Синдром эмоционального выгорания в менеджменте

Синдром эмоционального выгорания в менеджменте thumbnail

Первооткрыватель синдрома эмоционального выгорания (burnout — сгорание, выгорание, затухание горения) американский психолог Г. Фре- денбергер использовал это понятие[1] для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он испытал на себе и наблюдал у сотрудников наркологической клиники. Последующие исследования показали, что наиболее подвержены синдрому выгорания те сотрудники, которые чаще всего оказываются в стрессовых ситуациях.

В настоящее время существует несколько определений данного явления. Чаще всего под синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) понимают деформацию личности под воздействием постоянных профессиональных стрессов. Более точно СЭВ подразумевает физическое и эмоциональное истощение, порождающее отрицательную самооценку, утрату интереса к своей профессиональной деятельности, прогрессирующее негативное отношение к окружающим — коллегам, клиентам, семье.

Как и порождающий его стресс, СЭВ в современной медицине признается своеобразной защитной реакцией психики человека, когда он остро осознает несоответствие действительности своим устремлениям. Так, отечественный исследователь В. Бойко[2] считает, что СЭВ представляет собой деформирование личности, возникающее как механизм психологической защиты в форме полного или частичного подавления эмоций в случае травмирующих воздействий на психику. Этот исследователь склонен видеть в СЭВ как позитивные, так и негативные моменты. Дозирование эмоций помогает экономно расходовать ресурсы организма, но при этом снижается эффективность труда. Фактически СЭВ — это защита равнодушием. При этом тотальное равнодушие, делая человека более устойчивым к постоянным и однотипным стрессовым ситуациям, нарушает нормальное течение жизни и даже в какой-то мере лишает ее смысла.

По мнению специалистов, профессиональные стрессы — главная причина СЭВ. Организационные стрессогенные факторы, порождающие СЭВ, можно разделить на три группы: (1) условия труда — повышенные рабочие нагрузки, продолжительный рабочий день, непродуманная эргономика рабочего места, неадекватное стимулирование; (2) содержание труда — количество клиентов, продолжительность и глубина контактов с ними; недостаточная самостоятельность в работе; амбивалентность профессиональных функций и дефицит информации; (3) социально-психологические факторы — отсутствие поддержки руководства и коллег, а также поведение клиентов (их апатия, сопротивление и т.п.)[3]. Влияние этих факторов зависит от индивидуальных характеристик работников. Более всего подвержены СЭВ изначально высокомотивированные на работу квалифицированные достаточно молодые специалисты со стажем 6—7 лет из-за несоответствия профессиональных ожиданий и действительности[4].

Отмечают следующие физические признаки СЭВ: постоянное ощущение усталости, опустошенности, плохое настроение, боли в мышцах, боли в горле, частые головные боли, расстройство сна. Один работник, страдающий СЭВ, парадоксально выразился о таком состоянии: «Я гак устаю за день, что у меня нет сил уснуть». Одновременно с плохим самочувствием отмечаются апатия или, наоборот, раздражительность, ухудшение памяти, рассеянность, потеря способности к концентрации внимания на обычных проблемах и, как следствие, резкое снижение эффективности трудовой деятельности.

СЭВ воздействует и на сознание работника — происходит снижение интеллектуальной активности, потеря интереса к творчеству, к поиску свежих идей и альтернатив, вообще ко всему непривычному и нестандартному. Возникает непреодолимая приверженность к рутине, шаблону, привычному стандарту, исчезает желание обучаться, повышать уровень профессионального мастерства.

Ранее считалось, что наиболее подвержены СЭВ врачи, медсестры, учителя, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов, спасатели, т.е. представители профессий, которые вынуждены постоянно общаться с «трудными» категориями граждан (больные, преступники, пожилые люди, подростки с неустойчивой психикой и др.) или людьми, попавшими в трудные жизненные ситуации. Затем стало понятно, что он возникает и у тех лиц, работа которых просто связана с постоянным общением, например у торговых агентов, коммивояжеров, руководителей любого уровня. Однако в последнее время синдром выгорания стал выявляться даже у тех, кто при исполнении своих обязанностей с людьми почти не общается, например у программистов.

Для диагностики СЭВ используются различные опросники. Вопросы в них касаются усталости от работы и общего отношения к ней. Например, сотрудника, у которого имеются симптомы СЭВ, просят согласиться или не согласиться со следующими высказываниями.

Когда в выходные я вспоминаю, что в понедельник на работу, то настроение уже ничем не поднять.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, то я бы сделал это без промедления. А подработку нашел бы где-нибудь.

Добровольно на курсы повышения квалификации я не пойду. Учиться мне нечему, незачем, да и неохота.

Моим коллегам, начальству и клиентам (посетителям, пациентам, ученикам, заказчикам) я придумываю обидные прозвища и обзываю их не только мысленно, но и вслух.

Со всеми делами по работе я справляюсь «одной левой». Знаю, где и как схитрить и выгадать.

За последние полгода я ни разу не читал специальную литературу или периодику по моей профессии. Неинтересно.

Если бы мне платили в три раза больше, я все равно не стал бы относиться к работе лучше.

Когда я ухожу в отпуск, я мечтаю, чтобы он был в два раза длиннее.

В настоящее время существует множество теорий, описывающих СЭВ. В научном сообществе сложилось убеждение, что это сложный, растянутый во времени, многоэтапный процесс, но единого взгляда на его структуру и динамику еще нет. Однако теории, объясняющие СЭВ, можно разделить на факторные и процессуальные.

Факторные теории рассматривают данное явление как комбинацию главных и второстепенных факторов, а также их следствий. Например, двухфакторная модель Д. Дирендонка, В. Шауфели и X. Сиксмы[5] предполагает, что СЭВ складывается из эмоционального истощения, проявляющегося в жалобах на здоровье и постоянную усталость, и деперсонализации — ухудшения отношения к себе и социальной (прежде всего, клиентской) среде. Трехфакторная модель К. Маслач и С. Джексона[6]добавляет к вышеперечисленным факторам редукцию (занижение) человеком своих профессиональных достижений. Многочисленные четырехфакторные модели СЭВ[7] представляют собой различные сочетания тех же самых факторов — истощения, деперсонализации и редукции — при делении одного из факторов на два элемента. В одном случае деперсонализация рассматривается как изменение отношения к собственной личности и к окружающим, в другом различаются личностная и профессиональная редукция и т.п. В целом же факторные модели нацелены на выявление причинно-следственных и структурно-функциональных связей СЭВ с различными явлениями в жизни человека.

Читайте также:  Какие анализы сдают при синдроме рейтера

Процессуальные теории рассматривают динамику выгорания, его развитие во времени. Так, Дж. Гринберг говорит о СЭВ как о прогрессирующем процессе, состоящем из пяти стадий[8]:

  • 1) работник хорошо справляется с заданиями, но под воздействием постоянных рабочих стрессов утрачивает энтузиазм;
  • 2) проявляется в усталости и апатии. Падают интерес и энтузиазм, для активной работы нужна дополнительная мотивация. Возможны мелкие, но постоянные нарушения трудовой дисциплины;
  • 3) возникает хроническая раздражительность, случаются вспышки немотивированной злобы. Снижается работоспособность. Появляются вредные привычки. Человека преследует постоянное переживание из-за нехватки времени;
  • 4) начинают развиваться хронические заболевания, из-за которых человек частично теряет работоспособность. Усиливается неудовлетворенность собой, качеством своей жизни;
  • 5) физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать появление тяжелых заболеваний. У человека появляется столько проблем, что не только карьера, но и жизнь, кажется, находится под угрозой.

Среди отечественных исследователей синдрома выгорания наиболее известна процессуальная модель уже упоминавшегося выше В. Бойко[9]. По его мнению, процесс СЭВ можно разделить на три фазы: напряжение, резистенцию (сопротивление) и истощение.

Фаза «Тревожное напряжение»:

  • • переживание психотравматирующих обстоятельств па работе;
  • • неудовлетворенность собой, своей работой, коллегами, руководством;
  • • чувство безысходности, «тупика», отчаяние от бессилия что-то изменить;
  • • тревога и депрессия, чувство паники при особо сложных ситуациях.

Фаза «Резисгенция»:

  • • избирательное эмоциональное реагирование в стандартных профессиональных ситуациях — реагирование не тогда, когда нужно, а по настроению;
  • • расширение сферы экономии эмоций — проявляется не только на работе, но и дома при общении с близкими людьми;
  • • редукция профессиональных обязанностей — попытки облегчить или сократить их.

Фаза «Истощение»:

  • • падение общего тонуса, плохое самочувствие, расстройства сна, аппетита;
  • • работник полностью исключает эмоции из своей профессиональной деятельности, его перестают интересовать как ее позитивные, гак и негативные аспекты;

• деперсонализация, т.е. полная или частичная утрата интереса к человеку — объекту профессионального воздействия (пациенту, ученику, клиенту).

Профилактика и избавление от СЭВ непосредственно связаны со стресс-менеджментом, но имеют и свои особенности, ведь, как было показано выше, стресс не всегда связан с чрезмерным количеством коммуникаций и проявляется в тотальном равнодушии и апатии.

Исходя из природы СЭВ, можно констатировать, что важнейшим средством избавления от него становится диверсификация. Причем эта диверсификация касается не только рабочих заданий, но и чередования работы и отдыха или работы и обучения. Так, во многих странах (это было и в СССР) преподаватели высших учебных заведений, у которых СЭВ может быть обусловлен повторением из года в год одного и того же учебного материала, периодически (чаще всего раз в пять лет) на полгода или год уходят на повышение квалификации. В течение этого времени они не преподают, а участвуют в образовательных программах в качестве слушателей и занимаются наукой. Такая диверсификация деятельности служит самой понятной и эффективной профилактикой СЭВ.

Другим методом предотвращения СЭВ является критика и по возможности недопущение «трудоголизма» в организации. Человек должен чувствовать, что он представляет собой нечто большее, чем просто работник. Это направление профилактики СЭВ оказывается особенно сложным, так как противоречит идеологическим основам классического менеджмента, согласно которым работник должен стать абсолютно лоялен организации и руководству, даже в какой-то степени «раствориться» в них. Но парадокс постиндустриального менеджмента заключается в том, что, «зомбируя» людей на труд во имя организации (акционеров), он не хочет иметь дело с аморфной и апатичной рабочей силой. Ему нужны творческие инициативные сотрудники, а не «зомби», к тому же больные эмоциональным выгоранием. Поэтому важно вернуть работнику «человеческое лицо» и дать понять, что его полное поглощение трудовым процессом, забвение своего собственного «Я» может иметь и для него, и для организации весьма негативные последствия.

Наиболее общим подходом к предупреждению СЭВ служит создание благоприятной творческой атмосферы в организации. По мнению К. Брайена[10], в каждом трудовом коллективе есть те, кто воровать не будут ни при каких обстоятельствах, и те, кто будут красть всегда. Тех и других вместе примерно 20%, а вот 80% — это люди неустойчивые. При положительном влиянии окружения они воровать не будут, а при дурном — будут. То же самое касается и эмоционального выгорания. Попадая в сообщество «выгоревших» работников, человек, изначально настроенный на получение удовольствия от работы, очень скоро начинает тяготиться ею — эмоциональное выгорание точно так же, как и, например, энтузиазм, заразительно. Если же выгорание приобретает массовый характер, то организация попросту может перестать существовать — ее разрушат свои же сотрудники. И такие случаи известны. Поэтому важно вовремя выявлять людей, которые входят в первую фазу

Читайте также:  Может ли ребенок с синдромом дауна говорить

СЭВ, стараться снизить их влияние на окружающих и применять к ним весь арсенал средств борьбы со стрессом и эмоциональным выгоранием. Таким образом, внутреннее единство, взаимное уважение, справедливость в отношениях с людьми, умение выслушивать работников и удовлетворять их (порой скрытые) запросы — необходимые организационно-психологические основания для профилактики СЭВ в любой организации.

* * *

Особенности человеческой психики представляют собой важнейший объект внимания всей системы управления человеческими ресурсами организации. Именно специфика восприятия, эмоциональной сферы, сознательных и бессознательных реакций радикально отличают человека как объект управления от других объектов, включая самых «интеллектуальных» роботов.

Стрессы и синдром эмоционального выгорания стали нежеланными спутниками человека в его трудовой жизни. Их нет у машин и механизмов, поэтому долгое время, предельно рационализируя труд работников индустриального общества, менеджеры старались закрывать глаза на эти явления. Они казались просто малозначимыми издержками несовершенного человеческого организма.

В современных условиях, когда от человека требуется все более активное приложение творческой энергии на работе, когда быстрота и адекватность его реакций становятся залогом успеха организации, невозможно не принимать в расчет эти явления. Поэтому исполнение всех функций управления человеческими ресурсами оказывается подчиненным дополнительному, казавшемуся ранее не столь важным императиву — не навредить психике человека, не подорвать его психическое здоровье. И с этой точки зрения стресс-менеджмент вместе с профилактикой синдрома эмоционального выгорания становятся важнейшими направлениями менеджмента.

Источник

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (àíãë. burnout) — ïîíÿòèå, ââåä¸ííîå â ïñèõîëîãèþ àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ãåðáåðòîì Ôðåéäåíáåðãåðîì â 1974 ãîäó, ïðîÿâëÿþùååñÿ íàðàñòàþùèì ýìîöèîíàëüíûì èñòîùåíèåì.

Ôðåéäåíáåðãåð óêàçûâàë, ÷òî òàêîå ñîñòîÿíèå ðàçâèâàåòñÿ ó ëþäåé, ñêëîííûõ ê ñî÷óâñòâèþ, èäåàëèñòè÷åñêîìó îòíîøåíèþ ê ðàáîòå, âìåñòå ñ òåì íåóñòîé÷èâûõ, ñêëîííûõ ê ìå÷òàíèÿì, îäåðæèìûõ íàâÿç÷èâûìè èäåÿìè. Ïðè ýòîì ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ìåõàíèçì ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû â ôîðìå ÷àñòè÷íîãî, ëèáî ïîëíîãî èñêëþ÷åíèÿ ýìîöèé â îòâåò íà òðàâìèðóþùèå âîçäåéñòâèÿ.

Ñèíäðîì ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ëèö, ðàáîòà êîòîðûõ ñâÿçàíà ñ òåñíûì êîíòàêòîì ñ ëþäüìè — ó âðà÷åé, ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá, îïåðàòîðîâ, ðàáîòàþùèõ â ñôåðå «÷åëîâåê-ìàøèíà», ìåíåäæåðîâ, ðóêîâîäèòåëåé è ò. ä.

Îòäåëüíîãî èçó÷åíèÿ òðåáóåò ôàêòîð âëèÿíèÿ çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì íà äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðèîáðåòåííûé ñòåðåîòèï ýìîöèîíàëüíîãî, ÷àùå âñåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî, ïîâåäåíèÿ. «Âûãîðàíèå» îò÷àñòè ôóíêöèîíàëüíûé ñòåðåîòèï, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó èìèòèðîâàòü ðåàêöèþ, íå òðàòÿ íèêàêèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ðåñóðñîâ.  òî æå âðåìÿ, ìîãóò âîçíèêàòü åãî äèñôóíêöèîíàëüíûå ñëåäñòâèÿ, êîãäà «âûãîðàíèå» îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà èñïîëíåíèè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è îòíîøåíèÿõ ñ ïàðòíåðàìè, ÷òî âûðàæàåòñÿ â ôîðìå ëè÷íîñòíûõ èçìåíåíèé â ñôåðå îáùåíèÿ ñ ëþäüìè (âïëîòü äî ðàçâèòèÿ ãëóáîêèõ êîãíèòèâíûõ èñêàæåíèé (ñèñòåìàòè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè, âîñïðèÿòèè è ìûøëåíèè).

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ íàðàñòàþùèì áåçðàçëè÷èåì ê ñâîèì îáÿçàííîñòÿì è ïðîèñõîäÿùåìó íà ðàáîòå è â ñåìüå, äåãóìàíèçàöèåé â ôîðìå íåãàòèâèçìà ïî îòíîøåíèþ êàê ê êëèåíòàì (áëèçêèì), òàê è ê êîëëåãàì (ñîòðóäíèêàì), îùóùåíèåì ñîáñòâåííîé ïðîôåññèîíàëüíîé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, íåóäîâëåòâîðåííîñòè ðàáîòîé, â ÿâëåíèÿõ äåïåðñîíàëèçàöèè, à â êîíå÷íîì èòîãå â ðåçêîì óõóäøåíèè êà÷åñòâà æèçíè.  äàëüíåéøåì ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ íåâðîòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà è ïñèõîñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Îäíèì èç ÿðêèõ ñèìïòîìîâ âûðàæåííîãî ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòûå è äëèòåëüíî òåêóùèå ðàçíîîáðàçíûå çàáîëåâàíèÿ, îáóñëîâëåííûå ïñèõîñîìàòèêîé.

Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà íåñêîëüêî ôàç:

I Ôàçà íàïðÿæåíèÿ – ÿâëÿåòñÿ ïðåäâåñòíèêîì è «çàïóñêàþùèì» ìåõàíèçìîì â ôîðìèðîâàíèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ ñèìïòîìîâ:

1. Ñèìïòîì «ïåðåæèâàíèÿ ïñèõîòðàâìèðóþùèõ îáñòîÿòåëüñòâ».

Ïðîÿâëÿåòñÿ êàê îñîçíàíèå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûå òðóäíî óñòðàíèòü. Íàêàïëèâàåòñÿ îò÷àÿíèå è íåãîäîâàíèå. Íåðàçðåøèìîñòü ñèòóàöèè ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ ïðî÷èõ ÿâëåíèé «âûãîðàíèÿ».

2. Ñèìïòîì íåóäîâëåòâîðåííîñòè ñîáîé.

 ðåçóëüòàòå íåóäà÷ èëè íåñïîñîáíîñòè ïîâëèÿòü íà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà, ÷åëîâåê îáû÷íî èñïûòûâàåò íåäîâîëüñòâî ñîáîé, ïðîôåññèåé, êîíêðåòíûìè îáÿçàííîñòÿìè, æèçíüþ. Äåéñòâóåò ìåõàíèçì «ýìîöèîíàëüíîãî ïåðåíîñà» – ýíåðãèÿ ýìîöèé íàïðàâëÿåòñÿ íå ñòîëüêî âîâíå, ñêîëüêî íà ñåáÿ.

3. Ñèìïòîìû «çàãíàííîñòè â êëåòêó».

Âîçíèêàþò íå âî âñåõ ñëó÷àÿõ, õîòÿ ÿâëÿþòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì ðàçâèâàþùåãîñÿ ñòðåññà. Êîãäà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà äàâÿò, è ìû íè÷åãî íå ìîæåì èçìåíèòü, ê íàì ïðèõîäèò ÷óâñòâî áåñïîìîùíîñòè. Ìû ïûòàåìñÿ ÷òî-ëèáî ñäåëàòü, íî åñëè âûõîäà íå âèäíî, íàñòóïàåò ñîñòîÿíèå èíòåëëåêòóàëüíî-ýìîöèîíàëüíîãî ñòóïîðà è äåïðåññèÿ.

4. Ñèìïòîì «òðåâîãè è äåïðåññèè».

Ñèìïòîì «çàãíàííîñòè â êëåòêó» ìîæåò ïåðåéòè â òðåâîæíî-äåïðåññèâíóþ ñèìïòîìàòèêó. Ïðîôåññèîíàë ïåðåæèâàåò ëè÷íîñòíóþ òðåâîãó, ðàçî÷àðîâàíèå â ñåáå, â ïðîôåññèè èëè ìåñòå ðàáîòû. Ýòîò ñèìïòîì ÿâëÿåòñÿ êðàéíåé òî÷êîé â ôîðìèðîâàíèè I ôàçû.

II Ôàçà «ðåçèñòåíöèè» – âû÷ëåíåíèå ýòîé ôàçû â ñàìîñòîÿòåëüíóþ âåñüìà óñëîâíî. Ôàêòè÷åñêè ñîïðîòèâëåíèå íàðàñòàþùåìó ñòðåññó íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ íàïðÿæåíèÿ. ×åëîâåê ñòðåìèòñÿ ê ïñèõîëîãè÷åñêîìó êîìôîðòó è ïîýòîìó ñòàðàåòñÿ ñíèçèòü äàâëåíèå âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ. Ôîðìèðîâàíèå çàùèòû íà ýòàïå ñîïðîòèâëåíèÿ ïðîèñõîäèò íà ôîíå ñëåäóþùèõ ÿâëåíèé:

1. Ñèìïòîì «íåàäåêâàòíîãî èçáèðàòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ðåàãèðîâàíèÿ».

Íåñîìíåííûé ïðèçíàê «âûãîðàíèÿ», êîãäà ÷åëîâåê ïåðåñòàåò óëàâëèâàòü ðàçíèöó ìåæäó äâóìÿ ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþùèìèñÿ ÿâëåíèÿìè:

– âÿëîå ïðîÿâëåíèå ýìîöèé;

– íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå.

 ïåðâîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ïîëåçíîì íàâûêå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ëþäüìè – ïîäêëþ÷àòü ýìîöèè äîâîëüíî îãðàíè÷åííîãî ðåãèñòðà è óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè: ëåãêàÿ óëûáêà, ïðèâåòëèâûé âçãëÿä, ìÿãêèé, ñïîêîéíûé òîí ðå÷è, ñäåðæàííûå ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè, ëàêîíè÷íûå ôîðìû âûðàæåíèÿ íåñîãëàñèÿ, îòñóòñòâèå êàòåãîðè÷íîñòè, ãðóáîñòè. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ÷åëîâåê ñïîñîáåí îòíåñòèñü ê ñîáåñåäíèêó èëè êëèåíòó áîëåå ýìîöèîíàëüíî, ñ èñêðåííèì ñî÷óâñòâèåì.

Ñîâñåì èíîå äåëî, êîãäà ÷åëîâåê íåàäåêâàòíî «ýêîíîìèò» íà ýìîöèÿõ, îãðàíè÷èâàåò ýìîöèîíàëüíóþ îòäà÷ó çà ñ÷åò âûáîðî÷íîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà ñèòóàöèè. Äåéñòâóåò ïðèíöèï «õî÷ó èëè íå õî÷ó»: ñî÷òó íóæíûì – óäåëþ âíèìàíèå ñîáåñåäíèêó, ïàðòíåðó, êîëëåãå. Áóäåò íàñòðîåíèå – îòêëèêíóñü íà åãî ñîñòîÿíèå è ïîòðåáíîñòè. Ïðè âñåé íåïðèåìëåìîñòè òàêîãî ñòèëÿ ýìîöèîíàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, îí âåñüìà ðàñïðîñòðàíåí. Äåëî â òîì, ÷òî ÷åëîâåêó ÷àùå âñåãî êàæåòñÿ, áóäòî îí ïîñòóïàåò äîïóñòèìûì îáðàçîì. Îäíàêî ñóáúåêò îáùåíèÿ èëè íàáëþäàòåëü ôèêñèðóåò èíîå – ýìîöèîíàëüíóþ ÷åðñòâîñòü, íåó÷òèâîñòü, ðàâíîäóøèå.

Читайте также:  Синдром жиле де ля туретта

Íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå èíòåðïðåòèðóåòñÿ ïàðòíåðàìè êàê íåóâàæåíèå ê èõ ëè÷íîñòè, ò.å. ïåðåõîäèò â ïëîñêîñòü íðàâñòâåííîñòè.

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíî-íðàâñòâåííîé äåçîðèåíòàöèè».

Îí ÿâëÿåòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì íåàäåêâàòíîãî ðåàãèðîâàíèÿ â îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè. ×åëîâåê íå òîëüêî îñîçíàåò, ÷òî íå ïðîÿâëÿåò äîëæíîãî ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ñâîåìó ñîáåñåäíèêó, îí åùå è îïðàâäûâàåòñÿ: «òàêèì ëþäÿì íåëüçÿ ñî÷óâñòâîâàòü», «ïî÷åìó ÿ äîëæåí çà âñåõ âîëíîâàòüñÿ», «îíà åùå è íà øåþ ñÿäåò» è ò.ï.

Ïîäîáíûå ìûñëè è îöåíêè ãîâîðÿò î òîì, ÷òî íðàâñòâåííûå ÷óâñòâà ÷åëîâåêà îñòàþòñÿ â ñòîðîíå. Âðà÷, ñîöèàëüíûé ðàáîòíèê, ó÷èòåëü íå èìååò ìîðàëüíîãî ïðàâà äåëèòü ïîäîïå÷íûõ íà «õîðîøèõ» è «ïëîõèõ», íà äîñòîéíûõ è íåäîñòîéíûõ óâàæåíèÿ. Èñòèííûé ïðîôåññèîíàëèçì – áåçîöåíî÷íîå îòíîøåíèå ê ëþäÿì, óâàæåíèå ê ëè÷íîñòè, è âûïîëíåíèå ñâîåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî äîëãà.

3. Ñèìïòîì «ðàñøèðåíèÿ ñôåðû ýêîíîìèè ýìîöèé».

Òèïè÷íûé ñëó÷àé: íà ðàáîòå âû äî òîãî óñòàåòå îò êîíòàêòîâ, ðàçãîâîðîâ, ÷òî âàì íå õî÷åòñÿ îáùàòüñÿ äàæå ñ áëèçêèìè. Íà ðàáîòå âû åùå äåðæèòåñü, à äîìà çàìûêàåòåñü èëè âîîáùå «ðû÷èòå» íà ñóïðóãà è äåòåé. Êñòàòè, èìåííî äîìàøíèå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ æåðòâîé ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

4. Ñèìïòîì «ðåäóêöèè ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé».

Ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîïûòêå îáëåã÷èòü èëè ñîêðàòèòü îáÿçàííîñòè, êîòîðûå òðåáóþò ýìîöèîíàëüíûõ çàòðàò. Ïîäîïå÷íûõ îáäåëÿþò ýëåìåíòàðíûì âíèìàíèåì.

III Ôàçà èñòîùåíèÿ – õàðàêòåðèçóåòñÿ ïàäåíèåì îáùåãî ýíåðãåòè÷åñêîãî òîíóñà è îñëàáëåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû. «Âûãîðàíèå» ñòàíîâèòñÿ íåîòúåìëåìûì àòðèáóòîì ëè÷íîñòè.

1. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîãî äåôèöèòà». Ê ÷åëîâåêó ïðèõîäèò îùóùåíèå, ÷òî ýìîöèîíàëüíî îí íå ìîæåò ïîìîãàòü ñâîèì áëèçêèì èëè êëèåíòàì. Íå â ñîñòîÿíèè âîéòè â èõ ïîëîæåíèå, ñîó÷àñòâîâàòü è ñîïåðåæèâàòü. Î òîì, ÷òî ýòî íè÷òî èíîå êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå, ñâèäåòåëüñòâóåò ïðîøëîå: ðàíüøå òàêèõ îùóùåíèé íå áûëî, è ëè÷íîñòü ïåðåæèâàåò èõ ïîÿâëåíèå. Ïîÿâëÿåòñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, îáèäû, ðåçêîñòü, ãðóáîñòü.

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè». ×åëîâåê ïîñòåïåííî íàó÷àåòñÿ ðàáîòàòü êàê áåçäóøíûé àâòîìàò. Îí ïî÷òè ïîëíîñòüþ èñêëþ÷àåò ýìîöèè èç ñâîåé æèçíè.

Ðåàãèðîâàíèå áåç ÷óâñòâ è ýìîöèé – íàèáîëåå ÿðêèé ñèìïòîì «âûãîðàíèÿ». Îí ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ëè÷íîñòè è íàíîñèò óùåðá ñóáúåêòó îáùåíèÿ.

Ïîäîïå÷íûé ìîæåò áûòü ãëóáîêî òðàâìèðîâàí ïðîÿâëåííûì ê íåìó áåçðàçëè÷èåì. Îñîáåííî îïàñíà äåìîíñòðàòèâíàÿ ôîðìà ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè, êîãäà ïðîôåññèîíàë âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàåò: «íàïëåâàòü íà âàñ».

3. Ñèìïòîì ëè÷íîñòíîé îòñòðàíåííîñòè, èëè äåïåðñîíàëèçàöèè.

«Ìåòàñòàçû» âûãîðàíèÿ ïðîíèêàþò â ñèñòåìó öåííîñòåé ëè÷íîñòè. Âîçíèêàåò àíòèãóìàíèñòè÷åñêèé íàñòðîé. Ëè÷íîñòü óòâåðæäàåò, ÷òî ðàáîòà ñ ëþäüìè íå èíòåðåñíà, íå äîñòàâëÿåò óäîâëåòâîðåíèÿ, íå ïðåäñòàâëÿåò ñîöèàëüíîé öåííîñòè.  íàèáîëåå òÿæåëûõ ôîðìàõ âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòü ðüÿíî çàùèùàåò ñâîþ àíòèãóìàíèñòè÷åñêóþ ôèëîñîôèþ: «íåíàâèæó…», «ïðåçèðàþ…», «âçÿòü áû àâòîìàò è âñåõ ïåðåñòðåëÿòü».

 òàêèõ ñëó÷àÿõ «âûãîðàíèå» ñìûêàåòñÿ ñ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè ëè÷íîñòè, ñ íåâðîçîïîäîáíûìè èëè ïñèõîïàòè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè. Òàêèì ëè÷íîñòÿì ïðîòèâîïîêàçàíà ïðîôåññèîíàëüíàÿ ðàáîòà ñ ëþäüìè.

4.Ñèìïòîì «ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ è ïñèõîâåãåòàòèâíûõ» íàðóøåíèé.

Åñëè ñ íðàâñòâåííîñòüþ ó ÷åëîâåêà âñå íîðìàëüíî, îí íå ìîæåò ñåáå ïîçâîëèòü ïëåâàòü íà ëþäåé, à âûãîðàíèå ïðîäîëæàåò íàðàñòàòü – ìîãóò ïðîèñõîäèòü îòêëîíåíèÿ â ñîìàòè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ. Ïîðîé, äàæå ìûñëü îá îáùåíèè ñ ëþäüìè, âûçûâàåò ïëîõîå íàñòðîåíèå, äóðíûå àññîöèàöèè, ÷óâñòâî ñòðàõà, íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â îáëàñòè ñåðäöà, ñîñóäèñòûå ðåàêöèè, îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

Ðàçâèòèþ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ñïîñîáñòâóåò íåîáõîäèìîñòü ðàáîòû â îäíîîáðàçíîì èëè íàïðÿæåííîì ðèòìå, ñ ýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêîé ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ òðóäíûì êîíòèíãåíòîì. Ñïîñîáñòâóåò ýòîìó è îòñóòñòâèå äîëæíîãî âîçíàãðàæäåíèÿ (íå òîëüêî ìàòåðèàëüíîãî, íî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî) çà âûïîëíåííóþ ðàáîòó, ÷òî çàñòàâëÿåò ÷åëîâåêà äóìàòü, ÷òî åãî ðàáîòà íå èìååò öåííîñòè.

×òîáû ïîïûòàòüñÿ ñïðàâèòñÿ ñ âûãîðàíèåì íóæíî:

1. Ðàçäåëÿòü ñâîþ ðàáîòó íà ýòàïû.  íà÷àëå ÿ íàïèøó àáçàö, ïîñëå åùå îäèí, è åùå îäèí. Ñäåëàþ ýòî äåëî, âîò ýòî äåëî, è ñëåäóþùåå.

2. Ñìåíà âïå÷àòëåíèé. Íàïîëíåíèå ñåáÿ ïîëîæèòåëüíûìè ýìîöèÿìè î÷åíü âàæíî. Íå áîéòåñü ðàäîâàòü ñåáÿ ìåëî÷àìè. Åñëè åñòü âðåìÿ, ïðîãóëÿéòåñü, åñëè åñòü ëèøíÿÿ ìåëî÷ü, êóïèòå ñåáå âêóñíåíüêîãî.  ýòîì íåò íè÷åãî ñòðàííîãî èëè äåòñêîãî, âñå òàê äåëàþò.

3. Ìåëêàÿ ïîëåçíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ìîæíî ïåðåëîæèòü âåùè â øêàôó, ïîìûòü ïîëû â îäíîé êîìíàòå, âûêèíóòü ìóñîð. Îò ïîëåçíîé äåÿòåëüíîñòè ðàäè êîìôîðòà âàì ñòàíåò ëåã÷å.

4. Æèâîå îáùåíèå î÷åíü âàæíî, ïîýòîìó íå ñòîèò åãî ïðåíåáðåãàòü èëè îòêëàäûâàòü. Íå ñòîèò ñêðûâàòü ñâîè ïðîáëåìû è âîëíåíèÿ, òàê êàê îíè íå èñ÷åçíóò èç âàøåé ãîëîâû, åñëè óæå ïîÿâèëèñü, îíè áóäóò íàêàïëèâàòüñÿ. Ïîýòîìó èìè âàæíî äåëèòüñÿ ñ áëèçêèìè, ÷òîáû îíè çíàëè ÷òî âàñ âîëíóåò.

Åñëè âû ñ÷èòàåòå, ÷òî ýòî âàì íå ïîìîæåò, èëè íå ïîìîãàåò, òî íå ñòîèò îòêëàäûâàòü íà ñëåäóþùèé äåíü âèçèò ê âðà÷ó, òàê êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå âðåäèò âàøåé æèçíè è çäîðîâüþ, è îíî îäíàæäû íå èñ÷åçíåò, à áóäåò ïðîãðåññèðîâàòü.

Èçó÷åíèå óêàçàííîãî ñîñòîÿíèÿ ïðîâîäèëîñü àìåðèêàíñêèìè ïñèõîëîãàìè Êðèñòèíîé Ìàñëà÷ (àíãë.) è Ñüþçàí Äæåêñîí, êîòîðûå õàðàêòåðèçîâàëè åãî êàê ýìîöèîíàëüíîå îïóñòîøåíèå. Èçó÷åíèå ñèíäðîìà ïðîâîäèòñÿ ïî ïðåäëîæåííîé Ìàñëà÷ ìåòîäèêå: Maslach Burnout Inventory (MBI).

Ïîìèìî MBI â ðîññèéñêîé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê Âèêòîðà Âàñèëüåâè÷à Áîéêî. Äëÿ òåñòèðîâàíèÿ è ñàìîòåñòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðàçíûõ ïðîôåññèé èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ Å. Ï. Èëüèíà. (Òîëüêî òåêñòîâûé, ïîýòîìó ÿ åãî íå äîáàâëÿþ.)

https://psytests.org/boyko/burnout.html Òåñò Áîéêî.

Источник