединенных единством обусловивших их патогенетических факторов. Иногда этим термином обозначают самостоятельные нозологические формы.
* * *
(от греч. syndrom? – скопление, стечение) – определенное сочетание признаков (симптомов) какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения и развития. Обычно термин «С.» употребляется в патопсихологии, обозначая определенное сочетание признаков болезни. В последнее время появилось его расширенное толкование в связи с характеристикой проявлений свойств нервной системы, сочетаний определенных признаков, выявляющих акцентуированные черты характера и т. д.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
Источник