Синдром эмоционального выгорания педагогов проблемы и способы коррекции

Синдром эмоционального выгорания педагогов проблемы и способы коррекции thumbnail

Проблемы психологического здоровья педагогов в современном мире очень актуальны. В работе учителя много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением.

Педагоги испытывают интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки, вынуждены подолгу работать за компьютером, это приводит к переутомлению, нарушениям деятельности сердечно-сосудистой системы и сна — симптомам, указывающим на наличие синдрома эмоционального выгорания.

Профессиональный стресс — многоуровневый феномен, который выражается в физиологических и психических реакциях. Ни один профессионал не застрахован от стресса. В последнее время психологи говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания. Этот синдром развивается на фоне постоянного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным межличностным общением [1].

Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями к личности учителя и его профессиональным качествам, а также необходимостью поиска оптимальных методов коррекции синдрома эмоционального выгорания.

В исследованиях проведённых М. Грабе, описанных в его книге «Синдром выгорания — болезнь нашего времени» приводятся данные статистики, согласно которым страдающие от синдрома выгорания педагоги составляют 30 % от общего числа выгоревших других профессий. По мнению М. Грабе выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдаёт слишком много энергии и практически не восполняет её [2]. В работе преподавателя синдром эмоционального выгорания проявляется в:

—          эмоциональной несдержанности, аффективном характере отрицательных эмоций,

—          экономии положительных эмоций,

—          потере личностно-ориентированного подхода в работе со студентами,

—          потере интереса к работе и личности студента.

Впервые термин “эмоциональное выгорание” был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Фреденберг описывал психическое состояние здоровых людей, которые находятся в постоянном эмоциональном контакте с клиентами (пациентами). Изначально Фреденберг изучал лишь группу специалистов, работающих в кризисных центрах, а также в психиатрических клиниках. Фреденберг сам работал в службе медицинской помощи и наблюдал синдром эмоционального выгорания у себя и своих коллег.

Социальный психолог Кристина Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения с развитием отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и своим пациентам.

Эти психологи утверждали, что эмоциональное выгорание приводит к неэффективности профессионала, к потере цели действия.

Академик РАМН, Сидоров П. Приводит следующие определения синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ):

—          “СЭВ — реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессионального стресса.

—          СЭВ — это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой.

—          СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты, функциональный стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы” [3].

В настоящее время существуют следующие определения синдрома эмоционального выгорания:

долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий впоследствии продолжительных профессиональных стрессов, процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. Если до 80-х годов 20 столетия говорили об эмоциональном выгорании преимущественно среди работников медицинских и благотворительных организаций, то сейчас говорят о том, что “группа риска” значительно расширилась и синдром диагностируется у юристов, менеджеров, политиков, социологов, учителей. У представителей этих профессий К.Маслач находит следующие симптомы:

—          эмоциональное истощение, чувство эмоциональной пустоты,

—          редукция профессиональных достижений, чувство некомпетентности в своей профессиональной деятельности,

—          деперсонализация — цинизм в отношениях с коллегами, клиентами.

Эмоциональное (психическое) выгорание педагога приводит к тяжёлым последствием: потеря здоровья, нарушение социальных связей, зависимое поведение, уход из профессии.

По мнению многих авторов (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) проблема снижения эффективности профессиональной деятельности педагогов всё больше рассматривается в связи с психоэмоциональными перегрузками испытываемыми под влиянием многочисленных эмоциональных факторов. Действие этих факторов вызывает чувство неудовлетворённости и пустоты, чувство беспомощности и бессмысленности своего существования, накопление усталости, низкую оценку своей профессиональной компетентности, это ведёт к истощению нервной системы и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности. Скрининговое обследование состояния здоровья 7300 педагогов сотрудниками лаборатории клинической психологии института им. В. М. Бехтерева показывает, что 89,3 % из них имеют расстройства здоровья пред болезненного уровня, а в 43,8 % выявлены признаки патологических нарушений.

Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ — психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами” [5].

Сидоров П. Отмечает следующие личностные особенности, способствующие развитию СЭВ:

—          высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций,

—          рационализация мотивов своего поведения,

—          склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям,

—          ригидная личностная структура.

Кроме того, Сидоров П. Указывает на организационные факторы, способствующие развитию СЭВ:

—          высокая рабочая нагрузка,

—          недостаток или отсутствие социальной поддержки со стороны коллег и руководства,

—          недостаточное вознаграждение за работу,

—          высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы,

—          невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные требования к работе,

—          бесперспективность деятельности,

—          необходимость внешне проявлять эмоции не соответствующие реалиям,

—          отсутствие интересов вне работы.

Итак, основная причина развития СЭВ — несоответствие между личностью и работой, между высокими требованиями руководителя и реальными возможностями работника.

Синдром эмоционального выгорания характерен для высокострессовых профессий. К числу таковых относится профессия преподавателя. Поскольку преподавателю каждый день приходится работать с дестяками, сотнями студентов, а от преподавателя требуется личностно-ориентированный подход, логичным будет в этой ситуации переживание эмоционального стресса, связанного с невозможностью индивидуально работать с каждым студентом и как итог этого — эмоциональное выгорание.

На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Следует отметить, что исследователи сходятся в одном: наилучший способ снижения уровня СЭВ — профилактика данного состояния. Необходимой и базовой частью профилактики СЭВ является личностная психологическая подготовка специалиста. Здесь имеется в виду практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Читайте также:  Капли при синдроме сухого глаза цена

Лечебная педагогика тесно связана с психологией, с психотерапией. Эффективным способом повышения здоровья педагога является тренинг саморегуляции, так как способность человека к саморегуляции поддаётся тренировке. По мнению М. Г. Колесникова и М. А. Резникова необходимость саморегуляции возникает в период решения сложных профессиональных задач, в ситуации максимального нервного напряжения каждый преподаватель должен суметь помочь себе. Процесс саморегуляциии складывается из управления своим поведением, эмоциями, действиями. Самым доступным способом саморегуляции является аутогенная тренировка. Это система упражнений, направленных на регуляцию психическим и физическим состоянием. Основан метод на сознательном воздействии на собственный организм с целью его релаксации и активации.

Педагоги особенно нуждаются в психотерапии, во внушении.

Необходимо понимать: залог успеха в любом деле заключается в том, что надо отбросить все сомнения и колебания, им не место в вашем сознании. При этих условиях путь к выбранной цели открыт и первый шаг к ней уже сделан. Если вы храните в своей памяти болезненные ситуации, то тем самым уже поддерживаете болезнь. Мысли и думы о болезни порой страшнее самих болезней. Они страшны особенно потому, что имеют тенденцию к накоплению.

Поскольку наша педагогическая профессия сложна, многие из нас нередко теряют терпение. Существует несколько психологических советов раздражительному учителю, помогающих приобрести душевное спокойствие и равновесие. Первый совет:

Не впадайте в гнев. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева, осмыслите ситуацию и вы поймёте, что вспышка не принесёт облегчения, а создаст неприятности. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Рассказать рассудительному и доброжелательному человеку о том, что вас мучит — значит испытать огромное облегчение. Важны не столько советы собеседника, сколько само участие. Умейте на время отвлечься от забот. Как бы не были велики обрушившиеся на вас неприятности, старайтесь избавляться от гнёта тяжёлых мыслей. Постарайтесь ни в коем случае не заразить дурным настроением окружающих вас людей. Жизнь продолжается, какие бы ни случились у вас неприятности и никто не вправе навязывать другим свои мрачные мысли и тоскливое настроение. Если окружающие доброжелательным по отношению к вам, они и так выразят вам своё сочувствие. Будьте разумны и практичны. Очень плохое впечатление производит человек, который всякую свою неприятность превращает в мировую проблему. Не предъявляйте чрезмерных требований. Тот, кто много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение от того, они не соответствуют его требованиям. Каждый имеет право на индивидуальность. Старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь на эти качества. Таким образом однажды обнаружится, что окружающие «перевоспитались» и вполне устраивают вас. Помните, иногда нужно и уступить. Упрямо настаивая на своём, мы часто бываем похожи на капризных детей. Прислушайтесь к точке зрения оппонента, уважайте её и с достаточной долей самокритичности относитесь к своей точке зрения. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих. Согласитесь: нельзя быть совершенством абсолютно во всём, некоторые люди постоянно боятся хуже других. Их усилия удовлетворить вашим требованиям ведут к болезненным переживаниям. Для чувства удовлетворённости достаточно выполнять свою работу добросовестно, не ниже оптимального уровня.

Следующий совет: больше двигайтесь. Заставляйте себя поразмяться: все мышцы тела, суставы, сухожилия, а вместе с ними все сосуды, нервы должны быть «провентилированы». Кто не движется, тот не живёт.

Практикуйте контрасты. Заставляйте себя ощутить смены температур. Прохладный или контрастный душ, «игра» сосудов великое, полезное дело. Запомним: температурные контрасты для тела естественны и необходимы.

И, наконец, улыбайтесь. Найдите повод для радости, улыбок. Смеха и вы почувствуете прилив силу бодрости, энергии и уверенности [4].

Практические психологи в работе с учителями используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться как индивидуально, так и группе.

Перечисли некоторые виды тренингов:

—          социально-психологические,

—          гештальт-терапия,

—          группы психодрамы,

—          группы тренинга умений,

—          группы телесной терапии,

—          группы встреч.

В образовательном процессе тренинг используется как инструмент развития, коррекции, профилактики, сохранения психологического здоровья педагогов. В реальном педагогическом процессе изменение эмоционального поведения педагога возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание ориентиров, то есть повышается уровень самооценки и самоотношения.

Литература:

1.                 Аслаковец Е. С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости учителя и синдрома «Эмоционального выгорания учителя» //Сб. Всерос: науч.-практ. конф. «Профессиональное развитие педагога»: проблемы и перспективы». М. 207г.

2.                 Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. СПб. 2008г.

3.                 Дубровский А. Учитесь властвовать собой. «Принцип лечебной педагогики» А. 2009.

4.                 Колесникова М. Г. Резников М. А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы: материалы 4 Междунар. Науч.-практ.конф. СПб 2004г.

5.                 Ножичкина А. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов, проблемы и способы коррекции. Ж. «Среднее профессиональное образование». № 6, 2009г.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия, умственное истощение, профессиональная деятельность, личная отстраненность, эмоциональное истощение.

Источник

Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно. Признаки эмоционального или профессионального выгорания:

  • падение общего тонуса организма;
  • исчезновение интереса к работе и жизни;
  • резкое снижение коммуникации с коллегами (у преподавателей также учениками);
  • безразличное отношение к окружающим;
  • ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;
  • неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
  • неудовлетворенность рабочими задачами и результатами;
  • отсутствие инициативности.
Читайте также:  Стандарт оказания помощи при остром коронарном синдроме при оказании скорой медицинской помощи

Специалисты выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Приведем наиболее популярную и простую пятиступенчатую модель Дж. Гринберга, которая поможет самостоятельно определить этап выгорания у себя или близких. Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.

На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.

Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов. На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.

На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания. Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.

Источник

Светлана Иванова
Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

В процессе профессиональной деятельности педагог общается с детьми, родителями, коллегами. Профессиональное общение педагогахарактеризуется следующими факторами:

— протяженностью во времени;

— результаты совместной работы;

— эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.

Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

В настоящее время термин «профессиональное выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с предметной областью «человек-человек».

Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на обучающем (помогающем, он ее осознанно принимает.

Люди таких профессий — это педагоги, воспитатели, врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т. д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).

То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей.

Когда говорят „сидром эмоционального сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональнойдеятельности и к самому себе:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и клиентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение личных профессиональных достижений:

— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

— деперсонализация — безразличное отношение к труду и объектам своего труда;

—снижение профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

«Подгорающего» педагога можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило,он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха.

Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгораниене очень отличается от индивидуального: коллеги теряют веру в позитивные изменения на работе или в своей жизни, возможность изменить что-либо собственными силами.

Читайте также:  Состав капельницы для снятия похмельного синдрома

В зоне риска

Кто же сильнее всех рискует?

Возраст. Особенно опасны периоды возрастных кризисов. Первый – в 23-25 лет – это кризис профессионального самоопределения. Второй – около 30 лет – кризис смысла жизни. Третий – ближе к 40 годам – кризис среднего возраста. После 45 лет также очень уязвимы к профессиональному выгоранию из-за возрастной конкуренции, появляется риск потери работы и сложности в поиске новой.

Особенности характера. Выгорание наиболее вероятно для интровертов, пессимистов, людей с заниженной самооценкой, перфекционистов и эмоционально-сдержанных граждан.

Избыточная квалификация. Те, кто давно перерос свои должностные обязанности, кто выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически – постепенно теряют к ней интерес. Необходимо расширять и осваивать новые профессиональные специализации, расширять обязанности или не сменить работу.

Слабая мотивация. Если нет никакого личного интереса, работа не вызывает никаких положительных эмоций, постепенно наступает безразличие и равнодушие.

Работа со сложными людьми. При общении с капризными, излишне требовательными, скандальными людьми или коллегами, включается защитный механизм экономии эмоциональных ресурсов. Человек заранее отстраняется от таких людей. Эта отстраненность постепенно входит в привычку, перерастая в равнодушие.

В зоне риска находятся люди, склонные брать на себя чужую ответственность, стремящиеся опекать других, не умеющие говорить «нет».

Также способствуют эмоциональному выгоранию внутриличностные конфликты, и если их не получается решить самостоятельно, то можно и нужно воспользоваться помощью психолога.

Намного проще предупредить профессиональное выгорание, чем потом выходить из него.важно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения и вовремя давать себе возможность отдохнуть: позволять себе в выходные отвлекаться от работы, по возможности брать отпуск, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня, высыпаться.

Профилактика „синдрома профессионального выгорания“:

1. Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе

2. Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом

3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Развитие профессиональных качеств, постоянная рефлексия своего опыта переживаний, связанных с общением с людьми. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.

4. Тайм-ауты. Для того,чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: моцион после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск, прогулка пешком до ближайшего кафе внесёт необходимое разнообразие в рабочие будни.

5. Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.

6. Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.

7. Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.

8. Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.

9. Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:

— если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;

— если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;

— желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;

— при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;

— голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;

— если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;

— фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.

10. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья педагогов имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.

Каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

Литература:

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Дело, 2000. — 52 с.

2. Гнездилова О. Н.Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал:Образование: исследовано в мире. – 2007, с. 7

3. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 40 с.

4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности

Источник