Синдром эмоционального выгорания чутко скачать

Синдром эмоционального выгорания чутко скачать thumbnail

«Синдром эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагогов.

Многие молодые люди и педагоги, работающие достаточно длительный период в сфере образования, не задумываются о том, от чего появляются патологическая усталость или нежелание идти на работу. Для молодых педагогов это важный сигнал, связанный с тем, что данный вид профессиональной деятельности не приносит положительных результатов или внутреннего комфорта, что не является важным показателем для дальнейшей продуктивности. Для педагогов работающих достаточно длительный период появляется высокая степень утомляемости, связанная с рабочей нагрузкой, с новыми введениями в образование. Педагоги с большим опытом работы привыкают к стандартным видам деятельности, и для них фактором риска является внутренняя накопленная усталость и дискомфорт. Всё это несёт за собой признаки истощения и дальнейшего эмоционального выгорания. Выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций связанных с профессиональной деятельностью человека.

По мнению В. М. Лизинского, важнейшими причинами собственного профессионального выгорания являются те диапазально высокие и постоянно усиливающиеся напряжения, которые сплошь и рядом становятся непосильными для педагогов. Это вызвано не только собственно нагрузками, но и их многообразием, и информационным коллапсом, и возрастающими психологическими нагрузками, что в конечном счете приводит к появлению, проявлению и накапливанию разнообразных и чрезвычайно вредных усталостей [3].

Как цитируют в своей монографии Л. С. Чутко и Н.В. Козина «для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в излишне интенсивном, тесном общении с клиентами или пациентами, в эмоционально перенасыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи, используется термин «эмоциональное выгорание» (burnout). Проблема эмоционального выгорания стала предметом научных исследований после того, как ее описал H. Freudenberger в середине 70-х годов XX века. Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители гуманных профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов…» [8].

Термин синдром эмоционального выгорания впервые ввёл в 1974 году американский психолог Х. Дж. Фрейденбергером. Он описывал деморализацию (духовно-нравственный упадок), разочарование и крайнюю усталость, которую наблюдал у работников психиатрических учреждений [4]. «Эмоциональное выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного, или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (В.В. Бойко) [5].

Синдром выгорания — болезнь нашего времени, приобретающая национальные масштабы. Как правило, она настигает тех, кто совсем не брал ее в расчет, — по причине своей чрезмерной занятости. В особой группе риска находятся идеалисты, которые с полной ответственностью уходят в работу с головой [2]. К “группе риска” синдрома эмоционального выгорания, прежде всего, относятся те специалисты, которые по виду своей профессиональной деятельности имеют достаточно большой круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый накопительный “лимит общения”, то есть за день человек может находиться в контакте лишь с ограниченным количеством людей. Если данный «лимит общения» превышен и их число контактов увеличивается за пределы нормы, неизбежно наступают признаки истощения, а со временем и выгорание, так как энергетический баланс человека имеет исчерпывающий ресурс.

 «Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой. Выгорание приравнивается к дистрессу (таким как, тревога, депрессия, враждебность и гнев). К стадии общего синдрома дезадаптации, относится стадия истощения. Истощение – это снижение эмоционального тонуса, которое наступает, когда внутреннее сопротивление оказалось неэффективным. Выгорание – является не просто результатом стресса, а следствием неуправляемого стресса, а также постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, и в конечном итоге состояние эмоционального, умственного истощения и физического переутомления» [5]. К. Леонгард выделил три типа личности, у которых есть предпосылки к синдрому эмоционального выгорания:

1. Первый тип — «педантичный». Основные характеристики этого типа: добросовестность, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиваться образцового порядка. Основные симптомы переутомления — апатия, сонливость.

2. Второй тип — «демонстративный». Люди этого типа стремятся первенствовать во всём, быть у всех на виду, это тип лидеров. Вместе с тем, им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении однообразной, рутинной работы. У людей второго типа переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости, агрессии. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием.

3.Третий тип  «эмотивный». Люди данного типа бесконечно и противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Люди третьего типа при стрессах страдают бессонницей, у них особо повышенный уровень тревожности [1].

Согласно статистике многие женщины больше, чем  мужчины подвержены синдрому эмоционального выгорания.

Это связанно с тем, что женщины более эмоциональны, готовы проявить сострадание, эмпатию — умение сопереживать чужой боли.  Мужчины как правило больше склонны к деперсонализации, некоему обесцениванию или цинизму. Поэтому они меньше подвержены синдрому эмоционального выгорания. Несмотря на то, что женщины больше, чем мужчины подвержены данному синдрому, они более выносливы. Так как женщина является не только работником, но ещё и матерью для своих детей, ведёт домашнее хозяйство. Таким образом, она легче, чем мужчина выходит из синдрома эмоционального выгорания (спасает переключаемость с одного вида деятельности на другой).

По исследованиям американского психолога Х. Дж. Фрейденбергером, синдром эмоционального выгорания имеет свои стадии:

стадия  «напряжение» — со следующими симптомами: неудовлетворенность собой; переживание психо-травмирующих ситуаций, тревожность, депрессия.

стадия  «сопротивление» — проявляется со следующими симптомами: неадекватное, (повышенная гневливость, раздражительность), эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций.

стадия  «истощение»  со следующими симптомами: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, апатия.

стадия — кризисная стадия  психосоматические расстройства. На этой стадии необходима срочная медицинская помощь, помощь психотерапевта и медикаментозное лечение

Читайте также:  Синдром угнетения у новорожденных как лечить

Как и любое заболевание, синдром эмоционального выгорания имеет свои симптомы. Они делятся на физические, психологические и поведенческие симптомы.

К физическим симптомам относятся: повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Нарушения сна с затруднениями засыпания и ранними пробуждениями. Плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям (затруднённое дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость). Обострённая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Психосоматическое недомогание (головная боль, диарея, синдром раздражённого желудка, аритмия, гипертония). Уменьшенный или увеличенный вес.

К психологическим симптомам относятся: нарастающий негативизм по отношению к сотрудникам на рабочем месте. Агрессивные чувства на работе и дома (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, гнев). Состояния упадка сил и настроение и связанные с ним переживания: цинизм (деперсонализация), пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, чувство бессмысленности. Утрата чувства юмора. Безразличие, чёрствость по отношению к окружающим. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться. Депрессия, постоянное чувство неудачи и вины. Нервные рыдания, истерики. Преобладание чувства одиночества.

К поведенческим симптомам относятся: Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином. То и дело возникающая рассеянность, «детские» ошибки в работе. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.). Импульсивное эмоциональное поведение. Нет контроля над эмоциями. Формальное выполнение работы.

В состоянии синдрома эмоционального выгорания человек находится в состоянии дезориентации. У него портятся отношения с людьми, жизнь становится серой и бесцельной, ничего не радует, и на этом фоне может развиться серьёзное психическое расстройство — депрессия, человека могут посещать мысли о суициде, могут обостриться хронические заболевания или психосоматические расстройства, может возникнуть риск несчастных случаев [7].

«В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Негативно сказываясь как на конкретных людях – их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом» [5].

По мнению Т. Солодковой «эмоциональный интеллект» представляет собой совокупность ментальных способностей, обеспечивающих идентификацию, понимание причин и умение управлять собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения целей и задач другой деятельности (профессиональной деятельности, общения). «Эмоциональный интеллект» является релевантным личностным ресурсом преодоления синдрома выгорания у педагогов, его целенаправленное развитие может способствовать снижению риска возникновения синдрома выгорания в процессе педагогической деятельности [6]. Однако, как отмечает

Т. Солодкова, необходима профилактика синдрома эмоционального выгорания, которая включает в себя:

  • Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;

  • Определение краткосрочных целей, для повышения долгосрочной мотивации;

  • Поддержание своего здоровья, соблюдение режима питания, сна, активного отдыха;

  • Овладение техниками медитации;

  • Расставлять приоритеты в соответствии со своими ценностями;

  • Научиться говорить «нет»;

  • Бережно относиться к своему времени;

  • Наличие нескольких друзей во взаимоотношениях, с которыми существует баланс;

  • Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

  • Открытость новому опыту (овладение новым видом деятельности);

  • Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

  • Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

  • Приобретение нового жизненного опыта (знакомство с новыми людьми, путешествия, посещение культурных мероприятий);

  • Хобби, доставляющее удовольствие;

  • Вечерние прогулки перед сном;

  • Смех и юмор зачастую «ломают» напряжённость, которая может возникнуть на работе и дома. Как известно,  гормоны стресса подавляются смехом.

Для восстановления эмоционально-психологического баланса необходимо использовать:

  • психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия.

  • соблюдение психогигиены: (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);

  • профессиональное развитие и самосовершенствование;

  • уход от ненужной конкуренции;

  • эмоциональное общение

  • эмоциональное общение

Методы саморегуляции, могут помочь в снижении внутреннего дискомфорта, связанного с профессиональным выгоранием, к ним относятся:

  • Релаксация

  • Дыхательные техники

  • Аутогенная тренировка

  • Словестные формулы (самовнушение)

  • Мышечная релаксация

  • Визуализация (расслабление через образ)

Для того, чтобы быстро определить наличие у человека эмоционального выгорания, необходимо провести экпресс – диагностику. Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл [3].

1.Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети.

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.

6. Придя домой после рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон.

7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям

10. За последние 3 месяца, я не прочитала ни одной книги, которая открыла бы для меня, что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:

0 – 1 балл.Синдром выгорания вам не грозит.

Читайте также:  Астено тревожный синдром по мкб

2 –6 баллов.Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7 –9 баллов.Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов.Налицо синдром эмоционального выгорания.

Для профилактики эмоционального выгорания можно повести комплекс упражнений [3]:

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся:

  1. работа (профессиональная жизнь),

  2. работа по дому

  3. личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

Рядом нарисуйте второй круг. В другом круге – их идеальное соотношение.

Обсуждение:

-Есть ли различия? В чем они заключаются?

Почему так получилось?

-Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

-От кого или от чего это зависит?

И всё же, если Вы не можете самостоятельно справиться с синдромом эмоционального выгорания, действенный способ обратиться к психологу и получить квалифицированную помощь. Обратившись к специалисту, вы сможете справиться с проблемой и даже восстановить свой внутренний баланс, а также добиться успехов в профессиональной деятельности!

Список используемой литературы:

  1. Е. А.. Алексеевич, И.В. Выбойщик, Л. П. Паршукова «Акцентуация характера»: Учебное пособие.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.

  2. Грабе М. Синдром выгорания-болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008.

  3. Лизинский В.М. Профессионально-личностное выгорание и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности. М.: Изд-во Центр «Педагогический поиск», 2013.

  4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2009.

  5. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. –  СПб: Питер, 2003.

  6. Cолодкова Т. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс. Роль эмоционального интеллекта в преодолении синдрома выгорания у педагогов: автореферат. дис. канд. псих. наук: 19.00.07/ Иркутск, «Восточно-Сибирская государственная академия образования» — Иркутск, 2011.

  7. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб, КАРО, 2003.

  8. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. 2- е издание, М.: Изд-во «Медпресс-информ», 2014.

Источник

Слайд 1

Синдром эмоционального выгорания

Слайд 2

Термин «burnout» — «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Немного истории

Слайд 3

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей « разрядки » , или « освобождения » от них.

Слайд 4

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Слайд 5

Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение

Слайд 6

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы эмоционального выгорания

Слайд 7

специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Внешние факторы, провоцирующим выгорание

Слайд 8

коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Внутренние факторы

Слайд 9

» педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе ) Типы личности, которым угрожает СЭВ

Слайд 10

«демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы

Слайд 11

» эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Слайд 12

чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства). Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления

Слайд 13

Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Ограничение движений в шее, боли в спине Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница Половая дисфунцкия физические симптомы

Слайд 14

Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины эмоциональные

Слайд 15

желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств поведенческие

Слайд 16

падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам интеллектуальное состояние

Слайд 17

низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома социальные симптомы

Читайте также:  Точный тест на синдром дауна

Слайд 19

снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

Слайд 20

1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов

Слайд 21

2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание х орошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг « Профессиональные достижения » Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе « Учитель года » , показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения

Слайд 22

3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп. Гештальт — супервизия Проведение семинаров-тренингов: — « Коммуникативные игры » — « Обучение способам саморегуляции » — « Профессиональный рост »

Слайд 23

Рекомендации педагогам для профилактики и устранения «выгорания» стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Слайд 24

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

Слайд 25

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Слайд 26

Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!! .

Слайд 27

I. Способы, связанные с управлением дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Слайд 28

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Слайд 29

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. III. Способы, связанные с воздействием слова

Слайд 30

IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Слайд 31

Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в «долгосрочный кредит» ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса. Выводы

Слайд 32

Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

Слайд 33

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.

Слайд 34

Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого…

Источник