Синдром эмоционального выгорания в профессии

Синдром эмоционального выгорания в профессии thumbnail

Синдром профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания назвать заболеванием в прямом смысле этого слова нельзя. Это не болезнь, а изменение личностных и психологических характеристик человека под влиянием профессиональных стрессов. Изменение проявляется под воздействием необходимости постоянного общения с людьми и связанного с этим общением расхода эмоциональной энергии. Синдром сказывается в развитии эмоциональной холодности, равнодушия и последующей дегуманизации.

История термина

В медицину термин «синдром профессионального выгорания» (равнозначный термин — синдром эмоционального выгорания), вошел в 1974 году благодаря исследованию американского психиатра Фрейденберга. Его понятие «burnout» переводят как «эмоциональное сгорание», и оно непосредственно связано с профессиональной обстановкой.

Синдром формируется у людей, которые в силу своей профессии постоянно вынуждены контактировать с другими людьми, выслушивать их просьбы, жалобы, требования. Поэтому круг профессий, подверженных развитию эмоционального выгорания, установлен довольно четко:
Эмоциональное выгорание педагогов

  • медработники,
  • врачи,
  • педагоги,
  • психологи и психотерапевты,
  • социальные работники,
  • работники сферы услуг,
  • сотрудники правоохранительных органов.

Вывод прост: чем больше человек вынужден общаться, тем больше он вынужден откликаться на эмоциональное настроение своих собеседников. Такой отклик, будучи регулярным событием, может нанести психологическую травму. Естественной защитой от постоянных травмирующих событий становится притупление и блокировка эмоций. Последствия проявляются в общем состоянии бессилия, равнодушия к окружающим, осознанием своей профессиональной несостоятельности и личностной бесполезности. Конечная стадия – ощущение бесцельности своего существования.

Изучением синдрома эмоционального выгорания после Фрейденберга занимались американские психологи Кристина Маслак и Сьюзан Джексон. На территории бывшего Советского Союза теорией и разработкой практических методик выявления, лечения и профилактики синдрома в разное время занимались В.В. Бойко и Е.П. Ильин.

Факторы, влияющие на формирование синдрома

Эмоциональному выгоранию могут быть подвержены не только вышеперечисленные профессии, просто среди них процент носителей синдрома намного более высок. На эмоциональную деформацию влияет еще некоторый круг факторов. Обычно их делят на три группы:

  1. личностный фактор;
  2. ролевой фактор;
  3. организационный фактор.

Личностный фактор – это показатель склонности личности к острым эмоциональным реагированиям и переживаниям, и как следствие, к формированию отстраненности от переживаний, к холодности. Исследователи отмечают, что портрет такой личности составляют следующие характеристики:

  • Эмоциональная открытость, мягкость , вместе с тем – уязвимость.
  • Способность к острому сопереживанию.
  • Легкая возбудимость, то есть склонность бурно реагировать на чужие идеи, увлекаться ими до фанатизма. Недостаточная самодостаточность и самостоятельность личности.
  • Сильные переживания по поводу своих профессиональных неудач и неурядиц на работе.

Профессиональное выгорание Ролевой фактор – фактор, который формируется распределением на работе ролей и системы ответственности.

  • Ученые установили, что эмоциональному выгоранию больше подвержены те работники, которые несут непосредственную ответственность за свои действия и поступки. Эта ответственность тяготеет над личностью и не дает душевного спокойствия.
  • В ролевой фактор также входит недостаточная слаженность служебных обязанностей и функций. Система конкуренции тоже не способствует эмоциональной стабильности.

Организационный фактор – относится к системе организации труда в коллективе.

  • Если в коллективе нездоровая обстановка, а администрация не только не регулирует взаимоотношения между коллегами, но и навязывает свои принципы, которые сковывают свободное поведение на работе, эмоциональное выгорание сотрудников не заставит себя ждать.
  • Сюда также можно отнести большую занятость, которая несоизмерима с размером оплаты. У сотрудника теряется мотивация в целесообразности своего труда.
  • Профессиональному выгоранию способствует регулярная работа с «трудным» населением: скандальными родителями, неуправляемыми детьми, тяжелобольными пациентами, уголовными элементами и т.д.

СЭВ в среде медработников

Эмоциональное выгорание медицинских работников – это закономерное явление. Формирование синдрома в этой профессиональной среде – только дело времени. Почему? Работа в медицине предусматривает плотное общение с контингентом, требующим повышенного внимания и заботы. Особенно это касается специфических категорий больных: онкобольных, носителей СПИД, инвалидов, пациентов ожоговых и травматических центров, психически больных людей. Профессии медработников, где уровень выгорания довольно высок:

  • медицинские сестры;
  • врачи;
  • психиатры и психотерапевты;
  • сотрудники «тяжелых» отделений.

Необходимость вникать в положение каждого больного приводит к тому, что уже через полтора года стажа работы, медицинская сестра или начинающий врач чувствуют первые симптомы выгорания. После 3 лет признаки выгорания оказываются налицо. Среди них наиболее часто встречаются следующие проявления синдрома:
Синдром профессионального выгорания у медицинских работников

  1. Переутомление вследствие ненормированного рабочего дня и стрессовой обстановки.
  2. Появление сопутствующих заболеваний: головных болей, психозов, расстройства сна, разлады в работе сердца и пищеварительного тракта.
  3. Равнодушное отношение к пациентам, которое постепенно перерастает в откровенно негативное и циничное.
  4. Разочарование в своей профессии и недовольство собственными профессиональными достижениями. Чувство бессмысленности деятельности.
  5. Агрессивность, гневливость, раздраженность к себе и окружающим.

Ученые выяснили, что выгоранию среди медработников более всего подвержены женщины. Их эмоциональная открытость становится их уязвимым местом. Мужчины более отстраненно ведут себя, потому среди них процент носителей синдрома примерно в два раза ниже, чем среди женщин. Медицинские сестры – самый благоприятный контингент для развития эмоционального выгорания. Это связано и со спецификой их работы и профессиональной занятости, и с личностными качествами. Установлено, что в категорию риска попадают медицинские сестры трех личностных типов:

  1. Педанты. Для них характерна исключительная аккуратность, добросовестность, стремление к абсолютному порядку.
  2. Демонстраторы. Медицинские сестры с установкой на постоянное пребывание в центре событий, впереди всех, чтобы постоянно быть на виду.
  3. Чувствительные. Женщины с открытыми эмоциями, сопереживающие, принимающие все происходящее близко к сердцу. Такая чувствительность скоро приводит к саморазрушению.
Читайте также:  Вячеслав немышев синдром корсакова скачать

Для носителей синдрома характерно перенесение всех отрицательных моментов своей профессиональной деятельности на личную жизнь. Статистика показывает, что эта тенденция приводит либо к одиночеству, либо разводам. Особо же страдают семьи, где и муж и жена работают в медицине.

Педагогическая деятельность и эмоциональное выгорание

Синдром эмоционального выгорания у педагогов так же распространен, как и среди медицинских работников. Ситуация, в которой он развивается, несколько иная, хотя рождена той же необходимостью постоянного напряжения в профессиональной деятельности.

Синдром эмоционального выгорания у педагогов Педагог, опять же – в силу своей профессии, — должен ставить перед собой определенные задачи и цели:

  • он — образец, достойный подражания;
  • воспитатель, учитель должен растить умственно и нравственно здоровое поколение;
  • поддерживать свой «идеальный образ» среди учеников и коллег.

Завышенные изначально требования, высокая степень ответственности на работе и расхождение ожидаемого и действительности зачастую приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. Этому явно способствуют не соответствующий нагрузке уровень материального вознаграждения, не всегда ясные и рациональные установки руководства, иногда – очень далекие от дружеских отношения между коллегами и администрацией.

При исследованиях уровня подверженности синдрому среди педагогических работников установлено, что отсутствие эмоционального выгорания характерно только для молодых педагогов с небольшим стажем работы. Дальнейшая работа в этой профессии практически всегда связана с формированием синдрома. Проявляется он в разных стадиях, что зачастую связано и с личностными характеристиками человека, и с неблагополучием в частной жизни, и с возрастом.

1 стадия. Напряжение психологических защит личности. Выражается в легком разочаровании работой, отсутствии остроты переживаний, притуплении эмоциональной реакции.

2 стадия. Резистенция, сопротивление психологических защит. Ученики и окружающая среда начинают откровенно раздражать, появляется утомляемость от постоянно повторяющихся, рутинных событий. Формируется желание эмоционально отстраниться от происходящего, доходящее до настойчивой потребности в тишине и одиночестве. Рабочий стресс педагог нередко продолжает переживать дома: ему хочется, чтобы его никто не трогал, оставил в покое.

3 стадия. Истощение. Сил и психологических ресурсов на сочувствие и сопереживание уже нет. Окружение никаких эмоций, кроме отрицательных, не вызывает. Все это сопровождается целым шлейфом заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.

Эмоциональное выгорание педагогов становится настоящей угрозой для всей системы образования. Естественно, что со временем была разработана система выявления, профилактики и тренингов для борьбы с синдромом.

Методика борьбы с синдромом эмоционального выгорания

Cиндром профессионального выгорания профилактика Изучение синдрома профессионального выгорания преследует цели не только выявления определенного рода неполадок в эмоциональной системе человека, но и поиски разрешения такой проблемы. На первом этапе – тестирование, которое покажет вам, страдаете вы синдромом, или нет. Если ответ положительный, тестирование выявит, на какой стадии эмоционального выгорания человек находится. Первый шаг на пути преодоления синдрома – его признание.

Далее, вы можете попытаться заняться самостоятельным от него избавлением, или обратиться к психологу, который вам поможет. Если выбран первый вариант, и с синдромом решено бороться самостоятельно, то главное, что следует принять во внимание – это мера во всем.

  1. Соблюдение баланса между своим «я» и чужими переживаниями. Не отказываться от сочувствия, но всегда осознавать, что это – вне вашего внутреннего пространства. Соблюдение дистанции – залог вашего психологического здоровья.
  2. Не забывайте и о физическом здоровье. Занятие спортом или утренней зарядкой не только позволит сохранить физическую форму, но и отвлечет от «самокопания». Хорошее настроение в результате окажет очень полезную услугу по преодолению своих проблем.
  3. Нацеленность на лучшее, оптимизм, уверенность в себе и своих возможностях тоже следует взращивать путем тренингов и занятий спортом.
  4. Рационализм. Действуйте, руководствуясь в своих поступках не эмоциями, а логикой. Пытайтесь анализировать последствия своих действий и корректируйте их таким образом.

Эмоциональное выгорание – это не выгорание умственных способностей. Человек – не только эмоции и чувства, это мощный разум. Не забывая, и даже напоминая себе об этом, вы сможете прийти в равновесие с самим собой, сберечь здоровье и способность радоваться жизни.

Хорошая профилактика эмоционального выгорания – это отпуск, возможность отдохнуть и выделить время для занятий, которые вам нравятся: прогулкам, чтению, музыке. Регулирование личного времени и пространства – важный шаг на пути к эмоциональному здоровью.

Источник

Ни для кого не секрет, что качество нашей жизни зависит не только от физического здоровья, но и от психологического. В хорошем настроении человек выполняет возложенные на него обязанности быстро и качественно, а в плохом – делает все медленно, впадает в апатию, снижается производительность труда, и здоровье человека отказывается под угрозой.

Понятие «синдром эмоционального выгорания» было введено в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году. Данный синдром проявляется нарастающим эмоциональным истощением, хронической усталостью и «невыходом» из состояния стресса. Больных беспокоит постоянная усталость, слабость, недомогание, повышенная утомляемость, излишняя озабоченность по поводу выполнения работы и различные страхи.

Читайте также:  Синдром вертебро базилярной недостаточности код по мкб 10

10 признаков эмоционального выгорания

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития, именно поэтому так важно вычислить его как можно раньше.

Психологи выделяют 10 основных признаков эмоционального выгорания:

— истощение, усталость;

— бессонница;

— негативные установки;

— пренебрежение исполнением своих обязанностей;

— увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

— уменьшение аппетита или переедание;

— усиление агрессивности (раздражительность, гнев);

— усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности и апатия);

— чувство вины;

— переживание несправедливости.

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в постоянных переживаниях, ощущении беспомощности, безнадежности. У людей, психически истощенных, довольно быстро формируется полное безразличие к своим обязанностям на работе и дома, появляется негативное отношения к окружающим людям и четкая уверенность в собственной профессиональной несостоятельности. В результате все это приводит к резкому ухудшению качества жизни. Иногда у людей в кризисном состоянии «выгорания» случаются эмоциональные срывы и даже суицидальные побуждения.

Психологи отмечают, что синдром эмоционального выгорания характерен для профессий, требующих большой психологической отдачи, участия и сочувствия, а так же частого общения с людьми.

Кому грозит эмоциональное выгорание?

Жертвой эмоционального выгорания может стать кто угодно, ведь стрессы присутствуют на работе в любой организации. Синдром профессионального выгорания также может проявиться на фоне личных стрессов, но чаще к психологическому опустошению приводит именно профессиональная деятельность.

Больше всего к эмоциональному выгоранию склонны:

— учителя,

— медицинские работники,

— менеджеры,

— торговые агенты,

— социальные работники,

— психологи,

— спасатели,

— сотрудники правоохранительных органов.

В группе риска находятся представители и других профессий, связанных с постоянным общением с большим количеством людей. Также развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряженном ритме.

Кроме этого, большое значение имеет заработная плата, то есть общий материальный достаток человека, который воспринимается как результат профессиональной деятельности. Если размер зарплаты не приносит морального удовлетворения, то человек чувствует бесполезность всех своих усилий, впадает в депрессию и испытывает чувство полной опустошенности. Чаще всего психологи приводят в пример зарплаты медицинских сестер, врачей и учителей – ведь это как раз тот случай, когда заработная плата оказывается несопоставимой с количеством затраченного времени и усилий.

Учиться, расслабляться и дружить с коллегами

Эмоциональное выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Многие работники почти не осознают первые симптомы своего состояния, а вот коллеги склонны замечать изменения в поведении друг друга. Чем раньше будет выявлено эмоциональное выгорание – тем проще с ним справиться. Однако большинство больных обращаются к врачу, когда на лицо четко выраженные психосоматические нарушения и иммунодефицит II или III степени. Такие пациенты требуют серьезных лечебных и реабилитационных мероприятий.

Чтобы предупредить синдром эмоционального выгорания, надо помнить – главной причиной СЭВ является душевное переутомление. Профилактические мероприятия должны быть направлены прежде всего на снятие стресса. Итак, чтобы не довести себя до эмоционального переутомления, надо:

— Учиться. Регулярное обучение способствует формированию профессиональной уверенности в себе;

— Правильно отдыхать. Для представителей психологически опасных профессий важно в свое свободное время переключаться на новый род деятельности, получать новые впечатления и эмоции;

— Улучшить отношения в коллективе. Для любого сотрудника необходимы хорошие отношения с коллегами, ведь с этими людьми он проводит большую часть своего дня. Со стороны администрации для сохранения психологического здоровья своих сотрудников возможно применение различных схем мотивации и поощрений;

— Распределять нагрузку. Чтобы избежать переутомления, стоит заранее расписывать свои дела, четко планировать свой рабочий день и не оставлять работу на последний момент;

— Быть проще – чтобы не «сгореть на работе» психологи советуют учиться максимально проще относиться к конфликтам на работе;

— Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Постарайтесь не сравнивать себя с другими людьми и научиться различать цели по степени их важности и расставлять приоритеты.

Источник

Жизнь надо устраивать до того состояния, пока она не станет устраивать тебя.©

За последние несколько десятилетий наша жизнь сильно изменилась. За это время всё более популярными становятся книги и семинары по снижению стресса, управлению стрессом, по гармонизации жизни. Жизнь в городе и высокая занятость на работе отнимают много времени и сил. Поэтому уже с 70-х годов ХХ века психологи, работающие на предприятиях, начали исследовать работников и определять особенности характера и поведения, влияющие на производительность труда, уровень стресса и показатели здоровья. Похожие исследования проводились в Советском Союзе и за рубежом. Основной целью этих исследований было определение ключевых факторов поддержания хорошего самочувствия, работоспособности и сохранению здоровья городских жителей и работников крупных предприятий в разных сферах экономики. Результаты исследований в разных странах оказались идентичны. Удалось установить, что сфера профессиональных интересов человека определяется в юности, и в дальнейшей жизни люди меняют места работы именно «в своей» сфере. Также вызвала большой интерес психологов и врачей следующая особенность: люди, считающие для себя наиболее привлекательной работу в сфере «человек-человек», с возрастом имеют больше хронических заболеваний и меньшую продолжительность жизни.

Работа в сфере «человек-человек» относится к так называемым «помогающим профессиям». Что же это за профессии, и какие люди их для себя выбирают? Основные «помогальщики» — это психологи, учителя, медицинские и социальные работники, специалисты сферы услуг (продавцы, парикмахеры, таксисты и т.д.). Люди, выбирающие работу с большим количеством общения с другими людьми, чаще испытывают напряжение, находятся в ситуации длительного стресса из-за интенсивного общения и необходимости контролировать себя. От физического и психологического состояния «помогальщика» зависит качество выполнения и результативность работы. Давно известно, что для эффективной работы специалисту помогающей профессии просто необходимо быть именно квалифицированным специалистом. Профессиональные психологи, учителя, врачи и другие специалисты, работающие в другими людьми, опираются на определённые технологии, существующие в профессии. В современном мире врачевание, психологическая помощь и работа учителя не являются искусством, уже несколько десятилетий во всех этих специальностях существуют определённые техники и технологии, гарантирующие получение запланированных результатов. Определённые черты характера, высокая загруженность на работе или токсичные отношения с коллегами у «помогальщиков» приводят к снижению результатов работы и нарастанию раздражительности у специалистов. Изменение характера и поведения стали обозначать термином «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ).

Читайте также:  Почему ребенок может родится с синдромом дауна

Впервые этот синдром был описан американскими учёными в 70-ые годы ХХ века. СЭВ — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. При развитии эмоционального выгорания у специалистов быстро возникает усталость, раздражительность, им с трудом удаётся решать новые задачи и нарастает неудовлетворение от выполнения работы. Это определённый защитный механизм, приводящий специалиста к частичной или полной утрате сочувствия, сопереживания, уважения к другому человеку во время своей профессиональной деятельности. «Выгоревший» специалист большую часть рабочего времени функционирует на минимальном уровне эмоционального включения. Такое состояние позволяет экономить личные психологические ресурсы, но также может приводить к снижению качества работы и увеличению количества ошибок. Также возрастает количество жалоб на работу такого сотрудника.

Также в СЭВ включили снижение самооценки, отрицательное отношение к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам и клиентам. Считалось, что выгорание приводит к состоянию изнеможения и ощущению собственной бесполезности.

И всё же чаще развитию СЭВ способствуют личностные особенности специалиста: высокая эмоциональная подвижность, развитый самоконтроль, способность подавлять отрицательные эмоции, тревожность как черта характера и неумение справляться негативными переживаниями. Существенное влияние на развитие эмоционального выгорания оказывает отсутствие должного материального вознаграждения за работу. Низкая зарплата переживается специалистом как непризнание его труда, бесполезность работы, понижает самооценку и приводит к быстрому возникновению раздражения во время выполнения своих профессиональных обязанностей.

По данным различных исследований, среди специалистов помогающих профессий, СЭВ распространён от 7–8% у молодых специалистов, до 70–85% у психиатров и психотерапевтов с большим стажем работы. Чаще выгорание развивается при длительном контакте с человеком в трудной жизненной ситуации, при объективных обстоятельствах, когда работа «помогальщика» (врача, медицинской сестры, психолога, соцработника и пр.) не может избавить пациента/клиента от страдания. Также низкий социальный статус профессии, например, учителя и медсестры, чаще приводит к выраженному СЭВ у большого количества специалистов. Например, по данным собственных исследований, было установлено, что средний медицинский персонал гораздо чаще чувствовал раздражение к пациентам, и указывал на меньшее удовольствие от работы, чем врачи.

Основные признаки выгоревшего специалиста:

  1. Истощение — чувство перенапряжения и недостаток эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После продолжительного отдыха или отпуска состояние улучшается, однако быстро возвращается при возвращении на обычную работу.
  2. Личная отстранённость — утрачивается интерес к другому человеку (пациенту, клиенту, ученику), перестаёт интересовать профессиональная деятельность.
  3. Ощущение утраты собственной эффективности, снижение профессиональной самооценки, удовлетворённости работой и веры в свои профессиональные возможности.

Профилактика СЭВ

Основным в лечение СЭВ является профилактика! Именно поэтому одновременно с исследованиями эмоционального выгорания была начата работа по разработкам в психологии здоровья и благополучия человека.

Специалистам, работающим в сфере «человек-человек», основное внимание стоит обратить на снижение стрессовых факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Также уделить внимание выравниванию баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением (оплатой труда). Если за свою работу невозможно получать адекватную оплату, то это является серьёзным основанием либо для смены места работы, либо стоит снизить интенсивность нагрузки. Недостаточная финансовая компенсация и нехватка времени и средств для физического восстановления быстро приведут к развитию СЭВ.

Также самому специалисту необходимо уделять внимание психогигиене своей работы и жизни, которая заключается в следующем:

  • Определить краткосрочные и долгосрочные цели собственной профессиональной деятельности, установить собственные критерии эффективности. Стоит учитывать, что наиболее эффективной признана стратегия, когда достижение долгосрочной цели рассматривается не как длительный марафон, а как череда спринтов.
  • Уделять внимание собственному эмоциональному и физическому состоянию, обязательно отдыхать, уходить в отпуск и переключаться с профессиональной деятельности на другие занятия и хобби. По этому поводу есть хорошая шутка, что лошадь в колхозе работала больше всех, но так и не стала председателем.
  • Узнать и развивать навыки саморегуляции (релаксация, медитации, позитивный внутренний диалог). Данные навыки полезны любому человеку и позволяют быстрее восстанавливать своё эмоциональное состояние.
  • Продолжать профессиональное развитие: узнавать новое, проходить обучение, стажировки, участвовать в профессиональном сообществе. Новые знания и широкий круг профессионального общения поддерживают профессиональную самооценку.
  • Иметь широкий круг общения, друзей и родственников, которые позитивно оценивают личность человека и его профессиональную деятельность. Стоит помнить, что личность человека гораздо шире, чем профессия.
  • Поддерживать хорошую физическую форму. Как минимум, высыпаться и поддерживать физическую активность, которая приносит удовольствие.

Моя собственная работа психологом и семейным терапевтом приучила уделять внимание графику жизни с режимом работы и отдыха. Также всегда помогает повышение квалификации, общение с коллегами и участие в жизни профессионального сообщества.

Сложность работы в помогающей профессии заключается ещё и в том, что клиенты/пациенты и коллеги оценивают нашу профессиональную компетентность по способности справляться с трудностями в собственной жизни. Поэтому, если хочешь быть эффективным специалистом, то также придётся стать экспертом по психологическому благополучию, быть готовым постоянно уделять внимание собственной жизни и делать её лучше и разнообразнее.

Источник