Синдром эмоционального сгорания и психогигиена

Профессиональная деятельность претерпевает существенные изменения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда. Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы «человек — человек», профессиональное заболевание, называемое синдромом «эмоционального сгорания». Это связано с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором», что также относится к факторам профессионального риска.

Термин — «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи18. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Сущности этого заболевания были посвящены исследования многих ученых19.

К.Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание). В результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания», охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию.

Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. С.Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот синдром как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — утрату профессионального мастерства.

В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репорту ара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины.

В 1982 г. С.Маслач выделила в качестве важных характеристик личности, подверженной синдрому, следующие: индивидуальный предел возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» на основе самосохранения; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт; дистресс, дискомфорт, дисфункции или их последствия. Основными признаками синдрома сгорания являются:

— ощущение эмоционального истощения;

— наличие негативных чувств по отношению к клиентам;

— негативная самооценка.

Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления.

После того как учеными была определена сущность, основные признаки синдрома эмоционального сгорания, и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой болезни или способствующих ей.

В результате исследований ученые пришли к выводу о том, что существенную роль в «эмоциональном сгорании» играют три основных фактора:

— личностный;

— ролевой;

— организационный20.

При изучении личностного фактора некоторые исследователи (П.Торнтон) принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение. Однако, оказалось, что они не связаны с уровнем «эмоционального сгорания». Другие исследователи (А.Пайнс) уделяли особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем, неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) оказались более связанными с развитием синдрома «сгорания». Выявилась и большая подверженность «сгоранию» и социальных работников, испытывающих недостаток самостоятельности («сверхконтролируемые»). Исследователь К.Кондо особо важное значение придает разрешению стрессовых ситуаций. Он считает наиболее уязвимыми тех, кто реагирует на стрессы агрессивно, несдержанно, поддаваясь соперничеству. Стрессогенный фактор вызывает у таких людей, как правило, чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. Кондо относит к типу «сгорающих» также и «трудоголиков».

Х.Фрейденбергер характеризует подверженных синдрому «сгорания», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Е.Махер относит к этой категории также людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму.

Читайте также:  Анализ проба на синдром жильбера

Таким образом, личностные качества социальных работников играют важную роль в противостоянии синдрому «сгорания».

Существенную роль в «эмоциональном сгорании» играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования и получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Они выявили, что это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависит от слаженности и скоординированности действий. Анализ уровней «сгорания», проведенный в двух различных группах, показал, что распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома «сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше обычной. Таким образом, появлению синдрома «сгорания» способствует наличие ролевого конфликта в деятельности социального работника.

На развитие синдрома «сгорания» оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д. Распространению синдрома также способствует неопределенность функций или недостаток ответственности. Смягчить развитие процесса «сгорания» могут различные виды стимулирования труда, обеспечение возможности профессионального роста, четкое распределение обязанностей, продуманные должностные инструкции, здоровый микроклимат в коллективе. Организационный фактор, способствующий возникновению синдрома «сгорания», заключается в невозможности роста, отсутствии творческой автономии, сверхконтроле со стороны руководства, несовершенстве управления и т.д.

Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора. Работа с пациентом должна включать применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии: «малословную терапию» (Х.Дж.Фреденбергера) и варианты поведенческой терапии21.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Психогигиена — это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья22.

Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Предупреждение болезненных психических реакций социального работника в процессе профессионального общения — серьезная задача психогигиены.

Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.

Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание — это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.

Роль социального работника как профессионала более сложна, чем, например, роль врача или психолога, поскольку она еще не имеет такого же профессионального статуса. Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным «обратным трансфертом».

Понятие «обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) было выдвинуто З.Фрейдом в 1910 г. «Обратный трансферт» может быть как позитивным, так и негативным. Существует много различных типов проявлений «обратных трансфертов». Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Еще одним типом «обратного трансферта» является агрессивность, которая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную ярость социального работника, вызвать у него чувство раздраженности, оскорбленности, желание отмщения, напряженность и беспокойство. Отрицательно сказывается на психике социального работника психологический дискомфорт, конфликты и эмоциональное напряжение. Ключ к предупреждению таких ситуаций — повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Важно своевременно снимать последствия негативного «обратного трансферта», находить правильный выход из кризисной ситуации.

Профессиональный и личностный сценарии социального работника тесно взаимосвязаны. Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в профессиональной деятельности23. В широком смысле, карьера — это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения социального работника к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, или процесс профессионализации — от выбора профессии к овладению профессией, мастерством, творчеством и т.д. В таком понимании карьера близка к акмеограмме специалиста, т. е. к траектории его движения к вершинам профессионализма. Итогом карьеры при этом является высокий профессионализм человека в достижении признанного профессионального статуса. В более узком значении, карьера понимается как должностное продвижение. Первостепенное значение здесь имеет не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса, занятие определенной должности. Этот тип карьеры, начинаясь с выбора профессии, включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов. При этом карьера — это сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. Основой карьеры являются общественно признанные образцы профессиональных социальных достижений, которые становятся значимыми ценностями и целями работника, стимулируют его профессиональный рост.

Читайте также:  Синдром сдвига фазы сна лечение

Как показывает практика, на карьеру оказывают влияние прежде всего внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д., которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность.

На карьеру могут влиять и внешние факторы — социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессиональнов. Таким образом, карьера — это достигнутый специалистом в течение своей профессиональной деятельности профессиональный уровень.

Источник

Психогигиена как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе

Черная Елена Васильевна

руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета

ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Аннотация: в статье рассматривается роль психогигиены в сохранении психического здоровья специалистов одной из помогающих профессий — социальной работы. Автор акцентирует внимание на взаимосвязи психогигиены и синдрома эмоционального выгорания, ведущего к появлению профессиональных деформаций.

Ключевые слова: психогигиена, психическое здоровье, синдром эмоционального выгорания, профессиональные деформации.

Важность исследования проблемы профилактики эмоционального выгорания специалистов по социальной работе обусловлена тем, что, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта по специальности 39.02.01 Социальная работа, специалист должен уметь активизировать потенциал собственных сил, а также владеть способами саморегуляции [4].

Проблема эмоционального выгорания очень активно исследуется учеными, среди которых можно отметить Н. Беленко, В. Горянину [1], В.С Воробьева, С.М. Суханова [2], Л.Н. Молчанову, В.Б. Никишину, Т.А. Ушакову [3] и многих других, которые непосредственно связывают появление данного синдрома у специалистов помогающих профессий с несоблюдением ими психогигиены.

Заметим, что психогигиена — это отрасль науки, существующая на стыке двух направлений: психологии и гигиены. Она изучает любые позитивные для человека воздействия среды, особенности жизни и предлагает действенные профилактические пути поддержания психического здоровья, которое является интегративным психологическим фактором, свидетельствующим о степени полноценности жизнедеятельности личности.

Психическое здоровье как научное понятие отражает наличие у личности ряда очень важных характеристик, например: зрелости, сохранности и активности механизмов саморегуляции, трансцендентных умений как способности преодолевать социобиологические детерминанты, выступая самостоятельным, активным субъектом своей жизни в постоянно меняющемся мире явлений, обстоятельств, состояний. Иначе говоря, речь идет о состоянии душевного равновесия, умении человека владеть собой, адаптироваться в быстро меняющихся условиях современного мира, быстро восстанавливать силы.

Бесспорно, важно предупреждать ослабшие психические реакции специалиста, используя комплекс мер, направленных на осуществление мероприятий (организационных, психологических, досуговых и др.), способствующих снижению риска возникновения каких-либо эмоциональных нарушений и целенаправленно развивать самообладание. Поддерживать свое психическое здоровье специалист по социальной работе должен ещё и потому, что он по роду деятельности непосредственно сталкивается с негативным «обратным трансфертом». В психологии этим термином обозначается перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям. К примеру, у специалиста легко может возникнуть чувство вины, если клиент проявляет агрессию или прибегнул к суициду. Такие негативные эмоции клиентов, как гнев или ярость, также могут спровоцировать у специалиста ответную реакцию, которая может проявиться через тревожность, беспокойство, раздражение, мотивы мести и др.

Читайте также:  Синдром дракона скачать бесплатно все

Если в коллективе или профессиональном общении часты конфликты, то специалист оказывается подвержен психологическому дискомфорту. Противостоять этим негативным проявлениям можно, если грамотно и своевременно устранять влияния негативного «обратного трансферта» и находить позитивный способ выхода из кризисной ситуации.

В целом социальная работа относится к числу одной из сложнейших в психофизическом отношении, так как специалисты неминуемо соприкасаются со многими эмоционально отягощенными сторонами человеческой жизни: увяданием, болезнями, инвалидностью, одиночеством, сиротством, беззащитностью и многими другими. Специалист по социальной работе нередко серьёзно рискует, испытывая на себе влияние многообразия социальных факторов. Тем не менее его профессионализм непременно включает обладание профессионально значимыми качествами, предотвращающими самоуничтожение в процессе оказания помощи другим людям, поддержании работоспособности, состояния психического здоровья.

Рассматривая задачи психогигиены, следует отметить, что, в первую очередь, они включают исследование и поиск путей профилактики негативного воздействия психотравмирующих факторов. Так, установлено, что основными признаками синдрома эмоционального выгорания считаются следующие:

1)    ощущение эмоционального истощения;

2)    наличие негативных чувств по отношению к клиентам;

3)    -негативная самооценка.

В настоящее время выявлено, что провоцируют появление отрицательных воздействий на специалиста ряд стереотипов, среди которых, в первую очередь, следует назвать когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные. Не менее значимыми оказываются и организационный (степень определенности выполняемых функций) и ролевой (коллегиальность, согласованность, интеграция усилий) факторы.

Отдельно следует отметить профессиональные кризисы, которые могут проявляться в периоды переквалификации, овладении смежными профессиями. Конкретными проявлениями дисфункций специалиста могут быть, к примеру,

неадекватность самооценки и уровня притязаний специалиста, претендующего на более высокую должность, но не имеющего соответствующей компетенции, снижение мотивации профессионального роста и совершенствования, усиление защитных механизмов, нередко демонстрируемых в виде агрессивного поведения, грубости, конфликтности, чувстве вины и др.

Следует отметить, что интегративными индикаторами отношения к труду являются:

— во-первых, удовлетворенность профессией, базирующаяся на осознании правильности выбранной профессии и её принятии;

— во-вторых, соответствие способностей, уровня квалификации современным требованиям, предъявляемым профессией к специалисту,

— в-третьих, эффективность личностных результатов при выполнении профессиональной деятельности.

В случае, если специалист, подверженный синдрому эмоционального выгорания, своевременно не преодолеет это негативное состояние, оно может перерасти в профессиональную деформацию, проявляющуюся в нарушении целостности личности, ещё большему снижению защитных механизмов, ведущих к нарушению адаптации, не способности противостоять усиливающимся действиям губительных факторов. В конечном итоге всё это ведёт человека к саморазрушению.

Учитывая, что деятельность специалистов по социальной работе относится к числу помогающих профессий, представители которых особенно подвержены действию вышеописанных феноменов, соблюдение психогигиены – отнюдь не прихоть, а жизненно важное условие успешной профессиональной деятельности.

Среди многообразия факторов, способствующих предупреждению синдрома выгорания, можно выделить следующие:

— обеспечение социально-правовой защищённости специалистов, нередко подверженных реальной опасности в случаях общения с асоциальными, девиантными личностями;

— осознание специалистами необходимости принятия профессиональной психологической помощи;

—      развитие мотивации самосохранения;

— готовность к профессиональному самосохранению, самоизменению, саморазвитию;

—      творческий подход в деятельности;

—      общественное признание;

—      организация мониторинга психофизического здоровья.

Заметим также, что профессиональное самосохранение и саморазвитие специалиста возможно при соблюдении ряда условий:

1)   наличии осознанного сценария жизни и профессиональной деятельности;

2)    поддержании активной личностной и профессиональной позиции;

3) преодоление мотивов ложной самоактуализации, выражающейся в неосуществимых целях, фантазиях, как проявлении дезинтегрированного сознания;

4) знании, уважении и адекватном использовании собственных психофизических особенностей;

5) освоении индивидуально приемлемых и адекватных методов и приёмов преодоления отрицательных эмоциональных состояний.

Таким образом, внимательное отношение специалиста по социальной работе не только к собственному психическому состоянию, но и к любым негативным проявлениям со стороны коллег, способно предотвратить появление деструктивных эмоциональных состояний и сохранить позитивный настрой, высокую работоспособность.

Список литературы

  1. Беленко Н., Горянина В. Особенности негативных состояний социального работника в ситуациях взаимодействия с клиентами // Развитие личности: интернет-версия журнала. 2002. №1. С.29-56. URL: https://rl-online.ru/articles//3_4-01/202.html (дата обращения: 31.12.2015).
  2. Воробьев, В.С., Суханов, С.М. Особенности эмоциональных профессий [Текст] / В.С. Воробьев, С.М. Суханов. – М.: Дрофа, 2001. – 124 с.
  3. Молчанова, Л.Н., Никишина, В.Б., Ушакова, Т.А. Социально- психологическая детерминация синдрома профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа [Текст] / Л.Н. Молчанова, В.Б. Никишина, Т.А. Ушакова. – М: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 340 с.
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014. № 506. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

Источник