Синдром эмоционального выгорания синдром менеджера

Синдром эмоционального выгорания синдром менеджера thumbnail

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений[1]).

Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью[2].

Классификация по МКБ[править | править код]

Классификация по МКБ-10[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
  • Код: Z73.0
  • Название: Переутомление

Классификация по МКБ-11[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Подкласс: Факторы, влияющие на состояние здоровья
  • Блок: Проблемы, связанные с занятостью или безработицей
  • Код: QD85
  • Название: Переутомление

Клиника[править | править код]

Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой[источник не указан 486 дней].

Факторы развития[править | править код]

Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[3] — у врачей[4], психологов, педагогов[5], работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.

Диагностика[править | править код]

Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон[6], которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).

Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.

Для диагностики эмоционального выгорания при работе с мигрантами используется методика «Межкультурное эмоциональное выгорание»[7][8].

В культуре[править | править код]

Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  1. Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
  2. Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
  3. Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
  4. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis

См. также[править | править код]

  • Многофакторная теория выгорания

Ссылки[править | править код]

  • Синдром эмоционального выгорания
  • П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
  • Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
  • Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
  • Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину

Источник

Òû íå çàñëóæèâàåøü ñ÷àñòüÿ!

Ñêîëüêî ëþäåé æèâåò ïîä êàìåííîé ïëèòîé ñàìîîñóæäåíèÿ? Ñêîëüêî ëþäåé îãðàíè÷èâàþò ñåáÿ ðàäè ãóíäÿùåãî ãîëîñà â ãîëîâå?

ß áûë îäíèì èç òàêèõ.

Íå äåëàþ ÷òî-òî — ëåíèâîå ÷ìî. Äåëàþ — íàäî äåëàòü ëó÷øå! Åñëè ó ìåíÿ ÷òî-òî íå ïîëó÷àåòñÿ — çíà÷èò ÿ êðèâîðóêèé ìóäàê. Åñëè ÿ íå çíàþ, êàê ðåøèòü ïðîáëåìó — òóïîé èäèîò.

Ñïîðþ, åñëè áû ÿ ñîñòàâèë ñëîâàðü ñàìîáè÷åâàíèÿ, îí òî ïîëó÷èëñÿ áû òîëìóä, íå õóæå êíèæêè-âèêèïåäèè.

Æèë ñåáå, íå òóæèë, ïîòèõîíüêó îáñèðàÿ ñàìîãî ñåáÿ, äî òåõ ïîð, ïîêà íå ïðèøåë îí — êðèçèñ. Ñ áîëüøîé áóêâû Ã.

 æèçíè êàæäîãî áûâàåò òàêîé ïåðèîä, êîãäà âñå áèëåòû — âûèãðûøíûå. Òîëüêî âûèãðûø — ëîïàòà ãîâíà. Æîïà ðàçìåðîì ñ Êðàêàòàó.

À òåáå óæå íå ñêðûòüñÿ, íå îòëîæèòü, íå èçáåæàòü, íå çàáèòü, íå ñïðÿòàòüñÿ…

Íî òû æå âñå ðàâíî ïîïðîáóåøü, âåðíî? Ñèäåòü â ãîðÿùåé êâàðòèðå, çàäûõàÿñü îò äûìà, è âñåìè ñèëàìè äåëàòü âèä, ÷òî âñå íîðìàëüíî.

Ó ìåíÿ òàêîé ïåðèîä ñëó÷èëñÿ â íà÷àëå 2018 ãîäà, â àêêóðàò ïîñëå íîâîãîäíèõ ïðàçäíèêîâ. Ãäå-òî â íà÷àëå ÿíâàðÿ, ÿ ïðîñíóëñÿ óòðîì è ïîíÿë — ÿ íå ìîãó…

Òÿæåëî îïèñàòü ýòî ñîñòîÿíèå òåì, êòî â íåì íèêîãäà íå áûë. Îãðîìíàÿ êàìåííàÿ ïëèòà ïðèæèìàåò òåáÿ ê êðîâàòè. Ïîäíÿòüñÿ, ÷òîáû ïðèãîòîâèòü êîôå — êàê ïðîáåæàòü òðóñöîé äî Ëóíû.

Îò÷àÿíèå æðåò ïîäîáíî ñòàðîìó øàêàëó, ñî ñòåðòûìè, ãíèëûìè çóáàìè. Òû íå ïîíèìàåøü ÷òî ïðîèñõîäèò — ãäå ÿ, êòî ÿ, îòêóäà ÿ? Òû êàê áóäòî áû óìåð, íî ìîçã îòêàçûâàåòñÿ ýòî ïðèçíàâàòü.

ß õîäèë â ìàãàçèí êàæäûé äåíü, è âñÿêèé ðàç âûõîäÿ èç äîìà, ó ìåíÿ áûëî ñèëüíåéøåå ÷óâñòâî äåðåàëèçàöèè. Êàê áóäòî áû ÿ ïåðñîíàæ êèíî, è âñå âîêðóã íå âçàïðàâäó, êàê áóäòî áû ìèð íå ðåàëåí. Ëþäè êàçàëèñü ìíå ñåðûìè òåíÿìè. ß ìîã ïðîéòè â ïîëóìåòðå îò íèõ, íî áûëî îùóùåíèå, ÷òî ìû íàõîäèìñÿ â ðàçíûõ âñåëåííûõ. Âñå êàçàëîñü ìíå áåñêîíå÷íî äàëåêèì, íå íàñòîÿùèì, íåçíàêîìûì…

Ýòà ïðîäîëæàëîñü îêîëî ìåñÿöà. Â êàêèå-òî ìîìåíòû ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ îäíàæäû íå ïðîñíóñü. Âåðíåå ïðîñíóñü, íî ýòî óæå áóäó íå ß.

Ìîå ñîçíàíèå ðàñòâîðèòñÿ, ïîäîáíî âîñêó ñâå÷è, à âìåñòî íåãî îñòàíåòñÿ ïóñòàÿ îáîëî÷êà. Ìû÷àùàÿ, ñîïÿùàÿ, ñðóùàÿ è ññóùàÿ ïîä ñåáÿ.

Ðÿäîì íå áûëî áû íèêîãî, êòî ñìîã áû ïîìî÷ü, ïîíÿòü, óòåøèòü, ïîääåðæàòü, íàïðàâèòü…

Ðÿäîì íå áûëî íèêîãî…Êðîìå ãîëîñà.

Ýòîãî ìàëåíüêîãî ìåðçêîãî ãîëîñî÷êà, êîòîðûå áûë ñî ìíîé âñå òî âðåìÿ, ÷òî ÿ áûë â ñîçíàíèè.

«Òû íè÷åãî íå ñìîæåøü ñäåëàòü», «Èç ýòîãî íåò âûõîäà», «Òàê áóäåò âñåãäà», «Íèêòî òåáå íå ïîìîæåò», «Òû îäèí òàêîé», «Äàëüøå áóäåò òîëüêî õóæ廅

ß ïðîáîâàë âñå. Ìåäèòàöèè, âèçóàëèçàöèè, äûõàòåëüíûå òåõíèêè, ìîëèòâû âñåì âîçìîæíûì áîãàì…

Íå ïîìíþ êîãäà è êàê, íî ïðîèçîøåë êàê áóäòî áû ùåë÷îê. Íàâåðíî â ýòîò ìîìåíò êàæäûé, ïðîõîäÿùèé ÷åðåç ïîäîáíûé àä, ðåøàåò äëÿ ñåáÿ — æèòü èëè óìèðàòü.

Óìèðàòü ìíå íå õîòåëîñü. Áûë ó ìåíÿ îñîáûé æèçíåííûé îïûò, êîòîðûé íàâñåãäà çàêðûë äëÿ ìåíÿ âîçìîæíîñòü ñàìîóáèéñòâà. Ñòàëî áûòü — íàäî êàê-òî æèòü.

È ïåðâîå, íà ÷òî ÿ îáðàòèë ïîñëå ùåë÷êà âíèìàíèå — ýòî ãîëîñ. Âíóòðåííèé êðèòèê, íåäîâîëüíûé ðîäèòåëü, ñóïåð-ýãî… Íå âàæíî.

ß íà÷àë ñ íèì ñïîðèòü. Âñå àðãóìåíòû áûëè íà åãî ñòîðîíå, âñÿ ïðàâäà áûëà â åãî ñëîâàõ. Âñå ìîå íóòðî âîïèëî, ÷òî ïðàâ íå ÿ, à ìîé Âíóòðåííèé Ìóäàê.

Îí äîñòàâàë èç ïàìÿòè âîñïîìèíàíèÿ: «À ïîìíèøü, âîò çäåñü òû îáîñðàëñÿ? À ïîìíèøü, êàê æàëêî òû âûãëÿäåë? À ïîìíèøü, êàê íàä òîáîé èçäåâàëèñü? À ïîìíèøü…».

ß ïðîäîëæàë ñïîðèòü. ß âíîâü è âíîâü ïîâòîðÿë ñåáå ôðàçó: «ß îòêàçûâàþñü ÷ìûðèòü ñàìîãî ñåáÿ, ÿ îòêçàçûâàþñü óíèæàòü ñàìîãî ñåáÿ, ÿ îòêàçûâàþñü ÷ìûðèòü ñåáÿ, ñìåøèâàòü ñåáÿ ñ ãîâíîì…ß îòêàçûâàþñü, îòêàÇÛÂÀÞÑÜ, ÎÒÊÀÇÛÂÀÞÑÜ!!!».

 êàêîé-òî ìîìåíò, ÿ ïîíÿë èñòèííûé ñìûñë ìèôà î Ëåðíåéñêîé ãèäðå. ß ðóáèë è ðóáëè ýòè ùèïÿùèå ãîëîâû, à îíè íå ïðåêðàùàëèñü è íå ïðåêðàùàëèñü.

Èíîãäà áûëè äíè, êîãäà ÿ íè÷åãî íå åë, à ïðîñòî ïÿëèëñÿ â ñòåíó è ïîâòîðÿë ïðî ñåáÿ, êàê ñóìàñøåäøèé: «ÿ îòêàçûâàþñü, ÿ îòêàçûâàþñü, ÿ îòêàçûâàþñü…».

ß íå îòäûõàë, íå îòêëàäûâàë íà ïîòîì, íå èçáåãàë ðàáîòû… Âñÿêèé àêò ñàìîêðèòèêè ñîïðîâîæäàëñÿ ôðàçîé «ÿ îòêàçûâàþñü ñåáÿ êðèòèêîâàòü!». Èíîãäà, ìîé âíóòðåííèé ìóäàê äåëàë íåñêîëüêî ñîòåí ïîïûòîê â äåíü, ÷òîáû îáîñðàòü ìåíÿ è ââåðãíóòü â áåçäíó îò÷àÿíèÿ.

Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ýòî áóäåò ïðîäîëæàòüñÿ âå÷íî…

Îäíàêî, ÿ ïîäóìàë òàê: «Åñëè ïîìðó — òî ñ ÷èñòîé ñîâåñòüþ. ß õîòÿ áû ïûòàëñÿ ÷òî-òî ñäåëàòü. Êòî ìîæåò ëó÷øå — áàðàáàí íà øåþ».

È çíàåòå ÷òî? Îäèí ìåñÿö.

Ìíå ïîòðåáîâàëñÿ âñåãî îäèí ìåñÿö áîðüáû äëÿ òîãî, ÷òîáû çàòêíóòü ýòîò ãîëîñ. Ñ êàæäûì äíåì, êîëè÷åñòâî ïîçûâîâ ïîêðèòèêîâàòü ñåáÿ óìåíüøàëîñü. Áîëåå òîãî, ÿ íàó÷èëñÿ îòëàâëèâàòü äàæå íå ñàìó êðèòèêó, à èìïóëüñ ê íåé. Êàê áóäòî áû ãäå-òî â òåëå âûäåëÿåòñÿ ýíåðãèÿ, êîòîðàÿ çàòåì îôîðìëÿåòñÿ â íàìåðåíèå, à íàìåðåíèå — â ñëîâà êðèòèêè.

ß ÷óâñòâîâàë, êàê áóäòî áû èãðàþ â «Óäàðü êðîòà». ß áèë ïî äûðêå äî òîãî, êàê â íåé ïîÿâèòñÿ ãîëîâà.

 êàêîé-òî ìîìåíò ÿ ïîéìàë î÷åíü ñòðàííîå îùóùåíèå… Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîêðèòèêîâàòü ñåáÿ, ìíå íóæíî ïðèêëàäûâàòü óñèëèÿ! Êàê áóäòî ïîðóãàòü ñåáÿ ïðåâðàòèëîñü â ïîäúåì øòàíãè.

Ñïóñòÿ ìåñÿö êàæäîäíåâíîé áîðüáû, ÿ ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ñïîêîéíî.

Âñÿêèå ãîâíîãóðû ðàññêàæóò âàì, êàê ïðåîáðàçèòñÿ âàøà æèçíü, êîãäà âû íàó÷èòåñü ëþáèòü ñåáÿ è îòêàæåòåñü îò âíóòðåííåé êðèòèêè.

Òàê âîò âîëøåáñòâà íå ñëó÷èëîñü. Ìîè ïðîáëåìû íå ðåøèëèñü ñàìè ïî ñåáå, è âñå òàê æå íàâèñàëè íàä òóìáî÷êîé. Íåâðîç, õâàòü åãî çà íîñ, âñå òàê æå âèñåë êàìíåì íà øåå.

Íî ó ìåíÿ ïîÿâèëàñü ýíåðãèÿ… Ó ìåíÿ ïîÿâèëèñü ñèëû. È ñàìîå ãëàâíîå — ýòî îïûò ïîáåäû.

Êîãäà-òî, ìîÿ ñîáñòâåííàÿ íèê÷åìíîñòü êàçàëàñü ìíå áåçóñëîâíîé ïðàâäîé. ß ×ÓÂÑÒÂÎÂÀË ýòî ïðàâäîé. Âåñü ìîé ìèð áûë ïîñòðîåí òàê, ÷òîáû ñäåëàòü ýòî ïðàâäîé.

Òåïåðü æå, ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò, ÿ ïîíÿë — ß ÄÅËÀË ÝÒÎ ÏÐÀÂÄÎÉ.

Âåäü êàê ëþäè äóìàþò? Ýòà õðåíü âî ìíå ñàìà ïî ñåáå æèâåò, ÿ åå íå êîíòðîëèðóþ, ÷òî äåëàòü ñ íåé íå çíàþ, è îíà ïðè÷èíÿåò ìíå áîëü è áåñïîêîéñòâî. Äà ÿ è ñàì òàê íàïèñàë â ñàìîì íà÷àëå ýòîãî òåêñòà.

Íî ïðàâäà â òîì, ÷òî ÿ ñîçäàþ ýòó õðåíü êàæäóþ ñåêóíäó. Îíà íå ñóùåñòâóåò, êàê ÷òî-òî íåçàâèñèìîå, êàê êàêîé-òî äåìîí èëè äóõ. Ýòî âñåãî ëèøü öåïî÷êà íåéðîííûõ ñâÿçåé, ïî êîòîðûì ìîçã ãîíÿåò ýëåêòðîõèìè÷åñêèé ñèãíàë ïîòîìó, ÷òî îí òàê ïðèâûê äåëàòü.

È ìîçã òàê áóäåò ãîíÿòü ýòîò ñèãíàë äî òåõ ïîð, ïîêà ÿ íå ïðèó÷ó åãî äåëàòü èíà÷å. Åñëè ÿ ðàç çà ðàçîì áóäó ñîãëàøàòüñÿ ñ ïðèâû÷êîé ðóãàòü ñåáÿ, òî îíà áóäåò âîñïðîèçâîäèòüñÿ ñ êàæäûì ìîèì àêòîì ñîãëàñèÿ. Ðóãàÿ ñåáÿ, ß ÏÐÎÄËÅÂÀÞ îùóùåíèå ñâîåãî íè÷òîæåñòâà åùå íà îäíó ñåêóíäó. È åùå íà îäíó. È åùå íà îäíó.

Èç ýòèõ ñåêóíä ñêëàäûâàåòñÿ ìèíóòû, èç ìèíóò ÷àñû, èç ÷àñîâ äíè, ìåñÿöû è ãîäû.

Ãîäû îò÷àÿíèÿ, ïîäàâëåííîñòè, òðåâîãè è ñòðàõà.

Ïðîòèâ îäíîãî ìåñÿöà ïëîòíîé ðàáîòû.

Õîðîøî, ÷òî âûáîð óæå ñäåëàí, íå òàê ëè?

Источник

Синдром менеджера – состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. В литературе встречаются и другие определения подобных состояний: «синдром эмоционального выгорания», «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «профессиональная деформация» и т.д.

f06fc8219740baa00b8e06d953c91784.jpg

На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. В Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике: «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Американский психолог и психиатр Freudenberger H. J. в 1974 г. описал феномен истощения, потери мотиваций и ответственности и назвал его burnout (выгорание). По Т. В. Форманюк, синдром эмоционального выгорания – «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми». Последние годы показывают, что «синдром менеджера» развивается не только у менеджеров, то есть руководителей высшего и среднего звена, общающихся по роду деятельности с клиентами, но и людей, работающих в других профессиях. По В. В. Бойко эмоциональное выгорание это «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». 

Профессиональное развитие личности обычно понимаются как рост, становление, интеграция в профессиональной деятельности личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений.

В.А Бодров выделяет основные характеристики, обеспечивающие профессиональную пригодность человека:

  • Профессиональную мотивацию как побудительную активность для удовлетворения всего спектра потребностей человека (от биологических до личностной зрелости (самоактуализация, самосовершенствование).

  • Общую и профессиональную подготовленность, необходимую для деятельности в типовых и нештатных ситуациях.

  • Уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности (развитие анализаторов и физических качеств).

  • Состояние индивидуально-психологических функций организма (темперамент, психомоторика, познавательные процессы, эмоционально-волевые особенности личности).

Регрессивная, нисходящая линия профессионального развития, так же предполагает закономерности, которые можно обозначить как профессиональную управленческую деформацию. В этих случаях возможно нарушение механизма накопления психологического опыта менеджера: замедляется накопление знаний о подчиненных, недостаточно учитывается их опыт, нарушается сохранение информации, поведение планируется без достаточного учета перспектив развития. С этим связаны эгоцентризм, стремление сохранить власть любой ценой, окружить себя «удобными» людьми, подавление активности и творчества других. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них, психологическое, душевное переутомление.

Э.Ф Зеер выделяет типы кризисов, способствующих профессиональной деструкции:

  1. нормативные: возрастные кризисы и кризисы профессионального становления

  2. ненормативные, критические: снижение работоспособности, потеря трудоспособности, безработица, миграция, развод и др.

  3. невротические: внутренние конфликты личности, ее иррациональные тенденции и др.

Е.Г. Молл выделяет предпосылки профессионального регресса

  1. хронический дефицит времени

  2. психотравмирующие переживания, активация незрелых механизмов психологической защиты

  3. неуверенность в себе

  4. неадекватная индивидуальная управленческая концепция

  5. утрата обратной связи, потеря контроля над информационными потоками в организации

  6. дезадаптация в трех формах: пассивное ожидание будущего, преобладающая ориентация на себя (снижение профессиональной компетентности и эмоциональной устойчивости) и преобладающая ориентация на социальное окружение (снижается эффективность контроля, адекватность оценки окружения).

Выделены четыре типа личностного регресса:

  1. возвратное развитие, т.е. повторение прогрессивного развития в обратном порядке

  2. снижение интегральной способности к принятию решений

  3. потеря чувства перспективы в развитии производства

  4. снижение эмоциональной устойчивости и изменением отношения к людям.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в: 

  • чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 

  • дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 

  • негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Профессиональное выгорание — это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распознать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций, а затем начинают преобладать хронические болезни. Количество стресс-реакций возрастает по принципу ускорения, когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам.

Негативные последствия профессионального выгорания, имеют прямое отношение к сохранению физического здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.

Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности. В этот период человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных, затем наступает первый признак синдрома эмоционального выгорания — истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Второй признак синдрома эмоционального выгорания — личностная отстраненность, которую профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. В крайних проявлениях работающего человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.

Третий признак синдрома эмоционального выгорания — ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов.

Физические симптомы: постоянное ощущение усталости, затрудненного дыхания, одышки; тошнота, утомляемость, истощаемость, бессонница, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь при утомлении.

Эмоциональные симптомы: пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие. У пациентов этой группы появляются ощущения напряжения, беспомощности, безнадежности, они становятся раздражительными, агрессивными, тревожными, у них преобладает плохое настроение. Возможно появление переживаний неспособности сосредоточиться, чувства вины, потери идеалов, надежд или профессиональных перспектив, преобладание чувства одиночества.

Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, чрезмерное употребление табака, алкоголя, самостоятельный необоснованный прием лекарств, импульсивное эмоциональное поведение, отказ от общения с друзьями и знакомым и от других привычных форм проведения досуга.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы, ограничение круга чтения.

Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с сотрудниками, друзьями, членами семьи, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств – от возникновения развития артериальной гипертензии до инфарктов и инсультов. E. Maher в своем перечне указывает на различные симптомы, способные быть объединенными в группу аддиктивного поведения: злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, а также переедание или голодание. А. Р. Назмутдинов расширяет список вариантов аддикции: азартное поведение, работоголизм, реже – другие формы аддикций типа ухода в религию или секты.

Развитие синдрома эмоционального выгорания в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям Основной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление.

Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор объединяет характеристики личности: эмоциональная неустойчивость, мягкость, способность увлекаться навязчивыми идеями, сочувствовать другим, бороться за их интересы окружающих, но самостоятельно переживать свои проблемы; добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, даже в ущерб себе, первенствовать во всем, всегда быть на виду.

Ролевой фактор резко возрастает при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия, несогласованности действий по достижению общей цели, при конкуренции.

Организационный фактор. Высокая рабочая нагрузка, недостаток социальной поддержки, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций, однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям.

Лечение и профилактика синдрома менеджера или синдрома эмоционального выгорания

В.А.Бодров в ряду этапов формирования профессиональной пригодности выделяет профессиональную реабилитацию – восстановление функционального состояния здоровья и психики.

Доказано, что менеджеры с активно позитивным отношением к консультированию более эффективны. Наиболее существенна консультационная помощь, направленная на осознание сильных и слабых сторон, возможностей, перспектив личностного развития. Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту: необходимо обратиться за профессиональной помощью при появлении первых признаков переутомления, снижении эффективности, нарушении в сфере общения. В случаях раннего своевременного начала реабилитации удается избежать более тяжелых последствий нарушения адаптации и сократить сроки реабилитации.

Симптомы, входящие в «синдром менеджера», могут появляться при ряде других заболеваний (проблемы работы сердца, мозга, легких; особенности кровообращения, инфекционные заболевания, заболевания органов желудочно-кишечного тракта и др.) Нередко у пациентов с подобными жалобами выявляются болезненные нарушения психо-эмоционального статуса: астения, депрессия, невроз и некоторые другие.

Первым этапом оказания помощи является обследование пациентов. В соответствии с жалобами каждого обратившегося к обследованию привлекаются врачи разных специальностей. В результате обследования выделятся основные причины и механизмы ухудшения состояния. Затем составляется план реабилитации.

Психологическая помощь является основной в ходе оказания помощи менеджерам с синдромом выгорания. Виды консультирования: 

  1. пассивное (высказывание менеджера по наиболее важным для него проблемам) 

  2. информирование о результатах оценки (в том числе – психологической)

  3. аналитическое – поиск причин сложившейся ситуации

  4. корректирующее – коррекция сложившихся стилей управления, отношений, установок, стабилизация состояния личности и должностного продвижения, их дальнейшее успешное развитие.

В ходе диагностической психологической беседы определяются тип кризиса, способствующего профессиональной деструкции; предпосылки профессионального регресса, типа личностного регресса, основные факторы, играющие существенную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания в данном случае.

Психотерапевтический подход к карьерному консультированию делает акценты на снятии напряжения, развитии паттернов гармоничного межличностного общения, развитии навыков целеполагания, гармонизацию семейного функционирования, развитие навыков здорового образа жизни, освобождение от вредных привычек. При высокой мотивации на успешную реабилитацию проводится более длительный курс психотерапии, вид и формы которой избираются пациентом с помощью психотерапевта

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны так же развивать возможности на снятие действия стрессового агента: снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характера межличностных взаимоотношений в коллективе, возможности повышения квалификации.

Результатом курса реабилитации менеджера станет повышение эффективности его деятельности во всех сферах.

Источник