Синдром гиперактивности у детей научная статья

Синдром гиперактивности у детей научная статья thumbnail

Синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Причины и способы решения данной проблемы.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто от родителей можно услышать, что их ребенок такой гиперактивный (синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ)), что ничего с ним поделать нельзя. Но, возможно, малыш просто активный, а мнимая гиперактивность это недостаток внимания со стороны родителей.

Активный ребенок много и быстро говорит, задает много вопросов, но с интересом выслушивает,то что ему отвечают.

Гиперактивный ребёнок говорит очень много и быстро, задает множество вопросов, но совершенно не интересуется и не выслушивает ответ, перебивает собеседника, игнорирует его обращения.

У активного ребёнка проблем ни со сном, ни с едой, как правило, не замечается.

Гиперактивного ребенка уложить спать колоссальные усилия. Кроме этого, у него могут наблюдаться частые расстройства желудка и аллергии.

Активный ребенок может менять свое поведение в зависимости от ситуации.

Гиперактивность ребёнка проявляется везде, независимо от того, в каком месте он находится.

Активный ребёнок чаще всего не агрессивный, он сам не провоцирует скандалы, но при конфликте сдачу дать может.

Гиперактивному ребёнку свойственно затевает драки и конфликтные ситуации на пустом месте, при этом в ход могут пойти не только кулаки, но и камни с палками.

Так же у гиперактивного ребёнка наблюдаются трудности с освоением учебной программы.Он нервный, суетливый, он совершает поступки импульсивно, при этом сам не может объяснить, почему сделал так, а не иначе. Из-за эмоциональной нестабильности ребёнок может часто плакать без явного повода.

При этом важно отметить, что гиперактивный ребенок не успокоится, если на него кричат или уговаривают.

Способы разрешения данной проблемы.

Коррекция гиперактивности заключается в соблюдении нескольких важных правил:

1.Гиперактивному ребёнку нужно давать четкие указания, если мама будет намекать ему на что-то в надежде, что он догадается, результата не будет. В воспитании такого ребёнка должна прослеживаться ясность, конкретика и последовательность. Но при этом нельзя лишать ребенка выбора. Если мама или папа в приказном тоне будут от него что-то требовать, не говоря о возможных вариантах, то ничего положительного они не получит, но истерика и нервные припадки обеспечены.

2.Родители должны приучать своего ребёнка делать все последовательно. К примеру, сначала убрать посуду со стола, а потом ее помыть, а не прямо со стола брать и мыть тарелки. Данное правило, направлено на то что бы скорректировать поведенческие особенности ребёнка таким образом что бы он начиная какую либо деятельность, обязательно её заканчивал, а не переключался на другую.

3.Что касается двигательной активности, то родители должны выбирать для своего ребёнка такие игры, чтобы в них отсутствовал элемент соревнования. Больше пользы могут принести такие виды деятельности как плаванье, лыжный спорт, катание на велосипеде.

4..Метод кнута и пряника в данной ситуации уместен. Мама должна поощрять ребенка за его хорошие поступки, чтобы он понимал, что слушаться взрослых— это правильно и это нужно. Откладывать поощрение нельзя. Сделал малыш хорошее дело — хвалите его. Но за непослушания должно последовать обязательное наказание.

Например дома мама может ограничить его в чем-то. К примеру, если ребенок плохо себя вел с детками на площадке, то вечерние игры за компьютером отменяются.

Нельзя ребенка наказывать при посторонних!

Режим дня гиперактивного ребёнка.

Гиперактивным детям довольно сложно придерживаться какого-нибудь распорядка. Такие дети подолгу не могут уснуть, а утром их очень сложно разбудить. Поэтому родителям придется приложить немало усилий, чтобы ребенок научился вовремя засыпать и просыпаться.

Для начала нужно выбрать время утреннего подъема, чтобы ребенок успел собраться в садик или школу. Ни в коем случае не кричите с утра на ребёнка, что ему пора вставать.

Процесс пробуждения можете начать с легкого поглаживания по голове.

Проснуться помогают любимые песни, так что можете включить, музыку или телевизор.

Также необходимо четко установить время завтрака.

Важно, чтобы ребенок питался в одно и то же время.

Если после пробуждения ребенок долгое время ходит вялым и сонливым, то первый прием пищи лучше отложить на час-полтора, а это время используйте для утренней зарядки.

Обязательно уделяйте время продолжительным прогулкам.

Несколько часов гиперактивный ребенок должен находиться на улице. Не судите его строго, пусть он бегает, скачет, гоняет голубей и пачкается. Таким образом, он выплескивает скопившуюся энергию наружу. При составлении режима для своего ребенка самое важное – это систематичность. Старайтесь придерживаться его на протяжении длительного времени, пока у ребенка не закрепятся привычки.

Так же все умственные и физические нагрузки гиперактивный ребёнок должен делать в первой половине дня, желательно утром, когда малыш не устал.

Если родители не могут обеспечить нагрузку именно в перовой половине дня, то им необходимо снизить нагрузку во второй половине дня. Так как организм работая на пределе, во второй половине дня пытается сделать определённые дела максимально быстро и эффективно, при этом используя все ресурсы и подключая все источники энергии организма для завершения этих дел что бы после отдохнуть. И если такой цикл повторяется день ото дня то организм со временем привыкает искать энергию именно во второй половине дня, что ведёт к состоянию постоянного возбуждению нервной системы, при этом мешая ребёнку отдыхать¸ высыпаться что вызывает синдром гиперактивности.

Самое главное общение с ребёнком!

Общаясь с ребёнком, мама должна быть предельно спокойна и хладнокровна. Особенно это касается ситуаций, когда малыш истерикой и криком пытается чего-то добиться. Но отстраняться от ребенка нельзя, несмотря на свою стойкость, мама должна показывать малышу свою любовь, чтобы он понимал, что мама это делает, потому что любит его.

Источник



Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка? Такие вопросы родители и педагоги часто задают психологу? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

Импульсивностьэто особенность поведения человека (или — в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.

Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Однако нельзя говорить об импульсивности как об изолированном проявлении эмоциональных нарушений. Импульсивность является одним из проявлений синдрома дефицита внимания / гиперактивности (гипер — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы, а слово «активный» означает «действенный», «деятельный»).

В психологическом словаре внешними проявлениями гиперактивности указываются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникающее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут-то и должны прийти на помощь воспитатель и психолог, которые — только в тесном контакте с родителями — могут научить ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы взаимодействия могут способствовать формированию у ребёнка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.

Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Он стремится успеть как можно больше, однако эта торопливость не носит продуктивного характера. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход.

Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый — это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность — это болезнь, которую необходимо лечить.

Всё чаще специалисты говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, который определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами): невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у такого ребёнка повышен мышечный тонус. Он изо всех сил старается освободиться от пелёнок и плохо успокаивается, если его пытаются туго запеленать или даже надеть на него стягивающую одежду. Могут наблюдаться частые неоднократные, немотивированные рвоты. Не срыгивания, характерные в младенчестве, а именно рвоты, что служит признаком расстройства нервной системы. В данном случае важно не спутать их с пилоростенозом — проблемой желудка, не способного принять много пищи. Поэтому прежде чем ставить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом.

Гиперактивные дети на протяжении первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте. Жаре, холоду и т. д. В два — четыре года у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть.

Такой ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усугубляется неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка — характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью — получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное — гиперактивный ребёнок становится лидером в коллективе.

Важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьёзные травмы. Часто у них появляются подёргивания и тики.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт». В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к психологу или невропатологу. Согласитесь: ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно только убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста. Часто взрослые считают, что ребёнок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.

С первых же дней обучения в школе ребёнку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребёнку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определённые правила и следовать инструкциям. Для этого можно использовать следующий приём. Когда воспитатель даёт детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребёнка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно ещё для начала работы обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

В процессе работы, если ребёнок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например «Советы самому себе». В тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более 10 слов. В противном случае ребёнок всё равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен чётко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребёнку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что всё для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него всё получится. Вы верите в это.

Правила поведения педагога сгиперактивным ребёнком:

− «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

− применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

− рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

− давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);

− хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Основные термины (генерируются автоматически): взрослый, ребенок, педагог, первое, правило, импульсивность, родитель, сверстник, свод правил, синдром дефицита внимания.

Источник



В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), воспитание, образование и обучение особых групп лиц

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — расстройство развития, открытое сравнительно недавно и поэтому недостаточно изученное: до сих пор ведутся дискуссии не только об основных особенностях, но иногда и о самом существовании такого нарушения. Хотя возрастающий интерес к вопросам, связанным с СДВГ, очевиден, в настоящее время часто можно встретить педагогов, недостаточно информированных о данном расстройстве и особенностях воспитания и обучения, связанных с ним. Так, на основании мониторинга сообщений родителей в ведущих российских интернет-сообществах, посвященных проблемам СДВГ [3; 5}, можно прийти к выводу о том, что найти хорошо разбирающегося в данной теме педагога, готового и способного помогать такому ребенку и сотрудничать с его семьей, очень трудно (причем, во многих регионах эта проблема является более распространенной, чем в Москве и Санкт-Петербурге).

В связи с этим, хотелось бы уделить внимание важнейшим особенностям детей с СДВГ.

Существуют диагностические критерии (МКБ, DSM), на основании которых врач может установить диагноз СДВГ, есть множество определений того, что представляет собой данное расстройство. Можно остановиться на простом и наиболее кратком из определений: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это нейробиологическое расстройство, проявляющееся несоответствующем возрасту поведении в двух областях нейропсихологического развития:

1) внимание;

2) гиперактивность/импульсивность» [4].

При этом, важно отметить то, что, во-первых, это — особое нарушение внимания, а именно — расстройство способности сосредотачиваться и поддерживать деятельность (расстройство способности удерживать свое внимание на деятельности, пока она не будет закончена); во-вторых — «гиперактивность/импульсивность» представляет собой, прежде всего, нарушение способности себя останавливать (сдерживать); в-третьих — причинами СДВГ не могут быть психосоциальные факторы (такие, как плохое воспитание, психологические травмы, неправильное питание, увлечение компьютерными играми и т. д. — все это не приводит к появлению у ребенка СДВГ, хотя может усугубить и без того проблемное поведение).

В чем такие дети будут испытывать наибольшие затруднения (в отличие от многих сверстников, для которых все нижеперечисленное будет не только несложным, но и часто «само собой разумеющимся»)?

1) Из-за нарушения внимания для ребенка с СДВГ наиболее сложно (почти невозможно):

− сосредоточиться (особенно во время выполнения какой-либо задачи);

− помнить и чувствовать, что он делает, во время выполнения нужной задачи;

− противостоять отвлекающим факторам (внутренним и внешним);

− возвратиться к прерванной задаче;

− довести до конца начатое дело (мотивировать себя, планировать свою деятельность, чувствовать время);

2) из-за импульсивности такому ребенку также очень трудно:

− контролировать свои эмоциональные реакции;

− не быть слишком импульсивным в принятии решений;

− учитывать последствия своих поступков;

− сдерживать свою двигательную и речевую активность — избыточные, не относящиеся к выполняемому делу, движения или речь (данное проявление с возрастом существенно снижается, превращаясь во внутреннее чувство беспокойства при высоком уровне утомляемости).

Кроме того, родителям и педагогам, сталкивающимся с нарушениями поведения ребенка с СДВГ, необходимо знать, что он ведет себя так:

− не потому, что он «невоспитан», «избалован», «ленив»;

− не потому, что «хочет рассердить», «довести», «сделать назло»;

− не потому, что «не знает, или не понимает, как нужно себя вести»;

− не потому, что «не хочет вести себя правильно» и не потому, что «хочет вести себя плохо» (в кавычках приведены фразы, которые часто можно услышать от педагогов и родителей).

Напротив, ребенок с СДВГ не может справиться со своим расстройством — причиной нарушения поведения. Он нуждается, прежде всего, в понимании и помощи.

Важно отметить то, что СДВГ относится к так называемым «спрятанным расстройствам» — ребенок выглядит, как обычные здоровые дети, но слишком часто, вдруг, начинает вести себя неприемлемым образом, из-за чего в его жизни возникает множество проблем. В таких случаях поведение действительно невоспитанного, педагогически запущенного ребенка и ребенка с СДВГ могут внешне ничем не отличаться, что вводит взрослых в заблуждение. Однако существенная разница будет в том, что педагогические меры воздействия в первом случае будут эффективны (плохо воспитанный, но здоровый ребенок без СДВГ может себя контролировать, если захочет, или от него строго потребуют). Во втором случае эффект от попытки воздействовать на ребенка известными традиционными способами (критика, замечание, наказание и т. д.) будет практически нулевым.

Это не значит, что поведение ребенка с СДВГ совсем невозможно изменить, но необходима длительная, постоянная сложная работа, требующая большого терпения и самоотдачи взрослых.

С наиболее ярко выраженными трудностями ребенок с СДВГ сталкивается, поступая в школу. В этой связи хотелось бы привести здесь слова детского психотерапевта Е. К. Осина о том, что СДВГ — расстройство, нарушающее способность к исполнению сложных, длительных, отложенных во времени задач. Учеба и выполнение домашних заданий — именно такие задачи. Поэтому люди с СДВГ нуждаются в помощи в обучении так же, как люди с нарушениями движения нуждаются в палочках или инвалидных креслах [4].

Но дети с СДВГ поступают, как правило, в общеобразовательные школы по месту жительства, где педагоги, во множестве случаев, не обучались работе с такими детьми, а учителей-дефектологов нет. На основании данных, которые можно найти в архиве упомянутых выше интернет-сообществ родителей детей с СДВГ, можно сделать вывод о том, что школьные психологи также не всегда имеют возможность или время помочь такому ребенку и его семье. Таким образом, чаще всего решать связанные с СДВГ проблемы ребенка в школе приходится его родителям (которые также во многих случаях нуждаются в помощи, не имеют достаточно времени и сил, мало информированы о расстройстве своего ребенка и т. д.).

Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие актуальные проблемы, требующие скорейшего решения:

− низкая информированность педагогических работников о ключевых проблемах и вопросах, связанных с СДВГ у детей (в результате возможно непонимание такого ребенка, негативное отношение к нему и другие, более тяжелые последствия);

− не менее низкая информированность большинства родителей детей с СДВГ о тех же проблемах (самостоятельный хаотичный поиск информации, например, в Интернете, может привести к тому, что человек столкнется с различными «мифами», информационным шумом; в результате — также часто возможно непонимание, неприятие ребенка, незнание того, что нужно предпринять, к кому обратиться за помощью и др.);

− проблемы с возможностью получения семьей ребенка бесплатной квалифицированной помощи специалистов (дефектологов, психологов и др.);

− предъявление к детям с СДВГ в школе таких же требований и критериев оценивания, как и к здоровым их сверстникам, без учета особенностей и возможностей каждого ребенка, вызванных его расстройством;

− кроме того, современные школьные программы (прежде всего, начальной школы) и организация учебного процесса в соответствии с ними, ориентированы на здоровых обучающихся и не предполагают учета особенностей детей с СДВГ (таких, как сложность долго сидеть за партой, заниматься монотонным трудом в течение урока, повышенная утомляемость, отвлекаемость и т. д.) — в результате тяжело и такому ребенку, и педагогу, который в этих условиях не имеет возможности уделять слишком много внимания обучающемуся с СДВГ в ущерб остальным;

− отношение родителей одноклассников к ребенку с СДВГ и его семье, как правило, негативное (позиция, которая может быть выражена словами: «Ваш ребенок мешает учиться нашим детям», «Ваши проблемы не должны нас касаться» и т. п.). Понимание, сочувствие, взаимопомощь родителей встречаются гораздо реже.

Несмотря на существование названных проблем, в сложившихся условиях педагоги могут сделать очень многое для их решения.

Знание и применение основных (простейших) принципов работы с детьми с СДВГ, формирование в классе положительного отношения детей друг к другу (хотя бы призыв к такому отношению), разъяснение родителям одноклассников необходимости взаимовыручки, а не конфронтации, привлечение помощи школьного психолога, контакт (в идеале — сотрудничество) с родителями ребенка — только эти названные шаги уже способны существенно улучшить жизнь как ребенка с СДВГ, так и тех, кто его окружает, в том числе и самого педагога.

Можно привести в качестве примера некоторые приемы работы с детьми с СДВГ (с учетом их особенностей):

− частичная (дозированная) передача ребенку знания о том, что представляет собой СДВГ (для того, чтобы справиться, нужно знать с чем);

− поощрение ребенка (хвалить за степень усилия, а не за результат), желательно использовать такие средства, как система наклеек, жетонов (накопление определенного количества которых соответствует, например, отличной отметке);

− задания, которые даются ребенку, должны быть разделены на несколько этапов (можно использовать карточки, картинки, схемы, список);

− у ребенка перед глазами могут быть правила поведения, алгоритм решения задачи и т. п.;

− при обучении ребенка с СДВГ, желательно предоставлять ему определенные льготы — увеличение времени на выполнение заданий, разрешение отдохнуть, встать (лучше — направить желание двигаться в нужное русло — попросить стереть с доски, раздать карточки, тетради и т. д.);

− использование визуального таймера — например, «Time timer» — обычный или приложение на мобильном устройстве, песочные часы — это необходимо ребенку, с СДВГ, т к. у него нарушено чувство времени;

− вместо критики ребенка — обозначение проблемы, обсуждение возможных решений; при этом необходимо выслушать его (это не изменит сразу его поведение, но улучшит взаимоотношения с ним);

− обращение внимания на успехи, сильные стороны; обучение ребенка смотреть в будущее позитивно, с надеждой на лучшее;

− создавать ситуации, в которых ребенок будет оказывать помощь другим и многое другое.

Таким образом, соглашаясь с мнением ряда исследователей, хотелось бы подчеркнуть, что СДВГ — это, прежде всего, расстройство исполнительной функции (расстройство выполнения тех задач, которые ставит себе человек).

Поэтому, помогая ребенку с СДВГ справиться с трудностями в обучении, необходимо учитывать его особенности; важно использовать те приемы работы, которые в основном направлены на создание внешней мотивации, внешнего контроля над деятельностью. В дальнейшем, со временем, постепенно формируется внутренняя мотивация, а также способы и навыки самоконтроля.

Литература:

  1. Бурачевская О. В. Организация коррекционно-развивающего и образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 264–268.
  2. Набойченко Е. С., Абшилава Э. Ф. Этиология, патогенез и клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности в различные периоды онтогенеза // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etiologiya-patogenez-i-klinicheskie-proyavleniya-sindroma-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-v-razlichnye-periody-ontogeneza
  3. Наши невнимательные гиперактивные дети. Международный форум родителей детей с СДВГ [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.sdvg-deti.com/
  4. Осин Е. К. СДВГ у детей и подростков: семинар // МООР «Импульс», М., 2014 [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mB-gg6pzg6o
  5. Сайт Межрегиональной общественной организации родителей детей с СДВГ «Импульс» [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://sdvg-impuls.ru/
  6. Стрункина А. К., Иванова В. А. Перспективы использования метода игротерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Международный журнал экспериментального образования. / Отв. ред М. Ю. Ледванов. М.: 2015. № 12. С. 391–395.
  7. Ясюкова Л. А. Как помочь гиперактивному ребенку. Вестник практической психологии образования. М.: МГПУ, 2012. № 2. С. 64–67.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, расстройство, проблема, прием работы, обучение ребенка, время выполнения, расстройство способности, время, DSM.

Источник