Синдром гиперактивности у детей с нарушением зрения

Синдром гиперактивности у детей с нарушением зрения thumbnail

Синдром гиперактивности у детей с нарушением зрения

      Работая
в школе, специалисты встречаются с разнообразными запросами клиентов. Очень  часто причиной обращения к психологу
становится чрезмерная двигательная активность ребенка, непоседливость,
импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти
признаки характеризуют гиперактивное поведение.

     Дети,
отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны
учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают;
не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют
сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами
ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже
неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют  окружающие 
предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно
разрешить возникшую ситуацию.

Гиперактивное
поведение детей отличается следующими признаками:

    • Часто
      наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться,
      вертится.
    • Встает
      со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно
      оставаться на месте.
    • Проявляет
      бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть,
      причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
    • Обычно
      не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
    • Находится
      в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили
      мотор».
    • Часто
      бывает болтлив.
    • Часто
      отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их  до конца.
    • Обычно
      с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
    • Часто
      мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Для
выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного
ребенка.   

Наверное,
в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте,
молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе
воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны
и безответствены. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные
предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто
обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Поведение
гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной
тревожностью, поэтому педагогу  и
родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от
другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение
тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является
источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Критерии первичной оценки проявления гиперактивности и тревожности у ребенка:

Критерии
оценки

Гиперактивный
ребенок

Тревожный
ребенок

Контроль
поведения

Постоянно
импульсивен

Способен
контролировать поведение

Двигательная  активность

Постоянно
активен

Активен
в определенных ситуациях

Характер
движений

Лихорадочный,
беспорядочный

Беспокойные,
напряженные движения

Анкета
для педагога

            В какой степени выражены нижеперечисленные
признаки у ребенка?

Проставьте
соответствующие цифры: 0 — отсутствие признака, 1- присутствие в незначительной
степени; 2- присутствие в умеренной степени, 3- присутствие в выраженной
степени.

Признаки

Баллы

  1. Беспокоен,
    извивается, как уж.
  2. Беспокоен,
    не может оставаться на одном месте.
  3. Требования
    ребенка должны выполнятся немедленно.
  4. Задевает,
    беспокоит других детей.
  5. Возбудимый,
    импульсивный.
  6. Легко
    отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.
  7. Не
    заканчивает работу, которую начинает.
  8. Поведение
    ребенка требует повышенного внимания учителей.
  9. Не
    старателен в учебе.
  10. Демонстративен
    в поведении (истеричен, плаксив).

Общее
число баллов

Если  результат 11 и более баллов для девочек и 15
и более балов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

    Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

    • дефицит активного внимания,
    • двигательная расторможенность,
    • импульсивность.

Критерии гиперактивности (схема наблюдения за ребенком):

Дефицит активного внимания

    • Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
    • Не слушает, когда к нему обращаются.
    • С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
    • Испытывает трудности в организации.
    • Часто теряет вещи.
    • Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
    • Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

    • Постоянно ерзает.
    • Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
    • Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
    • Очень говорлив.

Импульсивность. Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

    1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
    2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
    3. Плохо сосредоточивает внимание.
    4. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).
    5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, но одних уроках он успешен, на других — нет).

Синдром гиперактивности у детей с нарушением зрения

Чрезмерно активные дети с нарушением восприятия существенно отличаются от детей, которым свойственно «лишь» кратковременное внимание. Они не в состоянии хотя бы недолго посидеть спокойно, постоянно носятся туда-сюда, часто очень шумны и импульсивны. «Гиперактивные» дети, часто, в середине урока,  вдруг начинают прыгать или выкрикивать что-то, совершенно не относящееся к занятиям. Часто они «выпаливают» ответ прежде, чем учитель обратится к ним с вопросом. Поскольку степень сосредоточенности у них очень мала, они не усваивают большую часть того, о чем говорится на уроке, и часто отвлекаются на другие вещи, к примеру, на происходящее за окном класса.

Разумеется, это отражается на их школьных успехах. Для детей с СГДВ (и, соответственно, для их родителей) домашние задания превращаются в настоящее мучение: многие сидят часами над выполнением одного задания, так как они постоянно на что-то отвлекаются. Также при СГДВ характерны проблемы с грамотностью (дислексия) или со счетом (дискалькулия).

Эмоциональное состояние младших школьников, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется в их неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все эти проявления обусловливают низкую успеваемость детей в школе, несмотря на их, как правило, достаточно высокий интеллект. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом СНВГ не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

В подростковом возрасте у гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания, как правило, гиперактивность сохраняется. В это время школьники проявляют разные типы поведения, порой совершенно противоположные: как безынициативность и бездеятельность, так и готовность любое дело довести до конца. Поскольку в своей жизни они уже испытали достаточно неприятия со стороны окружающих и до сих пор продолжают его ощущать, у многих из них развивается депрессия, причем временами настолько сильная, что таким подросткам грозит опасность суицида.

По мере созревания структур головного мозга, примерно к 13-15 годам гиперактивность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут оставаться только суетливые движения у взрослого и/или неспособность зафиксироваться в одном положении на долгое время.

Источник

Жарикова Н.Л.,магистрант

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Миненкова И.Н., кандидат педагогических наук, доцент

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и зарубежным исследований 2,2 – 18%, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы [1].

Задачи своевременного выявления детей с СДВГ и построения коррекционных программ инициировали большое количество исследований (Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л., 2007; Заваденко H.H., 2005; Loe I.M., Feldman Н.М, 2007; Barkley R.A., 1998; Hinshaw S.P., 1994). Эти исследования, в основном, направлены на изучение СДВГ у детей нормально развивающихся и обходят стороной детей с различными формами дизонтогенеза, в частности, детей с нарушениями зрения. Риск школьной дезадаптации для детей с СДВГ и нарушениями зрения, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность средового подхода в решении данной проблемы определяют несомненную новизну разработки.

Дети с СДВГ и нарушениями зрения имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, имеют слабую успеваемость в школе за счёт недоразвития у них умений, обеспечивающих саморегуляцию деятельности, в том числе учебной [2]. Согласно данным проведённого нами констатирующего исследования для них характерны дефицит ряда компонентов планирования, регулирования и рефлексии собственной деятельности, несформированность самоконтроля и отсутствие установки на самоконтроль, негативная самооценка деятельности. В поведении это проявляется двигательной гиперактивностью, дефицитом концентрации внимания, отвлекаемостью и импульсивностью, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Одним из основных условий развития саморегуляции деятельности ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения является создание для него такой компенсирующей среды, в которой желательное поведение поддерживается немедленными вознаграждениями, а проблемное – сдерживается немедленными негативными последствиями. Это позволит значительно уменьшить количество проблем его поведения; предупредить вторичные осложнения, связанные с трудностями обучения; повысить качество жизнедеятельности ребенка во всех сферах (социальной, учебной, эмоциональной). Постепенно ребёнок будет приобретать способность самостоятельно и продуктивно решать проблемы, справляться с задачами возраста, успешно «переходить» из класса в класс.

Нами были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды для ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения. Для расширения круга пользователей, а также удобства поиска и работы с информацией указанные методические рекомендации оформлены в виде электронного справочника, созданного с помощью программы «CourseLab». Электронный справочник соответствует обычному информационному справочнику – он содержит весь необходимый материал для самостоятельного изучения педагогами и родителями детей с СДВГ и нарушениями зрения, который на электронных носителях поставляется пользователю. Разработанный электронный справочник в отличие от учебника или документа обеспечивает мощные иллюстративные возможности (использование картинок, анимаций, мультимедийных материалов, видео- и аудиороликов, Flash-роликов и т.п.). и интерактивность (представление информационного материала может изменяться в зависимости от действий пользователя).

Электронный информационный справочник – это тематически завершенный, структурированный информационный материал, который представляет собой упорядоченный набор информационных модулей, объединенных в 2 раздела (рис. 1).

Рисунок 1 – Структура электронного справочника

Содержание раздела «Особенности поведения и деятельности ребёнка с СДВГ» направлено на ознакомление пользователя с общей информацией о синдроме. Содержание второго раздела «Методические рекомендации по организации образовательной среды для ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения» направлено на ознакомление пользователя с тремя группами средовых условий: базовыми, специальными (разработанными для детей с СДВГ), специфическими (разработанными для детей с СДВГ и нарушениями зрения). Входящие в разделы информационные модули несут тематически завершённые части соответствующего информационного материала.

В процессе изучения модуля пользователь переходит от слайда к слайду. Слайд (интерактивная страница) – основная структурная единица информационного модуля, содержит раскрытие одной позиции (мысли, идеи) по теме информационного модуля.

Например, информационный модуль «Этиология и проявления СДВГ» несёт информацию о причинах и факторах развития СДВГ, симптоматике, вторичных нарушениях, и включает следующие слайды: «Определение», «Причины», «Симптомы», «Вторичные нарушения» (рис. 2).

Рисунок 2 – слайд модуля «Этиология и проявления СДВГ»

Информационный модуль «Особенности учебно-управленческих умений детей с СДВГ и нарушениями зрения» раскрывает особенности развития у них саморегуляции учебной деятельности соответственно пяти фазам управленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование, рефлексия), и, соответственно, состоит из пяти слайдов: «Особенности планирования», «Особенности организации», «Особенности контроля», «Особенности регулирования», «Особенности рефлексии» (рис. 3).

Рисунок 3 – слайд модуля «Особенности учебно-управленческих умений

детей с СДВГ и нарушениями зрения»

Информационный модуль «Рекомендации по организации образовательной среды для детей с СДВГ и нарушениями зрения» несёт информацию о способах модификации средовых ресурсов, необходимой для детей с СДВГ и нарушениями зрения. Модуль включает четыре слайда: «Предметные ресурсы», «Пространственные ресурсы», «Организационно-смысловые ресурсы», «Социально-психологические ресурсы» (рис. 4).

Рисунок 4 – слайд модуля «Рекомендации по организации образовательной

среды для детей с СДВГ и нарушениями зрения»

Использование электронного справочника для педагогов и родителей детей с СДВГ и нарушениями зрения расширит и уточнит общие знания об СДВГ, последствиях синдрома и мерах их профилактики в рамках средового подхода. Учёт изложенных в нём особенностей детей с СДВГ и нарушениями зрения, применение к сведению условий диагностики синдрома, выполнение предложенных рекомендаций по преобразованию среды обеспечит профилактику возникновения вторичных нарушений, в числе которых трудности в обучении, сложности во взаимодействии с окружающими, низкая самооценка. Выполнение предложенных рекомендаций является залогом повышения успешности учебной деятельности и взаимодействия с окружающими, формирования адекватной самооценки ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения.

Список цитированных источников:

1. Романчук, О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / О.И. Романчук – Пер. с украинского. – М.: Генезис, 2010.

2. Казеко, А.Г. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: диагностика и направления работы: учеб.-метод. пособие / А.Г. Казеко, И.Н. Миненкова. – Минск: БГПУ, 2011. – 76 с.



Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания

Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

Проявления СДВГ

Невнимательность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Неспособность сосредоточиться на деталях;
  • Ошибки по невнимательности;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Неспособность доводить задания до конца;
  • Низкие организаторские способности;
  • Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
  • Потери необходимых предметов при выполнении задания;
  • Отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать;
  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки

  • нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
  • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  • нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
  • неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
  • нарушения сна.

Перечисленные особенности поведения должны

  • появиться до 8 лет;
  • обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
  • не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
  • вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
  • не соответствовать возрастной норме.

В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.

Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребенку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьей;

– не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

– внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Источник