Синдром эмоционального выгорания у медсестер дипломная работа

Синдром эмоционального выгорания у медсестер дипломная работа thumbnail

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Дипломная работа*

Код35285
Дата создания2005
Страниц 91

Покупка данной работы временно недоступна.

Содержание

Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психо-логии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционально-го выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционально-го выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особен-ностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмо-ционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов иссле-дования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсе-стёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсе-стёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсе-стёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагности-ка эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла
6
9
9
14
26
32
46
57
57
59
59
62
64
73
77
80
85
87
88
89
90
91
92

Фрагмент работы для ознакомления

АННОТАЦИЯ
Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенно-стей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследова-ния, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, лю-дям, социальным и групповым нормам, особенности темперамента могут яв-ляться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмо-ционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельно-сти.
В исследовании использовались следующие методы: анкетирование; ме-тодика цветовых выборов М. Люшера; методики «Оценка темперамента» А. Белова, 16PF опросник Р. Б. Кеттелла, «Диагностика эмоционального выго-рания личности» В. В. Бойко; методы математической статистики.
В первой главе представлены основные теоретические подходы к опреде-лению сущности феномена «эмоционального выгорания»; рассмотрены факто-ры, влияющие на развитие эмоционального выгорания; динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания; профес-сиональная деформация как следствие эмоционального выгорания и меры по её профилактике.
Во второй главе определены требования, предъявляемые профессией к личности медсестры, и описаны личностные особенности медсестёр, предрас-полагающие к формированию у них синдрома эмоционального выгорания.
В третьей главе представлено исследование, посвящённое изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдро-ма эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной дея-тельности. Работа состоит их двух теоретических глав и одной эмпирической главы.

Список литературы

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. Казань: Издательство Казанского униерситета, 1987. 261 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. М.: Наука, 1998. С. 231244.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динами-ка/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. М.: Наука, 1985. Т. 6. № 6. С. 107115.
4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхи-менко//Медицинская помощь. М.: Медицина, 2003. № 2. С. 2529.
5. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессио-нальной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимо-ва, А.А. Баканова//Педагогические вести. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. № 5. С. 34.
6. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. СПб.: Пи-тер, 1999. 123 с.
7. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М.С. Афанаскина//Медицинская сестра. М.: Русский врач, 2001. № 6. С. 34.
8. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. М.: Наука, 1998. С. 3238.
9. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выго-рания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». М.: Издательство МГУ, 1995. № 1. С. 54.
10. Белов В.М. Психология здоровья/В.М. Белов. СПб.: Алетейя, 1997. 231 с.
11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бой-ко. М.: Наука, 1996. 154 с.
13. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Вино-кур, М. Розанова//Медицина Санкт-Петербурга. СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. № 11. С. 28.
14. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифо-рова. СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. С. 443463.
15. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е. Водопьяно-ва//Стоматолог. М.: Медицина, 2002. № 7. С. 12.
16. Захаров С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие?/С. Захаров//Интернет: https://forums.rusmedserv.com/ show thread.php?t=8748
17. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского де-ла/А.Г. Заховаева//Сестринское дело. М.: Медицинский вестник, 2003. № 2. С. 2829.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
20. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. 108 с.
21. Караванов Г., Коршунова В. Индивидуально-психологические особенно-сти личности врача-хирурга/Г. Караванов, В. Коршунова. Львов: Вища Школа, 1974. 84 с.
22. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. Прага: Авиценум, 1974. 405 с.
23. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость меди-цинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена и санитария. М.: Медицина, 2004. № 3. С. 2738.
24. Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии/Т. Крон//Интернет: https://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#ссылка 3
25. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилакт-ки/Е. Лешукова//Интернет: https://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#
26. Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. М.: Наука, 1976. 235 с.
27. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения/Т.А. Немчин. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. 187 с.
28. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. СПб.: Речь, 2002. 256 с.
29. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. М.: Наука, 2001. Т. 20. № 1. С. 1621.
30. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Барабаш Кемерово: Издатель-ство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. 245 с.
31. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Мадьянова В.В. Инновационная дея-тельность лечебно-профилактических учреждений, её эффективность и влия-ние на состояние здоровья врачей/Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. М.: Медиа Сфера, 2002. № 4. С. 38.
32. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина В 2х-т. Т. 1. М.: ВЛАДОС, 2003. 312 с.
33. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей/А.А. Ре-ан, А.А. Баранов//Вопросы психологии. М.: Школа-Пресс, 1997. № 1. С. 4553.
34. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных професси-ях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. М.: Наука, 2002. Т. 23. № 3. С. 8595.
35. Сандомирский М.Е. Выгорание профессиональная болезнь фармацев-та?/М.Е. Сандомирский//Интернет: https://marks.on.ufanet.ru/RE3TXT.HTM
36. Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания/А. Сергеева//Интернет: http:www.tsale.ru/index.htm
37. Семенова Н.Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умираю-щими пациентами/Н.Д.Семёнова//Интернет: https://www.doctor.ru/onkos/ together/conf2.htm#5
38. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Тру-нов//Журнал практического психолога. М.: Издательство МГУ, 1998. № 8. С. 8489.
39. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал челове-ка/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Меди-цинских Наук. М.: Медицина, 2004. № 3. С. 813.
40. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследо-вание особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова//Гигиена и санитария. М.: Медицина, 2003. № 3. С. 2427.
41. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. 490 с.
42. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель про-фессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк//Вопросы психологии. М.: Школа-Пресс, 1994. № 6. С. 5763.
43. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Хар-ди. Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. 286 с.
44. Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова//Сестринское дело. М.: Издательский дом ме-дицинский вестник, 2003. № 6. С. 3435.
45. Ширинский В. Слуга народа или нахлебник у государства/В. Ширинский//Интернет: https://www.medvestnik.ru/Gazette/2002/03/p06-02.html
46. Burisch M. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout/M. Burisch//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. London: Taylor and Francis, 1993. P. 7593.
47. Burke R.J., Richardsen A.M. Stress, burnout and health/R.J. Burke, A.M. Richardsen//In Handbook of stress, medicine and health/Ed. C. Cooper. London: CRC Press, 1996. P. 101117.
48. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burnout/C. Cherniss//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. London: Taylor and Francis, 1993. P. 135149.
49. Hobfoll S.E., Freedy J. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout/S.E. Hobfoll, J. Freedy//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. London: Taylor and Francis, 1993. P. 115129.
50. Pines A. Burnout an existential perspective/A. Pines//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. London: Taylor and Francis, 1993. P. 3551.

Читайте также:  Синдром белого пятна у новорожденного

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник

Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

  • История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 10.10.2014

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    Читайте также:  Частые осложнения при респираторном синдроме

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания», обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.06.2011

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.

    практическая работа, добавлен 24.03.2011

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Источник

    о своих негативных впечатлениях.
    В лучшем случае они ограничиваются

    директивными указаниями
    или уходят от контакта, не объясняя
    причин и

    предоставляя ему самостоятельно
    восполнить этот пробел (своими

    многочисленными проекциями).
    Правильно   выраженные чувства 
    медсестры помогут

    пациенту пролить свет
    на волнующие его вопросы, то есть
    понять механизм,

    скрывающийся за непонятными 
    действиями окружающих. Может быть
    полезнее

    расходовать энергию не на
    подавление естественных впечатлений,
    а на поиск

    подходящей формы для 
    их выражения [38,87].

    Негативные эмоции (страх,
    раздражение, отчаяние), возникающие 
    у медсестры  во

    время или после работы
    часто связывают с негативными 
    переживаниями пациента.

    Плохое состояние медсестры 
    является как бы следствием «эмоциональной

    вовлеченности» в негативные
    переживания пациента. В основе лежит 
    «заражение»,

    то есть идея «непосредственного
    перехода» эмоций пациента к медсестре.
    Но это

    прямолинейное объяснение уводит
    в сторону от более сложных 
    и тонких

    процессов, происходящих при 
    встрече с пациентами, находящимися
    в кризисной

    ситуации. Даже поверхностный 
    анализ «негативных переживаний» медсестры

    обнаруживает, что они 
    являются внешним выражением различных 
    менее

    осознаваемых состояний 
    самого специалиста. Примером может 
    служить страх

    медсестры предстать перед 
    пациентом и собой беспомощной 
    и некомпетентной.

    Более глубокий анализ переживаний 
    специалиста приводит Тамар Крон:
    «Не

    испытываем ли мы тревогу 
    за сохранность собственных схем
    и аксиом и не

    стараемся ли их защитить? Не
    пытаемся ли мы отдалиться от «опасного»
    для

    наших схем опыта клиента?»
    [24].

    Большое количество разнообразных 
    ситуаций, схем и представлений о 
    жизни, с

    которыми встречается 
    медсестра, должны приводить к осознанию 
    ею своей

    субъективности. По мере приобретения
    опыта это ощущение не уменьшается,
    а,

    напротив, растет. А вместе
    с ним растет осознание своей 
    некомпетентности и

    крайней ответственности 
    за судьбу пациента. Вероятно, только единицы 
    могут

    комфортно переносить эти 
    чувства, поэтому параллельно идут
    процессы,

    защищающие человека от «многообразия 
    опыта» и «хаоса бытия». Имеются 
    ввиду

    обобщение и систематизация
    своего опыта, типологизация пациентов,
    создание

    своих и использование 
    чужих схем работы с разными проблемами,
    поиск критериев

    эффективности своей работы.

    В основе решения быть специалистом
    в системе человек-человек всегда
    лежит

    несколько мотивов. Одни мотивы
    «правильные» принимаются, а значит

    осознаются. Другие мотивы «неправильные»
    отвергаются или, по крайней мере,

    редко вербализуются. По мере
    работы индивидуальный спектр мотивов 
    неизбежно

    меняется, поскольку мотивы
    –  это подвижные образования.
    Они могут

    усиливаться и ослабевать,
    исчезать и появляться. Такое уменьшение
    мотивации

    может возникнуть, когда:

    1)мотив входит в противоречие 
    с конкретной ситуацией –  
    например,

    романтическое желание помогать
    людям «на деле» сталкивается
    с рутинной

    тематикой или реальными 
    профессиональными трудностями;

    2)мотив исчерпывается 
    – удовлетворение потребности 
    (реализация мотива)

    приводит к исчезновению
    необходимости в данной работе; она 
    становится

    «выжимающей силы» обузой;
    например, специалист решил свои личные
    проблемы,

    удовлетворил любопытство,
    испытал себя.

    Уменьшение (исчезновение) мотивации 
    может не осознаваться специалистом,
    хотя

    внешне будет проявляться 
    вполне конкретными симптомами «сгорания»:
    нежеланием

    работать, потерей интереса.
    Они могут свидетельствовать 
    о том, что у

    медсестры больше нет внутренней
    необходимости в продолжение 
    своей

    деятельности (или этой необходимости 
    явно недостаточно). Почему же в этом

    случае не уйти? Потому что 
    существуют другие мотивы, препятствующие
    этому,

    которые она тоже может 
    не сознавать. Например, в некоторых 
    случаях удобнее

    «гореть», чем менять свое
    настоящее место работы на неопределенное
    будущее,

    Читайте также:  Перигепатит синдром фитц хью куртиса

    свою маленькую зарплату
    на отсутствие таковой.

    Трудоспособность специалиста 
    во многом зависит от понимания (осознания)
    им

    спектра своих желаний, потребностей
    и ожиданий, связанных с работой.
    Если

    рассматривать медицину как 
    поле деятельности, направленной на удовлетворение

    личностных потребностей
    человека, то симптомы «сгорания» могут

    сигнализировать об окончании 
    этого жизненного этапа, или другими 
    словами –  о

    прохождении очередного этапа 
    в развитии личности человека, реализовавшегося
    в

    работе [38,88].

    Некоторые личностные особенности 
    медицинских работников могут делать 
    их

    более или менее уязвимыми 
    к эмоциональному выгоранию. Склонная
    к стрессу,

    напористая, «стресс – 
    зависимая» личность представляет 
    собой хорошо

    известный стереотип, но интересно,
    что одна  из  моделей  Дж. Эдельвич,
    А.

    Бродски процесса эмоционального
    выгорания в качестве  своей 
    первой стадии

    имеет «идеалистический энтузиазм».
    Общепринятой является точка зрения,
    что

    именно оказывающий помощь
    и  преданный  человек является
    наиболее уязвимым;

    как говорится в поговорке 
    «вы  должны  быть  в  огне, 
    чтобы сгореть», и

    поэтому, некоторые  из 
    наиболее  успешно  и  плодотворно 
    работающих имеют

    самый   высокий  
    риск  эмоционального  выгорания.  
    У   них  есть  тенденция

    к идеалистическим,  а 
    не  реалистическим ожиданиям, они 
    становятся

    сверхувлеченными  своей 
    работой и им трудно оторваться от
    нее.

    По мнению М. О. Винсент, они 
    могут  быть  созависимыми  и 
    испытывать

    сильную потребность чувствовать 
    себя  необходимыми,  значимыми, ценимыми
    и

    принятыми. Кроме того, заметно 
    их стремление рвать связи со знакомыми 
    и

    родственниками, при общении 
    с которыми могут проявиться 
    их потребности и

    уязвимость. Поэтому они 
    уединяются в своем  маленьком 
    мире,  где  много или

    большинство положительных 
    эмоций  они  находят  в  своей 
    профессиональной

    деятельности или учреждении, 
    в  котором работают.

    А. Пинес считает, что их
    экзистенциальные потребности удовлетворяются 
    через

    их профессиональную идентичность
    и поэтому профессиональные  угрозы 
    и

    стрессы  они  переживают 
    как  вызов фундаментальным   
    надеждам,    целям,

    смыслу   и   назначению, 
    что  практически  не  компенсируется
    поддержкой со

    стороны [16].

    По мнению М. Кинга, преобладающая 
    особенность медицинской профессии 

    отрицать проблемы, связанные 
    с личным здоровьем. Развитию этого 
    состояния

    способствуют определенные
    личностные особенности — высокий 
    уровень

    эмоциональной лабильности
    (нейротизма), высокий самоконтроль,
    особенно при

    выражении отрицательных 
    эмоций со стремлением их подавить,
    рационализация

    мотивов своего поведения, склонность
    к повышенной тревоге и депрессивным

    реакциям, связанным с 
    недостижимостью «внутреннего стандарта»
    и блокированием

    в себе негативных переживаний,
    ригидная личностная структура.

    Существует миф «о жертвенности»,
    который способствует зарождению синдрома

    эмоционального выгорания.
    В нашей культуре жертвенность почти 
    приравнена к

    святости. Кстати, «жертвующий»
    нередко подсознательно в глубине 
    души ожидает

    награды за свою жертву. И 
    со временем его начинает подтачивать 
    обида на тех,

    кто не оценил его усилий,
    не сказал спасибо за сделанное. Вообще
    существуют

    четыре «ядовитых» чувства,
    которые составляют эмоциональную 
    сторону синдрома

    эмоционального выгорания:
    вина перед собой и другими 
    за то, что не сделал, не

    успел, стыд (не так получилось,
    не имел права на ошибку, должен всегда
    быть

    правильным), обида (о ней 
    мы только что говорили), страх (не получится,
    не

    поймут). В «Обыкновенном 
    чуде» Евгения Шварца есть потрясающий 
    образ

    «Великий Охотник». Так 
    вот, он перестал стрелять из-за того, что 
    боялся

    нечаянно промахнуться и 
    утратить звание великого охотника [36].

    Каждой медсестре  необходимо
    стать  своим  собственным

    высококвалифицированным 
    специалистом по устранению стресса 
    и научиться

    устанавливать   или 
    переустанавливать  приоритеты 
    и  думать  об изменении

    образа  жизни,  внося 
    перемены  в  свою  повседневную
    «рутину». Парадокс

    состоит в том, что способность 
    медицинских работников отрицать свои

    негативные эмоции может 
    иногда быть силой, но нередко это 
    становится их

    слабостью. Поэтому полезно 
    помнить о том, что мы сами всегда
    либо часть наших

    проблем, либо часть их решений
    [16].

    Выводы по главе 2.:

    1.Деятельность медицинской 
    сестры связана с повышенными 
    психоэмоциональными

    нагрузками в сочетании 
    с ответственностью в принятии решений 
    при различных

    экстремальных ситуациях. Наибольшее
    психоэмоциональное напряжение вызывают

    взаимоотношения с пациентами,
    испытывающими боль, боящимися врачебного

    вмешательства, встревоженными
    и напряженными, иногда агрессивно
    настроенными,

    недоверчивыми и их родственниками.

    2.Личность медсестры, 
    методы и стиль её работы, умение 
    общаться с пациентами

    – всё это само по себе
    может служить лекарством. Добросовестная
    работа

    медсестры повышает уверенность 
    пациента в выздоровлении. Практически

    невозможно провести резкой
    границы между физическим уходом
    за пациентом и

    психическим воздействием на
    него в ходе деятельности.

    3.Самым лучшим антидотом 
    при таких  негативных чувствах 
    как фрустрация, гнев,

    цинизм, чувстве   неуверенности 
    в  себе  перед  лицом  непрекращающихся

    страданий  и  неустранимых
    болей пациентов, которые являются
    действительной

    реальностью    профессиональной   
    атмосферы медсестры, является  развитие

    интеллектуальной стороны 
    медицинской практики, творческий и 
    личностный рост

    профессионала.

    4.Для  медсестры необходимо 
    осознание того, что, в конце 
    концов, обращаться к

    человеку в себе может 
    быть  не  так  уж  и  плохо. 
    Принимая на себя

    ответственность за характер 
    переживания стресса, специалист обретает

    контроль над собой, 
    и  при  этом    переходит 
    из  положения «жертвы» к

    состоянию   «уцелевшего»
    и тем самым снижает уровень 
    эмоционального

    выгорания.

         ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
    ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

    МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР 
    НА ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
    ВЫГОРАНИЯ В

                 
    ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ             

         3.1.
    Характеристика базы, процедуры 
    проведения  и

                              
    методов исследования                          

    Исследование проводилось 
    с 01.02.05  по 15.03.05 года на  базе МУЗГКБ-2.
    В

    исследование принимали 
    участие медицинские сёстры хирургических 
    отделений

    МУЗГКБ-2 в количестве 45 человек.
    Их социально-демографические характеристики

    представлены в Таблице
    1.

                                                                    Таблица 1

              
    Социально-демографические характеристики 
    испытуемых          

    Социально-демографические

    характеристики

    Сформировавшееся

    эмоциональное

    выгорание

    Формирующееся

    эмоциональное

    выгорание

    Отсутствие эмоционального

    выгорания

    Количество

    человек

    В

    %

    Количество

    человек

    В %

    Количество

    человек

    В %

    Воз-раст

    от 22 до 30 лет

    9

    60

    9

    60

    8

    53

    от 30 до 37 лет

    6

    40

    6

    40

    7

    47

    Стаж

    работы

    от 1 до 3 лет

    3

    20

    3

    20

    6

    40

    от 3 до 10 лет

    9

    60

    8

    53

    6

    40

    от 10 лет и более

    3

    20

    4

    27

    3

    20

                                                        продолжение Таблицы
    1

    Должность

    Постовая медсестра

    10

    67

    8

    53

    5

    33

    Перевязочная

    медсестра

    3

    20

    4

    27

    4

    27

    Операционная

    медсестра

    2

    13

    3

    20

    6

    40

    Образование

    Среднее

    специальное

    14

    93

    13

    87

    12

    80

    Неоконченное

    высшее

    1

    7

    2

    13

    3

    20

    Исследование  осуществлялось
    в несколько этапов:

    На первом этапе исследования
    были выявлены социально-демографические

    характеристики испытуемых.

    На втором этапе исследования
    были выявлены  уровень сформированности
    синдрома

    эмоционального выгорания 
    и ведущие симптомы эмоционального
    выгорания у

    испытуемых в процессе
    выполнения профессиональной деятельности.

    На третьем этапе исследования
    было определено психоэмоциональное состояние

    испытуемых.

    На четвёртом этапе 
    исследования были выявлены личностные
    черты испытуемых.

    На пятом этапе исследования
    был определён доминирующий тип 
    темперамента

    Источник