Синдром эмоционального выгорания личности педагога

Синдром эмоционального выгорания личности педагога thumbnail

Цель: в результате работы Вы

  • Познакомитесь с синдромом «профессионального выгорания»
  • Сможете выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других.
  • Освоите методы профилактики синдрома эмоционального выгорания.
  • Освоите методы и приемы помощи самому себе и своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.
  • Узнаете, что делать, когда выгорание уже развивается.

Блок 1. Представление о профессиональном выгорании

Что такое синдром профессионального выгорания.Начнем с традиционных определений. Обычно профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Возникает профессиональное выгорание в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. A.Мороу (Morrow, 1981) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: «Запах горящей психологической проводки».

В соответствии с научной позицией, мы рассмотрим профессиональное выгорание целостно — это глубокая профессиональная деформация личности.

Выгорать – значит терять связь с миром,отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе

Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Существуют различные методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания. Предлагаю заполнить вам анкету (приложение 1).

Блок 2. Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А.Панс, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х.Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует объединение усилий, но при этом присутствует конкуренция (К.Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. На развитие «сгорания» влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (т.н. не четко определены функциональные обязанности) либо работа не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором «шеф» не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

В первую очередь, это следующие индивидуально-личностные особенности:

  • хорошее здоровье;
  • сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых, выгорания избегают люди,

  • имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способные конструктивно меняться в напряженных условиях
  • отличающиеся высокой подвижностью;
  • открытостью;
  • общительностью;
  • самостоятельностью;
  • стремлением опираться на собственные силы.

В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Блок 3. Профилактика и помощь при выгорании. Что делать, если вы заметили признаки выгорания?

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Читайте также:  Судорожный синдром у ребенка неотложная помощь

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

  • Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Сначала идет трудная работа, цель которой — «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, — он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.

Существуют мифы тех, кто уже сгорел

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, испытывающие четыре распространенных мифа

Проверьте: не ваша ли это позиция? (Приложение 4)

Приемы антистрессовой защиты приводятся в Приложении 2

Методы саморегуляции эмоциональной сферы приводятся в Приложении 3

На этой приятной ноте, я благодарю Вас за внимание! Надеюсь, что полученная информация оказалась ценной для Вас.

Источник

Эмоциональное выгорание и деформация личности педагога ДОУ

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися.

Выгорание» не ограничивается только профессиональной деятельностью человека и приводит, в конечном счете, к серьезным деформациям личности. То есть нельзя быть «выгоревшим» на работе и «нормальным» дома. Поэтому существует такой термин, как «выгорание личности».

Читайте также:  Синдром постоянного возбуждения у мужчин

Наиболее часто встречается ограничение профессиональной активности, уклонение от эмоционального напряжения через упрощение, формализацию профессиональной деятельности и взаимодействия с людьми (коллегами и воспитанниками). У выгорающих педагогов постепенно выстраивается и закрепляется защитная система убеждений, помогающих работать формально, негативное отношение к людям. Эти же характеристики встречаются при нормативном кризисе профессиональной адаптации молодых учителей, как показало исследование, они обратимы, но легко переходят в раннее формирование синдрома эмоционального выгорания. Это свидетельствует о неспособности многих начинающих учителей справляться с объективными нагрузками и недоброжелательностью профессиональной среды — объективными факторами выгорания, которые сами молодые учителя называли при собеседовании наиболее часто. Они также обращали внимание на высокую степень ответственности и размытость критериев успешности труда учителя, дефицит времени, перегруженность обязанностями.

Субъективное переживание профессионального стресса у педагогов достигает максимума, когда происходит сочетание нескольких неблагоприятных факторов. Например, наслаиваются:

  1. несоответствие профессиональным требованиям и условиям профессиональной деятельности, перегруженность, которая в свою очередь вызывает ощущение дефицита времени и некомпетентности,
  2. преобладание внешней профессиональной мотивации над внутренней (ориентированность на достижение статуса, власти, обеспеченности),
  3. эгоистичность, агрессивность, ригидность и мани- пулятивность в общении, как причины конфликтного поведения и несоответствия социальному окружению, отсутствия полноценной социальной поддержки,
  4. неэффективный стиль реагирования в стрессовой ситуации, неспособность смягчить стресс,
  5. преобладание ограничительной активности над поисковой активностью, неспособность вовремя оценить и изменить неудачный способ действий, приобрести новые навыки, осознать и перестроить саму структуру собственной деятельности, если она неэффективна.

Феномен эмоционального выгорания у педагогов проявляется в стойком ощущении усталости и опустошённости, в отсутствии или потере удовлетворённости педагогическим трудом и его результатом, в неудовлетворённости, сделанным профессиональным выбором, в экономии эмоций, и в поверхностном, формальном выполнении профессиональных обязанностей, негативном отношении к ученикам, коллегам и людям вообще. При этом, наличие социальной поддержки на работе смягчает воздействие стрессоров, но для её привлечения необходимо наличие потребности в межличностных связях, гибкость в общении и развитая коммуникативная рефлексия — факторы, которые зависят от личности, а не от внешней среды.

Однако, стремительное эмоциональное выгорание педагогов часто связано с объективными обстоятельствами, препятствующими его профессиональному самоосуществлению. Профессиональной самоактуализации педагогов может мешать моральное оправдание профессиональной стагнации и отстранённости эмоционально выгорающими, но авторитетными коллегами, неготовность к быстрому овладению вариативными способами профессиональной деятельности в условиях эмоциональных перегрузок, низкий уровень методологической подготовленности педагогов, их неготовность к инновациям, иногда, отсутствие интереса к педагогической профессии, восприятие её выбора как вынужденного, навязанного обстоятельствами. Кроме того, педагогическая деятельность отличается, тем, что её результат отсрочен во времени.

Эмоциональное выгорание педагога отличается нарастанием негативных тенденций его личностно-профессионального развития: развиваются астенические изменения личности, снижается уровень профессиональной мотивации и мотивации оказания помощи, профессиональные стереотипы преобразуются в новообразования личности (властность, агрессивность, конфликтность). Эти изменения приводят к формированию профессиональной ригидности: эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой.

67

Однако, стремительное эмоциональное выгорание педагогов часто связано с объективными обстоятельствами, препятствующими его профессиональному самоосуществлению.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряжёнными ситуациями и различными факторами, связанными с повышенным эмоциональным реагированием, поэтому учитель, как никто другой, из года в год работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности.

Педагог дошкольного образовательного учреждения имеет особый профессиональный статус, связанный со значительной ответственностью за здоровье, развитие и формирование личности ребенка, и как следствие — большим напряжением в работе, что сказывается на эмоциональной сфере.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и поэтому с увеличением стажа многие педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

Из- за конфликтов с коллегами, администрацией (рассогласованности со средой) у «выгорающего» педагога нарастает личностная тревожность и неадекватность эмоционального реагирования. Как правило, используются однотипные способы психологической защиты:

  • обвинение себя или других;
  • гнев, раздражительность или провоцирование гнева;
  • изоляция и уход;
  • насилие, направленное на себя или других;
  • отклонения от хорошего самочувствия и устойчивого уровня продуктивности;
  • отстранённость от собственного эмоционального выгорания и связанных с ним процессов в форме излишней рациональности, горечи, беспомощного отступления и неуместной зависимости.

У женщин, использующих мужские (авторитарные) паттерны поведения и общения, агрессивность, властность, жестокость вступают в противоречие с природной эмоциональностью и женственностью, это приводит к утрате женской идентичности, перенапряжению, конфликтному поведению и отсутствию полноценной социальной поддержки.

Особого внимания заслуживает, развивающаяся в процессе эмоционального выгорания дегуманизация педагога в связи с появлением субъективного ощущения усталости от работы с детьми, снижением мотивации оказания им профессиональной помощи. Далее происходят негативные изменения системы морали, направленные на оправдание собственного безразличия или враждебности по отношению к учащимся и коллегам, неизбежно снижается моральный аспект самооценки.

Возникновение эмоционального выгорания у педагога связано с наличием негативной системы убеждений о людях, враждебностью, отсутствием профессиональной мотивации, доминирующей потребностью в самоутверждении за счёт своих учеников, а также приоритет материальных ценностей в системе смысложизненных ориентаций личности, эгоизм.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально- личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат, а также насколько педагог умеет управлять собой, способен решать личностные проблемы зависит, чему научатся наши воспитанники, как они будут чувствовать себя в детском саду. Эмоциональная устойчивость, эмоциональная гибкость, высокий уровень саморегуляции, управление эмоциями, поведение в эмоциональной ситуации — важные показатели функционирования профессионально-психологической культуры педагога, способствующие адекватному решению проблем и ситуаций, а также социальной адаптации.

Читайте также:  Возможные осложнения при остром коронарном синдроме

В идеале педагог должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, независимо от воздействующих на него негативных факторов сохранять самообладание и оставаться для детей примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание сильных внутренних эмоций и переживаний не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Известно, что для педагогов со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «сгорание», «истощение», что данная профессия подвержена опасности постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённое профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

На сегодняшний день в науке не существует единого мнения о содержании понятия «профессиональная деформация личности». Разграничение профессиональной деформации как приспособительного механизма и профессиональных деструкций как профессиональной непригодности нам не близко. Наша позиция заключается в вероятности перерождения проявлений профессиональной деформации в преступное поведение, которое не только дискредитирует образ сотрудника правоохранительных органов, но и ломает судьбы потерпевшей стороны, родных и близких этого сотрудника.

В психологии труда Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональную деформацию как разновидность профзаболеваний. Под профессиональной деформацией он понимает деструкции, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека [19, с. 233].

Мы разделяем мнение о том, что наиболее существенным видом предпосылок профессиональной деформации являются деструктивные изменения мотивационной сферы личности, определяющие нарушения стимулирующей и смыслообразующей функций мотивации, сопровождаемые внутриличностным психодинамическим конфликтом личности, что находит подтверждение в научных исследованиях по данной проблематике.

В. В. Лебедев и А. В. Шамис выделяют следующие уровни проявления профессиональной деформации: потребностно-мотивационный, функциональный и коммуникативный. В первом случае идет речь о снижении заинтересованности и мотивированности к профессиональной деятельности, во втором — о снижении уровня его работоспособности, в третьем — об утрате умения адекватно взаимодействовать с окружающими. В зависимости от частоты подобных проявлений и их устойчивости авторы предлагают говорить о частичной (мотивационной, функциональной или коммуникативной) профессиональной деформации или полной — при устойчивом проявлении всех указанных элементов.

Проведенный Е. А. Соколовой анализ научной литературы позволил ей выделить следующие наиболее существенные виды предпосылок развития профессиональной деформации: дефекты профессиональной направленности; дефекты интереса; дефекты мотивации; дефекты отношения к профессии; дефекты профессиональной основы (знаний, умений, навыков).

Р. Ж. Тюлюпергенева утверждает следующее: «Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в ее бедности, присутствии только отдельных побуждений, неблагоприятной динамике мотивации и др. Разные недочеты мотивационной сферы труда имеют различной степени разрушительную силу и ведут к возникновению негативных психических состояний, реально угрожающих психическому здоровью личности».

Е. П. Ильин указывает ряд состояний человека, в которых резко уменьшается его мотивационный потенциал: «Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающей у здоровых людей Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенность в своих возможностях, сочетающиеся с чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности».

В частности, отмечается синдром профессионального выгорания, который, по мнению Т. В. Копыловой, О. В. Крапивиной, является формой проявления профессиональной деформации.

Так, Т. В. Копылова рассматривает эмоциональное выгорание как защитный механизм: «Эмоциональные ресурсы могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. Синдром «эмоционального выгорания» — один из таких механизмов. С одной стороны, он помогает профессионалу сохранять эмоциональные ресурсы, а с другой — отрицательно сказывается на взаимодействии с коллегами и субъектами профессиональной деятельности». 

К профилактике эмоционального выгорания  относятся обучение коммуникативным умениям, навыкам самоуправления и самообладания, освоение конструктивных моделей преодолевающего поведения, поддержание хорошего климата в коллективе, построение режима работы сотрудников с учетом специфики взаимодействия со сложным контингентом детей, своевременная обратная связь и положительное подкрепление тех сотрудников, которые чувствительны к моральному поощрению или отличаются высокой тревожностью и неуверенностью.

Способами профилактики синдрома эмоционального выгорания можно назвать следующее:

  • рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • относиться к конфликтам на работе более спокойно, принимая ситуацию как частный случай;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Использование упомянутых рекомендаций снижает уровень синдрома эмоционального выгорания и приводит к более эффективной, творческой работе педагога с детьми.

Учитывая то, что профессиональное выгорание — динамичная структура, которая возникает в профессиональной деятельности и развивается на протяжении всего профессионального пути личности, мы представляем перспективными для дальнейшего научного исследования следующие вопросы:

  • выявление специфики развития структуры выгорания в процессе профессионального становления личности;
  • установление, на каком этапе профессионального становления и развития личности формируются те или иные ее подструктуры;
  • определение специфики формирования этих подструктур у представителей различных типов профессий;
  • рассмотрение динамики их проявления на этапах профессионального становления и развития личности;
  • выявление трансформации структуры выгорания в процессе профессионализации;
  • фиксация типологии выгорания сотрудников на различных этапах профессионализации.

Источник