Синдром эмоционального выгорания у школьников

Синдром эмоционального выгорания у школьников thumbnail

Эмоциональное выгорание у подростков

Как приятно проснуться утром полным сил и энергии, готовым творить, общаться и идти навстречу новому и неизвестному. В такие дни мы легко справляемся даже с трудными задачами, находим общий язык с окружающими, по-философски относимся к проблемам и не обращаем внимания на мелкие неудачи.

Но так бывает не всегда. Иногда кажется, что весь мир – это только проблемы, из которых ты безуспешно пытаешься выбраться. Ты чувствуешь постоянное напряжение, усталость и раздражение, всё валится из рук, и чтобы ты не делал, всё кажется  неправильным и бесполезным. В такие дни даже любимые занятия могут не вызывать интереса, а общение с близкими превращается в череду ссор и недопониманий.

Причиной такого состояния может быть эмоциональное выгорание. Регулярные информационные нагрузки, перенасыщение, бытовые стрессы, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, интенсивное физиологическое и личностное развитие в подростковом возрасте, высокий темп современной жизни – всё это становится источником напряжения. Если такое напряжение становится хроническим, а стрессовые ситуации не разрешаются и только накапливаются, высока вероятность развития эмоционального выгорания.

Что такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание – это утомление и истощение энергии. Это изнурение в результате чрезмерных требований, которые человек может устанавливать себе сам или которые могут ему навязываться в семье, на работе, друзьями, системой ценностей или обществом, что приводит к истощению энергии, механизмов совладания и внутренних ресурсов человека. Это состояние «ощущения», которое сопровождает избыточный стресс и которое, в конечном счете, влияет на мотивацию, отношение и поведение человека.

Если коротко, эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций.

На какие признаки стоит обратить внимание?

  • Хроническая усталость: вялость и упадок сил, которые наблюдаются даже после отдыха, быстрая утомляемость. В таком состоянии человек даже утром может вставать с постели уже уставшим.
  • Физические признаки: дискомфортные ощущения в мышцах, головные боли, тошнота, боль в области груди, горла и позвоночника, синдром раздраженного кишечника, вздутие, диарея.
  • Изменение привычного режима сна (повышенная сонливость или, наоборот, бессонница) и питания (потеря или повышение аппетита).
  • Употребление алкоголя, табака или наркотиков в целях самолечения. Человек, чувствующий постоянный упадок сил, может пытаться найти в психоактивных веществах спасение от апатии, вялости и усталости. При этом не понимания, что это не только не ликвидирует усталость, но и усугубляет состояние.
  • Неспособность сосредоточиться и решать проблемы: пониженная концентрация внимания, слабость, рассеянность.
  • Снижение эффективности в школе и в других сферах жизни.
  • Недоверие и ссоры с членами семьи, сверстниками, друзьями или учителями. Постоянная усталость, напряжение, могут стать причиной недопонимания и конфликтов с близкими людьми.
  • Изменение эмоционального состояния: повышенная тревожность, нервозность, раздражительность, гиперактивность, депрессивное настроение, апатия или реакции гнева.
  • Пренебрежение собственными физическими и эмоциональными потребностями.
  • Негативное отношение к себе: самобичевание, снижение самооценки, пессимистичное отношение к себе и своей жизни.
  • Саморазрушающие наклонности. Как правило, они возникают в результате переживаний человека о том, что он не способен соответствовать предъявляемым ему требованиям.

Какие факторы способствуют развитию эмоционального выгорания у подростков?

  • чрезмерные требования относительно учёбы в школе;
  • перфекционистские требования со стороны родителей или самих подростков по отношению к результатам школьной успеваемости;
  • перегруженность внешкольной деятельностью;
  • неопределённость будущих перспектив;
  • чрезмерное давление со стороны учителей и руководства школы, обычно в отношении строгой дисциплины;
  • семейные трудности и конфликты, тяжёлое материальное состояние семьи;
  • недостаточное поощрение в эмоциональном плане (отсутствие признания заслуг, постоянные упрёки, наказания за низкую успеваемость);
  • нарушение межличностного взаимодействия с друзьями и одноклассниками;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • нездоровая конкуренция между сверстниками.

Что делать, что восстановиться?

  • Поделиться своим эмоциональным состоянием с близкими людьми (в таком состоянии важно не прятать свои эмоции, а поделиться ими с тем, кто готов тебя выслушать).
  • Дать себе время на отдых, снизить нагрузку (тебе необходимо хорошо отдохнуть и восстановить силы, а для этого на время отказаться от части обязанностей).
  • Обратиться за помощью к родственникам или друзьям (поддержка со стороны семьи и друзей поможет тебе намного быстрее почувствовать себя полным энергии).
  • Остаться наедине с собой (выдели время, которое будет принадлежать только тебе, займись чем-то приятным, позволь себе расслабиться и ненадолго забыть о десятках незаконченных дел).
  • Отрегулировать свой график (расставь дела по их приоритету; установи, какое время дня для тебя наиболее продуктивно и используй его для наиболее важных дел; сформируй оптимальный для тебя график труда и отдыха);
  • Делать паузы (регулярно прерывайся на отдых, давай себя время отвлечься, забыть о насущных проблемах).
  • Найти занятие по душе (выбери занятие, которое будет подпитывать и поднимать настроение даже в самые рутинные дни).
  • Обратиться к специалисту (помни, что ты всегда можешь обратиться за помощью и поддержкой к школьному психологу или другому специалисту).
  • Принимать неудачи (анализируй ошибки и извлекай из них уроки, но не зацикливайся на них).

Что поможет тебе избежать развития эмоционального выгорания?

  • Регулярный отдых. Соблюдай оптимальный режим труда и отдыха, никогда не забывай, что твоё личное время не менее важно, чем учёба или дополнительные занятия.
  • Внимание к себе и своему телу. Обязательно высыпайся, отрегулируй режим питания, попробуй найти подходящий для тебя вид физической активности, следи за своим здоровьем. Хорошее физическое состояние поможет легче справляться с ежедневными трудностями.
  • Организованность. Планируй свой день, не пытайся выполнить одновременно все задачи, распредели нагрузку и не откладывай сложные дела на последний момент. Не забывай отвлекаться и делать регулярные перерывы.
  • Эмоциональное общение. Анализируй свои чувства, делись ими с близкими, будь открытым и не стесняйся негативных эмоций.
  • Хобби и интересы. Всегда оставляй время для занятия тем, что приносит тебе удовольствие, развивай свои интересы и самосовершенствуйся.
  • Навыки саморегуляции. Справиться с напряжением и стрессом помогут техники релаксации и медитации, постановка целей и развитие уверенности в себе.
  • Промежуточные цели. Выделяй в долговременных задачах промежуточные цели, оценивай результат на каждом из этапов работы, следи за тем, как ты постепенно приближаешься к цели.

Источник

08

дек 2018

Синдром эмоционального выгорания у школьников

Фото использовано в качестве иллюстрации.

Тамара ТИБОРОВСКАЯ, TOMIN.BY

Синдром эмоционального выгорания школьников. Почему он возникает? Как предупредить психические заболевания у детей. Что советуют врачи. Этой актуальной теме, к слову, в 2017 году была посвящена «Неделя психического здоровья», которая проходит в Беларуси ежегодно с 9 по 15 октября в рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню психического здоровья.

— У ребенка часто меняется настроение. Он становится раздражительным и капризным.

Те, энергетические ресурсы нервной системы, которые должны тратиться на развитие, обучение и преодоление бытовых стрессов у него выбиваются гаджетами. Естественно, что ребенок на обычные бытовые стрессы, на замечание, плохую оценку, конфликт со сверстниками, реагирует невротической реакцией. У него развивается, как правило, психомоторные расстройства — навязчивые страхи, тики, всевозможные двигательные расстройства – т. е. невроз, — констатируют врачи.

Профилактика невротических заболеваний у школьников – сегодня одна из первоочередных задач. Ведь в дошкольном возрасте у детей на современном этапе вытесняется игра, которая является основным условием развития и формирования здоровой гармоничной личности. Сегодня игра вытесняется телевизором, компьютером, всевозможными студиями раннего развития.

— Нет адекватной прикладной деятельности, нет игры, лепки, рисования, творческих видов деятельности, которые необходимы ребенку для личностных качеств его развития. В студиях ребенок обучается иностранным языкам, счету, чтению в ущерб навыкам, которые должны формироваться в этом возрасте, — считают специалисты.

В 3 года малыш уже может знать до 100 английских слов, но при этом не просится на горшок и не кушает самостоятельно. В школу такой ребёнок идет однобоко развитым, его развитие искажается.

— Мы сталкиваемся с тем, что в начальной школе около 40% первоклассников имеют серьезные трудности с усвоением учебной программы. Дети не умеют общаться и критически мыслить. Они достаточно внушаемы, у них голова перенасыщена однобокими знаниями, а способности рассуждать и мыслить нет. Именно по этой причине обучение для них становится серьезным стрессом. Естественно, такие дети очень быстро выгорают эмоционально, — считают специалисты.

При относительно высоком интеллекте у ребенка может быть специфическая задержка эмоционального, регуляторного, волевого развитий. Нервная система не способна справиться с этой нагрузкой, поэтому на этот стресс они реагируют снижением своей основной учебной деятельности.

Почему у детей появляется тревожность и агрессивность

У большей части детей сейчас повышена тревожность и агрессивность, констатируют специалисты. Происходит это потому, что у них очень малый запас прочности в нервной системе в силу информационной нагрузки, не правильного режима дня и перекосов в развитии, в которых большую роль играют родители.

Папы и мамы должны понимать, что игры на гаджетах не заменят детям общение со сверстниками и сюжетно-ролевые игры.

Почему дети не хотят идти в школу

Каждому ребенку свойственны любознательность и познавательный интерес. Но если этот ресурс исчерпан, то ребенок будет защищаться от непосильной для себя нагрузки.

Если же у него есть режим дня, а в учебные дни нет гаджетов, и он имеет адекватную физическую активность, поощрение в семье, ему всегда будет хотеться идти в школу.

Специалисты отмечают также ошибки родителей, у детей которых есть какие-то частичные задержки в развитии определенных функций. Они отдают ребенка в обычный класс, игнорируя рекомендации педагогов и врачей, в надежде на то, что ребенок будет смотреть на сверстников и выравнивается. Но на самом деле он лишь зарабатывает себе неврозы, которые приходится лечить. 

Источник

Синдром эмоционального выгорания в учебной деятельности старшеклассников

Тишевский А.А. аспирант третьего года

обучения по специальности (дек.2013 г.)

19.00.07. — «Педагогическая психология»

Еромасова А.А., д. филос. н.,

профессор кафедры психологии

На сегодняшний день в психологической литературе накопилось большое количество работ по развитию синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий. Считается, что синдром эмоциональном выгорания (СЭВ) свойственен работающим людям, в частности людям коммуникативных профессий: преподавателям, врачам, полицейским, социальным работникам, воспитателям, банковским работникам и т.д.

Не вызывает сомнения тот факт, что синдром эмоционального выгорания является негативным образованием, накладывающим свой отпечаток на качество профессиональной деятельности человека и его жизнь в целом.

На Европейской конференции ВОЗ в 2005 г. отмечено, что стресс, связанный с работой, является серьезной проблемой для одной трети трудящихся стран Евросоюза. Стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода [7].

Впервые об эмоциональном выгорании заговорил американский психиатр Х. Фрейденбергер. В 1974 г. он описал данный феномен и дал ему название «burnout» для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [1, с. 7].

В 1976 году социальный психолог К. Maслач определила данное состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включающий в себя развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Изначально под синдромом эмоционального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позднее, за счет включения в СЭВ психосоматического компонента, количество симптомов данного синдрома значительно увеличилось. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям, предшествующим болезни [6].

К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «burnout» — «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили в большей степени описательный и эпизодический характер. Изначально, количество профессий, подверженных «эмоциональному сгоранию», было незначительно. К ним относились работники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб расширяет группу профессионального риска: это — прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней [9].

Эмоциональное выгорание относят к феноменам личностной деформации, определяют, как многомерный конструкт, набор отрицательных психологических переживаний, возникающих вследствие каждодневного напряженного и эмоционально насыщенного общения или когнитивной сложностью, ответственностью. В настоящее время СЭВ внесен в международную классификацию болезней под номером 10: Z73 — проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.

Первым из отечественных психологов о феномене эмоционального выгорания заговорил Б.Г. Ананьева, употребляя термин «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного явления, которое возникает у работников профессий типа «человек-человек» и связанного с межличностными отношениями. Следует отметить, что данный феномен был только зафиксирован, но не подтвержден дальнейшими эмпирическими исследованиями [8].

Особый интерес среди отечественных исследований феномена выгорания вызывает процессуальная модель В.В. Бойко. Он рассматривает данное явление с позиции протекания основных фаз стресса, указывая симптомы, характерные для каждой фазы. По мнению автора, основное отличие эмоционального выгорания от всевозможных форм эмоциональной ригидности заключается в том, что СЭВ формируется в процессе жизнедеятельности человека. В. В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций или понижения их энергетики в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Компоненты и стадии развития синдрома эмоционального выгорания

В психологической литературе стадии развития СЭВ рассматриваются по-разному. Например, Х. Дж. Фрейндербергер на первых этапах своих исследований различал только две стадии развития синдрома — раннюю и последующую. Ранняя характеризуется тем, что чувства еще сохранены, в то время как последующей стадии эмоции полностью отсутствуют. Позже он выделил 12 стадий развития синдрома. Первая стадия характеризуется присутствием навязчивого стремления проявить себя, включаясь в активную деятельность. На следующих стадиях наблюдается пренебрежение к собственным потребностям, переоценка ценностей, отрицание возникающих проблем. Наконец, на заключительной стадии встречается феномен отступления (апатия, человек внутренне «сдается»), деперсонализации, внутренней пустоты вплоть до полного эмоционального и физического истощения.

К компонентам эмоционального выгорания относятся следующие: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений [3, с. 23].

Первый компонент выгорания — эмоциональное истощение — рассматривается как главная составляющая профессионального выгорания. Оно проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности. Происходит истощение эмоциональных ресурсов, и человек теряет прежний интерес к работе, в следствие чего возникает ощущение «приглушенности» эмоций.

Второй компонент — деперсонализация (цинизм) — проявляется в негативном, бездушном, циничном отношении к партнерам по общению. Контакты с людьми становятся поверхностными и формальными. Возникающие негативные установки первоначально имеют скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении. Со временем раздражение уже не поддается контролю, вырываясь наружу в виде вспышек гнева, влекущих за собой конфликтные ситуации.

Третий компонент — редукция личных достижений — проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе. Работа теряет былую ценность, в следствии чего снижается трудовой мотивации, происходит ограничение и уклонение от своих обязанностей по отношению к другим. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек начинает винить себя, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие, апатия к работе.

Условия развития синдрома эмоционального выгорания.

В литературе выделяют три фактора, играющих значительную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.

Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденбергер выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.

В. И. Ковальчук отмечает, что людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию [4].

В. В. Бойко выделяет следующие личностные факторы, наиболее способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. 

Распространенность синдрома эмоционального выгорания.

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% — резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями [7].

Сегодня есть известные авторы, не ограничивающие сферу проявления эмоционального выгорания только помогающими профессиями. А. Пайнз Е. Аронсон, например, рассматривают эмоциональное выгорание как признак переутомления, который может встречаться в любой профессии, а также и за пределами профессиональной деятельности (например, в работе по дому). Существуют работы, рассматривающие выгорание вне профессиональной деятельности, например, в обучении, спорте.

Несмотря на это проблема развития эмоционального выгорания в старшем школьном возрасте остается не изученной.

Автор считает, что сложности учащихся старшего школьного возраста, прохождение старшеклассниками стадии подросткового периода, наличие большого количества факторов стресса, оценка успехов ученика преподавателем, сформировавшиеся индивидуальные особенности, наличие экзаменов в старших классах (предэкзаменационный стресс), сдача ЕГЭ, принятие решения при выборе будущей профессии, самоопределение, подготовка к поступлению в ВУЗ/устройству на работу, негативная или несформированная Я-концепция, гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация) могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания уже в школьном возрасте.

Эмоционально выгоревший ученик не способен полноценно обучаться и в будущем быть профессионалом в своем деле. Необходимо научиться выявлять, предотвращать и нивелировать СЭВ еще в школьном возрасте, что позволит подготовить школьников к будущим трудностям в учебе в ВУЗе и профессиональной деятельности и даст возможность вовремя предпринять меры для предотвращения развития данного синдрома.

Литература

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд., перераб. и доп. Спб.: — Питер, 2008. 336 с.

  2. Золотова Т.Н. Психология стресса. — М., 2008. 189 с.

  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — Спб.: — Питер, 2002. 221 с.

  4. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. №11. С. 2-16.

  5. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания. — М., 2006. 424 с.

  6. Модели эмоционального выгорания [электронный ресурс] // ПСИ-ФАКТОР. URL: https://psyfactor.org/personal/personal12-01.htm (дата обращения: 05.12.2013).

  7. Синдром эмоционального выгорания [электронный ресурс] // Русский медицинский сервер. URL: https://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html (дата обращения: 10.12.2013).

  8. Эмоциональное выгорание в процессе профессиональной педагогической деятельности [электронный ресурс] // Ваш психолог. URL: https://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1872-emoczionalnoe-vygoranie-v-proczesse-professionalnoj-pedagogicheskoj-deyatelnosti- (дата обращения: 30.11.2013).

  9. Эмоциональное выгорание и его сущность [электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/trening-dlya-pedagogov-emotsionalnoe-vygoranie-pedagoga-i-ego (дата обращения: 10.12.13).

Источник